Приложение 2.27
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
2025
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «ОП.04 Основы
психологии» ................................................................................................................................... 3
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы............................... 3
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ............................................................... 3
2. Структура и содержание дисциплины..................................................................................... 5
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ................................................................................... 5
2.2. Содержание дисциплины ....................................................................................................... 6
3. Условия реализации дисциплины .......................................................................................... 11
3.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................. 11
3.2. Учебно-методическое обеспечение .................................................................................... 11
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ....................................................... 12
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП.04 Основы психологии»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.10 Детская психология»: содействие становлению
профессиональной компетентности будущего педагога через формирование системного,
диалектического понимания закономерностей развития психики детей от рождения до 7 лет
и на основе этого уметь анализировать и прогнозировать развитие детей и детских видов
деятельности.
Учебная дисциплина «ОП.10 Детская психология» является обязательной частью
общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 01
ОК 02
Уметь
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте, анализировать и выделять её
составные части
определять этапы решения задачи,
составлять план действия, реализовывать
составленный
план,
определять
необходимые ресурсы
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
определять
задачи
для
поиска
информации,
планировать
процесс
поиска,
выбирать
необходимые
источники информации
выделять наиболее значимое в перечне
информации,
структурировать
получаемую информацию, оформлять
результаты поиска
оценивать практическую значимость
результатов поиска
применять средства информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач
Знать
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить
структура плана для решения
задач, алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и/или
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах
порядок
оценки
результатов
решения задач профессиональной
деятельности
номенклатура информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности
приемы
структурирования
информации
формат оформления результатов
поиска информации
современные
средства
и
устройства информатизации, порядок
их применения
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности, в
том числе цифровые средства
Предмет
ные
результа
ты
использовать
современное
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных
задач
анализировать
педагогические
ситуации, применяя знания об общих и
индивидуальных особенностях, факторах
психического развития;
применять имеющиеся знания для
решения педагогических задач.
детская психология как наука об
особенностях психического развития
ребенка;
основные
закономерности
психического развития;
развитие игровой деятельности в
раннем и дошкольном возрасте;
сюжетно-ролевая игра как ведущий
вид деятельности детей дошкольного
возраста;
развитие деятельности в раннем и
дошкольном
возрасте
(бытовая,
трудовая, продуктивная);
развитие
познавательных
процессов в раннем и дошкольном
возрасте;
развитие личности в раннем и
дошкольном возрасте;
психологическая готовность к
обучению в школе
2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины
Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме (экзамен)
Всего
Объем
в часах
36
0
0
0
40
В т.ч. в форме
практ.
подготовки
18
0
0
4
22
2.2. Содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий
1
2
Раздел 1. Общие вопросы детской психологии
Тема 1. Детская Содержание учебного материала
психология как 1. Теоретические и практические задачи детской психологии. Исторический анализ
наука
об понятия детства. Методологические основы детской психологии. Методы детской
особенностях
психологии. Связь детской психологии с другими науками.
психического
развития
ребенка
Тема 2.
Содержание учебного материала
Основные
1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка:
закономерности
предпосылки, определяющие психическое развитие; условия, определяющие
психического
психическое развитие; взаимодействие биологических и социальных факторов
развития
2. Индивидуальные особенности психического развития детей: темп психического
развития, индивидуально-психологические качества, наследственность и среда,
способности
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Применение знаний о закономерностях психического
развития ребенка при решении педагогических задач
Раздел 2. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Тема 3.
Содержание учебного материала
Объем, акад. ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
3/1
1
Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 01; ОК 02
1
2/1
ОК 01; ОК 02
1
1
1
8/2
4/1
ОК 01; ОК 02
1. Игровая деятельность. Развитие игровой деятельности в младенчестве и раннем
возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка: влияние игры на общее развитие
в ребенка, влияние игры на развитие функций речи, рефлексия.
2. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Компоненты сюжетно-ролевой игры
3.
Роль игрушки в психическом развитии ребенка: игрушка как средство
психического развития ребенка, игрушка как средство воздействия на нравственную
сторону личности ребенка
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Применение знаний о развитии игровой деятельности в
раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Практическое занятие 3. Составление рекомендаций по подбору игрушек,
способствующих психическому развитию ребенка на разных возрастных этапах
Тема 4. Развитие Содержание учебного материала
деятельности в 1.
Развитие бытовой и трудовой деятельности в раннем и дошкольном возрасте
раннем и
2.
Развитие продуктивных видов деятельности. Развитие изобразительной
дошкольном
деятельности. Содержание детского рисунка. Конструктивная деятельность
возрасте
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Подбор и анализ диагностических методик для
определения уровня развития трудовой и продуктивной деятельностей детей
дошкольного возраста
Практическое задание 5. Применение знаний о развитии деятельности в раннем и
дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Раздел 3. Развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте
Тема
5. Содержание учебного материала
Сенсорное
1.
Сенсорное развитие в раннем и дошкольном возрасте. Сенсорные эталоны и их
развитие
усвоение дошкольниками. Развитие ориентировке в пространстве и времени.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Развитие
игровой
деятельности
раннем и
дошкольном
возрасте
3
1
1
4/1
3
ОК 01; ОК 02
1
1
11/7
2/1
1
1
ОК 01; ОК 02
Тема 6. Развитие
речи
Тема 7. Развитие
мышления
Тема 8. Развитие
внимания,
памяти
и
воображения
Практическое задание 6. Применение знаний об особенностях сенсорного развития
в раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1.
Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте: развитие различных сторон
речи, развитие функций речи, развитие форм речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 7. Применение знаний о развитии речи в раннем и
дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1.
Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте: проблемные ситуации,
установление причинно-следственных связей, развитие мыслительных действий,
образное мышление, предпосылки развития логических форм мышления, логическое
мышление и умственное развитие
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 8. Применение знаний развития мышления в дошкольном
возрасте при решении педагогических задач
Содержание учебного материала
1.
Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте. Развитие
произвольности, соотношение видов внимания в дошкольном возрасте
2.
Развитие памяти в раннем и дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной
памяти, развитие произвольной памяти, соотношение непроизвольного и
произвольного запоминания
3.
Развитие воображения. Условия развития воображения, соотношение
непроизвольного и произвольного воображения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Подбор и анализ диагностических методик для
определения уровня развития внимания, памяти и воображения детей дошкольного
возраста
1
2/1
1
ОК 01; ОК 02
1
1
3/2
ОК 01; ОК 02
1
2
2
4/2
1
2
2
ОК 01; ОК 02
Практическое задание 10. Применение знаний о развитии внимания, памяти и
воображения в дошкольном возрасте при решении педагогических задач
Раздел 4. Развитие личности в раннем и дошкольном возрасте
Тема 9. Условия Содержание учебного материала
развития
1.
Влияние взрослого на развитие личности ребенка. Предпосылки развития
личности
личности, притязание на признание, потребность в любви. Зависимость от других и
самостоятельность, взаимные оценки. Мальчики и девочки. Роль взрослых и половая
идентификация ребенка. Формирование образа тела.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Подбор и анализ диагностических методик для выявления
личностных особенностей воспитанников
Тема
10. Содержание учебного материала
Развитие
1.
Содержание мотивов поведения дошкольников. Формирование системы
мотивов
мотивов. Соподчинение мотивов. Самосознание и самооценка у детей дошкольного
поведения
и возраста. Осознание себя во времени
формирования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
самосознания
Практическое задание 12. Применение знаний мотивов поведения воспитанников
ребенка
в при решении педагогических задач
дошкольном
возрасте
Тема
11. Содержание учебного материала
Нравственное
1.
Условия нравственного развития личности ребенка. Происхождение
развитие
негативных личностных образований. Детская ложь. Эмоциональное самочувствие
ребенка в группе. Роль этических эталонов в развитии личности ребенка. Развитие
стремления к нравственному поступку. Условия развития навыка вежливости
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 13. Применение знаний о нравственном развитии
воспитанников при решении педагогических задач
Содержание учебного материала
12/6
2/1
ОК 01; ОК 02
1
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02
1
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02
1
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02
Развитие эмоций в раннем и дошкольном возрасте. Развитие чувств
Тема
12. 1.
дошкольника. Динамика развития эмоций и чувств
Эмоциональноволевое развитие 2.
Развитие воли. Возникновение воли как способности к управлению
поведением. Генезис волевых действий. Стремление к цели. Значение мотивов.
Планирование
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 14. Применение знаний о эмоционально-волевом развитии
воспитанников при решении педагогических задач
Тема
13. Содержание учебного материала
Индивидуально- 1.
Развитие темперамента в раннем и дошкольном возрасте. Развитие характера
типологические
дошкольника. Развитие способностей у детей дошкольного возраста
особенности
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Подбор и анализ диагностических методик для выявления
индивидуально-типологических особенностей воспитанников
Практическое задание 16. Применение знаний об индивидуально-типологических
особенностях воспитанников при решении педагогических задач
Тема
14. Содержание учебного материала
Психологическая 1.
Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему
готовность
к школьному возрасту. Кризис 7 лет. Характеристика компонентов психологической
обучению
в готовности к школе
школе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17. Подбор и анализ диагностических методик для
определения психологической готовности дошкольников к школе
Промежуточная аттестация
Всего:
1
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02
1
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02
1
1
1
4
40
3. Условия реализации дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1 образовательной
программы по данной специальности.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1.
Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие
для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08012-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491309 (дата
обращения: 21.06.2022).
2.
Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для вузов / Н. Е. Веракса,
А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 429 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-15251-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489412 (дата обращения:
21.06.2022).
3.
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией
Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10206-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498966 (дата обращения:
21.06.2022).
4.
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией
Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 240 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10203-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498967 (дата обращения:
21.06.2022).
3.2.2 Дополнительные источники
1.
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста:
учебник и практикумдля СПО [Текст] / Е. Е. Алексеева. – 2–е изд., испр. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2018. – 195 с.
2.
Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб.
пособие для СПО [Текст] / В. Н. Белкина. – 2–е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт,
2018. – 170 с.
3.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва
: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452935
4.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для
академического бакалавриата [Текст] / О. О. Гонина. – 2–е изд., испр. и доп. – М. :
Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1.
Общие компетенции
Код
ОК
Критерии оценки результата
(показатели освоенности компетенций)
ОК.01
знание более одного способа решения
профессиональной задачи;
аргументация
выбора
конкретного
способа
ОК.02
соответствие найденной информации
заданной теме (задаче);
владение
разными
способами
представления информации;
результативность
и
оперативность
поиска информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного
развития;
объективный
анализ
найденной
информации;
использование
широкого
спектра
современных источников информации, в
том числе Интернета при решении
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
4.2.
Методы оценки
Кейс-задачи
Устный опрос
Тестирование
Экспертное
наблюдение
за
профессиональным поведением
обучающегося в ходе учебного
занятия
Устные
выступления
с
презентацией
Реферирование
профессионального текста
Защита проектов
Реферирование научного текста
Защита
траектории
профессионального роста
Предметные результаты
Результаты обучения
Знает:
детская психология как
наука
об
особенностях
психического развития ребенка;
основные
закономерности психического
развития;
развитие
игровой
деятельности в раннем и
дошкольном возрасте; сюжетноролевая игра как ведущий вид
деятельности
детей
дошкольного возраста;
развитие деятельности в
раннем и дошкольном возрасте
Критерии оценки
знание предмета, задач,
детской психологии, связи
детской психологии с другими
науками;
понимание
основных
закономерностей психического
развития
ребенка.
анализ
социальной ситуации развития
в раннем и дошкольном
возрасте;
понимание роли игровой
деятельности в психическом
развитии ребенка в раннем и
дошкольном возрасте;
знание
структуры
сюжетно-ролевой игры;
Методы оценки
анализ и
оценка решения
тестовых
заданий;
анализ и
оценка решения
ситуационных
задач;
анализ и
оценка
презентации по
выбранной теме.
(бытовая,
трудовая,
продуктивная);
развитие познавательных
процессов
в
раннем
и
дошкольном возрасте;
развитие личности в
раннем и дошкольном возрасте;
психологическая
готовность к обучению в школе;
Умеет:
анализировать
педагогические ситуации,
применяя знания об общих и
индивидуальных особенностях,
факторах психического
развития;
применять имеющиеся знания
для решения педагогических
задач.
оценка
влияния
сюжетно-ролевой
игры на
психическое развитие детей
дошкольного возраста;
понимание
роли
игрушки
в
психическом
развитии детей раннего и
дошкольного возраста;
знание
особенностей
развития различных видов
деятельности детей в раннем и
дошкольном
возрасте.
понимание значения различных
видов
деятельности
в
психическом
развитии
дошкольников;
знание
особенностей
сенсорного развития детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
развития
речи,
мышления, памяти, внимания и
воображения
у
детей
дошкольного возраста;
знание
особенностей
развития личности в раннем и
дошкольном
возрасте.
понимание и оценка условий
развития
личности
детей
раннего
и
дошкольного
возраста;
знание
социальной
ситуации развития в период
перехода от дошкольного к
младшему школьному возрасту;
оценка развития компонентов
психологической
готовности
детей к школе.
поиск,
выбор
решения
педагогических ситуаций на
основе применения знаний об
общих
и
индивидуальных
особенностях,
факторах
психического
развития,
использование знаний детской
психологии
при
решении
педагогических задач.
экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы;
оценка
результатов
выполнения
практической
работы.