Приложение 2.9
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.09 ГЕОГРАФИЯ
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский
язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ
ДПО «Институт развития профессионального образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных
классах».
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Ревдинский педагогический
колледж»
Разработчик:
Шестерова Элеонора Николаевна, преподаватель, ГАПОУ СО «РПК»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» ............................................................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ» ........................................................................................................................... 15
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ» ........................................................................................................................... 25
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» ............................................................................................. 26
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цели дисциплины «География»:
воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, с ролью России как составной части мирового сообщества;
воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях
и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры;
развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла ОПОП-П по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
В результате изучения литературы у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображенными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
4
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литературы народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отраженным в художественных произведениях;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в
том числе с использованием литературных произведений;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе
при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
5
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учетом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литературы народов
России;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в
себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
6
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредментые результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с использованием собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с использованием художественных произведений; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в том числе читательский;
7
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы
по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и другие) с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету "Литература";
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения
свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
8
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной
литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать свое право и право других людей на ошибку в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания
по литературе.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по учебному предмету "Литература";
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
9
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты:
По учебному предмету «География» (базовый уровень) требования к предметным
результатам освоения базового курса географии должны отражать:
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов
и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов;
проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим
10
источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в
комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить,
отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на
основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве
и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить
примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения
глобальных проблем.
Код
компетенции
Содержание дисциплины «География» направлено в том числе на формирование
следующих общих компетенций:
ОК 02
Формулировка
компетенции
Использовать
современные
поиска,
Знания, умения
Умения:
средства определять задачи для поиска информации
анализа определять необходимые источники информации
11
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе
и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
российских духовнонравственных ценностей,
в том числе с учетом
ОК 06
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства
и устройства информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
российских духовно-нравственных ценностей
значимость профессиональной деятельности
по специальности
12
ОК 07
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ПК 1.2. Организовывать процесс
обучения обучающихся в
соответствии
с
санитарными нормами и
правилами
ПК 2.2. Реализовывать
программы внеурочной
деятельности
в
соответствии
с
санитарными нормами и
правилами.
ПК 3.1
Проектировать
и
реализовывать
современные программы
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения
Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства
организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать различные средства, методы и формы
организации учебной деятельности, обучающихся
на уроках с учетом особенностей учебного
предмета, возраста и уровня подготовленности
обучающихся;
использовать современные возможности цифровой
образовательной
среды
при
реализации
образовательных программ начального общего
образования;
Знания:
современные образовательные технологии, в том
числе информационно- коммуникационные;
современные образовательные технологии, в том
числе информационно- коммуникационные
Умения:
применять
различные
методы
и
формы
организации внеурочной работы, выбирать их с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей обучающихся
Знания:
теоретические основы географии
Умения:
находить ценностный аспект учебного знания и
информации, обеспечивать его понимание и
13
воспитания на основе
ценностного содержания
образовательного
процесса
переживание обучающимися проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в
различные
виды
общественно-полезной
деятельности и детские творческие объединения
Знания:
теоретические основы географии
14
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т. ч.:
Основное содержание
60
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное содержание – в форме практической подготовки)
Промежуточная аттестация (экзамен)
30
30 / 10
12
15
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. География как наука
Тема 1.1. Традиционные Содержание учебного материала
и новые методы в гео- Теоретическое обучение
графии.
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их испольГеографические
про- зование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления геогнозы.
графических исследований. Источники географической информации, геоинформациГеографическая куль- онные системы. Географические прогнозы как результат географических исследоватура
ний.
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое
мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1. Географиче- Содержание учебного материала
ская среда. Естествен- Теоретическое обучение
ный и антропогенный 1. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
ландшафты
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во
времени. Географическая и окружающая среда.
2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и
культурного разнообразия на Земле
Профессионально-ориентированное содержание
№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проблемы взаимодей- Теоретическое обучение
ствия человека и при- Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня Миророды
вого океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия
устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их
достижении. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей
устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия
Объём часов
Теор.
Практ.
3
4
2
0
2
4
8
2
2
1
16
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Профессионально-ориентированное содержание
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением
Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования)
Тема 2.3. Природные Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение
природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их
использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.
№ 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и геополи- Теоретическое обучение
тика.
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и геополиКлассификация и типо- тика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многопология стран мира
лярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.
Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства.
2. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств мира,
унитарное и федеративное государственное устройство
Объём часов
Теор.
Практ.
2
1
4
2
0
2
17
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность и Содержание учебного материала
воспроизводство насе- Теоретическое обучение
ления.
1. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического
Состав и структура перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным
населения
уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её направления в
странах различных типов воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в
странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе
географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия
№ 5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся).
№ 6. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Размещение населения. Теоретическое обучение
Качество жизни населе- 1. Географические особенности размещения населения и факторы, его определяюния
щие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции
населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и
формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социальноэкономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество
Объём часов
Теор.
Практ.
2
6
1
4
1
18
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
№ 7. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
№ 8. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура ми- Теоретическое обучение
рового хозяйства.
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового хозяйства.
Международное геогра- Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
фическое
разделение хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хотруда
зяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль
географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 9. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран
Тема 5.2. Международ- Содержание учебного материала
ная экономическая ин- Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслетеграция
вые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой экономики
и её влияние на хозяйство стран разных социально- экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 5.3.
Содержание учебного материала (профессионально ориентированное)
Объём часов
Теор.
Практ.
2
8
4
1
2
1
19
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
География главных от- Теоретическое обучение
раслей мирового хозяй- Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных рества. Промышленность сурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля. Топмира
ливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход».
География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация странэкспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика»
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых
ресурсов в мировой экономике
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия.
Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую
среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры
продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной промышленности
на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства
Объём часов
Теор.
Практ.
6
20
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур. Животноводство. Ведущие
экспортёры и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура:
географические особенности. Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей
на окружающую среду
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные
узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие
на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля
и туризм
Профессионально ориентированное содержание
№ 10. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.
№ 11. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира.
№ 12. Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли.
№ 13. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия»
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира. Зару- Теоретическое обучение
бежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Австралия
и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов.
Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
Объём часов
Теор.
Практ.
2
10
10
2
2
21
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 14. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической информации (по выбору)
Тема 6.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии). Современные экономические отношения России со странами
Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№ 15. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции
Тема 6.3.
Содержание учебного материала
Америка
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие черты
и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие
№ 16. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт
Тема 6.4.
Содержание учебного материала
Африка.
Теоретическое обучение
Объём часов
Теор.
Практ.
2
2
2
2
2
22
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического положения,
природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки (на примере
ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании: особенности
природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 17. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства
в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Тема 6.5.
Содержание учебного материала
Россия на геополитиче- Теоретическое обучение
ской,
геоэкономиче- Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Осоской и геодемографиче- бенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решеской карте мира
ния внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. География
отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение предприятий
профильной отрасли в России
Профессионально ориентированное содержание
№ 18. Изменение направления международных экономических связей России в новых
геоэкономических и геополитических условиях
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные Содержание учебного материала
проблемы человечества Теоретическое обучение
Объём часов
Теор.
Практ.
Австралия и Океания
2
2
2
2
2
2
23
Наименование разде- Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированлов и тем
ное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов
и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством и
отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических,
идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении глобальных
проблем
Профессионально ориентированное содержание
№ 19. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе
анализа различных источников географической информации и участия России в их
решении
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего
Объём часов
Теор.
Практ.
2
30
12
30+12
24
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные
помещения: наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Интерактивная доска
Комплект учебно-наглядных пособий:
атлас мира
контурные карты
карта мира
Комплект электронных пособий:
развивающие документальные фильмы
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основное издание:
Баранчиков Е.В. География: для среднего профессионального образования Е.В. Баранчиков. – Издательский центр «Академия», 2024г.
25
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных проектов, докладов и
т.п. Обучение по учебной дисциплине «География» завершается экзаменом
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
выполнение индивидуальных и групповых исследовательских проектов
выполнение практико-ориентированных заданий профессиональной направленности
описание ситуаций
собеседование
ролевая игра
портфолио, дневник участия в социально значимой и
профессиональной деятельности
Метапредметные резуль- выполнение индивидуальных и групповых исследовататы
тельских проектов
семинар
экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
собеседование
ролевая игра
оценка аналитической работы с информацией, текстом
публичное выступление на конференции, семинаре
практикоориентированные задания интегрированного
характера
Предметные результаты сообщение / докладучащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
доклад по литературным источникам;
составление модельной схемы ответа на поставленный
вопрос;
решение географических задач;
тестовые задания;
дидактические карточки;
коллективное заполнение обобщающей таблицы;
«скоростном ответе» (блиц-ответ);
создание текста роли персонажа для участия в ролевой
игре;
доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;
аналитическая работа с информацией, текстом;
Общие компетенции
экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
оценивание выполнения индивидуальных и групповых
заданий;
письменные работы проблемного характера
Профессиональные компе- практикоориентированные задания интегрированного
тенции
характера
Личностные результаты
26
Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
1.
Контрольно-оценочные средства для входного контроля
Вариант 1
Часть «А»
1. Какое место в мире наша страна занимает по площади территории:
а) 3-е;
в) 1-е;
б) 2-е;
г) 5-е.
2. Производство предприятием однородной продукции – готовых изделий, отдельных деталей, частей,
услуг – называется:
а) конверсией;
в) трудоемкостью;
б) специализацией;
г) кооперированием.
3. Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии, их использование в хозяйстве
называется:
а) топливная промышленность;
в) энергические ресурсы;
б) топливно-энергетический комплекс;
г) топливно-энергетический баланс
4. Крупнейшим районом добычи российского газа является:
а) Якутский;
в) Западно-Сибирский;
б) Оренбургского - Астраханский;
г) шельф Баренцева моря.
5. Из перечисленных ниже производств в состав ТЭК не входит:
а) электроэнергетика;
в) газовая промышленность;
б) транспортировка топлива;
г) коксохимия.
6. Группа электростанций, объединённых линиями электропередачи, образует:
а) каскад;
в) ТЭЦ;
б) комплекс;
г) энергосистему.
7. Самый дешевый уголь в России добывается в бассейне:
а) Ленском;
в) Канско-Ачинском;
б) Донецком;
г) Печорском.
8. Выберите продукцию металлоемкого машиностроения:
а) стиральные машины;
б) грузовые автомобили;
г) телевизоры;
в) паровые котлы для тепловых электростанций;
9. Определите, в каком из этих городов находится производство тракторов:
а) Мурманск;
в) Архангельск;
б) Волгоград;
г) Сургут.
10. В каком из городов России имеется крупный металлургический комбинат полного цикла:
а) Липецк;
в) Смоленск;
б) Краснодар;
г) Ярославль.
11. Главный фактор, влияющий на размещение хлебопекарной промышленности – это:
а) потребительский;
в) военно-стратегический;
б) электроэнергетический;
г) сырьевой.
12. Особые территориальные образования, объединяющие научные центры с наукоемкими
предприятиями промышленности, называются:
а) научными кафедрами;
в) тепличное цветоводческое хозяйство;
б) технополисами;
г) рекреацией.
Часть «Б»
1. Выбери верные утверждения:
а) Строительство входит в состав машиностроительного комплекса.
б) ТЭС образуют много твёрдых и газообразных отходов.
в) Самые крупные (общегеологические) запасы угля имеет Донецкий угольный бассейн.
г) Современные и сложные отрасли машиностроения образуют группу наукоемкого машиностроения.
2. Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку» отраслей наряду с (назовите ещё две ведущие отрасли):
а) химической промышленностью;
б) чёрной металлургией;
в) отраслями животноводства;
27
г) электроэнергетикой;
3.Распределение отрасли пищевой промышленности по группам.
Группы:
Отрасли:
1. С ориентацией на сырьё;
2. С ориентацией на потребителя.
а) чайная;
б) кондитерская;
в) сахарная;
г) хлебопекарная;
д) рыбная;
е) консервная;
ж) макаронная;
Вариант 2
Часть «А»
1. Площадь Российской Федерации составляет:
а) 17,8 млн. кв. км;
в)17,1 млрд. кв. км;
б) 43,1 млн.кв. км;
г) 17,1 млн. кв. км.
2. Из перечисленных ниже производств в состав ТЭК не входит:
а) электроэнергетика;
в) газовая промышленность;
б) транспортировка топлива;
г) коксохимия.
3. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения:
а) Казань;
в) Москва;
б) Самара;
г) Астрахань.
4. Перевод военного производства на выпуск гражданской продукции называется:
а) конверсией;
в) трудоемкостью;
б) металлоемкостью;
г) кооперированием.
5. Выберите продукцию точного (наукоемкого) машиностроения:
а) молотки;
в) видеоаппаратура;
б) легковые автомобили;
г) гидравлический пресс.
6. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них:
а) Обский;
в) Ленский;
б) Волго-Камский;
г) Енисейский.
7. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей:
а) выращивание и переработка с/х. продукции;
б) лёгкая и пищевая промышленность;
в) животноводство и растениеводство;
г) производство и реализация продуктов питания.
8. Лен в России выращивают:
а) на Северном Кавказе;
в) в Поволжье;
б) в Алтайском крае;
г) на северо-западе страны.
9. Санатории и туристические базы относятся к:
а) бытовому обслуживанию;
в) рекреационному хозяйству;
б) социальному обеспечению;
г) лёгкой промышленности.
10. Какой из перечисленных городов России является крупным центром автомобилестроения:
а) Нижний Новгород;
в) Курск;
б) Ставрополь;
г) Чита.
11. Наибольший грузооборот имеет вид транспорта:
а) автомобильный;
в) воздушный;
б) железнодорожный;
г) речной.
12. Коммуникационная система включает:
а) связь;
в) транспорт;
б) культуру;
г) государственное управление.
Часть «Б»
1. Выбери верные утверждения:
а) В России ведётся постепенная ликвидация убыточных шахт и карьеров.
б) Садувская Аравия имеет большие запасы газа, чем Россия.
в) В состав топливно-энергетического комплекса входят отрасли по добыче топлива и выработке электроэнергии.
г) Тепловой коэффициент у нефти больше, чем у каменного угля.
28
2. Легкая промышленность отличается двумя особенностями:
а) В ней заняты преимущественно женщины;
б) Зависимостью от природных условий;
в) Трудоемкостью;
г) Сезонностью производства.
3. География машиностроения определяется многими факторами. Установите соответствие.
Отрасль машиностроения:
1. Металлургическое
машиностроение;
2. Станкостроение;
3. Атомная промышленность;
4. Тракторостроение.
Фактор размещения:
а) научный;
б) потребительский;
в) трудовой;
г) сырьевой.
2. Контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости
Примерная тематика эссе
1.
Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты?
2.
Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена на
современной политической карте мира?
3.
Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на
современной политической карте мира?
4.
Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами
административно‑территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.
5.
Охарактеризуйте формирование и сущность понятий о географической и окружающей
среде.
6.
Объясните содержание понятия о природопользовании и назовите главные научные
концепции, с ним связанные.
7.
Дайте характеристику теоретических основ проблемы рационального использования
природных ресурсов.
8.
Объясните, как вы понимаете ресурсообеспеченность и как ее определяют.
9.
В чем заключаются эколого‑географические исследования?
10. Объясните, что входит в понятие «ресурсы Мирового океана», и представьте его в
виде схемы.
11. Охарактеризуйте размещение нефтяных и газовых ресурсов на континентальном
шельфе Мирового океана.
12. Расскажите об энергетических ресурсах Мирового океана.
13. Дайте оценку биологических ресурсов Мирового океана и объясните, какие проблемы
возникают в связи с их использованием.
14. Объясните, что входит в понятие о климатических и космических ресурсах.
15. Дайте краткую характеристику рекреационных ресурсов. На какие типы и классы их
подразделяют?
16. Охарактеризуйте источники сведений о численности населения.
17. Покажите на конкретных примерах ускорение процесса роста численности мирового
населения в эпоху Новейшего времени.
18. Объясните различия между темпами роста населения в отдельных крупных регионах
мира.
19. Опираясь на теорию демографического перехода, охарактеризуйте причины демографического взрыва в развивающихся странах.
29
20. Назовите основные меры экологической политики.
21. Охарактеризуйте осуществление экологической политики на региональном и глобальном уровнях.
22. Дайте характеристику экологической ситуации в экономически высокоразвитых странах.
23. Расскажите о том, как экологическая политика осуществляется в странах с переходной
экономикой.
24. Объясните, почему наиболее сложная экологическая ситуация ныне характерна для
большинства развивающихся стран.
Примерный список тем для доклада
25.
Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты?
26.
Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена
на современной политической карте мира?
27.
Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на
современной политической карте мира?
28.
Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами
административно‑территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.
29.
Охарактеризуйте формирование и сущность понятий о географической и окружающей среде.
30.
Объясните содержание понятия о природопользовании и назовите главные научные
концепции, с ним связанные.
31.
Дайте характеристику теоретических основ проблемы рационального использования
природных ресурсов.
32.
Объясните, как вы понимаете ресурсообеспеченность и как ее определяют.
33.
В чем заключаются эколого‑географические исследования?
34.
Объясните, что входит в понятие «ресурсы Мирового океана», и представьте его в
виде схемы.
35.
Охарактеризуйте размещение нефтяных и газовых ресурсов на континентальном
шельфе Мирового океана.
36.
Расскажите об энергетических ресурсах Мирового океана.
37.
Дайте оценку биологических ресурсов Мирового океана и объясните, какие проблемы возникают в связи с их использованием.
38.
Объясните, что входит в понятие о климатических и космических ресурсах.
39.
Дайте краткую характеристику рекреационных ресурсов. На какие типы и классы их
подразделяют?
40.
Охарактеризуйте источники сведений о численности населения.
41.
Покажите на конкретных примерах ускорение процесса роста численности мирового
населения в эпоху Новейшего времени.
42.
Объясните различия между темпами роста населения в отдельных крупных регионах
мира.
43.
Опираясь на теорию демографического перехода, охарактеризуйте причины демографического взрыва в развивающихся странах.
44.
Назовите основные меры экологической политики.
45.
Охарактеризуйте осуществление экологической политики на региональном и глобальном уровнях.
46.
Дайте характеристику экологической ситуации в экономически высокоразвитых
странах.
30
47.
Расскажите о том, как экологическая политика осуществляется в странах с переходной экономикой.
48.
Объясните, почему наиболее сложная экологическая ситуация ныне характерна для
большинства развивающихся стран.
Примерный перечень тем для рефератов
49.
Географические представления в эпоху Возрождения.
50.
Христофор Колумб и его проект.
51.
Морской путь Васко да Гама.
52.
Кругосветное путешествие Магеллана.
53.
Пиратские экспедиции XVI-XVIII вв.
54.
Викинги и их походы.
55.
История возникновения географических карт, первые карты.
56.
Знаменитые походы Ермака.
57.
Путешествия Ивана Москвитина.
58.
Открытия Семена Дежнева.
59.
Экспедиции И.И. Беринг
60.
Геологическое строение и полезные ископаемые своего района, экологические проблемы, связанные с их добычей и переработкой
61.
Геология, рельеф и полезные ископаемые Урала (Западной или Средней Сибири,
Кавказа или другой физико-географической страны)
62.
Карстовые формы рельефа на Урале
63.
Криогенная морфоскульптура и ледниковые формы рельефа России
64.
Радиационный и тепловой баланс географической оболочки и Среднего Урала
65.
Циркуляция атмосферы и характер погоды по регионам России
66.
Климат и воды Урала (Средней Азии, Западной Сибири, Забайкалья или другой физико-географической страны)
67.
Характеристика озер и болот своего района
68.
Ландшафтная картосхема лесного парка (ООПТ) и методика ее составления
69.
Высотная поясность Урала (Кавказа, Тянь-Шаня, Алтая, Саянских гор, гор Тывы или
другого горного района)
70.
Физико-географическая характеристика гор Северо-Восточной Сибири
71.
Влажные тропические леса Земли и экологические проблемы данной природной
зоны.
72.
Ледниковые периоды Земли и их влияние на климат (рельеф, почвенно-растительный покров) Северной Америки и Евразии.
73.
Национальные парки, особенности их размещения (материк по выбору) и физикогеографическая характеристика территорий.
74.
Сравнительная характеристика высотной поясности Альп и Гималаев.
75.
Экологические проблемы национальных парков США и Канады.
76.
Эндемики растительного и животного мира материка и физико-географические закономерности их размещения (материк по выбору).
Примеры тестовых заданий
1. Политическая карта Мира
1. Найдите правильные пары названий стран – гигантов по площади и их столиц:
а) США – Нью-Йорк;
б) Великобритания – Лондон;
в) Австралия – Канберра;
31
г) Канада – Оттава;
д) Китай – Шанхай.
2. Найдите правильные пары названий стран – гигантов по населению и их столиц:
а) Нигерия – Каир;
б) Индонезия – Джакарта;
в) Пакистан – Исламабад;
г) Саудовская Аравия – Эр-Рияд;
д) Канада – Оттава.
2. География мировых природных ресурсов
1.
Какие из указанных утверждений верны?
а) Географическая среда – часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.
б) Понятие «природа» более широкое, чем понятие «географическая среда».
в) Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества.
г) Все перечисленные.
2.
Ресурсами, выделяемыми по характеру использования, являются:
а) минеральные;
б) рекреационные;
в) климатические;
г) таких ресурсов нет.
3. География населения мира
1.
Демографическим взрывом называют:
а) рост терроризма в перенаселенных странах;
б) рациональный тип воспроизводства населения;
в) феномен быстрого роста численности населения в развивающихся странах в середине ХХ века;
г) все перечисленное.
2.
Выберите правильные утверждения:
а) решающее воздействие на воспроизводство населения оказывают социально-экономические факторы;
б) никогда население мира не возрастало так быстро как в середине ХХ века;
в) к 2000 году численность населения Земли превысила 6 млрд.человек;
г) все перечисленные утверждения правильные.
4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
1.
Научно-техническая революция – это:
а) качественный скачок в развитии науки и техники;
б) исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств;
в) переворот в производительных силах, основанный на превращение науки в непосредственную
производительную силу общества;
г) все перечисленное.
2.
выберите неверное утверждение:
а) под универсальностью НТР понимается охват этим процессом всех сфер и отраслей хозяйства;
б) четыре составные части НТР – наука, управление, электронизация, химизация;
в) увеличение объема доменных печей – пример эволюционного развития техники и технологии;
г) примером комплексной автоматизации может служить использование роботов при производстве
автомобилей.
5. География отраслей мирового хозяйства
1.
Выберите неверные утверждения.
32
а) Саудовская Аравия, США и Россия входят в первую тройку стран по размерам добычи нефти.
б) Россия, США и Канада входят в первую тройку стран по размерам добычи угля.
в) Индия и Китай не входят в первую десятку стран по размерам выработки электроэнергии.
г) Экспорт каменного угля из Западной Европы в США получил название «угольного моста».
д) Более ¾ электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС.
2.
Выберите варианты, в которой все три страны относятся к «великим горнодобывающим
державам»:
а) США, Бразилия, Индия;
б) Китай, США, Япония;
в) США, Россия, ОАЭ;
г) Япония, США, Германия;
д) Китай, Австралия, ЮАР.
6. Страны Европы
1.
Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:
а) Норвежское, Балтийское – Швеция;
б) Северное, Средиземное – Великобритания;
в) Северное, Балтийское – Германия;
г) Черное, Адриатическое – Италия;
д) Норвежское, Баренцево – Норвегия.
2.
Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:
а) Польша, Чехия, Германия;
б) Италия, Австрия, Венгрия;
в) Испания, Франция, Швейцария;
г) Норвегия, Швеция, Финляндия;
д) Словакия, Литва, Польша.
7. Зарубежная Азия. Австралия
1.
Какие государства владеют территорией острова Калимантан?
а) Индонезия, Папуа – Новая Гвинея;
б) Таиланд, Малайзия, Мьянма;
в) Индия, Шри-Ланка, Бангладеш;
г) Малайзия, Бруней, Индонезия.
2.
Найдите вариант, в котором верно указаны страны, граничащие друг с другом:
а) Китай, Индия, Бангладеш;
б) Лаос, Камбоджа, Таиланд;
в) Саудовская Аравия, Ирак, Турция;
г) Сирия, Иран, Пакистан;
д) Казахстан, Китай, Вьетнам.
8. Африка
1.
Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн. км2 и омывается красным морем?
а) Ливия;
б) Эритрея;
в) Мавритания;
г) Судан;
д) ЮАР.
2.
Выберите королевство с правильно указанной столицей:
33
а) Лесото – Каир;
б) Кения –Найроби;
в) Марокко – Рабат;
г) Свазиленд – Претория;
д) Эфиопия – Могадишо.
9. Северная Америка
1.
Какие страны относятся к Северной Америке в экономической и социальной географии?
а) Все страны, входящие в организацию НАФТА;
б) Все страны материка Северная Америка;
в) Мексика и США;
г) США и Канада.
2.
Каково население Северной Америки?
а) более 300 млн. человек;
б) более 1 млрд. человек;
в) 280 млн. человек;
г) 30,5 млн. человек.
10. Латинская Америка
1.
Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Атлантическому океану?
а) Мексика;
б) Боливия;
в) Панама;
г) Колумбия;
д) Аргентина.
2.
Какое островное государство Латинской Америки имеет наибольшую площадь?
а) Доминиканская Республика;
б) Куба;
в) Гаити;
г) Гренада;
д) Ямайка.
11. Глобальные проблемы человечества
1.
Какое утверждение вы считаете неверным?
а) По мере истощения минеральных ресурсов суши люди все чаще будут использовать морскую
воду для получения различных химических элементов;
б) Добыча нефти на морском шельфе включает загрязнение океана;
в) Площадь тропических лесов сокращается на столько быстро, что создание национальных парков
и заповедников не может предотвратить исчезновение многих видов растений и животных;
г) В конце ХХ века на первый план выдвинулись экономические и демографические проблемы.
2.
Выберите правильные утверждения.
а) В ближайшее время решающее воздействие на численность и воспроизводство населения Земли
будут оказывать развивающиеся страны;
б) Снижение темпов роста городского населения в развитых странах будет способствовать возрождению традиции многодетных семей;
в) Рост городского населения в развивающихся странах будет опережать реальное развитие городов;
г) В странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов, большая часть населения занята в промышленности.
Ответы на тесты
34
1
В,г
2
Б,в
г
3
г
в
4
г
в
5
а
В,г
6
А,д
в,д
А,б,г
7
а
8
а
б
9
в
г
10
а
д
б
11
в
а,в
Примеры кейсовых заданий
1. Используя предложенную инфографику, проанализируйте изменения ВВП стран – республик бывшего Советского Союза в период с 1991 по 2018 гг.
2.
Используя предложенную инфографику, проанализируйте изменения, произошедшие с
земельным фондом России.
35
Шкала оценки уровня знаний, умений и навыков при работе с контурными картами
Критерии оценивания. Студенты продемонстрировали, знание географической номенклатуры, расположение географических объектов, владение «языком» картографии, знания и умение
пользоваться условными обозначениями, грамотно наносить географические объекты на контурную карту. Студент владеет географической номенклатурой, правильно локализует объекты, верно
использует условные обозначения, 100% географических объектов задания нанесены правильно
Критерии оценки. «5»
Студент владеет географической номенклатурой, правильно локализует объекты, верно использует условные обозначения, 100% географических объектов задания нанесены правильно
«4»
Студент владеет географической номенклатурой, с незначительными ошибками локализует
объекты, верно использует условные обозначения, 90% географических объектов задания нанесены
правильно
«3»
Студент не в полной мере владеет географической номенклатурой, локализует объекты с
ошибками, с ошибками использует условные обозначения, 60-70% географических объектов задания нанесены правильно
«2»
Студент не владеет географической номенклатурой, локализует объекты с грубыми ошибками, с ошибками использует условные обозначения, менее 50% географических объектов задания
нанесены правильно
36
Примеры заданий для географического диктанта
Политическая карта мира
Нанесите на карту столицы перечисленных стран
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Габон
Венгрия
Бразилия
Гвинея-Бисау
Дания
Зимбабве
Ирландия
Исландия
Камерун
Канада
Киргизия
Мадагаскар
Мозамбик
Молдова
Никарагуа
Пакистан
Руанда
Северная Македония
Сербия
Турция
География населения
Нанести на контурную карту крупнейшие по численности города мира и подписать страну, в которой они находятся. Звездочкой отметить среди нанесенных городов столицы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Шанхай, Китай
Пекин, Китай
Стамбул, Турция
Карачи, Пакистан
Токио, Япония
Лагос, Нигерия
Москва, Россия
Сан-Паулу, Бразилия
Киншаса, Демократическая Республика Конго
Нью-Йорк, США
Сеул, Корея
Дели, Индия
Каир, Египет
Джакарта, Индонезия
Мехико, Мексика
Лондон, Великобритания
Тегеран, Иран
Хошимин, Вьетнам
Рио-де-Жанейро, Бразилия
Бангкок, Таиланд
37
3. Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
Примерные задания для контрольной работы
1 вариант
1. Для какой части света характерна максимальная численность населения:
а) Европа б) Азия в) Америка г) Африка
2. Какая часть света имеет наибольшую ресурсообеспеченность пресной водой
а) Австралия б) Африка в) Америка г) Европа
3. какое перечисленное государство является однонациональным?
А) Япония б) Аргентина в) Украина г) Россия
4. Назовите 10 крупнейших городов –агломераций мира с населением более 10 млн.человек
5. Основные центры мирового хозяйства – это….
6. В «большую семерку» не входит страна
а) Китай
б) Япония в) Великобритания
г) Канада
7. Установите соответствие между странами-лидерами и продукцией:
А. Китай
1. Электроэнергия
Б. Саудовская Аравия
2. Судостроение
В. США
3. Нефть
Г. Япония
4. Сталь
8. Какое утверждение об изменениях в природной среде под влиянием хозяйственной
деятельности человека является верным?
а) Строительство водохранилищ приводит к понижению уровня грунтовых вод.
б) Перевод ТЭС с газа на мазут уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу.
в) Сведение лесов в долинах рек уменьшает смыв почв.
г) В городах 60-70% атмосферного загрязнения дает автомобильный транспорт.
9. В чем разница между развитыми странами и развивающимися?
10. Назовите основные причины «демографических кризисов» в мире. Какие меры предпринять для уменьшения их проявления на планете?
1
б
2
в
3
а
4
Токио
Джакарта
Сеул
Дели
Шанхай
Манила
Карачи
Нью-Йорк
Ответы на тесты
5
6
7
США,
а
А-4
Япония,
Б-3
Европа
В-1
Г-2
8
г
9
В уровне
социальноэкономического развития
10
Снижение
уровня
жизни населения;
войны; эпидемии; изменение
менталитета
Сан-Паулу
Мехико
2 вариант
1. Какой минеральный ресурс добывают в Мексиканском, Гвинейском и Персидском заливах:
а) каменная соль б) уголь в) нефть г) олово
2. Какая часть света имеет наименьшую ресурсообеспеченность пресной водой
а) Австралия б) Америка в) Азия г) Европа
3. Какое перечисленное государство является однонациональным?
А) Мексика б) Индия в) Индонезия г) Южная Корея
38
4. Дайте определение терминам «НТР», «Мировое хозяйство».
5.Назовите страны «Большой 7» и их столицы – это….
6. Дайте определение понятия «Демография».
7. Для какого моря наиболее характерно нефтяное загрязнение?
а) Восточно -Сибирского
б) Северного
в) Лаптевых г) Берингово
8 . Какие три особенности характерны для развития современного мирового хозяйства?
а) Использование достижений «зеленой революции» во всех странах мира.
б) Повышение наукоемкости производства в экономически развитых странах.
в) Уменьшение доли грузоперевозок, осуществляемых морским транспортом.
г) Сокращение объемов производства сплавов легких металлов.
9. В чем разница между развитыми странами и развивающимися?
10. Назовите основные особенности размещения населения в мире.
1
в
2
а
3
г
4
НТР- коренное
качественное
преобразование производительных сил,
качественный
скачок в структуре и динамике развития
производительных сил
Мировое хозяйство- исторически сложившаяся совокупность
всех экономик
стран мира
Ответы на тест
5
6
7
США- Вашинг- Наука
о б
тон
населении
Япония-Токио
Германия-Берлин
Великобритания-Лондон
Франция-Париж
Италия-Рим
Канада-Оттава
8
А,б,в
9
В уровне социальноэкономического развития
10
Большая
часть
населения тяготеет
к
равнинным территориям;
рпроживает в городах; в
развивающихся
странах
Азии
39