Приложение 3.28
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Возрастная психология»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Педагогическая психология»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.07 Возрастная психология» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ОК
Дисциплинарные результаты
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Умения
Знания
распознавать задачу и/или проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для
решения
задачи
и/или
проблемы;
составлять
план
действия;
определять необходимые ресурсы;
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
проектировать процесс обучения с
учетом
индивидуальных
особенностей обучающихся;
определять педагогические цели,
задачи и планируемые результаты
организации
внеурочной
деятельности в избранной области с
учетом возраста обучающихся;
составлять рабочую программу,
планы,
сценарии
внеурочных
занятий с учетом деятельностного
основные закономерности
возрастного развития, стадии и
кризисы развития ребенка
младшего школьного возраста,
социализации личности,
индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также
основы их психодиагностики;
разработка программ внеурочной
деятельности на основе требований
ФГОС, на основе примерной
образовательной программы и
примерных программ внеурочной
деятельности с учетом интересов
обучающихся и их родителей
(законных представителей)
способы защиты достоинства и
интересов обучающихся,
оказавшихся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных
условиях;
особенности адаптации
обучающихся к условиям
начального общего образования;
подхода, особенностей избранной
области деятельности, возраста
обучающихся и в соответствии с
санитарногигиеническими
нормами;
находить
ценностный
аспект возрастные особенности
учебного знания и информации, обучающихся на ступени
обеспечивать его понимание и начального общего образования;
переживание
обучающимися
проектирование
ситуаций
и
событий,
развивающих
эмоционально-ценностную сферу
ребенка;
проявлять толерантное отношение к
представителям
разных
мировоззрений
и
культурных
традиций;
формулировать цели и задачи
воспитания классного коллектива и
отдельных обучающихся с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей;
взаимодействовать
с
другими
специалистами в рамках психологомедико-педагогического
консилиума
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Возрастная психология
Тема 1.1.
Содержание
Закономерности
1. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные теории психического
психического
развития. Факторы развития психики ребенка. Закономерности возрастного развития.
развития человека
2. Возрастная периодизация психического развития. Критерии периодизации.
как субъекта
3. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. Проблемы возрастных
деятельности
кризисов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Письменная работа «Возрастная периодизация психического
развития».
Практическое занятие 2. Зона ближайшего развития – составление рекомендаций для
учителя начальных классов.
Практическое занятие 3. Сравнительный анализ теорий психического развития
(психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология)
Практическое занятие 4. Основы организации психолого-педагогической помощи
школьникам в преодолении возрастных кризисов. Учет сенситивных периодов в
развитии при обучении.
Тема 1.2.
Содержание
Возрастные
1. Младенчество. Новорожденность. Когнитивное, эмоциональное и двигательное
особенности
развитие на первом году жизни.
психического
2. Раннее детство. Дошкольный возраст: развитие психических функций и личности.
развития человека.
Готовность к школьному обучению.
Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
36/18
16/10
2
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 01, ПК1.2, ПК 2.1,
ПК 3.1.
2
2
10
2
4
2
2
20/8
1
2
ОК 01, ПК1.2, ПК 2.1,
ПК 3.1.
3. Младший школьный возраст: развитие познавательной сферы и личности. Учебная
деятельность младшего школьника.
4. Психология подростка: психофизиологическое развитие, личность и
интеллектуальная сфера.
5. Ранняя юность. Психологические особенности старшеклассников.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Составление рекомендаций для родителей «кризис 3-х лет»,
«кризис 7 лет» «подростковый кризис 11-12 лет».
Практическое занятие 6. Решение психолого-педагогических задач.
Промежуточная аттестация
Всего:
7
1
1
8
4
4
2
36/18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1 образовательной
программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов /
А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. —
317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02105-9. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491042 (дата
обращения: 12.08.2022).
2. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии: учебник для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6288-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490180 (дата обращения: 12.08.2022).
3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для
учреждений СПО: ЭУМК. – Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 496 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Обухова,
Л. Ф. Возрастная
психология:
учебник
для
среднего
профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. —
460 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00646-9. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/511989 (дата обращения: 11.07.2023).
2.
Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов /
Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
227 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04322-8. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514497 (дата
обращения: 11.07.2023).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
распознавать задачу и/или
проблему
в профессиональном и/или
социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
проектировать процесс обучения с
учетом индивидуальных
особенностей обучающихся;
определять педагогические цели,
задачи и планируемые результаты
организации внеурочной
деятельности в избранной области
с учетом возраста обучающихся;
составлять рабочую программу,
планы, сценарии внеурочных
занятий с учетом деятельностного
подхода, особенностей избранной
области деятельности, возраста
обучающихся и в соответствии с
санитарно- гигиеническими
нормами;
находить ценностный аспект
учебного знания и информации,
обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися
проектирование ситуаций и
событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу
ребенка;
проявлять толерантное отношение
к представителям разных
мировоззрений и культурных
традиций;
формулировать цели и задачи
воспитания классного коллектива
и отдельных обучающихся с
Критерии оценки
Методы оценки
Умение решать
педагогические и
психологические задачи;
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Умение выявлять и
применять индивидуальные
и типологические
особенности обучающихся;
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Владение современными
психолого-педагогическими
технологиями;
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Экспертное
наблюдение
за ходом
выполнения
практической
работы
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности
и навыков
получения нового
знания каждым
обучающимся
Оценка ответов
в
устной/письменной
форме;
Зачет
учетом возрастных и
индивидуальных особенностей;
взаимодействовать с другими
специалистами в рамках
психолого-медикопедагогического консилиума;
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
основные закономерности
возрастного развития, стадии и
кризисы развития ребенка
младшего школьного возраста,
социализации личности,
индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни,
их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики;
разработка программ внеурочной
деятельности на основе
требований ФГОС, на основе
примерной образовательной
программы и примерных
программ внеурочной
деятельности с учетом интересов
обучающихся и их родителей
(законных представителей)
способы защиты достоинства и
интересов обучающихся,
оказавшихся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных
условиях;
особенности адаптации
обучающихся к условиям
начального общего образования;
возрастные особенности
обучающихся на ступени
начального общего образования;
Знание психологии как
науки;
Знание взаимосвязи
психологии с другими
науками
Знание основ психологии
личности
Знание закономерностей
психического развития
человека как субъекта
образовательного процесса
Знать возрастную
периодизацию
Знать возрастные, половые,
типологические и
индивидуальные
особенности обучающихся
Знать особенности общения
и поведения в школьном и
дошкольном возрасте
Знать особенности
групповой динамики
обучающихся
Знать понятия, причины,
психологические основы
предупреждения и
коррекции школьной
дезадаптации;
Знать причины девиантного
поведения
Знать основы психологии
творчества
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности
и навыков
получения нового
знания каждым
обучающимся
Оценка ответов
в
устной/письменной
форме
Зачет