ОП.05 Основы возрастной и пед. психологии-44.02.01

Приложение 2.26
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «ОП.05 Основы
возрастной и педагогической психологии» ................................................................................3
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы...............................3
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ...............................................................3
2. Структура и содержание дисциплины.....................................................................................5
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ...................................................................................5
2.2. Содержание дисциплины .......................................................................................................6
3. Условия реализации дисциплины ..........................................................................................13
3.1. Материально-техническое обеспечение .............................................................................13
3.2. Учебно-методическое обеспечение ....................................................................................13
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины .......................................................14

1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.09 Основы возрастной и педагогической психологии» заключается в изучении предмета, задач, основных методов и базовых понятий возрастной и педагогической психологии с позиции системно-деятельностного подхода, обозначить актуальные теоретические и практические проблемы современной возрастной и педагогической психологии.
Учебная дисциплина «ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника
(п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 01

ОК 02

Уметь
 распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте, анализировать и выделять её
составные части
 определять этапы решения задачи,
составлять план действия, реализовывать
составленный
план,
определять
необходимые ресурсы
 выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы
 владеть
актуальными
методами
работы в профессиональной и смежных
сферах
 оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
 определять
задачи
для
поиска
информации,
планировать
процесс
поиска,
выбирать
необходимые
источники информации
 выделять наиболее значимое в
перечне информации, структурировать
получаемую информацию, оформлять
результаты поиска
 оценивать практическую значимость
результатов поиска
 применять средства информационных
технологий
для
решения

Знать

актуальный
профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится
работать и жить

структура плана для решения
задач, алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях

основные
источники
информации и ресурсы для решения
задач
и/или
проблем
в
профессиональном и/или социальном
контексте

методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах

порядок оценки результатов
решения задач профессиональной
деятельности

номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной
деятельности

приемы
структурирования
информации

формат
оформления
результатов поиска информации

современные
средства
и
устройства информатизации, порядок
их применения
 программное
обеспечение
в

Предметные
результаты

профессиональных задач
 использовать
современное
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности
 использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных
задач
 анализировать
педагогические
ситуации, применяя знания об общих и
индивидуальных особенностях, факторах
психического развития, психологических
механизмах педагогического процесса;
 применять имеющиеся знания для
решения педагогических задач.

профессиональной деятельности, в
том числе цифровые средства

 предмет,
задачи,
методы
возрастной психологии
 предпосылки
и
условия
психического развития, социальная
ситуация развития
 взаимосвязь
развития
и
деятельности, развития и обучения,
ведущая
деятельность,
зона
ближайшего развития;
 периодизация
психического
развития; критические и литические
периоды развития
 особенности
психического
развития на разных возрастных
этапах онтогенеза;
 предмет, проблемы и методы
педагогической психологии;
 психология обучения.
 концепция
развивающего
обучения Л. В. Занкова. Гипотеза П.
Я.
Гальперина
о
поэтапном
формировании умственных действий.
Концепция В. В. Давыдова о
содержательных
обобщениях
в
обучении
 психология воспитания. цели,
средства,
методы,
инструменты
воспитания. воспитания. социальнопсихологические
аспекты
воспитания.
 психология
педагогической
деятельности. личность педагога.
общие и специальные способности
педагога. индивидуальный стиль
деятельности педагога. пути и
средства
самообразования.
руководство детскими группами и
коллективами.
предупреждение
и
устранение
конфликтов в работе педагогического
коллектива.

2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины
Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме (экзамен)
Всего
.

Объем в
В т.ч. в форме
часах
практ. подготовки
36
18
0
0
0
0
0
4
40
22

2.2. Содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий

1
2
Раздел 1. Возрастная психология
Тема
1.1. Содержание
Предмет и
1. Возрастная психология как особая область психологических знаний. Структура
возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной психологии с другими науками.
задачи
2. Основные
методологические
положения
возрастной
психологии:
возрастной
методологические принципы возрастной психологии (принцип детерминизма,
психологии
принцип системности, принцип развития), основные категории возрастной
психологии, механизмы развития личности в онтогенезе.
3. Методы исследования психики в онтогенезе. Характеристика основных и
вспомогательных методов исследования.
Тема
1.2. Содержание
Предпосылки
1. Биологические и социальные факторы психического развития. Современные
и условия пси- подходы к проблеме взаимосвязи наследственности и среды.
хического раз- 2. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Фактор
вития. Соци- места и социальная ситуация развития. Современное понимание социальной
ситуации развития в отечественной психологии. Социальные контексты развития в
альная ситуасовременной зарубежной психологии.
ция развития
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Тема 1.3.

Практическое занятие 1. Применение знаний о предпосылках и условиях психического развития при решении педагогических задач.
Содержание
1. Движущие силы развития психики. Деятельность как фактор психического

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
23/11
1
1

2/1
1

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01; ОК 02

ОК 01; ОК 02

1
1
2/1
1

ОК 01; ОК 02

развития. Деятельность как источник и движущая сила развития психики. Ведущая
деятельность.
2. Обучение как фактор психического развития. Содержание и форма обучения.
Уровни развития. «Зона ближайшего развития» ребенка.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Применение знаний о взаимосвязи развития и деятельности, развития и обучения при решении педагогических задач.
Содержание
Тема 1.4.
Периодизация 1. Генетическая и функциональная периодизация. Критерии деления жизненного
пути на периоды.
психического
2. Первые возрастные периодизации психического развития: П. П. Блонский, Ш.
развития
Бюлер. Периодизация Л. С. Выготского. Понятие о критических и литических
периодах.
3. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы. Периодизации З.
Фрейда, Э. Эриксона. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже.
4. Отечественные периодизации психического развития: периодизации Д.Б.
Эльконина, А.В. Петровского.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Изучение современного состояния проблемы периодизации
психического развития.
Тема 1.5. Мла- Содержание
денчество
1. Пренатальное развитие, его особенности. Психологическая характеристика акта
рождения. Общая характеристика периода новорожденности.
2. Психическое развития в младенчестве: характеристика социальной ситуации
развития, ведущая деятельность в младенчестве, характеристика психического
развития в первой и второй половине младенчества. Кризис 1 года (причины,
особенности протекания, следствия), основные новообразования младенчества.
3. Проблема депривации в младенчестве, ее последствия для психического развития.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Применение знаний об особенностях психического развития в младенчестве при решении педагогических задач.
Тема 1.6. Ран- Содержание
Взаимосвязь
развития и
деятельности,
развития
и
обучения

1
1
2/1
1

ОК 01; ОК 02

1
1
2/1
1

ОК 01; ОК 02

1
1
2/1

ОК 01; ОК 02

1. Психическое развитие в раннем детстве: характеристика социальной ситуации
развития, ведущая деятельность в раннем детстве (орудийная и предметная
деятельность, этапы развития предметной деятельности).
2. Развитие познавательной сферы в раннем детстве
3. Становление эмоциональной сферы, распознавание эмоций окружающих
4. Становление самосознания и индивидуальности в раннем детстве. Обща
характеристика кризиса 3 лет
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Применение знаний об особенностях психического развития в раннем детстве при решении педагогических задач.
Тема 1.7. До- Содержание
школьное дет- 1. Психическое развития в дошкольном детстве: характеристика социальной ситуации
развития, сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.
ство
2. Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
3. Эмоциональное развитие и развитие личности дошкольника.
4. Психологическая готовность к школьному обучению. Характеристика кризиса 7
лет. Новообразования дошкольного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Применение знаний об особенностях психического развития в дошкольном детстве при решении педагогических задач.
Практическое занятие 7. Изучение психологической готовности дошкольников к
обучению в школе.
Тема
1.8. Содержание
Младший
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном
возрасте. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Стили
школьный
общения учителя и их влияние на адаптацию детей к школе и формирование
возраст
познавательной мотивации.
2. Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте. Развитие
произвольности поведения, внимания и памяти в младшем школьном возрасте.
3. Развитие личности младшего школьника.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Применение знаний об особенностях психического развинее детство

1

1
1
3/1
2

ОК 01; ОК 02

1
0,5
0,5
2/1
1

1
1

ОК 01; ОК 02

тия в младшем школьном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Подростковый кризис и детско-родительские отношения: возрастной кризис
отрочества, роль взрослого в психическом развитии подростка.
2. Развитие познавательных психических процессов и учебная деятельность
подростков. Становление формальных операций и развитие мышления в отрочестве.
3. Развитие самосознания подростка: структура самосознания подростка, самооценка
подростков, развитие самосознания в подростковом возрасте. Моральное развитие
подростка. Общение со сверстниками. Социализация подростков. Рисковое поведение
подростков и маргинальность подростковой субкультуры. Основные достижения
подросткового возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Применение знаний об особенностях психического развития в подростковом возрасте при решении педагогических задач.
Тема
1.10. Содержание
Юношеский
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте.
Когнитивное развитие, становление индивидуального когнитивного стиля.
возраст
2. Развитие
личности,
проблема
самореализации
и
самоопределения.
Психологические особенности выбора профессии.
3. Половая идентификация. Отношения между сверстниками, любовь в юношестве.
Феномен юношеской субкультуры. Формальные и неформальные группы, их роль в
развитии и социальной идентичности юношества. Основные достижения юношеского
возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Применение знаний об особенностях психического развития в юношеском возрасте при решении педагогических задач.
Содержание
Тема 1.11.
Психология
1. Понятие зрелости в психологии, виды зрелости. Периодизация зрелого возраста.
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в зрелом возрасте.
зрелости
2. Особенности психического развития в зрелом возрасте: познавательное развитие и
творчество в зрелом возрасте. Развитие интеллекта.
Тема 1.9.
Подростковый
возраст

2/1
1

ОК 01; ОК 02

1
1
3/1
2

ОК 01; ОК 02

1
1
1
1

ОК 01; ОК 02

3. Проблема развития личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого возраста.
Тема 1.12. Пси- Содержание
хология пожи- 1. Психологическая характеристика процесса старения. Понятия «старость» и
«старение». Кризис пожилого возраста.
лого возраста
2. Познавательное развитие в пожилых и старых людей. Общие тенденции
интеллектуального развития пожилых людей. Компенсаторные механизмы в период
старения.
3. Развитие личности в позднем возрасте. Психометрические параметры личности и
стабильность «Я-концепции». Роль общения в пожилом возрасте. Проблемы
обучаемости в течение жизни.
Раздел 2. Педагогическая психология
Тема
2.1. Содержание
Предмет,
1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Связь с другими науками.
проблемы
и Проблема связи педагогического воздействия и развития ребенка. Проблема
соотношения обучения и воспитания. Проблема системного характера развития и
методы
педагогической комплексности педагогических воздействий.
2. Общие и специальные методы педагогической психологии. Методы исследования,
психологии
консультирования и педагогической коррекции. Организационные, процедурные и
оценочные методы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Оптимальная педагогическая подготовка воспитателя.
Содержание
Тема 2.2.
Психология
1. Исходные понятия психологии обучения. Основные психологические проблемы
традиционного обучения. Психологическая сущность программированного обучения.
обучения
Сущность и организация проблемного обучения.
2. Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова. Гипотеза П. Я. Гальперина о
поэтапном формировании умственных действий. Концепция В. В. Давыдова о
содержательных обобщениях в обучении.
3. Контроль процесса обучения и проблемы его формирования. Психологические
вопросы педагогической отметки и оценки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Анализ и решение педагогических ситуаций обучения

1
1

11/7
3/2
1

2
2
3/2
1

2
1

ОК 01; ОК 02

ОК 01; ОК 02

ОК 01; ОК 02

дошкольников (совершенствование восприятия, памяти, мышления, подготовка к обучению в школе).
Практическое занятие 13. Подбор и разработка игр для детей дошкольного возраста,
направленных на развитие познавательных психических процессов.
Содержание
Тема 2.3.
Психология
1. Теоретические вопросы воспитания. Цели воспитания. Зависимость целей
воспитания от состояния и перспектив развития общества. Средства как способы
воспитания
психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения
человека. Методы воспитания. Инструменты воспитания.
2. Социально-психологические аспекты воспитания. Общение и его роль в
воспитании. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание. Формирование и
изменение социальных установок. Фазы психологического воздействия на социальны
установки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания
дошкольников в игровой деятельности.
Практическое занятие 15. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания
дошкольников в трудовой деятельности.
Содержание
Тема 2.4.
Психология
1. Личность педагога. Общие и специальные способности педагога. Индивидуальный
педагогической стиль деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
2. Совершенствование педагогической деятельности. Основные пути и средства
деятельности
самообразования. Стимулирование психологического образования воспитателя.
Психология педагогической саморегуляции.
3. Руководство детскими группами и коллективами. Управление межличностными
отношениями в детских группах и коллективах. Организация детской групповой
деятельности.
4. Руководство педагогическим коллективом. Стиль и методы руководства
коллективом. Пути повышения мотивации педагогической деятельности.
Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Диагностика личностных качеств и способностей (тесты

1
2/1
1

ОК 01; ОК 02

1
1

3/2
1

2
2

ОК 01; ОК 02

«Профессиональная мотивация», «Художник или мыслитель?», «Психологический
тип», «Три я» и др.).
Практическое занятие 17. Составление профессиограммы и индивидуального портрета воспитателя.
Практическое занятие 18. Анализ конфликтных ситуаций в педагогической деятельности воспитателя. Разрешение конфликтов в педагогической деятельности.
Промежуточная аттестация
Всего:

2
36

3. Условия реализации дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1 образовательной
программы по данной специальности.

3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Возрастная и педагогическая психология : учебник для среднего
профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией
Б. А. Сосновского. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2023. —
359 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00052-8. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513567 (дата
обращения: 21.12.2022).
2.
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и
практикум для СПО [Текст]/ Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общ. ред. Т. В.
Скляровой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
1.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.— (Профессиональное образование).—
ISBN 978-5-534-00052-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452619
3.2.2. Дополнительные источники
1. Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева,
Е. А. Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2. Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] /
С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2018. – 234 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО [Текст] / под ред.
Б.А. Сосновского. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
4. Шапошникова, Т. Е. Возрастная психология и педагогика : учебник и практикум
для СПО [Текст] / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. –2–е изд.,
испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. –(Серия : Профессиональное
образование).

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1.Общие компетенции
Код
ОК

Критерии оценки результата
(показатели освоенности компетенций)

ОК.01

 знание более одного способа решения
профессиональной задачи;
 аргументация
выбора
конкретного
способа

ОК.02

 соответствие найденной информации
заданной теме (задаче);
 владение
разными
способами
представления информации;
 результативность и оперативность поиска
информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
 объективный
анализ
найденной
информации;
 использование
широкого
спектра
современных источников информации, в
том числе Интернета при решении
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития

Методы оценки
Кейс-задачи
Устный опрос
Тестирование
Экспертное наблюдение за профессиональным поведением обучающегося в ходе учебного занятия
Устные выступления с презентацией
Реферирование профессионального текста
Защита проектов
Реферирование научного текста
Защита траектории профессионального роста

4.2.Предметные результаты
Результаты обучения
Знает:

предмет, задачи, методы
возрастной психологии

предпосылки и условия
психического
развития,
социальная ситуация развития

взаимосвязь развития и
деятельности,
развития
и
обучения, ведущая деятельность,
зона ближайшего развития;

периодизация
психического
развития;
критические
и
литические
периоды развития

особенности психического
развития на разных возрастных

Критерии оценки

Методы оценки


знание предмета, задач,
методов возрастной психологии

понимание предпосылок
и
условий
психического
развития

анализ
социальной
ситуации развития на разных
этапах онтогенеза

понимание взаимосвязи
развития
и
деятельности,
развития и обучения, понимание
значения ведущей деятельности
в
психическом
развитии
человека на разных возрастных
этапах; понимание значения

анализ и оценка
решения
тестовых заданий

анализ и
оценка решения
ситуационных
задач

анализ и
оценка
презентации по
выбранной теме

анализ и
оценка решения
ситуационных
задач

этапах онтогенеза;

предмет,
проблемы
и
методы
педагогической
психологии;

психология обучения.

концепция развивающего
обучения Л. В. Занкова. Гипотеза
П. Я. Гальперина о поэтапном
формировании
умственных
действий. Концепция В. В.
Давыдова о содержательных
обобщениях в обучении

психология
воспитания.
цели,
средства,
методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социальнопсихологические
аспекты
воспитания.

психология
педагогической
деятельности.
личность педагога. общие и
специальные
способности
педагога. индивидуальный стиль
деятельности педагога. пути и
средства
самообразования.
руководство детскими группами
и коллективами.

предупреждение
и
устранение конфликтов в работе
педагогического коллектива.
Умеет:

анализировать
педагогические
ситуации,
применяя знания об общих и
индивидуальных особенностях,
факторах психического развития,
психологических
механизмах
педагогического процесса;
 применять имеющиеся знания
для решения педагогических задач.

зоны ближайшего развития для
психического развития человека

знание
различных
подходов
к
периодизации
психического развития;

понимание
значения
критических
и
литических
периодов для психического
развития

знание
особенностей
психического
развития
на
разных
возрастных
этапах
онтогенеза

знание предмета, проблем
и
методов
педагогической
психологии

знание
и
сравнение
различных концепций обучения
знание целей, средств, методов,
инструментов,
социальнопсихологических аспектов воспитания


поиск, выбор решения
педагогических ситуаций на
основе применения знаний об
общих
и
индивидуальных
особенностях,
факторах
психического
развития,
психологических
механизмах
педагогического процесса;
использование знаний возрастной и педагогической психологии при решении педагогических
задач


экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения
практической
работы

оценка
результатов
выполнения
практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».