Приложение 3.29
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработчик:
Нургалеева
Ирина
Рашитовна,
преподаватель ВКК
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная
дисциплина
ОП.07
«Основы
финансовой
грамотности
в
профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Учебная
дисциплина
ОП.07
«Основы
финансовой
грамотности
в
профессиональной деятельности»» обеспечивает формирование профессиональных и
общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании». Особое значение дисциплина
имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 10, ОК 09, ОК 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
ПК 1.4
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК 11
Умения
использовать знания по финансовой
01
грамотности,
планировать
02
предпринимательскую
деятельность
в
03
профессиональной сфере.
04 уметь принимать решения на основе
09
сравнительного
анализа
финансовых
10
альтернатив,
планирования
и
прогнозирования бюджета.
анализировать и извлекать информацию,
касающуюся финансов, из источников
различного типа и источников, созданных в
различных знаковых системах (текст,
таблица,
график,
диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.).
уметь определять понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать
выводы.
анализировать рынок профессиональных
услуг, изучать спрос и предложение.
применять
полученные
знания
о
страховании, сравнивать и
выбирать
наиболее выгодные условия страхования,
страхования имущества и ответственности.
определять назначение видов налогов,
характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ,
применять налоговые вычеты, заполнять
налоговую декларацию.
Знания
знать базовые понятия,
условия
и
инструменты принятия
грамотных решений в
финансовой сфере.
экономические явления
и
процессы
в
профессиональной
деятельности
и
общественной жизни.
правила оплаты труда
педагогических
работников.
виды
основные
налогов в современных
экономических
условиях.
страхование и его виды.
пенсионное
обеспечение:
государственная
пенсионная
система,
формирование личных
пенсионных
накоплений.
правовые нормы для
защиты
прав
потребителей
финансовых услуг.
процессы создания и
развития
предпринимательской
деятельности
в
3
профессиональной
оценивать эффективность и анализировать
сфере.
факторы, влияющие на эффективность
осуществления
предпринимательской способы действий в
деятельности в профессиональной сфере.
рамках предложенных
условий и требований.
применять разные стратегии и тактики
предпринимательского
поведения
в знать
практические
различных ситуациях.
способы
принятия
финансовых
и
формировать и развивать навыки в области
экономических
использования информационнорешений.
коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции), навыки работы со
статистической, фактической и
аналитической финансовой информацией.
уметь соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией.
применять теоретические навыки по
финансовой грамотности для практической
деятельности.
работать в коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами, руководством, клиентами.
4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация
Объем часов
36
18
16
2
5
1.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Наименование
разделов и тем
1
Введение в предмет
«Основы финансовой
грамотности
в
профессиональной
деятельности»
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала
Предмет, содержание и задачи дисциплины. Основные
понятия.
Финансовая
грамотность,
как
набор
специальных
компетенций для анализа услуг финансового рынка и
использования финансовых
инструментов. Экономические явления и процессы.
Раздел 1. Экономическое мышление и базовые компетенции в области
экономической и финансовой грамотности
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Финансовые услуги и Законодательство
и
основы регулирования
рынка
инструменты.
финансовых услуг.
Регулирование рынка Классификация финансовых услуг и продуктов.
финансовых услуг
Анализ финансовой информации. Основные правила работы
с финансовой информацией.
Виды финансовых продуктов для различных финансовых
целей.
Способы
инвестирования.
Инвестиционные
риски.
Диверсификация активов как способ снижения рисков.
Регулирование, саморегулирование на рынке финансовых
услуг. Договор – основной документ на рынке финансовых
услуг.
Электронные финансы как цифровая форма финансовых
инструментов, продуктов и услуг. Электронные платежи.
В том числе практических занятий:
Объем
в часах
3
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
5
ПК.1.4
ОК.02
ОК.03
ОК.10
ОК.11
12
2
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
4
6
Практическое занятие 1.
Расчет доходности финансовых инструментов с учетом
инфляции. Финансовые
вычисления,
с помощью
компьютерных программ.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Налоги
и Налоговая система в РФ и ее роль в развитии экономики
налогообложение
общества.
Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые
системы.
Виды налогов. Налоговые льготы и налоговые вычеты.
Налоговая декларация. Налоговые агенты.
Налогообложение образовательной организации.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 2.
Формирование
практических
навыков
получения
социальных и имущественных налоговых вычетов как
инструмента сокращения затрат на приобретение имущества,
образование, лечение, и др.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Страхование
и Рынок страховых услуг. Виды страхования в России.
пенсионное
Страховые компании и услуги.
обеспечение
Страховые риски, участники договора страхования.
Анализ договора страхования, ответственность страховщика
и страхователя
Государственная пенсионная система в РФ. Пенсионные
фонды. Накопительная и страховая пенсия.
Назначение досрочной пенсии педагогам.
Раздел 2. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере
образования
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Экономика и финансы Правовое регулирование экономических отношений в
образовательного
образовательном учреждении.
учреждения
Особенности
финансового
обеспечения
оказания
государственных и муниципальных услуг в сфере
2
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
4
2
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
8
2
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
7
образования.
Принципы и модели финансирования образовательного
учреждения.
Классификация
расходов
бюджета.
Формирование
финансового плана образовательного учреждения на основе
нормативов бюджетного финансирования.
Планирование расходов бюджета на функционирование и
развитие образовательного учреждения.
Система оплаты труда работникам образования и ее
особенности.
Экономический анализ и финансовый контроль в
образовании.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Финансовый
Понятие, цели, задачи и функции финансового менеджмента.
менеджмент
в Способы принятия решений в условиях ограниченности
образовательной
ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия
организации
решений.
Разнообразие интересов потребителей образовательных
услуг и базовые модели образовательной организации.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 3.
SWOT-анализ образовательного учреждения
Раздел 3. Планирование предпринимательской деятельности и создание
собственного бизнеса
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Понятие и признаки Нормы
законодательства
при
осуществлении
предпринимательской предпринимательской деятельности.
деятельности. Бизнес- Виды предпринимательской деятельности.
планирование
Бизнес-планирование: методы, виды, программы и анализ.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 4.
Планирование
предпринимательской
деятельности.
Составление бизнес-плана по алгоритму. Ведение простых
расчетов. Подсчет издержек, прибыли, доходов.
ОК.10
ОК.11
2
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
4
12
2
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
4
8
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Предпринимательская
Принципы
государственного
регулирования
деятельность в сфере
предпринимательской деятельности в сфере образования.
образования
Индивидуальные
предприниматели,
осуществляющие
образовательную деятельность.
Формирование цен на платные образовательные услуги.
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
2
36
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
учебные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты);
карточки раздаточного материала;
карточки раздаточного материала;
тематические папки дидактических материалов;
нормативно-правовые документы;
комплект учебно-методической документации;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия
проведения занятий.
Техническими средствами обучения:
компьютерное и видеопроекционное оборудование для презентаций;
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением.
Требования к программному обеспечению:
Microsoft Office;
Adobe Reader, Adobe Acrobat
Internet браузеры (Internet Explorer, Google Chrome)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
1.2.1 Печатные издания (основные источники):
1.
Финансы организаций: управление финансовыми рисками: учебник и
практикум для СПО / И.П. Хоминич [и др.]; под ред. И.П. Хоминич, И.В. Пещанской. —
М.: Издательство Юрайт, 2018.
2.
Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО /
Л.А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. — 2-е изд., пер. и доп. —
М.: Издательство Юрайт, 2018.
3.
Основы страхового дела: учебник и практикум для СПО / И. П. Хоминич [и
др.]; под ред. И.П. Хоминич, Е.В. Дик. — М: Издательство Юрайт, 2018.
4.
Маршавина, Л. Я. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / Л.Я.
Маршавина, Л.А. Чайковская; под ред. Л.Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. — М.:
Издательство Юрайт, 2017.
5.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для
СПО / В.Г. Пансков, Т.А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
6.
Кулагина Н.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Практикум: учебное пособие для СПО / Н.А. Кулагина. — 2-е
изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
10
7.
Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для СПО / Е.М.
Рогова, Е.А. Ткаченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. Издательство Юрайт, 2018.
1.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.
Официальный интернет-портал правовой информации (государственная
система
правовой информации) [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 06.09.2018).
2.
Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]//
(Режим доступа): URL: www.consultant.ru(дата обращения: 06.09.2018).
3.
Научная электронная библиотека / Журнал «Право и экономика»
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8992(дата обращения: 06.09.2018).
4.
Финансы организаций: управление финансовыми рисками [Электронный
ресурс]// учебник и п - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:www.biblioonline.ru/book/26D95379-4227-44F2-94EA-98CCC53843B0(дата обращения: 06.09.2018).
5.
Основы экономики организации [Электронный ресурс]//
учебник и
практикум для СПО / Л.А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. -2-е
изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:www.biblioonline.ru/book/4EAE937B-62C6-4029-83C5-73281AD43F1A(дата обращения: 06.09.2018).
6.
Кулагина, Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия: М - ISBN 978-5-534-07836-7. - Режим доступа: www.biblioonline.ru/book/2BEB4CC4-871E-4103-9591-1ABBD3E57B4C.
7.
Основы права [Электронный ресурс]// учебник и практикум для СПО / А.А.
Вологдин [и др.]; под общ. ред. А.А. Вологдина. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим
доступа): URL:www.biblio-online.ru/book/FD57043F-8593-41E4-978C-5C76F292EDB1(дата
обращения: 06.09.2018).
8.
Зарипова З.Н. Трудовое право [Электронный ресурс]// учебник и практикум
для СПО / З.Н. Зарипова, В.А. Шавин. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт,
2018. (Режим доступа): URL:www.biblio-online.ru/book/9851C240-1A84-4409-820613BFD519A2A1(дата обращения: 06.09.2018).
9.
Шимко П.Д. Основы экономики [Электронный ресурс]// учебник и
практикум для СПО / П.Д. Шимко. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа):
URL:www.biblio-online.ru/book/C1129AC5-6938-46F1-9218-65BDA8BD2D3C(Режим
доступа): URL:
10.
Волков А.М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
[Электронный рес-— 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим
доступа):
URL:www.biblio-online.ru/book/BD8E7FD0-16C7-4C61-A82D9FDC414623BC(дата обращения: 06.09.2018).
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Горяев А., Чумаченко В. «Финансовая грамота», спецпроект Российской
экономической школы по личным финансам. М.: 2010.
2.
Страховое право. Учебник. Изд 2-е, перераб и доп. / под ред. В.В. Шахова,
В.Н, Григорьева, А.П. Архипова. - М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2013.
3.
Стариченко Т.Н. Экономика. Практикум. - М.: Издательство НЦ ЭНАС,
2014
4.
Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011
5.
В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.
«Просвещение», 2016
6.
Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. - М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016 (материалы для учащихся, Учебная программа, Методические
11
указания для учителя).
7.
Страхование: экономика, организация, управление. Под редакцией д.э.н.,
профессора Г.В. Черновой. -М.: «Экономика», 2016.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
использовать знания по финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере;
уметь принимать решения на основе
сравнительного анализа финансовых
альтернатив,
планирования
и
прогнозирования бюджета;
анализировать
и
извлекать
информацию, касающуюся финансов,
из источников различного типа и
источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
уметь определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
анализировать
рынок
профессиональных услуг, изучать
спрос и предложение;
применять полученные знания о
страховании, сравнивать и выбирать
наиболее
выгодные
условия
страхования, страхования имущества
и ответственности;
определять
назначение
видов
налогов, характеризовать права и
обязанности
налогоплательщиков,
рассчитывать НДФЛ, применять
налоговые
вычеты,
заполнять
налоговую декларацию;
оценивать
эффективность
и
анализировать факторы, влияющие на
эффективность
осуществления
предпринимательской деятельности в
профессиональной сфере;
применять разные стратегии и
тактики
предпринимательского
- владеет знаниями по
финансовой грамотности
и
планированию
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной
сфере.
умеет
принимать
решения
на
основе
сравнительного анализа
финансовых
альтернатив,
планирования
и
прогнозирования
бюджета.
- умеет анализировать и
извлекать информацию,
касающуюся финансов.
умеет
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии
для
классификации.
- умеет устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое рассуждение,
умозаключение и делать
выводы.
- умеет анализировать
рынок
профессиональных
услуг, изучать спрос и
предложение.
- владеет знаниями о
страховании,
умение
сравнивать и выбирать
наиболее
выгодные
условия
страхования,
страхования имущества
и ответственности.
Формы и методы
оценки
оценка выполнения
практического
задания.
решение
ситуационной
задачи.
проведение
дискуссий,
мозгового штурма,
ролевых игр.
решение
ситуационных задач,
казусов, кейсов.
решение творческопоисковых заданий.
составление таблиц
и схем.
ведение
простых
расчетов
подсчет издержек,
прибыли, доходов.
13
поведения в различных ситуациях;
формировать и развивать навыки в
области использования
информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетенции),
навыки работы со статистической,
фактической и аналитической
финансовой информацией;
уметь соотносить свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности в процессе достижения
результата, корректировать свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией;
применять теоретические навыки по
финансовой грамотности для
практической деятельности;
работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
- определяет назначение
видов налогов, умение
рассчитывать
НДФЛ,
применять
налоговые
вычеты,
заполнять
налоговую декларацию.
умеет
оценивать
эффективность
и
анализировать факторы,
влияющие
на
эффективность
осуществления
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной
сфере.
- определяет стратегии и
тактики
предпринимательского
поведения в различных
ситуациях.
- владеет навыками в
области использования
информационнокоммуникационных
технологий.
владеет
навыками
работы
со
статистической,
фактической
и
аналитической
финансовой
информацией.
умеет
применять
теоретические навыки по
финансовой грамотности
для
практической
деятельности.
- знает базовые понятия,
условия и инструменты
принятия
грамотных
решений в финансовой
сфере.
- знает экономические
явления и процессы в
профессиональной
деятельности
и
общественной жизни.
определяет
правилаоплаты
труда
педагогических
14
работников.
- знает основные виды
налогов в современных
экономических
Перечень знаний, осваиваемых в условиях.
- знает правовые нормы
рамках дисциплины:
для
защиты
прав
знать базовые понятия, условия и
потребителей
инструменты принятия грамотных
финансовых услуг.
решений в финансовой сфере;
экономические явления и процессы в - определяет процессы
создания и развития
профессиональной деятельности и
предпринимательской
общественной жизни;
в
правила оплаты труда педагогических деятельности
профессиональной
сфере
работников;
и способов действий в
основные виды налогов в
рамках
предложенных
современных экономических
условий и требований.
условиях;
- владеет практическими
страхование и его виды;
способами
принятия
пенсионное обеспечение:
финансовых
и
государственная пенсионная система,
экономических решений.
формирование личных пенсионных
накоплений;
правовые нормы для защиты прав
потребителей финансовых услуг;
процессы создания и развития
предпринимательской деятельности в
профессиональной сфере;
способы действий в рамках
предложенных условий и требований;
знать
практические
способы
принятия
финансовых
и
экономических решений.
тестирование.
подготовка
и
выступление
с
докладом,
сообщением,
презентацией.
составление схемыконспекта.
подготовка
терминологического
словаря.
мини-исследование
по теме.
тренинг по навыкам
планирования
и
прогнозирования.
работа
в
малых
группах.
15