Приложение 2.4
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
ПМ.В. 04 Основы вожатской деятельности
Разработчики:
Емельянова Оксана Николаевна,
преподаватель ВКК
Шумакова Клара Сагировна,
преподаватель, ВКК
2023
Содержание
1.
Паспорт программы профессионального модуля
3
2.
Структура и содержание профессионального модуля
6
3.
Условия реализации программы профессионального модуля
14
4.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
17
1. Паспорт программы профессионального модуля «Основы вожатской деятельности»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения ПМ.В.04:
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной
вид деятельности: организация летнего отдыха младших школьников и соответствующие
ему общие и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций:
Код
ОК.1.
ОК.2.
ОК.3.
ОК.4.
ОК.6.
ОК.10.
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать
собственную
деятельность,
определять
методы
решенияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, социальными партнерами.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций:
ПК 4.1.
ПК.4.2.
ПК.4.3.
ПК. 4.4
ПК. 4.5
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные
способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и
ограничений
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в
команде
Способен организовывать совместную и индивидуальную воспитательную деятельность
младших школьников, в том числе с особыми образовательными потребностями
Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание младших школьников в
условиях летнего отдыха
Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной
деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в
том числе обучающихся с особыми образовательными потребностям
1.1.3. В результате освоения ВПМ 04«Основы вожатской деятельности»студент
должен:
Иметь
− навыках педагогической организации собственного педагогического
практический труда;
опыт в:
− использования технологий развития и стимулирования совместной и
индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся (в том числе
с особыми образовательными потребностями), детской инициативы и
самостоятельности; развития творческих способностей; сопровождения
деятельности детского коллектива, построенного на принципах
самоуправления;
Уметь:
Знать
− оценки социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных
особенностей обучающихся; организации мероприятий по различным
видам деятельности с учетом этих особенностей (в том числе детей с
особыми образовательными потребностями);
− владении
необходимым
профессиональным
инструментарием,
позволяющим грамотно подходить к решению проблем обеспечения
безопасности жизнедеятельности детского коллектива;
− работы в команде; диагностировать лидерский потенциал
обучающихся, а также их социальные, культурные и личностные различия;
формировать толерантное восприятие социальных, культурных и
личностных различий субъектов образования.
− получать новые знания о будущей профессии и ее социальной
значимости на основе анализа; собирать данные по вопросам,
относящимся к профессиональной области; проявлять интерес к своей
будущей профессии;
− организовывать совместную и индивидуальную учебную и
воспитательную деятельность обучающихся (в том числе с особыми
образовательными потребностями) на принципах сотрудничества, оценить
творческие способности ребенка, оказать содействие в формировании и
развитии самоуправления в детском коллективе;
− применять методы оценки социальных, возрастных, психофизических
и индивидуальных особенностей обучающихся; организовать различные
виды деятельности с учетом этих особенностей (в том числе детей с
особыми образовательными потребностями);
− применять правила организации командной работы; методы выявления
лидерского потенциала обучающихся; анализировать социальные,
культурные и личностные различия субъектов образования; осуществлять
коммуникацию и взаимодействие с учетом социальных, культурных и
личностных различий;
− оценивать безопасность при организации различных форм
деятельности детского коллектива, грамотно оценивать состояние
пострадавшего
− теоретические
и
методологические
основы
педагогической
деятельности
− приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность в Российской
Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания
детей и молодежи, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство;
− законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития;
− базовые сведения, необходимые для оценки социальных, возрастных,
психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся (в том
числе с особыми образовательными потребностями)
− направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
− психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные
жизненные
ситуации,
мигранты,
сироты,
с
ограниченными
возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
− основы организации совместной и индивидуальной воспитательной
деятельности обучающихся (в том числе с особыми образовательными
потребностями), принципы развития и стимулирования детской
инициативы, самостоятельности, творческой активности.
− правила командной работы; методы выявления лидерского потенциала
обучающихся; социальных, культурных и личностных особенностей
субъектов образования
− базовые принципы безопасности жизнедеятельности детского
коллектива в детском оздоровительном лагере, образовательной
организации, основные принципыоказания доврачебной помощи
1.2. Количество часов, отводимое на освоение ВПМ 04 «Основы вожатской
деятельности»
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
учебная практика
производственная практика
промежуточная аттестация:
экзамен по МДК
экзамен по модулю
Объем часов
288 ч.
60 ч.
60 ч.
36 ч.
108 ч.
12 ч.
12 ч.
2. Структура и содержаниеВПМ 04«Основы вожатской деятельности»:
2.1. Структура ВПМ 04«Основы вожатской деятельности»:
Коды
профессиональных
общих
компетенций
1
ПК.2.1-ПК.2.3
ОК.01-ОК.05,
ОК.09.
Наименования разделов
профессионального модуля
2
В.МДК.04.01
Теоретические
основы вожатской деятельности
ПК.2.1 – ПК.2.3.
В.МДК.04.02
ОК.01
–ОК.06, деятельность
ОК.09, ОК.10.
ПК.2.1-ПК.2.3
ОК.01ОК.06,
ОК.09, ОК.10
ПК.2.1-ПК.2.3
ОК.01-ОК.06,
ОК.09, ОК.10
Суммарный
объем
нагрузки,
час.
3
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Объем в часах
Из них
Всего
практических
занятий
4
5
Практики
6
Производствен
ная
7
Учебная
66
66
30
0
0
66
66
30
0
0
Театрализованная
Учебная
практика
«Инструктивный
лагерный
сбор», часов
Производственная
практика
«Летняя педагогическая», часов
108
Промежуточная аттестация
Всего:
12
288
36
36
108
132
60
36
108
2.2. Тематический план и содержание ВПМ 04 «Основы вожатской деятельности»:
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
профессионального модуля
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
(ПМ), междисциплинарных
обучающихся, курсовая работа (проект)
курсов (МДК)
1
2
В.МДК.04.01 Теоретические основы вожатской деятельности
Тема 1.
Круглый стол «Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России»
Социально-психологический портрет современного школьника и проблемы
История вожатского дела
современного детского движения. Педагогические отряды: вчера, сегодня, завтра.
История возникновения и развития загородных детских лагерей в России и за рубежом.
Русский скаутизм. Пионерское движение. Пионерский лагерь как дача, коммуна,
санаторий, военное поселение.
Практикум. «История коммунарского движения»
Понятие о коммунарской методике. Актуализация позитивного опыта коммунарской
методики в современных условиях.
Брифинг «Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров»
История создания и актуализация опыта деятельности Всероссийских детских центров
«Орленок», «Океан», «Смена», международного детского центра «Артек». Современная
специфика деятельности Всероссийских детских центров «Орлёнок», «Океан», «Смена»,
Международного детского центра «Артек». Орлятские традиции, методика инициации.
Профильные смены в лагере.
Круглый стол «Современные тенденции развития вожатской деятельности»
Направления и содержание деятельности Российского движения школьников.
Тема 2.
Семинар-практикум «Действующее законодательство в сфере образования и
организации отдыха и оздоровления детей»
Нормативно-правовые основы
Конвенция ООН о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие
вожатской деятельности
физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка.
Сфера профессиональной деятельности вожатого. Особенности трудового
законодательства применительно к работе вожатого. Квалификационные требования,
предъявляемые к вожатому. Права и обязанности вожатого. Трудоустройство.
Заключение договоров. Охрана труда вожатого. Документация деятельности вожатого.
Устав РДШ.
Правовые аспекты организации детского отдыха.
Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребенка в детском
Объем в
часах
3
60
6
Тема 3.
Психолого-педагогические
основы вожатской деятельности.
Сопровождение деятельности
детского общественного
объединения
оздоровительном лагере. «Включающее» (инклюзивное) образования как компонент
правовой или политической системы. Создание безбарьерной образовательной среды
при социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в
общество здоровых детей. Типы детских лагерей. Санитарные и иные нормы
пребывания детей в различных типах лагерей. Безопасная транспортировка детей.
Конфликты в детском коллективе.
Специфика межличностных и межгрупповых конфликтов в детском сообществе на
разных возрастных этапах. Технологии управления конфликтами в детском коллективе
(прогнозирование, профилактика, предупреждение и конструктивное разрешение).
Влияние индивидуально-психологических особенностей личности ребенка на поведение
в конфликте.
Работа вожатого с детьми.
Работа вожатого с одаренными детьми.Понятия «способности» и «одаренность». Типы
одаренности. Социальная одаренность. Особенности сопровождения одаренных
школьников.
Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Понятие
трудной жизненной ситуации. Характеристика различных групп детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации. Экспресс-диагностика, методика и технология работы
вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях детского
объединения и временного детского коллектива.
Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект особого внимания вожатого.
Особенности общения в инклюзивном коллективе. Формы организации психологопедагогической помощи детям с ОВЗ.
Сопровождение деятельности детского общественного объединения.
Понятие «сопровождение». Особенности психолого-педагогического сопровождения
ребенка в условиях образовательной организации и временного детского коллектива.
Организация индивидуального сопровождения ребенка, в том числе с особыми
образовательными потребностями.
Методика формирования временного детского коллектива и управление им.
Понятие временного детского коллектива, его признаки, структура, проблемы и
особенности социализации. Принципы самоуправления. Психолого-педагогические
принципы формирования, условия и динамика развития временного детского
коллектива в оздоровительных лагерях. Психологические особенности вхождения
ребенка в группу. Внутриотрядная рефлексия. Нравственные основания взаимодействия
в детском коллективе. Лидерство в детском коллективе. Стили управления временным
10
Тема 4.
Технологии работы вожатого в
образовательной организации и
детском лагере
детским коллективом. Сопровождение выхода из временного детского коллектива.
Характеристика основных периодов смены.
Проблема адаптации личности к вожатской деятельности. Основные цель, задачи и
содержание деятельности вожатого в каждом периоде смены. Инструментарий вожатого
в работе с отрядом в каждом периоде смены. План-сетка как стратегия и тактика работы
с отрядом. Основные принципы построения план-сетки. Методика планирования и
анализа жизнедеятельности временного детского коллектива. Детское самоуправление в
лагере.
Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела. (4)
Виды коллективного творческого дела по направленности деятельности. Специфика
познавательного, экологического, трудового, художественного и спортивного и другого
дела. Организация коллективного творческого дела. Воспитательно-образовательное
содержание коллективного творческого дела, этапы, технологии. Особенности навыков
общения в процессе коллективного творческого дела.
Соотношение позиций «взрослый-ребенок». Интеграция детей с ОВЗ в процесс
подготовки и проведения коллективного творческого дела.
Организация и проведение массовых мероприятий.(4)
Классификация массовых мероприятий. Этапы и алгоритм подготовки и проведения
различных массовых мероприятий. Особенности подготовки и проведения праздников в
школе и детском лагере. Фестиваль: виды, цель и задачи. Методика подготовки и
проведения выставок, ярмарок, образовательных сессий, конференций, концертов,
акций, слётов, форумов, конкурсов различной направленности и др. Детский коллектив
как организатор массовых мероприятий. Модели включения детей с ОВЗ в организацию
и проведение массовых мероприятий.
Организация дискуссионных мероприятий.
Специфика и особенности организации дискуссионных мероприятий. Формы и методы
дискуссионных мероприятий. Методика проведения с учетом возрастных особенностей
детей.
Организация и проведение линеек.
Линейка как одна из организационных форм работы. Виды линеек: линейка-открытие,
линейка-закрытие лагерной смены, утренние, вечерние линейки, театрализованные
линейки и линейки, посвящённые памятным датам. Методика проведения линеек.
Игротехника. (4)
Игра – помощник в работе вожатого. Психолого-педагогический феномен игрового
взаимодействия. Логика игрового взаимодействия. Принципы успешного игрового
взаимодействия:
ситуативность,
вариативность,
личностная
адаптивность,
28
педагогическая целесообразность. Классификация игр: подвижные игры, фольклорные
игры, сюжетно-ролевые, познавательные, игры-знакомства, игры-тесты, игры в
автобусе. Особенности игрового взаимодействия в работе с залом. Игра как регулятор
психофизического и эмоционального состояния коллектива. Игры на развитие
социально-ролевого потенциала участников группы. Алгоритм создания игры. Деловые
и ролевые игры, маршрутные и станционные игры. Квест как современная
интерактивная технология. Правила конструирования квеста, принципы участия.
Проектная деятельность.
Основы проектирования. Технология работы над проектом. Жизненный цикл проекта.
Формирование команды проекта. Презентация и защита проекта. Оценка эффективности
проекта на разных этапах его реализации. Технологии краундфайндинга, фандрайзинга
и сторитейлинга.
Формирование ценностей здорового образа жизни.
Понятие «здоровый образ жизни». Приобщение детей к навыкам здорового образа
жизни в загородном лагере. Формирование ответственного отношения к своему
здоровью. Вожатый как пример здорового образа жизни. Мотивация к здоровому образу
жизни у детей через систему мероприятий.
Организация спортивных мероприятий. (4)
Соотнесение выбора спортивного мероприятия с возрастом, физиологическими и
психологическими особенностями групп детей. Виды спортивных мероприятий.
Проведение утренней зарядки и физкультминуток в творческой форме. Спортивное
ориентирование. Плавание, игры на воде и их безопасность. Профилактика травматизма
при проведении спортивных мероприятий.
Песенное и танцевальное творчество.(4)
Технология деятельности вожатого по реализации творческого развития детей и
подростков (мотивационный блок; операционно-регулирующий блок; рефлексивный
блок). Песня как фактор сплочения детского коллектива. Песня как фактор регуляции
эмоционального состояния. Основные формы работы с песней: детские праздники
песен, вечера авторской песни, музыкальные викторины, музыкальные сказки, мюзиклы.
Виды песен, используемые в лагере: распевки, повторялки, кричалки, шуточные,
патриотические, песни вожатского коллектива и др.
Танцевальные игры. Тематические дискотеки.
Оформительская работа вожатого.
Отрядные газеты, эмблемы
Тема 5.
Профессиональная этика и
культура вожатого
Тема 6.
Основы безопасности
жизнедеятельности детского
коллектива
Тема 1. Введение. Основные
понятия теории театрального
искусства.
Тема 2. Краткая история
возникновения и развития театра
Основы вожатской этики.
Вожатый – педагог, педагогическое сотрудничество и общение. Мировоззрение
вожатого: ценностно-смысловые аспекты. Мотивация как условие профессиональноличностного развития вожатого. Педагогический такт и культура вожатого.
Эмоциональная культура и проблема эмоционального выгорания: профилактика и
преодоление
эмоциональных,
интеллектуальных
и
волевых
перегрузок.
Самоорганизация и самодисциплина вожатого. Здоровье как стратегическая ценность в
работе вожатого.
Корпоративная культура.
Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря как система
социокультурных связей и отношений. Параметры и характеристики определения
корпоративной культуры детского коллектива. Стихийное и целенаправленное
формирование корпоративной культуры. Имидж вожатого. Поддержание имиджа в
рамках корпоративной культуры образовательной организации или лагеря
Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях. Алгоритм поведения
вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера. Обеспечение безопасности в различных климатических
условиях, на водоемах, в лесу, в горах, при транспортировке. Ответственность вожатого
за соблюдение правил пожарной безопасности. Обеспечение безопасности при
проведении спортивных мероприятий. Понятия «терроризм», «экстремизм»,
«преступление против личности». Действия при угрозе взрыва и захвате заложников.
Первая доврачебная помощь. Основы медицинских знаний вожатого. Техника оказания
первой помощи детям при легкой травме, переломах, кровотечениях, солнечных ударах,
ожогах, рвоте, сердечно-легочной реанимации, закупорке дыхательных путей,
утоплении, электротравме, укусах змей, насекомых, отравлении.
Дети с ОВЗ как объект особого внимания сотрудников образовательной организации и
детских оздоровительных лагерей. Индивидуальная карта ребенка с ОВЗ (данные о
родителях (законных представителях), контакты, нозология, психолого-педагогические
особенности ребенка, принимаемые лекарства
В.МДК.04.02 Театрализованная деятельность
Театр и его место в системе художественной культуры. Специфика театрального
искусства. Театр как синтез искусств. Театр и литература.
Практическая работа (практическая подготовка) Подготовка сообщения на тему:
Древнее язычество и театр. Театр в культуре Древнего Востока. Древнегреческая
культура и древнегреческий театр. Культура и театр Древнегреческая культура и
4
6
36
4
4
Тема 3. Формы организации
театральной деятельности
Тема 4. Детское театральное
творчество. Виды театрально
художественной деятельности
школьников.
Тема 5. Педагогические
особенности организации
театрально-игровой деятельности
младших школьников.
Тема 6.
Создание детского творческого
коллектива.
Тема 7. Организация и
проведение
психофизиологических тренингов
в детских театральных
творческих коллективах.
Тема 8. Речь и выразительное
движение на сцене
Тема 9. Основы драматургии
древнегреческий театр. Культура и театр Древнего Рима. Культура и театр
Средневековья. Культура и театр Эпохи Возрождения. Театр французского классицизма.
Романтизм и реализм в культуре 19 века. Русское театральное искусство 18-19 веков.
Русское театральное искусство в 20 веке.
Практическая работа (практическая подготовка)
Формы театрализованной работы учителя (занятия, театральная студия, кружок,
кукольный театр и т.д.). Руководство театральной студией, кружком.
История возникновения и становления детского театра. Театр как обучающая и
развивающая среда. Виды театрально-художественной деятельности школьников.
Школьный театр, театральная студия, театрализованные праздники в школе.
Взаимодействие с семьей. Содержание и методика работы с детьми в процессе
театрализованной деятельности: способы преодоления сценического волнения, развитие
элементов актерского мастерства, приемы создания художественного образа.
Особенности подбора репертуара для театрализованных постановок.
Практическая работа (практическая подготовка) Написать эссе на тему: «Роль
педагога при организации театрализованной деятельности младших школьников»
Цели создания детского творческого коллектива. Коллективы постоянного и временного
состава. Законы детской игры и законы сцены. Этика, дисциплина и самодисциплина в
творческом коллективе. Время, пространство, репертуар как условия организация
детского театра. Этапы создания детского творческого коллектива. Атмосфера и
мотивация к творчеству. Распределение «социальных ролей» - «артисты» и группа
обеспечения. Организация репетиций.
Основные проблемы начинающих актеров и пути их преодоления. Элементарные
психофизиологические тренинги, упражнения, игры в детском театральном коллективе
постоянного или временного состава.
Практическая работа (практическая подготовка)
Техника речи (дыхание, дикция, диапазон голоса, произносительные нормы). Средства
речевой выразительности. Партитура текста.
Мизансцена тела. Открытые и закрытые позы. Психологический жест. Внимание в
жизни и на сцене. Память на ощущения. Способ существования на сцене. Чувство
партнера и ансамбль. Импровизация.
Практическая работа (практическая подготовка)
6
2
4
4
4
6
6
Тема 10. Репертуар школьного
театрального коллектива.
Тема 11. Процесс создания
театрализованного действия
Тема 12. Художественное и
визуальное решение спектакля и
театрализованного действия
Тема 13. Организация и
проведение внеклассных
театрализованных мероприятий
Основные понятия и категории драматургии. Драматическое действие и его структура.
Драматический характер конфликта. Композиционные особенности сценического
произведения. Драматические жанры.
Особенности выбора репертуара для младших школьников. Создание оригинальной
пьесы. Инсценировка литературного произведения. Адаптация готовой пьесы. Создание
драматургического произведения совместно с детской группой.
Распределение ролей. Действенный анализ сценария. Организация репетиционного
процесса: анализ произведения, «застольные» репетиции, репетиции в «выгородке»,
репетиции на сцене, генеральные репетиции, спектакль. Выразительные средства
режиссера. Мизансцена. «Мизансцена –язык режиссера» (А.Д. Попов). Мизансцена как
художественный образ. Единство сценического действия и мизансцены.
Сценография. Решение пространства в школьном зале и классе. Техника сцены (свет,
звук.) Музыкальное оформление театрализованного представления. Декорации,
костюмы, грим, реквизит в школьном спектакле. Практическое
Практическая работа (практическая подготовка)
Основные принципы создания сценария школьного праздника. Постановка и проведение
внеклассных театрализованных мероприятий. Оформление внеклассных мероприятий.
Реклама и информационное освещение школьных театрализованных праздников и
спектаклей.
Тема 14 Классификация
Практическая работа (практическая подготовка)
Метод педагогического руководства театрализованных игр для детей
театрализованных игр.
Характеристика театрализованных Элементы режиссерского искусства.
Знакомство с задачами, содержанием программы по театрализованной деятельности
игр
Горшковой Е. «Выразительное движение». Особенности планирования работы по
театрализованной деятельности. Элементы режиссерского искусства. Знакомство с
тематикой вечеров-развлечений и праздников в разных возрастных группах ОО в
соответствии с программами обучения и воспитания, в том числе и альтернативными.
Приемы режиссерского мастерства. Организация и проведение театрализованных игр
Тема 15. Коррекционные
Практическая работа (практическая подготовка)
Содержание работы по организации театрализованной деятельности
возможности театрализованной
Специфика создания спектаклей
деятельности
Требования к выбору и составлению сценария театрализованных представлений в ОО.
Этапы подготовки и проведения спектакля. Основы художественного оформления
театрализованной деятельности: сценография, сценический костюм, техника сцены.
Составление сценария Защита режиссерской документации
2
2
4
4
4
4
УП.04 Инструктивный сбор
Проводится по завершении изучения дисциплин модуля и включает в себя практическую отработку полученных знаний
посредством решения кейсов, моделирования проблемных ситуаций, проектирования со студентами программ смен и их
защиту перед экспертами (преподавателями, более опытными вожатыми и/или представителями работодателя и др.)
ПП.02 Производственная практика раздела «Летняя практика».
Обеспечивает непрерывный и интегративный характер практики и проводится на базах детских оздоровительных лагерей. Вожатый
осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. В
своей работе подчиняются начальнику лагеря и старшему вожатому
Виды работ:
1. Составление собственного плана воспитательного мероприятия.
2. Объяснение этапов работы над планом воспитательного мероприятия.
3. Анализ собственного плана воспитательного мероприятия.
4. Осуществление контроля реализации плана воспитательного мероприятия.
5. Определение критериев анализа возможностей детей в процессе воспитательного мероприятия.
6. Выбор форм и методов, технологических приемов воспитания в соответствии с возрастными особенностями и
возможностями детей.
7. Доказательство оптимальности выбранного варианта взаимодействия с субъектами воспитания.
8. Оценка собственной работы.
9. Создание собственной схемы анализа эффективности воспитательного дела.
10. Перечисление приемов организации массовой работы с детьми.
11. Выявление особенностей идивидуального и коллективного воспитания в детском оздоровительном лагере (ДОЛ).
12. Применение в практической деятельности интеграции индивидуальных и коллективных форм воспитания.
13. .Доказательство целесообразности выбранных методических приемов воспитательной работы.
14. .Демонстрация навыков применения методов воспитания в конкретных ситуациях.
15. Определение целей, задач, содержания туристско-краеведческой работы в ДОЛ.
16. .Выбор оптимальных методов собственной деятельности по организации данных видов деятельности в ДОЛ.
17. Составление плана занятия с формулировкой предполагаемого результата туристско-краеведческой работы в ДОЛ.
18. Объяснение структуры построения занятия.
19. .Аргументация выбора методов работы.
20. Демонстрация навыков организации туристско-краеведческой работы.
21. Характеристика основ диагностической работы в ДОЛ.
22. Выбор диагностических методик.
23. Сотрудничество с администрацией, педагогическим составом образовательного учреждения в процессе диагностики.
24. Анализ результатов диагностики.
36
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.В.04 «Основы вожатской деятельности»
3.1. Для реализации программы ПМ.В.04 «Основы вожатской деятельности»:
1. Кабинеты:
− спортивный зал;
− актовый зал.
2. Лаборатории:не предусмотрено
3. Залы:
− библиотека,
− читальный зал с выходом в сеть Интернет;
− актовый зал;
− спортивный зал;
− спортивный стадион.
4. Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− систематизированные по типам наглядные пособия; раздаточный материал,
видео и аудиозаписи;
− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
− вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия
проведения занятий.
5. Технические средства обучения:
−
мультимедиа проектор;
−
интерактивная доска;
−
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением с
доступом к сети Интернет;
−
лазерный принтер;
−
цифровой фотоаппарат;
−
цифровая видеокамера;
−
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники по
числу мест обучающихся;
−
документ-камера;
−
ноутбук;
−
акустическая система (микшерский пульт, колонки, буфер, комплектующие).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
Основные источники:
1.
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном заведении / О.В. Брыкова,
Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2016.
2.
Дрозд К.В. Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере :
учебное пособие для среднего профессионального образования / К.В. Дрозд, И.В.
Плаксина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
https://urait.ru/viewer/metodika-raboty-vozhatogo-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere448900#page/2
3.
Дрозд К.В. Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере :
учебное пособие для вузов / К.В. Дрозд, И.В. Плаксина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/viewer/metodika-raboty-vozhatogo-v-detskomozdorovitelnom-lagere-447585#page/2
4.
Калученко М.П. Осовы вожатской деятельности : учебник для вузов / М.П.
Калученко. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. https://urait.ru/viewer/osnovy-vozhatskoydeyatelnosti-455450#page/1
5.
Калученко М.П. Психологические основы вожатской деятельности : учебник
для вузов / М.П. Калученко – Москва : Издательство Юрайт, 2020
https://urait.ru/viewer/psihologicheskie-osnovy-vozhatskoy-deyatelnosti-448874#page/2
6.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с
кризисными и проблемными ситуациями: Учеб.-метод. пособ.- М.: Смысл, 2013.
7.
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными
возможностями здоровья: учебник для ВУЗов. / Авт. И.Ю., Левченко С.Д. Забрамная. –
М.: Академия, 2013.
8.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое
пособие. – М.: Педагогический поиск, 2016.
1.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
2.
1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей и
подростков : учебное пособие для прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева.
— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 166 с. — (Серия :
Университеты России). — ISBN 978-5-534-06307-3. [Электронный ресурс]:
https://biblioonline.ru/book/45420DA9-C065-47B4-8B10-B688A283A68D/organizaciyaletnego-otdyhadetey-i-podrostkov — Загл. с экрана. 2. Мисюк, М. Н. Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 499 с. —
(Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00710-7. [Электронный ресурс]:
https://biblio-online.ru/book/0DFFF3DF1B11-4580-9C97-9CFDB0A409A4/osnovymedicinskih-znaniy-i-zdorovogo-obraza-zhizni, — Загл. с экрана.
3.
3. Слизкова, Е. В. Педагогика дополнительного образования. Методика
работы вожатого : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Слизкова, И.
И. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 149 с. —
(Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06468-1. [Электронный ресурс]:
https://biblio-online.ru/book/059F7938-9B3F-4054-B839E89CDDB193A2/pedagogikadopolnitelnogo-obrazovaniya-metodika-raboty-vozhatogo.
—
Загл. с экрана.
4.
4. Шапошникова, Т. Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и
практикум для академического бакалавриата / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В.
А. Корчуганов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. —
(Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-04952-7. [Электронный ресурс]:
https://biblio-online.ru/book/922F7CB8-3BA9-4ED4-8688-9540CD3125FE/vozrastnayaipedagogicheskaya-psihologiya — Загл. с экрана.
1.2.3. Дополнительные источники:
1.
Бурмистрова, Е. Методика и технология работы социального педагога.
Организация досуговой деятельности : учебное пособие для академического бакалавриата
/ Е. Бурмистрова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 150 с. —
(Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-06185-7. [Электронный ресурс]:
https://biblio-online.ru/book/3A3C4BF6-1486-4A47-ACF6-7EF5A8C1F355/metodikaitehnologiya-raboty-socialnogo-pedagoga-organizaciya-dosugovoy-deyatelnosti — Загл. с
экрана.
2.
Куприянов, Б. В. Организация детского отдыха. Методика организации
ролевой игры :практ. пособие для академического бакалавриата / Б. В. Куприянов, О. В.
Миновская, Л. С. Ручко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 215
с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06574-9. [Электронный
ресурс]:
https://biblio-online.ru/book/8B73BAFF-C475-48A7-9E6851A7E136D59A/organizaciya-detskogo-otdyha-metodika-organizacii-rolevoy-igry — Загл. с
экрана.
3.
Лукина, Г. Солнце, воздух и вода!: организация занятий плаванием в
детском оздоровительном лагере / Г. Лукина // Спорт в школе (Прил. к газ. "Первое
сентября"). - 2015. - № 5-6. - С. 56-57.
4.
Теория и методика игры: учебник и практикум для академического
бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О.
А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. —
(Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06397-4. [Электронный ресурс]:
https://biblio-online.ru/book/452C190E-303E-4CEE-B507-A196C6BCC93F/teoriya-imetodikaigry — Загл. с экрана.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПМ.В.04 «Основы вожатской деятельности»
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
Критерии оценки
Методы оценки
формируемых в рамках
модуля
ПК.2.1. Планировать и −
точность и обоснованность в −
экспертная оценка
проводить внеурочные определении
целей
и
задач на
педагогической
занятия
по мероприятия;
практике;
направлениям развития −
оптимальность планирования −
самооценка,
личности
для мероприятийпо
направлениям педагогическая рефлексия
достижения личностных, развития личности
сформированности ПК;
метапредметных
и −
точность
соблюдения −
экзамен
по
предметных
педагогических и гигиенических профессиональному
образовательных
требований
к
организации модулю;
результатов
мероприятия;
−
методическая
грамотность,
соответствие
результата
поставленным целям;
−
качество
проведения
мероприятия;
ПК.2.2.Реализовывать
−
правильность
выбора −
экспертное
современные, в том соответствия содержания форм, наблюдение проведения
числе
интерактивные, методов и средств обучения на внеурочного занятия на
формы
и
методы мероприятии
возрастным
и практике;
организации внеурочной индивидуально-психологическим
−
самооценка,
деятельности
по особенностям обучающихся;
педагогическая рефлексия
направлениям развития
сформированности ПК;
личности;
ОК.01.
Выбирать − точность выбора содержания
−
самооценка,
способы решения задач деятельности
с
учетом
педагогическая рефлексия
профессиональной
особенностей
коллектива
и
сформированности ОК;
деятельности
отдельных воспитанников
−
экспертная оценка
применительно
к
на практике;
различным контекстам.
−
экзамен
по
профессиональному
модулю.
ОК.02.
Осуществлять −
грамотность осуществления −
экспертная оценка
поиск,
анализ
и поиска,
анализа
и
оценки презентаций и программ
интерпретацию
информации, необходимой для профессионального
информации,
выполнения
задач самосовершенствования и
необходимой
для профессиональной деятельности
портфолио
выполнения
задач
педагогических
профессиональной
достижений;
деятельности.
−
экзамен
по
профессиональному
модулю
ОК.03. Планировать и −
осмысленность
−
экспертная оценка
реализовывать
осуществления профессиональной и самооценка результатов
собственное
деятельности
в
условиях психолого-
профессиональное
личностное развитие.
и
ОК.04.
Работать
в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами.
обновления ее целей и содержания.
педагогической
диагностики
уровня
готовности
к
профессиональному
развитию;
−
сформированность
навыков −
самооценка,
эффективного взаимодействия с педагогическая рефлексия
однокурсниками, преподавателями
сформированности ОК;
−
экспертная оценка
на внеурочных занятиях,
учебной
и
производственной
практике;
−
принятие
на
себя −
самооценка,
гражданско-патриотической
педагогическая рефлексия
позиции,
ответственности
за сформированности ОК;
осознанное поведение на основе −
экспертная оценка
традиционных общечеловеческих на практике;
ценностей
в
образовательном
процессе
ОК.06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК.10.
Пользоваться −
эффективность владения
профессиональной
государственным и иностранным
документацией
на языками для пользования
государственном
и профессиональной документацией
иностранном языках
выполнение единых требований к
−
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ОК;
−
экспертное
наблюдение на практике;
−
экзамен
по
профессиональному
модулю.