2. ОГСЭ.02 История

Приложение 3.17
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Разработчик:
Семка Татьяна Леонидовна,
преподаватель

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

3

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИС-

12

ЦИПЛИНЫ

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании».
Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ОК 10

Умения

Знания

- ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
- составить план действия;
- определить необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
- реализовать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
- грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических,
политических и культурных проблем
- определять задачи для поиска

- актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
- основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
- алгоритм выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
- особенности социального и культурного контекста;
- правила оформления документов и
построения устных сообщений.
- номенклатура
информационных
источников применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов
поиска информации
- психологические основы деятельности коллектива;
- психологические
особенности
личности;
- основы проектной деятельности.
- основные направления развития
ключевых регионов мира на рубе-

3

-

-

-

-

-

-

информации; определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска.
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности.
описывать значимость профессии
учитель начальных классов и
начальных классов компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования.
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
применять средства информационных технологий для решения
профессиональных задач; использовать современное программное
обеспечение
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные
темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы;
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности;
кратко обосновывать и объяснить
свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

4

же веков (XX и XXI вв.)
- современные средства и устройства информатизации;
- порядок их применения и программное обеспечение
- в профессиональной деятельности
- сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX в.
начале XXI в.
- правила построения простых и
сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
- лексический минимум, относящейся к описанию предметов, средств
и процессов профессиональной деятельности;
- особенности произношения;
- правила чтения текстов профессиональной направленности.
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих
государств и регионов мира
- назначение ООН, НАТО, ЕС и
других организаций и основные
направления их деятельности
- о роли науки, культуры и религии
в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального
значения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем часов
Учитель начальУчитель начальных классов и
ных классов и
начальных класначальных классов
сов
компенсирующего
компенсирующего
коррекционнокоррекционноразвивающего
развивающего
образования с дообразования
полнительной
подготовкой

Вид учебной работы

Объем образовательной программы

72

-

теоретическое обучение

30

-

практические занятия

30

-

Промежуточная аттестация - экзамен

12

-

в том числе:

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы
Раздел 1. Мир в первой половине XX в.

Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных
Введение.
Россия и мир в но- этапов становления современного мира. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на
развитие стран в XX - начало XXI в. Понятие глобализация и формы ее проявления в современном
вейшее время
мире.
Тема 1.1 Ис- Содержание учебного материала
торические пробле- Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи
мы первой полови- Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии.
Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Складывание двух
ны XX века.
противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.
Первая мировая война (основные фронты, итоги). Участие России в мировой войне. Война и общество
(Европа, Россия)
Практические занятия
Россия в годы революций и гражданской войны. Модернизация экономики в 30-е гг.
Собрать материал об одном из промышленных предприятий своего региона, созданных в годы первых
пятилеток. Подготовить сообщение с презентацией: осветите историю строительства и работы предприятия, значение выпускаемой продукции для нашей страны, деятельность известных работников,
судьбу предприятия в наше время.
Тема 1.2 Политиче- Содержание учебного материала
ское и социально - Версальская система и Вашингтонские соглашения. Условия договора Правовые ограничения.
экономическое раз- Послевоенный кризис Запада. Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Путь
витие ведущих компромиссов и реформ в странах Западной Европы и США Малые страны перед необходимостью
стран мира в 20-е - ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма.
Триумфальное шествие авторитарных режимов
30-е годы.
Тема 1.3 Вторая ми- Содержание учебного материала
Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политировая война.
ки. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт
Молотова—Риббентропа. Причины и ход. Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных
отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные
действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Образование ООН. Возникновение биполярного мира.
Практические занятия
Темы для дискуссии

6

Формируемые общие и
Объем
профессиональные комчасов
петенции
ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07
ОК 02
ОК 05
1
ОК 06

2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
3

1

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

4

ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07

3

ОК 02
ОК 04

1)
Исторический опыт: Причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2) Итоги и уроки второй мировой войны.
3) Почему и в каком направлении эволюционировал сталинский режим в различные периоды
войны?
Раздел 2. Мир во второй половине XX- начала XIX вв.
Содержание учебного материала
Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага.
Тема 2.1 Послевоен- Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные
ное мирное урегу- блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамлирование в Европе. ках «холодной войны». Крах биполярного мира.
Основные этапы Практическая работа.
«холодной войны». Семинар Военно - политические кризисы периода»холодной войны»
Тема 2.2 СССР во Содержание учебного материала
второй половине XX СССР в послевоенное десятилетие, «апогей сталинизма», СССР в 50-е - 60-е годы, «Хрущевская оттев.
пель», проблемы социально-экономического и политического развития СССР в середине 60-х - 80-е
годы, системный кризис, реформистские и контрреформистские тенденции в политической жизни
страны, экономическая реформа 1965 г., события «пражской весны» 1968 г., правозащитное движение, создание предпосылок для перехода к реформаторскому курсу,
Практическая работа.
Повседневная жизнь советских людей в 50-80-х гг. XX в. : жилье, обстановка и бытовая техника;
стиль и мода; досуг и отдых ( групповая работа)
Содержание учебного материала
Причины реформ М.С. Горбачева. Содержание перестройки. Движущие силы. Готовность общества к
Тема 2.3 Перестрой- переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Советская
ка в СССР и распад культура в годы перестройки. Новые ориентиры. Литература. Наука. Роль СМИ. «Новое мышление».
советского лагеря СССР в системе международных отношений в 80 - 90-е годы ХХ века.
Тема 2.4 Россия на Содержание учебного материала
рубеже XX-XXI вв. Процесс становления нового строя в России. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 19921998гг. Криминализация жизни. Конституционный кризис 1993г. Развитие политической системы.
России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества. Президентство Б.Н.Ельцин. Президенты
В.В.Путин и Д.А.Медведев. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.
Экономическая политика. Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения.
Развития политической системы. Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом. Изучение основных направлений во
внешней политике в конце XX - начале XXI вв.
Практическая работа

7

ОК 05
ОК 06

1

2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

3

2

2

3

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Семинар «Россия - локальная цивилизация. Россия и эпоха глобализации. Что теряем и что приобретаем. Место России в мире»
Эссе «Была ли возможность сохранить СССР в начале 90-х годов XX в.?» Обоснуйте свой ответ.
Тема 2.5 Ведущие Содержание учебного материала
капиталистически е Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира. США: мессианство и «экспорт демокрастраны.
тии». Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда развитию. Япония, Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе. Политическая и экономическая интеграция в 2000-е
годы. ВТО, СНГ, ЕС и др. Цель, назначение, участники. Роль и положение ООН. Место в них Российской Федерации..
Практическая работа:
Составьте схему «Этапы интеграции в Западной Европе, в ней отразите: даты принятия документов,
организации союзов, страны-участники, результаты деятельности. Из полученных данных сделайте
выводы о значении интеграционных процессов.
Выявление региональных и межрегиональных объединений, определение их принципов, целей и задач деятельности
Тема 2.6 Страны Содержание учебного материала
Восточной Европы Складывание и развитие мировой системы социализма. Пути социалистического строительства. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе. Страны Восточной Европе в современном
мире.
Практическая работа.
Взаимоотношения стран Восточной Европы и России

Тема 2.7.
Страны Азии, Африки и Латинской
Америки

Содержание учебного материала
Политическая карта мира и место на ней стран азиатского, африканского и латиноамериканского региона. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией.
Характеристика конфликтов в Африке. Эскалация вооруженного конфликта в Судане. Урегулирование конфликтов в Африке. Современные проблемы латиноамериканского региона.
Практическая работа
Проблема «Север-Юг»: на пути к новому мировому порядку.
Тема 2.8 Междуна- Содержание учебного материала
родные отношения Военно-политические блоки. Причины, участники, хронология, локализация современных локальных,
и региональные национальных, региональных, межгосударственных конфликтов. Пути преодоления современных
конфликтов. Отношение стран мира к конфликтам. Роль международных организаций.
конфликты
Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Российской Федерации.
Причины и участники. Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их
преодоления. Минские соглашения. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Переворот 2014 г. на

8

1

ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07

3

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2

ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07

2

2

2
6

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Украине. Украинский неонацизм. Возрождение нацизма. Фальсификация истории. Противодействие
стратегии Запада в отношении России. Отношения с Западом в начале XXI века. Давление на Россию
со стороны США. Вхождение в состав РФ новых субъектов: ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской
областей.
Практическая работа
Обсуждение основных региональных конфликтов в современном мире. Выявление вооруженных
конфликтов на постсоветском пространстве, определение их причин и сущности
3
Подготовить тезисы статьи, в которой будет представлен анализ и даны предложения по решению
одной из важных проблем, стоящих перед современной Россией или мировым сообществом.
Раздел 3. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Роль науки и куль- Наука как показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного
туры в обществе развития государства. Функции науки в жизни общества Наука и политическая сфера. Роль культуры
в обществе. Функции культуры. Проблемы взаимоотношений культур: культурный этноцентризм,
культурный релятивизм, культурная интеграция. Социальные ценности и социальные нормы общества. Кризисные явления и противоречия в сфере духовной жизни.
Практические занятия
Выявление проблем взаимоотношений культур, определение путей их решения.
Тема 3.2 Роль рели- Содержание учебного материала
гии в современном Диалог религии с миром. Формы социальной активности религий. Кризис СССР и стран Восточной
Европы и религия. Диалог религий. Религия и наука. Религия и политика. Религия и искусство. Релиобществе
гия и экономика. Религия и образование.
Практические занятия
Семинар на тему «Религиозная терпимость в обществе: миф или реальность»

Экзамен

2

3

2
2
12
60+12

Всего:

9

ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 07

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины предусмотрен учебный кабинет «Гуманитарных и социальных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
интерактивная доска
Комплект учебно-наглядных пособий:
атлас мира
контурные карты
карта мира
Комплект электронных пособий:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература:

1. Сахаров А.Н. История. Конец ХГК — начало XXI века: учебник для 10—11 классов
общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 2 / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. - Москва : Русское слово, 2022. - 448 с. - ISBN 9785533-02305-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/389199/reading). - Текст: электронный.
Дополнительная литература:
1. Гайдар Е.Т Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории Е.Т. Гайдар.–
М.:2005.
2. Геллнер Э. Нации и национализм /Э. Геллнер. – М.:2006.
3. Ильин И. Почему мы верим в Россию. – М.:2006.
4. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.:2006.
5. Лебедева М.И. Мировая политика. - М., 2007
6. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Е.С. История международных отношений и
внешней политики России. 1648-2004 – М., 2006
7. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. М., 2005.
8. Портер М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать. М., 2005.
9. Сидорина Т. Национализм. Теории и политическая история. – М.:2006.
10. Системная история международных отношений. Т.2 События 1945-2003. – М., 2006
11. Фишер П. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы // Вопросы статистики, 2005. №9. С.26–33.
12. Экономическое развитие современной России / Под ред. Н.В. Яремчука. М., 2005.
13. Баскакова М. Японская экономическая модель // МЭМО, 2004. №1. С.98–106.
14. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. – М.: 2004.
15. Дружинин Н.Л. Япония: Экономическое чудо. СПб, 2003.
16. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. –
М., 2003
17. Современные международные отношения. Под ред. А.В.Торкунова. – М., 2004
18. Хокен П., Ловинс Э., Ловинс Х. Естественный капитализм. Грядущая промышленная революция. М., 2002.
Образовательные ресурсы сети Интернет
История
Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» // http://his.1september.ru
Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала //
http://historydoc.edu.ru

10

Отечественная история
Аллея славы // http://glory.rin.ru
Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев // http://www.19411945.ru
Виртуальный музей декабристов // http://decemb.hobby.ru
Герои страны: патриотический интернет-проект // http://www.warheroes.ru
Династия Романовых// http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
Интернет-проект «1812 год» // http://www.museum.ru/museum/1812/
История России с древнейших времен до наших дней //
Исторические источники в Интернете – http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm
Ленинград. Блокада. Подвиг // http://blokada.otrok.ru
Наша Победа. День за днем // http://www.9may.ru
Образование Киевской Руси // http://oldru.narod.ru
Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России //
http://lants.tellur.ru/history/
Правители России и Советского Союза // http://www.praviteli.org
Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» // http://www.pobediteli.ru
Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал // http://www.istrodina.com
Русский биографический словарь // http://www.rulex.ru
Советский Союз: сборник статей, рассказов, воспоминаний и документов //
http://soyuzssr.narod.ru
Старые газеты: история СССР, войны и предвоенного периода // http://www.oldgazette.ru
Страницы русской истории в живописи: картинная галерея Александра Петрова // http://artrus.narod.ru
Этнография народов России // http://www.ethnos.nw.ru
Всемирная история
Historic.Ru: Всемирная история // http://www.historic.ru
Биография. Ру: биографии исторических личностей // http://www.biografia.ru
Великая французская революция // http://liberte.newmail.ru
Всемирная история в лицах // http://rulers.narod.ru
Всемирная история: единое научно-образовательное пространство // http://www.worldhist.ru
Всемирная история: сайт Д. Гришина // http://www.world-history.ru
Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова // http://hist1.narod.ru
Вторая мировая война: каталог ресурсов // http://www.1939-1945.net
Древняя Греция: история, искусство, мифология // http://www.ellada.spb.ru
История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса //
http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима // http://www.ancientrome.ru
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова // http://lessonhistory.narod.ru
Холодная война: история и персоналии // http://www.coldwar.ru
ХРОНОС — Всемирная история в Интернете // http://www.hrono.ru
Электронные источники:
1.http://www.histerl.ru/ «История России». На сайте – полный курс лекций по истории России и
краткий курс истории России (для школьников) с древнейших времен до наших дней.
2.http://hiztory.ru/ Иллюстрированная энциклопедия Отечественной истории.
3.http://ote4estvo.ru/ «Отечество.ру». История России: «Знай, прошлое, живи настоящим, думай о
будущем».
4.http://www.oldgazette.ru/ Проект «Старые газеты» – электронные версии советских газет 30-50-х
годов 20 века. Рассказы о жизни советских людей, занимательные истории в совершенно конкретных лицах и фактах.
5.http://statehistory.ru/ «История государства».
6.http://www.praviteli.org/ «Правители России и Советского Союза».

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных проектов, докладов и т.п. Обучение по
учебной дисциплине «История» завершается экзаменом.

Результаты обучения
Личностные результаты

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- выполнение индивидуальных и групповых исследовательских проектов
- выполнение практико-ориентированных заданий профессиональной направленности
- описание ситуаций
- собеседование
- ролевая игра
- портфолио, дневник участия в социально значимой и
профессиональной деятельности

Метапредметные результаты
выполнение индивидуальных и групповых исследовательских проектов
- семинар
- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
- собеседование
- ролевая игра
- оценка аналитической работы с информацией, текстом
- публичное выступление на конференции, семинаре
- практикоориентированные задания интегрированного
характера
-

Предметные результаты
сообщение / доклад учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса
- решение исторических задач (определение исторических фактов и событий)
- тестовые задания
- дидактические карточки
- коллективное заполнение обобщающей таблицы
- скоростном ответе» (блиц-ответ)
- доклад на заданную тему
- аналитическая работа с историческими источниками.
-

Общие компетенции

экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
оценивание выполнения индивидуальных и групповых
заданий;
- письменные работы проблемного характера
-

Вопросы к экзамену по курсу «История»
1. Раскройте понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории.
2. Охарактеризуйте основные исторические проблемы первой половины XX века.
3. Дайте оценку политическому и социально - экономическому развитию ведущих стран
12

мира в 20- е - 30 - е годы XX века.
4. Раскройте причины, основные события, последствия Второй мировой войны.
5. Раскройте причины, основные военные события Великой Отечественной войны.
6. Оцените роль тыла и стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной
войны.
7. Укажите сущность, последствия, проявления «холодной войны» в современном мире.
8. Охарактеризуйте внешнеполитический курс Советского государства в послевоенный
период (1945-1964).
9. Охарактеризуйте внутриполитический курс Советского государства в послевоенный
период.
10. Раскройте сущность эпохи «застоя» и феномена геронтократии в Советском государстве.
11. Раскройте проблемы социально - экономического и политического развития СССР в
середине 60-80-х г.г.
12. Дайте характеристику внутреннему и внешнеполитическому курсу СССР в период
перестройки.
13. Назовите причины, сущность и последствия распада СССР.
14. Охарактеризуйте становление новой России (1992 - 1999 г.г.)
15. Политические и экономические приоритеты России в XXI веке.
16. Раскройте значение принятия Конституции России в 1993 году.
17. Дайте характеристику России в начале XXI века: вызовы времени и задачи модернизации.
18. Назовите особенности формирования российской многопартийности и строительства
гражданского общества.
19. Охарактеризуйте основные направления внутренней и внешней политики президенства В.В. Путина.
20. Дайте оценку центробежным и партнёрским тенденциям в СНГ.
21. Назовите причины начала СВО.
22. Религия, наука и культура России в конце XX начале XXI веков.
23. Оцените историческое значение и последствия Минских соглашений.
24. Оцените историческое значение вхождения в состав Российской Федерации новых
субъектов - Крыма и Севастополя.
25. Оцените историческое значение вхождения в состав Российской Федерации новых
субъектов - ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.
26. Укажите причины внесения поправокбббб в Конституцию Российской Федерации в
2020 году. Охарактеризуйте содержание поправок к Конституции.
27. Укажите причины и раскройте процесс распада СССР: Беловежские и Алма - Атинские соглашения.
28. Приведите примеры экономической и политической интеграции в рамках СНГ.
29. Раскройте основные тенденции развития Российской Федерации в 1992-2023 г.г.
30. Оцените значение вхождения Крыма в состав России и реализации инфраструктурных проектов в Крыму (Строительство Крымского моста, трассы «Таврида»)
31. Раскройте значение реализации национальных проектов.
32. Охарактеризуйте основные принципы и направления государственной социальной
политики (Реформы образования, культуры и науки, здравоохранения, пенсионная реформа).
13

№
1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Критерии оценки:
Показатели оценки
понимание значимости России в мировых политических и социальноэкономических
процессах XX - начала XXI века
знание достижений страны и ее народа
умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научнотехнологических успехов, освоения космоса;
понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР (России);
знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн,
исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое,
политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;
умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и
его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную
точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов;
систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом
в XX - начале XXI века;
умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные
исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и
различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI
века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для
решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической действительности;
умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран
XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных ис14

12.

13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.

точниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и
представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов
России;
умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при
защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
умений поиска информации в источниках различного типа
Правильность ответа на дополнительные вопросы
Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Культура устной речи студента, умение вести диалог и дискутировать

Критерии оценивания ответа на проблемный вопрос
1. Содержательность, полнота и конкретность освещения темы 0-3 балла
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование
теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов
0-3 балла
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение. (доклад, ответы на проблемные вопросы )
0- 3 балла
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п.,
правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией
0- 3 балла
12 баллов
Отметка «5» - высокий уровень
9-11 баллов
5-8 баллов
Менее 5 баллов

Отметка «4» - повышенный уровень
Отметка «3» - базовый уровень
Отметка «2»

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».