Приложение 3.27
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном
образовании.
Учебная дисциплина ОП.05«Специальная психология и педагогика» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7, ПК 1.1, ПК 2.2, ПК 3.4
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
осуществлять объективную оценку
достижения
образовательных
результатов,
обучающихся
с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья на основе тестирования и
других методов контроля с учетом
их
возможностей,
неравномерности
индивидуального
психического
развития, своеобразия динамики
развития учебной деятельности
мальчиков и девочек;
составлять
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
психологопедагогическую
характеристику
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья.
особые образовательные потребности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья;
способы профилактики возможных
трудностей адаптации обучающихся
четвёртого
класса
с сохранным
развитием
и
с
ограниченными
возможностями здоровья к учебновоспитательному процессу в основной
школе;
теоретические основы и практические
механизмы построения инклюзивной
образовательной среды;
требования к оснащению учебного
кабинета,
формированию
его
безопасной и комфортной предметноразвивающей среды.
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Объем образовательной программы
108
в том числе:
теоретическое обучение
46
практические занятия, из них
46
практическая подготовка
22
самостоятельная работа
4
Промежуточная аттестация
12
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1.Общие вопросы специальной психологии.
Тема
1.1 Содержание:
Становление
и Русское направление специальной психологии как отдельного
развитие
направления мировой коррекционной психологии.
специальной
Работы Л. С. Выготского о специфике психического развития
психологии.
аномальных детей.
Предмет,
объект, Объект специальной психологии – ребенок с особыми
цели
и
задачи образовательными потребностями.
специальной
Предмет специальной психологии – коррекционно – педагогическая
психологии.
помощь.
Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой,
социологией,
философией,
психологией,
психиатрией,
невропатологией, педиатрией, офтальмологией, отоларингологией.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 1.
Работа с дефектологическим словарем. Конспектирование основных
понятий и терминов специальной психологии.
1.2 Факторы
и Содержание:
условия
Среднестатистическая и функциональная норма. Условия нормального
психического
развития ребенка
развития детей с Классификация факторов риска (биологические, социальные,
ограниченными
соматический, индекс повреждения головного мозга, текущие
возможностями
средовые заболевания).
Объем в часах
Учитель
начальных
классов и
начальных
классов
компенсирующего
и КРО
3
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
6
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
5
здоровья.
Типы Определение «дизонтогении». Параметры дизонтогенеза (время и
психического
длительность воздействия, этиология, распространенность, степень
дизонтогенеза.
нарушения).
Раздел 2. Психическое развитие по типу ретардации.
2.1
Причины Содержание:
интеллектуальных
Понятия «нарушения интеллекта» («умственная отсталость»,
нарушений
и «олигофрения»).
слабовыраженных
Причины и специфика интеллектуальных нарушений при
отклонений.
олигофрении.
Классификация
Степени интеллектуального недоразвития при олигофрении (легкая,
нарушения
по умеренная, тяжелая, глубокая).
степени тяжести.
Определение задержки психического развития.
Основные формы ЗПР:
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного генеза
ЗПР церебрально – органического происхождения.
Практическая подготовка: составление презентации для родителей
«Особенности обучения учащихся с ЗПР» принимающий и
транслирующий ценность детства как особого периода жизни
человека, защищающий достоинство и интерес
2.2
Особенности Содержание:
психического
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением
развития умственно интеллектуального развития.
отсталых детей.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением интеллектуального развития.
Особенности личности и деятельности детей с интеллектуальными
нарушениями.
2.3
Особенности Содержание:
психического
Психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР.
развития детей с ЗПР. Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
ЗПР.
ОК 6.
ОК 7.
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ЛР 13
2
2
3
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
6
Особенности личности и деятельности детей с ЗПР.
Раздел 3. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа
3.1
Причины Содержание:
нарушений
слуха. Генетические факторы возникновения врожденных нарушений слуха.
Психолого
– Причины приобретенных нарушений слуха.
педагогическая
Определение понятий глухота, тугоухость.
классификация
Основные виды нарушений слуха (неслышащие, позднооглохшие,
нарушений слуховой слабослышащие).
функции.
Практическая подготовка: разработка буклета по альтернативным
способам общения с ребенком с нарушением слуха (профилактика
отказа от отношений со своими детьми)
3.2.
Особенности Содержание:
психического
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
развития детей с слуховой функции.
нарушением слуха.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением слуха.
Особенности личности и деятельности детей с нарушением слуха.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 2. Просмотр и анализ отрывка из кинофильма
«Страна глухих».
3.3
Причины Содержание:
нарушений зрения. Врожденные и приобретенные причины нарушения зрения. Незрячие
Классификация
(слепые), слабовидящие дети и дети с косоглазием и амблиопией.
нарушений
зрительной функции.
Практическая подготовка: психолого-педагогические аспекты
проведение уроков и мероприятий с детьми с нарушениями зрения
3.4
Особенности Содержание:
психического
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением
развития детей с зрительной функции.
нарушением зрения.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением зрения.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
2
2
2
4
2
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ЛР 12
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
2
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
7
Особенности личности и деятельности детей с нарушением зрения.
Содержание:
Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы
возникновения нарушений речи.
Социальные и наследственные факторы возникновения нарушений
речи.
Клинико – педагогическая классификация нарушений речи (афония,
дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, ринолалия, дизартрия,
алалия, афазия, дислексия, дисграфия).
Психолого – педагогическая классификация нарушений речи (ФФН,
ОНР, заикание, нарушения чтения и письма).
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 3.
Анализ карты обследования ребенка с нарушением речи.
3.6
Особенности Содержание:
психического
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением речи.
развития детей с Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением речи.
нарушением речи.
Особенности личности и деятельности детей с речевыми
нарушениями.
3.5.
Причины
речевых нарушений.
Классификация
речевых нарушений.
3.7
Причины
нарушений опорнодвигательного
аппарата. Структура
нарушения. Формы
ДЦП.
Содержание:
Врожденная и приобретенная патология опорно – двигательной
системы.
Заболевания нервной системы (ДЦП, полиомиелит).
Специфические двигательные нарушения (нарушение мышечного
тонуса, паралич, парез, гиперкинезы, тремор, атаксия, дизкинестезии,
синкенезии).
Формы ДЦП: спастическая, гиперкенетическая, атонически –
статическая, смешанная.
3.8.
Особенности Содержание:
психического
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением
развития детей с опорно – двигательного аппарата.
2
ОК 5.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
4
2
4
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
8
нарушением опорно Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
–
двигательного нарушением опорно – двигательного аппарата.
аппарата.
Особенности личности и деятельности детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 4.
Анализ «Индивидуальной программы реабилитации ребенка с
нарушением ОДА».
Практическая подготовка: составление плана коррекционных
занятий включенных в примерную программу
Раздел 4. Психическое развитие при асинхрониях
4.1.
Расстройство Содержание:
аутистического
Причины и механизмы возникновения РАС
спектра.
Психологическая сущность РАС
Классификация
Характеристика групп детей с РАС – ступени взаимодействия с
нарушения
по окружающей средой и людьми.
степени
тяжести. Психолого – педагогическая характеристика детей с РАС
Особенности
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы,
психического
личности и деятельности детей с РАС
развития детей с РАС Практическая подготовка: разработка коррекционного занятия по
обучению ребенка с РАС альтернативным способам коммуникации
4.2
Причины Содержание:
возникновения
Определение понятий «комплексные (сложные) нарушения»,
тяжелых
и «осложненные нарушения развития», «множественные нарушения».
множественных
Генетические и экзогенные причины возникновения тяжелых и
нарушений.
множественных нарушений.
Классификация
Психолого – педагогическая характеристика детей с тяжелыми и
нарушений
по множественными нарушениями.
степени
тяжести. Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
Особенности
тяжелыми и множественными нарушениями.
психического
Особенности личности и деятельности детей с тяжелыми и
развития детей с множественными нарушениями.
тяжелыми
и В том числе практических занятий и лабораторных работ:
множественными
Практическое занятие 5.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
4
2
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
2
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
4
9
нарушениями.
Анализ учебного фильма о деятельности Центра лечебной педагогики
для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Раздел 5. Общие вопросы специальной педагогики.
Тема 5.1 Специальная Содержание:
педагогика
как Понятийный аппарат специальной педагогики (специальные
самостоятельная
образовательные услуги,
отрасль
науки
и лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями
практики.
здоровья, дети с особыми образовательными потребностями,
реабилитация, компенсация, специальное образование.
Объект, предмет, цель, задачи специальной педагогики.
Предметные области специальной педагогики (сурдопедагогика,
тифлопедагогика, тифлосурдопедагогика, олигофренопедагогика,
логопедия, педагогика детей с ЗПР, педагогика детей с нарушением
опорно – двигательного аппарата, педагогика детей с расстройствами
эмоционально – волевой сферы и поведения, педагогика детей со
сложными (комбинированными) нарушениями).
Цели и задачи образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 6.
Анализ сложившихся и формирующихся отраслей коррекционной
педагогики.
Тема 5.2 Перспективы
развития современной
системы образования
лиц с ограниченными
возможностями
здоровья.
Практическая подготовка: анализ структуры современной системы
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в
Российской Федерации и зарубежных странах.
Содержание:
Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь
детям с отклонениями в развитии.
Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России.
Перспективы развития коррекционного образования. Создание
государственной системы ранней помощи лицам с ограниченными
возможностями здоровья.
Требования к оснащению учебного кабинета, формированию его
безопасной и комфортной предметно-развивающей среды для лиц с
4
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
4
2
2
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
10
ограниченными возможностями здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 7.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Раздел 6. Основы дидактики специальной педагогики.
Тема 6.1 Принципы
Содержание:
специального
Особенности реализации общедидактических принципов в системе
образования.
специального образования (принцип научности, принцип связи
теории с практикой, принцип активности и сознательности в
обучении, принцип доступности, принцип последовательности и
систематичности, принцип прочности усвоения знаний, принцип
наглядности, принцип дифференцированности и индивидуального
подхода, принцип коллективного характера обучения).
Особенности реализации специфических принципов коррекционной
направленности
в
системе
специального
образования
(этиопатогенетический принцип, принцип системного подхода к
диагностике и коррекции нарушений, принцип комплексного подхода
к диагностике и коррекции нарушений, принцип коррекционнокомпенсирующей направленности образования, принцип опоры на
закономерности
онтогенетического
развития,
принцип
деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип
педагогического оптимизма.
Самостоятельная работа: разработка мероприятий, тема на
выбор:
1. социально-адаптирующей направленности, 2 ранняя
комплексная помощи, 3. развития мышления, языка и коммуникации
Тема 6.2 Технологии Содержание:
и методы обучения и Специальные образовательные технологии развития и образования
воспитания в системе лиц с особыми образовательными потребностями.
специального
Оценивание достижений образовательных результатов обучающихся
образования.
с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов контроля с учетом их
возможностей, неравномерности индивидуального психического
развития, своеобразия динамики развития учебной деятельности
4
2
ПК 1.1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
4
2
ПК 1.1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
11
мальчиков и девочек.
Практическая подготовка: разработка кластера «Методы и приемы
обучения в школах, реализующие АООП» с учетом специфика
использования общепедагогических методов и приемов обучения и
воспитания в системе специального образования.
2
Тема
6.3
Формы Содержание:
организации
Организация
индивидуального
обучения
лиц
с
особыми
специального
образовательными потребностями.
обучения.
Возможности
индивидуально-групповой
формы
организации
специального обучения лиц с особыми образовательными
потребностями.
Коллективные формы организации обучения в специальной
1
(коррекционной) образовательной организации.
Профилактика возможных трудностей адаптации обучающихся
четвёртого класса с сохранным развитием и с ограниченными
возможностями здоровья к учебно-воспитательному процессу в
основной школе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое подготовка:
Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в
4
развитии и поведении (стрессоустойчивость при возникновении
сложных ситуаций в практической деятельности)
Раздел 7. Современные педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидностью.
Тема 7.1 Специальное Содержание:
образование детей с Комплексный подход к преодолению ЗПР у детей.
задержкой
Организация
и
основные
направления
коррекционной
психического развития педагогической работы с детьми с ЗПР.
2
и
с
нарушением Типы учреждений для детей с нарушением интеллекта.
умственного развития. Основные направления обучения детей с нарушением интеллекта.
Особенности коррекционно – воспитательной работы с детьми с
нарушением интеллекта.
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ЛР19
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
12
Тема
7.2 Содержание:
Педагогическая
Дифференцированная сеть логопедических учреждений.
помощь
детям
с Особенности обучения детей с нарушением речи в условиях
учреждений общего образования.
тяжелыми
Специфика обучения детей с нарушением речи в логопедических
нарушениями речи.
группах
Тема 7.3 Специальное Содержание:
образование лиц с Типы специальных образовательных учреждений для детей с
нарушением слуха.
нарушением слуха.
Бисенсорная система обучения детей с нарушением слуха.
Особенности коррекционно – воспитательной работы с детьми с
нарушением слуха.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое подготовка:
Круглый стол: «Педагогические условия профилактики и коррекции
вторичных отклонений в развитии»
Тема
7.4 Содержание:
Педагогические
Типы специальных образовательных учреждений для незрячих и
системы образования слабовидящих детей.
лиц с нарушением Индивидуальный подход к детям с нарушением зрения в условиях
зрения.
массовых образовательных учреждений.
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением зрения в
специальных ДОО.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 10.
Анализ содержания образования разных категорий детей с особыми
образовательными потребностями.
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
4
4
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
6
12
92
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинеты «Психологии и специальной психологии» и
«Педагогики и специальной педагогики»
Оборудование учебных кабинетов:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
флип-чарт;
информационный стенд с демонстрационной системой;
контрольно – измерительные материалы на электронных носителях;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения
занятий.
Технические средства обучения:
компьютерная техника,
мультимедийное оборудование.
интерактивный стол ProjectToush
интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для СПО / Г.Ф.
Кумарина [и др.] ; под ред. Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство
Юрайт, 2018.
2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями
здоровья: учебник для ВУЗов. / Авт. И.Ю., Левченко С.Д. Забрамная. – М.: Академия,
2013.
3. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова.
— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум
[Электронный ресурс]// учебное пособие для СПО / В.П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп.
— М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblioonline.ru/book/A8CFB7DA-B462-4169-A821-63952DF31E92(дата обращения: 06.09.2018).
Специальная педагогика [Электронный ресурс]// учебник для СПО / Л.В. Мардахаев [и
др.]; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа):
URL:www.biblio-online.ru/book/130CD1E9-2CCA-4A1F-95BD-07F2673835C4(дата
обращения: 06.09.2018).
Особенности обучения детей с нарушенным зрением. Описание особенностей детей с
разной степенью нарушений зрения. Общие принципы их обучения, в том числе обучения
совместно со зрячими детьми. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://delo.teolog.ru/deloN4001(дата обращения: 06.09.2018).
Материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line,
методические рекомендации и пр. [Электронные ресурсы]// (Режим доступа): URL:
(http://www.kidsolr.com/specialeducation/(дата обращения: 06.09.2018).
Обучение детей-инвалидов. Законодательная база по обучению детей-инвалидов в РФ:
условия приема в учебные заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений
образовательных учреждений и т.п. [Электронные ресурсы]// (Режим доступа): URL:
(http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm(дата обращения: 06.09.2018).
Слабовидящий ребенок в учебном коллективе. Информация о личностных особенностях и
проблемах интеграции слепых и слабовидящих учащихся в коллективы сверстников.
14
Описание задач тифлопедагогов и специалистов-психологов, работающих в
специализированных учебных заведениях для слепых и слабовидящих детей, а также
возможностей и модели интеграции.[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm(дата обращения: 06.09.2018).
7. Институт коррекционной педагогики: Консультационно-диагностический центр, из
истории института, архив публикаций сотрудников института, современное состояние
коррекционной педагогики, словарь, а так же информация о видеофильмах, в которых
поднимаются вопросы о судьбе людей с проблемами в развитии или с нарушениями
слуха, зрения, речи и т.д. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.ise.iip.net(дата обращения: 06.09.2018).
8. Дефектолог.ру: материалы для родителей. Рекомендации по обучению и воспитанию
детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой
развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии
и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога.
Сборник развивающих игр.[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.defectolog.ru(дата обращения: 06.09.2018).
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития
школьников: учебное пособие для студентов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.:
Академия, 2002. -160 с.
2. Вшивцева Н.А. Урок обучения грамоте в классе КРО / Н.А. Вшивцева // Начальная
школа. – 2000. - № 1.- С. 46 -48.
3. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов / Е.В. Змановская - М.:
Академия, 2004. - 288 с.
4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов / Л.В.
Кузнецова. - М.: Академия, 2007. – 480 с.
5. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство I.
Стратегия и методы / Г.В. Лаут. - М.: Академия, 2005. – 224 с.
6. Мишина, Г.А., Моргачева, Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика / Г.А. Мишина,
Е.Н. Моргачева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. – 144 с.
7. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического
воспитания: пособие для учителя / М.А. Якубович. - М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2006. - 287 с.
15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Результаты обучения
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
знать:
особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
способы профилактики возможных
трудностей
адаптации
обучающихся четвёртого класса с
сохранным
развитием
и
с
ограниченными
возможностями
здоровья к учебно-воспитательному
процессу в основной школе;
теоретические
основы
и
практические
механизмы
построения
инклюзивной
образовательной среды;
требования к оснащению учебного
кабинета,
формированию
его
безопасной
и
комфортной
предметно-развивающей среды.
В
результате
изучения
обязательной
части
цикла
обучающийся должен уметь:
осуществлять объективную оценку
достижения
образовательных
результатов
обучающихся
с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья на основе тестирования и
других методов контроля с учетом
их возможностей, неравномерности
индивидуального
психического
развития, своеобразия динамики
развития учебной деятельности
мальчиков и девочек;
составлять
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
психологопедагогическую
характеристику
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья.
Критерии оценки
Характеристики
демонстрируемых знаний:
Методы оценки
портфолио
результаты
учитывает
особые самостоятельной
образовательные потребности работы
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в экспертная
оценка
на
учебно-воспитательном
педагогической
процессе;
определяет
способы практике,
профилактики
возможных тестирование
трудностей
адаптации
обучающихся четвёртого класса
с сохранным развитием и с
ограниченными возможностями
здоровья
к
учебновоспитательному процессу в
основной школе;
анализирует
теоретические
основы
и
практические
механизмы
построения
инклюзивной образовательной
среды;
учитывает требования к
оснащению учебного кабинета,
формированию его безопасной
и комфортной предметноразвивающей среды
оценка
Характеристики
результатов
демонстрируемых умений:
выполнения
осуществляет
объективную практической
оценку
достижения работы
образовательных результатов экспертная
на
обучающихся с сохранным оценка
развитием и ограниченными педагогической
возможностями здоровья на практике
основе тестирования и других
методов контроля с учетом их
возможностей,
неравномерности
индивидуального психического
развития,
своеобразия
динамики развития учебной
деятельности
мальчиков
и
девочек;
составляет
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
психолого16
педагогическую характеристику
обучающегося
с
ограниченными возможностями
здоровья.
17