Приложение 3.28
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработчик:
Капсалыков
Рамазан
Кинжесович,
преподаватель
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.06 «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Учебная дисциплина ОП.06 «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по
всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании». Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
Умения
ПК 1.1 использовать
ПК 1.4
нормативные
ОК 01
правовые
акты,
ОК 02
регламентирующие
ОК 03
профессиональную
ОК 06
деятельность
в
ОК 10
области образования.
соблюдать правовые,
нравственные
и
этические
нормы,
требования
профессиональной
этики в процессе
воспитательной
деятельности
в
начальных классах и
начальных классах
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования.
формировать навыки,
связанные
с
информационнокоммуникационными
технологиями.
осуществлять
преподавание
в
условиях
инклюзивного
образования.
защищать свои права
в соответствии с
гражданским,
Знания
основные положения Конституции Российской
Федерации.
понятие и основы правового регулирования в
области образования.
приоритетные
направления
развития
образовательной
системы
Российской
Федерации, законы и иные нормативные
правовые
акты,
регламентирующие
образовательную деятельность в Российской
Федерации, нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, законодательство о
правах ребенка, трудовое законодательство.
основы законодательства о правах ребенка,
законы в сфере образования, федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования,
федеральный
государственный образовательный стандарт
начального общего образования, федеральный
государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
структуру примерных основных и примерных
адаптированных основных образовательных
программ начального общего образования,
рабочих программ учебных предметов, курсов,
а также учебно-методических комплексов по
образовательным
программам
начального
общего образования.
3
гражданским
виды аттестации педагогических работников,
процессуальным
и
квалификационные требования.
трудовым
понятие дисциплинарной и материальной
законодательством.
ответственности работника.
виды административных правонарушений и
административной ответственности.
нормы законодательства при осуществлении
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной сфере.
иметь практический опыт в определении и
принятии
четких
правил
поведении
обучающимися с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с уставом образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка образовательной организации.
иметь практический опыт в формировании
навыков,
связанных
с
информационнокоммуникационными технологиями.
4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
теоретическое обучение
практические занятия
промежуточная аттестация
Объем часов
Учитель начальных классов и начальных
классов компенсирующего
коррекционно-развивающего
образования
36
18
16
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Введение в предмет Содержание учебного материала
«Правовое
Предмет, содержание и задачи дисциплины. Основные
обеспечение
понятия. Основные положения Конституции Российской
профессиональной
Федерации.
деятельности»
Раздел 1. Законодательство, регулирующее правовые отношения в области
образования
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Особенности
правового обеспечения Источники образовательного права.
Право на образование в системе прав и свобод человека.
профессиональной
Федеральный закон "Об образовании в Российской
педагогической
Федерации". Общие положения закона.
деятельности
Тема 1.2
Правовые основы управления системой образования в
Российской Федерации.
Принципы государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовое
обеспечение
специального
и
инклюзивного образования.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 1.
Составление таблицы «Официальные документы и
нормативные правовые акты о праве на образование».
Содержание учебного материала
Объем в часах
3
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
5
ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
ОК
03, ОК 06 , ОК 10
10
2
ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
ОК
2
2
ПК 1.4,
6
Управление системой
образования.
Государственная
регламентация
образовательной
деятельности
Управление системой образования.
Государственная
регламентация
образовательной
деятельности.
Правовой статус образовательной организации.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 2.
Сравнительный анализ перечня нормативных правовых
актов, регламентирующих процедуру предоставления и
переоформления
лицензии
на
осуществление
образовательной деятельности.
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
4
Раздел 2. Правовой статус образовательной организации
8
Тема 2.1.
Образовательные
организации
и
правовой статус
2
Тема 2.2.
Юридическая
ответственность
образовательной
организации
Содержание учебного материала
их Типы образовательных организаций.
Автономность и локальные акты.
Реорганизация,
ликвидация,
изменения
собственника образовательной организации.
типа
ОК
ПК 1.1, ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
ОК
ПК 1.1, ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
ОК
и
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 3.
Изучение выдержки из локального нормативного акта
общеобразовательной
организации.
Правовая
характеристика данного документа.
Содержание учебного материала
Виды юридической (правовой) ответственности.
Особенности юридической (правовой) ответственности
образовательной организации.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 4.
Применение норм законодательства при решении правовых
ситуаций в образовательной сфере. Порядок привлечения
образовательной организации к налоговой и бюджетной
2
2
2
7
ответственности.
Раздел 3. Правовое обеспечение деятельности работников образовательной
организации
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Правовой
статус
Правовой статус педагогических работников. Права и
педагогических
свободы педагогических работников, гарантии их
работников
реализации.
организаций,
Нормативно-правовые акты, закрепляющие право, на
осуществляющих
занятие педагогической деятельностью.
образовательную
Обязанности
и
ответственность
педагогических
деятельность
работников.
Академические права и свободы педагога.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 5.
Проект должностной инструкции педагога.
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Нормативное
Трудовые права, социальные гарантии и льготы,
правовое
предоставляемые педагогическим работникам.
регулирование
трудовой деятельности Порядок заключения трудового договора и основания для
его прекращения.
работников
Особенности приема на работу педагогических работников.
образования
Правовое регулирование рабочего времени и отпуска
педагогических работников.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 6.
Применение норм трудового законодательства при
решении правовых ситуаций в сфере трудовых отношений,
сравнительный анализ нормативных документов.
Тема 3.3
Содержание учебного материала
12
2
ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
ОК
ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
ОК
4
2
2
2
ПК 1.1, ПК 1.4,
8
Нормативное
правовое
регулирование
профессиональной
деятельности
педагогических
работников
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
Профессиональная педагогическая деятельность.
Виды
аттестации
педагогических
работников,
квалификационные требования.
Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования.
Рабочая программа. Нормативная база. Содержание, объем,
структура.
Раздел 4. Правовой статус обучающихся
2
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Основы
правового
статуса обучающегося Академические права обучающегося.
Участие
родителей
(законных
представителей)
обучающихся в образовательном процессе.
Юридическая ответственность обучающихся.
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
2
36
ПК 1.4,
ОК 01, ОК 02,
03, ОК 06 , ОК 10
ОК
ОК
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
учебные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты);
карточки раздаточного материала;
карточки раздаточного материала;
тематические папки дидактических материалов;
нормативно-правовые документы;
комплект учебно-методической документации;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
техническими средствами обучения:
компьютерное и видеопроекционное оборудование для презентаций;
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением.
Требования к программному обеспечению:
Microsoft Office;
Adobe Reader, Adobe Acrobat
Internet браузеры (Internet Explorer, Google Chrome)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Капустин А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
учебник и практикум для СПО / А Я. Капустин, К.М. Беликова; под ред. А.Я. Капустина.
— 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
2.
Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение
профессиональной деятельности в образовательных организациях. - М.: Академия, 2014.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.
Волков А.М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Электронный
ресурс]// учебник для СПО / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общ. ред. А.М. Волкова. — 2-е изд.,
пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:www.biblioonline.ru/book/BD8E7FD0-16C7-4C61-A82D-9FDC414623BC(дата обращения: 06.09.2018).
2.
Головина С.Ю. Трудовое право [Электронный ресурс]// учебник для СПО /
С.Ю. Головина, Ю. А. Кучина; под общ. ред. С. Ю. Головиной. — 3-е изд., пер. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:www.biblio-online.ru/book/9DC864CB-5D4841CD-8ED1-683B08A493E6(дата обращения: 06.09.2018).
3.
Официальный интернет-портал правовой информации (государственная
система
правовой информации) [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 06.09.2018).
4.
Российская газета [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.rg.ru(дата обращения: 06.09.2018).
10
5.
Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]//
(Режим доступа): URL: www.consultant.ru.(дата обращения: 06.09.2018).
6.
Информационный портал Министерства образования и науки Российской
Федерации [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://минобрнауки.рф/
7.
Информационный портал Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки (Рособрнадзор) –
http://obrnadzor.gov.ru/(дата обращения:
06.09.2018).
8.
Официальный информационный портал единого государственного экзамена
[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://ege.edu.ru/ru/index.php(дата
обращения: 06.09.2018).
9.
Научная электронная библиотека / Журнал «Право и экономика»
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8992(дата обращения: 06.09.2018).
10.
Журнал «Право и образование» [Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: http://www.edit.muh.ru/content/mags_pravo.htm(дата обращения: 06.09.2018).
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Волков А.М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
учебник для СПО / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общ. ред. А. М. Волкова. — 2-е изд.,
пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
2.
Головина С. Ю. Трудовое право: учебник для СПО / С.Ю. Головина, Ю.А.
Кучина; под общ. ред. С.Ю. Головиной. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство
Юрайт, 2018.
3.
Зарипова З.Н. Трудовое право: учебник и практикум для СПО / З.Н.
Зарипова, В.А. Шавин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018
4.
Иванова Е.В. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для
СПО / Е.В. Иванова. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
5.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[принят Государственной думой 20 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26
декабря 2001 года: с изменениями и дополнениями]: по состоянию на 1 апреля 2011 года
Москва: Рид Групп, 2011.
6.
Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных Представительство
ООН в Российской Федерации, Информ. центр ООН в Москве, Региональная
общественная орг. инвалидов "Перспектива" Москва: Алекс, 2008
7.
Конин Н.М. Правовые основы управленческой деятельности: учебное
пособие для СПО / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2018
8.
Образовательные
услуги
и
образовательные
правоотношения:
дискуссионные взгляды и действительное содержание (В.М. Сырых, "Журнал
российского права", N 4, апрель 2010 г.)
9.
Основы права: учебник и практикум для СПО / А.А. Вологдин [и др.]; под
общ. ред. А.А. Вологдина. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
10.
Перспективы развития нормативно-правового регулирования образования
(В.Е. Усанов, "Образование и право", N 2, февраль 2011 г.)
11
4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ:
И
ОЦЕНКА
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
использовать нормативные
правовые акты, регламентирующие
профессиональную деятельность в
области образования;
соблюдать правовые, нравственные
и этические нормы, требования
профессиональной этики в
процессе воспитательной
деятельности в начальных классах
и начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования;
формировать навыки, связанные с
информационнокоммуникационными
технологиями;
осуществлять преподавание в
условиях инклюзивного
образования;
защищать свои права в
соответствии с гражданским,
гражданским процессуальным и
трудовым законодательством.
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Критерии оценки
использует
нормативные правовые
акты, регламентирующие
профессиональную
деятельность в области
образования.
-соблюдает
правовые,
нравственные
и
этические
нормы,
требования
профессиональной этики
в
процессе
воспитательной
деятельности.
УЧЕБНОЙ
Формы и методы
оценки
оценка выполнения
практического
задания.
решение
ситуационной
задачи.
проведение
дискуссий, мозгового
штурма, ролевых игр.
решение
ситуационных задач,
казусов, кейсов.
подготовка проекта
нормативноправового акта.
решение творческопоисковых заданий.
- владеет навыками,
связанными
с
информационнокоммуникационными
составление таблиц и
технологиями.
схем.
-умеет
осуществлять
преподавание в условиях
инклюзивного
образования.
- умеет защищать свои
права в соответствии с
гражданским,
гражданским
процессуальным
и
трудовым
законодательством.
- владеет основными
положениями
Перечень знаний, осваиваемых в Конституции Российской тестирование.
Федерации.
защита реферата.
рамках дисциплины:
и
основные положения Конституции - знает основы правового подготовка
выступление
с
Российской Федерации;
регулирования в области
докладом,
понятие и основы правового
образования.
сообщением,
регулирования в области
определяет
презентацией.
образования;
приоритетные
составление
приоритетные направления
направления
развития библиографического
развития образовательной системы
образовательной системы списка по теме.
Российской Федерации, законы и
12
иные нормативные правовые акты,
регламентирующие
образовательную деятельность в
Российской Федерации,
нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания
детей и молодежи, в том числе с
ограниченными возможностями
здоровья, законодательство о
правах ребенка, трудовое
законодательство;
основы законодательства о правах
ребенка, законы в сфере
образования, федеральный
государственный образовательный
стандарт дошкольного
образования, федеральный
государственный образовательный
стандарт начального общего
образования, федеральный
государственный образовательный
стандарт начального общего
образования обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья, федеральный
государственный образовательный
стандарт образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
структуру примерных основных и
примерных адаптированных
основных образовательных
программ начального общего
образования, рабочих программ
учебных предметов, курсов, а
также учебно-методических
комплексов по образовательным
программам начального общего
образования;
виды аттестации педагогических
работников, квалификационные
требования;
понятие дисциплинарной и
материальной ответственности
работника;
виды административных
правонарушений и
административной
ответственности;
иметь практический опыт в
определении и принятии четких
Российской Федерации.
- знает законы и иные
нормативные правовых
актов,
регламентирующих
образовательную
деятельность
в
Российской Федерации.
- знает
нормативные
документы по вопросам
обучения и воспитания
детей и молодежи, в том
числе с ограниченными
возможностями здоровья.
обзор
научной
литературы по теме.
составление схемыконспекта
изучение судебной
практики.
составление
юридического
документа.
подготовка
терминологического
словаря.
знает
основы
законодательства
о
правах
ребенка.,
трудового
законодательства.
- знает федеральный
государственный
образовательный
стандарт и примерные
основные
и
адаптированные
образовательные
программы начального
общего
образования,
рабочие
программы
учебных
предметов,
курсов, а также учебнометодические комплексы
по
образовательным
программам начального
общего образования.
знает
квалификационные
требования
и
виды
аттестации
педагогических
работников.
- владеет понятиями
дисциплинарной
и
материальной
ответственности
работника,
видами
административных
правонарушений
и
административной
13
правил поведении обучающимися с
сохранным развитием и
ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с уставом
образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка
образовательной организации;
иметь практический опыт в
формировании навыков, связанных
с информационнокоммуникационными
технологиями;
основные характеристики
оплачиваемой трудовой
деятельности и этики;
правила оплаты труда
педагогических работников.
ответственности.
определяет
четкие
правила поведения с
обучающимися
с
сохранным развитием и
ограниченными
возможностями здоровья
в соответствии с уставом
образовательной
организации и правилами
внутреннего распорядка
образовательной
организации.
- владеет
основными
характеристиками
оплачиваемой трудовой
деятельности и этики.
- определяет правила
оплаты
труда
педагогических
работников.
14