Приложение 2.3
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ.03 Классное руководство
Разработчик:
Сухарева Е.А., преподаватель,
ВКК
2023
1
Содержание
1.
2.
3.
4.
Паспорт программы учебной дисциплины …………………….
Структура и содержание учебной дисциплины………………...
Условия реализации программы учебной дисциплины………
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля 03:
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: классное руководство и соответствующие ему общие и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций:
Код
ОК.01.
ОК.02.
ОК.03.
ОК.04.
ОК.05.
ОК.06.
ОК.09.
ОК.10.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.1.2 Перечень профессиональных компетенций:
Код
ВД 1
ПК.3.1.
ПК.3.2.
ПК.3.3.
ПК.3.4.
ПК.3.5.
ПК.3.6.
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Классное руководство
Проводить педагогическое наблюдение, интерпретировать полученные результаты;
Планировать деятельность класса с участием обучающихся, их родителей (законных
представителей), сотрудников образовательной организации, в том числе планировать
досуговые и социально значимые мероприятия, включение обучающихся в разнообразные
социокультурные практики;
Оказывать организационно-педагогическую поддержку формированию и деятельности
органов самоуправления класса;
Организовывать мероприятия, обеспечивающие педагогическую поддержку личностного
развития обучающихся;
Организовывать взаимодействие членов педагогического коллектива, руководителей
образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач
обучения и воспитания обучающихся;
Проектировать и реализовывать воспитательные программы.
1.1.3 В результате освоения ПМ 03 студент должен:
Иметь
практический
опыт в:
−
развитии профессионально-значимых компетенций, необходимых для
организации воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и взаимодействия
членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации и
родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания,
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
использовании в практике организации воспитательной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования основных психологических подходов: культурноисторического, деятельностного и развивающего;
−
осуществлении педагогического наблюдения за развитием обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе
воспитательной деятельности, интерпретации полученных результатов;
−
выявлении в ходе наблюдения в процессе воспитательной деятельности
3
поведенческих и личностных проблем, обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития;
−
постановке воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья, независимо от их
способностей и характера;
−
планировании деятельности класса, в том числе досуговых и социально
значимых мероприятий, включение обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в разнообразные социокультурные практики;
−
планировании и организации воспитательной деятельности с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
−
управлении учебными группами с целью вовлечения обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения
и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
−
реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
(учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
−
формировании у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении
обучения в начальной школе;
−
проектировании ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную
сферу обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья (культуру переживаний и ценностные ориентации обучающегося);
−
применение правил организации экскурсий, походов и экспедиций в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
−
развитии у обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями
здоровья
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формировании гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного мира, формировании у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
−
определении и принятии четких правил поведения обучающимися с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной
организации;
−
формировании образцов и ценностей социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировании
толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;
−
регулировании поведения обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными
возможностями
здоровья
для
обеспечения
безопасной
образовательной среды;
−
оказании адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитательной деятельности;
−
реагировании на непосредственные по форме обращения обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в
процессе воспитательной деятельности и распознавании за ними серьезных личных
проблем;
−
владении профессиональной установкой на оказание помощи любому
обучающемуся в воспитательной деятельности вне зависимости от его реальных
возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья;
−
оказании организационно-педагогической поддержки формированию и
деятельности органов самоуправления класса;
−
создании в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастных
детско-взрослых общностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и членов
педагогического коллектива;
4
Уметь:
−
создании, поддержании уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации;
−
реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
применении методов организации экскурсий, походов и экспедиций в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
−
освоении и применении психолого-педагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью;
−
владении стандартизированными методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья, которые необходимо учитывать в процессе
организации воспитательной деятельности;
−
применении в процессе воспитательной деятельности инструментария и
методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающегося
с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
составлении (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогической характеристики (портрета) личности обучающегося с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
планировании и организации взаимодействия членов педагогического
коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных
представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
использовании конструктивных воспитательных усилий родителей (законных
представителей) в решении вопросов обучения и воспитания обучающегося с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
взаимодействии с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
−
осуществлении (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогического сопровождения основных образовательных программ начального
общего образования;
−
понимании документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов
и т.д.), использовании полученной информации для организации воспитательной
деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
−
разработке (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с
родителями (законными представителями) программ индивидуального развития
обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
оценке параметров и проектировании психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработке программ профилактики различных
форм насилия в школе;
−
проектировании и реализации воспитательных программ для обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
организации воспитательной деятельности и взаимодействии членов
педагогического коллектива, руководителей образовательной организации и
родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания
обучающихся в условиях инклюзивного образования;
−
разработке и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и
отчетной документации в области воспитательной деятельности в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
−
использовать в практике организации воспитательной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-
5
развивающего образования основные психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
−
осуществлять педагогическое наблюдение за развитием обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе
воспитательной деятельности, интерпретировать полученные результаты;
−
выявлять в ходе наблюдения в процессе воспитательной деятельности
поведенческие и личностные проблемы обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья, связанные с особенностями их развития;
−
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья,
половозрастных и индивидуальных особенностей;
−
создавать условия для развития ученического самоуправления, формирование
благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в
классе;
−
планировать и организовывать воспитательную деятельность с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
−
планировать деятельность класса, в том числе досуговые и социально значимые
мероприятия, включение обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья в разнообразные социокультурные практики;
−
планировать внеурочную деятельность использовать деятельностный подход и
образовательные технологии;
−
общаться с обучающимися с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
−
защищать достоинство и интересы обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья, помогать обучающимся, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
−
формировать образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в
мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и
позитивные образцы поликультурного общения;
−
регулировать поведение обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными
возможностями
здоровья
для
обеспечения
безопасной
образовательной среды;
−
анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
−
оказывать адресную помощь обучающимся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитательной деятельности;
−
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
обучающемуся в воспитательной деятельности вне зависимости от его реальных
возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья;
−
реагировать на непосредственные по форме обращения обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в
процессе воспитательной деятельности и распознавать за ними серьезные личные
проблемы;
−
оказывать организационно-педагогическую поддержку формированию и
деятельности органов самоуправления класса;
−
создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и
членов педагогического коллектива;
−
управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
−
реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы
воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
6
−
организовывать экскурсии, походы и экспедиции в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
организовать различные виды деятельности, разрабатывать и организовывать
программы внеурочной деятельности и другие:
−
осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе
инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью;
−
владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья, которые необходимо учитывать в процессе
организации воспитательной деятельности;
−
применять в процессе воспитательной деятельности инструментарий и методы
диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающегося с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
организовывать взаимодействие членов педагогического коллектива,
руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей)
при решении задач обучения и воспитания обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
−
использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных
представителей) в решении вопросов обучения и воспитания обучающегося с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
−
осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных образовательных программ начального
общего образования;
−
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов
и т.д.), использовать полученную информацию для организации воспитательной
деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
−
разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать
совместно с родителями (законными представителями) программу индивидуального
развития обучающегося с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья;
−
проектировать и реализовывать воспитательные программы для обучающихся
с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
организовывать воспитательную деятельность и взаимодействие членов
педагогического коллектива, руководителей образовательной организации и
родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания
обучающихся в условиях инклюзивного образования;
−
владеть ИКТ-компетентностями:
−
общепользовательская ИКТ-компетентность;
−
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
−
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой
деятельности).
−
разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и
отчетную документацию в области воспитательной деятельности в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики в процессе воспитательной деятельности в начальных
7
Знать:
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
−
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования,
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
−
историю,
теорию,
закономерности
и
принципы
построения
и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место
образования в жизни личности и общества;
−
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях;
−
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий
жизни, и их возможные девиации, приемы их диагностики;
−
научное представление о результатах образования, путях их достижения и
способах оценки;
−
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические
законы периодизации и кризисов развития;
−
теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
−
особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
−
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
−
закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологические особенности и закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
−
знание
основных
методик
составления
психолого-педагогической
характеристики ребенка;
−
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью;
−
особенности формирования и деятельности самоуправления в детском
коллективе;
−
педагогические закономерности организации воспитательной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
−
основные и актуальные для современной системы образования теории
воспитания и развития обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
−
особенности региональных условий, в которых реализуются используемые
образовательные программы начального общего образования, для планирования и
организации воспитательной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
основы методики воспитательной деятельности в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
основные
психологические
подходы:
культурно-исторический,
деятельностный и личностный, способы их применения в процессе воспитательной
деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
−
современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной
деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
−
правила организации и проведения экскурсий, походов и экспедиций в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-
8
развивающего образования;
−
психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся:
одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты,
сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с
зависимостью;
−
стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
−
инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития личности обучающегося с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
−
требования к составлению психолого-педагогической характеристики
(портрета) личности обучающегося с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
−
особенности организации воспитательной деятельности и взаимодействия
членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации и
родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания,
обучающихся в условиях инклюзивного образования;
−
требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной
документации в области воспитательной деятельности в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, в
том числе воспитательных программ.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля 03 «Классное
руководство»:
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
В том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
учебная практика
производственная практика
самостоятельная работа
промежуточная аттестация (экзамен по
модулю)
Учитель начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
324 ч.
64 ч.
66 ч.
72 ч.
108 ч.
2
12
9
2. Структура и содержание профессионального модуля 03 «Классное руководство»:
Коды
профессиональных
общих компетенций
Наименования разделов профессионального
модуля
1
ПК.3.1, ПК.3.2, ПК 3.3
ОК.02, ОК.03, ОК.04,
ОК.05, ОК.06, ОК.07
2
МДК.03.01
Современные
программы
и
технологии воспитания обучающихся начальных
классов и начальных классов КиКРО
ПК.3.3, ПК.3.4, ПК.3.5,
ПК.3.6
ОК.01, ОК.08, ОК.09,
ОК.10, ОК.11
ПК.3.1, ПК.3.2, ПК 3.3
ПК.3.4, ПК.3.5,
ОК.01, ОК.02, ОК.03,
ОК.04, ОК.05, ОК.06,
ОК.07 ОК.08, ОК.09,
ОК.10, ОК.11
МДК.03.02 Теоретические и методические
основы деятельности классного руководителя
Суммарны
й объем
нагрузки,
час.
Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
Обучение по МДК
Практики
Всего
Практическ
их занятий
Учебная
Произво
дственн
ая
3
4
5
6
7
36
36
18
96
96
44
72
108
72
108
Практика
Промежуточная аттестация (экзамен по модулю)
Всего:
12
144
132
62
10
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)1
Наименование
Объем, акад. ч /
разделов и тем
в том числе
Содержание учебного материала,
профессионального
в форме
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
модуля (ПМ),
практической
учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
междисциплинарных
подготовки,
курсов (МДК)
акад. ч
1
2
3
Раздел 1. Современные программы и технологии воспитания обучающихся начальных классов
часы / часы
и начальных классов КиКРО
МДК 03.01. Современные программы и технологии воспитания обучающихся начальных
36/16
классов и начальных классов КиКРО
Тема 1.1. Современные Содержание
4/4
программы
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов:
4
воспитания на основе
начального общего образования, начального общего образования
ценностного
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с
содержания
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФОП НОО,
образовательного
ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, ФАООП обучающихся с умственной
процесса
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к организации
ценностного содержания образовательного процесса.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Изучение и анализ Федеральных рабочих
программ воспитания обучающихся начальных классов и начальных
классов КиКРО.
Практическое
занятие
2.
«Разработка
перспективного
плана
воспитательной работы с обучающимися начальных классов и начальных
классов КиКРО на учебный год».
4
2
2
Код ПК, ОК
4
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК
07, ОК 09
По каждому разделу указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в
дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий. Тематика самостоятельной работы может
приводиться по выбору образовательной организации по разделу или по теме, при условии необходимости выделения части нагрузки для самостоятельного
освоения, если такие виды работ не являются обязательными, самостоятельные работы не указываются. Подробно перечисляются виды работ учебной и (или)
производственной практики. Если по профессиональному модулю предусмотрены курсовые проекты (работы), приводятся их темы, указывается содержание
обязательных учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся
1
11
Тема 1.2. Организация
воспитательного
процесса в начальной
школе на основе
ценностного
содержания
образовательного
процесса
Тема 1.3. Современные
технологии
воспитания
обучающихся
начальных классов
Содержание
Особенности организуемого в начальной школе воспитательного процесса.
Цель и задачи воспитания, целевые приоритеты, целевые приоритеты в
воспитании обучающихся начальных классов и начальных классов КиКРО.
Единство учебной и воспитательной деятельности.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности обучающихся
начальных классов и начальных классов КиКРО. Направления воспитания
обучающихся начальных классов и начальных классов КиКРО,
Самоанализ воспитательной работы в общеобразовательной организации.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы. Основные
направления самоанализа воспитательной работы.
Личностное развитие обучающихся начальных классов и начальных
классов КиКРО. Организация работы с семьями обучающихся, их
родителями (законными представителями), направленной на совместное
решение проблем личностного развития обучающихся начальных классов
и начальных классов КиКРО.
Принципы взаимодействия педагогических работников и обучающихся
начальных классов и начальных классов КиКРО.
Основные традиции воспитания в образовательной организации.
Воспитательные дела, события, мероприятия в начальной школе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Разработка календарного плана воспитательной
работы с обучающимися начальных классов и начальных классов КиКРО.
Практическое занятие 4. Решение кейсов по вопросам организации
воспитательной работы с обучающимися начальных классов и начальных
классов КиКРО.
Содержание
Воспитательные технологии и системы. Технология проектирования
воспитательного процесса. Воспитательная система школы: система
гуманного
коллективного
воспитания
В.А.
Сухомлинского;
воспитательная система А.С. Макаренко; воспитательная система
Караковского. Школа самоопределения и др.
Воспитательные дела: социально-ориентированные воспитательные дела,
этические воспитательные дела, эстетические и физкультурные
воспитательные дела, экологические и трудовые воспитательные дела.
6/4
6
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК
07, ОК 09
4
2
2
8/8
8
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
12
Формы воспитывающей деятельности. Методы воспитывающей
деятельности.
Технологии воспитания: технология коллективных творческих дел
Иванова К.Д.; личностно-ориентированная технология; технология
сотрудничества; технология здоровьесбережения; технология проектного
обучения; технология проблемного обучения в воспитании; технология
интерактивного воспитания; технология социального воспитания
подрастающего поколения; технология учебной деловой игры; технология
развития критического мышления; тьюторство
– технология
педагогической поддержки; технология учебных дискуссий; технология
создания ситуации успеха; технология личностно-разевающего диалога;
технология индивидуального воспитания; технология группового
воспитания; арт-технология; шоу-технология; игровые технологии;
технология «Портфолио»
Методика работы с детским коллективом обучающихся начальных классов
и начальных классов КиКРО.
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК
07, ОК 09
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 9. «Разработка и защита сценария воспитательного
мероприятия для начальных классов и начальных классов КиКРО».
2
Практическое занятие 10 «Проектирование воспитательного процесса в
начальной школе».
2
Практическое занятие 11 «Наблюдение и анализ воспитательного
мероприятия для обучающихся начальных классов и начальных классов
КиКРО».
2
Практическое занятие 12. «Решение педагогических задач»
Раздел 2. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
МДК 03.02. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Тема 2.1. Общая
Содержание
характеристика
Классный руководитель как личность и профессионал. Нормативные
деятельности
документы, определяющие деятельность классного руководителя
классного
Общая характеристика деятельности классного руководителя. Функции,
руководителя
права и критерии оценки деятельности классного руководителя Сущность
и значимость деятельности классного руководителя. Профессиональные и
2
58/28
58/28
12/8
4
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
13
личностные качества классного руководителя. Общая характеристика
деятельности классного руководителя.
Внеклассная воспитательная деятельность. Особенности, направления
организации внеклассной работы в деятельности классного руководителя.
Классный руководитель начальных классов в системе управления
воспитательной работы в школе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Изучение нормативных документов,
определяющих деятельность классного руководителя».
Практическое занятие 2. «Соотнесение компонентов педагогической
деятельности с содержанием деятельности классного руководителя».
Практическое занятие 3. «Задачи и формы взаимодействия классного
руководителя с различными специалистами в организации целостного
педагогического процесса».
Практическое занятие 4. Понятия внеурочной, внеклассной, урочной,
учебно-воспитательной деятельности: сходство, отличительные черты,
взаимосвязь.
Практическое занятие 5. «Изучение методики работы учителя,
позволяющей ему ориентировать свои уроки на воспитание, на
обеспечение личностных результатов обучающихся начальных классов и
начальных классов КиКРО».
Практическое занятие 6. «Самообразование в профессиональной
деятельности классного руководителя начальных классов и начальных
классов и начальных классов КиКРО».
Практическое занятие 7 «Проектирование модели ученического
самоуправления в начальной школе».
Практическое занятие 8. «Решение педагогических задач».
Тема 2.2. ПсихологоСодержание
педагогические основы Коллектив, формирование коллектива. Реализация воспитательных
деятельности
функций коллектива. Стадии развития коллектива. Организация работы с
классного
детским коллективом. Комплексный подход и принципы соуправдения и
руководителя
самоуправления. Условия развития ученического самоуправления в
начальной школе.
Адаптация и социализация младшего школьника. Особенности адаптации
младшего школьника в ученическом коллективе. Школьная дезадаптация.
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
8
1
1
1
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК
07, ОК 09
1
1
1
1
1
22/12
10
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
14
Особенности
работы
классного
руководителя
с
социально
неадаптированными (дезадаптированными) детьми Условия успешной
социализации.
Особенности формирования благоприятного социально-психологического
микроклимата и сотрудничества обучающихся.
Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с
семьей воспитанника. Характеристика и тенденции развития современной
семьи. Современные подходы взаимодействия классного руководителя с
семьей воспитанника. Методы изучения семьи. Организация совместной
деятельности с семьей. Алгоритм взаимодействия «школа – семья».
Методика работы классного руководителя с родителями и лицами их
заменяющими
Основы делового общения в профессиональной деятельности классного
руководителя. Методика работы классного руководителя с педагогическим
коллективом школы.
Особенности планирования, содержание, формы и методы работы с
родителями (лицами их замещающими).
Конфликты, способы их профилактики и разрешения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Способы формирования коллектива класса в
условиях инклюзивного образования.
Практическое занятие 11. «Способы развития способностей обучающихся
начальных классов и начальных классов КиКРО через систему
воспитательных мероприятий».
Практическое занятие 12. «Приемы педагогического воздействия на
обучающихся начальных классов и начальных классов КиКРО,
испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации».
Практическое занятие 13 Способы профилактики формирования у
обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной
тревожности».
Практическое занятие 14. «Способы формирования у обучающихся
начальных классов и начальных классов КиКРО ценности здоровья и
безопасного образа жизни».
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
12
1
1
1
1
1
15
Тема 2.3.
Методические основы
деятельности
классного
руководителя.
Планирование
воспитательной
работы
Практическое занятие 15. «Способы сохранения и укрепления
психологического благополучия и психического здоровья обучающихся
начальных классов и начальных классов КиКРО».
Практическое занятие 16. «Поддержка и сопровождение детскородительских отношений».
Практическое занятие 17. «Дифференциация и индивидуализация
воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального
развития обучающихся начальных классов и начальных классов КиКРО».
Практическое занятие 18. «Формирование коммуникативных навыков в
разновозрастной среду и среде сверстников».
Практическое занятие19. «Формирование психологической культуры
обучающихся начальных классов и начальных классов КиКРО в
информационной среде».
Практическое занятие 21. «Разнообразие форм взаимодействия с
родителями».
Практическое занятие 22. «Разработка мероприятия совместных семьей
воспитанника».
Содержание
Социально-педагогическое сопровождение учащихся в деятельности
классного руководителя.
Организационные основы деятельности классного руководителя.
Проектирование деятельности классного руководителя. Формы
воспитательной работы классного руководителя. Метод проектов в
воспитательной работе со школьниками
Примерный календарный план воспитательной работы. Планирование
воспитательной работы. Назначение и функции плана.
Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного
процесса. Программа педагогического мониторинга. Мониторинг
возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и
сопровождение одаренных детей.
Анализ воспитательной работы. Методика анализа форм воспитательной
работы.
Документация классного руководителя.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 27. «Решение педагогических задач».
1
1
1
1
1
1
1
8/2
6
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
2
1
16
Тема 2.4. Результаты
воспитания,
социализации и
саморазвития
обучающихся
Практическое занятие 28. «Составление плана работы с родителями».
Содержание
1. Формирование у обучающихся основ российской гражданской
идентичности. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию.
3. Формирование мотивации к познанию и обучению.
4.Формирование ценностных установок и социально значимых качеств
личности.
5.Стимулирование активного участия обучающихся в социально значимой
деятельности.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальных классов.
Особенности духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
начальных классов. Методика организации духовно-нравственного
воспитания и развития в начальной школе.
Эстетическое воспитание обучающихся начальных классов. Методика
организации эстетического воспитания.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия.
Трудовое воспитание. Профориентация в начальной школе.
Экологическое воспитание. Методика организации экологического
воспитания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 29. «Разработка сценария воспитательных занятий
мероприятий гражданско-патриотического содержания».
Практическое занятие 30. «Разработка сценария воспитательных занятий
мероприятий интеллектуального содержания»».
Практическое занятие 31. «Разработка сценария воспитательных занятий
мероприятий духовно-нравственного содержания»».
Практическое занятие 32. «Разработка сценария воспитательных занятий
мероприятий эстетического содержания».
Практическое занятие 33. «Разработка сценария воспитательных занятий
мероприятий экологического содержания».
Практическое занятие 34. «Разработка сценария воспитательных занятий
мероприятий профориентационного содержания».
1
14/6
8
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
6
1
1
1
1
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
1
1
17
В.МДК.05.03 Психология семьи и семейного воспитания (вариант 1)
Раздел 1. Основы психологии семьи. Основные характеристики семьи
Тема 1. Семья как
Содержание
культурноПонятия «брак» и «семья» в психологии. Взаимосвязь и специфика
исторический
данных понятий. Брак как система отношений. Понятие о
феномен
матриархальных и патриархальных отношениях. Особенности
национальных взглядов на брак и семью в Древних Иудее, Греции,
Риме, раннем и позднем средневековье, эпохе возрождения.
Современные формы брачно - семейных отношений. Динамика
развития семейных отношений «От Руси до России». Дохристианская
модель семьи. Портрет русской языческой семьи XII-XIV в. Анализ
семейно-брачных отношений в Древней Руси. Домострой как кодекс
русской семейной морали (XVI в.) Христианская модель семьи.
Портрет русской православной семьи. Особенности внутрисемейных
отношений в патриархальной крестьянской семье, принципы ее
построения. (XIX в.)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 1. Современная семья (работа в подгруппах по
созданию модели семьи)
Тема 2. Проблемы
молодой семьи.
Удовлетворенность
браком и условия
сохранения
супружества.
Содержание
Понятие «молодая семья». Проблемы первых лет супружеской жизни
и трудности молодой семьи. Типы распределения ролей в семье.
Динамика межличностных отношений в семье. Понятие «супружеская
совместимость». Психологическая совместимость и ее основные
компоненты.
Влияние брака на удовлетворенность жизнью. Факторы снижения
супружеской удовлетворенности. Неблагоприятные психологические
моменты и причины, разрушающие стабильность эмоциональных
отношений в браке. Факторы, стабилизирующие супружеские
отношения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
36 / 22
16/10
4
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
2
2
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
5
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
4
18
Практическая работа 2. Характеристика семьи (просмотр и анализ
фильма о семье)
Тема 3.
Психологические
характеристики семей
с определенными
трудностями
Тема 4. Семейные
ссоры и супружеские
конфликты.
4
Содержание
Психологическое здоровье как важная интегральная характеристика
семьи.
Понятие
«психологически
благополучная
семья».
Характеристика типа зрелой семьи (по В. Сатир). Положительные
характеристики благополучных семейных отношений. Понятие
«психологически
неблагополучная
семья»
(деструктивная,
дисфункциональная, дисгармоничная, семья группы риска).
Характеристика типа проблемной семьи (по В. Сатир). Типология
неблагополучных семей. Семьи с открытой и скрытой формой
неблагополучия. Неполная семья как фактор психологического
неблагополучия семьи. Типология неполных семей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 3. Социально-психологический портрет
современной благополучной (неблагополучной) семьи.
4
Содержание
Супружеские ссоры и конфликты. Основные стадии протекания
конфликта. Основные характеристики типичных конфликтов.
Мотивация супружеских конфликтов. Основные причины семейных
конфликтов. Способы выхода из конфликта. Принципы совместной
супружеской жизни.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 4. Профилактика супружеских конфликтов
(разработка рекомендаций).
3
Раздел 2. Семья: родители и дети
Тема 1. Семья как
Содержание
институт
Понятие «родительство». Роль матери в социализации детей. Роль отца
социализации
в социализации детей. Роль старшего поколения семьи в социализации
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
2
2
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
2
2
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
20/12
4
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
19
детей. Роль братьев и сестер в социализации детей. Роль семьи в
социализации ребенка с ОВЗ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 5. Подготовка реферата по одной из тем
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
2
2
Тема 2. Специфика
семейного
воспитания.
Патологизирующее
семейное воспитание
Тема 3. Психологопедагогическая
работа с семьей.
Содержание
Психолого-педагогические задачи семьи и воспитательные функции
родителей. Специфика семейного воспитания и его отличие от
общественного воспитания. Влияние личности родителя в процессе
воспитания ребенка. Воспитательный потенциал семьи. Семьи с
высоким и низким воспитательным потенциалом. Родительская
любовь как основа семейного воспитания. Понятие «родительская
любовь». Основные отличия материнской и отцовской любви.
Типология родительской любви (по С.А. Спивановской). Понятие
«родительская позиция». Типология родительских позиций О.
Коннера. Классификация родительских позиций Т.В. Брагиной.
Оптимальная
воспитательная
позиция
родителей.
Роль
воспитательных
воздействий
семьи
в
формировании
характерологических особенностей ребенка. Виды и параметры
родительского поведения (по
Д.Б. Баумринду). Понятие
«родительский стиль воспитания». Типология стилей семейного
воспитания. Негативные факторы семейного воспитания. Типы
негармоничного семейного воспитания (по Э.Г. Эйдемиллеру и В.
Юстицкису). Факторы, создающие негармоничные стили семейного
воспитания. Виды детских ролей в дисгармоничных семьях.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 6. Семинар-практикум «Семейного воспитание и
его влияние на младших школьников»
6
Содержание
Цели изучения семьи. Принципы диагностики семьи. Сложности
изучения семьи. Рисунок семьи. Семейная социограмма и генограмма.
8
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
4
4
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
20
Диагностика
нарушений процессов
воспитания в семье.
Шкала семейного окружения. Шкала семейной адаптации и
сплоченности. Опросник для родителей «Анализ семейных
взаимоотношений». Диагностика нарушений процессов воспитания в
семье, типов негармоничного (патологизирующего) семейного
воспитания
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 7. Ознакомление с методиками диагностики
детско-родительских взаимоотношений
Раздел 4. Психология семьи и семейного воспитания (вариант 2)
МДК.В.03.04. Психология семьи и семейного воспитания
Тема 4.1. Семья как Содержание
субъект образования
Семья как объект научного исследования, социокультурная среда
развития ребенка, субъект образования. Динамика представлений о
семье и ее образовательных возможностях. Психологическая
характеристика современной семьи как субъекта образования.
Законодательная база современной семьи. Первостепенность семьи в
формировании личности ребенка. Семья и другие социальные
институты образования. Понятие о воспитательном потенциале семьи.
Цели, задачи, принципы семейного воспитания. Содержание семейного
воспитания.
Основные
механизмы
семейного
воспитания:
подкрепление, идентификация, понимание. Меры воздействия в
семейном воспитании. Методы воспитания: метод внушения, метод
убеждения, практикование, методы поощрения и наказания. Типы
семейного воспитания. Факторы, определяющие эффективность
семейного воспитания. Типичные ошибки семейного воспитания.
Причины нарушений в поведении ребенка.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Разработка карты психолого-педагогического
обследования семьи
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
6
4
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.3, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 09
36/22
16/12
4
12
2
21
Тема 4.2. Личность
родителя
как
важнейшее
условие
реализации семейного
воспитания.
Тема 4.3. Конфигурация
семьи и ее влияние на
процесс и результат
семейного воспитания
Практическое занятие 2. Составление характеристики семьи на основе
данных анкеты.
Практическое занятие 3. Разработка рекомендаций для родителей по
укреплению детско-родительских отношений.
Практическое занятие 4. Разработка памятки для родителей «Ошибки
семейного воспитания».
Практическое занятие 5. Разработка буклета для родителей
«Воспитание ребенка начинается в семье».
Практическое занятие 6. Решение ситуационных задач.
Содержание
Понятие о родительстве. Формирование родительской позиции в период
ожидания ребенка. Родительское отношение. Родительское отношение
к ребенку от рождения до 1 года, раннем и дошкольном возрасте.
Специфика родительского отношения к ребенку в младшем школьном,
подростковом и юношеском возрасте. Понятие о родительском
авторитете. Типы родительского авторитета. Разновидности ложного
родительского авторитета. Воспитательная компетентность родителей.
Мать как субъект воспитания. Отец как субъект воспитания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Анализ функций родителей и функций ребенка
в семьях с детьми раннего, дошкольного, младшего школьного,
подросткового и юношеского возраста с оформлением данных в
таблицу.
Содержание
Понятие о конфигурации семьи. Воспитательные роли прародителей в
современной семье. Воспитательная ситуация в неполной семье.
Особенности семейного воспитания в семьях с разным количеством
детей (однодетной, двухдетной семье, многодетной). Специфика
воспитания близнецов. Гендерный аспект в семейном воспитании.
Особенности
семейного
воспитания
в
семьях
«риска».
Дисфункциональные семьи и воспитание детей. Особенности семейного
воспитания в приемной семье.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
2
2
2
2
6/2
4
2
2
4/2
2
2
22
Практическое занятие 8. Разработка картотеки методов и приемов
семейного воспитания
Тема
4.4.
Методы Содержание
изучения
Общие требования к диагностике эффективности семейного
эффективности
воспитания. Диагностика типов (стилей) семейного воспитания:
семейного воспитания
опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, методика PARI
(parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла,
опросник для исследования эмоциональной стороны детскородительского
взаимодействия
Е.И.Захаровой,
опросник
«Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской и др. Методы
исследования личности родителя: техники репертуарных решеток Д.
Келли для, методика исследования ролевых паттернов отношения к
Другому взрослого человека (МИРП) Ю. В. Александровой, опросник
исследования самоотношения личности С.Р. Пантилеева, опросник
терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина; стандартизированный
многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик),
методика «Особенности самосознания матери» Н.Н. Васягиной и др.
Проективные методы исследования особенностей семейного
воспитания: тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С.
Кауфмана, методика «родительское сочинение» О.А. Карабановой,
методика Рене Жиля и др.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Подбор и оформление комплекса методов
диагностики для изучения семьи и особенностей семейного воспитания.
Тема 5. Психолого- Содержание
педагогические
Понятие о психолого-педагогическом сопровождении семьи как
технологии
субъекта образования. Роль психолога в повышении воспитательного
оптимизации семейного потенциала семьи. Зарубежные технологии и программы психологовоспитания
педагогического сопровождения семьи: родительские группы (А.
Адлер, Т. Гордон, Р. Дрейкус, Х. Джайнотт и др.). Опыт отечественных
психологов психолого-педагогического сопровождения родителей:
диалогический подход (О.Е. Смирнова, М.Ю. Колпакова, Е. А.
Тетерлева и др.) когнитивно-поведенческий подход (А.С. Спиваковская
2
4/2
2
2
2
6/4
2
23
И.М. Марковская и др.), субъектно-деятельностный подход (Н.Н.
Васягина, Р.В. Овчарова и др.).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Разработка методических рекомендаций
«Педагогическое сопровождение семейного воспитания».
Практическое занятие 11-12. Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа
Разработка и защита интерактива родительского собрания
Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела МДК.03.02. Теоретические
и методические основы деятельности классного руководителя:
1.
Разработка воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи,
образовательных и иных организаций.
.
Учебная практика МДК 03.02
Виды работ
−
Планирование деятельности классного руководителя
−
Анализ процесса и результатов проведения внеклассного мероприятия (на основе
видеоматериалов)
−
Планирование внеклассных мероприятий (тематический классный час, организованный
досуг)
−
Проведение фрагментов внеклассных мероприятий
−
Подбор методов педагогической диагностики
−
Составление плана работы с родителями
−
Анализ результатов работы с родителями
−
Разработка воспитательных мероприятий
−
Разработка сценария классного часа
−
Разработка интерактива с коллегами
−
Разработка интерактива с родителями
−
Разработка сценария родительского собрания
Производственная практика МДК 03.02
Виды работ
−
Анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка
предложений по их коррекции.
4
2
2
2
2
2
72
108
24
−
Планирование внеклассных мероприятий (разработка конспекта классного часа /
организованного досуга).
−
Организация и проведение внеклассных мероприятий.
−
Наблюдение, анализ, самоанализ воспитательных занятий, воспитательных мероприятий.
−
Проведение педагогической диагностики отдельно взятого ребенка. Проведение
педагогического наблюдения за отдельно взятым ребенком. Интерпретация результатов
педагогической диагностики отдельно взятого ребенка.
−
Определение целей и задач, планирование работы с отдельно взятой семьей по результатам
наблюдения за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания.
−
Участие в организации и проведении родительских встреч, бесед, консультаций.
−
Участие в организации общешкольных мероприятий.
−
Планирование внеклассных мероприятий.
−
Наблюдение за детьми, проведение педагогической диагностики временного детского
коллектива
−
Составление психолого-педагогической характеристики временного детского коллектива.
Курсовой проект (работа)
Тематика курсовых проектов (работ)2
1.
Формирование у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
2.
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания младших школьников.
3.
Коллективно-творческая деятельность как средство гражданского воспитания младших
школьников.
4.
Технология коллективно-творческого дела как средство формирования духовнонравственных качеств личности младших школьников.
5.
Проектная деятельность как средство формирования личностных результатов младших
школьников.
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
1. …
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)3
1. …
Указать, является ли выполнение курсового проекта (работы) по модулю обязательным или обучающийся имеет право выбора: выполнять курсовой проект по
тематике данного или иного профессионального модуля(ей) или общепрофессиональной дисциплине(-ам)
3
Указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных
источников, проведение исследования
2
25
Учебная практика
Виды работ
1. Наименование темы»
Производственная практика
Виды работ
1. Наименование темы
Всего
324
26
27
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
1.
Кабинеты:
−
Теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
−
Педагогики и специальной педагогики
2.
Лаборатории:
−
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
3.
Залы:
−
библиотека,
−
читальный зал с выходом в сеть Интернет;
−
актовый зал.
4.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
−
посадочные места по количеству обучающихся;
−
рабочее место преподавателя;
−
систематизированные по типам наглядные пособия; раздаточный материал,
видео и аудио-записи;
−
комплект необходимой методической документации учителя начальных
классови начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования в области внеурочного общения младших школьников;
−
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
−
информационные стенды;
−
интерактивная доска;
−
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия
проведения занятий.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
Основные источники:
1.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.:«Владос»,2015.
2.
Настольная книга классного руководителя. Нормативные документы,
методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. –
М.: АСТ, Астрель, 2016.
3.
Подласый И.П. Педагогика, М.:«Владос», книга 3, 2014.
4.
Рожков М.И. Классному руководителю. – М.: ГИЦ Владос, 2015.
5.
Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм
работы/сост. Т.Н. Феодосова. - М.: Учитель, 2014.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.
Классному руководителю [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
www.pedsovet.su(дата обращения: 16.09.2018).
2.
Максакова В.И. Теория и методика воспитания младших школьников
[Электронный ресурс]//учебник и практикум для СПО / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр.
и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblioonline.ru/book/1D6287AC-0E34-4777-AA26-77D6BEE5288C(дата обращения: 14.09.2018).
28
3.
Сайт «Справочник классногоруководителя» [Электронный ресурс]// (Режим
доступа): URL: http://klass.resobr.ru(дата обращения: 14.09.2018).
4.
Сайтдляклассногоруководителя[Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: mmc.berdsk-edu.ru/metod/vosp/p7aa1 (дата обращения: 14.09.2018).
5.
Сеть творческих учителей / Классныйруководитель XXI века [Электронный
ресурс]// (Режим доступа): URL: www.it-n.ru(дата обращения: 14.09.2018).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Алоева М.А., Бейсова В.С. Родительские собрания в 1-2 классах. - Ростов н/Д:
«Феникс», 2015.
2.
Алоева М.А., Бейсова В.С. Родительские собрания в 3-4 классах. - Ростов н/Д:
«Феникс», 2016.
3.
Классные классные дела в начальной школе /Под ред. Е.Н. Степанова, М.А.
Александрова. - М.: ТЦ «Сфера», 2015.
4.
Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практический
материал. - М.: Педагогическое общество России, 2015.
5.
Осипенко И. «Классные» праздники или как научить школьников жить
весело. - Ярославль: Академия развития, 2015.
6.
Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного
руководителя. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2015.
7.
Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и
подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2013.
8.
Тыртышная М. 50 идей для классного руководителя. Практическая копилка
педагога. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
9.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. - М.:
Педагогическое общество России, 2016.
10.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М.:
Педагогическое общество России, 2016.
29
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках МДК 03.01
ПК.3.1.
Проводить
педагогическое
наблюдение,
интерпретировать
полученные
результаты.
Критерии оценки
Методы оценки
− точность и обоснованность в в
определении целей и задач
воспитательных дел;
− оптимальность планирования
воспитательной
работы
по
направлениям развития личности
в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования для достижения
личностных, общечеловеческих
образовательных результатов
− точность
соблюдения
педагогических и гигиенических
требований
к
организации
воспитательной работы;
− методическая грамотность,
соответствие
результата
поставленным целям;
− качество
проведения
воспитательной работы;
− правильность
выбора
соответствия содержания форм,
методов и средств воспитания
возрастным и индивидуальнопсихологическим особенностям
воспитанников;
− экспертная оценка на
производственной
практике;
− самооценка,
педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
− экзамен
по
профессиональному
модулю;
ПК.3.2. Планировать
− экспертное наблюдение
деятельность класса с
проведения
участием
воспитательного
обучающихся,
их
мероприятия
на
родителей (законных
практике;
представителей),
− самооценка,
сотрудников
педагогическая
образовательной
рефлексия
организации, в том
сформированности ПК;
числе
планировать
досуговые
и
социально значимые
мероприятия,
включение
обучающихся
в
разнообразные
социокультурные
практики
ПК.3.3. Оказывать
− объективность оценки риска в − самооценка,
организационнопринятии
решений
в
педагогическая
30
педагогическую
поддержку
формированию и
деятельности органов
самоуправления
класса.
нестандартных воспитательных
рефлексия
ситуациях;
сформированности ПК;
− эффективность,
− экспертная оценка на
компетентность и объективность
производственной
педагогического контроля и
практике;
оценки результатов организации
воспитательной деятельности
ПК.3.4.
Организовывать
мероприятия,
обеспечивающие
педагогическую
поддержку
личностного развития
обучающихся.
ПК.3.5.
Организовывать
взаимодействие
членов
педагогического
коллектива,
руководителей
образовательной
организации,
родителей (законных
представителей) при
решении задач
обучения и
воспитания
обучающихся.
ПК.3.6. Проектировать
и реализовывать
воспитательные
программы.
ОК.01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам.
− оптимальность
выбора
стратегии
педагогической
поддержки
личности
воспитанника;
− оптимальность
выбора
стратегии
педагогического
сопровождения
личности
воспитанника
− управляемость взаимодействия
субъектов воспитания;
− этапность
развития
коллектива;
− эффективность
межсубъектного взаимодействия
− самооценка;
− педагогическая
рефлексия
− этапность
проективной
деятельности
− результативность проективной
деятельности
− точность
выбора
учебнометодического
комплекта
и
материалов, с учетом вида
образовательного
учреждения,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся
− экспертная оценка;
− самоанализ
ОК.02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
− грамотность осуществления
поиска, анализа и оценки
информации, необходимой для
выполнения
задач
профессиональной деятельности;
− оценка;
− педагогическая
рефлексия
− самооценка,
педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
− экспертная оценка на
производственной
практике;
− экзамен
по
профессиональному
модулю.
− экспертная
оценка
презентаций и программ
профессионального
самосовершенствования
и
портфолио
педагогических
достижений;
31
профессиональной
деятельности.
− экзамен
по
профессиональному
модулю
− экспертная оценка и
самооценка результатов
психологопедагогической
диагностики
уровня
готовности
к
профессиональному
развитию;
− самооценка,
педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
− экспертная оценка на
производственной
практике;
ОК.03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
− осмысленность
осуществления
профессиональной деятельности
в условиях обновления ее целей и
содержания;
ОК.04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
− сформированность навыков
эффективного взаимодействия с
однокурсниками,
преподавателями
ОК.05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК.06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК.09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
− эффективность
владения −
коммуникативной компетенцией
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста
−
ОК.10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
самооценка,
педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение
на практике;
− экзамен
по
профессиональному
модулю.
− принятие на себя гражданско- − самооценка,
патриотической
позиции,
педагогическая
ответственности за осознанное
рефлексия
поведение
на
основе
сформированности ОК;
традиционных общечеловеческих − экспертная оценка на
ценностей в
образовательном
практике;
процессе
− эффективность владения ИКТ − самооценка,
технологиями
в
педагогическая
профессиональной деятельности
рефлексия
сформированности ОК;
− экспертное наблюдение
на практике;
− экзамен
по
профессиональному
модулю.
− эффективность
владения − самооценка,
государственным и иностранным
педагогическая
языками
для
пользования
рефлексия
профессиональной
сформированности ОК;
32
государственном и
иностранном языках
документацией
выполнение − экспертное наблюдение
единых требований к
на практике;
− экзамен
по
профессиональному
модулю.
Результаты обучения
–
знает взаимосвязь педагогической
науки и практики тенденции их развития
–
знает
значение
и
логику
целеполагания
в
обучении
и
педагогической деятельности;
–
знает
принципы
обучения
и
воспитания
–
знает особенности содержания и
организации педагогического процесса в
условиях разных типов образовательных
организаций на различных ступенях
образования
–
знает формы, методы и средства
обучения и воспитания, их педагогические
возможности и условия применения;
–
знает
психолого-педагогические
условия
развития
мотивации
и
способностей в процессе обучения, основы
развивающего обучения, дифференциации
и
индивидуализации
обучения
и
воспитания;
–
знает
педагогические
условия
предупреждения и коррекции социальной и
школьной дезадаптации;
–
знает понятие нормы и отклонения,
нарушения в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии
человека
(ребенка),
их
систематику и статистику
–
знает
особенности
работы
с
одаренными детьми, детьми с особыми
образовательными
потребностями,
девиантным поведением;
–
знает приемы привлечения учащихся
к целеполаганию, организации и анализу
процесса и результатов обучения
–
знает средства контроля и оценки
качества
образования,
психологопедагогические
основы
оценочной
Критерии оценки
− использует взаимосвязи педагогической
науки и практики в образовательной
деятельности
− аргументирует оценки задач обучения,
воспитания и развития на предмет их
соответствия поставленной цели
− определяет
основные
принципы
обучения и воспитания
− отбирает
содержание,
организует
педагогический процесс на различных
ступенях образования
− обосновывает выбор форм, методов и
способов организации обучения младших
школьников
− анализирует и оценивает психологопедагогические
условия
развития
мотивации и способностей в процессе
обучения, основы развивающего обучения,
дифференциации и индивидуализации
обучения и воспитания
− анализирует
и
оценивает
педагогические условия предупреждения и
коррекции социальной и школьной
дезадаптации
− применяет
знания
о
норме,
отклонениях, нарушения в соматическом,
психическом, интеллектуальном, речевом,
сенсорном развитии для мотивированного
ответа
− применяет
знание
современных
подходов к организации работы с
одаренными детьми, детьми с ОВЗ, с
девиантным
поведением
для
мотивированного ответа
− владеет
приемами
привлечения
учащихся к целеполаганию, организации и
анализу процесса и результатов обучения
− владеет средствами контроля и оценки
качества образования, знает психологопедагогические
основы
оценочной
33
деятельности педагога;
деятельности педагога
− оценивает постановку целей и задач
уроков, внеурочных мероприятий и
- умеет оценить постановку целей и задач занятий
своей
профессиональной
уроков, внеурочных мероприятий и занятий деятельности и деятельности других
студентов и педагогов
−
умеет определять педагогические − обосновывает
эффективность
возможности и эффективность применения применения различных методов, приемов,
различных методов, приемов, методик, методик, форм организации обучения и
форм организации обучения и воспитания;
воспитания
- умеет анализировать педагогическую
деятельность, педагогические факты и
явления
- умет находить и анализировать
информацию, необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития
−
ориентируется
в
современных
проблемах образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования
−
соблюдает правовые, нравственные
и
этические
нормы,
требования
профессиональной этики
− дает оценку педагогическим фактам и
явлениям
−
умеет отбирать методы, средства и
формы осуществления диагностической и
образовательной работы с одаренными
детьми
способен переносить знания в новые
условия своей деятельность, оперировать
знаниями в практической ситуации,
развивать
навыки
самоконтроля,
самоанализа и устранять допущенные
ошибки и недочеты
- способен создавать новые сочетания
средств и способов педагогической
деятельности
−
способен анализировать различные
подходы ученых к определению понятия
«педагогическое мастерство»
− владеть навыкам диагностирования и
взаимодействия с одаренными детьми
− обосновывает выбора и применение
методов
и
способов
решения
педагогических задач
− оценивать
реалии
современного
образования и тенденции его развития
− учитывает правовые, нравственноэтические
нормы,
требования
профессиональной
этики
в
своей
профессиональной деятельности
− способен применять законы и теории в
конкретных практических ситуациях,
проектировать
процесс
выполняя
педагогические действия
− способен
проектировать
процесс
выполнения педагогических действий
− осуществляет
анализ
научных
концепций и основанных на них подходов
к определению понятия «педагогическое
творчество»
−
умеет
находить
взаимосвязь − демонстрирует представление о связи
общепедагогических
дисциплин
и педагогических явлений
педагогического мастерства
34
- способен использовать вербальные и
невербальные способы при взаимодействии
с детьми
- способен находить пути самообразование
и самосовершенствования;
− владение
вербальными
невербальными средствами общения
и
− умеет
разрабатывать
проекты
личностного
и
профессионального
самосовершенствования
- способен раскрывать социальное значение − знает этические и правовые нормы,
норм поведения в процессе общения и регулирующие отношения человека к
проявлять личностное отношение к человеку, обществу, окружающей среде и
социальным нормам поведения.
умеет учитывать их в профессиональной
деятельности.
35