ОП.В.13 Основы логопедии с практикумом

Приложение 3.35
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.13 ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ С ПРАКТИКУМОМ

Разработчик:
Шуматаева Мария Леонидовна,
преподаватель

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины

3

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10

2

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.В.13 «Основы логопедии с практикумом» является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном
образовании.
Учебная дисциплина ОП.В.13 «Основы логопедии с практикумом» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 2,ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7, ПК 1.1, ПК 2.2, ПК 3.4
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

Умения

Знания

- пользоваться понятиями и терминами логопедии;
- характеризовать речь человека;
- анализировать формы и виды
речи;
- показывать и объяснять артикуляцию звуков русского языка;
- характеризовать строение и
функции речевого аппарата;
- определять взаимосвязь причин
речевых нарушений и их проявлений;
- соотносить речевые нарушения
с классификациями, принятыми
в логопедии;
- характеризовать нарушения речи детей группы риска;
- подбирать и проводить игры,
упражнения, задания для педагогического обследования детей
группы риска и анализировать
результаты педагогического обследования;
- владеть способами педагогической работы по закреплению речевых навыков детей;
- использовать приёмы коррекционной работы, направленной на
профилактику нарушений устной и
письменной речи детей группы
риска.

- определение логопедии как науки; предмет, объект, задачи логопедии;
- основные понятия и терминологию
логопедии;
- общие сведения о языке и речи:
формы и виды речи, функции речи,
основные речевые компоненты;
- системное строение речи;
- артикуляцию фонем русского языка;
- анатомо-физиологические механизмы речи;
- причины речевых нарушений и их
классификацию; нарушения речи детей группы риска: задержку речевого
развития, фонетико-фонематическое
нарушение речи (ФФНР), общее
недоразвитие речи (ОНР), заикание;
- условия проведения и методы педагогического обследования детей
группы риска;
- способы педагогической работы по
преодолению речевых нарушений;
- меры профилактики нарушений
устной и письменной речи у детей
группы риска.

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия, из них
практическая подготовка
самостоятельная работа
промежуточная аттестация

72
30
28
18
2
12

4

Тематическое планирование по логопедии
Наименование
разделов и тем

1.1
Внутрисистемные
связи
логопедии

1.2 Методы логопедии как науки

1.3
Причины
нарушения речи

1.4 Клинико-

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Теоретические основы логопедии
Основные задачи и цели курса Логопедия. связь логопедии с другими науками.
межсистемные связи логопедии. Принципы логопедии как науки. Понятие о речи
как функциональной системе. Речевая норма и нарушение речи. Логопедия как
наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения
средствами специального обучения и воспитания
Методы: Организационные, эмпирические, математические, статические, интерпретационные, актуальные проблемы современной логопедию. Разработка сравнительной таблицы, принципы, методы работы логопеда и учителя.
Практическая подготовка: разработка тематики и содержания коррекционных
направлений в тетради взаимодействия учителя и логопеда, другими педагогическими работниками и специалистами, демонстрация готовности к профессиональной коммуникации
Пренатальные, натальные, постнатальные вредности, значимые для формирования
речи. Сензитивные периоды развития. Критические периоды в развитии речевых
функций у детей. Цели и принципы анализа речевых нарушений. Схема анализа
коррекционной направленности логопедического занятия. Ведущие причины анализа речевых нарушений: развития, системного подхода, рассмотрения речевых
нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
Понятия о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.
Сложности и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения.
Фонетико - фонематическое нарушения речи, общее нарушение речи. Определение
5

Объем часов
для дневной
формы обучения

ауд
30
2

пр
28

2
2

2

2

Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент программы

СР
2
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ЛР 16.

педагогическая
классификация
нарушения речи

понятия «общее недоразвитие речи» (ОНР). Причины общего недоразвития речи.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи I, II, III уровней. Деятельность
учителя начальных классов по коррекции у детей ОНР.
Практическое занятие: описать этиологию и клинику речевых нарушений у
учащихся младшего школьного возраста.
1.5
Психолого- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): определение, механизмы
педагогическая
возникновения при дислалии, дизартрии, ринолалии. Содержание работы по преклассификация
одолению ФФНР. Международная классификация болезни 11-го пересмотра.
нарушения речи Принципы логопедического обследования. Схема обследования. методы логопеди(по Р.Е. Левиной) ческого воздействия. Формы организации логопедической работы.
Практическое занятие: определение категорий речевых нарушений у детей.
Строения речевого аппарата. Шкала оценивания понимания речи у учащихся.
Раздел 2. Дизорфографии младших школьников
Тема 2.1 ТеоретиПсихологические и речевые предпосылки процесса овладения школьниками
ческие основы
орфографическими умениями и навыками. Механизмы дизорфографии. Симптомаизучения дизортика дизорфографии у младших школьников.
фографии у
Практическое занятие: сравнения симптоматики дизорфографии у детей с ООП
младших школьПрактическая подготовка: разработка игровых упражнений и текстовых работ по
ников
воспитания навыка словообразования и словоизменения
Тема 2.2 МетодиКарта обследования младших школьников с дизорфографией. Материалы для выка диагностики
явления дизорфографии у школьников (по Иншаковой О.) Процедура проведения.
дизорфографии у
Практическое занятие: анализ контрольных текстов для диагностики дизормладших школьфографии, составления и разбор текстов с учетом возрастных и интеллектуальных
ников
особенностей детей младшего школьного возраста
Тема 2.3. Методика коррекции дизорфографии у
младших школьников

Формирование гностико-практических функций. Развитие речи на сенсорноперцептивном уровне. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. Отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор из нескольких вариантов написания — верного;
Практическое занятие: разработать практические задания по развитию учебнопрактической деятельности у младших школьников с дизорфографией, разработка
6

2
2

2

2
2
2
2

2

2

ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

упражнений по коррекции грамматического нарушения речи, разработка текстовых
упражнений по обогащению и развитию лексики.

3.1 Дислалия
3.2 Дизартрия

3.3 Ринолалия
3.4 Заикание

3.5 Нарушения
темпа
речи.
Нарушения голоса
3.6 Алалия, афазия

Раздел 3. Виды речевых нарушений и их коррекция
Понятие о дислалии. Характеристика причин дислалии. Классификация дислалии.
Структура речевого дефекта при разных формах дислалии. Особенности коррекции
речевых нарушений при дислалии
Дизартрия: определение, причины, механизм нарушения, классификации дизартрий, структура речевого дефекта при дизартрии, характеристика речевых и неречевых нарушений при дизартрии. Структура коррекционного воздействия при дизартрии.
Классификация ринолалии. компоненты интонации. Классификация врожденных
расщелин губы и неба.
Понятие заикания. этапы работы с заикающимся ребенком. основные направления
работы. типы речевых судорог. причины заикания. сравнительная характеристика
различных форм заикания.
Практическая подготовка:
- разработка дидактический игр и упражнений по профилактики и устранения заикания
- разработка содержания родительского собрания с соблюдением профессиональной этики в общении с заикающимся ребенком и его родителями (законными представителями)
Классификация нарушения темпа речи. способы профилактики у детей школьного
возраста не правильного темпа произношения. Классификация голосовых нарушений. профилактика речевых нарушений. восстановления голоса. логопедическое
воздействие при нарушениях голоса.
Классификация алалии. концепция объяснения, механизма алалии. Лингвистическая классификация алалии (по В.К. Орфинской). Дифференциальная диагностика
алалии и других форм нарушений речи (афазия, недоразвитие речи при олигофрении, дизартрия, ринолалия, дислалия, временнаязадержка речевого развития). Нея
зыковые нарушения в структуре дефекта при моторной алалии. Языковые нарушения в структуре дефекта при моторной алалии.
7

2

ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ЛР 20.

2

2
2
2

2

2

Практическое занятие: система коррекционного воздействия при моторной алалии, Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы
Раздел 4. Характеристика дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста
Определение дисграфии. Механизм нарушения формирования навыка письменной
Дисграфия
речи. Классификация форм (видов) дисграфии. Профилактика нарушений письменной речи.
Практическая подготовка: разработка учебно-дидактического материала для
первого этапа работы «Развития речи. Письмо» (автор методики Ишимова О.А.)
Определение дисграфии. Механизм нарушения формирования навыка устной речи.
Дислексия
Классификация форм (видов) дисграфии. Формирование и закрепление основных
операций, входящих в состав чтения. Профилактика нарушений чтения
Практическая подготовка: разработка устных заданий на закрепления основных
операций при чтении
Практическая подготовка: разработка дидактического пособия с комплексом
заданий для развития смысловой стороны чтения, разработка тетради-помощницы
«Чтение. Читаю и понимаю».
Самостоятельная работа: разработка дидактических упражнений и методических пособий по коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста
Раздел 3. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР
ФонетикоНедостатки звукопроизношения у детей с ФФНР Коррекция ФФНР. Характеристифонематическое
ка школьников с ФФНР. Клинические виды общего недоразвития речи. Логопединедоразвитие ре- ческое воздействие при ОНР. Характеристика процессов нарушения при ФФНР,
чи. Общее недо- классификация по степени тяжести. Значение первичного обследования, методики
развитие речи
его проведения. Причины возникновения ФФНР. Способы логопедической работы
с фонематическими нарушениями в устной и письменной речи. Основные этапы
коррекции ФФНР. Комплексы артикуляционной гимнастики для детей разного
возраста.иМетодики проведения комплексных логопедических занятий.
Практическое занятие: Подбор дидактического материала с учетом возраста и
степени ФФНР, работы учителя по профилактики и коррекции ФФНР.

8

2
2
2
2
2
2
2
2

ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 7.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинеты «Психологии и специальной психологии» и
«Педагогики и специальной педагогики»
Оборудование учебных кабинетов:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 флип-чарт;
 информационный стенд с демонстрационной системой;
 контрольно – измерительные материалы на электронных носителях;
 вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.






Технические средства обучения:
компьютерная техника,
мультимедийное оборудование.
интерактивный стол ProjectToush
интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение,2019.-126 с.
2. Китик Е.Е. Основы логопедии: Учеб. пособ. - СПб.: Лань, 2017.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для ВУЗов. / Авт. И.Ю., Левченко С.Д. Забрамная. – М.:
Академия, 2016.
4. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева,
Г.Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.












3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Дефектолог.ru http://defectolog.ru/ Представлены материалы о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, есть возможность участия в форуме.
Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/ Научно-методический журнал, помогающий логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования
и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Логопед http://logopediya.com/ Материалы по логопедии систематизированы по возрастным группам: для дошкольников, школьников и взрослых. Имеются книги и статьи по разделам: логопедия, дефектология, медицина, образование, педагогика.
Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/ Освещены этапы развития речи, речевые
нарушения и этапы коррекции звукопроизношения.
Логопедический сайт "Болтунишка" http://www.boltun-spb.ru/ Подробно рассказано о
том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.
Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/ Представлены описания речевых нарушений и
некоторые способы их коррекции; материалы о методах коррекции речи, основанных
на использовании компьютерных технологий (в частности компьютерной логопедиче9

ской программы "Игры для Тигры"); информация по безопасности работы на компьютере; статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии.
 Речевой центр "Логопед плюс" http://www.logopedplus.ru/ Освещены теоретические
вопросы развития речи в норме, речевых нарушений у детей и взрослых, даны методические рекомендации , представлены различные упражнения и речевой материал
для автоматизации звуков.
 Учебный центр "Логопед-мастер" http://www.logopedmaster.ru/ Содержится много полезной информации для логопедов (рубрика для начинающих, строение речевого аппарата, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логопедические зонды, методические рекомендации и др.), дефектологов, психологов, а также студентов. Приведены
основные документы, регламентирующие деятельность этих специалистов в области
образования.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
 Научно-методический журнал (ДИСК)материалы ведущих специалистов в области
коррекционной педагогики и специальной психологии по вопросам изучения, обучения и воспитания разных категорий детей с нарушениями в развитии раннего, дошкольного и школьного возраста; печатаются рецензии на новые книги и методические пособия, публикуются и комментируются официальные материалы Министерства
образования и науки РФ, даются ответы на вопросы специалистов, родителей, студентов, преподавателей вузов, организаторов специального образования

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Результаты обучения
основные положения терминологию анатомии, физиологии
основные закономерности роста и
развития организма человека;
норму речевого развития и отклонения от нормы;

применять и аргументировать
применение теоретических знаний
при выполнении практического
задания;
решать педагогические
задачи,
направленные на создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
учитывать возрастные особенности обучающихся при организации
и осуществлении образовательного процесса в начальной школе

Критерии оценки
- активное использование различных источников для решения
профессиональных задач;
- анализ инноваций в области
профессиональной деятельности;
- аккуратность в работе;
- выбор метода и способа решения профессиональных задач с
соблюдением техники безопасности и согласно заданной
ситуации;
- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе
теоретического и производственного обучения, производственной практики;
- демонстрация способности
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность;
- выполнение профессиональных обязанностей во время
учебных сборов;
- грамотная корректировка и
своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе;
- грамотное решение ситуационных задач с применением
профессиональных знаний и
умений;
- использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- использование электронных и
интернет ресурсов;
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- демонстрация эффективности
и качества выполнения профессиональных задач

11

Методы оценки
собеседование по
проблемным вопросам;
тестирование
практическая работа
круглый стол
составление интерактивных игр

практическая работа

терминологический
диктант
практическая работа

составление артикуляционной гимнастики
тестирование
вебинар

практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».