Приложение 3.31
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.В.09 Основы педагогического мастерства»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.В.09 Основы педагогического мастерства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.В.09 Основы педагогического мастерства» является
обязательной частью общепрофессионального цикла ООП СПО в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Дисциплинарные результаты
ПК, ОК
Умения
Знания
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06.
ОК 09
анализировать уровень своих педагогические теории К. Д. Ушинского, А.С.
способностей, личностных и Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.В. Кузьминой,
профессиональных качеств;
В.А. Кан-Калика, Ю.П. Азарова и др. о
педагогическом мастерстве;
заменять
недостающие психолого-педагогические
основы,
способности и умения другими, способствующие становлению педагога-мастера;
имеющимися у себя;
переносить знания в новые компоненты,
составляющие
основы
условия своей деятельности;
педагогического мастерства и их характеристики;
оперировать
знаниями
в профессионально-личностные
и
практической ситуации, развивать общепедагогические качества, способствующие
навыки
самоконтроля, становлению педагога-мастера;
самоанализа
и
устранять
допущенные ошибки и недочеты;
создавать
новые
сочетания элементы педагогической техники и пути
средств
и
способов овладения педагогической техникой;
педагогической деятельности;
анализировать
различные основные понятия: педагогическое мастерство,
подходы учёных к определению педагогические
способности,
педагогическая
понятия
«педагогическое технология, педагогическая техника, пантомимика,
мастерство»;
педагогическое общение, педагогическая оценка,
педагогическое
требование,
конфликты
и
конфликтность, феномен, авторитет, тренинг;
использовать
вербальные
и особенности
приёмов
педагогического
невербальные
способы
при воздействия;
взаимодействии с детьми;
находить пути самообразования и особенности тактики педагога в отношении детей,
самосовершенствования;
занимающих разное положение в группе;
раскрывать социальное значение
норм поведения в процессе
общения и проявлять личностное
отношение к социальным нормам
поведения.
цели, задачи учебной работы и способы их
реализации;
виды технических средств обучения (ТСО);
структурные элементы игры;
пути к совершенствованию педагогического
мастерства;
условия профессионально-личностной мотивации в
достижении педагогического мастерства;
пути самосовершенствования, самореализация.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Объем, акад.
Коды
ч / в том
компетенций,
числе в
формированию
Наименование
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
форме
которых
разделов и тем
практической
способствует
подготовки,
элемент
акад. ч
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Общие основы педагогического мастерства
9/3
Тема 1.1.
Содержание
4/1
ОК 01, ОК 02, ОК
Педагогическое
05, ОК 06
Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога.
мастерство и его
Профессиональная направленность и функции деятельности педагога:
элементы
развивающая, воспитывающая и обучающая. Элементы педагогического
3
мастерства (педагогическая направленность, профессиональные знания,
профессиональные умения, способности к педагогической деятельности).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1
Практическое занятие 1. Самодиагностика профессионально-личностных
1
качеств.
Тема 1.2.
Содержание
5/2
ОК 01, ОК 02, ОК
Педагогическая
05, ОК 06
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога при
техника как
взаимодействии с детьми. Техника и технология: взаимообусловленность и
3
инструментарий
взаимосвязь. Пути овладения педагогической техникой, владение своим
педагогического
настроением, эмоциями.
мастерства
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие 2. Составление памятки для педагога «Правила
1
жестикулирования (мимика, жесты), виды походки, умение двигаться».
Практическое занятие 3. Составление таблицы «Особенности устной речи,
нормы речи, техника речи, средства выразительности». Подбор и апробирование
1
упражнений.
Раздел 2. Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе
12/5
Содержание
4/1
Тема 2.1.
Педагогическое
общение и
профессиональные
умения педагога в
общении с детьми
Тема 2.2.
Конфликты и
способы их
разрешения
Тема 2.3.
Организация
групповой
деятельности, ее
основные функции
Педагогическое общение. Индивидуальный стиль общения педагога. Личность
педагога и техника общения. Стили общения, влияние стилей общения
педагога на взаимоотношение в детском коллективе и коллективе взрослых:
коллег, родителей. Педагогическая этика.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. На основе анализа предложенных педагогических
ситуаций определение стиля общения педагога с детьми, разработка
рекомендаций.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка творческой работы на тему «Мастерство педагога устанавливать
отношения, сотрудничество, взаимодействия с родителями детей».
Подготовка к самостоятельному проведению тренингов («Ласковое имя»,
«Интервью», «Захват инициативы в диалоге», «Разговор через стекло»,
«Эмпатия», «Жесты» и др.).
Содержание
Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся
противоречия. Формы конфликтов: противостояние, противоборство,
разногласие, противодействие, разъединение. Содержание конфликтов:
бытовые, детские, профессиональные, психологические.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Анализ причин проявления конфликтов в
педагогической деятельности.
Практическое занятие 6. Выделение способов разрешения конфликтов.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Понятие группы и групповой деятельности. Социально-ценностное значение
групповой деятельности. Функции групповой деятельности. Организации
групповой деятельности. Роль группы в выявлении индивидуального «Я».
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Составление рекомендаций по организации групповой
деятельности и их анализ.
3
ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 06, ПК 1.2,
ПК 3.2.
1
1
4/2
ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 06, ПК 1.2.
2
2
1
1
4/2
2
2
1
ОК 01, ОК 02, ОК
4, ОК 05, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 3.2
Практическое занятие 8. Обсуждение-доказательство проблемы
«Педагогическая профессия дает возможность реализовать все таланты и
способности».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Эффективность целостного педагогического процесса – показатель педагогического
мастерства
Тема 3.1. Игра –
Содержание
сфера жизни детей Структурные элементы игры. Творчество педагога в подходе организации игр.
Позиция взрослого в организации и руководстве играми детей разного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие 9. Составление рекомендаций для педагога
«Организация развивающей среды в классе, предметное оснащение игр».
2. Практическое занятие 10. Составление рекомендаций по выбору, организации
и проведению игр с детьми младшего школьного возраста.
Практическое занятие 11. Практическая отработка навыков проведения игры с
младшими школьниками.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2. Учебная Содержание
и внеучебная
Стимулирование активной познавательной деятельности детей в процессе
деятельность как
учебных и внеучебных занятий: педагогическое требование, педагогическая
путь
оценка.
стимулирования
Проектирование взаимодействия с детьми в процессе учебной работы.
активной
В том числе практических занятий и лабораторных работ
познавательной
Практическое занятие 12. Определение способов создания ситуации успеха как
деятельности детей залога творческой активности детей. Выработка алгоритма создания ситуации
успеха.
Практическое занятие 13. Создание рекомендаций по применению наглядных
пособий, ТСО в зависимости от обучающих целей.
Практическое занятие 14. Психолого-педагогический анализ и оценка
эффективности учебной и внеучебной деятельности.
Тема 3.3.
Содержание
Самовоспитание и В том числе практических занятий и лабораторных работ
самообразование
Практическое занятие 15. Определение взаимосвязи самовоспитания,
1
15/10
6/3
3
ОК 01, ОК 02, ОК
4, ОК 05, ПК 1.2,
ПК 3.2
3
1
1
1
5/3
2
ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 3.2
3
1
1
1
5/5
5
1
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05
как факторы
совершенствования
педагогического
мастерства
саморазвития и самообразования. Подготовка презентации.
Практическое занятие 16. Самооценка, самоанализ в педагогической
деятельности. Рефлексия.
Практическое занятие 17. Использование тестов на готовность к саморазвитию,
к самообразованию.
Практическое занятие 18. Разработка и обсуждение программ саморазвития,
самообразования, самовоспитания.
Промежуточная аттестация
Всего:
1
1
2
2
36/18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум
для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494352 (дата обращения:
13.08.2022).
2. Кандаурова, А. В.
Основы педагогического мастерства: формирование
педагогического стиля : учебное пособие для среднего профессионального образования / А.
В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-11494-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/517872 (дата обращения: 11.07.2023).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
педагогические теории К. Д. Ушинского,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Ю.П.
Азарова и др. о педагогическом
мастерстве;
психолого-педагогические
основы,
способствующие становлению педагогамастера;
компоненты,
составляющие
основы
педагогического
мастерства
и
их
характеристики;
профессионально-личностные
и
общепедагогические
качества,
способствующие становлению педагогамастера;
элементы педагогической техники и пути
овладения педагогической техникой;
основные
понятия:
педагогическое
мастерство, педагогические способности,
педагогическая
технология,
педагогическая техника, пантомимика,
педагогическое общение, педагогическая
оценка,
педагогическое
требование,
конфликты и конфликтность, феномен,
авторитет, тренинг;
особенности приёмов педагогического
воздействия;
особенности
тактики
педагога
в
отношении детей, занимающих разное
положение в группе;
цели, задачи учебной работы и способы их
реализации;
виды технических средств обучения;
структурные элементы игры;
пути
к
совершенствованию
педагогического мастерства;
условия
профессионально-личностной
мотивации в достижении педагогического
мастерства;
пути
самосовершенствования,
самореализация.
демонстрирует
знание
психологопедагогических
основ
педагогического
мастерства,
его
компонентов и элементов
педагогической техники;
основных
понятий,
особенностей
приемов
педагогического
воздействия
Методы
оценки
Устный опрос
Экспертная
оценка на
практическом
занятии
Тестирование
Зачет
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных качеств;
заменять недостающие способности и
умения другими, имеющимися у себя;
переносить знания в новые условия своей
деятельности;
оперировать знаниями в практической
ситуации,
развивать
навыки
самоконтроля, самоанализа и устранять
допущенные ошибки и недочеты;
создавать новые сочетания средств и
способов педагогической деятельности;
анализировать
различные
подходы
учёных
к
определению
понятия
«педагогическое мастерство»;
использовать вербальные и невербальные
способы при взаимодействии с детьми;
находить пути самообразования и
самосовершенствования;
раскрывать социальное значение норм
поведения в процессе общения и
проявлять личностное отношение к
социальным нормам поведения.
Демонстрирует умение:
анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных
качеств,
оперировать
знаниями в практической
ситуации,
развивать
навыки
самоконтроля,
самоанализа;
анализировать различные
подходы
учёных
к
определению
понятия
«педагогическое
мастерство»;
использовать вербальные
и невербальные способы
при взаимодействии с
детьми;
находить
пути
самообразования
и
самосовершенствования
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
Зачет