ДООП Чудо лепка, 216 час

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Рассмотрено на заседании научнометодического совета ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж», протокол № 5 от 16.12.2024 г.

Утверждено приказом директора ГАПОУ
СО «Ревдинский педагогический колледж»
№ 54/2-од от 28.12.2024 г.

«ЧУДО ЛЕПКА»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
возраст обучающихся: 15-18 лет
срок обучения 1 год

Составитель
Чудинова Нина Михайловна,
педагог дополнительного образования

Ревда, 2024

Содержание
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
Учебный план .......................................................................................................... 8
Содержание учебного плана ................................................................................ 10
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы ........... 14
Список литературы ............................................................................................... 17

2

Пояснительная записка
Направленность программы - художественная.
Актуальность. Программа «Чудо-лепка» способствует формированию художественно-эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному
наследию России. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, является отличной школой развития творческой инициативы и самостоятельности,
конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому и художественному творчеству, формирует нравственные представления и содействует творческому отношению к окружающему миру.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда. Это является основой здорового образа жизни человека, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе образования детей социальный заказ на формирование творческой развитой личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Лепка из различных материалов способствует развитию способности обучающихся
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е.
активному присвоению нового социального опыта. Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, в его руках находится реализация проекта.
Целевая группа - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: студенты 15-18лет.
Режим занятий:
Понедельник
2 часа
16.30–18.00

Вторник
2 часа
16.30–18.00

Среда
1 час
16.30–17.15

Четверг
1 час
16.30–17.15

Пятница

Общий объем программы: 108 часов
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия кружка проводятся в форме аудиторных занятий; в групповой форме численностью до 24 человек.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 минут.
Перечень форм обучения. Форма обучения – очная.
Виды занятий: учебные занятия, открытые занятия; практические и теоретические
занятия, выставки.
При построении образовательного процесса невозможно отдельно отразить теорию
и практику, поэтому практическая реализация программы осуществляется в интегрированной форме. Теоретической частью занятий являются вводные беседы, которые знакомят учащихся с традициями русского народа, технологическими особенностями глиняной
массы, композиции, стилизации и т.д. Беседы сопровождаются демонстрацией видеомате3

риалов, иллюстраций и т.п. В программе используются музыкальный материал для прослушивания, поэтические тексты. Таким образом, идет переработка вербальных впечатлений в визуальный образ на примерах поэзии, звуках природы, музыки, что дает наибольший воспитательный эффект. Такое сотворчество является опытом интуитивного постижения мира.
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия, индивидуальные занятия.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации (итогов):
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого
коллектива. Так как занятия дополнительным образованием не имеют четких критериев
определения результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных
образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, выставки
детского творчества, участие в городских, областных выставках декоративно-прикладного
и технического творчества, конкурсах различного уровня, а также используется тестирование уровня обученности по темам.
Методы и технологии. Процесс обучения строится на единстве активных методов
и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний и практических умений у учащихся развиваются творческие начала.
Методы обучения, на которых базируется программа:
Объяснительно-иллюстративный – сообщение готовой информации различными
средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой
информации обучающимися: просмотр обучающих презентаций, выставок готовых изделий и образцов, обучающие лекции и беседы, выполнение упражнений.
Репродуктивный - выполнение заданий по образцу или алгоритму: работа по технологической карте, схеме, работа совместно с педагогом.
Проблемный метод – решение проблемных задач, в ходе которого приобретаются
навыки логического, критического мышления: мозговой штурм, задания типа «найди способ», «предложи идею».
Частично-поисковый метод: самостоятельная работа обучающихся, эвристическая
беседа, популярная лекция, составление плана разрешения определенной проблемы, проектно-исследовательская деятельность.
Для успешной реализации программы применяются педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение (выполнение заданий с учетом уровня подготовки обучающегося);
Коллективный способ обучения (взаимопомощь, взаимокоррекция, обмен мнениями, совместное выполнение заданий);
Проблемное обучение (постановка проблемы, анализ, предложения по решению
поставленной проблемы);
Технологии развивающего обучения (работа со схемами, рисунками, компьютерными программами);
Технология проектно-исследовательской деятельности;
Информационно - коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

4

 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Устава ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»;
 Положения об организации и осуществлении образовательной деятельности
дополнительным общеобразовательным программам ГАПОУ СО Ревдинский
педагогический колледж»
Цель программы: является создание условий для развития творческих способностей детей на
основе освоения ими технологии художественной лепки из различных материалов
Задачи программы:
Образовательная:
1) общее знакомство с традиционным народным творчеством и воспитание любви
к народным традициям и промыслам;
2) знакомство со средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве;
3) изучение технологических особенностей глиняной массы;
4) знакомство с разновидностями и качеством пластичных материалов (пластилин, тесто, пластика);
Развивающая:
1) развивать творческие способности детей;
2) расширить кругозор.
3) развивать фантазию, внимание, память, воображение;
4) развивать мелкую моторику рук, глазомер;
5) развивать способность к проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательная:
1) воспитывать у детей трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность;
2) воспитывать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности;
3) воспитывать художественный вкус;
4) воспитывать умение работать в коллективе, уважение к окружающим людям.
В результате освоения программы студенты приобретают конкретные результаты.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
 развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, художественный вкус, сформировать познавательные интересы.
 расширить знания в терминологии, технологии выполнения ручных работ, законах композиции.
 использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях.
5

 создавать полезные и практичные изделия, улучшая условия той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают.
 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении кабинета, своего жилища.
Предметные:
 знают сведения о музеях города;
 знают пластические возможности глины;
 знают понятия о стилизации в декоративных разработках изделия;
 знают законы композиции: ритм и симметрия, контрасты, композиционный
центр, пропорциональность, равновесие;
 знают технологию соединения деталей;
 знают приемы создания формы круговым налепом;
 знают технологию росписи;
 знают приемы формообразования;
 знают приемы декорирования;
 знают творчество народных умельцев;
 знают особенности и своеобразия росписи глиняной игрушки;
 знают оформление изделия орнаментом, лепкой или росписью.
 умеют грамотно и последовательно вести работу;
 умеют выбирать пластический язык при создании образа;
 умеют создавать фактуру на поверхности глиняного пласта;
 умеют передавать характерные позы, черты, пластику изображаемых животных;
 умеют создавать выразительный образ.
Метапредметные:
 умения составлять план и последовательность действий;
 определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им
действий с учётом конечного результата;
 умения осуществлять контроль по результату и способу действия;
 адекватно оценивать результат выполнения задания и адекватно воспринимать
оценку своих работ от окружающих;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием специальной литературы, интернет ресурсов;
 устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, планировать деятельность исследовательского характера, выбирать эффективные способы изготовления изделий из глины; анализировать объекты;
 проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;
 проводить наблюдения и эксперименты по использованию глины;
 делать выводы.
 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
6







формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнера.

Личностные:

мотивация к обучению, познанию и готовность к саморазвитию;

умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

творческий подход при работе над изделием;

первоначальные представления о лепке из глины как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для человека;

устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного творчества в работе с глиной, новым способам и неожиданным решениям в технологии и материаловедении, новым способам самовыражения;

усидчивость, терпеливость;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности

7

Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела
всего
28
18
24
42
104

Вводный раздел
Техника декорирования
Рельефные композиции
Пластические композиции
Народное искусство и
художественные промыслы
ИТОГО

Количество часов
теория
практика
7
21
3
15
4
20
5
37
11
93

216

40

176

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

9.

10.

11.

12.

Название раздела, темы

Количество часов
всего
теория практика
Вводный раздел
28
7
21
Введение. Декоративно-прикладное
4
2
2
искусство. Правила техники безопасности .
Керамика, ее особенности и свойства
4
1
3
Виды керамики. Майолика, фаянс,
4
1
3
терракота, фарфор.
Основные виды керамических изде6
1
5
лий и технология создания.
Производство посуды Лепка восточ6
1
5
ной пиалы из куска.
Производство посуды методом литья
4
1
3
в гипсовую форму.
Техника декорирования
18
3
15
Раскатывание глиняного пласта. Де6
1
5
корирование способом оттиска.
Глиняная палитра фактур: валики, пе6
1
5
чатки, сетки, штампы, мешковина,
кружева.
Понятие «силуэт». Создание фактуры
6
1
5
на поверхности пласта стеками.
Знаки - символы: земля, вода, солнце.
Рельефные композиции
24
4
20
Понятия: рельеф, барельеф, горельеф.
8
1
7
Выполнение эскиза, проработка линии контура.
Роспись композиции (гуашь, акрил).
4
1
3
«Подводный мир». Приемы смешивания красок, использование лессировки.
Анималистический жанр. Лепка по
6
1
5
8

Форма
аттестации/
контроля
тестирование

выставка

13.

14.

15.
16.

17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

представлению.
Понятия симметрии и ритма, создание красочного образа бабочки. Декоративные накладки.
Пластические композиции
Пропорции, взаимосвязь фигур, их характерные особенности. Конструктивный способ лепки, соединение деталей на жидкую глину.
Лепка игрушки по мотивам народных
образцов.
Лепка медвежонка с натуры. Передача формы, соотношение частей, фактуры мохнатой шкуры медвежонка.
Круговой налеп. Декоративная посуда
Деревенский кувшин. Жгутиковый
метод
Изготовление шкатулки методом пластов. Декорирование.
Народное искусство и
художественные промыслы
Скопинская художественная керамика. «Диковинные сосуды».
Таволжская игрушка-свисток
Экскурсия в Нижние Таволги и
Верхние Таволги.
Дымковская игрушка. Лошадка.
Дымковская птица
Дымковская барышня. Сюжетная
композиция.
Роспись дымковской игрушки
Филимоновская игрушка
Роспись филимоновской игрушки
Каргапольская игрушка
Роспись каргапольской игрушки
Экскурсия в областной Центр Народной культуры. Межрегиональная выставка промыслов и ремесел Среднего
Урала « Традиции и современность».
Итого:

9

6

1

5

42
8

5
1

37
7

8

1

7

4

4

8
8

1
1

7
7

6

1

5

104

12

93

9

1

8

9
9

1

8
9

9
9
9

1
1
1

8
8
8

8
9
8
9
8
8

1
1
1
1
1
1

7
8
7
8
7
7

216

40

176

выставка

выставка

Содержание учебного плана
Раздел I. Декоративно-прикладное искусство
Тема № 1.Введение. Декоративно-прикладное искусство. Правила техники
безопасности
Керамика - один из видов декоративно-прикладного искусства. Формирование
представления о месте искусства в жизни, приобщение детей к миру окружающей красоты. Знакомство с искусством лепки. Древняя керамика Вавилона, Древнего Египта, Греции, Индии, Китая, Японии.
Практика: выполнение упражнений, изготовление простых форм (шар, жгут,
пласт).
Тема № 2. Керамика, ее особенности и свойства.
Глина - живой и благородный материал. История возникновения керамики. Керамика и три стихии - вода, огонь, земля, ее значение в жизни человека. Влияние традиций,
образа жизни и благосостояния населения на развитие художественных ремесел.
Практика: выполнение упражнений, нанесение различной фактуры на пласт
Тема №3. Виды керамики. Майолика, фаянс, терракота, фарфор
Основные виды керамики (майолика, фаянс, терракота, фарфор). Технологии создания изделий.
Практика: лепка фигурок животных по памяти и по мысленному представлению.
Основные виды керамических изделий.
Тема № 4.Основные виды керамических изделий и технология создания
Знакомство с простейшими приемами лепки, инструментами, помогающими в работе с глиной, изучение правил техники безопасности.
Практика: выполнение простых форм, упражнение на мелкую моторику.
Тема № 5.Производство посуды Лепка пиалы из куска
Особенности способа лепки из целого куска.
Практика: лепка восточной пиалы.
Тема№6. Производство посуды методом литья в гипсовую форму
Знакомство с основными принципами промышленного производства посуды методом литья. Объяснение понятий «модель», «форма», «отливка».
Практика: отливка формы кувшина в гипсовую форму.
Раздел II. Техника декорирования
Тема № 7. Раскатывание глиняного пласта. Декорирование способом оттиска.
Декорирование керамики способом оттиска.
Практика: раскатывание глиняного пласта. Отпечатывание текстильной фактуры,
мешковины, кружевного полотна. Выполнение упражнения направлено на техническое
совершенствование изобразительной техники на глине.
Тема № 8.Глиняная палитра фактур.
Практика: использование пластических свойств глины для создания неповторимой
фактуры поверхности пласта, используя валики, печатки, растительные штампы, сетки,
ткани. Продавливание через сито, процарапывание стекой, гребенчатые штрихи, ямки,
прищипывание.
Тема № 9.Понятие «силуэт». Создание фактуры на поверхности пласта стеками. Знаки - символы: земля, вода, солнце.
Выполнение эскиза.

Практика: лепка декоративного панно, создание оригинального узора с изображением животных, имитирующего наскальную живопись первобытных людей. Создание фактуры на поверхности глиняного пласта. Формирование практических навыков. Декорирование пласта стеками, тканью грубого плетения, ветками, веревками, штампами, сетками.
Освоение различных методов и приемов декорирования глины.
Раздел III. Рельефные композиции
Тема № 10.Понятия: рельеф, барельеф, горельеф. Выполнение эскиза, проработка линии контура.
Объяснение понятий «рельеф», «барельеф», «горельеф». Изучение образцов.
Практика: выполнение эскиза. Воплощение творческой работы. Проработка основных пропорций, линий и контура. Создание выразительного образа, используя изученные
приемы. Выполнить рельеф, декоративные накладки, фактуру.
Тема №11.Роспись композиции (гуашь, акрил) «Подводный мир». Приемы
смешивания красок, использование лессировки.
Практика: создание красочного, выразительного образа. Освоение приемов смешивания красок, использования контрастных цветов, чередования локального пятна с узором, применение техники лессировки. Добиваться выразительности в ограниченной палитре цветов.
Тема №12. Анималистический жанр. Лепка по представлению.
Знакомство с анималистическим жанром искусства.
Практика: лепка фигурок по памяти и по мысленному представлению. Освоение
лепки из простых модулей
Тема №13. Понятия симметрии и ритма, создание красочного образа бабочки.
Декоративные накладки
Теория: беседа о ритме и симметрии. Привести примеры тонального и фактурного ритмов.
Практика: лепка бабочки. Изображение симметричного предмета. Создать выразительный красочный образ, используя изученные приемы. Выполнить рельеф, декоративные накладки и фактуру. Освоение способов соединения деталей. Роспись
объемными контурами с применением техники декупажа.
Раздел IV. Пластические композиции
Тема№14.Пропорции, взаимосвязь фигур, их характерные особенности. Конструктивный способ лепки, соединение деталей на жидкую глину.
Выполнение эскиза многофигурной группы.
Практика: передача взаимосвязей фигур и их характерных особенностей.Создание
выразительного образа. Закрепление конструктивного способа лепки. Проработка пропорций животных, контура, линий фигуры. Используем приемы соединения и закрепления деталей жидкой глиной. Роспись фигурной композиции.
Тема № 15. Лепка игрушки по мотивам народных образцов.
«Лесные жители». Лепка игрушки по мотивам народных образцов (по выбору). Расширение и уточнение знаний о народных промыслах. Анализ формы и строения изделия.
Практика: совершенствование приемов лепки сложной фигуры из целого куска.
Проработка характерных декоративных деталей. Роспись с элементами декупажа.
Тема №16. Лепка медвежонка с натуры. Передача формы, соотношение частей,
фактуры мохнатой шкуры.
Теория: организацией восприятия лепки с натуры.
Практика: закрепление умений передачи формы и строения предмета. Лепка из це11

лого куска, проработка головы, проверка пропорций общей конструкции, соотношение
частей. Окончательная проработка стеками, передача «мохнатости» шкуры медвежонка.
Тема№17. Круговой налеп. Декоративная посуда.
Теория: ввести понятие «круговой налеп». Особенности технологии, развитие представления художественной выразительности формы. Знакомство с приемами обработки и
украшения посуды, в зависимости от формы и предназначения изделия. Выполнение эскиза. Практика: создание формы способом кругового налепа.
Тема№18. Деревенский кувшин. Жгутиковый метод.
Практика: изготовление сосуда по собственному оригинальному замыслу полого
внутри. Освоение метода, приобретение практических навыков, развитие мелкой моторики. Воплощение эскиза в материал, лепка кувшина в деревенском стиле. Оформление изделия орнаментом, лепниной или росписью. Использовать при декорировании традиционные знаки-символы: вода, земля, солнце, дождь, ветер.
Тема № 19. Изготовление шкатулки методом пластов. Декорирование.
Теория: объяснение особенности метода пластов. Изучение возможностей создание
объема методом пластов.
Практика: освоение нового метода, развитие координации движений. Изучение возможности ее декорирования, декорирование шкатулки.
V. Народное искусство и художественные промыслы
Тема № 20. Скопинская художественная керамика. «Диковинные сосуды».
Теория: беседа с анализом и иллюстрацией образцов оригинальных изделий Скопинских мастеров 19 века, сосуды в форме птиц, рыб, зверей, кентавров и т.д. Изготовление
деталей сосуда (ручки, ножки, носики), используя образы растительного и животного
мира. Практика: выполнение чуда-сосуда причудливой формы, украшение лепниной. Совершенствование умений стилизации.
Тема №21. Таволожская игрушка-свисток.
Теория: знакомство с творчеством народных умельцев села Нижние Таволги. Уникальный промысел игрушки, несущий бесконечную глубину народной памяти, исконные
связи природы и культуры народа. Практика: особенность конструкции свистка, технология изготовления, приемы лепки из куска. Отделка изделия, нанесением гребенчатых
штрихов, прищипыванием, процарапыванием. Проработка характерных декоративных деталей (лошадка, олень, птица). Стилизация фигур.
Тема №22. Дымковская игрушка. Лошадка.
Теория: Рассказ о технологии изготовления. Знакомство с русским народным промыслом изготовления глиняных игрушек. Особенности дымковской игрушки.
Практика: лошадка. Лепка из куска. Вытягивание деталей (шея, голова). Создание
выразительного образа через детали (грива, хвост, уши). Соединение деталей на
жидкую глину. Художественная выразительность игрушки. Приобретение практических
навыков изготовления, разглаживания изделия руками, сушка, роспись после обжига.
Тема №23.Дымковская птица.
Теория: углубление и проверка знаний о дымковском промысле.
Практика: Создать форму птицы (индюк, петух, курица) комбинированным способом, из частей. Соединение деталей на жидкую, рыхлую глину. Добиваться своеобразия,
выразительности образа.
Тема №24.Дымковская барышня. Сюжетная композиция.
Теория: углубление знаний о промысле. Разработка выразительных деталей: нарядная прическа, головные уборы, оборки на рукавах и передниках, прелины, муфты, зонтики, сумочки.
Практика: использование изученных способов лепки. Вытягивание из куска, комби12

нированный способ, освоение приемов лепки основы, платья, кокошника с помощью рюшек, валиков, жгутиков, накладок. Выполнение упражнений на проработку декоративных
деталей
Тема № 25. Роспись дымковской игрушки
Изучение традиционных элементов росписи на наглядных пособиях.
Теория: знакомство с особенностями и своеобразием росписи игрушки, используя традиционные элементы (круги, точки, волнистые линии, локальное пятно). Роспись дымковской игрушки.
Практика: выполнить упражнения, рисуя волнистую линию, опираясь на мизинец.
Освоение способа росписи дымковской игрушки. Изучение приемов смешивания красок.
Добиваться выразительности в ограниченной палитре цветов. Чередовать локальное пятно
с узором.
Тема №26. Филимоновская игрушка
Филимоновская керамика. Рассказ о технологии изготовления. Изучая промыслы
России, уметь отличать и разрабатывать самим подобные изделия.
Практика: выполнение эскиза, воплощение в материал, тщательно отглаживать для
последующей росписи. Закрепление навыков работы с глиной. Изучение и сравнение
стилей разных регионов.
Тема № 27: Роспись Филимоновской птицы.
Теория: продолжение изучения технологии стиля росписи в красно-изумрудных полосках на белом, несколько небрежные, прозрачно-просвечивающие вертикальные полоски. Вытянутые пропорции, мягкие очертания стройных фигурок расписаны желтыми,
темно-синими треугольниками, малиново-красными кругами, звездочками, точками, овалами. Практика: повторить, скопировать, почувствовать этот язык и по возможности полюбить его.
Тема № 28. Каргапольская игрушка
Каргапольская керамика. Знакомство с народным ремеслом. Изучение традиционных элементов на наглядных пособиях.
Теория: на примере одной темы (птица) различать нюансы, отличительные особенности Каргапольской игрушки -приземистая тяжеловатось
Практика: создание эскиза, воплощение замысла в материале.
Тема № 29. Роспись каргапольской игрушки
Практика: роспись Каргапольской игрушки, выполнение упражнения, воплощение
эскиза в материале. Создание изделия, передача характерных особенностей орнамента
росписи древними солярными знаками, символы солнца – большие красные круги, кольца,
мотивы зерен, колосьев, веточки растений, перекрещивающиеся линии. Характерные
цвета: черный, красный, синий, желтый, бледно-зеленый.

13

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
КАЛЕНДАРЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
МЕСЯЦ
СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15
ПН., ВТ:
16.30 – 18.00
СР., ЧТ
16.30 – 17.15

ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ
групповая

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
6 часа

МЕСТО
ПРОВЕДЕНИЯ
5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

6 часа

5 кабинет

групповая

3 часа

5 кабинет

14

Материально-технические условия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Столы и необходимое количество стульев.
Шкафы для хранения материалов.
Шкаф для хранения методической литературы и наглядных пособий.
Стенды для размещения поделок и проведения выставок.
Стеки, штампы
Муфельная печь
Скульптурные станки
Ткани для отминки (холст, капрон, кружевные ткани)
Кусачки, проволока, сетка
Бумага, бумага наждачная
Скалки, ведра.
Картон различной толщины.
Глина, пластилин, пластика, соленое тесто.
Карандаши простые, фломастеры.
Краски гуашевые, кисти.
Нитрокраска, нитролак, акриловые краски
Клей IIBA, "Момент", Столярный, Титан и горячий клее
Информационно-методические условия:

1.
Набор нормативно-правовых документов.
2.
Наличие утверждённой программы.
3.
Дидактическое обеспечение (технологические карты, раздаточный и наглядный материал, образцы работ, иллюстративный материал, наглядные пособия).
4.
Методические разработки (словарь терминологии; репродукции с изображением изделий народных мастеров; репродукции с видами орнамента; технологические
карты: способы лепки, приёмы лепки, последовательность выполнения изделия).
5.
Образцы изделий из глины.
6.
Подборка информационной и справочной литературы.
7.
Подбор дидактических игр.
8.
Диагностический инструментарий.
9.
Видеоматериалы по проведению физминуток и воспитательным мероприятиям
10. Методическое обеспечение (методическая литература; литература по прикладному искусству).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за качеством освоения программного материала проводится систематически и регулярно. Творческие и итоговые работы, а такжерезультаты обучения
могут оцениваться не только баллами, но и другими средствами, например,
награждение грамотами, дипломами, медалями и т.д.
Одним из вариантов оценивания уровня освоения материала является папка достижений (портфолио), включающее в себя лучшие творческие работы, результаты участия в
выставках и конкурсах различного уровня, творческие характеристики, печатные отзывы
и т.п.
Основные показатели оценки освоения содержания программы.
15

Теоретическая подготовка:
 углубленные теоретические знания по предмету;
 владение специальной терминологией
Практическая подготовка:
 практические умения и навыки (в различных изобразительных и декоративноприкладных техниках);
 владение навыками работы со специальным оборудованием и оснащением
Основные общеучебные компетентности:
 умение подбирать и анализировать специальную литературу;
 умение пользоваться различными источниками информации;
 владение навыками исследовательской деятельности;
 умение публичного представления творческой работы.
Коммуникативные
 стремление к самореализации социально-адекватными способами;
 умение в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные
формы работы
Творческая активность
 проявление художественного вкуса, творческого воображения,
 умение творчески подходить к выбору средств выражения художественных образов;
 активная выставочно-творческая деятельность
Критерии оценки освоения содержания программы.
 5 баллов – критерий ярко выражен;
 4 балла - критерий выражен
 3 балла - критерий слабо выражен.
Для оценки результативности деятельности, учащихся в рамках программы разработан мониторинговый лист (приложение 1)

16

Список литературы
Список литературы для педагога
Акулова П. Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий». Учебник для художественно - графических училищ и училищ прикладного искусства - М., «Высшая школа», 1984, стр. 207;
Доманекий Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа в собрании
Гос.Эрмитажа— М., «Искусство», 1984, стр. 238;
4. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики»
(теоретические основы формообразования). Учебник М, «Высшая школа»., 1979,стр.
182;
Алле-Какабадже. «Керамика. Альбом. «Мастера современного искусства»,
1987.
Миловский А. Черное лощение: гончарное искусство. М., 1986, стр. 108-115;
Поверин А. И. Гончарное дело. Чернолощеная керамика. М, «Культура» и традиции», 2002.
Максяшин А.С. «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество. Керамика и фарфор 20в «Очерки истории искусства Урала. учеб. пособие. Екатеринбург.
2003г.
Лесунова А.Ю. «Развитие гончарного промысла в Каменском районе Свердловской области. «Традиционная культура Урала» Екатеринбург, 2003г.
Долганова С. «Императрица глиняного мира». Вернисаж выставки «Кружева
моей памяти»
Список литературы для учащихся (родителей)
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981.-96с- (Новое в жизни,
науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №10)
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии
обучения// Директор школы, 1995 - №4.
3. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.:
Аркти, 2003.2 с.
5. Развитие творческой активности школьников/Под ред. A.M. Матюшкина;
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с: ил.
6. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
7. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

17

Диагностика результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности
группа № __________,год обучения_________________, учебный год _______________

Фамилия,
имя
Период

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

1

2

3

4

5

6

май

декабрь

май

декабрь

7
8
9
10
Теоретическая подготовка

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

11

12

13

14

15

16

17

углубленные
теоретические
знания по
предмету
владение специальной терминологией
Практическая подготовка
практические
умения и
навыки
владение
навыками работы со специальным оборудованием и
оснащением
Основные общеучебные компетентности
умение подбирать и анали-

зировать специальную литературу
умение пользоваться различными источниками
информации
владение
навыками исследовательской деятельности
умение публичного представления
творческой
работы
Коммуникативные компетентности
стремление к
самореализации социальноадекватными
способами
умение в практической деятельности сочетать индивидуальные и
коллективные
формы работы
Творческая активность (результативность)

19

проявление
художественного вкуса,
творческого
воображения,
умение творчески подходить к выбору
средств выражения художественных
образов
активная выставочнотворческая деятельность

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».