ООД.11 ОБЗР

Приложение 2.11
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.11 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА РОДИНЫ

2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности и защита родины» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование.

Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Ревдинский педагогический
колледж»

Разработчик:
Погадаев Александр Сергеевич, преподаватель ГАПОУ СО «РПК»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА
РОДИНЫ» ......................................................................................................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .........16
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА РОДИНЫ ...............................................................................27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА РОДИНЫ ...............................29

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности
и защиты Родины» направлено на достижение следующих целей:
 формирование личности с высоким уровнем культуры и мотивации ведения
безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
 достижение обучающимися базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества
в формировании полноценной личности безопасного типа;
 подготовку обучающихся к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины»
является обязательной частью общеобразовательного цикла ОПОП-П по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
В результате изучения литературы у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображенными в литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литературы народов
России;
4

 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их
воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде, отраженным в художественных произведениях;
 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов
России, в том числе с использованием литературных произведений;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
литературы;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
литературе;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей оценкой поведения
и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе
при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность в процессе литературного образования;
5

 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учетом осмысления опыта литературных
героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литературы народов
России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием изученных и
самостоятельно прочитанных литературных произведений;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
6

 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая
собственный читательский опыт.
Метапредментые результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и
обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историколитературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
использованием собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с использованием
художественных произведений; способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 осуществлять различные виды деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

7

 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в том числе
читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или
иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад,
реферат, аннотация и другие) с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
литературы и во внеурочной деятельности по предмету "Литература";
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
опираясь на примеры из литературных произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
 развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения
свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
8

 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной
литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
 оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
 признавать свое право и право других людей на ошибку в дискуссиях на
литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания
по литературе.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по учебному предмету "Литература";

9

 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты:
По учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» требования к
предметным результатам освоения базового курса по основам безопасности и защиты
Родины должны отражать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской
обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты
государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки (включая
общевоинские уставы, основы строевой, тактической, огневой, инженерной, военномедицинской и технической подготовки), правилах оказания первой помощи в условиях
ведения боевых действий, овладение знаниями требований безопасности при обращении со
стрелковым оружием;
5) сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии
оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
6) сформированность представлений о применении беспилотных летательных
аппаратов и морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения
современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
7) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях,
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечении законности и правопорядка;
8) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
9) сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в
10

социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных
ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях;
10) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения. Знание правил безопасного поведения на
транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
11) овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде;
умением применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности,
ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
12) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей
граждан в области пожарной безопасности;
13) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных
и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность
представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о
необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного
характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
14) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им;
15) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
16) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма,
терроризма; овладение знаниями о роли государства в противодействии терроризму;
умение различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при
объявлении разного уровня террористической опасности, при угрозе совершения
террористического
акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической операции. Требования к предметным результатам освоения
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья базового курса "Основы
безопасности и защиты Родины" определяются с учетом особенностей их
психофизического развития, состояния здоровья, особых образовательных потребностей.
Содержание дисциплины «Основы безопасности и защита Родины» направлено в
том числе на формирование следующих общих компетенций:

11

Код
компетенции

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

ОК 02

Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения

Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать
задачу
и/или
проблему
и выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы
для
решения
задач
и
проблем
в профессиональном и/или социальном контексте
алгоритмы
выполнения
работ
в профессиональной и смежных областях
методы
работы
в
профессиональной
и смежных сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач
использовать
современное
программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
12

номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение
в
профессиональной
деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять
современную
научную
профессиональную терминологию
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации
современная
научная
и
профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального развития
и самообразования
Умения:
организовывать
работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
российских духовно-нравственных ценностей
значимость
профессиональной
деятельности
по специальности
стандарты
антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения

ОК 03

Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и команде

ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на основе традиционных
российских
духовнонравственных ценностей ,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
Умения:
сохранению окружающей соблюдать нормы экологической безопасности

ОК 07

13

среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 08

Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности

определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого производства
организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные
ресурсы,
задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения, характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
условия
профессиональной
деятельности
и зоны риска физического здоровья для
специальности
средства профилактики перенапряжения
Умения:
использовать полученную информацию для
организации различных видов деятельности и
общения детей раннего и дошкольного возраста в
течение дня
Знания:
теоретические основы ОБиЗР

ПК 2.1. Организовывать
различные
виды
деятельности
(предметная;
игровая;
трудовая;
познавательная,
исследовательская
и
проектная деятельности;
художественнотворческая;
продуктивная
деятельность и др.) и
общение детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 3.1. Планировать и проводить Умения:
занятия с детьми раннего находить ценностный аспект учебного знания и
и дошкольного возраста. информации, обеспечивать его понимание и

14

ПК 4.2. Организовывать
и
проводить
досуговую
деятельность,
развлечения в группах
детей
раннего
и
дошкольного возраста.

переживание детьми раннего и дошкольного
возраста
Знания:
теоретические основы ОБиЗР
Умения:
использовать полученную информацию для
проведения досуговой деятельности и развлечений
по реализации направлений (патриотическое,
социальное,
познавательное,
физическое
и
оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое)
воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Знания:
теоретические основы ОБиЗР

15

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
68

в т. ч.:
Основное содержание

68

в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное содержание
– в форме практической подготовки)
промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

34
32/ 10
2

16

2.2. Содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии).
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Наименование разделов
и тем

Тема 1.1.
Государственная и
общественная
безопасность

Теоретическое занятие
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения
национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной безопасности.
Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Взаимодействие
личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов.
Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности,
порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в системе
обеспечения безопасности жизни и здоровья населения
Тема 1.2. Роль личности, Теоретическое занятие
общества и государства в Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
предупреждении и
ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования. Территориальный и
ликвидации
функциональный принцип организации РСЧС. Её задачи и примеры их решения. Права
чрезвычайных ситуаций
и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи
гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны
Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Тема 2.1. Современные
Комбинированное занятие
представления о культуре Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества и
безопасности
государства. Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление
об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды. Понятие «виктимность»,
«виктимное поведение», «безопасное поведение».

Объем часов
теория

прак

4

0

2

2

0

1
1

1
1

17

Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный, групповой,
общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности.
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие. Действия,
позволяющие предвидеть опасность. Действия, позволяющие избежать опасности.
Действия в опасной и чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Безопасность в быту
Тема 3.1. Источники Комбинированное занятие
опасности
в
быту. Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного
Профилактика и первая поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок
помощь при отравлениях
действий в экстренных случаях в ситуациях бытового отравления. Предупреждение
и травмах
бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов,
стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях.
Тема
3.2.
Пожарная Комбинированное занятие
безопасность в быту
Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и химические ожоги.
Основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения
сердечно-легочной реанимации. Первая помощь при ожогах.
Тема 3.3. Безопасное Теоретическое занятие
поведение
в
местах Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
общего пользования
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и др.).
Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений. Правила
безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных
служб и взаимодействие с ними.
Практическое занятие (профессионально-ориентированное содержание)
Разработка и публичное представление методических материалов (памяток, буклетов,
информационных стендов) для детей и их родителей по теме «Безопасность в быту»)
Раздел 4. Безопасность на транспорте
Тема 4.1. Безопасность
Комбинированное занятие
дорожного движения
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте. Безопасность

4
1

4
1

1

1

2

0

2

3
1

3
1

18

пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток;
движение с использованием средств индивидуальной мобильности). Порядок действий
при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с
большим количеством участников)
Тема 4.2. Правила
Теоретическое занятие
безопасного поведения на Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила безопасного
разных видах транспорта поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные
источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные
источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения.
Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации
Практическое занятие (профессионально-ориентированное содержание)
Разработка и публичное представление методических материалов (памяток, буклетов,
информационных стендов) для детей и их родителей по теме «Соблюдение правил
дорожного движения»)
Раздел 5. Безопасность в общественных местах
Тема 5.1. Опасности
Комбинированное занятие
социальноОбщественные места и их классификация. Основные источники опасности в
психологического
общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного
характера
поведения. Опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи,
когда потерялся человек – ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными
нарушениями и т.п.)
Тема 5.2. Действия при
Комбинированное занятие
угрозе или совершении
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения
террористического акта,
террористического акта. Порядок действий при угрозе возникновения пожара в

2

0

2

2
1

4
1

1

1

19

пожара в общественных
местах, обрушении
конструкций

различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(лечебные, образовательные, культурные, торгово-развлекательные учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных
конструкций
Практическое занятие (профессионально-ориентированное содержание)
Разработка и публичное представление методических материалов (памяток, буклетов,
информационных стендов) для детей и их родителей по теме «Безопасное поведение в
общественных местах»)
Раздел 6. Безопасность в природной среде
Тема 6.1. Основные
Комбинированное занятие
правила безопасного
Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в
поведения в природной
лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в походе. Особенности
среде
обеспечения безопасности в лыжном походе. Особенности обеспечения безопасности в
водном походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства
навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в
природной среде. Сооружение убежища. Получение воды и питания. Способы защиты
от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при
перегревании, переохлаждении
Тема 6.2. Природные
Комбинированное занятие
чрезвычайные ситуации
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в чрезвычайных
ситуациях природного характера (предвидеть; избежать опасности; действовать:
прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила
безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей
среды. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные гидрологические явления и процессы:
наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические
явления и процессы: бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации
экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждение

2

2
1

4
1

1

1

20

Практическое занятие (профессионально-ориентированное содержание)
Разработка и публичное представление методических материалов (памяток, буклетов,
информационных стендов) для детей и их родителей по теме «Безопасное поведение в
общественных местах»)
Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Тема 7.1. Факторы,
Комбинированное занятие
влияющие на здоровье
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
человека. Инфекционные «профилактика».
Биологические,
социально-экономические,
экологические
заболевания
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека.
Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие. Общие представления об инфекционных заболеваниях.
Механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и
защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок.
Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для
человечества
Тема 7.2.
Комбинированное занятие
Неинфекционные
Неинфекционные
заболевания.
Самые
распространённые
неинфекционные
заболевания: факторы
заболевания. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
риска и меры
Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска
профилактики
возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения
эндокринных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль
диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Признаки
угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской
помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения
и др.). Состояния, при которых оказывается первая помощь. Основные правила
оказания первой помощи
Тема 7.3. Психическое
Комбинированное занятие
здоровье и
Психическое здоровье и психологическое благополучие.

2

3
1

3
1

1

1

1

1

21

психологическое
благополучие

Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные
факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее
выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя
и
употребления
наркотических
средств;
помощь
людям,
перенёсшим
психотравмирующую ситуацию). Меры, направленные на сохранение и укрепление
психического здоровья
Раздел 8. Безопасность в социуме
Тема 8.1. Конфликты и
Комбинированное занятие
способы их разрешения
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в межличностном
общении; конфликты в малой группе. Факторы способствующие и препятствующие
эскалации конфликта. Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное
поведение. Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при
разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы разрешения
конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей стороны в процессе
урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении
конфликта. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия проявлению
насилия
Тема 8.2.
Комбинированное занятие
Определение понятия «общение». особенности общения людей, принципы и показатели
Конструктивные и
эффективного общения. Общие представления о понятиях «социальная группа»,
деструктивные способы
«большая группа», «малая группа». Способы психологического воздействия.
психологического
Психологическое влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны
воздействия
конформизма. Эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации. Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и
сопротивление влиянию. Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы
противодействия. Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приёмы.
Манипуляция и мошенничество
Комбинированное занятие

3
1

3
1

1

1

1

1
22

Тема 8.3.
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на человека в
Психологические
большой группе (заражение; убеждение; внушение; подражание). Деструктивные и
механизмы воздействия
псевдопсихологические технологии. Противодействие вовлечению молодёжи в
на большие группы
противозаконную и антиобщественную деятельность
людей
Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве
Тема 9.1. Безопасность в
Комбинированное занятие
цифровой среде
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь
человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая зависимость», её признаки и
последствия. Опасности и риски цифровой среды, их источники. Правила безопасного
поведения в цифровой среде. Кража персональных данных, паролей. Мошенничество,
правила защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и
программ
Тема 9.2. Опасности,
Комбинированное занятие
связанные с
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны, имитация
коммуникацией в
близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и коммуникация в Сети
цифровой среде
как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля в Сети, методы защиты от травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки.
Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки
вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению
в деструктивные сообщества. Правила коммуникации в цифровой среде
Тема 9.3. Достоверность
Комбинированное занятие
информации в цифровой
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на
среде
достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие «фейк», цели и
виды, распространение фейков. Правила и инструменты для распознавания фейковых
текстов и изображений. Понятие прав человека в цифровой среде, их защита.
Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита прав в
цифровом пространстве
Практическое занятие (профессионально-ориентированное содержание)

3
1

5
1

1

1

1

1

2
23

Разработка и публичное представление методических материалов (памяток, буклетов,
информационных стендов) для детей и их родителей по теме «Безопасность в
информационном пространстве»)
Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема 10.1. Экстремизм и
терроризм как угроза
устойчивого развития
общества

Тема 10.2. Правила
безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта
Тема 10.3
Противодействие
экстремизму и
терроризму
Тема 10.3
Противодействие
экстремизму и
терроризму

Комбинированное занятие
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия
«экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления экстремизма,
возможные последствия. Преступления террористической направленности, их цель,
причины, последствия. Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие вовлечению в
экстремистскую и террористическую деятельность
Комбинированное занятие
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы.
Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении террористического
акта, проведении контртеррористической операции
Комбинированное занятие
Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации. Основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и общественных
организаций в области противодействия экстремизму и терроризму
Комбинированное занятие.
Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации. Основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и общественных
организаций в области противодействия экстремизму и терроризму.
Практическое занятие (профессионально-ориентированное содержание)
Разработка и публичное представление методических материалов (памяток, буклетов,
информационных стендов) для детей и их родителей по теме «Правила безопасного
поведения при террористической угрозе»)

4

6

1

1

1

1

1

1

1

1

2

24

Раздел 11. Основы военной подготовки
Тема 11.1. Оборона
Теоретическое занятие
страны как обязательное
Роль Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск, воинских
условие благополучного
формирований и органов повышения мобилизационной готовности Российской
развития страны
Федерации в обеспечении национальной безопасности. Воинские звания и военная
форма одежды. Сущность единоначалия. Командиры (начальники) и подчинённые.
Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения.
Особенности прохождение службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей. Особенности прохождение службы по контракту. Организация
подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Военно-учебные заведение и военно-учебные центры
Тема 11.2. Виды,
Теоретическое занятие
назначение и
Стрелковое оружие. Назначение и тактико-технические характеристики современных
характеристики
видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и тенденции развития
современного оружия
современного стрелкового оружия
Тема 11.3 Виды оружия
Теоретическое занятие
массового поражения и
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения.
поражающие факторы.
Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов. Отравляющие
Средства
вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения
индивидуальной и
бактериологического
(биологического)
оружия.
Основные
виды
средств
коллективной защиты
индивидуальной и коллективной защиты. Требования безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами
Тема 11.4. Беспилотные
Теоретическое занятие
системы и радиосвязь
История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС). Виды,
предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы боевого применения БПЛА.
Конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа. Морские беспилотные
аппараты (автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА), безэкипажные
катеры (БЭК). История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение
и основные требования. Предназначение, общее устройство и тактико-технические
характеристики переносных радиостанций
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)

5
2

0
0

1

0

1

0

1

0

2
25

34
Всего:

35
68

26

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА РОДИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет основ безопасности
жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
Наименование
№
Техническое описание
оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1.1 рабочие
места  стол ученический двухместный (ростовая группа
обучающихся
№ 6) – 15 шт.;
 стул ученический (ростовая группа № 6) – 30 шт.
1.2 рабочее
место  стол письменный – 1 шт.;
преподавателя
 стол демонстрационный стол – 1 шт.;
 стул ИЗО – 1 шт.
Дополнительное оборудование
1.3 системы хранения
 шкаф для хранения – 4 шт.
II Технические средства
Основное оборудование
2.1 демонстрационное
и/или  проектор Epson EB-X41 1024х768 3600lm
интерактивное
150006:1 6000ч – 1 шт.;
оборудование
 доска маркерная – 1 шт.;
 доска меловая – 1 шт.;
2.2 лицензионное программное  Windows 7, Office 2013,
обеспечение
 антивирусная программа Касперского
2.3 Компьютер с выходом в  монитор Acer Veriton 1000 – 1 шт.;
локальную и глобальную  системный блок – 1 шт.;
сеть Интернет
 колонки Genius – 1 шт.;
2.4 ватно-марлевая повязка
ватно-марлевая повязка
2.5 противопыльная тканевая противопыльная тканевая маска
маска
2.6 медицинская
сумка
в медицинская сумка в комплекте
комплекте
2.7 носилки санитарные
носилки санитарные
2.8 Аптечка индивидуальная
Аптечка индивидуальная (АИ-2)
2.9 бинты марлевые
бинты марлевые
2.10 бинты эластичные
бинты эластичные
2.11 жгуты
жгуты кровоостанавливающие резиновые
кровоостанавливающие
2.12 индивидуальные
индивидуальные перевязочные пакеты
перевязочные пакеты
2.13 косынки перевязочные
косынки перевязочные
2.14 ножницы
ножницы для перевязочного материала прямые
2.15 шприц-тюбики
шприц-тюбики одноразового пользования (без
одноразового пользования
наполнителя)
2.16 огнетушители порошковые огнетушители порошковые (учебные)
2.17 огнетушители пенные
огнетушители пенные (учебные)
27

2.18 огнетушители
углекислотные
2.19 винтовки пневматические
2.20 робот-тренажер

огнетушители углекислотные (учебные)

 электронный тир
 робот-тренажер для проведения сердечнолегочной реанимации
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
3.1 учебно-методический
 рабочая учебная программа дисциплины;
комплекс по дисциплине
 методические указания для студентов по
организации изучения дисциплины, а также по
выполнению самостоятельной работы, в том
числе курсовых работ (курсовых проектов);
 методические указания к практическим занятиям;
 контрольный блок (проекты, кейсы, рефераты,
эссе, дидактические материалы для самоконтроля,
текущего контроля знаний и промежуточной
аттестации (сборники заданий, контрольных работ,
тесты для самоконтроля и т. д.).
3.2 учебные пособия
 доступ к ЭБС ЮРАЙТ
3.3 дидактический
и  учебная информация (учебник, учебное пособие
демонстрационный
или курс лекций) в различных формах (текст, аудио-,
материал, необходимый для видео-, слайд-презентации, мультимедиа вставки и
организации качественного др.);
обучения
 глоссарий;
 хрестоматия
(электронная
библиотека
дисциплины);
коллекция работ студентов (проекты, рефераты и пр.)
3.4 комплект
плакатов
по  комплект плакатов по Гражданской обороне
Гражданской обороне
(электронный вариант) – 1 шт.;
3.5 комплект
плакатов
по  комплект плакатов по Основам военной службы
Основам военной службы
(электронный вариант) – 1 шт.;
3.6 комплекты
раздаточных
материалов и оборудования
к разделам (тесты, схемы,
памятки)
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Основное издание
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: для среднего
профессионального образования Н.В. Косолапова – Издательский центр «Академия», 2024г.

28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА РОДИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
практических занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных
проектов, докладов и т.п. Обучение по учебной дисциплине «Основы безопасности
жизнедеятельности» завершается экзаменом
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Личностные результаты  выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
 выполнение практико-ориентированных заданий
профессиональной направленности
 описание ситуаций
 собеседование
 ролевая игра
 портфолио, дневник участия в социально значимой и
профессиональной деятельности
Метапредметные
 выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
результаты
 семинар
 экспертная оценка выполнения самостоятельной
работы
 собеседование
 ролевая игра
 оценка аналитической работы с информацией,
текстом
 публичное выступление на конференции, семинаре
 практикоориентированные
задания
интегрированного характера
Предметные результаты  устный опрос;
 практическая работа;
 контрольная работа;
 сообщение / доклад учащегося с демонстрацией
результатов наблюдений;
 участие в дискуссии по решению проблемного
вопроса;
 составление
модельной
схемы
ответа
на
поставленный вопрос;
 решение задач по безопасности;
 тестовые задания;
 дидактические карточки;
 коллективное заполнение обобщающей таблицы;
 аналитическая работа с информацией, текстом;
Общие компетенции
 экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
 оценивание
выполнения
индивидуальных
и
групповых заданий;
 письменные работы проблемного характера
29

Профессиональные
компетенции

 практикоориентированные
интегрированного характера

задания

30

Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
Контрольно-оценочные средства для проведения входной диагностики
1. С какой целью руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристской
группы в поисково-спасательную службу (ПСС)?
А)Для того, чтобы ППС был выделен представитель для сопровождения группы
на маршруте
Б) Для того, чтобы ППС могла контролировать прохождение группой населенных
пунктов, указанных в маршруте
В) Для того, чтобы ППС могла контролировать прохождение группой маршрута
и в случае создания экстремальной ситуации оперативно оказать ей помощь
Г) Для того, чтобы ППС выделила группе рацию для связи во время прохождения
маршрута
2. Определить стороны света на местности можно по ...
А)... собственной тени
Б)... направлению полета птиц
В)... направлению течения реки (ручья)
Г)... направлению троп
3. Главной задачей при подготовке и проведении туристического похода является
...
А) ... обеспечение безопасности
Б)... полное прохождение маршрута
В)... выполнение целей и задач похода
Г)... организация питания
4 .Наиболее удобной обувью для туристического похода являются ...
А)... сапоги резиновые
Б)... сапоги кирзовые
В)... ботинки туристические
Г)... кроссовки
5. Определить стороны света, находясь в лесу в безоблачную ночь, можно по ...
А)... луне
Б)... Полярной звезде
В)... часам
Г)... собственной тени
6. Сооружения, предназначенные для защиты людей от последствий аварий
(катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих
факторов
31

оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в
военное время,
называются ...
А) ... радиационные укрытия
Б)... убежища
В)... блиндажи
Г)... специальные подвалы
7. Назовите наиболее подходящее место для установки палатки.
А) Под деревом
Б)В кустарнике
В) В низине
Г) На возвышенном участке
8. Установите соответствие между степенью опасности природного явления и его
видов
(ответ представьте цифрой с буквой, например, 2в)
1. обычные природные явления… 2. опасные природные явления…
А) землетрясения Д) оползни И) ураганы
Б) цунами Е) лесные пожары К) иней
В) наводнения Ж) дождь
Г) туман З)снежные лавины
9.Вы в школе. Идёт урок. Слышен звук сирены. В класс вбежал дежурный по
школе и
сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении.
Определите ваши дальнейшие действия и укажите их последовательность:
А) отключить электричество
Б) забить окна
В) попытаться быстро покинуть здание школы и пойти домой
Г) эвакуироваться вместе с классом из здания школы
Д) занять место вдали от зданий и линий электропередач
10. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Какие из
перечисленных действий необходимы? Укажите их последовательность:
А) быстро перемещаться на ближайшее возвышенное место
Б) оставаться на месте до схода воды
В). подавать сигналы бедствия белым или цветным полотнищем в дневное время,
световые – в ночное
11. Вы – в лесу, где возник пожар. Определите очередность действий:
А)быстро выходить из леса в наветренную сторону
Б) определить направление распространения огня
В) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место
Г) определить направление ветра
32

12. Эвакуация - это..
А) вывод населения из зоны ЧС
Б) вывод населения из очага поражения или из зоны ЧС
В) организованный вывод (вывоз) населения. Не занятого в производстве (в том
числе
учащихся), из городов в загородную зону
13. Повреждение тканей тела человека, возникшее при повышении их
температуры
свыше 50°C, называется ...
А)... тепловым ударом
Б)... солнечный ударом
В)... ожогом
Г)... химическим ожогом
Контрольно-оценочные средства для проведения текущей аттестации
Задания по типу эксперимент/исследование
Дано: Фото перекрестка: на котором имеется пешеходный переход.
Велосипедисту необходимо пересечь перекресток.
Требуется: установить опасности, действующего на велосипедиста, провести их
классификацию по происхождению, выявить пространственную локализацию каждого
источника. Выявить условия реализации опасного свойства источников опасностей
различных видов. Выявить безопасный алгоритм.
Дано: здание торгового центра, трое преступников берут в заложники 20
посетителей одного из залов
Требуется: определить комплекс факторов риска
Оценить степень последствий реализации риска.
Сформулировать правила безопасного поведения
Дано: здание колледжа, в аудиториях идут занятия. Внезапно на улице слышится
звук стрельбы.
Требуется: определить факторы риска.
Выявить правила безопасного поведения, смоделировать безопасную ситуацию.
Тесты
1. Раскройте понятие. Воздушная эмболия - это…
а) закупорка вен и кровеносных сосудов пузырьком кислорода;
б) разрыв легких в результате неправильно проведенной искусственной
вентиляции легких;
в) перенасыщение организма кислородом
33

2. Соотнесите понятия, ответ запишите в виде шифра: цифра порядкового номера
понятия-буква, соответствующего понятию ответа.
Артериальное
кровотечение

А) кровь вытекает со всей поверхности кожного
покрова равномерной струей

Венозное
кровотечение

Б) кровь вытекает тонкой струей, медленно,
темно вишневого цвета, густая

Капиллярное
кровотечение

В) кровь вытекает пульсирующей струей или
фонтаном

3 Дайте определение. Ответ запишите словами. Опасность это- …
4 Выберите верный алгоритм действий при инсульте:
а) попросить пострадавшего улыбнуться, назвать свое имя, или поднять обе руки
одновременно. При дисфункции организма вызвать скорую, пострадавшего не
перемещать, согреть.
б) попросить пострадавшего улыбнуться, назвать свое имя, или поднять обе руки
одновременно. При дисфункции организма вызвать скорую, пострадавшего перенести
на кровать, согреть.
в) попросить пострадавшего улыбнуться, назвать свое имя, или поднять обе руки
одновременно. Найти в аптечке спазмолитики дать пострадавшему, вызвать скорую.
5 Раскройте понятие, ответ запишите словами. Опасности развития- это…
6 Впишите ответ после приведенных понятий, словом.
а) пострадавший размахивает руками, кричит или плачет, не дает возможности
оказывать ему помощь, перемещается, ходит или бегает- это…агрессия
б) пострадавший не чувствует собственную боль, не реагирует на собственные
увечья, продолжает совершать различные действия по отношению к другим гражданам
или оказывает помощь другим. Не замечает действительности или заговаривается. Это
… шок
в) пострадавший плачет, рыдает, кричит или громко смеется сквозь слезы или
икоту. Высказывает предположения о неминуемой смерти. Это… истерия.
г) пострадавший замкнут, молчалив, смотрит в одну точку. не реагирует на
происходящее вокруг, выглядит неопрятно. Это… депрессия
7 Впишите в таблицу алгоритм оказания помощи при психологических
состояниях:
Агрессия
Шок
Истерия
Депрессия

34

8 Выберите НЕВЕРНЫЙ алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС
а) установить наличие реакции, позвать на помощь, вызвать скорую, восстановить
проходимость ВДП, проверить дыхание, кровообращение, начать компрессию грудной
клетки и ИВЛ.
б) осмотреть себя на наличие повреждений, покинуть транспортное средство,
вызвать скорую и ГАИ, отойти от транспортного средства на 10-15 метров или уехать на
попутном транспорте.
9 Выберите один верный вариант ответа. Количество компрессии на грудную
клетку и вдохов, если реанимацию проводит один человек.
а) 2 вдоха Х 15 надавливаний
б) 2 вдоха Х 30 надавливаний
в) 1 вдох Х 15 надавливаний
10 Выберите один верный вариант ответа. При ранении в грудную клетку
запрещено:
а) Оказывать помощь самому или прохожим
б) извлекать из раны раневой предмет
в) транспортировать пострадавшего в больницу собственным не оборудованным
транспортом
г) транспортировать пострадавшего в больницу в лежачем состоянии
11 Сколько эвакуационных выходов должно быть в помещениях с
одновременным пребыванием 50 человек и более.
а) один
б) два
в) три
г) два и более
12 При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу
велосипедист должен:
а) вести велосипед рядом с собой, руководствуясь правилами для пешехода
б) вести велосипед рядом с собой, руководствуясь правилами для водителей
в) быстро проехать пешеходный переход
13 Для снижения опасности воздействия шума на человека применяются
а) наушники
б) шлемофон
в) виброрукавицы
14 Во время эвакуации в случае возникновения пожара необходимо покинуть
здание:
а) по лестнице
б) на лифте
в) через окна
15 Местная вентиляция относится к:
а) индивидуальным средствам защиты
б) коллективным средствам защиты
16 При штурме здания при освобождении заложников необходимо:
а) лечь на пол лицом вниз
б) бежать навстречу освободителям
35

в) бежать от освободителей
17 Что такое воинская обязанность?
Ответ: воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести
службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с
обороной страны.
18 Объясните различие между понятиями военное положение и военное время
Ответ: военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее
части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных
обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей,
возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных
ограничений.
военное время – период фактического нахождения государства в состоянии
войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни
государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов
военного времени.
19 Кто такой призывник?
Ответ: Призывник — лицо, подлежащее по законам государства призыву на
военную службу.
20 Что такое статус военнослужащего?
Ответ: Статус военнослужащего - это совокупность их прав и свобод,
гарантированных
государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных
законодательством.
21 В каком случае при нанесении материального ущерба военнослужащий не
несет материальной ответственности?
Ответ: Военнослужащий не несет материальной ответственности, если ущерб был
причинен вследствие добросовестного исполнения им приказа начальника или
оправданного в данных конкретных условиях служебного риска, либо причинен
правомерными действиями.
22 Что не относится к первичным средствам пожаротушения?
а) емкости с водой;
б) ящики с песком;
в) кошма;
г) огнетушители;
д) пожарная сигнализация;
е) топоры.
23 предотвращение дальнейшего распространения пожара - это
а) ликвидация
б) глушение
36

в) локализация
г) блокировка
24 В случае перестрелки со стороны улицы самое безопасное место:
а) под подоконником
б) напротив окна
в) около двери
25 Что такое риск? Напишите ответ словами.
Ответ: количественная мера опасности, сочетающая вероятность реализации
опасной ситуации и тяжесть последствий.
26 Составьте алгоритм неполной разборки, сборки ММГ АК-74.
Отделить магазин — удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или
цевье, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защелку, подать
нижнюю часть магазина вперед и отделить его.
Произвести контрольный спуск — опустить переводчик вниз, отвести рукоятку
затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и
спустить курок с боевого взвода.
Вынуть пенал с принадлежностью — утопить пальцем правой руки крышку
гнезда приклада так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть
пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку, выколотку и шпильку.
Отделить шомпол — оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка
вышла из-под упора на основании мушки, и вытянуть шомпол вверх.
Отделить возвратный механизм — удерживая автомат левой рукой за шейку
приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма
до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец
направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
Отделить затворную раму с затвором — продолжая удерживать автомат левой
рукой, правой рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с
затвором и отделить от ствольной коробки.
Отделить затвор от затворной рамы — взять затворную раму в левую руку
затвором кверху; правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий
выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
Отделить газовую трубку со ствольной накладкой — удерживая автомат левой
рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на
выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального
положения и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
Порядок сборки автомата после неполной разборки.
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
Присоединить затвор к затворной раме.
Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке.
Присоединить возвратный механизм.
Присоединить крышку ствольной коробки.
Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
Присоединить шомпол.
37

Вложить пенал в гнездо приклада.
Присоединить магазин к автомату.
3. Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация предполагает на выбор студента:
1)
публичную
защиту
самостоятельно
выполненных
заданий
(проекта/исследования) по разделу в т.ч. из врофессионально-ориентированного
содержания (требования в приложении);
2) решение кейса/задания;
3) в форме теста.
Пример задания
Дано: Фото перекрестка: на котором имеется пешеходный переход.
Велосипедисту необходимо пересечь перекресток.
Требуется: установить опасности для велосипедиста, провести их
классификацию по происхождению, выявить пространственную локализацию каждого
источника, Выявить условия реализации опасного свойства источников опасностей
различных видов. Выявить безопасный алгоритм
На основе текста заметки На велосипеде на работу: правила движения и риски
(mail.ru)
1) Рассчитайте риск гибели/травмирования велобайкера в ДТП
2) Спрогнозируйте сезон всплеска аварийности с участием велобайкера в 2023
году
3) Где тяжелее последствия аварий для велобайкера: в населенном пункте или
на трассе? Приведите аргументы
Проект: Разработайте шкалу оценки риска на рабочем месте для тракториста
Дано: Фото перекрестка: на котором имеется пешеходный переход.
Велосипедисту необходимо пересечь перекресток.
Требуется: Предложить безопасный способ пересечения перекрестка
велосипедистом.
Предложите алгоритм поведения коллег в случае выявления заболевшего
вирусной инфекцией на рабочем месте
Презентация проектов “Разработка инструкции по пожарной безопасности в
учебной лаборатории, мастерской, на складе, рабочем месте (по выбору)”
Найдите ошибки в инструкции к поведению при захвате заложников в
общественном месте
Дополните перечень средств оказания первой помощи при автономном
существовании

38

Дано: Общественное здание: фото музей/торговый центр/ вокзал, план
эвакуации в данном здании. На плане обозначено ваше место нахождение и место
появления дыма.
Требуется: 1) Определить опасность. 2) Оценить риск ее реализации. 3)
Сформулировать правило безопасного поведения. 4) Определить путь эвакуации
способы защиты от воздействия опасных факторов пожара.
Презентация исследований «Анализ ситуации захвата заложников/пожара в
общественном месте (реальный пример)»
Презентация проектов:
Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных средств
защиты на стройплощадке на интернет-сайтах
Создание анимированной презентации с алгоритмом и правилами оказания
первой помощи на производстве при различных видах вреда здоровью

Тест с
результатами:

ответами

и

формируемыми

дисциплинарными

Вопрос теста
1. Безопасность — это состояние человека, при котором:
a) С определенной вероятностью исключено проявление
опасностей;
б) Полностью исключено проявление всех опасностей;
в) Полностью исключено проявление отдельных опасностей.
2. К социально опасным явлениям относят:
А) терроризм, мошенничество, взрыв бытового газа
Б) бандитизм, пожар, массовые беспорядки
В) наркомания, воровство, экстремизм
Г) преступления, автономия в природе, алкоголизм

(предметными)

Ответ
Б

В

3. Каковы опасные факторы пожара?
А) Повышенная температура, задымление, изменение состава
газовой среды, пламя, искры, токсичные продукты горения и
термического разложения, пониженная концентрация кислорода.
Б) Потеря ориентации в пространстве, задымление, искры,
открытое пламя
В) Открытое пламя, шум, дез ориентация в пространстве

А

4. Шум, вибрация, электромагнитное излучение являются:
a) Химическими опасными факторами;
б). Психофизиологическими опасными факторами.
в) Физическими опасными факторами;

В

39

г) Механическими опасными факторами
5. К психическим свойствам личности относятся:
а) характер, темперамент, моральные качества
б) память, воображение, мышление
в) рассеянность, резкость, грубость
г) характер, память, мышление

А

6. Опасными факторами пожара являются:
а) Пламя, искры и тепловой поток; снижение видимости в дыму
б) Снижение концентрации кислорода в воздухе; повышение
температуры окружающей среды; вероятный взрыв
в) Повышенная концентрация отравляющих продуктов горения
и термического разложения; пламя, искры и тепловой поток; снижение
видимости в дыму; снижение концентрации кислорода в воздухе

В

7. Причинами переутомления являются:
а) продолжительный сон и отдых;
б) неправильная организация труда и чрезмерная умственная
нагрузка;
в) отказ от завтрака в течение недели;
г) отсутствие прогулок долгое время.

Б

8. Назовите методы террористов:
а) обещание материальных благ и льгот населению
б) взрывы и поджоги мест массового нахождения людей, захват
больниц, роддомов и др.
в) правовое урегулирование проблемных ситуаций
г) демонстрация катастрофических результатов террора

Б, Г

9. Признаки опасности:
а) Многопричинность
б) Возможность нанесения вреда здоровью;
в) Чувство страха
г) Защитный рефлекс

Б

10. Эвакуационный выход это- …
а) Выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу
или в безопасную зону.
б) Выход для эвакуации персонала
в) Выход ведущий из помещения наружу

А

11. В задымленном помещении отыскивать пострадавших
необходимо:
а) в вертикальном положении;
б) ползком или пригнувшись;

Б, В

40

в) накрывшись с головой мокрой плотной тканью;
г) зигзагообразно, от угла к углу;
д) в гражданском противогазе
12. Выберите причину социальных опасностей:
а) ненависть
б) социально-экономические процессы в обществе
в) зависть
г) межклассовое неравенство

Б

13. Фактор, который не оказывает влияние на здоровье человека:
а) наследственность
б) экологическая обстановка
в) уровень развития науки

В

14. При катании на роликовой доске или роликах в целях
безопасности:
а) наденете только шлем;
б) наденете только наколенники и налокотники;
в) наденете шлем, наколенники и налокотники;
г) ничего надевать не будете.

В

15. Что такое двигательная активность?
а) активность, направленная на достижение высоких результатов
в профессиональном спорте;
б) прописанные в учебной программе нормативы по физ.
культуре;
в) чередование занятий спортом и отдыха;
г) любая мышечная активность, позволяющая поддерживать
хорошую физическую форму, улучшить самочувствие и укрепить
здоровье.

Г

16. Военная служба исполняется гражданами:
а) только в Вооруженных Силах РФ
б) в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках
Федеральной пограничной службы РФ и в войсках гражданской
обороны
в) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах и
воинских формирований

Б

17. Первичный учет призывников и военнообязанных,
проживающих на территории, где нет военкоматов, возложен на
а) специальное уполномоченное лицо от воинского
подразделения, расположенного в регионе
б) заместителя руководителя органа местного самоуправления

В

41

в) органы местного самоуправления поселений и городских
округов
18. В соответствии с Федеральным законом «О воинской
обязанности и военной службе» первоначальная постановка на учет
граждан мужского пола осуществляется
а) в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданами
возраста 17 лет
б) в период с 1 июня по 30 августа в год достижения гражданами
возраста 16 лет
в) в период с 1 сентября по 30 ноября в год достижения
гражданами возраста 18 лет

Б

19. Заключение по результатам освидетельствования категории
«В» означает
А) годен к военной службе
Б) временно не годен к военной службе
В) ограниченно годен к военной службе

В

20. Составная часть воинской обязанности граждан РФ, которая
заключается в специальном учете всех граждан, подлежащих призыву
на военную службу, и военнообязанных по месту жительства, — это
а) воинский контроль
б) воинский учет
в) учет военнослужащих

Б

21. Что такое гипоксия?
а) кислородное голодание;
б) обезвоживание организма;
в) перегрев организма;
г) охлаждение организма;
д) тепловое облучение

А

22. Как остановить обильное венозное кровотечение?
а) наложить давящую повязку;
б) наложить жгут;
в) обработать рану спиртом и закрыть стерильной салфеткой;
г) продезинфицировать спиртом и обработать йодом;
д) посыпать солью

А

23. При ранении кровь течет непрерывной струей. Это
кровотечение
а) паренхиматозное
б) венозное
в) капиллярное
г) артериальное

Г

42

24. Самым надежным способом остановки кровотечения в
случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног является:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) максимальное сгибание конечности;
г) наложение жгута

Г

25.
Как
правильно
выбрать
место
наложения
кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении?
а) наложить жгут на обработанную рану;
б) выше раны на 10-15 см;
в) на 15-20 см ниже раны;
г) на 20-25 см ниже раны;
д) ниже раны на 30 см

Г

Примеры кейс-задач
Молодой человек лежит на проезжей части лицом вниз. Он пересекал дорогу на
велосипеде. Водитель Лада-Веста при повороте налево не заметил велосипедиста и
совершил наезд.
Выберите и примените способы первой помощи для сохранения жизни и здоровья
своего и пострадавших, обоснуйте свои действия оперируя знаниями в области
законодательства Российской Федерации
Ответ: Согласно статье 125 УК РФ оставление человека в опасности, каждый
гражданин обязан оказать любую помощь при необходимости, если по каким-либо
причинам он не может это сделать, обязан сообщить в службу спасения по номеру 112.
На основании приказа №477 Минздравсоцразвития. Перечень состояний при
которых оказывается первая медицинская помощь:
отсутствие сознания
остановка дыхания и кровообращения
кровотечения
инородные тела в верхних дыхательных путях
травмы
ожоги
отморожения
отравления
На основе освоенных понятий и правил сформулируйте алгоритм оказания
первой помощи пострадавшему при ДТП.
Ответ: Алгоритм оказания первой помощи.
Установить наличие реакции, окликнуть пострадавшего или встряхнуть за плечо
Реакции нет, позвать на помощь окружающих, вызвать скорую
Восстановить проходимость ВДП, запрокинуть голову, вывести и удерживать
нижнюю челюсть
43

проверить дыхание, смотреть, слушать, чувствовать (10 секунд) если дыхание
есть придать пострадавшему устойчивое боковое положение
Дыхания нет, сделать два эффективных вдоха
Проверить кровообращение, движение, пульс (10 секунд)
Кровообращения нет, начать компрессию грудной клетки
Используя тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия,
проведите реанимационные действия согласно изученным правилам и алгоритмам.
Отрефлексируйте свои действия.

Графический диктант
Часть 1.
Отметьте ответы на графической шкале: «ДА» или «НЕТ»,
1. Сильный кашель с откашливанием свидетельствует о полной обструкции
дыхательных путей.
2. Трупные пятна появляются через 15 минут после прекращения
жизнедеятельности организма.
3 Продолжительность клинической смерти составляет 3-6 минут.
4. Необратимым этапом умирания организма является агония.
5. Для биологической смерти характерно сужение зрачка.
6. К признакам жизни относят наличие пульса, дыхания, реакции зрачков на свет.
7. К признакам клинической смерти относят снижение температуры тела до
температуры окружающей среды.
8. Трупное окоченение возникает после 2-4 часов после смерти.
9. Жалобы на цианоз лица, судорожный кашель, осиплость голоса, боль в гортани,
нехватка воздуха можно отнести к нарушению потребности «быть чистым».
10. К методу самопомощи при обструкции дыхательных путей можно отнести
повышение эффективности кашлевого толчка.
Ключ
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1
0

отв
ет

а

д
а

д
а

д
ет

н
а

д
а

д
ет

н
а

д
ет

н

д
а

Часть 2
Выход является эвакуационным, если в проеме установлена вращающаяся дверь.
Если невозможно покинуть помещение при пожаре, необходимо оставаться в нем,
закрыв окна и двери, привлекать внимание очевидцев через стекло.
При стрельбе на улице необходимо сразу лечь и осмотреться.
Можно ли бежать навстречу работникам спецслужб при освобождении
заложников.
44

За нарушение
ответственность.

правил

ПДД

велосипедисту

грозит

административная

№№

1

2

3

4

5

Ответ

нет

да

да

нет

да

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».