Приложение 3.24
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ПСИХОЛОГИЯ
Разработчик:
Никитина Дарья Николаевна,
преподаватель
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
стр.
3
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
13
ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.02 «Психология» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Учебная дисциплина ОП.02 «Психология» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 2
Умения
Знания
применять знания по
психологии при решении
педагогических
задач;
распознавать
педагогическую задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
контексте;
анализировать
педагогическую задачу
и/или проблему;
выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую
для
решения педагогической
задачи и/или проблемы;
определять задачи для
поиска информации;
определять необходимые
источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять
наиболее значимое в
перечне
информации;
оценивать практическую
значимость результатов
поиска;
оформлять
результаты
поиска
основные источники информации и
ресурсы для решения педагогических
задач и проблем в профессиональном
контексте;
логику
действий
для
решения
педагогических задач;
порядок оценки результатов решения
педагогических задач профессиональной
деятельности
номенклатура
информационных
источников
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
способы оформления результатов поиска
информации
3
ОК 3
применять современную
психологическую
профессиональную
терминологию
ОК 4
организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
выявлять
индивидуальные
и
типологические
особенности
обучающихся;
использовать в практике
преподавания
в
начальных классах и
начальных
классах
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего
образования
основные
психологические
подходы:
культурноисторический,
деятельностный
и
развивающий;
формировать мотивацию
к обучению обучающихся
с сохранным развитием и
ограниченными
возможностями здоровья;
разрабатывать
(осваивать) и применять
современные психологопедагогические
технологии, основанные
на
знании
законов
развития личности и
поведения в реальной и
виртуальной среде;
планировать и поводить
внеурочную деятельность
с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
обучающихся.
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
современная
научная
и
профессиональная
психологическая
терминология; особенности психологии
как науки, ее связь с педагогической
наукой и практикой
психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной деятельности; особенности
общения и группового поведения в
младшем школьном возрасте;
групповая динамика
основные закономерности возрастного
развития, стадии и кризисы развития,
социализации личности, законы развития
личности и проявления личностных
свойств,
психологические
законы
периодизации и кризисов развития;
теорию и технологии учета возрастных
особенностей обучающихся;
основные психологические подходы:
культурно-исторический,
деятельностный и развивающий, способы
их применения в процессе преподавания;
понятия, причины, психологические
основы предупреждения и коррекции
школьной и социальной дезадаптации,
девиантного поведения
законы развития личности и проявления
личностных свойств, психологические
законы периодизации и кризисов
развития
4
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
управлять
учебными основные закономерности возрастного
группами
с
целью
развития, стадии и кризисы развития и
вовлечения обучающихся
социализации личности, индикаторы и
с сохранным развитием и
индивидуальные особенности траекторий
ограниченными
жизни, и их возможные девиации;
возможностями здоровья законы развития личности и проявления
в процесс обучения и
личностных свойств
воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную
деятельность.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
72
в том числе:
теоретическое обучение
30
практические занятия
30
промежуточная аттестация
12
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся
Раздел 1. Основы общей психологии
Тема 1.1
Содержание учебного материала. Предмет, задачи психологии,
Психология
как психология в системе наук, связь психологии с педагогической теорией и
наука
практикой; развитие психологии как науки; методы психологии; понятие
психики, структура психики.
Объем в часах
теор
практ
2
Тема 1.2
Познавательная
сфера личности
Содержание учебного материала. Познавательные психические процессы:
ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 1. Характеристика состояния познавательной сферы
2
Тема 1.3
Индивидуальнотипологические
свойства личности
Содержание учебного материала. Человек как личность, индивид,
индивидуальность, структура личности, направленность личности.
Потребности, мотивация, эмоции и чувства, воля, темперамент, характер,
самооценка, способности. Социализация личности; самосознание личности.
Развитие самооценки и уровня притязаний личности.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 2. Определение типа самооценки учащегося и
составление рекомендаций по работе с ним.
Практическое занятие 3. Определение типа темперамента ребенка и
составление рекомендаций по работе с ним.
Практическое занятие 4.
Условия формирования волевой саморегуляции.
Содержание учебного материала. Общее понятие о деятельности.
Предметное содержание и структура деятельности. Основные виды
деятельности: игра, учебная деятельность, трудовая деятельность и их
психологические особенности.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 5.
2
Тема 1.4
Психологический
анализ
деятельности
2
Коды
компетенций
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 3.2
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.4
ОК 2
ОК 3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.4
ОК 2
ОК 3
6
2
2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.4
ОК 2
ОК 3
7
Решение задач по проектированию развития ребенка в разных видах
деятельности.
Тема 1.5
Содержание учебного материала. Психологические основы творчества;
Психологические
понятие творчества и его общие проявления; виды деятельности и
основы творчества творчество; творчество как процесс и продукт; структура и природа
творческих способностей; одаренность, талант и гениальность, развитие
творческих способностей; креативность как личностная способность к
творчеству; творческое воображение, мышление и творчество, творческое
мышление, этапы продуктивной мыслительной деятельности, методы
развития творческого мышления, условия развития творчества в обучении.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 6.
Методы выявления интересов и способностей обучающихся.
Раздел 2. Психология возрастного развития
Тема 2.1
Содержание учебного материала. Предмет, задачи психологии
Закономерности
возрастного развития; основные закономерности психического развития,
психического
предпосылки, условия и движущие силы развития психики, законы развития
развития человека психики.
2
2
2
Тема 2.2
Периодизация
психического
развития
Содержание учебного материала. Проблема периодизации возрастного
развития; характеристика возрастных периодов в трудах отечественных
психологов; понятие «социальная ситуация развития», «новообразование»,
«ведущий вид деятельности», «возрастной кризис», «зона ближайшего
развития».
2
Тема 2.3
Возрастные
особенности
дошкольника
Содержание учебного материала Особенности психического развития в
дошкольный период. Психологическая характеристика готовности ребенка
к обучению в школе.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 7.
Определение готовности ребенка к обучению в школе и составление
рекомендаций по работе с ним.
Содержание учебного материала Особенности психического развития
младшего школьника, изучение индивидуальных и типологических
2
Тема 2.4
Возрастные
ПК 1.4
ПК 3.2
ОК 1
ОК 2
ОК 3
2
2
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ОК 2
ОК 3
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ПК 1.2
ПК 1.3
8
особенности
младшего
школьника
особенностей учащихся в обучении и воспитании, гендерные особенности
развития; психологические особенности младшего подросткового возраста.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 8.
Составление рекомендаций по организации учебной деятельности детей с
учетом их возрастных особенностей
Практическое занятие 9.
Деятельность учителя начальных классов по подготовке ребенка к
адаптации в основной школе.
Тема
2.5 Содержание учебного материала. Особенности общения и межличностных
Особенности
отношений в дошкольном и младшем школьном возрасте; понятие малой
общения
и группы, внутригрупповые явления, социометрическая структура детского и
группового
ученического коллектива; групповая динамика, ученические группы,
поведения детей
руководство детскими группами и ученическими коллективами.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 10.
Методы развития коллектива младших школьников
Тема 2.6
Содержание учебного материала. Понятие и причины школьной
Проблема
адаптации и дезадаптации; психологические причины неуспеваемости;
школьной
психологические основы профилактики, диагностики и коррекции
дезадаптации
школьной и социальной дезадаптации; понятие девиантного поведения,
формы девиантного поведения в школьном возрасте, профилактика,
выявление и коррекция девиантного поведения в школьном возрасте.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 11.
Решение задач по дезадаптации младших школьников.
Раздел 3. Педагогическая психология
Тема 3.1
Содержание учебного материала. Предмет, задачи, проблемы
Основные понятия педагогической психологии. Обучение как движущая сила развития,
педагогической
психологические теории научения; проблема индивидуализации обучения;
психологии
проблема компьютерного обучения.
2
ПК 1.4
ПК 2.1
ОК 1
ОК 2
ОК 3
2
2
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ОК 2
ОК 4
2
2
2
2
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.4
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ОК 1
ОК 2
9
Тема 3.2
Психологические
теории
развивающего
обучения
Тема 3.3
Психологические
аспекты
воспитания
Тема 3.4
Характеристика
педагогической
деятельности
Содержание учебного материала. Психологические основы развивающего
обучения; учебная деятельность, ее структура и предметное содержание;
учебная мотивация; формирование и развитие учебной мотивации;
универсальные учебные действия как основа умения учиться, психология
оценки, контроль и самоконтроль.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 12. Разработка рекомендаций по формированию и
развитию
учебной мотивации младших школьников.
Содержание учебного материала. Психологические аспекты воспитания
развивающейся личности; особенности воспитания на разных возрастных
этапах; механизмы формирования личности; социально-психологические
аспекты воспитания, понятие и механизмы социализации.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 13.
Социализация младшего школьника в разных видах деятельности.
Содержание учебного материала. Характеристика педагогической
деятельности; психология педагогического воздействия; педагогическое
общение; стили педагогической деятельности, профессиональный стресс и
его коррекция.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 14.
Диагностика и развитие педагогических способностей.
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
2
4
2
2
ОК 3
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.4
ОК 1
ОК 2
ПК 3.2
ПК3.4
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.4
ОК 1
ОК 2
ОК 3
12
72
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинет «Педагогика и психология».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
компьютерная техника,
мультимедийное оборудование,
интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания (основные источники):
1.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.:
Питер, 2012.
2.
Психология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /[И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан, А.Д.Андреева]; Под ред. И.В.Дубровиной. - 11е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php
Библиотека
Гумер
психология (книги)
http://psibook.com/ Психология человека/ Статьи по всем разделам психологии
(общая, возрастная, гендерная, теории личности и т.д.)
http://humanpsy.ru/ Психология человека/ Сайт учебного и учебно-методического
творчества кафедры психологии человека РГПУ им. Герцена А.И. (Санкт-Петербург)
http://psycheia.ru Психология для студентов
http://www.psyznaiyka.net/ Статьи по общей психологии (разные психические
качества, процессы, свойства)
http://azps.ru/articles/cmmn/index.html Материал по разным понятиям психологии
http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал
http://www.psychology.su/ Журнал «Психология»
http://psyjournals.ru/ Портал Психологических периодических изданий
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Ефимова Н.С.. Социальная психология. Учебник для бакалавров. М: - Юрайт.
2016
2.
Иванников В.А. Психология: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2017.
3.
Информационные технологии в педагогике и психологии. Уч. Питер: 2017.
4.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. Гриф УМО МО РФ. М: 2017
5.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными
и проблемными ситуациями: Учеб. пособ. – М.: Смысл, 2013. - Магистр. 2017-– СПб.:
Питер, 2013.
6.
Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника.
Ближние и дальние горизонты. – М.: Обруч, 2013.
7.
Психология развития, возрастная психология. /Под ред. С.И. Самыгина. 11
Ростов н/Дон: Феникс, 2013.
8.
Психология способностей: Хрестоматия.-.: МПСУ; Воронеж: МОДЕК, 2012.
9.
Репинцева Г.И. Игра – ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений
ребенка с окружающим миром: Метод. пособ. – М.: Форум 2014.
10.
Столяренко Л.Д. Психология Учебник для ВУЗов. Питер11.
– М.: Гуманитарный центр, 2013.
12.
Фоминова А.Н. Педагогическая психология. Учебное пособие. - М: Флинта.
2016.
13.
Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько,
М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016.
12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
4.1. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований. Обучение по учебной дисциплине
завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
сущность устный опрос,
особенности психологии как - раскрывает
науки,
ее
связь
с педагогической деятельности с
учетом представлений о законах контрольная
педагогикой;
психологии;
работа
основы
личности;
психологии - использует представление о
личности,
ее
структуре,
направленности, социализации
при проектировании учебновоспитательного процесса;
устный опрос,
решение
психологопедагогической
задачи
проверочная
работа
особенности общения и
группового поведения в
школьном и дошкольном
возрасте:
- анализирует и проектирует
учебно-воспитательный процесс
с
учетом
закономерностей
психического развития человека
как субъекта образовательного
процесса,
личности
и
индивидуальности;
- использует знания возрастной
периодизации
психического
развития
ребенка
в
образовательном процессе;
- учитывает
и
раскрывает
возрастные,
половые,
типологические
и
индивидуальные особенности
обучающихся в обучении и
воспитании;
- раскрывает
содержание
общения
и
группового
поведения
обучающихся
в
образовательном процессе;
понятие,
причины,
психологические
основы
предупреждения
и
коррекции
школьной
и
социальной
дезадаптации,
- раскрывает
понятия
и
причины,
анализирует
психологические
основы
предупреждения и коррекции
школьной
и
социальной
индивидуальное
задание,
закономерности
психического
развития
человека
как
субъекта
образовательного процесса,
личности
и
индивидуальности;
возрастные,
половые,
типологические
и
индивидуальные
особенности обучающихся,
их учет в обучении и
воспитании:
практическая
работа,
устный опрос
устный опрос,
решение
психологопедагогической
задачи
решение
психолого13
девиантного поведения;
дезадаптации,
поведения;
девиантного педагогической
задачи
психологии - учитывает психологические
знания в области психологии
творчества
в
учебновоспитательном процессе;
В
результате
изучения
обязательной
части
цикла
обучающийся должен уметь:
применять
знания
по применяет
знания
по
психологии
при
решении психологии
при
решении
педагогических задач:
педагогических задач:
- планирует профессиональную
планировать
деятельность учителя начальных
профессиональную
деятельность
учителя классов с учетом знаний по
начальных классов с учетом психологии;
описывает
результаты
знаний по психологии,
прогнозировать результаты применения психологических
знаний в профессиональной
применения
психологических знаний в педагогической деятельности;
описывает
возможные
профессиональной
трудности в профессиональной
педагогической
деятельности
с
учетом
деятельности,
предвидеть
возможные психологических особенностей
образовательного
трудности
в субъектов
процесса,
профессиональной
педагогические
деятельности
с
учетом - моделирует
ситуации
с
применением
психологических
психологических
знаний;
особенностей
субъектов
образовательного процесса,
моделировать
педагогические ситуации с
применением
психологических знаний;
- выявлять индивидуальные и - выявляет
и
учитывает
типологические особенности индивидуальные
и
обучающихся
типологические
особенности
обучающихся;
- владеет приемами выявления
индивидуальных
и
типологических особенностей
обучающихся.
- организовывать
- организует
педагогический
педагогический процесс с процесс
с
учетом
учетом индивидуальных и индивидуальных
и
типологических
типологических особенностей
особенностей обучающихся обучающихся
основы
творчества.
текущий контроль
в
форме
тестирования
решение
психологопедагогической
задачи,
практическая
работа
решение
диагностических
задач
решение
психологопедагогической
задачи
проектировочная
работа
выступление
с
14
сообщением
15