Приложение 3.30
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.10 Основы обучения лиц с особыми образовательными
потребностями» является обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-П в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
применять формы, методы и средства
организации
учебной
и
воспитательной
деятельности
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями в
условиях инклюзивного образования;
принципы
организации
образовательной
деятельности
в
условиях
включения
в
образовательный
процесс
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями;
учитывать
особенности
психофизического
развития
обучающихся
с
ООП
при
организации индивидуальной работы
с обучающимися;
учитывать особенности социального
статуса детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации при организации
индивидуальной
работы
с
обучающимися;
разрабатывать
индивидуальные
образовательные
траектории
различных категорий обучающихся с
особыми
образовательными
потребностями на разных этапах
социализации.
использовать
и
апробировать
специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательной
процесс всех обучающихся, в том
числе
с
ООП,
обучающиеся
проявивших
выдающихся
способности, обучающихся, для
которых русский язык не является
родным, обучающихся с ОВЗ
основы
оказания
коррекционноразвивающей и социально-психологопедагогической помощи обучающимся
с
особыми
образовательными
потребностями;
содержание
понятия
«особые
образовательные
потребности»,
основные
причины
нарушений
развития и поведения детей;
требования ФГОС для обучающихся с
ОВЗ, основы проектирования АОП для
различных категорий обучающихся с
ОВЗ;
социокультурные
и
философскометодологические аспекты инклюзии в
образовании;
основные принципы организации,
специальные условия воспитательной
работы,
психолого-педагогического
сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
60
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
практические занятия
30
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
0
0
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Обучение и воспитание детей с ООП в научных дисциплин и сфер общественной
практики
Тема 1. Понятие «дети с
особыми
образовательными
потребностями»
Содержание
1. Понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации. Формы
организации специального обучения.
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
4
Практическое занятие 1. Составление словаря основных понятий и
категорий специальной педагогики и специальной психологии
2
1. Дети с отклоняющимся развитием поведением. Различные варианты
психического дизонтогенеза (В. В. Ковалев, В.В. Лебединский).
2. Одаренные дети. Диагностика, направленная на выявление одаренности
обучающихся. Групповые развивающие занятия по развитию
креативности, познавательной сферы, коммуникативных навыков и т.д
4
8\4
2
Содержание
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
46\21
2. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в
системе специального образования
Практическое занятие 2. Составление словаря основных понятий и
категорий специальной педагогики и специальной психологии
Тема 2. Дети с
отклоняющимся
развитием поведением
Объем, акад. ч / в
том числе
в форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ПК 1.2
ПК 3.2
ОК 01
ОК 02
ОК 06
ОК 09
2
22\10
2
2
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
Консультации для классных руководителей по выявлению
познавательной и творческой одаренности обучающихся. Психологопедагогическое сопровождение одаренных детей
3. Дети с девиантным поведением. Проявление девиантного поведения у
детей. Профилактика и коррекция девиации в условиях
образовательного учреждения. Общее понятие девиантности. Причины
девиантного
поведения.
Модели
девиантного
поведения.
Биологические теории девиаций. Социологические теории девиаций.
Психологические теории девиаций
4. Дети с деликвентным поведением. Социально-педагогическая работа в
школе по профилактике делинквентного поведения. Понятие и виды
делинкветного поведения.
4. Дети с отклоняющимся развитием поведением. Различные варианты
психического дизонтогенеза (В. В. Ковалев, В.В. Лебединский).
5. Одаренные дети. Диагностика, направленная на выявление одаренности
обучающихся. Групповые развивающие занятия по развитию
креативности, познавательной сферы, коммуникативных навыков и т.д
Консультации для классных руководителей по выявлению
познавательной и творческой одаренности обучающихся. Психологопедагогическое сопровождение одаренных детей
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
2
2
2
10
Практическое занятие 3. Изучение содержания диагностических карт для
обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализ продуктов
деятельности детей с ОВЗ разных нозологических групп.
2
Практическое занятие 4. Анализ статей журналов по проблеме
использования в коррекционно-развивающем процессе различных методов,
средств и технологий обучения и воспитания детей с особыми
образовательными потребностями
4
Практическое
занятие
5.
Методы
психолого-педагогического
исследования детей с ограниченными возможностями здоровья (изучение
специфики применения методов при психолого-педагогическом
исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья разных
нозологических групп).
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Содержание
Тема 3. Дети с
отклонениями в
психоэмоциональном и
речевом развитии
Тема 4. Педагогически
запущенные дети
1. Дети с СДВГ. Характеристика особенностей синдрома дефицита
внимания и гиперактивности. Актуальность и степень изученности
проблемы. Теория Стигм Ирвинга Гоффмана. Категории проблем родителей
детей с СДВГ. Подходы в воспитании и обучении ребенка с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности.
2. Дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями. Понятие
нарушения развития в психологии. Виды, особенности и причины
эмоционально-поведенческих нарушений дошкольников, выявление
основных путей их коррекции. Эмоционально-поведенческие нарушения.
Виды и особенности проявления эмоционально-поведенческих нарушений
в дошкольном возрасте.
Причины возникновения эмоциональноповеденческих нарушений
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Характеристика основных групп технических
средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.
Содержание
1. Социально не защищённые дети. «Особенности и проблемы социальноправовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Дети —
сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Социальная
поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц
из их числа. Социальная поддержка детей-сирот
2. Социально запущенные дети. Различные подходы к проблеме
исследования педагогической запущенности. Социально-запущенные дети,
особенности их воспитания и обучения в условиях современной школы.
Проблемы социокультурной среды семьи, закладывающие основы
социального
развития, социализации
ребёнка.
Социальный
и
педагогический аспекты запущенности.
3. Билингвы и инофоны. Терминологический аппарат исследования
проблемы
билингвизма.
Лингвистические
основы
проблемы
билингвального
обучения.
Психолого-педагогические
аспекты
исследования проблемы билингвального обучения русскому языку.
Проблемы школьного обучения в полиэтническом классе
6\4
2
2
2
2
7\2
2
2
1
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Тема 5. Структура
современной системы
образования лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья в РФ и
перспективы ее
развития
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие 7: составление методических рекомендаций для
педагогов по созданию условий для обучения детей
Содержание
2
1. Стратегия комплексного подхода и ранней помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья. Система организации
дошкольного, школьного и профессионального образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Организация коррекционнопедагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях
образовательных учреждений общего назначения (инклюзивное
образование).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Анализ адаптированных образовательных
программ для детей с ОВЗ разных нозологических групп.
Раздел 2. Организация коррекционного-развивающего обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Тема 2. 1 Теоретические Содержание
основы обучения и
Цель, задачи и принципы коррекционно-развивающего обучения. Сущность
воспитания детей с
и содержание коррекционно-развивающего обучения. Методы обучения и
ограниченными
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Формы
возможностями
организации обучения. Основные направления психолого-педагогической
здоровья и особыми
коррекции.
образовательными
В том числе практических занятий и лабораторных работ
потребностями
Практическое занятие 9. Анализ статей журналов по проблеме
использования в коррекционно-развивающем процессе различных методов,
средств и технологий обучения и воспитания детей с особыми
образовательными потребностями
Тема 2.2 ПсихологоСодержание
педагогическая
Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с
поддержка субъектов
ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного
инклюзивного
образования.
образования
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, участвующих в
3\1
1
1
1
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
14\9
4\2
2
2
2
5\4
1
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
образовательном процессе детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тема 2.3. Формирование
профессиональных
компетенций педагога
инклюзивного
образования
Практическое занятие 10. Новые подходы к организации помощи семьям,
воспитывающим проблемных детей.
Практическое занятие 11. Взаимодействие школы и семьи при
организации инклюзивного обучения. Просветительская деятельность
школы в отношении детей с особыми образовательными потребностями.
Практическое занятие 12. Основные направления психологопедагогического
сопровождения
педагогов,
участвующих
в
образовательном процессе детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Содержание
Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования.
Требования профессионального стандарта педагога к знаниям, умения и
навыкам современного педагога в области обучения, воспитания и развития
различных категорий обучающихся. Предупреждение профессионального
выгорания у специалистов, работающих в условиях инклюзии.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13. Анализ методов и технологий предупреждения
профессионального выгорания у специалистов, работающих в условиях
инклюзии.
4
1
1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
2
5/3
1
3
3
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Промежуточная аттестация
Всего:
60/30
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные печатные и электронные издания
1.
Богданова, Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Сурдопсихология : учебник для среднего профессионального образования / Т. Г. Богданова.
— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09112-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493619 (дата
обращения: 22.06.2022).
2.
Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А.
Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. — Москва : ИНФРА-М, 2022.
— 335 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/20170. - ISBN 978-5-16011182-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1864193 (дата
обращения: 22.06.2022). – Режим доступа: по подписке.
3.
Бойков, Д. И. Обучение и организация различных видов деятельности
общения детей с проблемами в развитии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13325-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/495971 (дата обращения: 22.06.2022).
2.
Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494823 (дата обращения: 22.06.2022).
3.
Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Глухов.
— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09326-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494822 (дата
обращения: 22.06.2022).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
применять на практике теоретические
знания по воспитанию и обучению детей с
отклонениями в развитии; - составлять
(совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическую
характеристику
обучающегося
с
ограниченными возможностями здоровья.
определять приемы и содержание
коррекционно-педагогической
работы
с
учетом
типичных
затруднений
и
индивидуальных особенностей детей с
отклонениями в развитии;
анализировать специальную литературу
подбирать
формы,
дидактические
средства
коррекционно-педагогической
работы с учетом знаний индивидуальных
особенностей детей с отклонениями в
развитии;
применять методы изучения детей с
отклонениями в развитии;
осуществлять
объективную
оценку
достижения образовательных результатов,
обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов
контроля с учетом их возможностей,
неравномерности
индивидуального
психического развития
- использовать специальные подходы в
обучении
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья
- применять методы и приемы работы с
одаренными
детьми
и
имеющими
выдающиеся способности
- организовывать урочную и внеурочную
деятельность с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с
нормами и правилами
Критерии оценки
демонстрирует
знание
психологопедагогических
основ
педагогического
мастерства,
его
компонентов и элементов
педагогической техники;
основных
понятий,
особенностей
приемов
педагогического
воздействия
Методы оценки
Устный опрос
Экспертная оценка
на практическом
занятиях
Тестирование
-принципы
организации
образовательной деятельности в условиях
включения в образовательный процесс
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями;
-основы
оказания
коррекционноразвивающей и социально-психологопедагогической помощи обучающимся с
Демонстрирует умение:
анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных
качеств,
оперировать
знаниями в практической
ситуации,
развивать
навыки
самоконтроля,
самоанализа;
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение
за
ходом выполнения
практической
работы
особыми
образовательными
потребностями;
содержание
понятия
«особые
образовательные потребности», основные
причины
нарушений
развития
и
поведения детей;
социокультурные
и
философскометодологические аспекты инклюзии в
образовании;
требования ФГОС для обучающихся с
ОВЗ, основы проектирования АОП для
различных категорий обучающихся с
ОВЗ;
анализировать различные
подходы
учёных
к
определению
понятия
«педагогическое
мастерство»;
использовать вербальные
и невербальные способы
при взаимодействии с
детьми;
находить
пути
самообразования
и
самосовершенствования
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение
за
ходом выполнения
практической
работы