ОП.04 Основы психологии-44.02.01

Приложение 2.25
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

2025

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общая характеристика рабочей дисциплины ОП.04 Основы психологии ...................... 3

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы............................... 3
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ............................................................... 3
2. Структура и содержание дисциплины..................................................................................... 5
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ................................................................................... 5
2.2. Содержание дисциплины ....................................................................................................... 6
3. Условия реализации дисциплины .......................................................................................... 11
3.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................. 11
3.2. Учебно-методическое обеспечение .................................................................................... 11
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ....................................................... 12

1.

Общая характеристика рабочей дисциплины ОП.04 Основы
психологии

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.02 Основы психологии»: формирование у студентов системы
теоретических и практических знаний о природе и закономерностях функционирования
психических процессов, свойствах, состояниях и поведении человека, об основных
способах и методах сбора психологической информации.
Дисциплина «ОП.02 Основы психологии» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
09.

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 01

ОК 02

Уметь

Знать


распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте, анализировать и выделять её
составные части;

определять этапы решения задачи,
составлять план действия, реализовывать
составленный план, определять необходимые
ресурсы;

выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;

владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;

оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)

определять
задачи
для
поиска
информации, планировать процесс поиска,
выбирать
необходимые
источники
информации;

выделять наиболее значимое в перечне
информации, структурировать получаемую
информацию, оформлять результаты поиска;

оценивать практическую значимость
результатов поиска;

применять средства информационных
технологий для решения профессиональных
задач;

 актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
 структура плана для решения задач,
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях;
 основные источники информации и
ресурсы для решения задач и/или
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
 методы работы в профессиональной и
смежных сферах;
 порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности.
 номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
 приемы
структурирования
информации;
 формат оформления результатов
поиска информации;
 современные средства и устройства
информатизации,
порядок
их
применения;
 программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности, в том
числе цифровые средства

ОК.09

Предме
тные
результ
аты


использовать современное программное
обеспечение
в
профессиональной
деятельности;
 использовать
различные
цифровые
средства для решения профессиональных
задач
 понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в
диалогах
на
знакомые
общие
и профессиональные темы;
 строить простые высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия
(текущие
и планируемые);
 писать простые связные сообщения на
знакомые
или
интересующие
профессиональные темы

 понимать общий смысл четко
произнесенных
высказываний
на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на базовые профессиональные темы;
 участвовать в диалогах на знакомые
общие и профессиональные темы;
 строить простые высказывания о себе
и
о
своей
профессиональной
деятельности;
 кратко обосновывать и объяснять свои
действия
(текущие
и планируемые);
 писать простые связные сообщения на
знакомые
или
интересующие
профессиональные темы
 применять знания общей психологии при  предмет,
задачи
и
методы
решении психологических задач;
психологии;
 выявлять индивидуальные особенности  развитие психологии как науки;
познавательной
сферы,
индивидуально-  психика и ее развитие;
типологические и личностные особенности
 сознание и самосознание;
 деятельность, ее психологическая
структура, виды деятельности;
 познавательные
психические
процессы:
ощущения,
восприятие,
внимание, память, мышление, речь,
воображение;
 человек как индивид, субъект,
личность, индивидуальность, структура
личности;
 самосознание,
Я-концепция;
направленность личности;
 эмоции, чувства, воля, темперамент;
 индивидуально-типологические
особенности человека: характер, задатки,
способности.

2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины
Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме (экзамен)
Всего

Объем
в часах
70
0
2
4
76

В т.ч. в форме
практ.
подготовки
34
0
2
4
40

2.2. Содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практических и лабораторных
занятий

1
2
Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Предмет Содержание
и
задачи 1. Предмет и задачи психологии как науки. Сравнительная
психологии
характеристика научной и житейской психологии.
2. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками. Связь
психологии с педагогической наукой и практикой
Тема 1.2. Методы Содержание
изучения психики 1. Понятие о методе научного познания в психологии. Методы
психологии на разных этапах ее развития: метод интроспекции,
объективные методы, психоанализ, методы психологической помощи.
2. Основные методы психологических исследований. Классификация
Б.Г. Ананьева.
Тема 1.3. Психика Содержание
и ее развитие
1. Понятие о психике. Возникновение и развитие психики. Гипотеза А.
Н. Леонтьева о чувствительности. Эволюция психики. Основные стадии
развития психики животных. Общее представление о формах поведения:
инстинкт, научение, навык, интеллект.
2. Физиологические основы психики человека
Тема 1.4. Сознание Содержание
человека
1. Сознание как высшая форма отражения человеком действительности.
Структура сознания.
2. Культурно-историческая концепция развития психики человека.
Понятие высшей психической функции. Основные источники развития

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
9/2
1/-

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
1/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
1/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
2/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

высших психических функций у человека. Сравнение психики человека
и животных.
3. Сознание и бессознательное. Общая характеристика неосознаваемых
психических процессов.
Тема
1.5. Содержание
Деятельность
Основные
понятия
психологической
теории
деятельности.
Макроструктура деятельности. Соотношение внешней и внутренней
деятельности. Освоение деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Решение психологических задач по теме
«Деятельность»
Раздел 2. Познавательные психические процессы
Тема
2.1. Содержание
Ощущения
1. Понятие об ощущениях, функции ощущений. Физиологические
механизмы ощущений. Классификация видов ощущений
2. Основные свойства ощущений: (чувствительность, адаптация,
контраст ощущений, сенсибилизация, синестезия).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Исследование взаимодействий ощущений и
компенсаторных возможностей ощущений
Практическое занятие 3. Решение психологических задач по теме
«Ощущения»
Тема
2.2. Содержание
Восприятие
1. Понятие о восприятии, свойства восприятия: предметность,
целостность, константность и осмысленность восприятия. Зависимость
восприятия от характера деятельности. Роль моторных компонентов в
восприятии.
2. Классификация видов восприятия.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Иллюзии зрительного восприятия
Практическое занятие 5. Решение психологических задач по теме
«Восприятие»
Содержание

4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
2
33/20
4/3

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
3
2
1
4/3

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
3
2
1
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1. Понятие о внимании, функции внимания. Свойства внимания:
устойчивость, объем внимания, переключение, сосредоточенность,
распределение внимания. Рассеянность и ее виды.
2. Виды внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное
Тема
2.3. внимание. Развитие внимания.
Внимание
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Изучение свойств внимания по результатам
диагностического исследования.
Практическое занятие 7. Решение психологических задач по теме
«Внимание»
Тема 2.4. Память
Содержание
1. Определение и общая характеристика памяти. Понятие об
ассоциациях, виды ассоциаций. Процессы памяти. Свойства и виды
памяти.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Исследование индивидуальных особенностей
памяти. Развитие памяти. Мнемотехника.
Практическое занятие 9. Решение психологических задач по теме
«Память»
Тема
2.5. Содержание
Воображение
Понятие о воображении, функции воображения. Виды воображения.
Приемы воображения.
Воображение и творчество. Понятие о креативности. Развитие
воображения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Решение психологических задач по теме
«Воображение»
Тема
2.6. Содержание
Мышление
1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной
деятельности. Виды мышления. Предметно-действенное, нагляднообразное, словесно-логическое мышление.
2. Операции мышления. Процесс решения мыслительных задач. Формы
мышления: понятие, суждение, умозаключение.

2
2
1
1
5/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
2
2
2
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
1
2
2
8/4
4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

3. Развитие мышления
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Исследование особенностей мышления на
основе результатов диагностического исследования.
Практическое занятие 12. Решение психологических задач по теме
«Мышление»
Тема 2.7. Речь
Содержание
1. Речь и ее функции. Речь как средство общения (коммуникация) и
обобщения (мышления). Отличие речи от языка. Значение и смысл.
2. Соотношение мышления и речи. Представление о внутренней речи, ее
структура и значение. Эгоцентрическая речь. Развитие речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Решение психологических задач по теме
«Речь»
Раздел 3. Личность. Индивидуальные особенности личности
Тема 3.1. Человек Содержание
как
субъект, 1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», их
личность
и соотношение. Понятие о человеке как субъекте и личности. Структура
индивидуальность личности. Самосознание личности. Я-концепция. Механизмы
п
с Направленность личности, формы ее проявления.
2.
и
В том числе практических занятий и лабораторных работ
х
Практическое
занятие 13-14. Решение психологических задач по теме
о«Личность»
л
Тема
3.2. Содержание
о1. Общая характеристика эмоций. Физиологическая основа эмоций.
Эмоциональног
волевая
сфера Функции
и виды эмоций. Высшие чувства. Развитие эмоций.
и
личности
2. Воля: понятие, значение. Структура волевого акта. Мотивация и
ч
волевая
активность. Волевые качества человека и их развитие.
еВ том числе практических занятий и лабораторных работ
сПрактическое занятие 15. Психологические состояния и их регуляция.
кПрактическое занятие 16. Исследование волевых качеств личности.
о
й
з

4
2
2
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
2
2
30/20
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
2
2
8/6
2
6
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Практическое занятие 17. Решение психологических задач по теме
«Эмоционально-волевая сфера личности»
Тема
3.3. Содержание
Темперамент
1. Понятие
о
темпераменте.
Физиологические
основы
и
психологические характеристики темперамента.
2. Типологии темперамента.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. Исследование типов темперамента.
Практическое занятие 19. Решение психологических задач по теме
«Темперамент»
Тема
3.4. Содержание
Характер
1. Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера.
2. Типологии характера. Формирование характера.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. Исследование типа характера на основе
самодиагностики.
Практическое занятие 21. Решение психологических задач по теме
«Характер»
Тема
3.5. Содержание
Способности
1. Понятие о способностях. Задатки и способности. Врожденное и
приобретенное.
2. Виды способностей. Развитие способностей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. Исследование творческих способностей.
Практическое задание 23. Решение психологических задач по теме
«Способности»
Промежуточная аттестация
Всего:

2
6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
4
2
2
6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
4
2
2
6/4
2
4
2
2
4
76

ОК 01, ОК 02, ОК 09

3. Условия реализации дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1
образовательной программы по данной специальности.

3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 1. Ощущения и
восприятие : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 302 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10265-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517648 (дата
обращения: 21.12.2022).
2. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 261 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10268-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517650 (дата
обращения: 21.12.2022).
3. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 3. Воображение и
мышление : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10269-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517651 (дата
обращения: 21.12.2022).
4. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для среднего
профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 185 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00903-3. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/490034 (дата обращения: 12.08.2022).
5. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов /
А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02105-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491042 (дата
обращения: 12.08.2022).
6. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6288-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490180 (дата обращения: 12.08.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева,
Е. А. Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2.
Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] / С. В.
Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : Издательство
Юрайт, 2018. – 234 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1 Общие компетенции
Код
ОК

Критерии оценки результата
(показатели освоенности компетенций)

ОК.01

 знание более одного способа решения
профессиональной задачи;
 аргументация
выбора
конкретного
способа

ОК.02

 соответствие найденной информации
заданной теме (задаче);
 владение
разными
способами
представления информации;
 результативность
и
оперативность
поиска информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного
развития;
 объективный
анализ
найденной
информации;
 использование
широкого
спектра
современных источников информации, в
том числе Интернета при решении
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
 эффективность поиска необходимой
информации в российских и зарубежных
источниках:
нормативноправовой
документации, стандартах
 объективность анализа и эффективность
применения
в
профессиональной
деятельности информации, содержащейся в
документации профессиональной области

ОК.09

Методы оценки
Кейс-задачи
Устный опрос
Тестирование
Экспертное
наблюдение
за
профессиональным поведением
обучающегося в ходе учебного
занятия
Устные
выступления
с
презентацией
Реферирование
профессионального текста
Защита проектов
Реферирование научного текста
Защита
траектории
профессионального роста

Экспертное
наблюдение
за
выполнением работ
Оценка
соблюдения
правил
оформления
документов
и
построения устных сообщений на
государственном
языке
Российской Федерации
Реферат.
Отчет
по
научноисследовательской
работе
студентов.
Кейс-метод.

4.2 Предметные результаты
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых рамках дисциплины

применять знания общей
психологии при решении
психологических задач;
выявлять
индивидуальные
особенности познавательной
сферы,
индивидуальнотипологические
и
личностные особенности

использование
знаний
психологии
при
решении
психологических задач;
поиск, выбор и применение
методик
для
определения
индивидуальных особенностей
познавательной
сферы,
индивидуальнотипологических и личностных
особенностей.
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
предмет, задачи и методы знание предмета, задач и
психологии;
методов психологии как науки;
развитие психологии как этапов развития психологии
науки;
как науки;
психика и ее развитие;
понимание возникновения и
сознание и самосознание;
развития психики, сравнение
деятельность,
ее психики животных и человека;
психологическая структура, понимание сознания как формы
виды деятельности;
отражения
человеком
познавательные психические действительности
процессы:
ощущения, знание понятия деятельность,
восприятие,
внимание, структуры деятельности, видов
память, мышление, речь, деятельности;
воображение;
анализ
закономерностей
человек
как
индивид, формирования
различных
субъект,
личность, видов деятельности;
индивидуальность, структура знание
понятия,
видов
личности;
различных
познавательных
самосознание, Я-концепция; психических процессов;
направленность личности;
понимание
значения
эмоции,
чувства,
воля, познавательных психических
темперамент;
процессов в жизни человека;
индивидуальносравнение
познавательных
типологические особенности психических процессов;
человека: характер, задатки, знание проекций человека в
способности.
психологии
(человек,
как
индивид, субъект, личность,
индивидуальность), структуры
личности;
знание
самосознания,
структуры
самосознания,
направленности
личности,
понимание Я-концепции;
оценка
механизмов
психологической
защиты
личности;
понимание значения эмоций,
чувств и воли в жизни
человека;
знание
основных
типов
темперамента;

оценка
результатов
выполнения
практической работы;
экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практической работы.

анализ
и
оценка
решения
тестовых
заданий;
анализ
и
оценка
решения
ситуационных задач;
анализ
и
оценка
презентации
по
выбранной теме

понимание
значения
темперамента
в
жизни
человека, оценка влияния типа
темперамента на деятельность
человека;
знание
индивидуальнотипологических особенностей
человека (характер, задатки,
способности);
понимание значения их в жизни
человека,
оценка
влияния
характера и способностей на
деятельность человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».