Приложение 2.15
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.15 ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Практикум
личностного
роста»
для
профессиональных
образовательных
организаций,
рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Ревдинский педагогический
колледж»
Разработчик:
Бормотова Лариса Владимировна, преподаватель высшей квалификационной
категории, ГАПОУ СО «РПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА» ................................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА» ............................................................................. 12
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА» ............................................................................. 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА» ............................................... 19
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО
РОСТА»
1.1. . Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цели дисциплины «Практикум личностного роста»
Курс носит пропедевтический характер, предваряя начало изучения цикла психолого-педагогических дисциплин, и проводится в первом семестре первого курса. Его назначение заключается в:
формирование интереса к профессии педагога;
формирование объективных знаний о педагогической профессии, требований к
ней, профессиональных перспективах;
формирование представлений о важности владения Soft skills в профессиональной
сфере;
формирование профессиональной рефлексии, самоанализа;
формирование положительной «Я – концепции студента».
Общеобразовательная дисциплина «Практикум личностного роста» является обязательной частью общеобразовательного цикла ОПОП-П по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностные результаты, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая научного творчества, труда и общественных отношений;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
физического воспитания:
4
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
5
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
6
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в
себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям
и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
Предметные результаты, в том числе:
сии;
иметь целостное представление о профессиональной деятельности человека;
знать специфику педагогического труда, особенности педагогической профес-
иметь систему знаний о сущности педагогической деятельности, ее структуре,
профессионально-значимых умениях, качествах личности педагога;
иметь представление о стилях педагогической деятельности;
иметь представление о требованиях, предъявляемых к педагогу;
знать возможные пути получения профессионального педагогического образования;
7
знать структуру и способы разработки программы профессионального роста.
Код
компетенции
Содержание дисциплины «Практикум личностного роста» направлено в том числе
на формирование следующих общих компетенций:
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам
ОК 02
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать
задачу
и/или
проблему
и выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы
для
решения
задач
и
проблем
в профессиональном и/или социальном контексте
алгоритмы
выполнения
работ
в профессиональной и смежных областях
методы
работы
в
профессиональной
и смежных сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
8
ОК 03
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и команде
ОК 05
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
использовать
современное
программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и устройства информатизации
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение в профессиональной деятельности, в
том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять
современную
научную
профессиональную терминологию
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная
научная
и
профессиональная
терминология
возможные
траектории
профессионального
развития и самообразования
Умения:
организовывать
работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила
оформления
документов
и построения устных сообщений
9
ОК 06
ОК 08
ОК 09
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на основе традиционных
российских
духовнонравственных ценностей ,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Использовать
средства
физической культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности
и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
российских духовно-нравственных ценностей
значимость
профессиональной
деятельности
по специальности
стандарты
антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения, характерными для данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека
основы здорового образа жизни
условия
профессиональной
деятельности
и зоны риска физического здоровья для
специальности
средства профилактики перенапряжения
Пользоваться
Умения:
профессиональной
понимать общий смысл четко произнесенных
документацией
высказываний
на
известные
темы
на
государственном (профессиональные и бытовые), понимать тексты
и иностранном языках
на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить
простые
высказывания
о
себе
и о своей профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика)
10
лексический
минимум,
относящийся
к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности
ПК 2.1. Организовывать
Умения:
различные
виды использовать полученную информацию для
деятельности
организации различных видов деятельности и
(предметная;
игровая; общения детей раннего и дошкольного возраста в
трудовая;
течение дня
познавательная,
Знания:
исследовательская
и приемы самоменеджметна
проектная деятельности;
художественнотворческая; продуктивная
деятельность и др.) и
общение детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 3.1. Планировать и проводить Умения:
занятия с детьми раннего находить ценностный аспект учебного знания и
и дошкольного возраста. информации, обеспечивать его понимание и
переживание детьми раннего и дошкольного
возраста
Знания:
приемы самоменеджметна
ПК 4.2. Организовывать
и Умения:
проводить
досуговую использовать полученную информацию для
деятельность,
проведения досуговой деятельности и развлечений
развлечения в группах по реализации направлений (патриотическое,
детей
раннего
и социальное, познавательное, физическое и
дошкольного возраста.
оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое)
воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Знания:
приемы самоменеджметна
11
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»
2.1 Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
36
в т. ч.:
Основное содержание
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное содержание – в форме практической подготовки)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
10
24 / 24
2
12
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разделов и
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), практем
тические занятия
1
2
Введение в предмет «Практи- Общая характеристика учебной дисциплины «Практикум личностного роста»: цель, задачи, сокум личностного роста»
держание курса, формы организации учебно-профессиональной деятельности, требования к
уровню подготовки.
Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога.
Раздел 1. Человек в мире профессий
Тема 1.1. Понятие «профес- Содержание учебного материала
сия». Классификация профес- Теоретическое обучение
сий
Взаимосвязь понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность», «профессионализм». Многообразие профессий. Классификация профессий (по Е.А.Климову). Атлас новых профессий. Роль профессии в жизни человека: способ познания жизни, самореализации,
индивидуальный вклад в совершенствование общества, получение средств к существованию.
Значение выбора профессии в жизни человека. Общепрофессиональные факторы выбора профессии. Пути получения профессионального образования. Содержание и формы получения профессионального педагогического образования. Профессиональные образовательные программы
педагогического профиля. Виды образовательных организаций, осуществляющих подготовку
педагогов.
Практическое занятие
№ 1: Анализ факторов, обусловивших выбор профессионального образования. Построение индивидуальной траектории получения профессионального образования.
Тема 1.2. Самоменеджмент Содержание учебного материала
специалиста (будущего педа- Теоретическое обучение
гога)
Soft skills современного педагога.
Понятие «самоменеджмент». Функции и составляющие самоменеджмента педагога. Техники
самоменеджмента. Гигиена умственного труда специалиста. Эмоционально-волевые резервы
работоспособности студента и педагога.
Практическое занятие
Объём
часов
3
2
6
2
1
1
4
2
13
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), практические занятия
№ 2: «Анализ сформированности уровня самоменеджмента и выбор техник самоменеджмента
для освоения.
Раздел 2. «Общая характеристика педагогической профессии»
Тема 2.1. Особенности педа- Содержание учебного материала
гогической профессии
Теоретическое обучение
Специфика педагогической профессии: цель, предмет, правовой статус педагога, сфера деятельности, виды деятельности, условия труда педагога. Условия допуска к педагогической деятельности. Роль педагога в жизни человека. Спектр педагогических профессий. Особенности получаемой специальности. Взаимодействие педагога с представителями других профессий.
Педагогическая профессия среди других профессий
Тема 2.2. История возникно- Содержание учебного материала
вения и перспективы развиТеоретическое обучение
тия педагогической професВозникновение и развитие педагогической профессии.
сии
Система образования в современной России: состояние и тенденции развития.
Педагогическая профессия в современном обществе. Перспективы развития педагогической
профессии. Новые специальности в системе образования (модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состязаниям сознания).
Практическое занятие
№ 3: «Анализ перспектив развития профессии педагог, определение собственной роли в развитии образования»
Тема 2.3. Педагогическая де- Содержание учебного материала
ятельность
Теоретическое обучение
Понятие о деятельности. Структура деятельности: субъект, мотивы, цели, умения, объект (предмет), средства (орудия), продукт (результат), условия.
Сущность педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Виды педагогической деятельности обучение, воспитание, методическая деятельность, организационная, научно-исследовательская. Виды педагогической деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по получаемой специальности.
Объём
часов
2
2
2
4
2
2
4
2
14
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), практические занятия
Практическое занятие
№ 4: «Сравнение видов педагогической деятельности»
Тема 2.4. Общение как вид Содержание учебного материала
педагогической деятельно- Теоретическое обучение
сти
Общение как вид педагогической деятельности: сущность, функции и средства, стили. Стили
педагогической деятельности. Профессиональная этика педагога.
Практическое занятие
№ 5: «Самоанализ стиля общения. Построение программы развития навыков профессионального общения»
Тема 2.5. Требования к про- Содержание учебного материала
фессиональной педагогиче- Теоретическое обучение
ской деятельности
Требования к профессиональной деятельности педагога (обязанности, ответственность, требования в квалификации, условия допуска к работе) в документах 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, Единые квалификационные требования, Профессиональный стандарт педагога. Аттестация педагогических работников. Эффективный контракт
педагога.
Практическое занятие
№ 6: «Сопоставление требований к педагогу, зафиксированных в различных документах»
Тема 2.6. Профессионально- Содержание учебного материала
значимые качества лично- Теоретическое обучение
сти педагога
Качества личности. Профессионально-значимые качества личности педагога. Структура качеств
личности педагога.
Практическое занятие
№7: «Самоанализ – самоидентификация студента с требованиями к профессионально значимым
качествам личности педагога»
Тема 2.7. Педагогическая
Содержание учебного материала
культура
Теоретическое обучение
Педагогическая культура: сущность, направления, функции. Пути формирования профессионально-педагогической культуры.
Объём
часов
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
1
15
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), практические занятия
Имидж педагога – сущность, структура пути формирования.
Практическое занятие
№8: «Анализ профессиональных ценностей педагога. Определение составляющих собственного
профессионального имиджа и путей формирования имиджа будущего педагога».
Раздел 3. Профессиональное становление педагога
Тема 3.1. Профессионализм Содержание учебного материала
и саморазвитие педагога
Теоретическое обучение
Педагогический профессионализм: содержание и пути развития. Уровни профессионализма и
квалификации.
Этапы становления профессиональной педагогической деятельности: самоопределение, самоутверждение, самореализация, достижение смысла. Самообразование.
Портфолио педагога: сущность, структура, формы. Роль портфолио в профессиональном развитии специалиста. Формирование электронного портфолио студента педагогического колледжа будущего педагога.
Практические занятия
№9: «Разработка программы профессионального становления на период обучения в педагогическом колледже»
Тема 3.2. Проектирование Содержание учебного материала
профессиональной карьТеоретическое обучение
еры
Карьера педагога. Национальная система учительского роста. Программа профессионального
роста.
Практические занятия
№10: «Составление своего карьерного профиля».
Дифференцированный зачет
Всего
Объём
часов
1
2
4
4
1
1
2
1
1
2
36
16
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные
помещения: наличия учебного кабинета «Психологии и педагогики»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
интерактивная доска
Комплект электронных пособий:
развивающие документальные фильмы
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основное издание:
1. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 136 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-07706-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/513509
2. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10817-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/517232
3. Дополнительные источники:
1.
Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. Сколково,
2014 г.
2.
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. выс. пед.
учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леоньева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008. – 208 с.
3.
Единый квалификационный должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от « 26 « августа 2010 г. № 761н.
4.
Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособия для студ. выс. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
5.
Письмо Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 “О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников”
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 №
196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
7.
Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель,
17
учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н;
8.
Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
9. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ЛИЧНОСТНОГО
РОСТА»
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных проектов, докладов и
т.п. Обучение по учебной дисциплине «Практикум личностного роста» завершается экзаменом
Результаты
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
обучения
Личностные
выполнение практико-ориентированных заданий профессиональрезультаты
ной направленности
анализ ситуаций
собеседование
ролевая игра
портфолио,
дневник «Моя будущая профессия – педагога»
Метапредмет- выполнение индивидуальных и групповых исследовательских
ные результаты проектов
семинар
экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
собеседование
ролевая игра
оценка аналитической работы с информацией, текстом
публичное выступление
практикоориентированные задания интегрированного характера
Предметные
сообщение с демонстрацией результатов наблюдений;
результаты
участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
доклад по литературным источникам;
составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;
тестовые задания;
коллективное заполнение обобщающей таблицы;
создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;
доклад на заданную тему сопровождением видеофрагментом;
аналитическая работа с информацией, текстом;
Общие
экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
компетенции
оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий;
письменные работы проблемного характера
Профессиональ- практикоориентированные задания интегрированного характера
ные компетенции
19
Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
1. Контрольно-оценочные материалы для входного контроля
Задание «Ответьте на вопросы анкеты «Что я знаю о профессии педагог»
Раздел 1. Общая характеристика профессиональной
деятельности педагога.
1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности?
1.2. Каковы цели его деятельности?
1.3. Какими средствами пользуется педагог для достижения цели?
1.4. Что можно считать результатами педагогической деятельности?
1.5. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей
повседневной деятельности?
1.6. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу в
своей деятельности?
Раздел 2. Условия профессиональной деятельности педагога.
2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с
другими профессиями?
2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?
Раздел 3. Профессиональная подготовка и качества личности педагога.
3.1. Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?
3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?
3.3. Какие требования предъявляют к педагогу?
3.4. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?
3.5. Каких педагогов желают родители своим детям?
3.6. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?
3.7. Кому противопоказано быть педагогом?
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
Раздел 4. Права и обязанности педагога.
Перечислите основные должностные обязанности воспитателя.
Какие права имеет педагог?
Как оплачивается труд педагога?
Как может педагог влиять на условия своего труда?
Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?
Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет пе-
дагог?
4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога.
4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнить свои обязанности?
2. Контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации
Контрольная работа
Выполните задания
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
1. Сформулируйте определение понятий
ВАРИАНТ 3
20
Профессия
Портфолио педагога
Специальность
Имидж педагога
Квалификация
Самоменеджмент педагога
2. Составьте развернутый план ответа по теме
Карьера педагога
Самоменеджмент пеПортфолио педагога
дагога
3. Перечислите не менее пяти
Значений профессии
Процедур, в которых
Функций
самомев жизни человека
может быть использовано неджмента
профессиональное портфолио педагогом
4. Перечислите не менее двух основных отличий
Понятий специальЛинейной и снижаюУровней среднего и
ность и квалификация
щейся карьеры по класси- высшего
профессиональфикации Драйвера
ного образования
5. Назовите 2 разных приема/техники самоменеджмента и приведите пример
как вы будите его использовать для решения такой задачи как
Подготовка портфоПодготовка к зачету
Сохранение и развилио защите
по теме
тие здоровья
3. Примерные вопросы для зачета
1.
Охарактеризуйте понятие «профессия». Обоснуйте выбор своего варианта получения профессионального образования.
2.
Педагогическая профессия среди других профессий. Чем вы руководствовались при выборе профессии?
3.
Педагогическая деятельность: сущность, структура, виды. В чем на Ваш взгляд
ее универсальный характер?
4.
Профессионально-значимые качества личности педагога. Какое значение будет
иметь процесс развития и формирования профессионально-значимых качеств Вашей личности?
5.
Педагогическое общение. Как, по Вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в школах?
6.
Педагогическая культура. Какие пути формирования своей профессиональнопедагогической культуры вы можете определить?
7.
Права, обязанности и ответственность работников образования.
8.
Требования к педагогу. Что Вы считаете недопустимым в профессиональном
поведении и деятельности педагога?
9.
Самообразование педагога. Какие источники самообразования вы считаете
наиболее значимыми на этапе обучения в педагогическом колледже?
10. Педагогическая карьера. Какой тип карьеры представляется наиболее вероятным для Вас?
11. Перспективы развития педагогической профессии.
Критерии оценки устного ответа
балл
Критерии оценки ответа студентов
5
- владеет системой знаний по раскрываемому вопросу;
- умеет устанавливать и обосновывать систему внутри- и межпредметных связей по вопросу;
«отлично»
21
«4» хорошо
«3»
удовлетворительно
«2»
не удовлетворительно
- умеет применять знания для решения практических задач;
- выражает собственное обоснованное ценностно-смысловое отношение к раскрываемому вопросу;
- определяет возможности использование учебной информации в
собственной профессиональной деятельности
- владеет системой знаний по раскрываемому вопросу;
- умеет устанавливать систему внутри- и межпредметных связей по
вопросу;
- умеет применять знания для решения практических задач;
- выражает собственное ценностно-смысловое отношение к раскрываемому вопросу;
- определяет возможности использование учебной информации в
собственной профессиональной деятельности
- владеет информацией по раскрываемому вопросу;
- умеет применять знания для решения практических задач;
- выражает ценностно-смысловое отношение к раскрываемому вопросу;
- определяет возможности использование учебной информации в
профессиональной деятельности
- владеет не системной информацией по раскрываемому вопросу;
- затрудняется в применении знаний для решения практических задач;
- затрудняется в выражении ценностно-смыслового отношения к
раскрываемому вопросу;
- не определяет возможности использование учебной информации в
профессиональной деятельности
22