Приложение 3.18
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 03. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Разработчик:
Новолоцкая Дарья Дмитриевна,
преподаватель
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1.
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.03 «Психология общения» является обязательной частью
Общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании.
Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании».
1.2.
Код ПК,
ОК
ОК.03,
ОК.04
ОК.06
ПК.2.1
ПК.3.5
ПК.3.2
ПК.3.4,
ПК.3.5
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Умения
Знания
применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
организовывать
работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности;
распознавать
формы
обращения обучающихся с
сохранным развитием и ОВЗ к
учителю
в
процессе
внеурочной деятельности и
распознавать
за
ними
серьезные личные проблемы;
общаться с обучающимися с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья,
признавать их достоинство,
понимая и принимая их;
определять
и
выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования
использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения
цели, функции, виды, структуру
общения;
взаимосвязь общения и деятельности;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы
взаимопонимания
в
общении;
техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
значимость
профессиональной
деятельности
учителя
начальных
классов и учителя начальных классов
компенсирующего и коррекционноразвивающего обучения
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Учитель
Учитель
начальных
начальных
классов и
классов и
начальных
начальных
классов
Вид учебной работы
классов
компенсирующего
компенсирующего
и коррекционнои коррекционноразвивающего
развивающего
образования с
образования
дополнительной
подготовкой
Объем образовательной программы
36
в том числе:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
Промежуточная аттестация
2
4
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Объем в
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем
часах
Раздел 1. Психологический анализ общения
24
Тема 1.1
Содержание учебного материала. Место общения в жизни общества. Понятие общения, цели,
Понятие
об виды, типы, структура и функции. Взаимосвязь общения и деятельности. Роль общения в
6
общении
педагогической деятельности.
В том числе, практических занятий:
2
Практическое занятие 1.
Самооценка развития коммуникативных умений.
Тема 1.2
Содержание учебного материала. Общение как коммуникация. Понятие коммуникативных
Общение
как барьеров. Воздействие в процессе коммуникации. Авторитарная и диалогическая
6
коммуникация
коммуникация. Невербальные средства общения. Особенности вербального общения.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 2.
Невербальные средства коммуникации в процессе педагогического общения.
4
Практическое занятие 3.
Приемы преодоления коммуникативных барьеров.
Тема 1.3
Содержание учебного материала. Механизмы межличностного восприятия: идентификация,
Механизмы
эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Социальный стереотип. Роль эффектов
4
взаимопонимания межличностного восприятия в деятельности педагога.
в общении
В том числе, практических занятий:
2
Практическое занятие 4.
Использование механизмов социальной перцепции в общении
Тема 1.4
Содержание учебного материала. Роли и ролевые ожидания в общении. Природа, структура
Общение
как и типы социального взаимодействия. Техники и приемы общения. Правила слушания, ведения
8
социальное
беседы, убеждения.
взаимодействие
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 5.
Приемы установления контакта. Приемы поддержания контакта. Приемы выхода из контакта.
4
Практическое занятие 6.
Технологии высказывания. Технологии слушания.
Коды
компетенций
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.4
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.4,
ПК.3.5
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.5
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.5
5
Практическое занятие 7.
Технология ведения беседы.
Раздел 2. Оптимизация процесса общения
Тема
2.1. Содержание учебного материала.
Этические
Этические принципы общения. Этика и культура педагогического общения.
принципы
общения
Тема
2.2. Содержание учебного материала.
Общение
в Источники, причины, виды конфликтов. Принципы управления и способы разрешения
конфликте
конфликта. Саморегуляция в конфликте.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 8.
Анализ и решение конфликтных ситуаций.
Практическое занятие 9.
Оценка уровня конфликтности. Тренинг саморегуляции в конфликте.
Промежуточная аттестация
Всего
10
2
6
ОК.04,
ОК.06,
ПК.2.1
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.5
4
2
36
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология
общения» должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет
«Педагогики и психологии».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
флип-чарт;
Технические средства обучения:
компьютерная техника,
мультимедийное оборудование.
3.2.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.
П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. – изд-е. 3-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2018.
3. Рогов Е.И. Психология общения. М., Владос, 2015.
1.2.2. Электронные ресурсы:
2. http://www.orator.ru Практическая психология общения
3. http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_02c.shtml
Психологический
центр
«Адалин»/
Психологическое Айкидо, Михаил Литвак
4. http://syntone.ru/library/books/content/2367.html Психология и этика делового общения
(Сайт психологического объединения Синтон)
5. http://www.psyarticles.ru/view_cat.php?cat=3 Психология общения
6. http://www.knigafund.ru/books Книги по психологии общения
7. http://www.psyznaiyka.net Социальная психология общения, конфликтология (статьи)
8. http://www.sunhome.ru/psychology Психология общения, культура общения, правила
общения с ребенком, деловое общение и т.д. (статьи)
9. http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии
10. http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал
11. http://www.psychology.su/ Журнал «Психология»
12. http://psyjournals.ru/ Портал Психологических периодических изданий
13. http://www.knigafund.ru/tags/176 Электронная библиотека (книги по психологии общения)
1.2.2. Дополнительные источники:
1. Волкова А.И. Психология общения. Учебник для психолого-педагогических
специальностей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.:
Питер, 2013.
3. Коноваленко М.Ю. Психология общения. Учебник для СПО. М:, Юрайт, 2016.
4. Корягина Н.А. Психология общения. Учебник и практикум для СПО. М:, Юрайт,
2016.
5. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. М.: Гном, 2012.
7
6. Панфилова М.А. Психология общения: Учебник. – М.: Академия, 2017.
7. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для СПО. – М.:
Академия, 2014.
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
4.1. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
практических занятий, оценки индивидуальных проектов, игрового моделирования
ситуаций общения, проверочных работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается дифференцированным зачетом.
Результаты обучения
В
результате
изучения
обязательной
части
цикла
обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности
организовывать
работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
Критерии оценки
планирует
профессиональную
деятельность
учителя
начальных классов с учетом
техник
и
приемов
эффективного общения;
прогнозирует результаты
применения
различных
техник
и
приемов
эффективного общения в
профессиональной
педагогической
деятельности;
моделирует
педагогические ситуаций с
применением
техник
и
приемов
эффективного
общения;
распознавать
формы замечает
действия
обращения обучающихся с ребенка, направленные на
сохранным развитием и ОВЗ к взаимодействие с педагогом;
учителю
в
процессе
внеурочной деятельности и
распознавать
за
ними
серьезные личные проблемы;
общаться с обучающимися с предвидит
возможные
сохранным
развитием
и трудности
в
ограниченными
профессиональном общении;
возможностями
здоровья, выбирает приемы общения
признавать их достоинство, в
соответствии
с
понимая и принимая их
особенностями ребенка;
Методы оценки
экспертиза
деятельности на
практических занятиях
решение ситуационных
задач
практическая работа
рефлексивная задача
определять
и
выстраивать планирует использование
траектории профессионального в педагогическом процессе
развития и самообразования
приемов
саморегуляции
поведения
в
процессе
8
использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения
В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
цели,
функции,
виды,
структуру общения
взаимосвязь
общения
и
деятельности
роли и ролевые ожидания в
общении
механизмы взаимопонимания в
общении
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения
этические принципы общения
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов
межличностного общения;
владеет
приемами
саморегуляции в процессе
межличностного общения.
описывает цели, функции,
структуру, виды общения
раскрывает
взаимосвязь
общения и деятельности в
педагогическом процессе;
формулирует
понятия
«роли»
и
«ролевые
ожидания» в общении;
раскрывает
содержание
«роли»
и
«ролевых
ожиданий» в общении;
раскрывает
содержание
механизмов
взаимопонимания в общении;
понимает суть механизмов
социальной перцепции и
строит
профессиональную
деятельность с их учетом;
перечисляет
основные
техники и приемы общения,
раскрывает
суть
и
обосновывает необходимость
соблюдения
правила
слушания,
описывает и применяет
технологии
слушания,
ведения беседы, убеждения;
формулирует
этические
принципы
общения,
раскрывает их суть и связь с
педагогической
деятельностью
излагает
теоретические
основы (источники, причины,
виды и способы разрешения)
психологии конфликта,
формулирует
понятия
«конфликт»,
раскрывает
специфику
разрешения конфликтов в
профессиональной
деятельности
устный опрос
устный опрос
устный опрос
практическая работа
выступление
сообщением
с
практическая работа
устный опрос
тестирование
решение ситуационных
задач
9