ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся 2023

Приложение 2.2
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных
классов и начальных классов компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования

2023

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Разработчики:
Карелина Дарья Сергеевна
Шумакова Клара Сагировна
Шуматаева Мария Леонидовна

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля - является частью ООП СПО в соответствии с
ФГОС СПО 04.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в части освоения
основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций:
Код
Наименование общих компетенций
ОК.01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК.02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК.03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК.04.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК.05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК.06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК.09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.10.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций:
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
ПК.2.1.
Планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития личности для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
ПК.2.2.
Реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
ПК.2.3.
Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности организации
внеурочной деятельности и, оценку ее результатов
Код
ВД 1

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля» студент должен:
Иметь прак- −
развитии профессионально-значимых компетенций, необходимых
тический
для планирования и организация внеурочной деятельности в начальных
опыт в:
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
осуществлении профессиональной деятельности по планированию и

организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
−
использовании в практике организации внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования основных психологических подходов:
культурно-исторического, деятельностного и развивающего;
−
планировании и проведении внеурочных занятий по направлениям
развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
−
планировании и проведении внеурочных занятий с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
−
использовании деятельностного подхода и образовательных технологий при планировании и проведении внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов организации внеурочной деятельности по направлениям развития личностив начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
освоении и применении в процессе внеурочной деятельности психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью;
−
формировании системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
в процессе внеурочной деятельности;
−
оказании адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности;
−
реагировании на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
к учителю в процессе внеурочной деятельности и распознавании за ними
серьезных личных проблем;
−
владении профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся в процессе внеурочной деятельности вне зависимости
от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
−
организации внеурочной деятельности в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника;
−
разработке и реализации индивидуальных образовательных маршру-

Уметь:

тов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья с учетом их личностных и возрастных особенностей;
−
осуществлении контроля и оценки образовательных результатов
внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
анализе эффективности организации внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
понимании документации специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.), использовании полученной информации в процессе организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
планировании и организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования;
−
разработке и реализации программ внеурочной деятельности по
направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
разработке и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной документации в области внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
−
использовать в практике организации внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования основные психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
−
планировать внеурочную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
−
планировать и проводить внеурочные занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
−
организовывать различные виды внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного
своеобразия региона;
−
использовать деятельностный подход и образовательные технологии
при планировании и проведении внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и
методы организации внеурочной деятельности по направлениям развития
личностив начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;

−
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
−
осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том
числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в
трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
−
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
обучающемуся в процессе организации внеурочной деятельности вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
−
реагировать на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
к учителю в процессе внеурочной деятельности и распознавать за ними серьезные личные проблемы;
−
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья в процессе организации внеурочной деятельности;
−
владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, которые необходимо учитывать в процессе внеурочной деятельности;
−
осуществлять педагогический контроль и оценку образовательных
результатов внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
анализировать эффективность организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося
с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов
(личностных, метапредметных и предметных) в процессе организации внеурочной деятельности;
−
планировать и организовывать внеурочную деятельность обучающихся в условиях инклюзивного образования;
−
владеть ИКТ-компетентностями:
−
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.), использовать полученную информацию в процессе организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
разрабатывать и реализовывать программы внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию в области внеурочной деятельности в

Знать

начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики в процессе организации внеурочной деятельности
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
−
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья, законодательство о
правах ребенка, трудовое законодательство;
−
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
−
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
−
особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
−
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
−
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий, способы их применения в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся
с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием
и ограниченными возможностями здоровья;
−
направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
−
особенности региональных условий, в которых реализуются используемые образовательные программы начального общего образования, для
планирования и организации внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
основы планирования и проведения внеурочных занятий по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
−
основные принципы деятельностного подхода, дидактические основы образовательных технологий, используемых во внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

−
современные, в том числе интерактивные, формы и методы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с
девиациями поведения, с зависимостью;
−
методы осуществления педагогического контроля и оценки образовательных результатов внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
особенности организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в условиях инклюзивного образования;
−
структуру примерных и рабочих программ внеурочной деятельности;
−
требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и
отчетной документации в области внеурочной деятельности обучающихся
с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля 02 «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Вид учебной работы

Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен по модулю)
учебная практика
производственная практика

Объем часов
Учитель начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
468 ч.
120 ч.
118 ч.
2 ч.
12 ч.
72 ч.
144 ч.

2. Структура и содержание профессионального модуля
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Обучение по МДК
Практики
ПрактичеПроизВсего
ских
СР
ПА
Учебводзаняная
ствен
тий
ная
4
5
6
7
8
9

Коды профессиональных
общих компетен
ций

Наименования разделов профессионального
модуля

1
ПК.2.1 – ПК.2.3
ОК.01 – ОК.06,
ОК.09, ОК.10.

2
МДК.02.01 Теоретические и методические аспекты организации внеурочной деятельности
младших школьников, из них

3

ПК.2.1 – ПК.2.3. Раздел I Организация внеурочной деятельности в
ОК.01–ОК.06,
начальных классах, в том числе в инклюзивном
ОК.09, ОК.10.
классе

30

30

14

ПК.2.1 – ПК.2.3.
ОК.01–ОК.06,
ОК.09, ОК.10.
ПК.2.1 – ПК.2.3.
ОК.01–ОК.06,
ОК.09, ОК.10.
ПК.2.1 – ПК.2.3.
ОК.01–ОК.06,
ОК.09, ОК.10.
ПК.2.1 – ПК.2.3
ОК.01 – ОК.06,
ОК.09, ОК.10.

Раздел II Организация внеурочной деятельности
в коррекционно-развивающем образовании

30

30

14

Раздел III Практикум по внеурочной деятельности

36

36

18

Раздел IV Артпедагогика во внеурочной деятельности

36

36

18

МДК.02.02 Методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальном общем образовании и в компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании
МДК.В.02.03 Техническое творчество (робототехника и др.)

36

36

16

36

36

16

ПК.2.1 – ПК.2.3
ОК.01 – ОК.06,
ОК.09, ОК.10.

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

2

ПК.2.1 – ПК.2.3
ОК.01 – ОК.06,
ОК.09, ОК.10.
ПК.2.1-ПК.2.3
ОК.01-ОК.06,
ОК.09, ОК.10

Практикум по игропедагогике

36

36

16

Учебная практика - 2 недели (72 часа)

УП Знакомство с системой дополнительного образования
УП Анализ и моделирование внеурочных мероприятий
ПК.2.1-ПК.2.3
Производственная практика
ОК.01- ОК.06, Проведение внеурочных мероприятий
ОК.09, ОК.10
Промежуточная аттестация (экзамен по модулю)
Всего:

18

18

54

54

144

144

12
468

12
240

114

2

12

72

144

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Наименование разделов и тем профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)
1

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)

2
МДК.02.01 Теоретические и методические аспекты организации внеурочной деятельности младших
школьников, в том числе в инклюзивном классе
Раздел I. Организация внеурочной деятельности в начальных классах, в том числе в инклюзивном классе
Тема 1.1 Понятие внеСодержание
урочной деятельности
Цель, задачи, функции внеурочной работы. Внеурочная деятельность и её место в симладшего школьника, стеме воспитания личности младших школьников в начальных классах образовательеё место и роль в реаных учреждений. Преемственность урочной и внеурочной деятельности школьников.
лизации требований
Отличительные особенности урока и внеурочного занятия.
ФГОС НОО
Принципы организации внеурочной деятельности (Интерес. Сотрудничество. Доверие. Неназидательность.) Результаты и эффекты внеурочной деятельности младших
школьников в начальных классах. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Нормативные основания организации внеурочной деятельности (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».ФЗ РФ от 14 июля 2022 года № 261- ФЗ «О
российском движении детей и молодежи»,ФГОС НОО, Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций», Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. N 03871 "Об организации занятий "Разговоры о важном"
Практическое занятие (практическая работа)
Проанализировать нормативные документы по организации внеурочной деятельности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от

Объем в часах

теоретические
3

практические
4
60

16

14

2

2

2

2

Тема 1.2. Модели организации внеурочной
деятельности

Тема 1.3. Организация
проектной деятельности
в
начальной
школе

04.08.2020 №ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-Р «Об утверждении
плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года» (ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ,
ФГОС УО, примерных основных и примерных адаптированных ОП НОО; законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство и др.
Изучение особенностей региональных условий, в которых реализуются используемые
образовательные программы начального общего образования, для планирования и организации внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
Содержание
Типы организационных моделей: модель дополнительного образования, модель
«школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель.
Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности как наиболее
общая, включающая максимально возможные ресурсы и варианты.
Взаимосвязь внеурочной работы с дополнительным образованием. Организации дополнительного образования детей и их роль в организации внеурочной деятельности
младших школьников.
Организация взаимодействия с педагогическими работниками и специалистами в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся.
Роль родителей в организации внеурочной деятельности учащихся.
Практическое занятие (практическая работа)
Провести сравнительный анализ условий реализации различных моделей внеурочной
деятельности. (Организационное, нормативное, информационное, научно-методическое обеспечение; финансово-экономические, кадровые, материально-технические
условия).
Содержание
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной
школы как основное требование ФГОС НОО.
Основные принципы деятельностного подхода. Классификация проектов; этапы, которые проходит обучающийся во время работы над проектом; критерии оценка эффективности каждого этапа подготовки проекта; структура паспорта проекта; оценивание
конечного продукта проекта; структура рейтинговой оценки и самооценки проекта

2

2

2
2

Тема 1.4 Психологопедагогические технологии в работе с социально уязвимыми, попавшими в трудные
жизненные ситуации
детьми, мигрантами,
сиротами.

Тема 1.5. Методические основы и особенности работы с одаренными обучающимися в процессе организации внеурочной
деятельности

Тема 1.6. Диагностика
эффективности внеурочной работы образовательного учреждения

Категории социально-уязвимых детей: дети-сироты, лишившиеся попечения родителей, из неполных, приемных и социально неблагополучных семей. Психологические
закономерности и механизмы процесса социализации. Проблемы и задачи социальнопсихологической адаптации младших школьников, находящихся в трудных жизненных ситуациях
Практические занятия
1. Анализ стратегий и стилей педагогического общения, стереотипы профессионального поведения, связанные с личностными особенностями воспитателя. Формирование безусловной установки на уважение чувств детей, умения наблюдать и объективно
фиксировать чувства (в том числе свои собственные), проявленные в поведении. Миссия педагога в работе с социально-уязвимыми и девиантными детьми Рефлексия ценностной основы, целей и способов профессиональной деятельности. Коммуникативная
компетентность педагога как основа формирования профессиональной позиции в общении с детьми
2. Анализ индивидуального образовательного маршрута обучающегося младшего
школьного возраста с ОВЗ.
Содержание
Работа с одаренными детьми как одна из основных задач деятельности ОО в условиях
реализации ФГОС НОО. Концепции одаренности. Психологические особенности одаренных детей. Признаки одаренности. Типы одаренности.
Неравномерность развития и проблемы одаренных детей младшего школьного возраста. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
Принципы и методы выявления и оценки способностей ребенка. Принципы сопровождения одаренных детей. Особенности организации работы учителя с одаренными
детьми. Индивидуальный подход в работе с одаренными детьми.
Практические занятия Изучение и анализ существующих образовательных программ: Н.Б. Шумакова «Одаренный ребенок», Л.А. Скочина «Юный эрудит» и др.
Практические занятия
Разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы развития и индивидуально-ориентированной образовательной программы с
учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием
и ограниченными возможностями здоровья в процессе организации внеурочной деятельности. Личностно-ориентированный подход при оценке результатов внеурочной
деятельности по направлению развития личности.
Дифференцированный зачет

2

2

2

2

2

2

Раздел 2. Организация внеурочной деятельности в коррекционно-развивающем образовании

30
Т
16

Тема 2.1 Планирование внеурочных занятий в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования

Содержание
Основные подходы к планированию внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья, по направлениям развития личности для достижения личностных,
метапредметных
и предметных образовательных результатов.
Деятельностный подход и образовательные технологии при планировании и проведении внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Тема 2.2. Требования
к
организации внеурочной
работы в начальных
классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования.
Тема 2.3. Основы организации внеурочной
работы по математике
в начальных классах и
начальных
классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования

Содержание
Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Практические занятия
Анализ санитарно-гигиенических норм к занятиям внеурочной деятельности в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
Содержание
Основы организации внеурочной работы по математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования: цель, задачи, основное содержание, специфика организации.
Значение и задачи, содержание и формы внеурочной работы по математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования
Практическое занятие (практическая работа): разработка технологической карты
внеурочного занятия по математике для начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов

П
14

2

2

2
2

2

2

2

Тема 2.4. Основы ор- Содержание
ганизации внеурочной Цель, задачи, основное содержание, специфика организации внеурочной работы по
работы по русскому русскому языку, литературному чтению в начальных классах и начальных классах
языку, литературному компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
чтению в начальных Практическое занятие (практическая работа)
классах и начальных разработка технологической карты внеурочного занятия по русскому языку, литераклассах компенсирую- турному чтению для начальных классов и начальных классов компенсирующего и
щего и коррекционно- коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, метапредметразвивающего образо- ных и предметных образовательных результатов
вания.
Тема 2.5. Основы ор- Содержание
ганизации внеурочной Цель, задачи, основное содержание, специфика организации внеурочной деятельности
работы по окружаю- по окружающему миру в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
щему
коррекционно-развивающего образования: цель, задачи, основное содержание, специмиру в начальных фика организации и проведения в начальной школе.
классах и начальных Практические занятия
классах компенсирую- Наблюдение и анализ внеурочного мероприятия по окружающему миру в начальщего и коррекционно- ных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
развивающего образо- образования.
вания.
Тема 2.6. Взаимодей- Содержание
ствие с родителями и Семья как фактор воспитания, социализации и влияния на ребенка. Основные направлицами, их заменяю- ления сотрудничества, совместной деятельности педагогов и родителей во внеурочной
щими, как субъектами работе.
Планирование и организация разнообразных форм взаимодействия с семьей.
внеурочной деятельПрактическое занятие (практическая работа)
ности
Разработка, представление и защита внеурочных мероприятий совместно с семьей в
в условиях инклюзив- начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развиваного образования в ющего образования.
начальной школе.
Самостоятельная работа (не предусмотрена)

2

2

2

4

2

4

Раздел 3. Практикум по внеурочной деятельности

36
Т. 18

Тема 3.1 Организация Содержание
внеурочных занятий Методические требования к планированию, организации и проведению внеурочного

2

П. 18

младших школьников

Тема 3.2. Теоретические основы и методика организации общеинтеллектуального
направления

Тема 2.3. Теоретические основы и методика организации общекультурного
направления

занятия или мероприятия. Схема (алгоритм) педагогического анализа внеурочных занятий. Требования к оформлению анализа внеурочного занятия.
Технологическая карта внеурочного занятия. Анализ и самоанализ проведения внеурочного занятия в диалоге с преподавателем и сокурсниками. Оформление результатов наблюдения и анализа внеурочного занятия или воспитательного мероприятия с
учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Организация пространства учебного кабинета на занятии (схемы).
Практическое занятие (практическая работа)
Спланировать и провести фрагмент внеурочного занятия со студенческой аудиторией
как со школьным классом с использованием ИКТ (направление, тема, класс по выбору
студента).
Содержание
Формирование и развитие познавательного интереса младших школьников в процессе
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Активизация познавательной деятельности обучающихся. Учет возрастных особенностей, обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья; способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся.
Практическое занятие (практическая работа)
Проектирование форм организации внеурочной работы с младшими школьниками в
рамках общеинтеллектуального направления: предметные факультативы, олимпиады,
исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны
и т.д.
Содержание
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях
Формы организации общекультурного направления: беседы, встречи с интересными
людьми, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам и т.п
Практическое занятие (практическая работа)
Составление сценария общекультурного мероприятия на выбор (Коллективные творческие дела. Праздники. Викторины. Интеллектуально-познавательные игры. Творческие проекты, Проведение выставок семейного художественного творчества.

4

4

4

2

2

4

Тема 2.4 Методика организации спортивнооздоровительного
направления внеурочной деятельности

Тема 2.5 Методика организации
социального направления внеурочной деятельности

Тема 2.6 Методика организации
духовнонравственного
направления внеурочной деятельности

Содержание
Сущность спортивно-оздоровительного направления во внеурочной деятельности
младших классов. Характеристика спортивно-оздоровительной деятельности. Использование средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности младших школьников.
Практические занятия
Презентация и обсуждение нетрадиционных оздоровительных технологий (терапий)
для внеурочных занятий в начальной школе «Ярмарка идей». Демонстрация средств
(макетов: офтальмотренажоров, сигнальных точек, цветовых точек) для здоровьесбережения младших школьников
Содержание
Сущность внеурочной деятельности социального направления. Понятие «социальное
творчество». Принципы организации внеурочной деятельности социального направления. Цель, задачи и планируемые результаты внеурочной деятельности социального направления. Определение педагогических целей и задач организации внеурочной деятельности социального направления с учетом возраста обучающихся. Содержание и направления социальной деятельности в начальной школе
Практические занятия
Составление календарно-тематического планирования внеурочной деятельности социального направления.
Разработка и проведение внеурочных занятий социального направления.
Содержание
Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Направления, базовые национальные ценности и принципы
духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Особенности
организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению личности в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Особенности организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению развития личности в условиях инклюзивного образования.
Практическое занятие
Характеристика современных, в том числе интерактивных, форм и методов организации общения во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления разви-

2

2

2

2

2

4

тия личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Раздел 4. Артпедагогика во внеурочной деятельности
Тема1.Краткий исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции

Тема2.Взгляды отечественных и зарубежных
педагогов и психологов
на использование искусства как средства
развития детей и коррекции имеющихся у
них нарушений.

Содержание
Искусство как эффективное средство воздействия на человека в Древней Греции. Учение о катарсисе Аристотеля. Использование музыки в древнекитайской медицине. Использование музыкотерапии в Древней Индии. Современные направления использования искусства в коррекционной работе.
Практические занятия
Конспект
1 главы учебника «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» / [Е. А.
Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская]. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.)
Содержание
Роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии. Исследования в области художественной педагогики. Социально-педагогическое направление
коррекционной работы с детьми посредством искусства.
Практические занятия
Ответить на вопросы:
1. Охарактеризуйте взгляды отечественных и зарубежных психологов, педагогов и общественных деятелей на использование искусства в лечении и коррекции.
2. Покажите, как использовались различные виды искусства в целительстве в Древней
Греции, Китае, Индии.
3. Охарактеризуйте применение искусства в лечебных целях в Европе в начале XX в.
4. Кто из видных ученых, медиков в России использовал искусство в лечении психических больных?
5. Опишите современные европейские, американские и российские музыкотерапевтические школы и назовите их представителей.
6. Охарактеризуйте работы зарубежных и отечественных исследователей, раскрывающие проблему использования искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в
развитии
7. Раскройте понятие «катарсис» в искусстве
Содержание

Объем в часах
Т 18
П 18
1

1

1

1

Тема 3. Основные понятия, цели и задачи
артпедагогики и арттерапии.

Тема 4. Связь артпедагогики и арттерапии с
другими отраслями знаний.

Тема 5. Психолого – педагогические особенности детей с ОВЗ

Новая парадигма образования и ценности субкультуры человека. Артпедагогика как
синтез искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно – направленного процесса художественного развития детей
с недостатками развития. Культорологическая, образовательная, воспитательная, коррекционная функции артпедагогики.
Арттерапия как синтез искусства, медицины и психологии.
Содержание
Связь артпедагогики с искусствознанием, с психологией художественного творчества,
социологией искусства. Соотношение биологического и социального в развитии, общность линий развития нормального и аномального ребенка, возможности коррекции и
компенсации отклонений в развитии средствами искусства. Связь артпедагогики и арттерапии с физиологией, невропатологией, психиатрией, с общей и возрастной психологией.
Практические занятия
Ответить на вопросы:
1. Охарактеризуйте сходство и различие понятий артпедагогика и арттерапия. Определите их место в специальном образовании.
2. Раскройте основные функции артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
3. Покажите общие и частные цели и задачи артпедагогики и арттерапии.
4. Представьте связи артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний.
Содержание
Концепция П.К. Анохина о функциональных системах. Дети с нарушением речи. Дети
с задержкой психического развития. Умственно отсталые дети. Дети с нарушениями
функций опорно – двигательного аппарата. Артметоды в преодолении недостатков
развития.
Практические занятия
1. Дайте характеристику детям с ОВЗ.
2. Охарактеризуйте особенности формирования личности у детей с интеллектуальной
недостаточностью.
3. Охарактеризуйте особенности формирования личности у детей с сенсорными нарушениями.
4. Покажите роль искусства в формировании познавательной, эмоционально-волевой
и моторной сфер у детей с ОВЗ.

2

2

2

2

2

Тема 6. Виды арттерапии и их коррекционное
и терапевтическое воздействие.

Тема 7. Формы организации художественной
деятельности в специальном образо-вательном учреждении

Тема8. Основы сказкотерапии.

Содержание
Использование музыкотерапии в лечебных и коррекционных целях. Положительный
эффект в терапевтической и коррекционной работе вокалотерапии. Коррекционная
ритмика как активный вид кинезитерапии. Образно – ролевая драмтерапия.
Практическое занятие (практическая подготовка)
Составление конспекта занятия по музыкотерапии, вокальной терапии, коррекциондрамтерапия.
ной ритмике, образно-ролевой терапии (по выбору)
Содержание
Культурно-досуговая деятельность с младшими школьниками. Уроки искусства в
начальной школе. Организация различных видов художественной деятельности с
младшими школьниками в СКОУ.
Практические занятия
Проанализируйте сценарий праздника и развлечения для детей младшего школьного
возраста (любой на выбор) по следующей схеме:
1. Тематика.
2. Реализация основных задач художественного воспитания в содержании.
3. Драматургические особенности построения.
4. Принципы объединения различных видов искусств (музыка, живопись, литература
и др.) и видов художественной деятельности детей.
5. Качество музыкально-литературного материала, его художественная ценность, доступность, объем.
6.Занимательность, новизна содержания развлечения, праздника.
7.Направленность педагогического руководства на развитие активности, любознательности, музыкально-творческих проявлений школьников.
8. Распределение ролей между детьми (учет музыкальных способностей, склонностей,
интересов, активности).
Содержание
Предмет сказкотерапии. Задачи сказкотерапевта. Пробуждение Веры. Сказкотерапия
как способ передачи знаний о жизни. Жанры, используемые в сказкотерапии. «Теория»
волшебства.
Основные типы сказок. Анализ сказок. Исследование сказок. Решение сказочных задач. Рассказывание сказок. Сочинение сказок. Интерпретация сказок
Практическое занятие (практическая подготовка)
Освоение методики сказкотерапии «Погружение в сказку»

2

2

2

2

2

2

Проигрывание сказочных историй «Сказки звездной страны Зодиакалии»
Специфика использования терапевтических и психокоррекционных сказок
Тема9. Основы куклоте- Содержание
рапии с детьми млад- Сказочная куклотерапия. Куклы марионетки. Пальчиковые куклы. Теневые куклы.
шего школьного воз- Драматизация сказок с куклами марионетками. Пантомима и драматизация сказок.
раста
Сказочная имидж – терапия
Практическое занятие (практическая подготовка)

2

2

Изготовление кукол-марионеток
Освоение технологии работы с куклой-марионеткой
Тема 10. Игротерапия с Содержание
детьми,
имеющими Игровая терапия: формы, методы, технологии. Игры с пуговицами. Пуговичный маспроблемы развития.
саж. Цикл «Семейные истории». Игры со спичками. Коммуникативные игры.
Практическое занятие (практическая подготовка)
Составление конспекта занятия по игротерапии на развитие и коррекцию предметной
и игровой деятельности; развитие и коррекцию речи и психических процессов; развитие и коррекцию коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной
сфер ребенка (по выбору).
МДК.02.02 Методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании
Раздел 1. Концептуальные основы, содержание и особенности современных подходов к организации внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании.
Тема 1.1. Изучение и Содержание
анализ
проблем Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начальначального
общего, ного образования и компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в
компенсирующего и области внеурочной деятельности младших школьников.
коррекционно-разви- Сравнение эффективности применяемых методов начального общего образования и
вающего образования компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, выбор наиболее эффекв области внеурочной тивных образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения и осодеятельности
млад- бенностей учащихся.
ших школьников.
Инновационная деятельность учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Практическое занятие (практическая работа)
Создание методических картотек (тематических, алфавитных, электронных).

2
2

2

36
Т
16

П
16

2

2

4

Тема 1.2. Методическое сопровождение
внеурочной деятельности

Тема 1.3. Оформление
портфолио педагогических достижений в
процессе организации
внеурочной деятельности в начальном общем образовании и в
компенсирующем
и
коррекционно-развивающем образовании.
Тема 1.4. Анализ и самоанализ внеурочной
деятельности
в
начальном общем и
компенсирующем
и
коррекционно-развивающем образовании.

Содержание
Проектирование внеурочной деятельности. Три этапа организации внеурочной деятельности: проектный, организационно-деятельностный и аналитический.
Требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной документации в области внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья.
Способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся, запросов их
родителей (законных представителей).
Практическое занятие (практическая работа)
Подготовка кейса методических разработок в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию в области внеурочной деятельности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Содержание
Портфолио педагогических достижений в процессе организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании и в компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании. Виды и структура портфолио. Требования к оформлению и содержанию портфолио.
Практические занятия
Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам педагогов. Анализ электронных
портфолио педагогов в области внеурочной деятельности.
Изучение и анализ системы работы руководителя кружка, любительского объединения, секции, клуба и др. в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования.
Содержание
Мониторинг педагогической деятельности. Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в области внеурочной деятельности младших
школьников».
Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической внеурочной деятельности младших школьников.
Практическое занятие (практическая работа)
Анализ методов осуществления педагогического контроля и оценки образовательных
результатов внеурочной деятельности социального направления обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья

4

4

4

4

2

4

2

Самостоятельная работа
Дифференцированный зачет
МДК.В.02.03 Техническое творчество во внеурочной деятельности
Тема 1. Приоритеты социально-экономического развития области
и современного образования

Тема 2. Конструирование в школе

Тема 3. StoryStarter
"Построй свою историю"

Тема 4. MoreToMath
"Увлекательная математика"

Содержание
Комплексная программа «Уральская инженерная школа». Философия ЛЕГО. Ребенок
в мире Лего
Практические занятия
Анализ нормативных документов НОО на предмет значимости конструирования и робототехники в обучении младших школьников. Возможности применения конструкторов на учебных дисциплинах начальной школы и начальных классов КиКРО
Разработка презентации для детей «Роботы в современной жизни»
Содержание
Конструирование в школе на различных ступенях. Методические аспекты обучения
конструированию роботов. Методические аспекты обучения программированию. Обзор оборудования для образовательной робототехники. Обзор робототехнических соревнований для начинающих
Практические занятия
Анализ внеурочных занятий по робототехнике: просмотр видео, оформление конспекта, коллективное обсуждение занятия.
Содержание
Целевая аудитория использования конструктора.
Образовательные возможности конструктора StoryStarter "Построй свою историю".
Методика организации учебных занятий: типы заданий, построение занятия по принципу четырёх вопросов:кто?,где?, когда?, что произошло?.
ПО StoryVisualizer: Знакомство с рабочим полем программного обеспечения.
Практические занятия
Практическая работа по построению истории средствами конструктора и представление комикса в программе StoryVisualizer.
Содержание
Образовательные возможности конструктора MoreToMath "Увлекательная математика". Методика организации внеурочных занятий с использованием конструктора
MoreToMath "Увлекательная математика". Программное обеспечение для интерактивной доски MathBuilder, алгоритм создания математических заданий. Размещение и
анализ учебных материалов. Инструменты оценки успеваемости

Т
18

2
2
П
16

2

2

2

2

2

2

2

Тема 5. Машины и механизмы

Тема 6. LEGO Education
WeDo

Тема 7. Наборы ЛЕГО
MINDSTORMS
EV3.
Образовательная серия

Тема 8. Организация
конкурсов по робототехнике
Дифференцированный зачёт

Практические занятия
Практическая работа по выполнению 5 математических заданий разного типа средствами конструктора и программного обеспечения.
Содержание
Образовательные наборы серии «Машины и механизмы» от LEGO Education «Первые
механизмы», «Первые конструкции», «Простые механизмы», «Технология и физика».
Образовательные возможности конструкторов. Методика организации учебных занятий.
Практические занятия
Практическая работа по выполнению проектов средствами конструктора
Создание словаря «Основные понятия по механизмам: детали и конструкции»
Содержание
Образовательные возможности конструктора LEGO Education WeDo. Методика организации учебных занятий. Программное обеспечение конструктора: изучение функциональных возможностей блоков,. Программирование в среде WeDo. Соревнования
Практические занятия
Практическая работа по выполнению проектов средствами конструктора
Создание словаря «Основные понятия: название деталей конструктора, назначение
каждого блока программирования»
Содержание
Образовательные возможности конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Методика
организации учебных занятий. Программное обеспечение конструктора. Программирование в среде LEGO MINDSTORMS EV3.
Практические занятия
Практическая работа по выполнению проектов средствами конструктора. Организация
соревнований
Содержание
Подготовка к соревнованиям. Регламент проведения конкурсов. Описание конкурсных
заданий.
Составление фрагмента конспекта внеурочной деятельности с использованием конструктора (выбор конструктора по жеребьёвке: Lego Wedo 2.0, Простые механизмы,
MoreToMath "Увлекательная математика"). Сбор модели конструктора.
МДК.В.02.04 Практикум по игропедагогике
Содержание

2

2

2

4

4

2

2

2

2
Т
18
4

П
16

Раздел 1. Игра как меж- Развитие теории игры в отечественной науке. Теория игры в зарубежной науке.Психодисциплинарный фено- лого-педагогические аспекты организации игровой деятельности детей младшего
мен
школьного возраста. Особенности профессии – игропедагог.
Классификация игр. Значение игры в жизни. Игровые эпохи (по И.Ю. Захарова, Е.В.
Моржина)
Практические занятия
Развитие диалога с ребенком: ступени эмоционального контакта
Диагностические аспекты игры
Составление глоссария
Раздел 2. Игровые тех- Содержание
нологии в образова- Дидактическая игра: сущность, структура, этапы, содержание, типы и виды. Интерактельном процессе
тивные образовательные технологии. Деловая игра как сложная интерактивная технология: структура, распределение ролей, виды, правила. Ролевая игра в образовательном процессе.
Практические занятия
Разработка и проведения настольных игр
Разработка и проведение дидактических игр
Разработка и проведение подвижных игр
Разработка и проведение коммуникативных игр
Раздел 3. Методиче- Содержание
ские аспекты разра- Подготовка и реализация учебной деловой игры на уроке. Проектирование и органиботки и проведения зация образовательного квеста. Разработка и проведения исследовательской игры
образовательных игр структура и целеполагание технологической карты. Проблемные вопросы, возникающие у обучающихся. Специфика разработки и проведения интеллектуальной игры. Игровая компетентность педагога.
Практические занятия
Составление проблемных ситуаций в зависимости от темы урока.
Раздел 4. Внедрение Содержание
игровых методик в Диагностические аспекты игропедагогике. Значение игры для детей с нарушениями в
коррекционное обра- развитии. Техника игры в работе с гиперактивным ребенком. Техника игры в работе с
зование
агрессивным ребенком. Техника игры в работе с тревожным ребенком. Методы работы
педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Практические занятия
Составление технологической карты игры в работе с гиперактивным ребенком.
Составление технологической карты игры в работе с агрессивным ребенком

2

4

6

4

2
6

6

Составление технологической карты игры в работе с тревожным ребенком
Дифференцированный зачет
УП Анализ и моделирование внеурочных мероприятий
Виды работ:
1. Анализ сайтов учреждений дополнительного образования детей и подростков (Детская музыкальная школа,
Детская художественная школа, Станция юных техников, Центр дополнительного образования детей, Спортивный клуб «Темп» и др.)
2. Знакомство с системой дополнительного образования учащихся МАОУ СОШ №3 ГО Ревда
3. Разработка видео-ролика об учреждении дополнительного образования.
4. Наблюдение и анализ внеурочного занятия с использованием современных образовательных технологий.
5. Наблюдение и анализ системы работы руководителя кружка, научного клуба в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
6. Составление плана внеурочной деятельности в начальной школе, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего в условиях инклюзивного образования на основе изученной документации, продуктов деятельности школьников, мониторинга учебной деятельности.
Работа в Интернет-центре «Использование современных образовательных ресурсов в методической работе учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования во
внеурочной деятельности младших школьников».
ПП.02 Производственная практика
Виды работ
1.
Проведение внеурочных занятий и анализ внеурочной деятельности в начальном общем образовании и в
компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании.
2.
Организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности.
3.
Интерпретация результатов оценки внеурочного занятия методистом и учителем.
4.
Осуществление рефлексии.
5.
Разработка программы внеурочной деятельности в начальном общем и в компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании с учетом особенностей класса.
6.
Оформление педагогических разработок в виде отчетов.
7.
Проект предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в условиях инклюзивного образования.
8.
Разработка технологической карты внеурочного занятия.
9.
Оформление портфолио педагогических достижений.
Тематика курсовых работ:
1) Развитие коммуникативных функций у детей с нарушением интеллекта посредством дидактических игр во внеурочной деятельности.

2
72

144

Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков детей с ранним детским аутизмом (РДА)
Игра как метод обучения младших школьников с умственной отсталостью
Использование современных мультимедийных технологий в обучении умственно отсталых детей.
Особенности гражданского и правового воспитания учащихся с умственной отсталостью.
Преодоление последствий гиподинамии у младших школьников с нарушениями зрения средствами спортивных игр
Использование театрализованных игр в коррекции недостаточной социальной компетенции детей с ОВЗ
Актуальные проблемы включения обучающихся начальных классов с особыми образовательными потребностями
во внеурочную деятельность социального направления.
9) Интеграция Event-технологий в образовательный процесс начальных классов во внеурочной деятельности.
10) Взаимосвязь семьи и школы в организации и реализации социальных проектов во внеурочной деятельности.
11) Социальное проектирование как средство развития финансовой грамотности обучающихся начальных классов.
12) Возможности использования Flash-технологий в организации социального проектирования в начальной школе.
13) Волонтерская деятельность обучающихся начальных классов как средство формирования толерантного отношения
к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
14) Формирование милосердия у обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности социального направления.
15) Виртуальный музей как средство воспитания учащихся младших классов во внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе.
16) Офтальмотренажѐр как средство профилактики заболеваний органов зрения младших школьников, особенности
использования во внеурочной деятельности.
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля 02 «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»:
1.
Кабинеты:
−
Теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
Педагогики и специальной педагогики
2.
Лаборатории:
−
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
3.
Залы:
−
библиотека,
−
читальный зал с выходом в сеть Интернет;
−
актовый зал.
4.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
−
посадочные места по количеству обучающихся;
−
рабочее место преподавателя;
−
систематизированные по типам наглядные пособия; раздаточный материал, видео и
аудиозаписи;
−
комплект необходимой методической документации учителя начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в области внеурочного общения младших школьников;
−
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
информационные стенды.
−
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
−
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения
занятий.
5.
Оборудование лаборатории информатики и информационно-коммуникативных технологий
−
посадочные места по количеству подгруппы студентов;
−
рабочее место преподавателя;
−
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров,
установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
−
аудиторная доска для письма;
−
компьютерные столы по числу рабочих мест подгруппы студентов;
−
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения
занятий.
Технические средства обучения:
– компьютеры с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети Интернет;
–
лазерный принтер;
–
цифровой фотоаппарат;
–
цифровая видеокамера;
–
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники по числу
мест обучающихся;
–
документ-камера.
6.

Оборудование для демонстрационного экзамена

−
мобильный компьютерный класс с доступом к сети Интернет;
−
интерактивный стол;
−
интерактивная доска;
−
мультимедийный проектор
–
цветное МФУ;
–
цифровой фотоаппарат;
–
цифровая видеокамера;
−
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники по числу
мест обучающихся;
−
электронные часы;
−
комплект робототехники;
−
документ-камера.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Основные источники
1.
Айвазян Е.Б., Груничева С.И. Социальный портрет детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах. Дефектология. 2017. № 4. С. 10.
2.
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном заведении / О.В. Брыкова,
Т.В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2016.
3.
Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А. Иформационно-коммуникационные технологии в начальной школе. - Издательство: Академия, 2015.
4.
Власенко, Вильданова, Подгорная: Начальная школа. Школа после уроков
(CD) ФГОС - М. Издательсво Учитель, 2014.
5.
Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. - М.: Национальный книжный центр, 2017.
6.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г. - М., 2015
7.
Ефимова, Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе
[Электронный ресурс] / Д.В Ефимова // Сборники конференций социосфера. – 2014. – № 34.
– URL: https://docviewer.yandex.ru/FCyberLeninka
8.
Иванова Е. В., Мищенко Г. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр,
2017.
9.
Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособ. для СПО.
/Под ред. Кумариной Г.Ф. - М.: Юрайт, 2017.
10.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика
и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
11.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными
и проблемными ситуациями: Учеб.-метод. пособ.- М.: Смысл, 2016.
12.
Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Писаревская. – Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2018ч. – 132 с.

13.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2014.

14.
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями. - М.: Академия, 2017.
15.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Педагогический поиск, 2016.
16.
Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика
[Текст] / А.С. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

17.
Тивикова С. Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Сборник программ. - Издательство «Русское слово», 2013.
18.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст. – М. : Кремль, 2012.

19.
Федяинова, Хирьянова: Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. ФГОС - Издательство Учитель, 2014.
20.
Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО
[Электронный ресурс]//М. В. Гаврилов, В. А. Климов. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1DC33FDD-8C47439D-98FD-8D445734B9D9(дата обращения: 14.09.2018).
2.
Детская личность: центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Информация о деятельности центра и его структуре. Перечень документов по проблемам детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. [Электронный ресурс]// (Режим
доступа): URL: http://schools.keldysh.ru/detlich/(дата обращения: 04.09.2018).
3.
Детская личность: центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://schools.keldysh.ru/detlich/(дата обращения: 14.09.2018).
4.
Дефектолог.ру: материалы для родителей [Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: http://www.defectolog.ru(дата обращения: 14.09.2018).
5.
Игры и материалы по тифлопедагогике для родителей незрячих детей [Электронный
ресурс]// (Режим доступа): URL: http://www.blindchild.narod.ru(дата обращения:
14.09.2018).
6.
Институт коррекционной педагогики. [Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: http://www.ise.iip.net – =6&name=Web_Links&op=modload&l_op=visit&lid= (дата обращения: 14.09.2018).
7.
Информационные ресурсы Подымова Л.С. Педагогика. [Электронный ресурс]:
Учебник и практикум для СПО. -М.: Юрайт, 2017. (Режим доступа): URL: https://biblioonline.ru/book/pedagogika-398846 (дата обращения: 14.09.2018).
8.
Коррекционная педагогика в начальном образовании [Электронный ресурс]// учебное пособие для СПО /Г.Ф. Кумарина [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. - 2-е изд., пер. и
доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 (Режим доступа): URL: www.biblioonline.ru/book/18A9F146-A0E7-42AA-8F1D-7ABCDE0661D3(дата обращения: 14.09.2018).
9.
Коррекционная педагогика. Материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр. [Электронный ресурс]//
(Режим доступа): URL: http://www.kidsolr.com/specialeducation/(дата обращения:
14.09.2018).
10.
Куприянов Д.В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности
[Электронный ресурс]// учебник и практикум для СПО/ Д. В. Куприянов. - М.: Издательство
Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1AFA0FC3-C1D5-4AD7AA67-5375B13A415F(дата обращения: 14.09.2018).

11.
Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса [Электронный ресурс]//учебное пособие для СПО / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. — (Режим доступа): URL: www.biblioonline.ru/book/EC49E675-60FB-4E94-92F7-95BC0E2C3333(дата обращения: 14.09.2018).
12.
Николаева В.А. Тесты по информатике [Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: http://www.junior.ru/wwwexam/(дата обращения: 14.09.2018).
13.
Обучение детей-инвалидов. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm(дата обращения: 14.09.2018).
14.
Обучение детей-инвалидов. Законодательная база по обучению детей-инвалидов в
РФ: условия приема в учебные заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений
образовательных учреждений и т.п. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm(дата обращения: 14.09.2018).
15.
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Электронный ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOCategoriesPageContainer&Hmao
SecsId=SECTION_10328(дата обращения: 14.09.2018).
16.
Особенности обучения детей с нарушенным зрением [Электронный ресурс]// (Режим
доступа): URL: http://delo.teolog.ru/deloN4001(дата обращения: 14.09.2018).
17.
Особенности обучения детей с нарушенным зрением. Описание особенностей детей
с разной степенью нарушений зрения. Общие принципы их обучения, в том числе обучения
совместно со зрячими детьми. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://delo.teolog.ru/deloN4001(дата обращения: 14.09.2018).
18.
Слабовидящий ребенок в учебном коллективе [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm(дата обращения: 04.09.2018).
19.
Слабовидящий ребенок в учебном коллективе. Информация о личностных особенностях и проблемах интеграции слепых и слабовидящих учащихся в коллективы сверстников.
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm(дата обращения: 14.09.2018).
20.
Соловьева Л.Г. Логопедия [Электронный ресурс]// учебник и практикум для СПО /
Л.Г. Соловьева Г.Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим
доступа):
URL:
www.biblio-online.ru/book/C29088D7-868F-48E3-AA944CCE241CC77D(дата обращения: 14.09.2018).
21.
Специальная педагогика [Электронный ресурс]//учебник для СПО / Л.В. Мардахаев
[и др.]; под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:
www.biblio-online.ru/book/130CD1E9-2CCA-4A1F-95BD-07F2673835C4.3(дата обращения:
14.09.2018).
22.
Учебный центр "Логопед Мастер" [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.logopedmaster.ru/sections/7/126/2/265/(дата обращения: 14.09.2018).
Дополнительные источники:
1.
Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу:
Учеб. пособие для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова.-.: Академия, 2015.
2.
Колесникова И.А. Педагогическое пр-– М.: Академия, 2013.
3.
Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М.: Сентябрь, 2014.
4.
Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2015.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК.2.1. Планировать и
проводить внеурочные
занятия по направлениям
развития личности для
достижения личностных,
метапредметных и предметных образовательных
результатов

ПК.2.2.Реализовывать
современные, в том числе
интерактивные, формы и
методы организации внеурочной деятельности по
направлениям развития
личности;
ПК.2.3. Осуществлять педагогический контроль,
анализ
эффективности
организации внеурочной
деятельности и, оценку
ее результатов

Критерии оценки

Методы оценки

−
точность и обоснованность в
определении целей и задач внеурочных занятий;
−
- оптимальность планирования
внеурочных занятий по направлениям
развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
−
точность соблюдения педагогических и гигиенических требований
к организации внеурочных занятий;
−
методическая грамотность, соответствие результата поставленным
целям;
−
качество проведения внеурочного занятия;
−
правильность выбора соответствия содержания форм, методов и
средств обучения на внеурочном занятии возрастным и индивидуальнопсихологическим особенностям обучающихся;

−
экспертная оценка
на педагогической практике;
−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
−
экзамен по профессиональному модулю;

−
объективность оценки риска в
принятии решений в нестандартных
ситуациях;
− эффективность, компетентность и
объективность педагогического контроля и оценки результатов организации внеурочной деятельности
− точность выбора учебно-методического комплекта и материалов, с
учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы
и отдельных обучающихся

−
экспертное наблюдение проведения внеурочного занятия на практике;
−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
−
экспертная оценка
на практике;

−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
−
экспертная оценка
на практике;
−
экзамен по профессиональному модулю.
ОК.02. Осуществлять по- −
грамотность
осуществления −
экспертная оценка
иск, анализ и интерпрета- поиска, анализа и оценки информа- презентаций и программ
ОК.01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам.

цию информации, необ- ции, необходимой для выполнения заходимой для выполнения дач профессиональной деятельности
задач профессиональной
деятельности.
ОК.03. Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие.

−
осмысленность осуществления
профессиональной деятельности в
условиях обновления ее целей и содержания.

ОК.04. Работать в кол- −
сформированность
навыков
лективе и команде, эф- эффективного взаимодействия с одфективно взаимодейство- нокурсниками, преподавателями
вать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК.05.
Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с
учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК.06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей.
ОК.09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.

ОК.10.
Пользоваться
профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках

−
эффективность владения коммуникативной компетенцией с учетом особенностей социального и
культурного контекста

−
принятие на себя гражданскопатриотической позиции, ответственности за осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей в образовательном
процессе

профессионального самосовершенствования
и
портфолио
педагогических достижений;
−
экзамен по профессиональному модулю
−
экспертная оценка
и самооценка результатов
психолого-педагогической диагностики уровня
готовности к профессиональному развитию;
−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
−
экспертная оценка
на внеурочных занятиях,
учебной и производственной практике;
−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
−
экспертное наблюдение на практике;
−
экзамен по профессиональному модулю.
−
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
−
экспертная оценка
на практике;

−
эффективность владения ИКТ −
самооценка, педатехнологиями в профессиональной гогическая
рефлексия
деятельности
сформированности ОК;
−
экспертное наблюдение на практике;
−
экзамен по профессиональному модулю.
−
эффективность владения госу- −
самооценка, педадарственным и иностранным языками гогическая
рефлексия
для пользования профессиональной сформированности ОК;
документацией
−
экспертное наблювыполнение единых требований к
дение на практике;
−
экзамен по профессиональному модулю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».