Приложение 2.10
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.10 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
Примерной
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Ревдинский педагогический
колледж»
Разработчик:
Царенкова Есения Алексеевна, преподаватель ГАПОУ СО «РПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» .................................................................................................. 12
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» .................................................................................................. 22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»................. 22
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
1.1 Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Физическая культура»: формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни будущего квалифицированного специалиста на основе
национально - культурных ценностей и традиций,формирование мотивации и потребности
к занятиям физической культурой у будущего квалифицированного специалиста.
1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
В результате изучения литературы у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображенными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литературы народов
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их
воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде, отраженным в художественных произведениях;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
4
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей
художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов
России, в том числе с использованием литературных произведений;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
литературы;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
литературе;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей оценкой
поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе
при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
5
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учетом осмысления опыта литературных
героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литературы народов
России;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием изученных и
самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая
собственный читательский опыт.
Метапредментые результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
6
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе
при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
использованием собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с использованием художественных
произведений; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
7
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад,
реферат, аннотация и другие) с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
литературы и во внеурочной деятельности по предмету "Литература";
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь
на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой
работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения
свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной
литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
8
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других
как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в
том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев
и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать свое право и право других людей на ошибку в дискуссиях на литературные
темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной
деятельности по учебному предмету "Литература";
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты:
По учебному предмету «Физическая культура» (базовый уровень) требования к
предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны
отражать:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности
для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в
подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
9
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья, умственной и физической работоспособности, динамики физического развития
и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов
спорта, активное применение их в физкультурно-оздоровительной и соревновательной
деятельности, в сфере досуга, в профессионально-прикладной сфере;
6) положительную динамику в развитии основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и ловкости).
Код
компетенции
Содержание дисциплины «Физическая культура» направлено в том числе на
формирование следующих общих компетенций:
Формулировка
компетенции
Знания, умения
ОК 08
Использовать
средства
физической культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
условия
профессиональной
деятельности
и зоны риска физического здоровья для
специальности
средства профилактики перенапряжения
ПК 1.1
Осуществлять
педагогическую
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного образования
в области физического
Умения:
оформлять настольно-печатные материалы,
документы на ИКТ-оборудовании
применять интерактивное оборудование на
мероприятиях, направленных на укрепление
здоровья и физическое развитие детей раннего и
10
ПК 1.2
развития детей раннего и дошкольного возраста
дошкольного возраста.
Знания:
теоретические основы режима дня
Создавать развивающую Умения:
предметнопреобразовывать развивающую предметнопространственную среду, пространственную среду, позволяющую обеспечить
позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей
разнообразную
раннего и дошкольного возраста, в том числе детей
двигательную активность с ограниченными возможностями здоровья
детей
раннего
и Знания:
дошкольного возраста, в знать варианты конструирования и оснащения
том
числе
детей
с оборудованием и инвентарем центра двигательной
ограниченными
активности в пространстве групповой комнаты
возможностями здоровья. ДОО
11
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т. ч.:
Основное содержание
72
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное
содержание – в форме практической подготовки)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
8
62 / 10
2
12
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разделов
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Физическая культура как часть культуры общества и человека
Основное содержание
Тема 1.1.
Современное состояние
физической культуры и
спорта. Здоровье и
здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль физической
культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Современное представление о физической культуре: основные понятия; основные
направления развития физической культуры в обществе и их формы организации
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) —
программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, история
и развитие комплекса «Готов к труду и обороне». Характеристика нормативных
требований для обучающихся СПО
Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных
компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культуры. Факторы,
определяющие здоровье. Психосоматические заболевания
Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и отдыха,
профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный двигательный режим,
личная гигиена, закаливание, рациональное питание
Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное воздействие физических
упражнений на организм занимающихся.
Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни современного
человека
Профессионально ориентированное содержание: разработка комплекса упражнений
для детей дошкольного возраста для оздоровления организма
Общие представления об истории и развитии популярных систем оздоровительной
физической культуры, их целевая ориентация и предметное содержание. Представления
о современных системах и технологиях укрепления и сохранения здоровья (дыхательная
Объем часов
3
4
2
2
13
Наименование разделов
и тем
Тема 1.2.
Профессиональноприкладная физическая
подготовка
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
гимнастика, антистрессовая гимнастика, глазодвигательная гимнастика, суставная
гимнастика, оздоровительная ходьба, северная или скандинавская ходьба и
оздоровительный бег и др.)
Особенности организации и проведения занятий в разных системах оздоровительной
физической культуры и их функциональная направленность
Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и
их особенности; соблюдение требований безопасности и гигиенических норм и правил во
время занятий физической культурой
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности:
подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды,
планирование занятий с разной функциональной направленностью). Нагрузка и факторы
регуляции нагрузки при проведении самостоятельных занятий физическими
упражнениями
3. Основные принципы
занятий.условие для организации
Медицинский
осмотрпостроения
учащихсясамостоятельных
как необходимое
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего
состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и
критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий, цель
и задачи контроля, способы организации и проведения измерительных процедур.
Дневник самоконтроля
Содержание учебного материала
Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности. Рациональная
организация труда, факторы сохранения и укрепления здоровья, профилактика
переутомления. Составление профессиограммы. Определение принадлежности выбранной
профессии/специальности к группе труда. Подбор физических упражнений для проведения
производственной гимнастики
Профессионально ориентированное содержание: Подбор физических упражнений для
проведения производственной гимнастики
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель, задачи,
содержательное наполнение
Объем часов
2
14
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Определение значимых физических и личностных качеств с учётом специфики
получаемой профессии/специальности; определение видов физкультурно-спортивной
деятельности для развития профессионально-значимых физических и психических
качеств
Раздел 2. Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной деятельности
*Профессионально ориентированное содержание
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Подбор упражнений,
Практические занятия
составление и проведение Освоение методикисоставления и проведения комплексов упражнений утренней зарядки,
комплексов упражнений
физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений для коррекции осанки и
для различных форм
телосложения
организации занятий
Освоение методикисоставления и проведения комплексов упражнений различной
физической культурой
функциональной направленности
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Составление и проведение Практические занятия
самостоятельных занятий Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для подготовки к
по подготовке к сдаче
выполнению тестовых упражнений
норм и требований ВФСК Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения самостоятельных
«ГТО»
заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»
Профессионально ориентированное содержание: Составление и разбор диагностики
тестирования ГТО для детей дошкольного возраста
Тема 2.3. Методы
Содержание учебного материала
самоконтроля и оценка
Практические занятия
умственной и физической Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической
работоспособности
работоспособности
Тема 2.4. Составление и
Содержание учебного материала
проведение комплексов
Практические занятия
упражнений для
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для
различных форм
производственной
гимнастики,
комплексов
упражнений
для
профилактики
Объем часов
66
16
2
2
2
2
15
Наименование разделов
и тем
организации занятий
физической культурой при
решении
профессиональноориентированных задач
Тема 2.5.
Профессиональноприкладная
физическая
подготовка
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной
деятельности
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для
профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей
профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее положение,
рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие трудовой процесс,
внешние условия или производственные факторы, профессиональные заболевания
Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики различных групп
профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы профессий)
Основное содержание
Учебно-тренировочные занятия
Гимнастика
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Основная гимнастика
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и перестроений,
передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте.
Профессионально ориентированное содержание: Разработка памяток и буклетов для
детей дошкольного возраста на тему ТБ на занятиях по гимнастики
Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом; в парах, в
группах, на снарядах и тренажерах.
Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в равновесии, лазанье
и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза, прыжки
Тема 2.7.
Содержание учебного материала
Спортивная гимнастика
Практические занятия
Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на брусьях разной высоты
Объем часов
8
50
50
14
2
4
16
Наименование разделов
и тем
Тема 2.8.
Акробатика
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
(девушки); на параллельных брусьях (юноши)
Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на бревне (девушки); на
перекладине (юноши)
Освоение и совершенствование опорного прыжка через коня: углом с косого разбега
толчком одной ногой (девушки); опорного прыжка через коня: ноги врозь (юноши)
Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:
Девушки
Юноши
1. Висы и упоры: толком ног подъем в
1. Висы и упоры: подъем в упор силой; вис
упор на верхнюю жердь; толком двух ног согнувшись – вис прогнувшись сзади; подъем
вис углом; сед углом равновесие на
переворотом, сгибание и разгибание рук в
нижней жерди, упор присев на одной
упоре на брусьях; подъем разгибов в сед ноги
махом соскок
врозь; стойка на плечах из седа ноги врозь;
соскок махом назад.
2. Бревно: вскок, седы, упоры, прыжки, 2. Перекладина: висы, упоры, переходы из
разновидности
передвижений, виса в упор и из упора в вис, размахивания,
равновесия, танцевальные шаги, соскок с размахивания изгибами, подъем переворотом,
конца бревна
подъем разгибом, обороты назад и вперед,
соскок махом вперед (назад)
3. Опорные прыжки: через коня углом с
3. Опорные прыжки: через коня ноги врозь
косого разбега толчком одной ногой
Содержание учебного материала
Практические занятия
Освоение акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад, длинный кувырок,
кувырок через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка на руках, стойка на голове и руках,
переворот боком «колесо», равновесие «ласточка».
Совершенствование акробатических элементов
Освоение и совершенствование акробатической комбинации (последовательность
выполнения элементов в акробатической комбинации может изменяться):
Объем часов
4
17
Наименование разделов
и тем
Тема 2.9 (1). 1Аэробная
гимнастика
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Содержание учебного материала
Практические занятия
Освоение базовых, основных и модифицированных шагов аэробики, прыжков,
передвижений, танцевальных движений в оздоровительной аэробике.
Выполнение упражнений аэробного характера для совершенствования функциональных
систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой).
Комплексы для развития физических способностей средствами аэробики, в т.ч. с
использованием новых видов оборудования и направлений аэробики (классическая, степаэробика, фитбол-аэробика и т. п.).
Тема 2.9 (2). Атлетическая Содержание учебного материала
гимнастика
Практические занятия
Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической гимнастики для рук и
плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с использованием собственного веса.
Выполнение упражнений со свободными весами
Выполнение упражнений и комплексов упражнений с использованием новых видов
фитнесс оборудования.
Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах и
кардиотренажерах.
Спортивные игры
Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Футбол
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях футболом. Освоение и совершенствование техники
выполнения приёмов игры: удар по мячу носком, серединой подъема, внутренней,
внешней частью подъема; остановки мяча внутренней стороной стопы; остановки мяча
внутренней стороной стопы в прыжке, остановки мяча подошвой.
Правила игры и методика судейства. Техника нападения. Действия игрока без мяча:
освобождение от опеки противника
Объем часов
2
2
16
4
Профессиональная образовательная организация выбирает одну из двух тем: аэробная гимнастика или атлетическая гимнастика.
1
18
Наименование разделов
и тем
Тема 2.11.
Баскетбол
Тема 2.12.
Волейбол
Лыжная подготовка2
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности (учебная игра)
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и совершенствование техники
выполнения приёмов игры:
перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча двумя и одной
рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола; ведение мяча на месте, в движении, по
прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по зрительному и
слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок
после ловли и после ведения мяча, бросок мяча
Профессионально ориентированное содержание: Организация и проведение
гимнастики для кистей и пальцев рук
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и совершенствование техники
выполнения приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача мяча, подача,
нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с
последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной
рукой в падении
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Объем часов
6
6
10
2
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий допускается заменять тематический блок «Лыжная подготовка»
освоением расширенного содержания блоков «Лёгкая атлетика», «Гимнастика» и «Спортивные игры».
19
Наименование разделов
и тем
Тема 2.13.
Лыжная подготовка
Легкая атлетика
Тема 2.14.
Лёгкая атлетика
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Содержание учебного материала
Практические занятия
Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в режимах
умеренной, большой и субмаксимальной интенсивности, с соревновательной скоростью.
Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжах по отлогому склону с
дополнительным отягощением. Скоростной подъём ступающим и скользящим шагом,
бегом, «лесенкой», «ёлочкой». Упражнения в «транспортировке».
Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд через
«ворота» и преодоление небольших трамплинов
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега высокого и низкого
старта, стартового разгона, финиширования;
Совершенствование техники спринтерского бега
Совершенствование техники (кроссового бега, средние и длинные дистанции (2 000 м
(девушки) и 3 000 м (юноши))
Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега по прямой с
различной скоростью)
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши);
Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики Подвижные игры и
эстафеты с элементами легкой атлетики.
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях. Освоение и совершенствование техники выполнения
приёмов по видам спорта.
Выполнение технико-тактических приёмов по видам спорта. Разбор правил.
Объем часов
10
10
10
20
Наименование разделов
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
Объем часов
2
72
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных,
практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной
модуль3.
21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы имеется:
(универсальный) спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарём и
оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения дисциплины;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие достижение
результатов освоения дисциплины.
Имеется оборудование и инвентарь для организации спортивных игр, гимнастики,
легкой атлетики, общефизической подготовки, лыжной подготовки, подвижных игр,
соревнований.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основное издание
Борисова М.М. Физическая культура: для среднего профессионального
образования. М. М. Борисова. – Издательский центр «Академия», 2024г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
22
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных проектов, докладов
и т.п. Обучение по учебной дисциплине «Физическая культура» завершается
дифференцированным экзаменом.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Личностные результаты
выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
выполнение
практико-ориентированных
заданий
профессиональной направленности
описание ситуаций
собеседование
ролевая игра
портфолио, дневник участия в социально значимой и
профессиональной деятельности
Метапредметные
результаты
выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
семинар
экспертная оценка выполнения самостоятельной
работы
собеседование
ролевая игра
оценка аналитической работы с информацией,
текстом
публичное выступление на конференции, семинаре
практикоориентированные задания интегрированного
характера
выполнение комплексов упражнений;
тестирование физических качеств;
сдача нормативов;
сообщение / доклад учащегося с демонстрацией
результатов наблюдений;
участие в дискуссии по решению проблемного
вопроса
тестовые задания
доклад на заданную тему
экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
оценивание выполнения индивидуальных и групповых
заданий;
письменные работы проблемного характера
практикоориентированные задания интегрированного
характера
Предметные результаты
Общие компетенции
Профессиональные
компетенции
23
Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
1. Контрольно-оценочные материалы для входного контроля
Проверяемые планируемые результаты
- Умение выполнять контрольный норматив в соответствии с возрастными нормами.
- Умение выполнять предложенный норматив технически правильно.
Перечень нормативов:
- Прыжок с места
- бег 60 м
- отжимание от пола (девушки), подтягивание (юноши)
Критерии оценивания:
Наименование
испытания
Нормативы
Юноши
Девушки
3
4
5
3
4
5
Прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)
Бег на 60 м (с)
190
192
213
157
173
188
9,0
8,4
7,9
10,7
9,9
9,2
Сгибание и
разгибание рук
в упоре лежа на
полу
(количество
раз)
Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(количество
раз)
-
-
-
8
12
17
8
12
15
-
-
-
2. Контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации
Текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий в т. ч в форме наблюдения.
Текущий контроль осуществляется в ходе обучения новым двигательным действиям и
выполнении технико-тактических приёмов в игровой деятельности и используется для
корректировки техники выполнения двигательных действий на этапе их освоения.
Выполнение контрольных упражнений осуществляется в заключительной части учебного
занятия индивидуально и оценивается преподавателем в соответствие с критериями. Задания,
имеющие практико-ориентированное содержание, также оцениваются в ходе текущего контроля
Пример задания практико-ориентированного содержания (на примере темы 1.5)
1. Составить профессиограмму выбранной профессии/специальности, заполнив таблицу.
Группа
труда
Рабочее
положение
Рабочие
движения
Основные
сенсорные и
функциональные
системы,
Неблагоприятные
внешние условия
или
производственные
Профессион
альные
заболевания
24
обеспечивающие
трудовой процесс
факторы
Критерии оценивая профессиограммы
Оценка «5»
Даны ответы на все
поставленные вопросы,
содержание ответов
полное,
исчерпывающее
Оценка «4»
Даны ответы на все
поставленные
вопросы, но
содержание ответов
не совсем полное
Оценка «3»
Даны ответы на более
половину (50%)
поставленных
вопросов, содержание
ответов не полное.
Оценка «2»
Даны ответы меньше
чем на половину
поставленных
вопросов,
содержание ответов
краткое.
Пример задания практико-ориентированного содержания (на примере темы 2.4).
2. Разработать конспект производственной /или профилактической гимнастики.
Форма конспекта для производственной и профилактической гимнастики
Вводная гимнастика включает 6-8 упражнений, физкультурная минутка- 5-7 упражнений.
Физкульт-пауза -2-3 упражнения. Профилактическая гимнастика – 9-10 упражнений. Для
составления комплексов производственной гимнастики можно использовать эластичные ленты,
стулья. Для составления комплексов профилактической гимнастики можно использовать
разнообразный спортивный инвентарь.
Организационно №
Описание упражнения
Дозировка
Графическое
n/n
изображение
методические указания
(схематично)
1.
2.И.п.- о.с
3-4 раза
Спина прямая, руки в
1локтях не сгибать
2
3
4
Дополнительно учитывается:
для
профилактической
гимнастики-изменение
исходных
положений,
использование профилактических упражнений, дополнительного инвентаря и оборудования;
для вводной гимнастики -наличие упражнений, сходных с рабочими;
для физкультурной паузы - нагрузка на мышечные группы-антагонисты.
Пример задания практико-ориентированного содержания (на примере темы 2.5).
2. Разработать конспект профессионально-прикладной физической подготовки для первой
группы труда.
/n
Форма конспекта профессионально-прикладной физической подготовки
(9-10 упражнений)
N
Описание
Дозировк
Графическ
Организационн
n
упражнения
а
ое изображение
о -методические
(схематично)
указания
И.п.- о.с
3-4 раза
Спина прямая,
1руки в локтях не
2
сгибать
3
4
Критерии оценивая комплексов производственной и профилактической гимнастики
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
соответствие
соответствие
соответствие
Полное
25
комплекса упражнений
профессии,
разностороннее
воздействие на все
мышечные
группы,
последовательность
выполнения
упражнений,
соблюдение
требований
к
оформлению
и
терминологии,
правильно
подобранная
дозировка,
наличие
графического
изображения,
правильно
сформулированные
методические
указания.
комплекса упражнений
профессии,
разностороннее
воздействие на все
мышечные
группы,
последовательность
выполнения
упражнений,
соблюдение
требований
к
оформлению
и
терминологии,
правильно
подобранная
дозировка, отсутствует
графическое
изображение,
правильно
сформулированные
методические
указания.
комплекса упражнений несоответствие
профессии,
поставленным
разностороннее
требованиям
воздействие на все
мышечные
группы,
последовательность
выполнения
упражнений,
правильно
подобранная
дозировка, отсутствует
графическое
изображение,
допущены ошибки в
терминологии
и
формулировке
методических
указаний.
3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится с
использованием нормативов ФВСК «Готов к труду и обороне».
Наименование
испытания
Нормативы
Юноши
Девушки
3
4
5
3
4
5
Прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами (см)
Бег на 60 м (с)
190
192
213
157
173
188
9,0
8,4
7,9
10,7
9,9
9,2
Сгибание и
разгибание рук
в упоре лежа на
полу
(количество
раз)
Подтягивание
из виса на
высокой
перекладине
(количество
раз)
Поднимание
туловища из
положения
лежа на спине
(количество раз
за 1 мин)
-
-
-
8
12
17
8
12
15
-
-
-
35
41
51
32
37
45
26
Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастической
скамье (от
уровня скамьи
– см)
+6
+8
+13
Наименование
испытания
+7
+9
+16
Нормативы
Юноши
Девушки
3
4
5
3
4
5
Прыжок в длину
с места толчком
двумя ногами
(см)
Бег на 60 м (с)
190
192
213
157
173
188
9,0
8,4
7,9
10,7
9,9
9,2
Сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа на
полу (количество
раз)
Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(количество раз)
Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине
(количество раз
за 1 мин)
Наклон вперед
из положения
стоя на
гимнастической
скамье (от
уровня скамьи –
см)
-
-
-
8
12
17
8
12
15
-
-
-
35
41
51
32
37
45
+6
+8
+13
+7
+9
+16
Тестовое задание:
№
п/п
1
2
Задание
Выберите один правильный вариант ответа
К основным задачам физического воспитания относятся:
1) оздоровительные, воспитательные, коррекционные;
2) оздоровительные, образовательные, воспитательные;
3)развивающие, оздоровительные, профилактические
Выберите один или несколько правильных вариантов ответов
В физкультурно-спортивный комплекс ГТО не входят следующие испытания
1) челночный и обычный бег;
2) дартц;
27
3
4
5
6
7.
8
9
10
11
3) самооборона без оружия;
4) прыжки в длину с места и с разбега;
5) стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия сидя и стоя;
6) стрельба из лука
Дополните
Здоровый образ жизни – это _________________________________
образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья
Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Производственная физическая культура используется с целью:
1) развития профессионально-значимых физических и психических качеств;
2) снижения воздействия факторов риска трудовой деятельности для здоровья;
3) восстановления после полученных травм на производстве.
4) повышения работоспособности
Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
Человек не ведет здоровый образ жизни, если:
1) положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска;
2) рационально организовывает и распределяет свое свободное время с обязательным
использованием средств и методов активного отдыха;
3) занимается физической культурой и имеет вредные привычки;
4) систематически занимается физической культурой;
5) имеет компьютерную зависимость
Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Основные условия организации и проведения безопасных занятий по физической культуре:
1) выполнение высокоинтенсивных упражнений;
2) контроль за переносимостью физической нагрузки;
3) несоблюдение техники безопасности;
4) применение исправного спортивного инвентаря и оборудования
Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Применение самоконтроля на занятиях физической культурой необходимо:
1) для коррекции физической нагрузки;
2) для профилактики вредных привычек;
3) для оценки воздействия физических упражнений на организм;
4) все вышеперечисленное
Дополните предложение:
Культура здоровья и безопасного образа жизни - это
_______________________________________________________
часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего
здоровья и обеспечение безопасного поведения в повседневной жизни.
Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Рациональное питание при занятиях физической культурой должно:
1) восполнять энергетические затраты организма;
2) вызывать ожирение;
3) обеспечивать витаминами и микроэлементами;
4) вызывать интоксикацию организма.
Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
Укажите отрицательные последствия воздействия употребления алкоголя на организм
человека:
1) риск возникновения инфарктов миокарда;
2) оздоровительное воздействие на организм
3) разрушение клеток мозга;
4) физическая и психологическая зависимость
Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
Двигательная рекреация на производстве представлена в следующих формах:
1) утренняя гимнастика;
28
2) физкультурные паузы;
3) оздоровительный бег;
4) физкультурные минутки
12.
Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
При подборе физических упражнений в первую очередь нужно учитывать:
1) личные предпочтения;
2) состояние здоровья;
3) состояние функциональных систем;
4) климато-географические условия для занятий;
5) все вышеперечисленное.
13
Дополните
Средствами профессионально-прикладной физической подготовки являются
___________упражнения
специальные
14
Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
Перечислите антропометрические показатели:
1) спирометрия
2) пульсометрия
3) динамометрия;
4) проба Штанге
5) измерение окружности грудной клетки
15. Определите соответствие (физические способности)
А. Развитие силы зависит от
1. Способности головного мозга быстро
перерабатывать поступающую информацию
Б. Развитие выносливости зависит от
2. Подвижности суставов и эластичности
мышечно-связочного аппарата
В. Координационные способности зависят от
3. Содержания тестостерона
Г. Гибкость зависит от
4. Функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной системы
А-3, Б-4
В-1, Г-2
16. Определите соответствие (физкультурно-оздоровительные системы)
1.Антистрессовая пластическая
А. Система физических упражнений, направленная на
повышение подвижности в суставах
гимнастика
Б. Система статических физических упражнений,
2.Суставная гимнастика
направленных на сокращение и растяжение мышц,
разработанная американкой Кэллан Пинкни
В. Система физических упражнений, выполняемых в
3. Калланетика
водной среде как со специальным оборудованием, так и
без него.
Г. Система физических упражнений, направленная на
4. Кроссфит
расслабление и снятие психоэмоционального
напряжения
Д. Система физических упражнений, включающая
5. Аквааэробика
высокоинтенсивные и силовые тренировки
А- 2, Б – 3,
В-5, Г – 1,
Д- 4
29