ООД.07 Биология

Приложение 2.7
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.07 БИОЛОГИЯ

2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология»
для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО
«Институт развития профессионального образования»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование.

Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Ревдинский педагогический
колледж»

Разработчик:
Патракова Гульнара Галимжановна, преподаватель высшей квалификационной
категории, ГАПОУ СО «РПК»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» .............................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ».............................................................................................................................. 14
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ».............................................................................................................................. 21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................................................................................... 22

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Биология»: формирование у студентов представления о
структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы
принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать
результаты наблюдений,
3)
сформировать
навыки
проведения
простейших
биологических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с
объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий.
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла ОПОП-П по специальности 44.02.01 «Дошкольное
образование».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Личностные результаты:
Личностные результаты, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;

4

 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии
с традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
5

экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
6

 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
7

 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
 признавать свое право и право других людей на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
8

1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания;
функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;
2) сформированность умения раскрывать содержание основополагающих
биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии),
гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем,
дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
3) сформированность умения раскрывать содержание основополагающих
биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
4) сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы
и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым системам;
5) приобретение опыта применения основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;
6) сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток
прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и
превращение энергии в биосфере;
7) сформированность умения применять полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей,
соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной среде; понимание необходимости использования достижений современной
биологии и биотехнологий для рационального природопользования;
8) сформированность умения решать биологические задачи, составлять
генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у
организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,
пищевые сети);
9) сформированность умений критически оценивать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать
глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
10) сформированность умений создавать собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии.
9

Код
компетенции

Содержание дисциплины «Биология» направлено в том числе на формирование
следующих общих компетенций:

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

ОК 02

Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения

Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать
задачу
и/или
проблему
и выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы
для
решения
задач
и
проблем
в профессиональном и/или социальном контексте
алгоритмы
выполнения
работ
в профессиональной и смежных областях
методы
работы
в
профессиональной
и смежных сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач
10

ОК 03

Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде

использовать
современное
программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и устройства информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять
современную
научную
профессиональную терминологию
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи
презентовать идеи открытия собственного дела
в профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих
идей
в рамках профессиональной деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные
траектории
профессионального
развития и самообразования
основы
предпринимательской
деятельности
основы финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать
работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
11

ОК 05

Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

ОК 06

Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на основе традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об изменении климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в чрезвычайных ситуациях

ОК 07

ПК
2.1.

психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности
социального
и
культурного
контекста
правила
оформления
документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
российских духовно-нравственных ценностей
значимость профессиональной деятельности
по специальности
стандарты
антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности
определять
направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства
организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные
ресурсы,
задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Организовывать
Умения:
различные
виды использовать полученную информацию для
деятельности (предметная; организации различных видов деятельности и
12

ПК
3.1.

ПК
4.2.

игровая;
трудовая;
познавательная,
исследовательская
и
проектная деятельности;
художественнотворческая; продуктивная
деятельность и др.) и
общение детей раннего и
дошкольного возраста.
Планировать и проводить
занятия с детьми раннего и
дошкольного возраста.

Организовывать
и
проводить
досуговую
деятельность, развлечения
в группах детей раннего и
дошкольного возраста.

общения детей раннего и дошкольного возраста в
течение дня
Знания:
теоретические основы биологии

Умения:
находить ценностный аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его понимание и
переживание детьми раннего и дошкольного
возраста
Знания:
теоретические основы биологии
Умения:
использовать полученную информацию для
проведения
досуговой
деятельности
и
развлечений
по
реализации
направлений
(патриотическое, социальное, познавательное,
физическое и оздоровительное, трудовое, этикоэстетическое) воспитания детей раннего и
дошкольного возраста
Знания:
теоретические основы биологии

13

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т. ч.:
Основное содержание

60

в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное
содержание – в форме практической подготовки)
Промежуточная аттестация (экзамен)

30
30 / 10
12

14

2.2. Содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные
и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Теоретическое обучение:
Биология как наука. Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
Общая характеристика биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
жизни
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни,
свойства живых систем. Химический состав клеток
Тема 1.2.
Теоретическое обучение:
СтруктурноКлеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
функциональная
клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
организация клеток
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных
работ:
Лабораторная
Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных
веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с
презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

Объем часов
Теор.

\практ

3
12
2

6

2

2

2

15

Тема 1.3. Структурнофункциональные
факторы
наследственности

Теоретическое обучение:
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток,
гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые
кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке:
репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Тема 1.4.
Теоретическое обучение:
Обмен веществ и Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
превращение энергии веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен.
в клетке
Фотосинтез. Хемосинтез
Тема 1.5. Жизненный Теоретическое обучение:
цикл клетки. Митоз. Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
Мейоз
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл мейоза
Контрольная работа
Молекулярный уровень организации живого
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1. Строение Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном
организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Теоретическое обучение:
Формы размножения Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого
организмов
размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез.
Строение половых клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Теоретическое обучение:
Онтогенез растений, Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
животных и человека
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений

2

2

2

2

2
6
1

8

1

1

16

Тема
Закономерности
наследования

2.4. Теоретическое обучение:

Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем
скрещивания
Тема 2.5. Сцепленное Теоретическое обучение:
наследование
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков
признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Тема
2.6. Теоретическое обучение:
Закономерности
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
изменчивости
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении
генетических заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков,
составление генотипических схем скрещивания
Контрольная работа
Строение и функции организма
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1. История Теоретическое обучение:
эволюционного
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч.
Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

1

2

1

2

1

2

4
2

2
2

17

учения.
Микроэволюция

Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции

Тема
3.2. Профессионально-ориентированное содержание
Макроэволюция.
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
Возникновение
и достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
развитие жизни на Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Земле
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение
основных царств эукариот
Тема
3.3. Теоретическое обучение:
Происхождение
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
человека
– человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
антропогенез
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема
4.1. Теоретическое обучение:
Экологические
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная.
факторы
и
среды Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к
жизни
жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических
факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2. Популяция, Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Профессионально-ориентированное содержание
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

2

2

6
2

12

1

2

18

Тема 4.3. Биосфера глобальная
экологическая система

Тема 4.4. Влияние
антропогенных
факторов на биосферу

Тема 4.5. Влияние
социальноэкологических
факторов на здоровье
человека

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И.
Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на
литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются
отходы, связанные с определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую
форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с
определенной профессией/специальностью
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа на выбор:
Лабораторная работа «Умственная работоспособность»

1

1

2
2

1

2

19

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием
научных понятий, теорий и законов
Профессионально-ориентированное содержание
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная работа
Теоретические аспекты экологии
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема
5.1. Теоретическое содержание:
Биотехнологии
в Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
жизни каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных
источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть
Интернет и другие)
Профессионально-ориентированное содержание
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов
решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточная
аттестация
по Экзамен
дисциплине
Всего:

2

2
2
2

2

2

12

30

30+12
20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрен кабинет «Биологии»,
оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты
учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с
устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
указка-презентер для презентаций.
Средства обучения: микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная посуда
(пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и
покровные стекла, стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага
(салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор
пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист
элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый,
разведенные в воде дрожжи);
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основное издание
Константинов В.М. Биология (для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей): для среднего профессионального образования В.М.
Константинов. – Издательский центр «Академия», 2024г.

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
практических занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных
проектов, докладов и т.п. Обучение по учебной дисциплине «Биология» завершается
экзаменом
Результаты обучения
Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

Общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
 выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
 выполнение
практико-ориентированных
заданий
профессиональной направленности
 описание ситуаций
 собеседование
 ролевая игра
 портфолио, дневник участия в социально значимой и
профессиональной деятельности
 выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
 семинар
 экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
 собеседование
 ролевая игра
 оценка аналитической работы с информацией, текстом
 публичное выступление на конференции, семинаре
 практикоориентированные задания интегрированного
характера
 практическая работа;
 контрольная работа;
 устный опрос;
 сообщение / доклад учащегося с демонстрацией
результатов наблюдений;
 участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
 доклад по литературным источникам;
 составление модельной схемы ответа на поставленный
вопрос;
 решение географических задач;
 тестовые задания;
 дидактические карточки;
 коллективное заполнение обобщающей таблицы;
 «скоростной ответ» (блиц-ответ);
 аналитическая работа с информацией, текстом;
 экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
 оценивание выполнения индивидуальных и групповых
заданий;
 письменные работы проблемного характера

22

Профессиональные
компетенции

 практикоориентированные
характера

задания

интегрированного

23

Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
Контрольно-оценочные средства для проведения входной диагностики
1 вариант.
Часть А. Выберите один верный ответ:
А1. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян
разных растений, можно методом:
1) наблюдения
2) моделирования
3) описания
4) эксперимента
А2. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
1) систематика
2) палеонтология
3) генетика
4) эмбриология
А3. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро, – это
1) вакуоль
2) цитоплазма
3) лизосома
4) эндоплазматическая сеть
А4. Прокариоты – это организмы,
1) которые не имеют клеточного строения
2) состоящие из одинаковых клеток, не образующих тканей
3) состоящие из разных клеток, содержащих одно или несколько ядер
4) клетки которых не имеют оформленного ядра
А5. Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие пород собак?

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
24

4) внутривидовой борьбе
А6. Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания: … → карась → окунь →
цапля.
1) водоросль
2) малёк пескаря
3) личинка стрекозы
4) улитка
А7. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от
температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по
оси у – относительная
скорость
химической
реакции
(в
усл.
ед.).

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную
зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в
живом организме с повышением температуры
1) на всем протяжении медленно растёт
2)

резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко
растёт

3)

растёт, достигая своего максимального значения, после чего начинает
спускаться

4) плавно колеблется около средних показателей
Часть В:
В1.Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня,
используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных
ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в
приведённую ниже таблицу.
ДНК
Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________ (А). В состав
мономера
входят
остаток
фосфорной
кислоты,
пятиуглеродный
сахар – __________ (Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре:
аденин, гуанин, цитозин и __________ (В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре,
а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) рибоза
2) аминокислота
25

3) рибосома
4) урацил
5) нуклеотид
6) дезоксирибоза
7) пластида
8) тимин
В2.Какие положения характеризуют половое размножение животных? Выберите три
верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении, как правило, участвуют особи разных полов
2) гаметы содержат гаплоидный набор хромосом
3) гаметы образуются путём обычного деления надвое
4) генотип потомка является копией генотипа одного из родителей
5) при размножении появляются особи, идентичные материнскому организму
6) генотип потомка объединяет генетическую информацию обоих родителей
В3.Установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак
характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из
второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) происходит
в
хлоропластами

ПРОЦЕСС
клетках

с

1) фотосинтез
2) дыхание

Б) происходит во всех клетках
В) происходит постоянно: днём и ночью
Г) происходит
с
световой энергии

использованием

Д) в результате органические вещества
расходуются
Е) в результате органические вещества
образуются
В4.Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование,
которую этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите
соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕР

ФОРМА БОРЬБЫ ЗА
СУЩЕСТВОВАНИЕ

А) поедание щурят щуками

1) внутривидовая

Б) малярийный
плазмодий
паразитирует
в организме человека

2) межвидовая

26

В) отсутствие
зайцев
в
лесу
сокращает численность лис
Г) сосны, растущие в сосновом лесу,
имеют тонкие и длинные стволы
Д) самый сильный волк становится
вожаком в стае
Е) использование одним
другого
в качестве пищи

видом

В5.Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример
иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
ПРИМЕР

ФАКТОР СРЕДЫ

А) химический состав воды

1) биотический

Б) разнообразие
планктона

2) абиотический

растительного

В) влажность воздуха
Г) клубеньковые бактерии на корнях
гороха
Д) скорость течения воды в реке
Е) феромоны,
насекомыми

выделяемые

Часть С.
С1. МИТОХОНДРИИ И ХЛОРОПЛАСТЫ
Митохондрии и хлоропласты – наиболее крупные органоиды клетки. Они имеют свои
собственные молекулы ДНК, способны независимо от ядра клетки к биосинтезу и
делению. Эти органоиды преобразуют внешнюю энергию в виды, которые могут быть
использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.
Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная
мембрана у них гладкая, а внутренняя образует складки. На мембранах складок
располагаются многочисленные ферменты. Основная функция митохондрий – синтез
универсального источника энергии – АТФ – в процессе окисления органических
веществ.
Хлоропласты, в отличие от митохондрий, присутствуют только в растительных клетках,
но встречаются и у некоторых простейших, например, у зелёной эвглены. С этими
органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающийся в преобразовании световой
энергии в энергию химических связей молекул глюкозы. Благодаря процессу
фотосинтеза в атмосферу постоянно поступает кислород.
27

Хлоропласты несколько крупнее митохондрий. Внутри их почти шаровидного тела
имеются многочисленные мембраны, на которых располагаются ферменты. Там же
находится пигмент хлорофилл, придающий пластидам зелёный цвет.
Используя содержание текста «Митохондрии и хлоропласты», ответьте на следующие
вопросы.
1)Почему митохондрии называют «энергетическими станциями» клетки?
2) Какие вещества являются конечными в процессе фотосинтеза?
3) В каком органоиде клетки протекает фотосинтез?
2 вариант.
Часть А. Выберите один верный ответ:
А1. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить
в научную деятельность метод:
1) наблюдения
2) измерения
3) эксперимента
4) моделирования
А2. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) экология
3) антропология
4) молекулярная биология
А3. Органоид, на котором находятся рибосомы, – это
1) хлоропласт
2) клеточная мембрана
3) аппарат Гольджи
4) эндоплазматическая сеть
А4. Бактерии отличаются от одноклеточных зелёных водорослей отсутствием
1) ядра
2) цитоплазмы
3) жгутиков
4) клеточной оболочки
А5. Что относят к результатам эволюции?
1) изоляцию организмов
2) борьбу за существование между организмами
3) наследственность и изменчивость у организмов

28

4) образование нового вида
А6. Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1) ястреб-перепелятник → славка черноголовка → листорез → листья дуба
2) славка черноголовка → листорез → листья дуба → ястреб-перепелятник
3) листорез → листья дуба → славка черноголовка → ястреб-перепелятник
4) листья дуба → листорез → славка черноголовка → ястреб-перепелятник
А7. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от
температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по
оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную
зависимость в интервале от 32 до 37°С? Скорость химической реакции в живом
организме с повышением температуры в данном интервале
1) медленно растёт
2)

резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко
растёт

3)

медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего начинает
плавно спускаться

4) плавно колеблется около средних значений
Часть В:
В1. Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня,
используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных
ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в
приведённую ниже таблицу.
БЕЛКИ
Молекулы белков состоят из большого числа молекул __________ (А), соединённых в
длинные цепи за счёт образования множества __________ (Б) связей. Большинство
белковых нитей закручиваются в спираль, которая может принять форму
__________ (В) Под действием температуры или химических веществ такие
пространственные структуры могут разрушаться. Данное явление получило название
__________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) глобула
2) глюкоза
29

3) аминокислота
4) водородная
5) пептидная
6) хромосома
7) диссоциация
8) денатурация
В2.Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных
ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) развитие вороны из яйца
2) почкование гидры
3) деление амёбы
4) размножение тюльпана луковицами
5) размножение сосны семенами
6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки
В3.Установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак
характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из
второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) происходит
в
хлоропластами

ПРОЦЕСС
клетках

с

1) фотосинтез
2) дыхание

Б) происходит во всех клетках
В) происходит постоянно: днём и ночью
Г) происходит
с
световой энергии

использованием

Д) в результате органические вещества
расходуются
Е) в результате органические вещества
образуются
В4.Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование,
которую этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите
соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕР

ФОРМА БОРЬБЫ ЗА
СУЩЕСТВОВАНИЕ

А) поедание окунями молоди

1) внутривидовая

Б) бычий цепень паразитирует
в организме человека

2) межвидовая

В) отсутствие
зайцев
в
лесу
сокращает численность волков
30

Г) сосны, растущие в сосновом лесу,
имеют тонкие и длинные стволы
Д) самый сильный лев становится
вожаком в прайде
Е) использование одним
другого
в качестве пищи

видом

В5.Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к
которой его относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ФАКТОРА

ГРУППА

А) вирус гепатита

1) абиотический фактор

Б) химический состав почвы

2) биотический фактор

В) длина светового дня
Г) пыльца растений
Д) смерч

Часть С:
С1. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Белки и жиры – высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка
образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода,
водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они
нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав
жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества
объединяются обычно под общим названием липиды. Как и углеводы, они служат
источником энергии.
Белки разных клеток неодинаковы, они специфичны. Однако они обладают
общим свойством – свёртываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых
лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в
состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются
ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными
белками. Белки, жиры и углеводы участвуют в защите клеток и контактах со средой.
Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося
кислород и углекислый газ.
Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных
мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться
в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные

31

вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических
функций организма.
Используя содержание текста «Органические соединения», ответьте на
следующие вопросы.
1) Из каких молекул образованы жиры?
2) Каким общим свойством обладают молекулы белков?
3) О какой сходной функции белков и жиров говорится в тексте?

Нормы выставления отметок:
Количество
баллов
18-20
15-17
10-14
менее 10

Объем выполненной работы
90-100%
70-89%
50-69%
Менее 50%

Отметка
5
4
3
2

Уровни оценки предметных результатов
Превышение
базового
уровня
свидетельствует об усвоении опорной
системы знаний на уровне осознанного
произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте
(или избирательности) интересов.
Базовый уровень достижений — уровень,
который
демонстрирует
освоение
учебных действий с опорной системой
знаний в рамках диапазона (круга)
выделенных задач. Овладение базовым
уровнем является достаточным для
продолжения обучения на следующей
ступени образования, но не по
профильному направлению.
Низкий
уровень
достижений
свидетельствует
об
отсутствии
систематической базовой подготовки, о
том, что обучающимся не освоено даже и
половины планируемых результатов, что
имеются значительные пробелы в
знаниях,
дальнейшее
обучение
затруднено.

высокий
уровень
достижения
планируемых
результатов,
оценка
«отлично» (отметка «5»)
повышенный
уровень
достижения
планируемых
результатов,
оценка
«хорошо» (отметка «4»)
оценка «удовлетворительно» (отметка
«3», отметка «зачтено»

пониженный уровень достижений, оценка
«неудовлетворительно» (отметка «2»)

32

Контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля
1. Заполнение таблицы
Формулировка задания: заполните таблицу “Вклад ученых в развитие биологии”,
указав ученого, временной период работы над открытием и дайте краткую
характеристику открытия, используя материал лекций, учебника, иные источники
информации.
Таблица – Вклад ученых в развитие биологии
Ученый

Временной
период

Краткая характеристика работы ученого

Критерии оценивания задания:
“5” - таблица выполнена в полном объеме
“4” - в ходе заполнения таблицы материал отражен не полностью, имеются
незначительные неточности, недочеты
“3” - в ходе заполнения таблицы материал отражен не полностью, имеются
значительные неточности, недочеты
“2” - таблица отражает менее 50% материала или не выполнена
2. Разработка ленты времени
Формулировка задания: создайте ленту времени, отражающую этапы
онтогенеза отдельной группы животных или человека с краткой характеристикой.
Названия стадий должны быть расположены в хронологическом порядке, оснащены
кратким описанием основных изменений, приложены рисунки. Задание выполняется в
малых группах (3-4 человека)
3. Разработка ментальной карты
Формулировка задания: составьте ментальные карты по классификации тканей,
органов и систем органов. В карте отразите особенности строения, функций объектов.
Вы можете объединять объекты по выполняемой функции или по системе органов.
При разработке рекомендуем использовать инструменты:
https://www.mindmeister.com
https://app.mindmup.com
или другого инструмента для создания ментальных карт.
Пример части ментальной карты:

33

Критерии оценивания ментальной карты:
«5» - 8-9 баллов; «4» - 7 баллов; «3» - 5 баллов
Содержание
Графическое
оформление карты

Лексикограмматическое
оформление

3 балла
Информация
представлена
в
полном объеме
Многоступенчатая
карта с добавлением
картинок,
знаков.
Использование
разных цветов на
определенных
ветвях.
Карта не содержит
ошибок и опечаток

2 балла
Информация
представлена,
но
имеются неточности
Многоступенчатая
карта

1 балл
Информация
представлена
частично
Простой «паучок»

Карта не содержит
грубых
грамматических
ошибок
или
опечаток, которые
бы
отвлекали
внимание читателя
от содержания

Карта содержит так
много
грубых
грамматических
ошибок и опечаток,
что ее содержание
трудно
воспринимается

4. Разработка глоссария
Формулировка задания: составьте глоссарий с определениями по теме ”Основные
понятия генетика”, используя материалы лекций, учебники, словари.
Примерный перечень терминов:
Альтернативные признаки
Аллельные гены
Неаллельные гены
Доминантный признак
Рецессивный признак
Гомозиготный организм
Гетерозиготный организм
Генотип
Фенотип
Дигибридное скрещивание
Чистая линия
Гибрид
Наследственность
Изменчивость
34

5. Фронтальный опрос

1.
2.
3.
4.

Примерный перечень вопросов к фронтальному опросу
Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Перечислите предпосылки возникновения дарвинизма
Перечислите основные положения синтетической теории эволюции
Критерии оценивания:
«5» - ответ полный, развернутый
«4» - ответ достаточно полный, но есть неточности
«3» - ответ краткий или с грубыми ошибками
«2» - ответ неверный или отсутствует
6. Подготовка устных сообщений с презентацией

Формулировка задания: подготовьте устное сообщение и презентацию об
одном наследственном заболевании из перечня. Работа выполняется в парах. В
структуре сообщения и презентации необходимо отразить:
1. Название заболевания
2. Типизация заболевания
a. А) геномное / генное / полигенное / хромосомное
b. Б) аутосомно-доминантное / аутосомно-рецессивное / сцепленное с
полом
3. Сущность мутации (на клеточном уровне)
4. Клинические проявления заболевания
5. Частота встречаемости
6. Диагностика
7. Источники информации.
Примерный перечень наследственных заболеваний человека
Синдром Энгельмана
Муковисцидоз
Синдром Пирсона
Синдром Дауна,
Синдром Клайнфельтера,
Синдром ШерешевскогоТернера,
7. Синдром Эдвардса,
8. Синдром «кошачьего крика»
9. Серповидноклеточная анемия
10. Нейрофиброматоз
11. Дальтонизм
12. Гемофилия
13. Фенилкетонурия

1.
2.
3.
4.
5.
6.

35

1.
1.1
1.2
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Чек-лист для оценки презентации
Оцените презентацию по следующим критериям:
Элементы содержания
Наличие
Титульный слайд
Название заболевания
Сведения об авторах
Дана полная типизация заболевания
Показана сущность мутации
Описаны
клинические
проявления
заболевания
Указана частота встречаемость
Описана диагностика
Указаны источники информации
Соблюдение единого стиля презентации
Материал был интересен
Материал был полезен

Отсутствие

Шкала перевода баллов в отметку
12-11 баллов - «5»
10 - 8 баллов - «4»
7-6 баллов -«3»
Менее 6 баллов или отсутствие работы - «2»
Дополнительные сведения для преподавателя.
В целях избежание повторения тем презентаций, преподавателю рекомендуется
распределить конкретные темы среди групп учащихся.
7. Лабораторная работа
Лабораторная работа «Строение растительной, животной, грибной клетки»
Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под
микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать
их между собой.
1.Вопросы для допуска к лабораторной работе.
1. Назовите основные части микроскопа и опишите их функции.
2. Что такое предметное и покровное стекла? Для чего они нужны?
3. Перечислите основные правила работы с микроскопом.
2.Проведение опытов
Оборудование и посуда
1. Микроскопы
2. Предметные и покровные стекла
3. Стеклянные палочки
4. Стаканы
5. Фильтровальная бумага (салфетка)
6. Стерильный шпатель
Алгоритм проведения работы

Материалы и реактивы
1.Вода
2. Разведенные в воде дрожжи
3. Лук репчатый

Вопросы и задания
36

1. Изучение строения растительной
клетки
1.1. Снять с внутренней поверхности
мясистой чешуи луковицы тонкую пленку –
эпидерму;
● 1.2. Поместить кусочек эпидермы на
предметное стекло в каплю воды;
● 1.3. Накрыть объект покровным
стеклом;
● 1.4. Рассмотреть клетки эпидермы под
различным увеличением микроскопа
2. Изучение строения животной
клетки
2.1. Провести стерильным шпателем с
легким нажимом по нёбу или по деснам;
2.2. Нанести капельку слюны на
предметное стекло и накрыть ее покровным
стеклом;
2.3. Рассмотреть препарат при большом
увеличении
с
прикрытой
диафрагмой
конденсатора.
●

Определите форму клеток,
Найдите ядро, вакуоли, оболочку
клетки.
● Зарисуйте несколько клеток
эпидермы, обозначив на рисунке:
цитоплазму, ядро, вакуоли,
оболочку клетки
●

Рассмотрите на кончике шпателя
в капельке слюны слущенные клетки
эпителия
Рассмотрите
на
препарате
отдельные крупные плоские клетки
неправильной формы. Большая часть
клеток мертвые, поэтому в них хорошо
заметно ядро.
● Зарисуйте несколько клеток,
обозначьте ядро и цитоплазму.

Найдите дрожжевую клетку,
3. Изучение строения клетки дрожжей
рассмотреть ее форму и отдельные
(грибы)
3.1. Поместить стеклянной палочкой части.
каплю раствора с дрожжами на предметное
Зарисуйте несколько клеток,
сделайте подписи.
стекло;
3.2. Накрыть ее покровным стеклом.
Если есть излишки жидкости, удалите ее с
помощью фильтровальной бумаги (салфетки);
3.3.
Рассмотреть
препарат
под
микроскопом
1.
2.
3.
4.

Итоговая контрольная часть лабораторной работы (выполнить письменно):
Из каких основных частей состоит любая клетка?
Что общего имеется в строении растительной и животной клеток?
Чем различаются эти клетки?
Чем объяснить, что, будучи устроенными по единому плану, клетки весьма
разнообразны по форме и размерам?
8. Контрольная работа “Молекулярный уровень организации живого”.

Контрольная работа представляет собой задания в тестовой форме различного
уровня сложности: “низкий”, “средний” и “высокий”. В зависимости от типа и трудности
задания его выполнение оценивается разным числом баллов. Выполнение каждого задания
“низкого” уровня сложности оценивается 1 баллом. За выполнение заданий “среднего”
уровня сложности в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2
баллов.
37

К заданию “высокого” уровня сложности относится решение задач. При правильном
решении заданий “высокого” уровня присваивается 3 балла.
Задания всех уровней сложности проверяются автоматически.
Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице:
Уровень
сложности
задания

Балл

Процентное
содержание
заданий

Тип вопросов

Низкий

1

65%

- задания с выбором одного правильного
ответа

Средний

2

15 %

- множественный выбор;
- вопросы на упорядочивание или
установление
правильной
последовательности

Высокий

3

20 %

- ситуационные задачи или вопросы
предусматривающие развернутый ответ

Критерии оценивания рубежной контрольной работы:
Оценка

Процент выполнения

“отлично”

85-100%

“хорошо”

70-84%

“удовлетворительно”

50-69%

“неудовлетворительно”

менее 49%

1. Азотистое основание аденин в молекуле ДНК комплементарно...
1) гуанину;
2) цитозину;
3) урацилу;
4) тимину.
2. К пуриновым азотистым основаниям относятся...
1) аденин и гуанин;
2) гуанин и цитозин;
3) цитозин и урацил;
4) урацил и аденин.
3. Выберите функцию иРНК?
1) хранение генетической информации;
2) транспорт аминокислоты в рибосому;
3) входит в состав рибосом;
4) перенос генетической информацию от ДНК к рибосоме.
4. Клетки эукариот не содержат...
1) лизосом;
38

2) рибосом;
3) мезосом.;
4) комплекса Гольджи.
5. Клетки прокариот содержат...
1) клеточный центр;
2) эндоплазматическую сеть;
3) рибосомы и мезосомы;
4) комплекс Гольджи и лизосомы.
6. Какие органоиды встречаются только в растительных клетках?
1) эндоплазматическая сеть;
2) пластиды;
3) митохондрии;
4) комплекс Гольджи.
7. В метафазной хромосоме выделяют...
1) плечи и центросому;
2) центросому и центриоли;
3) центриоли и центромеру;
4) центромеру и плечи.
8. К автотрофам относятся...
1) вирусы;
2) хемосинтезирующие бактерии;
3) грибы;
4) паразитические бактерии.
9. Транскрипция – это...
1) связывание аминокислоты с тРНК;
2) перенос аминокислоты в рибосому;
3) удвоение молекулы ДНК;
4) синтез иРНК на матрице ДНК.
10. Если кодирующая белок часть гена содержит 6000 пар нуклеотидов, то сколько
аминокислот в кодируемой молекуле белка?
1) 100;
2) 500;
3) 1000;
4) 2000.
11. Какие из перечисленных болезней, вызываются вирусами?
а) туберкулез и дифтерия;
б) Дифтерия и СПИД;
в) СПИД и грипп;
г) грипп и туберкулез;
12. В результате первого деления мейоза происходит:
а) увеличение набора хромосом;
б) уменьшение набора хромосом;
в) сохранение исходного набора хромосом.
39

13. Что происходит в анафазе II мейоза?
1) спирализация хромосом;
2) расхождение к полюсам двухроматидных хромосом;
3) расхождение к полюсам хроматид;
4) расположение хромосом в плоскости экватора клетки.
14. Установите соответствие
Органоид

Функция

1) рибосома

А) переваривание отмерших клеток

2) хлоропласты

Б) фотосинтез

3) лизосомы

В) синтез белка

4) центриоли

Г) образование веретена деления

Эталон: 1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г
15. Выберите химические элементы клетки, которые входят в состав органических
веществ:
1) кальций;
2) углерод;
3) цинк;
4) водород;
5) кислород;
6) медь;
7) азот.
16. Установите соответствие
Группы аминокислот

Представители

1. Нейтральные

А) глутаминовая кислота

2. Кислые

Б) лизин

3. Основные

В) аланин

Эталон: 1-В; 2-А; 3-Б
17. В молекуле ДНК нуклеотиды, содержащие аденин, составляют 10%. Сколько
процентов в данной молекуле нуклеотидов, содержащих цитозин?
1) 10;
2) 20;
3) 30;
4) 40.
40

18. В молекуле РНК нуклеотиды, содержащие урацил, составляют – 30% и аденин –
40%. Сколько процентов адениловых нуклеотидов содержится в цепи ДНК,
комплементарной той, на которой синтезировалась эта РНК?
1) 0;
2) 30;
3) 35;
4) 40.
19. Участок молекулы ДНК состоит из 60 пар нуклеотидов. Определите длину этого
участка (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)
1) 20,4;
2) 24;
3) 10,2;
4) 30.
20. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько
аминокислот будет входить в состав белка?
1) 205;
2) 410;
3) 408;
4) 360.
3. Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
Вариант 1. Письменная итоговая контрольная работа.
Контрольная работа включает в себя два типа заданий: тестовые вопросы,
направление на проверку усвоения теоретического материала, и задачи и задания,
направленные на проверку сформированности практических умений.
Часть 1 содержит 15 заданий с выбором одного верного ответа из четырех и 10
заданий с выбором нескольких верных ответов, на соответствия биологических объектов,
процессов и явлений.
Часть 2 содержит 4 задачи из разных тем дисциплины и 1 практико-ориентированное
задание, формируемой в соответствии с методическими рекомендациями.
В заданиях 1-15 выберите один правильный ответ:
1. ХИМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ХРОМОСОМЫ СОСТАВЛЯЕТ МОЛЕКУЛА
1) дезоксирибонуклеиновой кислоты
2) рибонуклеиновой кислоты
3) липида
4) полисахарида
2. УДАЛЕНИЕ ДИМЕРОВ ТИМИНА В МОЛЕКУЛЕ ДНК ПРОИСХОДИТ В
ПРОЦЕССЕ
1) трансверсии
2) репарации
3) репликации
4) трансформации
3. ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПИДНОГО БИСЛОЯ ВАЖНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ЛИПИДОВ:
1) водородные и ионные
2) ионные и ковалентные
3) ковалентные и гидрофобные
4) только гидрофобные
41

4. УДАЛЕНИЕ ДИМЕРОВ ТИМИНА В МОЛЕКУЛЕ ДНК ПРОИСХОДИТ В
ПРОЦЕССЕ
1) репарации
2) трансформации
3) трансверсии
4) репликации
5. ДЛЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ НЕ ХАРАКТЕРЕН СИНТЕЗ
1) аминокислот
2) нуклеотидов
3) гликогена
4) фосфолипидов
6. В ПРОФАЗЕ МИТОЗА ДЛИНА ХРОМОСОМЫ УМЕНЬШАЕТСЯ ЗА СЧЕТ
1) транскрипции
2) редупликации
3) денатурации
4) спирализации
7. БЛАГОДАРЯ КОНЬЮГАЦИИ И КРОССИНГОВЕРУ ПРОИСХОДИТ
1) увеличение числа хромосом вдвое
2) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами
3) уменьшение числа хромосом вдвое
4) увеличение числа гамет
8. ПОЛИПЕПТИДНЫЕ ЦЕПИ СИНТЕЗИРУЮТСЯ НА РИБОСОМАХ,
НАХОДЯЩИХСЯ:
1) в цитозоле и модифицируются также в цитозоле
2) в цитозоле, затем модифицируются в аппарате Гольджи
3) на мембране эндоплазматического ретикулума, затем модифицируются в
аппарате Гольджи
4) в цитозоле, затем модифицируются в люмене лизосомы
9. ИНТРОНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ГЕНАХ
1) только эукариот архебактерий
2) эукариот и эубактерий
3) эубактерий и архебактерий
4) архебактерий и эукариот
10. ВСЕ РЕАКЦИИ СИНТЕЗА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ
ПРОИСХОДЯТ
1) образованием молекул АТФ
2) с освобождением энергии
3) расщеплением веществ
4) использованием энергии
11. ИЗ ОДНОЙ МОЛЕКУЛЫ НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ В СОЕДИНЕНИИ С
БЕЛКАМИ СОСТОИТ
1) митохондрия
2) хромосома
3) ген
4) хлоропласт
12. ДОЧЕРНИЕ ХРОМАТИДЫ СТАНОВЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ
ХРОМОСОМАМИ ПОСЛЕ
1) спаривания гомологичных хроматид
2) обмена участками между гомологичными хромосомами
3) разделения соединяющей их центромеры
4) выстраивания хромосом в экваториальной плоскости клетки
13. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД – ЭТО:
42

1) набор клеточных генов
2) нуклеотидная последовательность гена
3) генетическая экспрессия
4) система записи генетической информации
14. В КАКИХ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОРГАНЕЛЛ САМАЯ ВЫСОКАЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ Са2+
1) ядре
2) митохондриях
3) цитоплазме
4) аппарате Гольджи
15. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ СТРУКТУР КЛЕТКИ НЕ ИМЕЮТ
МЕМБРАНЫ
1) лизосомы
2) хлоропласты
3) ядрышки
4) аппарат Гольджи
Эталоны ответов
№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

1

2

4

1

3

4

2

3

1

4

2

3

4

2

3

В заданиях 16-25 выберите несколько правильных ответов или установите
соответствие или последовательность:
16. ВОССТАНОВИТЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ЭТАПОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ:
1) усиление влияния на природу с коренным преобразованием части экосистем;
2) изменение экосистем через пастьбу скота, ускорение роста трав путем их
выжигания и т. п.;
3) глобальное изменение всех экологических компонентов в целом в связи с
неограниченной интенсификацией хозяйства;
4) сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем в период становления
человечества;
5) воздействие людей на биосферу лишь как обычных биологических видов.
17. ВЫБЕРИТЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ПРОФАЗЕ ПЕРВОГО
ДЕЛЕНИЯ МЕЙОЗА
1) обмен участками хромосом
2) набор хромосом и число молекул ДНК в клетке – 4n4c
3) деление центромер хромосом
4) формирование веретена деления
5) выстраивание хромосом по экватору клетки
18. КАКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯТ В КЛЕТКЕ В ПЕРИОД ИНТЕРФАЗЫ?
1) спирализация хромосом
2) редупликация молекул ДНК
3) растворение ядерной оболочки
4) синтез белков в цитоплазме
5) синтез иРНК в ядре
43

19. МАЛЫЕ КРУГОВОРОТЫ УГЛЕРОДА В БИОСФЕРЕ МОГУТ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ ПУТЕМ:
1) углекислый газ выделяется в атмосферу в процессе фотосинтеза в дневное время,
а в ночное время его часть поглощается растениями из среды;
2) углекислый газ поглощается из атмосферы в процессе фотосинтеза в дневное
время, а в ночное время его часть выделяется растениями в среду;
3) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза с образованием
органических веществ, а с гибелью растений и животных происходит окисление
органических веществ с выделением углекислого газа;
4) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза, а при дыхании
выделяется в атмосферу;
5) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза, а при сжигании
органических веществ выделяется в атмосферу.
20. УКАЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАЗ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ.
1) слияние гамет, или сингамий
2) дистантное взаимодействие и сближение гамет
3) контактное взаимодействие гамет и активация яйцеклетки
21. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, НАЧИНАЯ ОТ ЗИГОТЫ.
1) формирование четырехкамерного сердца
2) образование бластомеров
3) формирование нервной системы
4) формирование мезодермы
5) образование двухслойного зародыша
22. ВЫБЕРИТЕ ТРИ ФУНКЦИИ ПЛАЗМАТИЧЕСКОЙ МЕМБРАНЫ
1) обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул
2) обеспечивает передвижение веществ в клетке
3) отграничивает цитоплазму от окружающей среды
4) участвует в поглощении веществ клеткой
5) придает клетке жесткую форму
6) служит матрицей для синтеза иРНК
23. ВЫБЕРИТЕ ДВА ПРИЗНАКА НЕ ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ОПИСАНИЯ
ТРАНСКРИПЦИИ У ЭУКАРИОТ
1) образование полинуклеотидной цепи
2) соединяются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу
3) матрицей служит молекула ДНК
4) происходит в ядре
5) удвоение молекулы ДНК
24.
УСТАНОВИТЕ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЦЕССОВ
ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ:
1) закладка зачаточных органов зародыша
2) направленные перемещения клеток и их дифференцировка
3) развитие нервной пластинки
4) слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы
5) формирование многоклеточного однослойного зародыша
25. УПОРЯДОЧИТЕ ИСКОПАЕМЫЕ ФОРМЫ ЧЕЛОВЕКА ПО ВРЕМЕНИ
СУЩЕСТВОВАНИЯ, НАЧИНАЯ С САМОЙ ДРЕВНЕЙ ФОРМЫ:
1) Человек умелый
2) Кроманьонцы
3) Неандертальцы
4) Человек прямоходящий
5) Австралопитек
44

Эталоны ответов
№
задания

16

17

18

19

20

21

22

ответ

5,4,2,1,3

1,4

2,4,5

3,4,5

2,3,1

2,5,4,3,1

1,3,4

23

24

25

2,5 4,5,2,3,1 5,1,4,3,2

В заданиях 26-30 решите задачи:
Задание 26. Задача № 1. Определите, какая окраска цветков будет у растений гороха,
полученных от самоопыления гомозиготных родительских форм с красными и с белыми
цветками, а также от их скрещивания между собой.0
Решение. Обе родительские формы гомозиготны, поэтому запись скрещиваний будет
следующей:
– от самоопыления: 1) Р: АА × АА; 2) P: аа × аа;
– от перекрестного опыления: Р: АА × аа.
Гомозиготные формы дают единственный тип гамет, и поэтому при их слиянии будет
получен единственный тип потомков: 1) F1 все AA; 2) F1 все аа;3) F1 все Aa.
Ответ. 1. Красноцветковые гомозиготные растения дают только формы с красными
цветками. 2. Все потомки растений с белыми цветками будут белоцветковыми (они всегда
гомозиготны). 3. Все растения от скрещивания красноцветковых гомозиготных с
белоцветковыми будут красноцветковыми (доминантный фенотип), но гетерозиготными по
генотипу.
Задание 27. Задача № 2. На ребенка с I группой крови в роддоме претендуют две
родительские пары:
– 1 пара: мать с I, отец с IV группой крови;
– 2 пара: мать со II, отец с III группой крови.
Какой паре принадлежит ребенок?
Решение. Ребенок с I гр. крови по генотипу – I°I°. Такое сочетание аллелей возможно
только в случае, если гаметы и отца, и матери будут содержать аллели I°. Следовательно,
эта комбинация генов могла осуществиться только при зачатии ребенка в случае второй
пары, когда мать и отец гетерозиготы. Запишем схему скрещивания:
Р: I A I° ♀×I B I° ♂; G♀: 0,5I A + 0,5I°; G♂: 0,5I B + 0,5I°; => F1: 0,25 I°I°.
Очевидно, что первая супружеская пара претендовать на этого ребенка не может, т. к. у нее
могут быть дети только со II и III группами крови:
Р: I°I° ♀ × I A I B♂; F1: 50% IA I° и 50%IB I° (у детей II и III гр. крови соотв.).
Ответ. Ребенок принадлежит второй паре супругов.
Задание 28. Задача № 3. Определите средний размер листочков у белого клевера,
полученного от скрещивания геторозиготных растений с листочками 10 и 7 мм
соответственно.
Решение. Определяем генотипы и записываем скрещивание:
Р: V ba v × V by v; определяем гаметы: G♀: 0,5V ba + 0,5v; G♂: 0,5V bу + 0,5v; получаем
потомков: F1: 0,25V baV by; 0,25V ba v; 0,25 V by v; 0,25vv.
Ответ. Получено 4 типа фенотипов и генотипов в равных соотношениях. Из них для
первого будет характерна сверхдоминантность (средний размер листочков 18 мм).
Задание 29. Задача № 4. Проанализируйте характер передачи рецессивного, частично
сцепленного с полом, наследственного заболевания от матери к потомкам.
Решение. P:♀X аX а ♂X AY A больна F1: ♀X AX а ♂ X aY A F2:♀X AX а ; ♀X аX а ;♂ X
45

AY A ; ♂X aY A больна
Ответ. Болезнь передается от матери через детей и проявляется только у внучек.
Задание 30. Из элементов сообщества (полевка, зерно злаков, филин, хорек)
составьте пищевую цепь и на основании правила экологической пирамиды определите,
сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 2,5 кг.
Ответ:

В итоговой работе представлены задания, относящиеся к трем уровням сложности:
“низкий”, “средний”, “высокий”. В зависимости от типа и трудности задания его
выполнение оценивается разным числом баллов. Выполнение каждого задания “низкого”
уровня сложности оценивается 1 баллом. За выполнение заданий “среднего” уровня
сложности в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.
К заданию “высокого” уровня сложности относится решение ситуационных задач. За
выполнение заданий “высокого” уровня в зависимости от полноты и правильности ответа
присваивается до 3-х баллов.
Задания “низкого” и “среднего” уровней сложности проверяются автоматически.
Ответы на задания “высокого” уровня проверяются в ручном режиме.
Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице:
Уровень
сложности
задания

Балл

Процентное
содержание
заданий

Тип вопросов

Низкий

1

50%

- задания с выбором одного правильного
ответа

Средний

2

33%

- множественный выбор;
- вопросы на упорядочивание или
установление
правильной
последовательности

Высокий

3

17 %

- задачи, предусматривающие развернутый
ответ

Критерии оценивания итоговой письменной работы:
Оценка

Процент выполнения

«отлично»

85-100%

«хорошо»

70-84%

«удовлетворительно»

50-69%

«неудовлетворительно»

менее 49%
46

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».