Приложение 2.6
к ООП СПО по специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.06 ХИМИЯ
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в актуальной редакции);
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (в
актуальной редакции);
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт
развития профессионального образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании»;
Организация-разработчик:
государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Ревдинский педагогический колледж»
Разработчик:
Шестерова Элеонора Николаевна, преподаватель первой квалификационной категории,
ГАПОУ СО «РПК»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»............................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
..............................................................................................................................................................14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия» ...............................................................................................................................................24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................................................25
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Цель дисциплины «Химия»: формирование у студентов представления о химической
составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в
жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ,
уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты
химических экспериментов,
3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических
природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий
для развития социальной и производственной сфер.
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью
общеобразовательного цикла ООП СПО.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностные результаты:
Личностные результаты в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
4
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
5
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
6
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
7
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным
в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
2) владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные
орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
8
химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет,
функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи,
углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества
(углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные
соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительновосстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость
химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения
органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности,
символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
3) сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь
изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических
знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
4) сформированность умений использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия
важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая
сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства
веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
5)
сформированность
умений
устанавливать
принадлежность
изученных
неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений,
характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ;
классифицировать химические реакции;
6) владение основными методами научного познания веществ и химических явлений
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
7) сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих
вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества
вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
8) сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков
при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять
среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и
лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме
записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
9) сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из
разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
9
10) сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;
11) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: сформированность
умения применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических
явлений;
12) для слепых и слабовидящих обучающихся: сформированность умения использовать
рельефно точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
Код
компетенции
Содержание дисциплины «Химия» направлено в том числе на формирование
следующих общих компетенций:
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК 02
Использовать современные
средства поиска, анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать
задачу
и/или
проблему
и выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы
для
решения
задач
и
проблем
в профессиональном и/или социальном контексте
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне информации
оценивать практическую значимость результатов
10
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать
и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности
в различных жизненных
ситуациях
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе
и команде
ОК 05
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач
использовать современное программное обеспечение
использовать
различные
цифровые
средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации,
современные
средства
и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной
деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять современную научную профессиональную
терминологию
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
современная
научная
и
профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального развития и
самообразования
Умения:
организовывать
работу
коллектива
и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила
оформления
документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного поведения
11
ОК 07
ОК 08
осознанное
поведение
на основе
российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об изменении климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
Использовать
средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
ПК 1.2. Организовывать процесс
обучения обучающихся, в
том числе с ограниченными
возможностями здоровья, в
соответствии с
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции,
российских духовно-нравственных ценностей
значимость
профессиональной
деятельности
по специальности
стандарты
антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности,
осуществлять
работу
с
соблюдением принципов бережливого производства
организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических условий
региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные
ресурсы,
задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
условия
профессиональной
деятельности
и
зоны
риска
физического
здоровья
для
специальности
средства профилактики перенапряжения
Умения:
формировать мотивацию к обучению обучающихся с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями здоровья
Знания:
12
санитарными нормами и
правилами, реализовывать
программы
индивидуального развития.
ПК 2.2. Реализовывать программы
внеурочной деятельности
обучающихся, в том числе
с ограниченными
возможностями здоровья, в
соответствии с
санитарными нормами и
правилами.
ПК 3.4. Выстраивать траекторию
профессионального роста
на основе результатов
анализа эффективности
воспитательной
деятельности и
самоанализа.
теоретические основы химии
Умения:
реализовывать современные, в том числе интерактивные,
формы и методы организации внеурочной деятельности по
направлениям развития личности
Знания:
теоретические основы химии
Умения:
строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий обучающихся с сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья,
половозрастных
и
индивидуальных
особенностей
Знания:
теоретические основы химии
13
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т. ч.:
Основное содержание
60
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия (из них профессионально-ориентированное
содержание – в форме практической подготовки)
Промежуточная аттестация (экзамен)
30
30 / 10
12
14
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем
Объем часов
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия
Теория
Практика
Раздел 1. Основы строения вещества
2
4
Тема 1.1.
Основное содержание
Строение
атомов
химических элементов и Теоретическое обучение
природа химической связи
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент.
Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, dэлементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) и способы ее образования
2
Практические занятия
Практические задания на установление связи между строением атомов химических
элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в
соответствии с положением Периодической системы.
2
Тема 1.2.
Основное содержание
Периодический закон и
Практические занятия
таблица Д.И. Менделеева
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением
химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение
Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых
химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию
химических
элементов
«Металлические
/
неметаллические
свойства,
электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным
2
15
строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции
4
4
Тема 2.1. Типы химических Основное содержание
реакций
Теоретическое обучение
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ.
Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч.
реакций горения, окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом
электронного баланса.
1
Практические занятия
Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и
расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества.
Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем
газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с
использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества
2
Тема 2.2. Электролитическая Основное содержание
диссоциация
и
ионный
Теоретическое обучение
обмен
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции
ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и
сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление
ионных реакций
1
Лабораторные занятия
Лабораторная работа “Типы химических реакций”.
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и
2
16
признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды
водных растворов. Задания на составление ионных реакций
Контрольная работа 1
Строение вещества и химические реакции
2
Раздел 3.
Строение и свойства неорганических веществ
7
7
Тема 3.1. Классификация, Основное содержание
номенклатура и строение
Теоретическое обучение
неорганических веществ
Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и
сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты,
соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида
химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ
1
Практические занятия
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак,
гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять
формулы химических веществ, определять принадлежность к классу.
1
Профессионально-ориентированное содержание
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и
другие). Поиск информации по названиям
2
Тема
3.2.
Физико- Основное содержание
химические
свойства
Теоретическое обучение
неорганических веществ
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения.
Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов.
2
17
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства
неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов.
Круговороты биогенных элементов в природе
1
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов,
кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных
соединений, высших оксидов и гидроксидов
1
Профессионально-ориентированное содержание
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав,
получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и
практической деятельности человека
2
Тема 3.3. Идентификация Основное содержание
неорганических веществ
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических
свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-,
карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония
2
Контрольная работа 2
Свойства неорганических веществ
2
Раздел 4.
Строение и свойства органических веществ
13
9
Тема 4.1. Классификация, Основное содержание
строение и номенклатура
Теоретическое обучение
органических веществ
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук.
1
18
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость
свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры.
Практические занятия
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные
и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты
и др.) Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного
состава (в %)
1
Профессионально-ориентированное содержание
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ
отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной
номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин).
2
Тема
4.2.
Свойства Основное содержание
органических соединений
Теоретическое обучение
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула;
изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения):
2
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из
основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных
углеводородов, нахождение в природе и применение алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов
2
– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры,
альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля,
глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла
2
19
как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла
– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные
соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное
звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений
2
Практические занятия
Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная
номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и
циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические
углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны,
амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление
уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава
и строения
1
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений),
характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов,
способы их получения и название органических соединений по тривиальной или
международной систематической номенклатуре.
1
Лабораторная работа
Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических
превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др.
1
Профессионально-ориентированное содержание
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических
соединений отдельных классов
Тема 4.3.
Идентификация
2
Основное содержание
Теоретическое обучение
20
органических веществ, их
значение и применение в
бытовой
и
производственной
деятельности человека
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление
углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот.
Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические
функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности
1
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные
источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ
отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные,
альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации
1
Лабораторные занятия
Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов,
крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических
свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании.
Цветные реакции белков.
1
Контрольная работа 3
Структура и свойства органических веществ
2
Раздел 5.
Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических
реакций
1
1
Скорость
химических Основное содержание
реакций.
Теоретическое обучение
Химическое равновесие
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной
поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для
создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье
1
Практические занятия
21
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды.
Раздел 6.
Растворы
Тема 6.1.
Понятие о растворах
Основное содержание
1
1
3
Теоретическое обучение
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления
растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя
предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической
безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на
живые организмы определенных веществ.
1
Профессионально-ориентированное содержание
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в
бытовой и производственной деятельности человека
2
Тема 6.2. Исследование Основное содержание
свойств растворов
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации
ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов
1
(с
практико-
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
22
Раздел 7.
Химия
в
быту
производственной
деятельности человека
Химия в быту и производственной деятельности человека
2
2
и Основное содержание
Теоретическое обучение
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в
обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии
медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет)
2
Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы,
конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные
удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией
2
Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)
Всего
12
30
30
72
23
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрен учебный кабинет химии.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых
моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных
веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица
Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения
звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, мультимедийная доска, указкапрезентер для презентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест: мензурки, пипетки-капельницы,
термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных
реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые пробки,
фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные
цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл),
ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля,
часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички,
прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для
пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50,
100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные
пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или
термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл);
индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала;
универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки
для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические
весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основное издание
Габриелян О.С. Химия. Естественно-научный профиль: для среднего
профессионального образования О.С. Габриелян. – Издательский центр «Академия»,
2024г.
24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
практических занятий, проверочных и контрольных работ, оценки индивидуальных
проектов, докладов и т.п. Обучение по учебной дисциплине «Химия» завершается
экзаменом
Результаты обучения
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
Предметные результаты
Общие компетенции
Профессиональные
компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
выполнение
практико-ориентированных
заданий
профессиональной направленности
описание ситуаций
портфолио, дневник участия в социально значимой и
профессиональной деятельности
выполнение
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов
семинар
экспертная оценка выполнения самостоятельной
работы
собеседование
оценка аналитической работы с информацией, текстом
публичное выступление на конференции, семинаре
практикоориентированные задания интегрированного
характера
решение задач;
практические и лабораторные работы;
контрольная работа;
устный опрос;
сообщение / доклад учащегося с демонстрацией
результатов наблюдений;
участие в дискуссии по решению проблемного
вопроса;
тестовые задания;
дидактические карточки;
коллективное заполнение обобщающей таблицы;
«скоростном ответе» (блиц-ответ);
аналитическая работа с информацией, текстом;
экспертное наблюдение за деятельностью на УЗ;
оценивание выполнения индивидуальных и групповых
заданий;
письменные работы проблемного характера
практикоориентированные задания интегрированного
характера
25
Приложение 1
Контрольно-оценочные средства
Контрольно-оценочные средства для входной диагностики
1. Установите соответствие:
число энергетических
символы химических
уровней в электронной оболочке атомов
элементов:
1) 5
а) N
г) Tl
2) 4
б) He
д) Rb
3) 3
в) Si
е) Zn
4) 2
2. Соотнесите:
число электронов внешнего
символы химических
энергетического уровня в атомах:
элементов:
1) 7
а) Be
г) K
2) 4
б) Sn
д) Al
3) 5
в) I
е) As
4) 1
3. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по
энергетическим уровням:
Частица:
Распределение электронов:
1) Ca
а) 2е,8е,8е,2е
б) 2е,8е,2е
2) Al3+
33) N
в) 2е,5е
4) N
г) 2е,8е
д) 2е,8е,18е,4е
4. Установите соответствие:
Формула вещества:
Вид химической связи:
1) N2
а) ковалентная полярная
2) Cu
б) ковалентная неполярная
3) NaOH
в) металлическая
4) H2S
г) ионная
д) ионная и ковалентная полярная
е) ионная и ковалентная неполярная
5. Вещества только с ионной связью приведены в ряду:
1) F2, ССl4, КСl
3) SO2, P4, CaF2
2) NaBr, Na2O, KI
4) H2S, Br2, K2S
26
6. Выберите формулы гидридов:
а) NaH
г) KOH
б) H2S
д) H2SO4
в) HCl
е) MgH2
7. Число оксидов в следующем списке:
H2O,
KOH,
а) 1 б)2
MgCl2, CO2, Na2O,
в)3
KI,
H2SO4, SO2, P4
г)4
8. Формулы только кислот приведены в ряду
1) НСl, NaCl, HNO3
3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2
2) H2SO3, H2SO4, H2S
4) Na2O, NaNO3, HNO3
9. Даны формулы веществ:
д) CaO
ж) H2SO4
а) KOH
в) Ba(OH)2
б) HCl
г) K2 SO3
е) Na2S
з) CO2
Распределите вещества на 4 группы:
1) кислоты
2) соли
3) оксиды
4) основания
10. В 150 г воды растворили 50 г фосфорной кислоты (H3PO4). Найдите массовую долю
кислоты в полученном растворе.
На выполнение 10 заданий отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в
зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 1.
Таблица 1
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество баллов
Максимальное количество баллов - 2
1 балл – неправильно соотнесён один элемент
0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов - 2
1 балл – неправильно соотнесён один элемент
0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов -3
2 балла – неправильно соотнесена одна частица
1 балл – неправильно соотнесены две частицы
0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов -3
2 балла – неправильно соотнесена одна формула
1 балл – неправильно соотнесены две формулы
0 баллов – неправильный ответ
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов - 2
1 балл – неправильно выбрана одна формула
0 баллов – неправильный ответ
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
1 балл – правильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов -3
27
10
Оценка
правильности
выполнения задания
Итого
2 балла – неправильно соотнесено два вещества
1 балл – неправильно соотнесено три вещества
0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов – 3
2 балла - одна ошибка в расчётах
1 балл – ошибки в расчётах + неправильный алгоритм
0 баллов – неправильный ответ
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД):
после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои
работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя,
прокомментировать результат выполнения задания.
Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится.
21 балл
Контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля
Тестовые задания
Выберите один правильный ответ:
1. Атомы C и Si имеют одинаковое число:
А) нейтронов в ядре
Б) энергетических уровней
В) электронов на внешнем энергетическом уровне
Г) электронов
2. В ряду химических элементов Li–Be–B–C металлические свойства:
А) усиливаются
Б) ослабевают
В) не меняются
Г) изменяются периодически
3. К s-элементам относится:
А) К
Б) S
В) Fe
Г) Br
4. Путем соединения атомов под номером 11 и 17 образуется вещество с химической связью:
А) ионной
Б) ковалентной полярной
В) ковалентной неполярной
Г) металлической
5. количество электронов в атоме; количество энергетических уровней; количество
электронов на последнем энергетическом уровне; количество протонов в ядре атома соответствует
А) номеру периода
Б) номеру группы
В) порядковому номеру
6.хлориду бария, алмазу, аммиаку, серной кислоте соответствует
А) ионная химическая связь
Б) ковалентная полярная химическая связь
В) ковалентная неполярная химическая связь
28
7. связь, образованная за счет образования общих электронных пар; связь, образованная за
счет обобществления валентных электронов; связь, образованная за счет электростатических сил
притяжения называется
А) ионной
Б) металлической
В) ковалентной
8. в порядке возрастания металлических свойств; в порядке убывания радиуса атомов; в
порядке возрастания кислотных свойств летучих водородных соединений элементы расположены
в ряду
А) К, Са, Sc
Б) Al, Mg, Na
В) F, Cl, I
9. Какое из суждений верно для элементов (VА группы , IVА группы, IА группы)
А) общая формула летучего водородного соединения RH4
Б) не образуют летучих водородных соединений
В) до завершения энергетического уровня не хватает трёх электронов
10. Среди веществ, указанных в ряду ЗNH3, O2, HCl, SO2; CaO, HNO3, Cl2, CO2; H2SO4, HI,
CuCl2, CH4, NH3) количество соединений с ковалентной полярной связью равно
А) трем
Б) двум
В) четырем
11. Химическая связь в молекулах (озона и хлорида кальция; серной кислоты и хлорида
аммония; серной кислоты и озона) соответственно
А) ковалентная полярная и ионная
Б) ковалентная полярная и ковалентная неполярная
В) ковалентная неполярная и ионная
Практические задания и задачи
Задача 1. В реакцию, термохимическое уравнение которой S + O2 = SO2 + 297 кДж,
вступила сера массой 1 г. Количество теплоты, выделившееся при этом, равно:
А) 9,28 кДж
Б) 74,25 кДж
В) 29,7 кДж
Задача 2. Укажите соль, водный раствор которой имеет щелочную среду
А) сульфат калия
Б) хлорид алюминия
В) карбонат калия
Задача 3. Определите название вещества, главная цепь которого состоит из четырех атомов
углерода, содержит карбоксильную группу и одну двойную связь, а также радикалы метил и этил.
А) 3-метил-3-этилбутен-3-овая кислота
Б) 3-метил-2-этилбутен-3-овая кислота
В) 2-метил-3-этилбутен-3-овая кислота
Фасетные задачи
29
4. Составьте химические формулы двухатомных соединений: (силицид кальция, гидрид
бария, сульфид железа (III), оксид азота (II), оксид алюминия, хлорид железа (II), нитрид бария,
оксид ртути (I), оксид сурьмы (V); оксид меди (I), хлорид ртути (II), нитрид калия, силицид
магния, гидрид алюминия, сульфид свинца (II), бромид цинка, оксид углерода (II), оксид хлора
(V); нитрид натрия, иодид меди (I), оксид хрома (II), оксид азота (V), гидрид натрия, хлорид хрома
(III), оксид калия, оксид мышьяка (III), сульфид цинка).
5. При взаимодействии (40; 20; 35) г смеси (серебра и цинка; цинка и меди; меди и железа) с
соляной кислотой выделилось (6,72; 2,24; 5,6) л газа (н.у.). Определите массовую долю (в %)
(цинка; меди; железа) в смеси.
6.Уравняйте окислительно-восстановительную реакцию
{MnO2 + H2SO4 = MnSO4 + O2 + H2O;
Zn + K2Cr2O7 + H2SO4 = ZnSO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O;
KClO3 + S = KCl + SO2} методом электронного баланса; определите окислитель и
восстановитель.
7. Определите молекулярную формулу углеводорода, содержащего {80%; 85,7%; 75%}
углерода. Относительная плотность паров вещества по {водороду; воздуху; кислороду} равна {15;
1,931; 0,5}.
А) C4H8
Б) C2H6
В) CH4
Вопросительные формулировки:
8. Какая масса уксусной кислоты потребуется для синтеза этилацетата массой 140,8 г. Выход
эфира примите равным 80% от теоретически возможного.
9. Каким реактивом можно отличить глицерин от глюкозы? Составьте уравнение
качественной реакции для обнаружения многоатомных спиртов на примере глицерина.
10. С помощью какого реактива можно распознать галогенид-ионы (Cl-, Br-, I-)? Составьте
уравнения качественных реакций в молекулярной и ионной формах. Укажите признаки реакций.
Задачи, как и другие дидактические задания, могут выполнять обучающую и
контролирующую функции. Решение задач может осуществляться на различных типах и этапах
занятий.
Задания лабораторных работ
Раздел 2. Химические реакции. Лабораторная работа 1. «Реакции гидролиза»
Название темы
Результат
обучения
Общие компетенции
Тема 2.2. «Электролитическая диссоциация и
ионный обмен»
Составлять уравнения химических реакции ионного
обмена с участием неорганических веществ
ОК 01, ОК 02
1. Вопросы для допуска к лабораторной работе
а) сформулируйте цель планируемого эксперимента;
б) объясните, какой процесс называют гидролизом, какой он бывает;
в) объясните, какие существуют способы доказательства существования гидролиза
неорганических и органических веществ;
г) объясните, как составляется уравнение гидролиза;
30
д) объясните, что такое рН? Как зависит данный показатель от кислотности или основности
среды раствора;
е) объясните ход выполнения эксперимента по решению качественных задач;
ж) перечислите основные аспекты соблюдения техники безопасности при работе с
агрессивными реагентами (гидроксид натрия).
2. Проведение опытов
Оборудование и посуда
Реактивы
1. Стеклянные пробирки
1.
Раствор NaOH
2. Штатив для пробирок
2.
Раствор Na2SO4
3.
Раствор AlCl3
4.
Раствор Na2CO3
5.
Раствор Cu(OH)2
6.
Кислотно-основный индикатор
Алгоритм проведения опыта № 1
Вопросы и задания
Задание № 1. В трех пробирках под
1. Дать объяснение проведенным
номерами находятся растворы трех солей: опытам.
хлорида
алюминия,
сульфата
натрия,
2. Составить уравнения реакций,
карбоната натрия. Не пользуясь другими протекающих в пробирке в молекулярном и
реактивами, определите состав каждой ионном видах.
пробирки.
Алгоритм проведения опыта № 2
Вопросы и задания
31
Задание № 2. Что произойдет, если
1.Какой индикатор лучше использовать
охладить раствор карбоната натрия или для определения среды раствора?
добавить к нему гидроксид натрия?
2.
Составить
соответствующие
1.1. Налить в пробирку 1–2 мл уравнения химических реакций, в молекулярном
раствора карбоната натрия.
и ионном видах.
1.2. Опустить пробирку в стакан с
очень холодной водой или снегом.
1.3. Проверить среду раствора при
помощи кислотно-основного индикатора.
1.4. Добавить к раствору карбоната
натрия гидроксид натрия.
Алгоритм проведения опыта № 3
Вопросы и задания
Задание № 3. Проблемный опыт.
1. Составить соответствующие уравнения
1.1. В одну пробирку с раствором химических реакций, в молекулярном и ионном
сульфата меди (II) прилить раствор видах.
гидроксида натрия.
1.2. Во вторую пробирку с раствором
сульфата меди (II) прилить раствор
карбоната натрия.
1.3. Сравнить цвет образующихся
осадков.
1.4.
Обратить
внимание
на
выделение газа в одной из пробирок.
1.5. Определить, откуда может
выделяться этот газ?
1.6. Проверить качественный состав
газа горящей лучинкой.
1.7.
Объяснить
происходящее
явление.
Алгоритм проведения опыта № 4
Вопросы и задания
32
Задание № 4. Проблемный опыт.
1. Объяснить происходящее явление.
1.1. К раствору хлорида алюминия
2. Составить соответствующие уравнения
прилить раствор карбоната натрия.
химических реакций, в молекулярном и ионном
видах.
3. Ответить на вопросы.
Для чего в медицинской практике
используют раствор питьевой соды для
полоскания при воспалительных заболеваниях
горла? Какова роль гидролиза в природе?
Почему раствор мыла пенится в воде?
3. Обработка результатов опытов
1. Проанализировать соответствие полученных результатов типам гидролиза. Сделать
соответствующие выводы.
2. Сформулировать выводы о зависимости типа гидролиза и кислотности среды раствора.
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ. Лабораторная работа 3.
«Получение этилена и изучение его свойств»
Название темы
Результат обучения
Тема 4.2. «Свойства органических соединений»
Устанавливать зависимость физико-химических свойств
органических веществ от строения молекул
Общие компетенции
ОК 01, ОК 02
1. Вопросы для допуска к лабораторной работе
а) сформулируйте цель планируемого эксперимента;
б) объясните, к какому классу органических веществ относится этилен;
в) объясните, какими химическими свойствами обладают вещества данного класса, какие
качественные реакции для их обнаружения используются;
г) объясните, как можно получить вещества данного класса соединений в лабораторных
условиях;
д) объясните, из чего состоит прибор для получения газов;
е) перечислите основные аспекты соблюдения техники безопасности при работе с ЛВЖ
(этиловый спирт), агрессивными реагентами (концентрированная серная кислота),
нагревательными приборами (спиртовка).
2. Проведение опытов
Оборудование и посуда
Реактивы
1. Стеклянные пробирки
1. Концентрированный раствор H2SO4
2. Штатив для пробирок
2. Этиловый спирт
3. Спиртовка
3. Раствор KMnO4
4. Спички
4. Бромная вода
33
5. Песок
Алгоритм проведения опыта № 1
1. Получить этилен дегидратацией этилового спирта,
обнаружить его, изучить его свойства.
1.1. В пробирку налить 2–3 мл этилового спирта и
осторожно добавить 6–9 мл концентрированной серной
кислоты. Затем всыпать немного прокаленного песка (песок
или мелкие кусочки пемзы вводят для того, чтобы
предотвратить толчки жидкости при кипении). Закрыть
пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепить ее в
штативе и осторожно нагреть содержимое пробирки (рис.1)
Вопросы и задания
1. Что происходит в
пробирке? Что наблюдаете?
2. К какому типу
химических реакций относятся
эти
процессы?
Как
называются?
3.
Как
меняется
окраска растворов? Почему?
4. Каким пламенем
горит этилен? Почему?
5. Составить уравнения
протекающих процессов.
1.2. Осторожно, равномерно нагреть смесь.
1.3. В другую пробирку налейте 2–3 мл разбавленного
раствора перманганата калия, и пропустите через него газ.
1.4. В третью пробирку налить 2–3 мл бромной воды,
опустить газоотводную трубку до дна этой пробирки и
пропустить через бромную воду выделяющийся газ.
1.5. Вынуть газоотводную трубку из раствора и
повернуть ее отверстием кверху, поджечь выделяющийся газ
(рис.2).
34
3. Обработка результатов опытов
1. Проанализировать соответствие полученных результатов способам получения
непредельных углеводородов ряда этилена (алкенов). Сделать соответствующий вывод.
2. Сформулировать вывод о физико-химических свойствах этилена.
3. Сформулировать вывод о способах обнаружения этилена.
Контрольно-оценочные средство для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине «Химия» проводится в форме экзамена.
Каждый экзаменационный билет состоит из трех заданий:
1) теоретическое задание в виде вопроса из теоретического содержания основного и
прикладного модулей;
2) практическое задание;
3) расчетная задача (расчеты по уравнению химических реакций, расчет массовой доли
(массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси); определение простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %); расчеты тепловых
эффектов химических реакций; расчеты зависимости скорости химической реакции от
концентрации и температуры и т.п.).
Приведем пример экзаменационного билета.
Задание 1.
Какой раствор используют для качественной рекции определения хлоридов, бромидов,
йодидов? Напишите уравнения реакций и обоснуйте ответ.
Задание 2.
Дана схема превращений.
C2H5OH Al2O3, 400°→ X1 KMnO4, H2O, 0-20°→ X2 HBr (изб.), t→ X3 t→ этин → →C2H4O
Пропишите все реакции и определить вещества Х1, Х2, Х3.
Задание 3.
Определите массовые доли химических элементов в оксиде алюминия Al2O3 и выразите их в
процентах.
35