Приложение 2.8
к ОПОП-П по специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.08 ИСТОРИЯ
2025
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «История» для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО
«Институт развития профессионального образования»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании».
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
колледж»
государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Ревдинский педагогический
Разработчик:
Соколова Юлия Евгеньевна, преподаватель ГАПОУ СО «РПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«История» ....................................................................................................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «История»......................... 12
3. Условия реализации общеобразовательной дисциплины «История» ................................ 26
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «История»
....................................................................................................................................................... 27
3
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «История»
1.1 Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «История»: формирование и развитие личности обучающегося,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности
вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла
ОПОП-П по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностные результаты
1) в сфере патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и
детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами
в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
3) в сфере духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие
сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных
ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений,
осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4
4) в понимании ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории;
5) в сфере эстетического воспитания: представление об исторически сложившемся
культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
6) в сфере физического воспитания: осознание ценности жизни и необходимости ее
сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; формирование интереса к различным сферам
профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и
социальной среде;
9) в сфере развития эмоционального интеллекта обучающихся: развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии (способность
понимать другого человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных
навыков (способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения).
Метапредметные результаты:
5
В результате изучения истории на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя
общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте.
3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) - извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их
свидетельств;
использовать средства современных информационных и коммуникационных
технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
6
4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе
межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
5. У обучающегося будут сформированы следующие умения в части регулятивных
универсальных учебных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять
способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и другие;
владение приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право
и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения
учебных задач, проблем.
6. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Предметные результаты
1) понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой
экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над
нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой
державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и
других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов
СССР (России);
2) знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн,
исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;
3) умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в
7
Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию,
оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
4) умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
5) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI
века;
6) умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные)
по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать
контекстную информацию при работе с историческими источниками;
7) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI
века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения
ее соответствия исторической действительности;
8) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках;
формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и
представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);
9) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России;
10) умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа
при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
11) знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших
достижений культуры, ценностных ориентиров.
Код
компетенции
Содержание дисциплины «История» направлено в том числе на формирование следующих общих компетенций:
ОК 02
Формулировка
компетенции
Знания, умения
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
8
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе
и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
российских духовнонравственных
ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
ОК 06
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать
современное
программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и устройства информатизации
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
организовывать
работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила
оформления
документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
российских духовно-нравственных ценностей
значимость
профессиональной
деятельности
по специальности
стандарты
антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
9
ОК 07
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства
организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные
ресурсы,
задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
ПК 1.2. Организовывать процесс Умения:
обучения обучающихся, в использовать различные средства, методы и формы
том числе с
организации учебной деятельности обучающихся,
ограниченными
в том числе с ограниченными возможностями
возможностями здоровья, здоровья,
на уроках с учетом особенностей
в соответствии с
учебного
предмета,
возраста
и
уровня
санитарными нормами и
подготовленности обучающихся;
правилами,
использовать современные возможности цифровой
реализовывать
образовательной
среды
при
реализации
программы
образовательных программ начального общего
индивидуального
образования;
развития.
Знания:
современные образовательные технологии, в том
числе
информационнокоммуникационные,
коррекционные;
ПК 2.1. Разрабатывать
Умения:
программы внеурочной
применять
различные
методы
и
формы
деятельности на основе
организации внеурочной работы, выбирать их с
требований ФГОС НОО, учетом
возрастных
и
индивидуальных
ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС особенностей обучающихся, в том числе с
УО, ФОП НОО, ФАОП
ограниченными возможностями здоровья, и их
НОО ОВЗ, ФАОП УО,
родителей (законных представителей)
особенностей и
Знания:
интересов обучающихся, теоретические основы истории
в том числе с
ограниченными
возможностями здоровья,
10
и их родителей (законных
представителей).
ПК 3.1. Проектировать и
реализовывать
современные программы
воспитания на основе
ценностного содержания
образовательного
процесса в начальных
классах, в том числе для
обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья.
ПК 4.2. Организовывать
социальнопедагогическую
поддержку обучающихся,
в том числе с
ограниченными
возможностями здоровья,
в процессе
социализации..
Умения:
находить ценностный аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в
различные
виды
общественно-полезной
деятельности и детские творческие объединения
Знания:
теоретические основы истории
Умения:
находить ценностный аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися проектирование
ситуаций и событий по обеспечению позитивной
социализации обучающихся;
проектировать содержание социально и личностно
значимой деятельности обучающихся с целью
расширения их социокультурного опыта;
Знания:
теоретические основы истории
11
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
«История»
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
136
в т. ч.:
Основное содержание
136
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное содержание – в форме практической подготовки)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
68
68 / 0
2
12
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разСодержание учебного материала, практические работы
делов и тем
1
2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1. Мир в Основное содержание
начале ХХ
Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории. Изменения в
в.
мире в ХХ веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории. Объединенные Нации против нацизма
Первая мировая
и фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие индустриального общества. Инвойна. 1914–1918 гг. дустриальная цивилизация в начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм. Антанта и Тройственный союз. Начало и
первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и последствия Первой мировой войны.
Профессионально ориентированное содержание
Определение результатов Первой мировой войны для России. Описание возможности использования героических подвигов участников Первой мировой войны как средства воспитания патриотических качеств
личности младших школьников.
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг
Тема 2.1. Распад им- Основное содержание
перий
Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны. Образование новых национальных
и образование новых государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Советская власть в Венгрии. Ренациональных
волюционное движение и образование Коммунистического
государств в Европе интернационала. Образование Турецкой Республики.
Тема 2.2. Версаль- Основное содержание
ско-Вашингтонская Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по результатам Персистема
вой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение
международных
Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция и Вашингтонское
отношений
соглашение 1922 года. Влияние Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие международных отношений.
Объем
часов
3
26
4
4
4
1
1
14
2
2
3
2
13
Тема 2.3. Страны Европы
и Северной Америки
в
1920-е гг.
Основное содержание
Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социально-экономической сфере в
странах Запада. Экономический бум. Демократизация общественной жизни, возникновение массового общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов. Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма. Фашистский
режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало борьбы с фашизмом. Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические последствия кризиса конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый
курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в экономике стран Европы и Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры. Нацистский режим в Германии. Подготовка Германии к войне. Победа
Народного фронта и франкистский мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины и значение гражданской войны в Испании
Тема 2.4. Страны Основное содержание
Азии,
Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений в странах Востока. Агрессивная
Африки и Латин- внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный период. Национально-освободительная
ской
борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и политического развития Латинской Америки.
Америки в 19181930 гг.
Тема 2.5. Междуна- Основное содержание
родные
отношения в 1930-е
Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны. Мюнхенский
гг.
сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.
4
Тема 2.6. Развитие Основное содержание
науки и культуры в Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период. Новые научные открытия и тех1914-1930-х гг.
нические достижения. Новые виды вооружений и военной техники. Особенности культурного развития:
архитектура, изобразительное искусство, литература, кинематограф, музыка. Олимпийское движение
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг
Основное содержание
2
4
2
2
2
2
2
8
4
14
Тема 3.1. Начало Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны в Европе. ЗаВторой
мировой хват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в Севойны
верной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед
Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США. Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации
Объединенных Наций. Положение в оккупированных странах. Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления
Тема 3.2. Коренной Основное содержание
перелом, окончание Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение италогерманских войск в Северной Афи важнейшие итоги рике. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление антигитлеровской коалиции: ТегеВторой
мировой ранская конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом океане. Открытие
войны
Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг., их роль в освобождении стран Европы.
Ялтинская конференция. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН. Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну
против Японии, разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и
Хабаровский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. Важнейшие итоги Второй
мировой войны.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг
Тема 4.1. Россия и Основное содержание
мир накануне Пер- Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных потрясений и войн. Завершение территовой мировой войны риального раздела мира и кризис международных отношений. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Военно-политические блоки. Предвоенные международные кризисы. Покушение
на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало войны. Планы сторон
Тема 4.2. Россия в Основное содержание
Первой
Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г. Военные действия 1915 г.
мировой войне
Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Власть, экономика и общество в годы Первой
мировой войны. Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы войны. Политические
партии. Причины нарастания революционных настроений в российском обществе
4
4
4
50
26
4
4
4
4
15
Тема 4.3. Российская
революция: Февраль
1917 г. Октябрь 1917
г.
Тема 4.4. Первые революционные преобразования большевиков
Тема 4.5. Гражданская война
Тема 4.6. Революция
и
Гражданская
война на национальных окраинах
Основное содержание
Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные
политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Изменение общественных настроений.
Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях революции.
Практическое занятие
Работа с источниками
Основное содержание
Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г. Экономическая политика советской власти. Национализация промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План Государственной
комиссии по электрификации Росси Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.
Основное содержание
Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические
установки, социальный состав. Выступление левых эсеров. События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский
мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной армии в Гражданской войне
Профессионально ориентированное содержание
«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений. Создание методической разработки для младших школьников.
Основное содержание
Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на
окраинах России. Строительство Советской Федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Победа советской власти в Средней
Азии и борьба с басмачеством
6
4
2
2
2
2
2
1
1
2
2
16
Профессионально ориентированное содержание
Работа с песенным творчеством, фольклором, кино военных лет. Определение возможности использования
культурного наследия военных лет в начальной школе.
Тема 4.7. Идеология Основное содержание
и культура в годы
Гражданской войны Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви. Наш край
в 1941-1945 гг. (1 ч)
Обобщение
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20- Основное содержание
е гг
Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и экономики. Власть и Церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым
продналогом. Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и противоречия нэпа. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Административно-территориальные реформы и национально-государственное строительство. Политика коренизации. Колебания
политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Внутрипартийная борьба
и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции.
Дипломатические признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Деятельность
Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами. Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования.
Развитие науки и техники. Начало «нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных
настроениях. «Великий перелом». Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и
принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги
курса на индустриальное развитие. Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации.
Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы. Итоги
коллективизации.
2
2
4
3
12
6
4
17
Тема 5.2. Советский Основное содержание
Союз в 30-е гг.
Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная политика. Массовые общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, Всесоюзный ленинский
коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская организация. Национальная политика и национально-государственное строительство. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция. Достижения отечественной
науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования. Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр. Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье и его роль в развитии
мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов. СССР и мировое сообщество в 19291939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы
коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Советско-германский договор о ненападении СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины.
Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне войны.
Практическое занятие
Работа с историческим атласом.
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг
Тема 6.1. Первый пе- Основное содержание
риод войны).
План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжелые бои летом –
осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции. Фронт за линией фронта. Характер войны и цели
гитлеровцев. Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации.
Пособники оккупантов. Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм советских людей.
Государство и Церковь в годы войны
6
4
2
2
12
4
4
18
Тема 6.2. Коренной Основное содержание
перелом в ходе Боевые действия весной и в начале лета 1942 г. Начало битвы за Кавказ. Сталинградская битва. Контрнавойны
ступление под Сталинградом. Ликвидация окруженной группировки врага. Наступление советских войск
в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной
1943 г. Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление Красной Армии. Битва за
Днепр. Укрепление антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного
перелома. «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к
началу 1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение
Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение Прибалтики. ЛьвовскоСандомирская операция
Тема 6.3. Наука и Основное содержание
культура в годы Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура. Литература военных
войны
лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных территориях.
Профессионально ориентированное содержание
Литература военных лет. Чтение и анализ военных произведений для младших школьников.
Тема 6.4. Окончание Основное содержание
Второй
мировой Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и Югославии. Освовойны
бождение Польши. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных
стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская
конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи. Освобождение
Южного Сахалина и Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников.
Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и
мире после войны
Основное содержание
2
2
1
1
1
1
2
2
20
4
2
19
Тема 7.1. США и
страны Европы во
второй половине XX
– начале XXI в.
Тема 7.2. Страны
Центральной и Восточной Европы во
второй половине ХХ
– начале ХХI в
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. Складывание биполярного мира.
План Маршалла и доктрина Трумэна. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы.
Раскол
Основное содержание
Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы в ряде социалистических
стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад
Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и
начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1. Страны Основное содержание
Азии во второй по- Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национально-освободительные движения в Юго-Восточной
ловине ХХ – начале Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа коммунистов
ХХI в
в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция» в Китае. Рыночные реформы в Китае.
Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических странах Азии, их последствия. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и
проблема Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Успехи Китая.
Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма
Тема 8.2. Страны Основное содержание
Ближнего и Сред- Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение и Суэцкий
него Востока во вто- конфликт. Арабоизраильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке. Модернизация в Туррой половине ХХ – ции. Исламская революция в Иране. Создание исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Приначале ХХI в.
чины и последствия арабо-израильских войн, революции в Иране
Основное содержание
2
2
2
10
4
4
2
2
2
20
Тема 8.3. Страны Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее Сахары. Попытки демократизации и
Тропической и Юж- установление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт
ной Африки
в Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки после освобождения от колониальной зависимости во второй половине ХХ в., их причины
Тема 8.4. Страны
Основное содержание
Латинской Америки Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализаво второй половине ция. Революция на Кубе. Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и
ХХ –
гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах Латинской Америки в 1950–1970-х гг.
начале XXI Преобразования «Народного единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Диктаторские
вв.
режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии и усиление левых сил. Причины и последствия
революционных движений на Кубе и в Центральной Америке.
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв
Тема 9.1. Междуна- Основное содержание
родные отношения в Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое соперничество. Международные
конце
1940-х
– отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о
конце 1980-х гг.
запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт. Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия. Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и
ракетный кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны. Конец холодной
войны
Практические занятия
Работа с историческими источниками.
Тема 9.2. Междуна- Основное содержание
родные отношения в Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные интервенции НАТО. Кризис глобального
1990-е – 2024 г.
доминирования Запада. Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Основное содержание
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
21
Тема 10.1. Наука и Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ – начале ХХI в. Ядерная энергетика. Освокультура во второй ение космоса. Развитие культуры и искусства во второй половине ХХ – начале ХХI в.: литература, театполовине ХХ в. – ральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство. Олимпийское движение Глобальные
начале ХХI в.
проблемы современности
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в Основное содержание
послевоенные годы Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью и преступностью. Восстановление и развитие экономики
и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по улучшению жизни
населения. Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии. Идеология, наука, культура и
спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над обществом. Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт. Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР. Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны Азии
Тема 11.2. СССР в Основное содержание
1953- 1964 гг.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ
съезд КПСС и идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв
политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека». Основные
направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы. Социальное развитие. Развитие науки и техники
в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация
науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса. Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки наступления
2
38
22
4
4
6
6
22
Тема 11.3. Политическое
развитие
СССР в 1964- 1985
гг.
Тема 11.4. СССР в
1985- 1991 гг.
оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта. Перемены в повседневной жизни в
1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда. Перемены в
пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе.
Популярные формы досуга. Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий. Новый курс советской внешней
политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны третьего мира
Основное содержание
Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева.
Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г. Особенности социально-экономического
развития СССР в 1964-1985 гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты.
Косыгинская реформа промышленности. Рост социально-экономических проблем. Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская космическая программа. Развитие
образования. Советское здравоохранение. Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей.
Достижения советского спорта. Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные
настроения. Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение
национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства. Национальные
движения. Эволюция национальной политики. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы
внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в
Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма. СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР. Ю.В. Андропов и начало
формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.
Основное содержание
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований М.С. Горбачева:
концепция ускорения социальноэкономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели экономики. Разработка программ перехода
к рыночной экономике. Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литера-
6
6
6
6
23
тура. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности. Реформа политической системы СССР и ее итоги.
Начало изменения советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд
народных депутатов СССР и его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.
СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире. Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных отношений. Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным руководством республик.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Августовский
политический кризис 1991 г. Распад СССР
Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг
Тема 12.1. Россий- Основное содержание
ская Федерация в Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических преобразований. Ваучерная
1990-е гг.
приватизация. Положение в экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление современного парламентаризма. Выборы Президента
Российской Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина. Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы
России после распада СССР. Федеративный договор. Военнополитический кризис в Чеченской Республике. Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества и условиях жизни различных
групп населения в 1990-е гг. Численность и доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с
США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада.
Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
14
6
6
24
Тема 12.2. Россия в Основное содержание
6
ХХI в.
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Утверждение государственной символики.
Военная реформа. Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина. Россия в 2008–
2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Социально-экономическое развитие России в
начале ХХI в. Приоритетные национальные проекты. Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в
системе мировой рыночной экономики. Мировой экономический кризис 2008 г. Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и численности населения. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в
1990-х – начале 2020-х гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература.
Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной системы образования. Средства массовой инфор6
мации. Российский спорт. Государство и основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь. Внешняя
политика в начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового внешнеполитического курса
России в 2000–2007 гг. Рост международного авторитета России и возобновление конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг. Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны.
Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента Российской Федерации в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва. Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО).
Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии
Запада в отношении России. Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество.
Россия – страна героев
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Всего:
136
25
3. Условия реализации общеобразовательной дисциплины «История»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрен учебный кабинет «Гуманитарных и социальных дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
интерактивная доска
Комплект учебно-наглядных пособий:
атлас мира
контурные карты
карта мира
Комплект электронных пособий:
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основное издание:
1.
Мединский В. Р., Торкунов А.В. История. Всеобщая история. 1914- начало
XXI века годы: учебник / В.Р. Мединский, А. В. Торкунов; Минпросвещения России. –
Москва: Издательский центр «Академия».
2.
Мединский В. Р., Торкунов А.В. История. История России. 1914-1945 годы:
учебник / В.Р. Мединский, А. В. Торкунов; Минпросвещения России. – Москва: Издательский центр «Академия».
3.
Мединский В. Р., Торкунов А.В. История. История России. 1945 начало XXI
века: учебник / В.Р. Мединский, А. В. Торкунов; Минпросвещения России. – Москва: Издательский центр «Академия».
26
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины «История»
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных проектов, докладов и
т.п. Обучение по учебной дисциплине «История» завершается экзаменом
Результаты обучения
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Общие компетенции
Профессиональные
компетенции
Показатели освоенности компетенций
Методы оценки
выполнение индивидуальных и груп- Оценка проекта.
Собеседование.
повых исследовательских проектов;
выполнение практико-ориентированных заданий профессиональной направленности;
описание ситуаций;
участие в семинарах;
умение выполнять аналитическую
работу с информацией, текстом;
решение практико-ориентированные
заданий интегрированного характера.
участие в дискуссии по решению
проблемного вопроса;
решение исторических задач (определение исторических фактов и событий);
тестовые задания;
дидактические карточки;
коллективное заполнение обобщающей таблицы;
скоростном ответе» (блиц-ответ);
доклад на заданную тему;
аналитическая работа с историческими источниками.
экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий;
письменные работы проблемного характера.
практико-ориентированные задания
интегрированного характера
Собеседование.
Практическая
бота.
ра-
Собеседование.
Исторические
задачи.
Тестирование.
Контрольные
работы.
Работа с текстом.
Наблюдение.
Собеседование.
Практические
дачи.
за-
27
Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
1. Контрольно-оценочные средства для входной диагностической работы по истории
2.
Кто является основоположником династии Рюриковичей:
a)
Олег Вещий;
b)
Игорь Старый;
c)
Владимир Красное Солнышко;
d)
Рюрик.
3.
a)
b)
c)
4.
нами в:
a)
b)
c)
Автором «Повести временных лет» является:
Нестор;
Кий;
Ной.
Летопись сообщает о призвании варяг для управления славянскими племе900 г.
962 г.
988 г.
5.
a)
b)
c)
Первое единое русское государство имело название:
Древняя Россия;
Владимирская Русь;
Киевская Русь.
6.
a)
b)
c)
Полюдье – это:
сбор дани с вассальных владений;
прошение милостыни у людей;
сбор людей на ярмарке.
7.
a)
b)
c)
Какое прозвище имел Иван IV:
Святой;
Грозный;
Мудрый.
8.
a)
b)
c)
От нашествия какого ига пострадала Русь:
Мусульманского;
Татаро-монгольского;
Татарского.
9.
Куликовская битва произошла в:
a)
1480 г;
b)
1280 г;
c)
1380 г.
10.
Вставьте пропущенное понятие/ событие
__________________ - период в истории России с 1598 года по 1613 год (согласно
некоторым точкам зрения по 1618 год), ознаменованный стихийными бедствиями, сопровождающийся многочисленными случаями самозванства и внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами.
28
11.
a)
b)
c)
12.
воротов».
Первый русский царь из династии Романовых:
Петр I Великий;
Алексей Михайлович;
Михаил Федорович.
Перечислите имена императоров, которые вошли в эпоху «дворцовых пере-
13.
Первым русским императором стал _____________.
14.
Северная война длилась с:
a)
b)
c)
1700-1710 гг.
1700-1721 гг.
1700-1712гг.
15.
Какое название получило правление Екатерины Великой, когда в отношении
дворянства было введено много привилегий?
a)
Смутное время;
b)
период Возрождения;
c)
Бунтарный век;
d)
Золотой век российского дворянства.
16.
партом:
a)
b)
c)
d)
Назовите имя российского императора, который воевал с Наполеоном БонаАлександр I;
Петр I;
Николай II;
Николай I.
17.
Бородинское сражение произошло в:
a)
1721 г;
b)
1812 г;
c)
1914 г;
d)
1942 г.
18.
Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется ______________.
19.
В каком году было отменено крепостное право? Назовите имя императора,
осуществившего данную реформу.
20.
a)
b)
c)
d)
Восстание декабристов произошло в:
1825 г.
1914 г.
1917 г.
1662 г.
21.
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад
в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
29
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва. - Это бомба! – сказал мой брат
Георгий. В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате.
Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей. - Государь убит! – крикнул он.
22.
Первая мировая война длилась с:
a)
1914-1918 гг.
b)
1914-1920 гг.
c)
1914 -1921 гг.
23.
вой войны:
a)
b)
c)
24.
a)
b)
c)
d)
e)
f)
g)
h)
i)
j)
k)
25.
На какие военные блоки делились страны всего мира во время Первой мироЗападники и Славянофилы;
Антанта и Тройственный союз;
Белая армия и Красная армия.
Определите верный порядок наследования престола династией Романовых:
Александр I.
Николай I.
Николай II.
Петр I.
Екатерина I.
Михаил Федорович.
Алексей Михайлович.
Александр III.
Александр II.
Федор Алексеевич.
Иоанн Алексеевич.
Соотнесите имя императора и его прозвище:
Имя императора
Прозвище
1.Петр I
А.Кровавый
2.Николай II
Б.Миротворец
3.Александр III
В.Великий
4.Алексей Михайлович
Г.Освободитель
5.Александр II
Д.Тишайший
30
2. Контрольно-оценочные средства для текущей аттестации
Раздел 1. Практическая работа
«Россия на рубеже XIX—XX в.в»
1. Рассмотрите схему и заполните таблицу.
Особенности
С чем связано государственной вмешательство в экономику?
В чем проявилась многоукладность
российской экономики?
В чем проявлялось отставание аграрного сектора?
В каких отраслях промышленности
отмечался приток иностранного капитала?
Характеристика
2. Работа с понятиями.
Промышленный переворот – это
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Иностранные инвестиции – это
_____________________________________________________________________________.
Многоукладная экономика – это
_____________________________________________________________________________.
Манифест – это _______________________________________________.
Антанта – это _________________________________________________.
3. Кратко охарактеризуйте аграрную реформу П.А. Столыпина.
31
Практическая работа «Первая мировая война»
Работа с историческими текстами
Текст 1. Из официального французского сообщения от 12 вересня1914 г. о поражении немецких войск на реке Марне.
С 24 августа происходит бой на фронте Париж - Верден. От самого начала правый
фланг немцев под командованием фон Клука, который продвинулся 24 августа к мосту Провена, начал отходить, принимая во внимание опасность, быть обойденным нами; ему посчастливилось избежать опасностей, и он ринулся на наш фланг, который обходил его на
севере со стороны Марш и с запада со стороны Урка. Однако франко-английские войска
смогли нанести врагу значительных потерь и задержать его, сколько это было нужно для
успеха нашего наступления в других местах. Теперь враг отступает к рекам Ена и Уаза,
другими слова мы, он отошел за четыре дня на 60-70 километров. Следовательно, первая
фаза на реке Марне склоняется в пользу союзников, потому что правый фланг и центр
немцев в настоящее время отступают.
Вопрос:
1. Почему, по вашему мнению, немецкие войска потерпели поражение в битве на
реке Марне?
Текст 2. Из опыта Верденской операции.
Верденская операция, находившаяся на расстоянии около 300 км от Парижа, считалась перед войной первоклассной. Ее основными укреплениями являлись форты, наружный
пояс которых находился от центра на 7-8 км; линия обвода крепости простиралась на 45 км.
Верденский выступ постепенно в ходе развернувшихся боев превратился в укрепленный
район, протянувшийся на 112км. Рекой Маас разделен район Вердена на сектор правого,
восточного берег, который подвергался первым ударом немцев, и в сектор левого, западного берега. Глубину обороны составляли 4 позиции. Первая позиция прохзодила в 5-7 км
от линии фронта: она состояла из ряда центров сопротивления, рассчитанных на батальон,
и имела линии: передовую, огневой поддержки и земляного редута. Бетонных сооружений
было мало, проволочная сеть, предохранявшая позиции, имела ширину 10-15 км, а местами
до 40 км. За первой позицией толщиной 2-3 км, а на отдельных участках в 4 км шла вторая
и третья позиция.
Вопросы:
1. Почему Верден считался стратегически важным?
2. Какие можно предположить последствия падения Вердена для Франции?
Работа с высказыванием:
32
Фельдмаршал Х. Мольтке утверждал: «Вечный мир – это мечта, и даже далеко не
прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». Подумайте, прав
ли германский фельдмаршал? Почему?
На ваш взгляд, можно ли было предотвратить войну в начале века? Каким образом?
(если да то как, если нет – почему?).
Раздел 2. Советский союз 1920-1930 гг.
Заполните таблицу «Развитие советской культуры в 1930-е гг.
Развитие культуры в послевоенные годы
Автор
Произведение + краткая характеристика
Литература
Театр
Кино
Изобразительное
искусство
Раздел 3. Великая Отечественная война (1941—1945)
Практическая работа «Фильмы о Великой Отечественной войне»
Задание 1. Напишите отзыв к понравившимся фильмам, посвященным Великой Отечественной войне (не менее 3 фильмов). Можно ли показывать данные фильмы учащимся
начальной школы и почему?
Задание 2. Какие методы борьбы с противником применяли партизаны и подпольщики? Какой вклад они внесли в общее дело разгрома врага? Перечислите известных вам
героев-партизан и подпольщиков.
Из воспоминаний комиссара партизанского
отряда в Белоруссии Э.Б. Нордмана.
По образному выражению Льва Толстого, дубина народной войны поднялась и со
всей грозной и величественной силой ударила по врагу… Мировая история войне не знает
такого всенародного вооруженного сопротивления. «Лесная армия» громила гарнизоны,
выводила из строя линии связи, разрушала коммуникации, срывала политические, экономические и военные мероприятия врага, проявляя при этом небывалый героизм и мужество.
33
Партизанами и подпольщиками в боях и в результате диверсий уничтожено или пленено
свыше 1,5 млн. солдат и 67 генералов гитлеровской армии.
Партизаны и подпольщики отвлекали значительные силы противника. Так, на 1 октября 1943 года, по данным генерального штаба вермахта, немцы и их союзники сосредоточили для борьбы против советских партизан около 30 дивизий. Триумфом партизанского
движения была «рельсовая война». Одновременно в одну ночь в конце июня 1943 года на
огромной оккупированной территории по приказу Ставки Верховного Главнокомандования партизаны атаковали железные дороги, вывели из строя железнодорожные магистрали
в тот момент, когда немцам особенно важно подтянуть войска, технику, боеприпасы к решающим битвам. В разгар Курской битвы новая «рельсовая война» под кодовым названием
«Концерт» также спутала планы гитлеровского командования.
Задание 3. Составление презентации на тему «Мой город /поселок в Великой Отечественной войне».
3. Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для собеседования
1.
Российская империя в годы правления императора Николая II (внутренняя по-
литика).
2.
Российская империя в годы правления императора Николая II (внешняя поли-
3.
Переселенческое движение в Сибирь в период Столыпинской аграрной ре-
тика).
формы.
4.
Международное значение Первой российской революции 1905– 1907 гг.
5.
Опишите роль С. Ю. Витте в модернизации экономики России 1900-1914гг?
6.
Охарактеризуйте социальную структуру российского общества начала XX в.?
Перечислите и охарактеризуйте основные социальные группы российского общества?
7.
Россия в годы Первой мировой войны. 1914–февраль 1917 гг.
8.
Россия в 1917 г.: выбор путей исторического развития.
9.
Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции
1918–1920 гг.
10.
Формирование и развитие советского государства в 20-е – 30-е годы.
11.
Поиск путей строительства социалистического общества в 20-е гг. XX в.
12.
Охарактеризуйте лидера политической партии (по выбору).
13.
СССР в 30-е гг. XX в.: политика «великого перелома»
14.
СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. 1939–1945 гг.
34
15.
Охарактеризуйте культурное развитие страны в период 1941-1945 гг.
16.
СССР в первые послевоенные годы. 1946–1953 гг.
17.
СССР в годы хрущевской «оттепели». 1953–1964 гг.
18.
СССР в период 1965–1985 гг.
19.
СССР в период «перестройки». 1985–1991 гг.
20.
Крушение СССР. Россия в условиях либеральных реформ. 1992–2003 гг.
Критерии оценки практических заданий
Отметка «5» – практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности; подобраны необходимые для выполнения предлагаемых
работ источники информации; студенты используют теоретические знания и практические
умения; работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4» – практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно; допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения,
не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана,
последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы); использованы указанные
источники информации; в работе показано знание основного теоретического материала и
овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы; допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3» – практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя; на выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу
дома); студент показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения при
самостоятельной работе.
Отметка «2» – выставляется в том случае, когда студент оказался не подготовленным к выполнению практической работы; полученные результаты не позволяют сделать
правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью; обнаружено плохое
знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
35