Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Рассмотрено на заседании научнометодического совета ГАПОУ СО
«Ревдинский педагогический колледж»,
протокол № 5 от 16.12.2024 г.
Утверждено приказом директора ГАПОУ
СО «Ревдинский педагогический колледж»
№ 54/2-од от 28.12.2024 г.
СЕКЦИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 15-19 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Погадаев Александр Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Ревда, 2024
Содержание
Пояснительная записка .................................................................................................................3
Учебный план ................................................................................................................................8
Содержание учебного плана .......................................................................................................11
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы ..................................13
Список литературы ......................................................................................................................15
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность, педагогическую целесообразность. В процессе занятий у
учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них
физической.
Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта,
объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания
диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья десятиборье, пятиборье и др. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему
физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой
атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических
упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и
проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в
естественных условиях.
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Легкоатлетические
упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко
регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних
органов, центральной нервной системы и организма в целом. Программа ориентируется на
развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе,
предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему
доступен.
Программа направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление
здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой
атлетикой, создание базы разносторонней физической и
функциональной
подготовленности.
Целевая группа - возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы: студенты 15-19 лет.
Режим занятий:
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
3 часа
3 часа
17.00–19.25
17.00–19.25
Общий объем программы: 216 часов
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в форме аудиторных занятий;
численностью до 24 человек.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 минут.
Перечень форм обучения. Форма обучения – очная.
в
групповой
форме
Виды занятий: учебные занятия, открытые занятия; практические и теоретические
занятия.
Формы проведения занятий
групповые учебно-тренировочные занятия;
индивидуальные тренировочные занятия;
учебно-тренировочные мероприятия;
спортивные соревнования.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации (итогов).
Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль
над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся
определяется контрольными испытаниями с помощью тестовых заданий. Перечень и
порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные
требования по общей, специальной физической и технической подготовке для
обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного
биологического возраста детей и подростков и скорректированы с учётом возрастных
особенностей обучающихся.
Цель тестирования – определение исходного уровня физической подготовленности
и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий.
1. Первое тестирование (сентябрь- октябрь) – определение исходного состояния
обучающегося.
2. Второе, третье тестирование (декабрь, май) – определение эффективности
применяемых нагрузок.
По результатам этих тестирований в зависимости от степени достижения того или
иного контрольного норматива проводится коррекция тренировочных нагрузок и перевод
занимающихся на следующую ступень тренировок.
3. Текущее тестирование проводится за 1 – 1,5 недели до начала соревнований,
цель его – определение уровня развития основных физических качеств и их соответствия
контрольные нормативам, обеспечивающим выполнение запланированных спортивных
результатов.
Оценка физической подготовленности обучающихся осуществляется по
результатам тестирования на основе комплекса контрольных упражнений.
Методы и технологии. Процесс обучения строится на единстве активных методов
и приемов работы с учащимися, при котором в процессе усвоения знаний и практических
умений осуществляется физическое развитие учащихся.
На занятиях особое внимание уделяется использованию элементов
здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение здоровья учащихся.
К основным методам обучения, в основе которых лежит способ организации
занятий легкой атлетикой, относятся: словесный, наглядный и практический методы.
Словесный метод: рассказ, лекция, беседа, описание, объяснение, разбор, указания,
оценка действий, команды и распоряжения, подсчет (содержат разнообразные способы и
приемы изложения, которые помогают обучающимся понять, представить и осознать
отдельные или согласованные двигательные действия для правильного их
воспроизведения). Использование словесного метода помогает учителю создать у
обучающихся представление об изучаемом движении, понять его форму и характер,
направленность воздействия, проанализировать и устранить ошибки. Особенности
специфики различных видов легкой атлетики предусматривают использование словесного
метода (объяснения, разбор и оценка действий обучающихся) проводятся в
подготовительной и заключительной частях урока. Во время основной части занятия
возможно 30 применение только кратких указаний и распоряжений, лаконичных команд,
подсчет.
Наглядный метод: показ отдельного упражнения, двигательного действия и
элементов техники различных видов бега, прыжков и метаний, кино- и видеоматериалов, в
том числе соревнований квалифицированных легкоатлетов, учебных, наглядных пособий,
демонстрация (живой показ, пример), жестикуляция, применение дополнительных
ориентиров. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся
конкретные представления об изучаемом движении, развивают наблюдательность, что
особенно важно при изучении техники различных видов легкой атлетики. Просмотр
движения с одновременным воспроизведением темпа его выполнения создают
представление о его форме и характере. Образное объяснение и наглядное восприятие
помогает обучающимся быстрее понять структуру движения, что будет способствовать
быстрому и прочному его освоению. Роль наглядного метода обучения является наиболее
эффективной формой обучения школьников младшего возраста, так как у них явно
выраженная склонность к подражанию.
Практический метод в процессе обучения предполагает активную двигательную
деятельность обучающихся. Данную группу составляют: метод упражнений, целостный и
расчленённый методы разучивания; соревновательный метод; игровой метод.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Устава ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»;
Положения об организации и осуществлении образовательной деятельности
дополнительным общеобразовательным программам ГАПОУ СО Ревдинский
педагогический колледж»
Цель программы: создание условий для массового привлечения детей и
подростков к занятиям лёгкой атлетикой в спортивно-оздоровительных группах.
Задачи программы:
Образовательные:
обучение основным приёмам техники бега, прыжков, метания;
формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их
возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и
физической подготовке обучающихся;
обучение основам техники бега, прыжков и метаний, безопасному поведению на
занятиях на стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже, в спортивном
зале, при проведении соревнований по кроссу и различным эстафетам; отдыхе на природе,
в критических ситуациях.
Развивающие:
всестороннее гармоническое развитие физических способностей обучающихся,
укрепление здоровья, закаливание организма;
развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, равновесия,
координационных способностей);
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями
из раздела «легкая атлетика» и использование их в качестве средств формирования
здоровог образа жизни.
Воспитательные:
воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами
легкой атлетики, в том числе, для самореализации и самоопределения;
воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов.
В результате освоения программы студенты приобретают конкретные результаты.
Предметными результатами освоения программы является:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития легкой атлетикой, характеризовать ее роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять легкоатлетические упражнения как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели развития основных
физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении легкоатлетических упражнений, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения соревнований по
легкой атлетике;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Метапредметными результатами изучения программы является:
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Личностными результатами изучения программы является:
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Название раздела, темы
Количество часов
Форма
всего теория практика аттестации/
контроля
Вводное занятие. План работы. Правила 2
1
1
тестирование
поведения и ТБ на занятиях. Значение
легкоатлетических
упражнений
для
подготовки к трудовой деятельности, к
защите Родины.
Лёгкоатлетическая
разминка.
Спец 6
1
5
упражнения. Медленный бег 5минут.
ОФП Изучение техники бега на короткие
дистанции
Разминка. Высокий старт. Бег с 6
1
5
ускорением 3х30.медленный бег
Разминка. Спец. упражнения. Повторный 6
1
5
бег. Круговая тренировка. Упражнения
для развития силы, выносливости.
Низкий старт. Бег на короткие дистанции- 6
1
5
техника бега.
Медленный бег 6м. Развитие гибкости. 4
4
Упражнения у шведской стенки. Игра
«Перестрелка»
Бег «под гору», «на гору» Техника бега.
2
2
Бег на короткие дистанции: 30, 60, 100 м - 6
1
5
совершенствование стартового разгона
Разминка. Техника метания мяча - 6
6
совершенствование
Упражнения
с
гантелями. Развитие силы.
Разминка. Спец упражнения. Обучение 6
1
5
тестирование
технике эстафетного бега. Техника
эстафетного бега 4х40м
Совершенствование метания мяча на 4
4
дальность Работа в парах.
Разминка. Спец. упражнения. Повторный 6
1
5
бег. Круговая тренировка. Техника
спортивной ходьбы - обучение
ОФП – подвижные игры
2
2
Специальные беговые упражнения
4
1
3
Разминка в движении. Бег на короткие 4
4
зачет
дистанции 60, 100м – зачёт
Бег на средние дистанции 300-500 м.
2
2
Бег на средние дистанции 400-500 м.
2
2
Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. 4
4
Развитие выносливости.
Гигиена спортсмена и закаливание. Беседа 2
1
1
Медленный бег. ОФП.
Техника
эстафетного
бега
- 4
4
совершенствование. ОФП
21 Бег средним темпом. Спец упражнения.
Повторный бег 2х60 м
22 Разминка. Равномерный бег 1000-1200 м.
23 Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000
м.
24 Кроссовая
подготовка.
Бег
по
пересеченной местности с преодолением
препятствий.
25 Разминка. Круговая тренировка. Развитие
выносливости
26 Бег на средние дистанции 300-500м
27 Подвижные игры и эстафеты
28 Соревнование. Экспресс-тесты
29 История развития легкоатлетического
спорта. Беседа с презентацией. Бег
средним темпом в чередовании с ходьбой
до 1500 м
30 Бег средним темпом в чередовании с
ходьбой до 1500 м. Развитие координации.
Упражнения на баллонах.
31 Техника безопасности и предупреждение
травматизма на занятиях. Спортивная
ходьба-совершенствование
32 Спортивная ходьба-совершенствование
33 Разминка. Низкий старт, стартовый разбег
ОФП - подтягивания
34 Разминка. Низкий старт, стартовый разбег
35 Бег средним темпом в чередовании с
ходьбой. Бег по повороту
36 Кроссовая
подготовка.
Бег
по
пересечённой местности
37 Бег средним темпом в чередовании с
ходьбой. Бег 500м средним темпом. Игры
38 Разминка. Спец упражнения. Метание
мяча
в
вертикальную
цель.
Совершенствование эстафетного бега
39 Бег 700м
40 Метание гранаты - обучение (граната 200
гр)
41 Разминка. Упражнения возле баллонов.
Кросс1000м с выполнением заданий по
станциям
42 Челночный бег
43 Разминка. Кросс 1000 м
44 Бег 60, 100 м
45 Кросс 1300 м
46 Прыжок в длину с разбега. Места занятий,
их оборудование и подготовка
47 Кросс 1500 м
48 Метания
4
4
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
6
2
2
2
5
1
2
4
тестирование
2
1
3
2
4
2
4
4
2
4
2
4
4
2
2
2
2
2
6
тестирование
1
тестирование
2
5
4
4
2
2
2
2
6
2
2
2
2
6
2
2
2
2
тестирование
49 Кросс 2000 м
50 Встречная эстафета. Совершенствование
передачи эстафетной палочки.
51 Бег
7
мин
медленным.
Техника
безопасности во время работы с
набивными мячами легкой атлетикой.
Упражнения с набивными мячами в парах.
Развитие силы
52 Равномерный бег 1000-1200м
53 Челночный бег 3х10м и 6х10 м. Развитие
силы.
54 Разминка.
Специальные
беговые
упражнения. Работа по станциям с
выполнением заданий на развитие
физических качеств.
55 Эстафетный бег. Кросс 1000м
56 Ознакомление с правилами соревнований.
Бег
60,
100м.
Подготовка
к
соревнованием.
57 Бег 500-800м
58 ОФП – прыжковые упражнения Прыжок в
высоту-совершенствование
техники
прыжка
59 Круговая эстафета. Бег по пересечённой
местности. Судейство соревнований
60 Места занятий, их оборудование и
подготовка. Метание мяча, гранаты
61 Разминка. Спец упражнения. Прыжок в
длину с разбега - совершенствование.
Развитие прыгучести.
62 Разминка. Спец упражнения. Прыжок в
длину с разбега – совершенствование.
Игра в футбол.
63 Разминка.
Круговая
эстафетасовершенствование передачи эстафетной
палочки. Бег по пересечённой местности.
64 Соревнования в парах. (приседания,
прыжки
на
скакалке,
отжимание,
упражнения на пресс). Игры
65 Контрольные нормативы. Бег на 60 м,
метания, прыжки с места.
66 Контрольные нормативы. Бег на 100 м,
прыжки с разбега.
67 Контрольные нормативы. Бег на 100 м,
прыжки с разбега
68 Итоговое занятие игра «Лапта»
Всего
2
2
4
2
2
1
3
2
4
2
4
4
4
2
4
2
3
1
тестирование
тестирование
2
4
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
тестирование
2
2
тестирование
2
2
тестирование
2
2
тестирование
2
216
2
201
тестирование
15
Содержание учебного плана
План секционных занятий по легкой атлетике включает в себя теоретическую,
общую физическую и специальную физическую, техническую и тактическую подготовку.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по общей
физической подготовленности, методическое обеспечение и литература.
Теоретическая подготовка предполагает изучение следующих вопросов
1. История развития легкой атлетики в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. (Понятие «физическая
культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение
физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической
культуры в воспитании молодежи.)
3. Физическая подготовка легкоатлетов.
4. Техническая и тактическая подготовка.
5. Психологическая подготовка. (Мотивация к регулярным занятиям спортом.
Воспитание
чувства
ответственности
перед
коллективом.
Инициативность,
самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.)
6. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсменов. (Понятия о
гигиене. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Режим дня
спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков.
Профилактика вредных привычек.)
7. Врачебный контроль. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. (Понятия
об утомлении и переутомлении.)
8. Значение общей физической подготовки. Утренняя зарядка. Разминка.
(Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание
организма спортсмена. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения
и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.)
9. Организация и проведение соревнований. Правила судейства.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий легкой атлетикой.
11. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях.
Физическая подготовка Общая физическая подготовка
1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с
партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с
мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок,
стенка, скамейка, канат).
2. Подвижные игры.
3. Эстафеты.
4. Полосы препятствий.
5. Упражнения с гантелями, эспандерами, на тренажерах.
Специальная физическая подготовка
1. Упражнения для развития быстроты движений.
2. Упражнения для развития специальной выносливости.
3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
4. Упражнения для развития ловкости.
Техническая подготовка
1.Изучение техники бега (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза,
изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт, высокий старт,
стартовый разбег).
2. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой,
изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение
стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение
техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок,
выполнение стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту,
изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования,
совершенствование в технике бега, бег 60 м).
3. Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета. Совершенствование
техники эстафетного бега).
4. Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние
дистанции 400-800 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый
разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. Равномерный бег 10001200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег
3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
Тактическая подготовка
Ознакомление с тактикой бега на длинные дистанции и прыжков в длину и высоту
на соревнования.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей
программы
КАЛЕНДАРЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
Время проведения
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
Форма
проведения
групповая
групповая
групповая
групповая
Количество
часов
3
3
3
3
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
групповая
3
Сентябрь
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
групповая
3
Октябрь
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
групповая
3
Ноябрь
Декабрь
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
ВТ, ЧТ 17.00-19.15
групповая
групповая
3
3
Место проведения
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный
зал/стадион
Спортивный
зал/стадион
Спортивный
зал/стадион
Спортивный
зал/стадион
Спортивный зал
Спортивный зал
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Помещения для занятий
Спортивный зал, стадион
Оборудование учебного кабинета
№ п/п
Наименование спортивного инвентаря
Единица
Количество
измерения
изделий
1.
Барьер легкоатлетический универсальный
штук
7
2.
Палочка эстафетная
штук
10
3.
Стартовые колодки
пар
4
Дополнительное и вспомогательное оборудование, спортивный инвентарь
4.
Гантели переменной массы от 3 до 12 кг
пар
4
5.
Грабли
штук
2
6.
Доска информационная
штук
2
7.
Мат гимнастический
штук
2
8.
Мяч для метания 140 г
штук
6
9.
Рулетка10 м
штук
1
10. Рулетка 20 м
штук
1
11. Секундомер
штук
3
12. Скамейка гимнастическая
штук
6
13. Стенка гимнастическая
пар
4
14. Скакалки
штук
15
15. Перекладины
штук
4
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1.
Международная
ассоциация
легкоатлетических
федераций
http://www.iaaf.org/
2.
Министерство просвещения России - https://edu.gov.ru/
3.
Министерство спорта РФ - https://www.minsport.gov.ru/
4.
Портал центра образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
5.
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность)
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/22/printsipy_i_metody_vyyavleniy
a_odarennyh_detey _sportivnaya_odarennost.pdf
6.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
7.
Федерация легкой атлетики России - http://rusathletics.info/
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Важным звеном управления подготовкой спортсменов является система
педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной
направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения.
С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в
подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и
методов тренировки. один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом –
правильный выбор контрольных упражнений (тестов).
Программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60,
100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны
туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно
характеризуют развитие основных физических качеств. Контрольное тестирование
должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до
соревнований.
№
Физические
Контрольные
Юноши
Девушки
п/п
способности
упражнения
в
ср
н
в
ср
н
(тест)
5
4
3
5
4
3
Координационные Челночный бег
8,6
9,0
9,3
9,0
9,5
10,0
способности
4х9 м (сек)
10х10 м (сек)
23
25
27
28
30
32
4 кубика
38
40
43
44
46
48
5 м за 15 сек.
60
55
50
55
50
45
(кол-во метров)
Игровой ч-к
13
14
17
14
17
19
Полуёлочка
21
22
23
23
25
27
СкоростноПрыжки со
130
110
100
150
130
110
силовые
скакалкой за 1
мин
Выпрыгивание
55
50
45
50
45
40
из
полного приседа
(кол-во раз,1
мин)
Бег 60 м
7,8
8,2
8,7
8,9
9,4
9,9
Бег 100 м
12,7
13,4
14,2
14,8
15,8
17,0
Бег 1000 м
2.20,0 2.30,0 2.40,0 2.45,0 3.00,0 3.15,0
Прыжки в длину 230195180205
195
175
с
места
Тройной прыжок
Силовые
Подтягивание
КСУ – серии
(юн.- 10
повторений в
одном упр, дев.8 раз)
Бросок н/мяча
из-за головы
240
229
195
700720
14
5
650699
12
4
600649
10
3
530570
30
5
480530
25
4
470479
20
3
750
650
550
480
430
380
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой
атлетике. М.: ФиС. 1982.
2. Арутюнян Т. Метание гранаты. Метод. газ. «Спорт в школе». № 7. 2006.
3. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств тренера и
спортсменов на эффективность межличностных отношений // Вестник физической
культуры и спорта. - 2016. - № 3.
4. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической подготовки
в легкой атлетике // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - №
26.
5. Гойхман П.М., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС. 1972.
6. Должиков И.Н. Бег на длинные дистанции (для школы) // Физкультура в школе.
№ 6. 2006. С.36.
7. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е издание. М.: изд-во «Академия». 2005.
8. Машковцев А. Соревнования по легкой атлетике в малокомплектной школе.
метод. газ. «Спорт в школе». № 19. 2005. С.16.
9. Мехрикадзе, В. В. Барьерный бег : техника и методика обучения : учеб.- метод,
пособие для студентов, обучающихся в унив. физ. культуры, фак. физ. воспитания и
общеунив. каф. физ. воспитания и спорта / В. В. Мехрикадзе, Л. А. Черенева; Российский
гос. социальный университет. - М„ 2008. - 78 с.
10. Мехрикадзе, В. В. Метание копья : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Б. В. Ермолаев. - Минск : БГУФК, 2010. — 35 с.
11. Мехрикадзе, В. В. Толкание ядра : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Л. И. Мальцева. — Минск : БГУФК, 2010. — 32 с.
12. Мехрикадзе, В. В. Прыжки в высоту : пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]. Минск : БГУФК, 2011. - 33 с.
13. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: учебник для институтов
физической культуры. М.: ФиС. 1989.
14. Орлов, Р. В. Легкая атлетика / Р.В. Орлов. - М.: Олимпия Пресс, 2006. - 528 c.
15. Питер, Питер ДЖ. Томпсон Л. Томпсон Введение в теорию тренировки.
Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Питер ДЖ. Питер Л.
Томпсон Томпсон. - М.: Человек, 2014. - 192 c.
Список литературы для учащихся (родителей)
1. Аудиовизуальные средства обучения: Комплексы упражнений (альбом) на
развитие силы, выносливости и т.д.; съемки учебно-тренировочных занятий; видеозаписи
на спортивную тематику; видеосъемки спортивных мероприятий, соревнований.
2. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. - М.:
Физическая культура, 2010 г.
Список используемых источников
1. Берестовская А.Л. Индивидуализация многолетней подготовки в метании
диска на этапе углубленной тренировки и спортивного совершенствования. Автореферат.
- М., 1992.
2. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды
развития // Теория и практика физической культуры. -1977.
3. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии
отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с
4. Зеличенок В.Б. Критерии отбора как основа комплектования сборных
национальных команд по легкой атлетике. - М., 1998. - 116с.
5. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - Киев: Здоровья,
1990. - 60 с.
6. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней
подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.:ВНИИФК, 2003. - С.86- 89.
7. Креер В.А., Радчич И.Ю. Программирование микроциклов легкоатлетовпрыгунов на этапах годичной подготовки: Методические рекомендации. - М.: ВНИИФК,
1995. - 38 с.
8. Королев Г.И. Да здравствует ходьба! Энциклопедия ходьбы человека. - М.:
Мир атлетов, 2003. - 417 с.
9. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для
системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский
спорт, 2003.
10. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в
юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.
11. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977.
- 271 с.71
12. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.:
Физическая культура, 2010. – 240с.
13. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.:
Физическая культура, 2010. – 208с.
14. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ.,
М., 1995.
15. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ:
Методические рекомендации. М.: Советский спорт, 2003
16. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. - М.:
1999.
17. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР //
Сборник официальных документов и материалов. - 2001. -№ 5. - С. 27-42.
18. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми,
подростками, юношами и девушками. - М., 1995.-91 с.
19. Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации»
20. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев.
Олимпийская литература, 2001
21. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростно- силовых
качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. – М.: Советский спорт,
№ 1, 2003.
Приложение
Определение и оценка уровня развития
физических способностей у обучающихся
Получить точную информацию об уровне развития физических способностей
(высокий, средний, низкий) у детей школьного возраста можно с помощью
соответствующих контрольных упражнений (двигательных тестов). Тестами для оценки
развития физических способностей являются простые по исполнению и не требующие
специального разучивания упражнения. Они выполняются в определённой
последовательности: вначале на быстроту и координацию, затем на скоростно-силовые
способности и гибкость, далее на силу и в заключении на выносливость.
Описание тестов
Челночный бег 30х10 метров
Используется для определения скоростных качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- из положения «высокого старта» по сигналу тренера испытуемый пробегает 10 м
до противоположной линии, обегает набивной мяч возвращается назад, снова обегает
набивной мяч, бежит в третий раз и финиширует. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер
Прыжок в длину с места
Используется для определения скоростно-силовых качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- из исходного положения, стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со
стартовой чертой выполняется прыжок вперёд с места на максимально возможное
расстояние. Приземление осуществляется на обе ноги одновременно. Результат
фиксируется по ближней точке тела к линии старта (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка, гимнастические маты
Наклоны туловища вперед из положения сидя на полу
Используется для определения подвижности в суставах.
Организационно-методические указания (ОМУ):
На полу проводят две перпендикулярные пересекающиеся линии. На одну из них
наносят разметку в сантиметрах. Учащиеся принимают положение сед ноги врозь, ступни
вертикально.
Наклоняется вперёд до предела, не сгибая ноги в кленных суставах. Руки вперёдвнутрь, ладони вниз. Результат определяется от нулевой отметки до третьего пальца руки.
Результат фиксируется (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка
Бег 30 метров
Используется для определения скоростных качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя испытуемый
выполняет рывок от линии старта до преодоления полной дистанции. Результат
фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер
Бег 1000 метров
Используется для определения скоростной выносливости.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- Тест проводится на ровной беговой поверхности. Из положения «высокого
старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет равноускоренный бег
до преодоления полной дистанции. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер, сажень
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система
педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной
направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С
помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в
подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и
методов тренировки.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом – правильный
выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает
следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м,
прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание
набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных
физических качеств.
Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на
протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.