Приложение 2.28
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
2025
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «ОП.07 Возрастная анатомия,
физиология и гигиена» ............................................................................................................................... 3
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы ............................................ 3
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ............................................................................. 3
2. Структура и содержание дисциплины .................................................................................................. 5
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ................................................................................................. 5
2.2. Содержание дисциплины .................................................................................................................... 6
3. Условия реализации дисциплины........................................................................................................ 16
3.1. Материально-техническое обеспечение .......................................................................................... 16
3.2. Учебно-методическое обеспечение .................................................................................................. 16
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ................................................................ 17
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП.07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»:
формирование у студентов систематизированных знаний в области строения и
функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов
деятельности организма на различных возрастных этапах.
Учебная дисциплина «ОП.07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02; ОК
08.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 01
Уметь
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте, анализировать и выделять её
составные части
определять этапы решения задачи,
составлять план действия, реализовывать
составленный
план,
определять
необходимые ресурсы
выявлять
и
эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
ОК 02
определять
задачи
для
поиска
информации,
планировать
процесс
поиска,
выбирать
необходимые
источники информации
выделять наиболее значимое в перечне
информации,
структурировать
получаемую информацию, оформлять
результаты поиска
оценивать практическую значимость
результатов поиска
применять средства информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач
Знать
актуальный
профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится
работать и жить
структура плана для решения
задач, алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях
основные
источники
информации и ресурсы для решения
задач
и/или
проблем
в
профессиональном и/или социальном
контексте
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах
порядок оценки результатов
решения задач профессиональной
деятельности
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной
деятельности
приемы
структурирования
информации
формат
оформления
результатов поиска информации
современные
средства
и
устройства информатизации, порядок
их применения
ОК 08
Предмет
ные
результа
ты
использовать
современное
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных
задач
использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных и профессиональных целей;
применять
рациональные
приемы
двигательных
функций
в
профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для специальности.
определять
топографическое
расположение и строение органов и
частей тела;
определять возрастные особенности
строения организма детей;
использовать
элементарные
антропометрические исследования для
оценки физического развития ребенка;
оценивать влияние факторов внешней
среды на физиологические процессы
организма человека;
определять
типологические
особенности
высшей
нервной
деятельности детей и подростков;
учитывать особенности физической
работоспособности и закономерности ее
изменения
в
течение
различных
интервалов времени (учебный год,
четверть, месяц, неделя, день, занятие)
при проектировании и реализации
образовательного процесса;
применять знания о гигиене в
практической деятельности;
проводить
под
руководством
медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний детей раннего
и дошкольного возраста;
обеспечивать
соблюдение
гигиенических требований в группе при
организации обучения и воспитания детей
раннего и дошкольного возраста
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности, в
том числе цифровые средства
роль физической культуры в
общекультурном, профессиональном
и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности
и
зоны
риска
физического
здоровья
для
специальности;
средства
профилактики
перенапряжения.
основные
положения
и
терминологию анатомии, физиологии
и гигиены человека;
топографическое
расположение
органов и частей тела;
основные закономерности роста и
развития организма человека;
методы возрастной анатомии и
физиологии;
строение и функции систем
органов здорового человека;
физиологические характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;
возрастные
анатомофизиологические особенности детей
раннего и дошкольного возраста;
типологические особенности ВНД
детей;
влияние
процессов
физиологического созревания и
развития ребенка на его физическую
и психическую работоспособность,
поведение;
основы гигиены;
гигиенические нормы, требования
и правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;
гигиенические требования к
образовательному процессу в ДОО.
2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме (зачет, диф.зачет,
экзамен)
Всего
70
2
В т.ч. в форме
практ.
подготовки
34
2
8
8
80
44
Объем
в часах
2.2. Содержание дисциплины
Объем, акад.
Коды
ч / в том
компетенций,
числе в
формированию
Наименование
Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий
форме
которых
разделов и тем
практической
способствует
подготовки,
элемент
акад ч
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Ведение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое.
16/8
ОК 01.ОК
Тема 1.1. Введение в Содержание
4/2
02.ОК 08
возрастную анатомию, 1.
Анатомия и физиология как науки о строении человека. Значение этих наук в
физиологию и гигиену развитии педагогики, психологии, физиологии питания, гигиены и других дисциплин.
человека.
Предмет, Гигиена, как наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Возрастная
2
содержание и задачи анатомия, физиология и гигиена.
дисциплины Уровни 2.
Органы и системы органов. Топографическое расположение органов и частей
организации жизни
тела. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие 1. «Основные плоскости, оси тела человека и условные линии,
2
определяющие положение органов и их частей в теле».
ОК 01.ОК
Тема 1.2. Основные Содержание
8/4
02.ОК 08
закономерности роста 1.
Онтогенез. Периоды онтогенеза: пренатальный, натальный, постнатальный.
и развития организма Возрастная периодизация. Исторический характер возрастной периодизации.
человека
Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации периодизаций
детского возраста. Критические периоды.
2.
Понятие роста и развития. Рост и развитие и их связь с объективно
существующими законами биологических систем и организма в целом; генетическая
4
обусловленность роста и развития; влияние среды: закон прогрессивного
дифференцирования (И.И. Шмальгаузен); обусловленность роста и развития полом
ребёнка (половой диморфизм). Характерные особенности роста и развития:
гетерохронность, этапность. Функциональные свойства организма: резистентность,
реактивность, адаптация. Факторы, влияющие на рост и развитие детей. Понятие
акселерации, её значение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Характеристика возрастных периодов»
Практическое занятие 3. «Оценка морфофункционального типа конституции, как
проявления взаимоотношений организма и среды»
Тема 1.3.
Методы Содержание
возрастной анатомии 1.
Методы возрастной анатомии и физиологии. Общие методы анатомии и
и физиологии
физиологии. Специальные методы. Медицинские методы. Общая характеристика
методик антропометрических исследований детей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. «Определение антропометрических показателей для оценки
физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Раздел 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков
Тема 2.1. Нервная Содержание
регуляция
функций 1.
Общая характеристика нервной системы. Значение нервной системы, её
организма
и
ее развитие, методы исследования. Основные структуры нервной ткани: нейрон и
возрастные
нейроглия, их функциональное значение. Виды нейронов, раздражимость и
особенности
возбудимость как свойство нервной ткани, нервные волокна и их свойства, нервные
центры. Синапс.
2.
Понятие рефлекса. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
Соматическая нервная система, вегетативная нервная система.
Тема 2.2. Морфо- Содержание
функциональные
1.
Центральная нервная система. Спинной мозг: строение и функции. Рефлексы
особенности
спинного мозга, возрастные особенности спинномозговых рефлексов.
центральной нервной 2.
Головной мозг: отделы головного мозга, кора больших полушарий,
системы
локализация функций в коре больших полушарий. Гипоталамо-гипофизарная система
Лимбическая система. Асимметрия полушарий головного мозга.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. «Исследование основных видов рефлексов человека»
Тема 2.3 Возрастные Содержание
анатомо1.
Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общее строение
физиологические
анализатора: периферическая, проводниковая и центральная части. Современное
учение о сенсорных системах.
4
2
2
4/2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
2
2
2
47/25
2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
2
4/2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
2
2
2
4/2
2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
особенности
анализаторов
2.
Зрительный и слуховой анализатор. Общее строение зрительной и слуховой
сенсорной системы. Особенности их развития у детей и подростков. Особенности
развития в различные возрастные периоды, их значение для развития речевой и
психической деятельности. Значение зрительной сенсорной системы и особенности
развития. Особенности строения глазного яблока. Оптическая система глаза.
Аккомодация. Рефракция глаза. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий
аппарат глаза. Цветоощущение. Возрастные особенности зрительных рефлекторных
реакций. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий аппарат глаза. Возрастные
особенности зрительных рефлекторных реакций. Значение зрения для развития речи.
Значение слуховой сенсорной системы и особенности развития. Анатомические
особенности в различные возрастные периоды. Возрастные особенности слухового и
вестибулярного анализаторов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. «Исследование и описание физиологических характеристик
зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов».
2
2
Тема 2.4. Гигиена Содержание
зрения и слуха.
1.
Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы. Значение гигиены занятий
в детском саду и школе с учётом возрастных анатомо- физиологических особенностей
сенсорных систем.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. «Разработка консультации для родителей о профилактике
нарушений зрения и слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
3/2
Тема 2.5. Возрастные
анатомофизиологические
особенности опорнодвигательной системы
4/2
Содержание
1.
Общая характеристика опорно-двигательной системы. Костная система.
Пассивная часть ОДС. Состав ОДС, функции скелета. Строение костной ткани,
строение костей, стадии развития костей, ядра окостенения, факторы, влияющие на
рост и развитие кости. Виды соединения костей. Строение и значение сустава.
Возрастные и функциональные изменения костей. Строение осевого скелета:
позвоночник, грудная клетка, череп. Возрастные особенности. Строение добавочного
скелета: скелет верхних и нижних конечностей. Возрастные особенности.
2.
Мышечная система. Активная часть ОДС. Строение мышц. Виды мышечной
ткани. Работа мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Развитие и
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
2
2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
2
усложнение координации движений, показатели работы двигательного аппарата:
силы, скорости, выносливость, влияние физической активности на развитие
двигательного аппарата в целом. Гиподинамия, гипокинезия, её последствия.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. «Определение топографического расположения костей и
суставом с использованием скелета человека, дидактического материала»
Тема
2.6.
Профилактика
нарушений
опорнодвигательной системы
Тема 2.7. Внутренняя
среда организма.
Кровь.
Тема 2.8. Возрастные
анатомофизиологические
особенности сердечнососудистой системы.
Работа сердца.
Практическое занятие 9. «Определение мышечного утомления»
Содержание
1.
Осанка, её нарушения. Профилактика нарушений осанки. Гигиенические
требования к детской мебели, портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям
для детей, к размеру детской обуви и одежды. Плоскостопие. Значение физических
упражнений в укреплении свода стопы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. «Определение типа осанки и факторов среды, влияющих
на ее формирование»
Практическое занятие 11. «Подбор и проведение комплекса физических упражнений
для детей дошкольного и младшего школьного возраста на сохранение правильной
осанки»
Содержание
Общая характеристика сердечно-сосудистой системы.
1.
Внутренняя среда организма, ее компоненты. Состав и свойства внутренней
среды организма. Гомеостаз. Общая схема кровообращения. Лимфа и
лимфообращение. Кровь: функции, состав и физиологические свойства. Форменные
элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции. Плазма крови.
Свёртываемость крови, группы крови, резус – фактор, переливание крови.
Содержание
1.
Кровеносные сосуды, их виды. Сердце: строение, возрастные особенности.
Работа сердца. Цикл сердечной деятельности, регуляция работы сердца. Понятие
«систола», «диастола», «пауза». Особенности сокращений сердца у плода и
новорожденных. Систолический и минутный объемы крови. Движение крови по
сосудам, кровяное давление, круги кровообращения. Частота сердечных сокращений
в различные возрастные периоды. Механизм непрерывного движения крови по
2
2
2
4/3
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
3
1
2
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
4/2
2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
сосудам. Гуморальная и нервная регуляции кровообращения. Кровяное давление его
особенности в детском возрасте. Влияние нагрузки на кровеносную систему.
Тренировка сердца ребёнка.
2.
Лимфатическая система: функции, сосуды и лимфоузлы. Механизм
образования лимфы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. «Определение АД и пульса»
Практическое занятие 13. «Анализ опыта Данини – Ашнера»
Практическое занятие 14. «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на
дозированную физическую нагрузку»
Тема 2.9. Иммунитет
Содержание
1.
Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический.
Вакцинация. Органы иммунной системы. Причины сниженного иммунитета.
Проявления сниженного иммунитета.
Тема 2.10. Возрастные Содержание
анатомо1.
Общая характеристика дыхательной системы. Значение дыхания в
физиологические
жизнедеятельности и развитии организма. Химический состав атмосферного воздуха
особенности
и его значение для здоровья. Особенности дыхания в пре - и постнатальном периодах.
дыхательной системы Воздухоносные пути: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, их возрастные
особенности. Особенности строения гортани и голосового аппарата у детей. Лёгкие.
Положение лёгких в грудной клетке, плевральная полость.
2.
Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания. Жизненная
емкость лёгких, частота и глубина дыхания. Газообмен в лёгких, в тканях. Типы
дыхания в различные возрастные периоды. Особенности дыхания новорожденного
(диафрагмальный тип). Связь типа дыхания с началом хождения (грудное,
грудобрюшное). Половые различия дыхания (грудной и брюшной типы).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. «Определение топографии органов дыхательной системы
на таблицах, муляжах».
Практическое занятие 16. «Методы определения показателей дыхательной
системы».
Содержание
2
1
1
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
3/1
2
1
1
2/1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат. Гигиена
Гигиена 1.
дыхания детей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17. «Анализ микроклимата учебного кабинета»
Самостоятельная работа 1. Профилактика ОРВИ и гриппа
Тема 2.12. Возрастные Содержание
анатомо1.
Общая характеристика пищеварительной системы. Значение и строение
физиологические
органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях
особенности
органов пищеварения.
пищеварительной
2.
Строение органов пищеварения. Органы пищеварительной системы: ротовая
системы
полость, строение зубов, желудок, кишечник. Пищеварительные железы.
3.
Процесс пищеварения. механическая и химическая обработка пищи на всех
этапах пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Приспособление
их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой полости, желудке,
тонком и толстом кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция
пищеварения. Возрастные особенности пищеварения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. «Определение топографического расположения органов
пищеварительной системы с использованием дидактических материалов»
Практическое занятие 19. «Характеристика возрастных особенностей пищеварения»
Тема
2.13.
Обмен Содержание
веществ и энергии
1.
Понятие обмена веществ. Возрастные особенности, виды обмена веществ.
Витамины: классификация, роль в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Этапы
обмена веществ. Энергетический обмен, суточные затраты энергии у детей и взрослых.
Пища как источник веществ и энергии в организме.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. «Вычисление основного обмена по таблицам и по формуле
Рида»
Практическое занятие 21. «Представление и анализ меню для детей дошкольного и
младшего школьного возраста на один день с учётом возраста и необходимой
калорийности
Содержание
Тема 2.11.
дыхания
1
1
1
2
4/2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
ОК 01.ОК
02.ОК 08
2
2
1
1
3/2
1
2
1
1
2/1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
Гигиена питания. Физиологические основы рационального, сбалансированного
Гигиена 1.
питания, витамины и их роль в обмене веществ. Понятие здорового питания и
профилактика пищевых отравлений. Санитарно-гигиенические требования к
организации питания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. «Составление рекомендаций по рациональному питанию
детей дошкольного и младшего школьного возраста, с целью обеспечения здоровья
детей и профилактики заболеваний пищеварительной системы»
Тема 2.15. Возрастные Содержание
анатомо1.
Общая характеристика мочевыделительной системы. Строение и функции
физиологические
органов мочевыделительной системы. Возрастные особенности мочевыделительной
особенности
системы. Мочеобразование. Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения.
выделительной
Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания.
системы. Почки.
Тема
2.16.
Кожа. Содержание
Гигиена кожи.
1.
Общая характеристика кожи. Производные эпидермиса. Физиологическое
значение и строение кожи: эпидермис, дерма, подкожно-жировая клетчатка.
Производные эпидермиса. Возрастные особенности кожи. Особенности
терморегуляции у детей.
2.
Личная гигиена детей и подростков. Уход за кожей, ногтями и волосами детей.
Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Гигиенические
требования к одежде и обуви детей. Закаливание. Принципы закаливания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 23. «Исследование кожной рецепции. Адаптация рецепторов»
Практическое занятие 24. «Изучение и анализ методик проведения закаливающих
процедур детей».
Тема 2.17. Возрастные Содержание
анатомо1.
Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов
физиологические
репродуктивной системы. Половое созревание. Понятие физиологической,
особенности
психологической и социальной зрелости.
репродуктивной
системы
Тема 2.14.
питания
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
1
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
4/3
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
3
1
2
1
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
Раздел 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и
психическую работоспособность, поведение
Тема 3.1. Возрастные анатомо- Содержание
физиологические особенности 1.
Общая характеристика эндокринной системы. Строение желёз
эндокринной системы
внутренней секреции. Общие признаки эндокринных желёз, значение и
структура гормонов, особенности их физиологической активности.
Классификация гормонов. Возрастные особенности эндокринной системы.
Процессы функционирования эндокринных желёз в дошкольном и младшем
школьномвозрасте.
Тема 3.2. Высшая нервная Содержание
деятельность
детей
и 1.
Высшая нервная деятельность. Значение работ И.М. Сеченова и И.П.
подростков
Павлова в изучении функции коры головного мозга. Учение о высшей
нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы, их различия и
значение. Выработка условных рефлексов. Биологическое значение условных
рефлексов. Торможение условных рефлексов и их особенности в детском и
подростковом возрасте. Динамический стереотип, как основа привычек и
навыков. Механизм его формирования.
Тема 3.3. Типологические Содержание
особенности высшей нервной 1.
Типология ВНД. Характеристика основных типов высшей нервной
деятельности детей.
деятельности животных и человека. Критерии И.П. Павлова для
типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и
торможения, их уравновешенность, подвижность). Основные типы высшей
нервной деятельности животных и человека. Типы высшей нервной
деятельности (И.П. Павлов) и соотношение их с учением о темпераментах
(Гиппократ). Основные положения по формированию типологических
особенностей. Зависимость формирования типологических особенностей от
социальных факторов, процессов воспитания и обучения. Пластичность
типов ВНД.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 25. «Выявление типологических особенностей ВНД
детей и подростков»
Содержание
9/3
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
2
3/1
2
1
1
3/2
ОК 01.ОК
02.ОК 08
Физиологические основы психических процессов человека.
Тема 3.4.
Психическая 1.
деятельность. Первая и вторая Асимметрия мозга. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах
действительности. Становление в процессе развития ребёнка сенсорных и
сигнальные системы
моторных механизмов речи. Возрастные особенности взаимодействия первой
и второй сигнальных систем. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.
Память. Физиологические основы памяти. Внимание. Физиологические
основы внимания.
2.
Физиологические основы утомления и переутомления. Признаки,
характеристика, особенности возникновения у детей. Гигиена учебновоспитательной работы. Значение режима дня. Периодичность
физиологических функций и умственной работоспособности. Физиология
сна.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 26. «Выявление межполушарной асимметрии»
Практическое занятие 27. «Определение школьной зрелости по тексту
Керна – Ирасека»
Раздел 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ДОО
Тема
4.1.
Гигиенические Содержание
требования к условиям и 1.
Предмет и задачи гигиены детей. История развития гигиены детей как
организации
обучения
в науки и учебной дисциплины. Нормирование в гигиене детей. Принципы
общеобразовательных
нормирования.
учреждениях
2.
Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы,
требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах
онтогенеза.
3.
Работоспособность.
Фазы
работоспособности.
Особенности
физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение
различных интервалов времени. Гигиенические требования к помещениям
образовательной организации, режиму дня.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 28. «Определение работоспособности детей и учет ее
динамики при проектировании занятий по образовательным программам»
ОК 01.ОК
02.ОК 08
1
2
1
1
5/3
2
3
1
ОК 01.ОК
02.ОК 08
Практическое занятие 29. «Планирование мероприятий по профилактике
заболеваний детей под руководством медицинского работника
образовательной организации».
Практическое занятие 30. «Анализ и гигиеническая оценка режима дня
детей»
Промежуточная аттестация
Всего:
1
1
8
80
3. Условия реализации дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Физиологии, анатомии и гигиены», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1 образовательной
программы по данной специальности.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма/ М.Р. Сапин. – Москва: Академия, 2021. – 384 с.
1. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-00684-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491232 (дата обращения: 22.06.2022).
2. Замараев, В. А. Анатомия : учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 268 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07846-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/491899 (дата обращения: 22.06.2022).
3. Кабанов, Н. А. Анатомия человека : учебник для среднего профессионального
образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 464 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494793 (дата
обращения: 22.06.2022).
4. Цехмистренко, Т. А. Анатомия человека : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Т. А. Цехмистренко, Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 287 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-15569-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508832 (дата обращения:
22.06.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Анатомия. / Учебное пособие / под ред. Сонина Н.И., Сапина М.Р., М.: ДРОФА,
2009, 1СД-ROM.
2. Анатомия, физиология и гигиена / Электронный атлас для школьника.
Издательство «Новый диск», 2009, 1СД-ROM.
3. Анатомия. Курс лекций: Федеральный портал «Российское образование»
(Режим доступа): URL: http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm (дата обращения:
21.06.2018).
4. Атлас анатомии человека: учебное пособие. Издательский дом «Равновесие»,
2008, 1СД-ROM.
5. Атлас морфологии человека /Система наглядных атласов. Издательство «Новый
диск», 2009, 1СД-ROM.
6. Внутренняя среда организма. – URL: http://www.fiziolog.isu.ru/page KSYS.htm.
7. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебнометодическое пособие Единое окно доступа к информационным ресурсам (Режим доступа):
URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40358
8. Информационный сайт - справочник по биологии и физиологии.–URL:
http://sbio.info/index.php.
4.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1.Общие компетенции
Код
Критерии оценки результата
ОК
(показатели освоенности компетенций)
ОК.01
знание более одного способа решения
профессиональной задачи;
аргументация
выбора
конкретного
способа
ОК.02
соответствие найденной информации
заданной теме (задаче);
владение
разными
способами
представления информации;
результативность
и
оперативность
поиска информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного
развития;
объективный
анализ
найденной
информации;
использование
широкого
спектра
современных источников информации, в
том числе Интернета при решении
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
точность
и
аргументированность
подбора
средств
физкультурнооздоровительной деятельности;
полнота реализации физкультурнооздоровительной деятельности для
укрепления здоровья и физической
подготовленности;
рациональность отбора и применения
приемов
двигательных
функций
в
профессиональной деятельности;
полнота и глубина владения средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными
для
педагогической
профессии.
ОК.08
Методы оценки
Кейс-задачи
Устный опрос
Тестирование
Экспертное
наблюдение
за
профессиональным поведением
обучающегося в ходе учебного
занятия
Устные
выступления
с
презентацией
Реферирование
профессионального текста
Защита проектов
Реферирование научного текста
Защита
траектории
профессионального роста
Экспертная оценка
подбора средств физкультурнооздоровительной деятельности;
реализации
физкультурнооздоровительной
деятельности
для укрепления здоровья и
физической подготовленности;
отбора и применения приемов
двигательных
функций
в
профессиональной деятельности;
владения
средствами
профилактики перенапряжения,
характерными
для
педагогической профессии.
4.2.Предметные результаты
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знает:
основные
положения
и
терминологию
анатомии,
физиологии и гигиены человека;
топографическое расположение
органов и частей тела;
основные закономерности роста
и развития организма человека;
методы возрастной анатомии и
физиологии;
строение и функции систем
органов здорового человека;
физиологические
характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма человека;
возрастные
анатомофизиологические
особенности
детей раннего и дошкольного
возраста;
типологические
особенности
ВНД детей;
влияние
процессов
физиологического созревания и
развития
ребенка
на
его
физическую
и
психическую
работоспособность, поведение;
основы гигиены;
гигиенические
нормы,
требования и правила сохранения
и
укрепления
здоровья
на
различных этапах онтогенеза;
гигиенические
требования к образовательному
процессу в ДОО.
точно
формулирует
определения
основных
понятий
анатомии,
физиологии
и
гигиены
человека;
описывает
топографическое
расположение органов и
частей
тела,
используя
понятия принятые в анатомии
понятия;
характеризует
основные
закономерности
роста и
развития организма человека;
характеризует
методы
возрастной
анатомии
и
физиологии с точки зрения
применения в практической
деятельности педагога ДОО;
описывает строение и
функции систем органов
здорового человека;
объясняет
физиологические
характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма человека;
дает
характеристику
возрастным
анатомофизиологическим
особенностям детей раннего
и дошкольного возраста;
определяет
типологические особенности
ВНД детей;
описывает
влияние
процессов физиологического
созревания
и
развития
ребенка на его физическую и
психическую
работоспособность,
поведение;
характеризует принципы
гигиены систем органов;
анализирует
гигиенические
нормы,
требования
и
правила
сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;
устный опрос
по темам,
проверочные;
анализ
и
оценка
решения
тестовых заданий;
Умеет:
определять
топографическое расположение и
строение органов и частей тела;
определять
возрастные
особенности строения организма
детей;
использовать элементарные
антропометрические исследования
для оценки физического развития
ребенка;
оценивать
влияние
факторов внешней среды на
физиологические
процессы
организма человека;
определять типологические
особенности высшей нервной
деятельности детей и подростков;
учитывать
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса;
применять знания о гигиене
в практической деятельности;
проводить
под
руководством
медицинского
работника
мероприятия
по
профилактике заболеваний детей
раннего и дошкольного возраста;
обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований
в
группе при организации обучения
и воспитания детей раннего и
дошкольного возраста.
дает описание гигиенических
требований
к
образовательному процессу,
зданию
и
помещениям
дошкольной образовательной
организации в соответствии с
нормативными документами.
точно показывает на
муляжах и иллюстрациях,
называет органы и части тела
в соответствии с принятыми в
анатомии названиями;
согласно возрастной
периодизации
объясняет
возрастные
особенности
строения организма детей;
определяет с помощью
соответствующего
инструментария
антропометрические
показатели и оценивает их с
учетом возраста и пола
ребенка;
проводит анализ и
оценку влияния факторов
внешней
среды
на
физиологические процессы
организма
человека
с
помощью простых методик;
анализирует и точно
соотносит
имеющиеся
характеристики типов ВНД с
имеющейся характеристикой
ребенка;
оценивает
особенности
физической
работоспособности ребенка в
течение
образовательного
процесса;
демонстрирует умение
применять знания о гигиене
систем
органов
при
разработке информационных
материалов;
предлагает
меры
профилактического
воздействия
для
детей
дошкольного возраста;
составляет
рекомендации
по
профилактике заболеваний
детей;
оценка результатов
выполнения
практической
работы
обеспечивает
соблюдение гигиенических
требований в группе согласно
СанПиН при организации
обучения и воспитания детей
раннего
и
дошкольного
возраста.