ОП.03 Возрастная ФАиГ

Приложение 3.25
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ,
ГИГИЕНА
(44.02.05)

Разработчик:
Патракова Гульнара Галимжановна,
преподаватель

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы учебной

стр.
3

дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины

5

3. Условия реализации учебной дисциплины

13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дис-

15

циплины

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании.
Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01, ОК.02, ПК
1.1, 1.3, 1.5, 1.7, ПК 2.1, 2.3, ПК 3.1, 3.5
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК.01.
ОК.02.
ПК.1.1
ПК.1.3.
ПК.1.5.
ПК.1.7.
ПК.2.1.
ПК.3.1.
ПК.3.5.

– применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в
профессиональной
деятельности;
–
оценивать факторы
внешней среды с точки
зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском
и подростковом возрасте;
–
правильно
интерпретировать и применять
основные понятия общей
патологии при
работе с
обучающимися
–
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний
детей;
–
обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований в кабинете при
организации
обучения
младших школьников;
–
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов

– основные положения терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
– основные закономерности роста и развития организма человека;
– норму развития и отклонения от нормы
– роль конституции и наследственности в
патологии;
– общую характеристику типовых патологических процессов;
– строение и функции систем органов здорового человека;
– физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
– возрастные
анатомо-физиологические
особенности детей и подростков;
– влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
– основы гигиены детей и подростков;
– гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья
на различных этапах онтогенеза;
– основы профилактики инфекционных заболеваний;
– гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы

3

времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день,
занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы при очной форме обучения

Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Учитель начальных классов и
начальных классов компенсирующего коррекционноразвивающего образования
108 ч.

в том числе:
1) самостоятельная работа

2 ч.

2) взаимодействие с преподавателем, из них

106 ч.

 теоретическое обучение

40 ч.

 практические занятия, в том числе:
в форме практической подготовки

54 ч.
14 ч.

 промежуточная аттестация в форме экзамена

12 ч.

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Наименование
разделов и тем

1
Тема 1.1
Уровни организации живой системы.
Тема 1.2.
Закономерности
роста и развития
организмов.

Тема 2.1.
Общий план строения нервной системы.

Тема 2.2.
Анатомия, физиология, возрастные

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

2
Раздел 1. Уровни организации живой системы
Содержание учебного материала
Понятие об уровнях организации живой системы. Клетка - структурная и функциональная единица организации
живого. Ткани, их классификация и краткая характеристика.
Практические занятия
Изучение строения животной клетки.
Содержание учебного материала
Основные закономерности деятельности организма в целом: нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз, гетерохронность развития. Генотип и фенотип. Онтогенез. Генетическая и социальная программа индивидуального развития человека. Возрастная периодизация. Периодизация онтогенеза, его критерии. Характеристика эмбрионального периода развития организма. Изменения с возрастом показателей физического развития.
Возрастные скачки и кризисы. Акселерация. Факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте. Вредные привычки человека. Их влияние на организм в разные возрастные периоды.
Практические занятия
Внутриутробный период развития
Раздел 2. Нервная система
Содержание учебного материала
Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Нейрон - основная структурная единицы Н.С.
Усложнение структуры нейрона с возрастом. Основные свойства нервных волокон. Связь между нейронами. Синапсы, передача возбуждения в них. Рефлекс - основная форма нервной деятельности. Учение А.А. Ухтомского о
доминанте.
Практические занятия
Строение нервной ткани, нейрона, нерва. Изучение рефлекторной деятельности нервной системы на примере
слюноотделительного и коленного рефлексов (составление рефлекторных дуг)
Самостоятельная работа обучающихся
Механизмы формирования условных рефлексов у детей в разные возрастные периоды
Содержание учебного материала
Строение и функции центральной нервной системы человека. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональное значение различных отделов головного мозга, а также лимбической системы

Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент программы

Объем
часов

3

4

Т
2

П

ОК.01,
ПК.1.1

ОК.02,

4
1

ОК.01, ОК.02,
ПК.1.1, ПК.3.1

3

1

ОК.01, ОК.02

5
2
2

ОК.01, ОК.02

6

особенности центральной нервной
системы.
Тема 2.3.
Нервная система
человека.

мозга и ретикулярной формации. Причины, профилактика и методы коррекции нервно-психических отклонений у
детей. Возрастные особенности головного мозга. Профилактика неврозов у детей. Главные направления деятельности учителя и родителей.
Содержание учебного материала
Топография периферической нервной системы. Значение и особенности функционирования периферической
нервной системы. Работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Вегетативная нервная система,
ее строение и функции. Изменения морфофункциональной организации нейрона и синапса с возрастом. Возрастные особенности рефлекторной деятельности организма. Становление торможения в процессе развития ребенка.
Возрастные изменения структуры и функции различных отделов центральной нервной системы. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. Контрольная работа.
Практические занятия ( в форме практической подготовки)
Коррекция нервно-психических расстройств методами и средствами педагогического воздействия
Раздел 3. Основы учения о высшей нервной деятельности (ВНД).
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Теория ВНД.
Теория ВНД. Понятие о низшей и высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах человека.
Нейрофизиологические и морфологические основы речи. Моторная и сенсорная речь. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Теория И.П. Павлова о типах ВНД. Развитие теории И.П. Павлова о типах ВНД в
современной психофизиологии. Понятие о характере и темпераменте. Развитие в процессе онтогенеза безусловного и условного торможения. Развитие речи у детей. Значение речевых стереотипов для развития речи. Образование условных рефлексов на речевые раздражители у детей разного возраста и связанные с ними особенности
усвоения учебного материала. Типологические особенности ВНД детей и подростков, зависимость их формирования от ряда факторов. Особенности развития ВНД у детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения
ВНД ребенка. Детские страхи.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Биоритмы.
Биоритмы: сезонные, месячные, недельные, суточные. Биологический ритм «Сон - бодрствование». Объективные
проявления сна. Физиологические механизмы сна и бодрствования. Психические процессы во время сна. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени
(учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Гигиена учебноПрактические занятия ( в форме практической подготовки)
воспитательного
Гигиена учебно-воспитательного процесса. Значение режима дня ребенка. Фазы работоспособности, ее дневная
процесса.
периодичность. Недельная периодичность физиологических функций. Принципы организации деятельности детей
на день и неделю. Способы увеличения двигательной активности детей. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. Гигиенические требования к учебновоспитательному процессу. Особенности учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 4. Сенсорные системы
Тема 4.1 Характе- Содержание учебного материала
ристика сенсорных Значение сенсорных систем, их классификация. Методы изучения. Структурная организация сенсорных систем.
систем. Зрительный Общие свойства рецепторных образований. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельанализатор. Строе- ной, вкусовой, вестибулярной сенсорной системы. Особенности их функционирования у детей различного возрас-

1

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

5

2

ОК.01, ОК.02

1

ОК.01, ОК.02

6

2

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

ОК.01, ОК.02

7

ние глаза. Возрастные особенности.

та.
Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Свойства глаза и их изменения с возрастом. Световая и цветовая
чувствительность у детей различного возраста. Меры, направленные на увеличение чувствительности к
различению цветов. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Близорукость. Косоглазие и
другие нарушения зрения у детей, их профилактика. Отклонения в нормальном развитии зрительной сенсорной
системы. Причины, их вызывающие. Требования к естественному и искусственному освещению, окраска стен,
мебели.
Тема 4.2 Слуховая Содержание учебного материала
сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Строение слуховой системы. Механизмы передачи и восприятия звука. ЧувствиСтроение уха. Воз- тельность слухового анализатора у детей. Возрастные изменения порога слышимости. Значение слуха в формирорастные особенно- вании речи, регуляция голоса и развитие певческих способностей. Влияние шума на организм детей и подростков.
сти.
Борьба с шумом в школе. Меры по профилактике нарушений зрения и слуха. Контрольная работа.
Практические занятия
Оценка функциональных показателей зрения: острота зрения, поле зрения, цветовосприятие; изучение остроты
слуха.
Раздел 5. Опорно-двигательный аппарат
Тема 5.1 Общие
Содержание учебного материала
сведения об опорСтроение и значение опорно-двигательного аппарата. Функции скелета. Химический состав и строение костей.
но-двигательном
Строение скелета головы, туловища, конечностей. Развитие и возрастные особенности скелета. Типы соединения
аппарате.
костей. Суставы.
Практические занятия
Изучение органического и минерального состава костей; лабораторные работы по определению значения неорганических и органических веществ в костной ткани;
Тема 5.2 МышечСодержание учебного материала
ная система.
Строение скелетных мышц, их классификация.. Функциональные свойства скелетных мышц. Сила и скорость
сокращения. Динамическая и статистическая работа скелетных мышц. Мышечный тонус, его значение,
происхождение и условия поддержания. Регуляция двигательной активности.
Тема 5.3 НарушеСодержание учебного материала
ния опорноВозрастные особенности двигательной функциональной системы. Рост и развитие костей. Возрастные особеннодвигательного апсти частей скелета. Сила мышц и скорость их сокращения в различном возрасте. Возрастные особенности развипарата у детей и
тия выносливости мышц. Утомление при разных видах мышечной работы, его механизм, возрастные особенности.
подростков.
Нормативы суточной двигательной активности.
Осанка и факторы, ее определяющие. Физиолого-гигиенические требования к осанке при стоянии, ходьбе, сидении; нарушения осанки. Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия, деформации других частей скелета. Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений.
Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и формирование правильной осанки.
Гиподинамия, меры борьбы с ней.
Практические занятия ( в форме практической подготовки)
Определение силы мышц, координации, гибкости и выносливости. Растяжения, вывихи, переломы. Симптомы.
Навыки оказания первой медицинской помощи.
Раздел 6. Внутренняя среда организма. Кровь
Тема 6.1 Состав,
Содержание учебного материала
значение крови.
Внутренняя среда организма: тканевая жидкость, кровь, лимфа. Значение, состав крови. Физико-химические свой-

1

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

5

2

2

1

ОК.01, ОК.02

6

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

4

2

ОК.01, ОК.02

8

ства плазмы. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их особенности и значение.
Иммунные свойства крови. Понятие об иммунологии, антигенах и антителах. Естественные антитела. Группы
крови. Резус-фактор. Механизм защитных иммунных реакций. Нервно-гуморальная регуляция кроветворения, ее
возрастные особенности. Возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы. Вакцинация. Профилактика инфекционных заболеваний. Переливание крови.
Раздел 7. Сердечно-сосудистая система
Тема 7.1 Система
Содержание учебного материала
кровообращения.
Система кровообращения, ее значение. Сосуды системы кровообращения. Давление крови и его измерение. Особенности функционирования сосудов. Регуляция кровообращения. Строение и функции сердца. Физиологические
свойства сердечной мышцы. Биоэлектрические явления в сердце. Сердечный цикл. Фазы работы сердца. Методы
изучения функционального состояния сердца. Саморегуляция работы сердца. Влияние физических и психических
нагрузок на сосуды и сердце. Гуморальная регуляция артериального давления. Возрастные особенности сердечной
мышцы. Изменения в системе органов кровообращения при рождении. Изменения строения сердца детей в постнатальный период.
Раздел 8. Дыхание.
Тема 8.1 Строение
Содержание учебного материала
и функции дыхаЗначение дыхания. Процессы его обеспечивающие. Строение дыхательного аппарата. Механизм вдоха и выдоха.
тельной системы.
Строение легких, их дыхательные объемы и емкость. Минутный объем дыхания. Обмен газов между воздухом и
Регуляция дыхания. кровью. Перенос газов кровью. Потребление кислорода. Регуляция дыхания.
Тема 8.2 Возраст- Содержание учебного материала
ные
особенности Особенности дыхания у детей разного возраста и пола. Половые отличия типов дыхания. Показатели внешнего
дыхательной
си- дыхания у детей разного возраста. Предельные величины минутного объема дыхания у детей школьного возраста
стемы.
обоего пола. Возрастные особенности регуляции дыхания.
Гигиена дыхания. Воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков. Относительная продолжительность вдоха и выдоха при покое, физической нагрузке. Вредное влияние неправильной осанки на форму
грудной клетки и глубину дыхательных движений.
Понятие о микроклимате. Изменение состава и свойств под влиянием пребывания детей в группе. Значение и способы поддержания в них правильного воздушного режима. Гигиенические требования к проветриванию, температурному режиму, отоплению и отопительным приборам. Борьба с пылью. Влияние никотина на рост и развитие
организма.
Практические задания ( в форме практической подготовки)
Определение жизненной емкости легких; влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Составление конспекта беседы по профилактике воздушно-капельных инфекций и заболеваний дыхательной системы.
Раздел 9. Пищеварение и обмен веществ
Тема 9.1 Строение Содержание учебного материала
и функции пищева- Значение и строение органов пищеварения. Методы исследования процесса пищеварения. Значение трудов И.П.
рительной системы. Павлова в создании учения о функциях органов пищеварения.
Секреторная функция пищеварительных желез. Приспособление их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Роль секретов пищеварительных желез.
Всасывание. Двигательная функция органов пищеварения, ее значение. Нейрогуморальная регуляция деятельности пищеварительных желез.
Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Возрастные особенности секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.

3

ОК.01, ОК.02

2

2

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

6

2

9

Значение обмена веществ в организме. Анаболические и катаболические процессы. Обмены белков, жиров, углеводов. Значение этих веществ в организме, конечные продукты обменов. Гипо – и гипергликемия. Рефлекторная
регуляция обмена веществ в организме. Витамины. Их общая характеристика. Физиологическое значение. Авитаминозы и гипервитаминозы. Значение минеральных веществ и воды. Регуляция водно-солевого обмена. Возрастные особенности обмена веществ.
Значение изучения энергетического обмена в организме. Калорийность питательных веществ. Источники энергии
в организме. Анаэробно – аэробные процессы энергообеспечения. Особенности энергетического обмена у детей и
подростков. Неравномерность, гетерохронность и сенситивность в развитии механизмов анаэробных ресурсов
энергообеспечения.
Практические задания
Изучение механизмов денатурации белков; действие слюны на крахмал; действие желудочного сока на белки;
обнаружение микроорганизмов в молоке; роль желчи в процессе пищеварения;

Тема 9.2 Возрастные
особенности
пищеварительной
системы.
Раздел 10. Мочевыделительная и половая системы
Тема 10.1 Строение Содержание учебного материала
и функции органов Значение и строение органов выделения. Состав мочи и механизм ее образования. Нервная и гуморальная регулямочевыделения.
ция мочеобразования и мочевыделения. Изменение фильтрационной и концентрационной функций почек с возВозрастные
осо- растом. Суточное количество мочи у детей разного возраста. Возрастные особенности функционирования почек.
бенности.
Формирование в процессе развития организма нервной и гуморальной регуляции мочеобразования и мочевыделения. Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания у детей.
Тема 10.2 Строение Содержание учебного материала
и функции половых Строение и функции половых органов. Возрастные особенности. Половое воспитание. Планирование семьи. Поорганов.
ловая потребность мальчиков и девочек. Беременность, ее течение, формирование плода, роды. Сексуальная культура. Рождаемость в РФ. Демография региона.
Раздел 11. Кожа
Тема 11.1 Строение Содержание учебного материала
и функции кожи
Строение и значение кожи человека, возрастные особенности строения. Значение сосудодвигательных реакций и
потоотделения; теплоотдача при различных условиях температуры, влажности и движение окружающего воздуха.
Роль кожи в закаливании. Бактерицидные свойства кожи. Сезонные изменения. Витамин Д и его роль в укреплении организма человека.
Тема11.2 Возраст- Практическая работа ( в форме практической подготовки)
ные
особенности Закаливание воздухом, солнцем, водой. Правила закаливания, его организация в детских учреждениях.
кожи. Закаливание. Возрастные особенности сосудистых и потоотделительных реакций кожи. Предельно допустимая отрицательная
температура воздуха и скорость ветра для прогулок, игр на воздухе, организации соревнований. Контрольная работа
Раздел 12. Эндокринные железы
Тема 12.1 Эндо- Содержание учебного материала

6

1

ОК.01, ОК.02

1

ОК.01, ОК.02

1

ОК.01, ОК.02

3

2

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

ОК.01, ОК.02

10

кринная
система.
Возрастные
особенности.

Понятие об эндокринных железах (железах внутренней секреции) и гормонах. Значение и структура гормонов.
Особенности их физиологической активности. Взаимодействие желез внутренней секреции; нервной и гуморальной регуляции функций.
Гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности других желез внутренней секреции. Щитовидная железа, ее
влияние на физическое и умственное развитие организма. Кретинизм, причины его развития, профилактика.
Половые железы, их внутрисекреторная функция. Отклонения от нормального хода полового развития и их причины. Профилактика онанизма. Гигиена половых органов. Физиолого-гигиенические основы полового воспитания.
Влияние околощитовидной железы на обмен кальция и фосфора. Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового
слоев, их влияние на функции организма. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма. Возрастные особенности желез внутренней секреции.
Раздел 13. Основы гигиены детей и подростков
Тема 13.1 Основы Содержание учебного материала
1
гигиены детей и Основные гигиенические требования, предъявляемые к зданиям, земельным участкам, помещениям, мебели, возподростков.
душно-тепловому режиму в помещении.
Практические задания ( в форме практической подготовки)
Проведение измерений по санитарно-гигиенической оценке помещений.
Всего: 30+2
Примерные темы учебно- исследовательских работ студентов
1. Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей.
2. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ ребенка.
3. Возрастные особенности развития нервной системы ребенка.
4. Организм как саморегулирующаяся система. Учение о гетерохронии и его влияние на обучаемость (дошкольников, младших школьников,
подростков).
5. Основные факторы, влияющие на развитие ребенка. Критические периоды развития и их значение для педагогики.
6. Этапы внутриутробного развития. Влияние внешней и внутренней среды на развивающийся плод, и последствия для обучения.
7. Рефлекторный принцип работы головного мозга. Законы деятельности нервной системы. Значение динамического стереотипа для обучения
(младших школьников, подростков).
8. Значение анализаторов для физического и психического развития ребенка (младшего школьника, подростка). Учение И.П. Павлова о структуре анализатора, его применение в профессиональной деятельности педагога.
9. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата в детском возрасте (младшего школьника, подростка).
10. Обмен веществ в организме. Значение для роста и развития ребенка (младшего школьника, подростка).
11. Железы внутренней секреции. Их значение для роста и развития ребенка (младшего школьника, подростка).
12. Значение наследственности в процессе обучения.
Влияние внешней среды на рост и развитие ребенка (младшего школьника, подростка).

ОК.01,
ПК.1.1,
ПК.1.5

ОК.02,
ПК.1.3,

5
54

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естественнонаучных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета «Естественнонаучных дисциплин»:
 Компьютер, МФУ «Панасоник
 СД с дидактическими материалами - 2 шт.
 стенды – 2 шт. комплект учебно-методической документации;
 наглядные пособия (планшеты по МДК).
Технические средства обучения:
 интерактивные доски «StarBoard», «SMARTBoard»,
 множительная и копировальная техника,
 DWD,
 аудио- и видеоаппаратура.
 микроскопы
 документ-камеры
 микропрепараты по гистологии (ткани человеческого организма).
 штативы с пробирками, химические стаканчики
 различные реактивы: животный белок, крахмал, кислоты, спирт и др.
Наглядные пособия
1. Электронное учебное пособие «Атлас анатомии человека». ИД «Равновесие» 2005.
2. Электронное учебное пособие «Мое тело. Анатомия и физиология человека» ЗАО
«Новый диск» 2006
3. DVD «Тело человека. Первые шаги. Период полового созревания ». BBC. Диск 2.
2004
4. Муляжи: а) головной мозг человека
б) головной мозг человека в разрезе
в) сердце человека
г) глаз человека
д) слухового и вестибулярного анализаторов
е) скелет человека
ж) расположение внутренних органов.
з) набор позвонков человека
е) локтевой сустав.
5. Барельефы: нервная система человека; эмбриональное развитие зародышей разных
видов животных; строение кожи; железы внутренней секреции; строение глаза;
6. Таблицы: нервная система, кровеносная система, пищеварительная система, лимфатическая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат, кожа, головной и
спинной мозг, половая система (мужская и женская), выделительная система.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания (основные источники):
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие.– М.; Академия, 2010.
2. Лысов П.К. Анатомия: в 2 томах: учебник .– М.; Академия, 2010.
3. Назарова Е.Н. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие.–
М.; Академия, 2010.
12

4. Сапин М.Д., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) М., Академия, 2010.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Дробинская А.О. Анатомия и физиология человека: учебник для СПО /
А.О. Дробинская. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. [Электронный
ресурс]// (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/F0CAD6D6-5B8B-4B16-A66F7D10346EB6DC(дата обращения: 06.09.2018).
2. Крылова Н. В. Искренко И. А. Анатомия скелета. Анатомия человека в схемах и рисунках.
Атлас-пособие.
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
http://meduniver.com/away.php?url=http://depositfiles.com/files/(дата обращения: 06.09.2018).
3. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер Возрастная физиология (физиология развития
ребенка),
2009
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
http://knigi.tr200.ru/v.php?id=581746(дата обращения: 06.09.2018).
4. Мое тело. Анатомия и физиология – Интерактивная энциклопедия [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://knigi.tr200.ru/v.php?id=123898(дата обращения:
06.09.2018).
Дополнительная литература:
1. Гумильский А.А. и др. Анатомия и физиология детского организма с основами школьной гигиены. М., Пр., 1988.
2. Кабанов А.Н. Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей. М., Пр., 1996.
3. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М., Академия,
2001.
4. Обреимова Н.И., Петрунин А.С. Основы анатомии, физиологические и гигиены детей и
подростков. М. Академия, 2000.
5. Тонкова - Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний, М., Просвещение, 1993.
6. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Пр., 1990.
7. Чабовская А.П. и др. Основы педиатрии и гигиены детей. М., Пр., 1987.
8. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М., Медицина, 1982.
9. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Пр.,
1989.
10. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. М., Педагогика,
1973.
11. Леонтьева Н.Н. и др. Анатомия и физиология детского организма. М., Пр., 1986.
12. Физиология развития ребенка /Под. ред./ В.И. Козлова и др. М., Педагогика, 1983.
13. Хрипкова А.Г. Девочка-подросток - девушка. М., Пр., 1981.
14. Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток-юноша. М., Пр., 1982.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ОК 1.

Выбирать способы решения задач профес- Решение педагогической ситуации,
сиональной деятельности применительно к игровое моделирование, микропреразличным контекстам
подавание
ОК 2
Осуществлять поиск, анализ и интерпрета- Решение педагогической ситуации,
цию информации, необходимой для выпол- игровое моделирование
нения задач профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании»
ПК 1.1. Проектировать образовательный процесс на Микропреподавание
основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных и примерных адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей
развития обучающихся;
ПК 1.3. Организовывать учебную деятельность обу- Микропреподавание
чающихся, мотивировать их на освоение Экспертная оценка конструкторов
учебных предметов, курсов;
уроков.
ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, Микропреподавание
анализ эффективности образовательного
процесса и оценку результатов обучения;
ПК 1.7. Разрабатывать мероприятия по модерниза- Микропреподавание
ции оснащения учебного кабинета, форми- Экспертная оценка оценочных лировать его безопасную и комфортную пред- стов.
метно-развивающую среду.
ПК 2.1. Планировать и проводить внеурочные заня- Микропреподавание
тия по направлениям развития личности для Экспертная оценка конструкторов
достижения личностных, метапредметных и уроков.
предметных образовательных результатов;
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение, ин- Оценка результатов практических
терпретировать полученные результаты;
работ на занятиях возрастной анатомии.
ПК 3.5. Организовывать взаимодействие членов пе- Экспертная оценка фрагмента плана
дагогического коллектива, руководящих ра- воспитательной работы по здороботников образовательной организации, ро- вьесбережению.
дителей (законных представителей) при ре- Проектировочная работа
шении задач обучения и воспитания обучающихся;
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

14

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при
изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека
в детском и подростковом возрасте;
правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися
проводить под руководством медицинского работника
мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в
кабинете при организации обучения младших школьников;
учитывать особенности физической работоспособности и
закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя,
день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
Знания:
основные положения терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
норму развития и отклонения от нормы;
роль конституции и наследственности в патологии;
общую характеристику типовых патологических процессов;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов
жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей
и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и
укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к образовательному процессу,
зданию и помещениям школы

практические работы

практические занятия

практические занятия
практические работы
практические работы

практические работы

контрольные работы, тестирование
контрольная работа,
контрольные работы, тестирование,
практические занятия, внеаудиторная
практические работы, контрольные работы
Контрольные работы по темам
практические работы
экспертная оценка на лабораторном и практическом занятиях
тестирование
семинарские занятия

4.2. Содержание текущего контроля
№
1

Наименование
раздела
Уровни организации
живой системы.

Тема занятия

Форма контроля, сроки

Тема 1.1.
Сентябрь
Уровни организации живой систе15

2.

3.

4.

5.

Нервная система

Основы учения о
высшей нервной деятельности (ВНД).

Сенсорные системы

Опорнодвигательный аппарат

мы.
Тема 1.2.
Закономерности роста и развития
организмов.
Тема 1.3.
Возрастная периодизация.
Тема 2.1.
Общий план строения нервной системы. Нейрон. Синапс.
Тема 2.2.
Рефлекс - основная форма нервной
деятельности.
Тема 2.3.
Анатомия, физиология, возрастные особенности спинного мозга.
Тема 2.4.
Анатомо-физиологические,
возрастные особенности головного
мозга.
Тема 2.5.
Нервная система человека.
Тема 3.1.
Теория ВНД.
Тема 3.2. Виды рефлексов. Механизм образования условного рефлекса.
Тема 3.3.
Биоритмы.
Тема 3.4.
Гигиена учебно-воспитательного
процесса.
Тема 4.1 Характеристика сенсорных систем. Зрительный анализатор. Строение глаза. Возрастные
особенности.
Тема 4.2 Слуховая сенсорная система. Строение уха. Возрастные
особенности.
Тема 5.1 Общие сведения об опорно-двигательном аппарате.

Собеседование по вопросам
Тестирование
Практическая работа

Октябрь
Практическая работа

Решение педагогической
ситуации
Контрольная работа

Ноябрь
Практическая работа
Тестирование
Решение педагогической
ситуации

Декабрь
Практическая работа
Создание буклетов с рекомендациями по профилактике нарушений зрения и слуха
Январь
Собеседование

Практическая работа
Тема 5.2. Мышечная система.
Тема 5.3
Нарушения опорнодвигательного аппарата у детей и Проверочная работа
подростков.
6.

Кровь

7.

Сердечно-сосудистая
система.

Тема 6.1
Состав, значение крови.
Тема 7.1 Система кровообращения.
Тема 7.2 Строение и работа сердца.

Февраль
Практическая работа
Февраль
Решение педагогической
ситуации
16

8.

Дыхание

9.

Пищеварение

10.

Мочевыделительная
и половая системы

11.

Кожа

12.

Обмен веществ и
энергии.
Эндокринные железы
Основы гигиены детей и подростков.

13.
14.

Тема 8.1 Строение и функции дыхательной системы. Регуляция дыхания.
Тема8.2 Возрастные особенности
дыхательной системы.
Тема 9.1 Строение и функции пищеварительной системы.
Тема 9.2 Возрастные особенности
пищеварительной системы

Февраль
Тестирование

Тема 12.1 Обмен веществ и энергии в организме.
Тема 13.1 Эндокринная система.
Возрастные особенности.
Тема 14.1 Основы гигиены детей и
подростков.

Апрель
Проверочная работа
Май
Практическая работа
Июнь
Практическая работа

Март
Практическая работа

Создание буклетов с рекомендациями по рациональному питанию
Тема 10.1 Строение и функции ор- Март
ганов мочевыделения. Возрастные Тестирование
особенности.
Тема 10.2 Строение и функции половых органов.
Тема 11.1 Строение и функции Апрель
кожи
Практическая работа
Тема11.2 Возрастные особенности Разработка х рекомендаций по закаливанию
кожи. Закаливание.

Формы промежуточной аттестации установлены с учетом индивидуальных
психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и др.)

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».