Приложение 2.23
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП 02. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «ОП 02. Основы
педагогики» ........................................................................................................................................ 3
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы................................... 3
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ................................................................... 3
2. Структура и содержание дисциплины......................................................................................... 5
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ....................................................................................... 5
2.2. Содержание дисциплины ........................................................................................................... 6
3. Условия реализации дисциплины .............................................................................................. 12
3.1. Материально-техническое обеспечение ................................................................................. 12
3.2. Учебно-методическое обеспечение ........................................................................................ 12
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ........................................................... 14
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП 02. Основы педагогики»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.02 Основы педагогики»: формирование базовых представлений
о педагогике как о науке, овладение основными характеристиками педагогики, ее категориями, изучение образование как общественное явление и как целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Дисциплина «ОП.02 Основы педагогики» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения
образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3
ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК.01
ОК.02
Уметь
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части
определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и смежных
сферах
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника)
определять задачи для поиска
информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в
перечне информации
оценивать практическую значимость результатов поиска
оформлять результаты поиска,
применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач
Знать
актуальный профессиональный
и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить
структуру плана для решения
задач, алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях
основные источники информации и ресурсы для решения задач
и/или проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
методы работы в профессиональной и смежных сферах
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации, современные
средства и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств
ОК.09
Предметные
результаты
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые
профессиональные темы; участвовать в
диалогах
на
знакомые
общие
и профессиональные темы;
строить простые высказывания
о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснять свои действия (текущие
и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования;
проектировать цели и задачи обучения, воспитания;
определять педагогические возможности различных методов, приемов,
форм организации обучения, воспитания
правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы;
основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной направленности
взаимосвязь педагогической науки
и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в
обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания
особенности содержания и организации педагогического процесса в
условиях разных типов образовательных организаций на различных уровнях образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические
возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия
развития мотивации и способностей в
процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и
школьной дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их
систематику и статистику;
особенности работы с одаренными
детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к
целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога
2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины
Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме (экзамен)
Всего
Объем в
часах
72
2
6
78
В т.ч. в форме
практ. подготовки
34
2
6
42
2.2. Содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
Объем, ак. ч. /
в том числе
в форме практической подготовки,
ак. ч.
Раздел 1. Общие основы педагогики
38
22
Тема 1.1 Педагогика как наука
Содержание
8
6
1. Объект, предмет, задачи, методы педагогики как науки
2. Структура педагогики. Основные понятия педагогики.
3. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
4. Источники педагогики
5. Этапы возникновения и развития педагогики
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 1. Составление тезауруса категорий педагогики.
Анализ учебных материалов о роли педагогического знания в жизни человека
Практическое занятие 2. Анализ учебных материалов и разработка логических схем «Система педагогических наук», «Связь педагогики с другими
науками».
Практическое занятие 3. Составление таблицы этапов развития педагогики, формулировка выводов.
Содержание
1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
2. Профессионально-личностные качества и способности педагога.
3. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога - профессионала.
4. Характеристика педагогической деятельности.
2
Тема 1.2 Педагог
как субъект образовательного
процесса
Коды компетенций,
формированию которых способствует элемент программы
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
2
2
10
2
6
ОК 01, ОК 02, ОК 09
Тема 1.3 Ребенок
как субъект образовательного
процесса
5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель): характеристика основных положений.
6. Аттестация и повышение квалификации педагогических работников.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 4. Анализ Профессионального стандарта педагога.
Практическое занятие 5. Определение уровня развития собственных профессионально-личностных качеств и педагогических способностей. Разработка рекомендаций собственного профессионального роста.
Практическое занятие 6. Ознакомление с сайтами образовательных организаций, образовательными платформами по дополнительному профессиональному образованию педагогов.
Содержание
1. Понятия: личность, индивид, развитие.
2. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка.
3. Общение и деятельность как факторы развития личности.
4. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
5. Педагогическая возрастная периодизация.
6. Дифференцированный и индивидуальный подход в образовательном
процессе.
7. Инклюзивное образование: понятие, задачи, принципы и формы инклюзии в образовательной организации. Современные проблемы внедрения
инклюзивного образования и пути их решения.
8. Обзор технологий инклюзивного образования (А.Г. Ривина, И.Унт, А.С.
Границкой, В.Д. Шадрикова и др.)
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 7. Применение знаний о роли факторов в развитии
личности ребенка, возрастной периодизации в практических ситуациях.
Анализ методов и условий построения образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей ребенка. Решение педагогических
задач на определение цели и вариантов дифференцированного подхода в
2
2
2
2
6
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
2
образовании, в том числе в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 1.4 Педаго- Содержание
гическое иссле1. Понятие педагогического исследования
дование
2. Этапы педагогического исследования
3. Методы педагогического исследования
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 8. Выбор методов исследования в соответствии с
параметрами методологического аппарата. Подбор отдельных методов педагогического исследования на основе практических ситуаций
Тема 1.5 Целост- Содержание
ный педагогиче- 1. Сущность целостного педагогического процесса
ский процесс
2. Закономерности целостного педагогического процесса
3. Принципы построения целостного педагогического процесса
4. Структура педагогического процесса
5. Этапы педагогического процесса
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 9. Анализ проявления закономерностей педагогического процесса на основе практических ситуаций.
Практическое занятие 10. Анализ практических ситуаций педагогического процесса в разных видах образовательных организаций.
Тема 1.6 Образо- Содержание
вательная среда
1. Сущность образовательной среды
2. Функции образовательной среды
3. Компоненты образовательной среды
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 11. Анализ развивающей предметно-пространственной среды образовательной организации на примере конкретной образовательной организации.
Раздел 2. Дидактика (Теория обучения)
Содержание
4
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
6
2
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
2
4
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
12
2
6
-
Тема 2.1 Теорети- 1. Сущность дидактики как науки об обучении. Современные представлеческие
основы ния о сущности обучения. Двусторонний характер процесса обучения.
Обучающая, развивающая и воспитательная функции обучения, их взаиобучения
мосвязь.
2. Закономерности и принципы обучения
3. Современные дидактические концепции.
Тема 2.2. СодерСодержание
жание и органи1. Целеполагание как компонент организации процесса обучения и как
зация обучения
процесс выработки цели. Технология образовательного целеполагания.
2. Содержание обучения: сущность, компоненты. Нормативно-документационное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения: ФГОС
ДО, ФОП ДО.
3. Методы и приемы обучения, их взаимосвязь. Различные подходы к классификации методов обучения, характеристика методов обучения. Критерии выбора методов и приемов обучения.
4. Средства обучения. Классификация средств обучения, их характеристика. Критерии выбора средств обучения.
5. Формы обучения. Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая,
коллективная. Характеристика различных форм обучения. Критерии выбора форм обучения и форм организации деятельности обучающихся.
6. Контрольно-оценочная деятельность педагога. Виды контроля и формы
его организации в обучении. Способы определения достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 12. Постановка целей и задач обучения по заданной теме и содержанию обучения в соответствии с теорией образовательного целеполагания А.В. Хуторского.
Практическое занятие 13. Оценка постановки цели и определения планируемых результатов обучения на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
Практическое занятие 14. Реализация обучения в практике педагога через решение педагогических задач. Использование форм и методов обучения в практике педагога в практических ситуациях
2
10
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
6
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
2
2
2
Раздел 3. Теория воспитания
Содержание
Тема 3.1 Теорети1. Сущность процесса воспитания, его особенности.
ческие
основы
2. Закономерности и принципы воспитания.
воспитания
4. Структура процесса воспитания.
Тема 3.2 СодерСодержание
жание и органи1. Цель и задачи воспитания. Факторы, определяющие цель и задачи восзация воспитапитания.
ния
2. Содержание воспитания: сущность, компоненты. Нормативно-документационное обеспечение процесса воспитания: ФГОС ДО, ФОП ДО.
3. Методы воспитания: понятие, классификация, характеристика. Критерии выбора методов воспитания.
4. Средства воспитания: понятие, классификация, характеристика. Критерии выбора средств воспитания.
5. Формы воспитания: понятие, классификация, характеристика. Критерии
выбора форм воспитания.
6. Оценка уровня воспитанности детей.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 15. Использование средств и методов воспитания
через решение педагогических задач.
Практическое занятие 16. Использование форм организации воспитания
через решение педагогических задач.
Практическое занятие 17. Анализ педагогических ситуаций, подбор способов оценки воспитанности детей и разработка рекомендаций по воспитанию.
Раздел 4. Управление образовательными системами
Тема 4.1 Система Содержание
образования
в 1. Структура системы образования в РФ, виды и уровни образования.
РФ. Непрерыв- Формы получения образования и формы обучения.
ность образова- 2. Принципы государственной политики в области образования в РФ. Нения как принцип прерывное образование как принцип государственной политики.
12
2
2
6
-
10
2
6
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
2
2
2
6/2
8
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
государственной
политики.
3. Права, обязанности и академические свободы педагогических работников в сфере профессиональной деятельности, гарантии их реализации. Ответственность педагогических работников.
4. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Вариативное образование в РФ.
5. Реализация приоритетных направлений на уровне региона: региональные программы и проекты.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 18 Анализ положений ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Практическое занятие 19. Анализ одной из программ или проектов (на
выбор в области образования, относящихся к приоритетным направлениям
развития образования.
Содержание
1. Факторы и условия функционирования образовательной организации
как педагогической системы.
2. Структурные и функциональные компоненты управления образовательной организацией
Тема 4.2. Образовательная организация как педагогическая система и объект
управления
Самостоятельная работа
Разработка буклета «Федеральный проект «…» (на выбор).
Промежуточная аттестация
Всего:
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2
6
78
3. Условия реализации дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности.
Мастерская по компетенции «Дошкольное образование», оснащенная необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1.
Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. –
2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 246 с.
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2020. – 377 с.
2.
История педагогики и образования: учебник для среднего профессионального
образования / А.И. Пискунов и др.; под общ. ред. А.И. Пискунова. – 4-е изд., перераб. и доп.
– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 452 с.
3.
Левшунова Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное образование:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.А. Левшунова и др. – Красноярск – Лесосибирск, 2017. – 114 с.
4.
Педагогический словарь/ Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
5.
Подласый И.П. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / И.П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 576
с.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов, Э.В. Онищенко. - М.: Издательский центр
«Академия», 2016. – 368 с.
8.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022
г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
12.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. Издательский центр «Академия», 2013. – 496с.
13.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ.
14.
Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т.В. Фуряева. – 2-е изд. – М.: Издательство
Юрайт, 2020. – 176 с.
15.
Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.
/ А.В. Хуторской. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1. Общие компетенции
Код
ОК
Критерии оценки результата
(показатели освоенности компетенций)
ОК.01
знание более одного способа решения
профессиональной задачи;
аргументация выбора конкретного способа
ОК.02
соответствие найденной информации заданной теме (задаче);
владение разными способами представления информации;
результативность и оперативность поиска информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
объективный анализ найденной информации;
использование широкого спектра современных источников информации, в том
числе Интернета при решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития
эффективность поиска необходимой информации в российских и зарубежных источниках: нормативно- правовой документации, стандартах
объективность анализа и эффективность
применения в профессиональной деятельности информации, содержащейся в документации профессиональной области
ОК.09
Методы оценки
Кейс-задачи
Устный опрос
Тестирование
Экспертное наблюдение за профессиональным поведением обучающегося в ходе учебного занятия
Устные выступления с презентацией
Реферирование профессионального текста
Защита проектов
Реферирование научного текста
Защита траектории профессионального роста
Экспертное наблюдение за выполнением работ
Оценка
соблюдения
правил
оформления документов и построения устных сообщений на
государственном языке Российской Федерации
Реферат.
Отчет по научно-исследовательской работе студентов.
Кейс-метод.
4.2. Предметные результаты
Показатели освоенности
компетенций
Знает:
Знание взаимосвязей педагогивзаимосвязь педагогической ческой науки и практики
науки и практики, тенденции Знание значения и логики целеих развития
полагания в обучении
Результаты обучения
Методы оценки
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности
принципы обучения и воспитания
особенности содержания и организации
педагогического
процесса в условиях разных
типов образовательных организаций на различных уровнях
образования
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения
психолого-педагогические
условия развития мотивации и
способностей в процессе обучения, основы развивающего
обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и
воспитания
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации
понятие нормы и отклонения,
нарушения в соматическом,
психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их
систематику и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения
средства контроля и оценки
качества
образования,
психолого-педагогические
основы
оценочной
деятельности педагога
Умеет:
находить и анализировать информацию, необходимую для
решения профессиональных
Знание принципов обучения и
воспитания
Знание особенностей организации педагогического процесса в
условиях разных типов образовательных организаций
Знание форм, методов и средств
обучения и воспитания
Знание основ развития мотивации;
Знание основ развивающего
обучения
Знание педагогических условий
школьной дезадаптации
Знание норм, отклонений, нарушений в соматическом, психическом, речевом, интеллектуальном развитии ребенка
Знание особенностей работы с
одаренными детьми;
Знание особенностей работы с
детьми с особыми образовательными потребностями;
Знание особенностей работы с
детьми с девиантным поведением;
Знание приемов привлечения
учащихся к целеполаганию
Знание средств контроля и
оценки
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности
и навыков получения
нового знания каждым
обучающимся
Оценка
ответов
в устной/письменной
форме
Экзамен
Умение анализировать информацию;
Владение приемами составления планов профессионального
Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы
педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования,
тенденциях его развития и
направлениях реформирования;
проектировать цели и задачи
обучения, определять педагогические возможности различных методов, приемов, форм
организации обучения, воспитания.
самообразования и саморазвития;
Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям
Владение навыком ориентирования в современных проблемах
образования;
Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям
Формулирует цели и задачи обучения с учетом заданных условий (возраст обучающихся,
тема, содержание материала,
направление воспитания и доминирующие культурные потребности)
Выделяет педагогические возможности различных методов,
приемов, форм организации
обучения и воспитания
с учетом заданных условий
Мониторинг роста
уровня.
самостоятельности и навыков
получения
нового
знания каждым обучающимся
Оценка ответов в
устной/письменной
форме
Экзамен