3. ОГСЭ.03 Психология общения

Приложение 3.18
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 03. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Разработчик:
Новолоцкая Дарья Дмитриевна,
преподаватель

2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1.

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 «Психология общения» является обязательной частью
Общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании.
Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании».
1.2.

Код ПК,
ОК
ОК.03,
ОК.04
ОК.06
ПК.2.1
ПК.3.5
ПК.3.2
ПК.3.4,
ПК.3.5

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Умения

Знания

 применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
 организовывать
работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности;
 распознавать
формы
обращения обучающихся с
сохранным развитием и ОВЗ к
учителю
в
процессе
внеурочной деятельности и
распознавать
за
ними
серьезные личные проблемы;
 общаться с обучающимися с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья,
признавать их достоинство,
понимая и принимая их;
 определять
и
выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования
 использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения

 цели, функции, виды, структуру
общения;
 взаимосвязь общения и деятельности;
 роли и ролевые ожидания в общении;
 виды социальных взаимодействий;
 механизмы
взаимопонимания
в
общении;
 техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
 этические принципы общения;
 значимость
профессиональной
деятельности
учителя
начальных
классов и учителя начальных классов
компенсирующего и коррекционноразвивающего обучения
 источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Учитель
Учитель
начальных
начальных
классов и
классов и
начальных
начальных
классов
Вид учебной работы
классов
компенсирующего
компенсирующего
и коррекционнои коррекционноразвивающего
развивающего
образования с
образования
дополнительной
подготовкой
Объем образовательной программы
36
в том числе:
теоретическое обучение

18

практические занятия

16

Промежуточная аттестация

2

4

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины:

Объем в
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем
часах
Раздел 1. Психологический анализ общения
24
Тема 1.1
Содержание учебного материала. Место общения в жизни общества. Понятие общения, цели,
Понятие
об виды, типы, структура и функции. Взаимосвязь общения и деятельности. Роль общения в
6
общении
педагогической деятельности.
В том числе, практических занятий:
2
Практическое занятие 1.
Самооценка развития коммуникативных умений.
Тема 1.2
Содержание учебного материала. Общение как коммуникация. Понятие коммуникативных
Общение
как барьеров. Воздействие в процессе коммуникации. Авторитарная и диалогическая
6
коммуникация
коммуникация. Невербальные средства общения. Особенности вербального общения.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 2.
Невербальные средства коммуникации в процессе педагогического общения.
4
Практическое занятие 3.
Приемы преодоления коммуникативных барьеров.
Тема 1.3
Содержание учебного материала. Механизмы межличностного восприятия: идентификация,
Механизмы
эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Социальный стереотип. Роль эффектов
4
взаимопонимания межличностного восприятия в деятельности педагога.
в общении
В том числе, практических занятий:
2
Практическое занятие 4.
Использование механизмов социальной перцепции в общении
Тема 1.4
Содержание учебного материала. Роли и ролевые ожидания в общении. Природа, структура
Общение
как и типы социального взаимодействия. Техники и приемы общения. Правила слушания, ведения
8
социальное
беседы, убеждения.
взаимодействие
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 5.
Приемы установления контакта. Приемы поддержания контакта. Приемы выхода из контакта.
4
Практическое занятие 6.
Технологии высказывания. Технологии слушания.

Коды
компетенций
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.4
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.4,
ПК.3.5
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.5
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.5

5

Практическое занятие 7.
Технология ведения беседы.
Раздел 2. Оптимизация процесса общения
Тема
2.1. Содержание учебного материала.
Этические
Этические принципы общения. Этика и культура педагогического общения.
принципы
общения
Тема
2.2. Содержание учебного материала.
Общение
в Источники, причины, виды конфликтов. Принципы управления и способы разрешения
конфликте
конфликта. Саморегуляция в конфликте.
В том числе практических занятий:
Практическое занятие 8.
Анализ и решение конфликтных ситуаций.
Практическое занятие 9.
Оценка уровня конфликтности. Тренинг саморегуляции в конфликте.
Промежуточная аттестация
Всего

10
2

6

ОК.04,
ОК.06,
ПК.2.1
ОК.03,
ОК.04,
ПК.2.1,
ПК.3.2,
ПК.3.5

4
2
36

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология
общения» должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет
«Педагогики и психологии».
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 флип-чарт;
Технические средства обучения:
 компьютерная техника,
 мультимедийное оборудование.
3.2.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.
П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. – изд-е. 3-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2018.
3. Рогов Е.И. Психология общения. М., Владос, 2015.
1.2.2. Электронные ресурсы:
2. http://www.orator.ru Практическая психология общения
3. http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_02c.shtml
Психологический
центр
«Адалин»/
Психологическое Айкидо, Михаил Литвак
4. http://syntone.ru/library/books/content/2367.html Психология и этика делового общения
(Сайт психологического объединения Синтон)
5. http://www.psyarticles.ru/view_cat.php?cat=3 Психология общения
6. http://www.knigafund.ru/books Книги по психологии общения
7. http://www.psyznaiyka.net Социальная психология общения, конфликтология (статьи)
8. http://www.sunhome.ru/psychology Психология общения, культура общения, правила
общения с ребенком, деловое общение и т.д. (статьи)
9. http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии
10. http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал
11. http://www.psychology.su/ Журнал «Психология»
12. http://psyjournals.ru/ Портал Психологических периодических изданий
13. http://www.knigafund.ru/tags/176 Электронная библиотека (книги по психологии общения)

1.2.2. Дополнительные источники:
1. Волкова А.И. Психология общения. Учебник для психолого-педагогических
специальностей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.:
Питер, 2013.
3. Коноваленко М.Ю. Психология общения. Учебник для СПО. М:, Юрайт, 2016.
4. Корягина Н.А. Психология общения. Учебник и практикум для СПО. М:, Юрайт,
2016.
5. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. М.: Гном, 2012.
7

6. Панфилова М.А. Психология общения: Учебник. – М.: Академия, 2017.
7. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для СПО. – М.:
Академия, 2014.
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
4.1. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
практических занятий, оценки индивидуальных проектов, игрового моделирования
ситуаций общения, проверочных работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается дифференцированным зачетом.
Результаты обучения
В
результате
изучения
обязательной
части
цикла
обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности
организовывать
работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности

Критерии оценки

 планирует
профессиональную
деятельность
учителя
начальных классов с учетом
техник
и
приемов
эффективного общения;
 прогнозирует результаты
применения
различных
техник
и
приемов
эффективного общения в
профессиональной
педагогической
деятельности;
 моделирует
педагогические ситуаций с
применением
техник
и
приемов
эффективного
общения;
распознавать
формы  замечает
действия
обращения обучающихся с ребенка, направленные на
сохранным развитием и ОВЗ к взаимодействие с педагогом;
учителю
в
процессе
внеурочной деятельности и
распознавать
за
ними
серьезные личные проблемы;
общаться с обучающимися с  предвидит
возможные
сохранным
развитием
и трудности
в
ограниченными
профессиональном общении;
возможностями
здоровья,  выбирает приемы общения
признавать их достоинство, в
соответствии
с
понимая и принимая их
особенностями ребенка;

Методы оценки

экспертиза
деятельности на
практических занятиях
решение ситуационных
задач
практическая работа
рефлексивная задача

определять
и
выстраивать  планирует использование
траектории профессионального в педагогическом процессе
развития и самообразования
приемов
саморегуляции
поведения
в
процессе
8

использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения
В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
цели,
функции,
виды,
структуру общения
взаимосвязь
общения
и
деятельности
роли и ролевые ожидания в
общении

механизмы взаимопонимания в
общении

техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения

этические принципы общения

источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов

межличностного общения;
 владеет
приемами
саморегуляции в процессе
межличностного общения.

 описывает цели, функции,
структуру, виды общения
 раскрывает
взаимосвязь
общения и деятельности в
педагогическом процессе;
 формулирует
понятия
«роли»
и
«ролевые
ожидания» в общении;
 раскрывает
содержание
«роли»
и
«ролевых
ожиданий» в общении;
 раскрывает
содержание
механизмов
взаимопонимания в общении;
 понимает суть механизмов
социальной перцепции и
строит
профессиональную
деятельность с их учетом;
 перечисляет
основные
техники и приемы общения,
 раскрывает
суть
и
обосновывает необходимость
соблюдения
правила
слушания,
 описывает и применяет
технологии
слушания,
ведения беседы, убеждения;
 формулирует
этические
принципы
общения,
раскрывает их суть и связь с
педагогической
деятельностью
 излагает
теоретические
основы (источники, причины,
виды и способы разрешения)
психологии конфликта,
 формулирует
понятия
«конфликт»,
 раскрывает
специфику
разрешения конфликтов в
профессиональной
деятельности

устный опрос
устный опрос
устный опрос

практическая работа

выступление
сообщением

с

практическая работа

устный опрос

тестирование
решение ситуационных
задач

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».