ОП.08 Безопасность жизнедеятельности

Приложение 3.30
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработчик:
Погадаев

Александр

преподаватель , 1КК

2023 г.

Сергеевич,

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании.
Учебная дисциплина ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при развитии ОК 2., ОК 7., ПК 1.7. и ПК 3.5.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код

Умения

ПК, ОК
ОК 2
 определять задачи для поиска
ОК 7.
информации; определять необходимые
источники информации;
ПК 1.7.
 планировать процесс поиска;
ПК 3.5.  структурировать получаемую
информацию;
 выделять наиболее значимое в перечне
информации;
 оценивать практическую значимость
результатов поиска;
 оформлять
результаты
поиска
использовать средства индивидуальной
и коллективной защиты от оружия
массового поражения предпринимать
профилактические меры для снижения
уровня опасностей различного вида и
их последствий в профессиональной
деятельности и быту;
 организовывать
оздоровительнопросветительскую работу с учащимися,
родителями с целью укрепления и
сохранения здоровья;

Знания
 номенклатура
информационных источников
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
 приемы
структурирования
информации;
 формат
оформления
результатов
поиска
информации;
 задачи
и
основные
мероприятия
гражданской
обороны; способы защиты
населения
от
оружия
массового поражения;
 основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной
деятельности
и
быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации;
 о
роли
учителя
в
формировании
здоровья
учащихся и профилактике
заболеваний

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Объем часов
72
30
36
4
2

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

Наименование разделов и тем
1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
2
Основы безопасности жизнедеятельности

Объем
часов
3

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения
Тема 1.1.
Основные
принципы
и
нормативная
база
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций

Содержание учебного материала
Законодательные акты и нормативно-техническая документация по
действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных
Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне».
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите
населения от чрезвычайных ситуаций.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие 1.
Анализ специальной
литературы по проблемам: «Инженерная и
медицинская защита населения»,
«Мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности».
Практическое занятие 2.
Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных
ситуаций и при пожарах
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации Содержание учебного материала
природного,
техногенного
и Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и
военного характера.
их возможные последствия. Основные виды потенциальных опасностей и
их последствия в профессиональной деятельности и быту. Опасные
природные явления.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 3.
Анализ специальной литературы и составление развернутого конспекта по
вопросам: «Чрезвычайные ситуации военного характера», «Опасности,

6

Коды
компетенций
4
ОК 2
ОК 7
ПК 3.5
ОК 2
ОК 7
ПК 3.5

1

1

4

1

ОК 2
ОК 7
ПК 3.5

возникающие при ведении военных действий или вследствие этих
действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания
людей)»,
«Ядерное,
химическое,
бактериологическое
оружие»,
«Международный и внутригосударственный терроризм»
Практическое занятие 4.
Составление плана мероприятий образовательной организации
по
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
Тема 1.3.
Содержание учебного материала, в том числе, практических занятий
Организационные основы защиты МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения
населения
от
чрезвычайных и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в
ситуаций мирного и военного области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
времени
чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС, силы и средства.
Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
Основы медицинских знаний
Раздел 2. Понятие здорового образа жизни: здоровье и факторы его определяющие
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Проблемы здоровья детей
Распределение детей по группам здоровья. Контроль развития и состояние
здоровья детей. Составление режима дня для детей различных возрастных
групп
Закаливание детского организма. Составление программы закаливания
Контроль развития и состояния здоровья детей
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 5.
Составление меню с учетом возрастных возможностей пищеварительной
системы ребенка

1

2

2

4

Содержание учебного материала
и Первая помощь при травмах. Общие принципы оказания первой помощи.
Классификация травм. Особенности травм и повреждений у детей и

ОК 2
ОК 7

2

Раздел 3. Травмы. Детский травматизм
Тема 3.1
Особенности
травм
повреждений у детей

ОК 2
ОК 7
ПК 3.5

4

ПК 1.7
ПК 3.5
ПК 1.7
ПК 3.5

Тема 3.2.
Раны.

Тема 3. 3
Кровотечения и кровопотеря

Тема 3.4.
Вывихи. Переломы.

подростков. Уличный травматизм. Травматизм в быту. Травматизм в
школе и детских дошкольных учреждениях. Спортивный травматизм
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 6.
Разработка мероприятий в образовательной организации по профилактике
детского травматизма.
Решение ситуационных задач.
Содержание учебного материала
Классификация ран, их особенности. Раневая инфекция. Общие принципы
лечения инфицированных ран.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 7.
Составление алгоритма действий по оказанию доврачебной помощи.
Понятия «асептика» и «антисептика».
Овладение правилами бинтования. Наложение повязки на различные части
тела.
Содержание учебного материала,
в том числе, практических занятий:
Практическое занятие 8.
Классификация кровотечений: артериальное, венозное, смешанное,
капиллярное. Общие признаки кровотечений. Носовые кровотечения.
Внутренние кровотечения. Доврачебная медицинская помощь при
внутренних кровотечениях.
Практическое занятие 9.
Наложение повязок при наружных кровотечениях
Содержание учебного материала
в том числе, практических занятий:
Практическое занятие 10.
Классификация переломов. Клинические симптомы.Вывихи. Первая
доврачебная помощь при вывихах и переломах.
Практическое занятие 11.
Наложение повязок при вывихах и переломах. Импровизированные шины.

Раздел 4. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии

4

4

2

ПК 1.7
ПК 3.5
1

1

1

1
ПК 1.7
ПК 3.5

Тема 4.1
Понятие
об
иммунитете
и
основных защитных факторах
организма

Тема 4.2
Аллергия
реакции

Тема 4.3.
Острые
заболевания.

и

Содержание учебного материала
в том числе, практических занятий
Практическое занятие 12.
Профилактика инфекционных заболеваний. Причины возникновения
инфекционных заболеваний.
Микроорганизмы и окружающая среда.
Распространение микробов и их деятельность. Понятие об иммунитете.
Виды иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний. Показания
и противопоказания к прививкам. Антитела, антигены.
Практическое занятие 13.
Сопоставление национального календаря прививок России и зарубежных
стран
Содержание учебного материала
аллергические в том числе, практических занятий:
Практическое занятие 14.
Классификация аллергических реакций. Аллергические реакции
замедленного типа. Аллергические реакции немедленного типа.
Практическое занятие 15.
Оказание первой доврачебной помощи при возникновении аллергической
реакции. Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
респираторные Механизм развития инфекционных заболеваний и их классификация.
Составление описательной характеристики и определения по характерным
признакам наиболее распространенных детских инфекций.
Острые респираторно-вирусные инфекции: грипп, аденовирусная
инфекция.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 16.
Воздушно-капельные
инфекции,
вызываемые
специфическими
возбудителями: коклюш, дифтерия эпидемический паротит.
Специфические инфекции, протекающие с высыпанием: корь, ветряная
оспа, скарлатина, краснуха
Практическое занятие 17.
Инфекции хронического течения: туберкулез.

2

2

1

1
4

1

1

Тема 4.4
Кишечные инфекции

Тема 4.5.
Гельминтозы

Тема 4.6 .
Инфекционные заболевания кожи

Менингококковый менингит. Стрептококковые и стафилококковые
инфекции.
Содержание учебного материала
в том числе, практических занятий
Практическое занятие 18.
Профилактика кишечных инфекций. Патогенез и клинические проявления
кишечных инфекций. Характеристика пищевых токсикоинфекций.
Дизентерия. Гепатит.
Содержание учебного материала
в том числе, практических занятий
Практическое занятие 19.
Аскаридоз. Энтеробиоз. Гименолепидоз. Лямблиоз. Профилактика и
лечение гельминтозов.Составление плана профилактических мероприятий.
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
в том числе, практических занятий
Практическое занятие 20.
Гнойничковые заболевания кожи. Псевдофурункулез и фурункулез.
Лишаи. Чесотка. Этиология, течение болезни, лечение и профилактика.
Составление плана профилактических мероприятий

1

1

2

ПК 1.7
ПК 3.5

Раздел 5. Понятие о неотложных состояниях
Тема 5.1.
Содержание учебного материала,
Неотложные
состояния
при в том числе практических занятий
заболеваниях сердечнососудистой Практическое занятие 21.
системы
Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Факторы риска
заболеваний сердечнососудистой системы. Ожирение.
Составление памятки по профилактике ожирения и заболеваний
сердечнососудистой системы
Тема 5.2.
Содержание учебного материала,
Неотложные
состояния
при в том числе практических занятий
заболеваниях
дыхательной Практическое занятие 22.
системы
Классификация острых терапевтических заболеваний: бронхиальной
астмы, ложного крупа, пневмонии.

1

1

Тема 5.3
Неотложные
заболеваниях
системы

Составление памятки по профилактике острых терапевтических состояний
и алгоритма действий при оказании первой помощи
Содержание учебного материала,
состояния
при в том числе практических занятий
эндокринной Практическое занятие 23.
Сахарный диабет. Причины сахарного диабета. Гипо- и гипергликемия.
Понятие о диабетической коме.
Составление памятки по профилактике сахарного диабета и алгоритма
действий при оказании первой помощи
Практическое занятие 24.
Оказание первой медицинской помощи. Неотложные реанимационные
мероприятия
(сердечно-легочная
реанимация,
противошоковые
мероприятия, остановка кровотечений, иммобилизация конечностей
подручными средствами, транспортировка пострадавших). Отработка
оказания помощи на тренажере

1

1

ПК 1.7
ПК 3.5

Раздел 6. Роль семьи и школы в сохранении здоровья детей
Тема 6.1
Основные
факторы
развития
различных
патологий у детей.
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего:

Содержание учебного материала,
риска в том числе, практических занятий
форм Практическое занятие 25.
Гигиенические условия внешней среды. Вредные привычки и их
профилактика. Роль семьи и детских образовательных учреждений в
сохранении и укреплении здоровья детей. Санитарное просвещение.
Составление сборника заданий для младших школьников по профилактике
травматизма

2

4
2
72

ПК 1.7
ПК 3.5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины
предусмотрены следующие специальные помещения:

должны

быть

Лаборатория здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности,
Оборудование лаборатории:

посадочные места по количеству подгруппы студентов;

рабочее место преподавателя;

индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, ватно-марлевые
повязки), противохимический пакет, общевойсковой защитный комплект;

сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой
доврачебной помощи (сумка СМС);

перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная,
косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка
медицинская малая стерильная) жгут кровоостанавливающий, грелка;

медицинские предметы расходные (булавка безопасная, шина проволочная,
шина фанерная);

носилки санитарные;

учебно-наглядные пособия

Технические средства обучения:
 персональный компьютер;
 мультимедийный проектор;
 интерактивная доска;

интерактивный тренажер для оказания первой помощи

анатомическая модель человека
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания (основные источники):
1.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для СПО. /Э.А. Арустамов - М.:
Академия, 2014.
2.
Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. - М.:
Академия, 2015.
3.
Мисюк М.Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для СПО /
М. Н. Мисюк. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
1.
Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]//
учебник и
практикум для СПО / С.В. Абрамова [и др.] ; под общ. ред. В.П. Соломина. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:www.biblio-online.ru/book/616CFB65C2FE-4F36-B058-49534E52FD6E(дата обращения: 06.09.2018).
2.
Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]//
учебник и практикум для СПО / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - 3-е изд., пер. и доп. - М.:
Издательство Юрайт, 2018 (Режим доступа): URL:www.biblio-online.ru/book/77FDED625E73-4B12-BA77-ECF91AE5AF40(дата обращения: 06.09.2018).
3.
Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности,
здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для школ, вузов

(программы,
учебники)
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
https://gigabaza.ru/doc/13379.html (дата обращения: 20.09.2018).
4.
Юридическая Россия. Информационный ресурс в области права: документы,
персоналии учёных и практикующих юристов, сведения о конференциях, грантах,
конкурсах и организациях. Юридическая практика. Учебно-методические комплексы по
основным правовым дисциплинам. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
https://gigabaza.ru/doc/13379.html (дата обращения: 20.09.2018).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
Результаты обучения
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
обучающийся должен знать:
задачи
и
основные
мероприятия гражданской
обороны; способы защиты
населения
от
оружия
массового поражения;
основные
виды
потенциальных опасностей
и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности
и
быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации;
роль
учителя
в
формировании
здоровья
учащихся и профилактике
заболеваний.
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен
уметь:
 использовать
средства
индивидуальной
и
коллективной защиты от
оружия
массового
поражения;
 предпринимать
профилактические меры
для снижения уровня
опасностей различного
вида и их последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
 организовывать
оздоровительнопросветительскую
работу с учащимися,
родителями с целью
укрепления и сохранения
здоровья.

Критерии оценки
- формулирует задачи и
основные
мероприятия
гражданской обороны;
определяет
способы
защиты
населения
от
оружия
массового
поражения;
- излагает основные виды
потенциальных опасностей
и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности
и
быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации;
- имеет представление о
роли
учителя
в
формировании
здоровья
учащихся и профилактике
заболеваний.
- обосновывает принятое
решение;
- владеет разносторонними
навыками
и
приемами
выполнения практических
задач;
- связывает теоретические
положения с практикой, в
том числе и с будущей
профессиональной
деятельностью;
 использует
средства
индивидуальной
и
коллективной защиты от
оружия
массового
поражения;
 предпринимает
профилактические меры для
снижения
уровня
опасностей различного вида
и
их
последствий
в
профессиональной
деятельности и быту;
организовывать
оздоровительнопросветительскую работу с

Методы оценки

устный опрос
тестирование

демонстрация
умения
использования
средств
индивидуальной
и
коллективной
защиты
оценка
правильности
выполнения
алгоритма
действий;
демонстрация
умения
оказывать первую помощь
пострадавшим,
оценка
правильности выполнения
алгоритма оказания первой
помощи; оценка решения
ситуационных задач;
оценка
правильности
решения
ситуационных
задач,
демонстрация
умения;
организовывать
оздоровительнопросветительскую работу.

учащимися, родителями с
целью
укрепления
и
сохранения здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».