ОП.В.12 Основы конфликтологии

Приложение 3.34
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.В.12 Основы конфликтологии»

2023г.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.В.12 Основы конфликтологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.В.12 Основы конфликтологии» является обязательной
частью общепрофессионального цикла ООП СПО в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Наименование
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее
регулирующих.

2

ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 2.6.
ПК 2.7.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ПК 5.2.
ПК 5.3.

ПК 5.4.
ПК 5.5.

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста
Организовывать посильный труд и самообслуживание
Организовывать общение детей
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка,
аппликация, конструирование)
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и
дошкольного возраста
Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников
Анализировать занятия
Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания,
социального, психического и физического развития ребенка
Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их
замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в
образовательной организации
Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать
процесс взаимодействия с ними
Координировать деятельность сотрудников образовательной организации,
работающих с группой
Создавать в группе предметно-развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дошкольного образования.

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

16

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

2

4

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Раздел 1.
Тема 1.1.
Пространство
конфликта
Тема 1.2.
Особенности
общения в
конфликте

Тема 1.3.
Управление
конфликтами

Раздел 2.
Тема 2.1.
Понятие о
педагогическом
конфликте

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Общие представления о конфликте
Содержание учебного материала
Типология конфликтов. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Условия
протекания конфликта. Условия усиления конфликта. Структура конфликта.
Практические занятия
Актуализация знаний о конфликте (входная диагностика)
Содержание учебного материала
Понятие о конфликтогене. Типы конфликтогенов. Невербальные симптомы
конфликта. Приемы конструктивного реагирования в конфликте. Приемы
конструктивного высказывания.
Практические занятия
Ошибки общения в конфликте (практикум по высказыванию)
Анализ конфликта (просмотр и анализ видеофрагментов)
Самостоятельная работа
Самоанализ своей позиции в конфликте (рефлексивное задание)
Содержание учебного материала
Понятие «управление конфликтом». Понятие о цене конфликта. Стратегии
управления конфликтом. Прямые и косвенные приемы управления конфликтом.
Практические занятия
Примирительные процедуры в конфликте: арбитраж, переговоры, медиация
(сравнительный анализ, игровое моделирование)
Самостоятельная работа
Самоуправление в конфликте (индивидуальный практикум)
Педагогическая конфликтология
Содержание учебного материала
Особенности педагогического конфликта. Причины педагогических конфликтов.
Проблема ответственности в педагогическом конфликте. Алгоритм анализа
педагогического конфликта.
5

Объем часов для Объе Уров
дневной формы
м
ень
обучения
часов осво
з/о
ения
ауд
пр ВСР
4

2

2

3

4

2

4

4

6

3

3

2

2

4

3

8

3

4

2
2

Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Позиция педагога в конфликте. Позиция родителей в конфликте. Позиция
Особенности
руководителя в конфликте. Правила общения педагога в конфликте.
участников
Практическая работа
педагогических
Разработка кодекса профессионального общения
конфликтов
Самостоятельная работа
Особенности участников конфликтов в ДОО
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Условия конструктивного разрешения конфликтов в педагогическом процессе. Типы
Разрешение
конфликтных личностей. Особенности работы с ними.
конфликтов в
Практические занятия
ДОО
Конфликты в ДОО (решение задач)
Промежуточная аттестация
Всего:

6

2

2

4

3
6

2

4

2

2

20

4
20

3

20

2
8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Кашапов, М. М. Основы конфликтологии: учебное пособие для среднего
профессионального образования / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 116 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08029-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/515210 (дата обращения: 25.09.2023).
2.
Леонов, Н. И.
Конфликтология : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10838-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/516733 (дата обращения: 13.10.2023).
3.
Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 144 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08408-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514827 (дата
обращения: 13.10.2023).
4.
Чернова, Г. Р.
Конфликтология : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 203 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10104-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516815 (дата обращения:
13.10.2023).

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, формируемых в рамках дисциплины
Понимать
сущность
и
социальную значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес;
организовывать собственную
деятельность,
определять
методы
решения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество;
оценивать риски и принимать
решения в нестандартных
ситуациях;
осуществлять поиск, анализ и
оценку
информации,
необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития;
использовать
информационнокоммуникационные
технологии
совершенствования
профессиональной
деятельности;

раскрывает
сущность
педагогической деятельности с
учетом представлений о законах
психологии;
использует
представление
о
личности,
ее
структуре,
направленности, социализации при
проектировании
учебновоспитательного процесса;
анализирует
и
проектирует
учебно-воспитательный процесс с
учетом
закономерностей
психического развития человека
как субъекта образовательного
процесса,
личности
и
индивидуальности;
использует знания возрастной
периодизации
психического
развития
ребенка
в
образовательном процессе;
учитывает
и
раскрывает
возрастные,
половые,
типологические и индивидуальные
особенности
обучающихся
в
обучении и воспитании;

для

работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами;
ставить цели, мотивировать
деятельность обучающихся,
организовывать
и
контролировать их работу с
принятием
на
себя
ответственности за качество
образовательного процесса;
самостоятельно
определять
задачи профессионального и
личностного
развития,
8

беседа,
рефлексивное
задание;
практическая
работа,
анализ
внеаудиторной
самостоятельной
работы;

заниматься
самообразованием, осознанно
планировать
повышение
квалификации;
осуществлять
профессиональную
деятельность
в
условиях
обновления
ее
целей,
содержания,
смены
технологий;
осуществлять профилактику
травматизма,
обеспечивать
охрану жизни и здоровья
детей;
строить профессиональную
деятельность с соблюдением
правовых
норм,
ее
регулирующих;
планировать различные виды
деятельности
и
общения
детей в течение дня;
Осуществлять
педагогический
контроль,
оценивать
процесс
и
результаты обучения
Проводить индивидуальные
консультации по вопросам
семейного
воспитания,
социального, психического и
физического развития ребенка
Проводить
родительские
собрания,
привлекать
родителей
(лиц,
их
замещающих) к организации
и проведению мероприятий в
образовательной организации
Систематизировать
и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные
технологии
на
основе
изучения профессиональной
литературы, самоанализа и
анализа деятельности других
педагогов
Перечень умений, формируемых в рамках дисциплины
9

Планировать различные виды раскрывает содержание общения и
деятельности
и
общения группового
поведения
детей
обучающихся в образовательном
процессе;
Организовывать посильный раскрывает понятия и причины,
труд и самообслуживание
анализирует
психологические
основы
предупреждения
и
Организовывать
общение
коррекции школьной и социальной
детей
дезадаптации,
девиантного
поведения;
Организовывать
и
учитывает
продуктивную деятельность выявляет
(рисование,
лепка, индивидуальные и типологические
особенности обучающихся;
аппликация,
владеет
приемами
выявления
конструирование)
индивидуальных
и
Анализировать процесс и типологических
особенностей,
результаты
организации обучающихся;
различных
видов организует
педагогический
деятельности
и
общения процесс с учетом индивидуальных
детей
и типологических особенностей
обучающихся
Определять цели и задачи,
планировать занятия с детьми
Осуществлять
педагогический
контроль,
оценивать
процесс
и
результаты обучения
Анализировать занятия
Проводить индивидуальные
консультации по вопросам
семейного
воспитания,
социального, психического и
физического развития ребенка
Проводить
родительские
собрания,
привлекать
родителей
(лиц,
их
замещающих) к организации
и проведению мероприятий в
образовательной организации
Оценивать и анализировать
результаты
работы
с
родителями, корректировать
процесс взаимодействия с
ними
Систематизировать
и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные
технологии
на
основе
10

рефлексивная
задача;
взаимоанализ;
решение
педагогической
ситуации;
игровое
моделирование;
проектировочная
работа;
конспект статьи;
представление
решения
задачи;
защита
зачетной
работы.

изучения профессиональной
литературы, самоанализа и
анализа деятельности других
педагогов
Оформлять
педагогические
разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».