ОП.04 Теоретические основы организации инклюзивного образования

Приложение 3.26
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 «Теоретические основы организации инклюзивного образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Учебная дисциплина ОП.04 «Теоретические основы организации компенсирующих
и коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном
образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК
2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ПК 1.1, ПК 1.7, ПК 3.4.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

осуществлять
систематический
анализ
эффективности
учебных
занятий и подходов к обучению в
начальных классах и начальных
классах
компенсирующего
и
коррекционно-развивающего
образования;
осваивать и применять психологопедагогические технологии (в том
числе инклюзивные), необходимые
для адресной работы с различными
контингентами
обучающихся:
одаренные, социально уязвимые,
попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с
ограниченными
возможностями
здоровья, с девиациями поведения, с
зависимостью;
осуществлять объективную оценку
достижения
образовательных
результатов,
обучающихся
с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья на основе тестирования и
других методов контроля с учетом их
возможностей,
неравномерности
индивидуального
психического
развития, своеобразия динамики
развития
учебной
деятельности
мальчиков и девочек;
составлять (совместно с психологом
и
другими
специалистами)
психолого-педагогическую

особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
педагогические
закономерности
организации
образовательного
процесса в начальных классах и
начальных
классах
компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
пути достижения образовательных
результатов и способы оценки
результатов обучения обучающихся
с сохранным развитием и с
ограниченными
возможностями
здоровья;
теоретические
основы
и
практические
механизмы
построения
инклюзивной
образовательной среды;
требования к оснащению учебного
кабинета,
формированию
его
безопасной
и
комфортной
предметно-развивающей среды;

3

характеристику обучающегося
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
во взаимодействии с родителями
(законными
представителями),
другими
педагогическими
работниками
и
психологами
проектировать и корректировать
индивидуальную
образовательную
траекторию
обучающегося
с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья в соответствии с задачами
достижения
всех
видов
образовательных
результатов
(предметных, метапредметных и
личностных), выходящими за рамки
программы
начального
общего
образования;
разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные
образовательные
маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и
индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом
личностных
и
возрастных
особенностей
обучающихся
с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями
здоровья;

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
промежуточная аттестация

Объем часов
Учитель начальных классов и
начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования
108
40
58
4
6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
Раздел 1. Теоретические и методические основы организации компенсирующих
и коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
Тема
1.1 Содержание:
Теоретические
Сущность компенсирующего обучения в классах коррекционно – развивающего
основы
обучения.
компенсирующего Школьная дезадаптация как педагогическое явление. Предпосылки школьной
и коррекционно- дезадаптация, показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка.
развивающего
Факторы школьной дезадаптация, механизмы развития адаптационных нарушений и
обучения
в их типы в младшем школьном возрасте.
начальных
классах
Практическое занятие 1: анализ педагогических ситуаций
Практическая подготовка: подбор игровых ситуация направленных на
адаптацию в детском школьном коллективе
Тема
1.2 Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными
Нормативно
возможностями здоровья и детьми с инвалидностью. Управление инклюзивным
правовые основы образовательным процессом. Функции координатора по инклюзии. Работа
организации
междисциплинарной команды. Психолого-медико-педагогический консилиум.
обучения
и Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с
воспитания
с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение Нормативные документы,
детьми с ОВЗ и регулирующие деятельность образовательного учреждения, реализующего
инвалидностью
инклюзивную практику
Ключевые проектные идеи. Приоритетные цели и задачи, стратегические
направления. Ожидаемые результаты. Медико-социальная профилактика и ранняя
комплексная помощь.
Практическая подготовка: пять способов мотивации родителей посетить ПМПК с

Учитель
начальных
классов и
начальных
классов
КиКРО
3
40
4

2
2

Коды
компетенц
ий
5
ПК 1.1
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

4

2
6

ребенком
Содержание:
Организационно-педагогические и дидактические особенности коррекционноразвивающего образования.
Принципы, задачи, формы коррекционно-развивающего образования.
Принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего
образования Принцип нормативности образования и открытости образовательных
перспектив для детей риска. Принцип педагогической организации среды
жизнедеятельности ребенка. Принцип равноправного партнерства с семьей. Принцип
личностно-ориентированного подхода в воспитании детей риска. Принцип
приоритетного внимания к отношениям ребенка в ситуации учения. Принцип
педагогического оптимизма. Принцип интегративного характера образовательного
процесса для детей риска. Программа коррекционно-развивающей работы.
Класс компенсирующего обучения.
Оценочная деятельность учителя при работе в классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 2.
Анализ основных подходов к организации коррекционно-развивающего и
компенсирующего обучения в условиях ОУ.
Практическая занятие 3.
Психологические основы организации и осуществления коррекционноразвивающего обучения
Практическая подготовка: разработка инфраструктурного листа
оснащения
учебного кабинета, формированию его безопасной и комфортной предметноразвивающей среды в условиях коррекционно-развивающего и инклюзивного
обучения.
Тема
1.4 Содержание:
Педагогическая
Задачи педагогической диагностики в системе изучения ребенка.
диагностика
в Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации. Педагогическая
коррекционнодиагностика признаков адаптационных нарушений. Коррекция школьной
развивающем
дезадаптации
образовании
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 4.
Тема
1.3
Коррекционноразвивающее
образование
в
современной
педагогической
практике

8

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК
7.

6

2

4

4

ПК 1.1
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
7

Подбор и оформление диагностических заданий.
Практическое подготовка: оставление характеристик обучающихся по результатам
диагностики
Тема
1.5 Содержание:
Основные
Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа,
направления
пространственных представлений.
педагогической
Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа,
работы
по координации в системе «глаз-рука».
коррекции
Развитие и совершенствование сложно координированных движений кистей и
дефицитных
пальцев рук.
школьноРазвитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического
значимых
анализа и синтеза.
функций
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с
младшими школьниками.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 5.
Подбор, анализ, целеполагание коррекционно-развивающих игр, заданий и
упражнений на развитие дефицитных школьно-значимых функций.
Практическое подготовка.
Разработка демонстрирующего материала коррекционно-развивающих игр, заданий
и упражнений, направленных на развитие дефицитных школьно-значимых функций
Практическая занятие: подбор динамических пауз и пальчиковых игр по развитию
и совершенствованию сложно координированных движений кистей и пальцев рук.
Раздел 2. Система коррекционно-развивающего образования в начальных классах
Тема 2.1. Формы Содержание:
организации
Особенности организации компенсирующего и коррекционно-развивающего
компенсирующего обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.
и коррекционно- Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития
развивающего
и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом
обучения детей с личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием, с
ОВЗ
и ОВЗ и инвалидностью.
инвалидностью.

ОК 6/
ОК 7.
2
4

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

10

2
2
60
2

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
8

Тема 2.2.
Психологопедагогические
технологии
адресной работы с
различными
контингентами
обучающихся

Тема
2.3.
Основные
направления
педагогической
работы
по
коррекции
отклонений
в
поведении
младших
школьников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидностью
Тема 2.4.
Основные
направления
педагогической
работы
по
формированию
учебной

Содержание:
Основные направления работы с различными контингентами обучающихся:
одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации,
мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью.
Организация адресной работы с различными контингентами обучающихся:
одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации,
мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью.
Практическая подготовка:
семинар «Современные представления о
сопровождении одаренных обучающихся в рамках инклюзии»
Содержание:
Поведение ребенка как результат взаимодействия с окружающей средой.
Причины и типы нарушений поведения у младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения у
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Педагогическая коррекция некоторых типических отклонений в поведении младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 6. Составление плана мероприятий для коррекции
агрессивного и гиперактивного поведения у младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Практическое подготовка: составление рекомендаций для родителей по коррекции
отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью.
Содержание:
Формирование учебной деятельности как задача начального обучения младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Методические решения проблемы формирования учебной деятельности и коррекции
её недостатков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью.
Тьюторское сопровождение процесса обучения школьников с особыми

4

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

2
6

8

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

2
8

ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 3.4
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
9

деятельности
младших
школьников
ограниченными
возможностями
здоровья
инвалидностью
коррекции
недостатков

образовательными потребностями.
Критерии и методика определения эффективности формирования учебной
с деятельности и коррекции её недостатков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 7. Составление перечня коррекционно-развивающих игр,
и заданий и упражнений, направленных на формирование учебной деятельности у
и детей с особыми образовательными потребностями.
её
Практическое подготовка: составление рекомендаций для родителей по
формированию учебной деятельности у детей с особыми образовательными
потребностями.
Самостоятельная работа: разработка индивидуального образовательного
маршрута, индивидуальной программы развития и индивидуально-ориентированной
образовательной программы с учетом личностных и возрастных особенностей
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья

ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
8
4

4

10

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинеты «Теории и методики компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования» и «Психологии и специальной психологии».








Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
флип-чарт;
информационный стенд с демонстрационной системой;
контрольно – измерительные материалы на электронных носителях;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения
занятий.

Технические средства обучения:
 компьютерная техника,
 мультимедийное оборудование.
 интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Шипицына Л.М.. Специальная психология: учебник для академического бакалавриата..М.: Издательство Юрайт, 2019-287 с. серия: Бакалавр. Академический курс.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое
развитие гиперактивных детей [Электронные ресурсы]// учебное пособие для СПО / Л.В.
Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:
(www.biblio-online.ru/book/A482D7E3-8514-43C9-B37C-CCA30E30420A(дата обращения:
06.09.2018).
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Электронные ресурсы]// учебное
пособие для СПО / Г. Ф. Кумарина [и др.]; под ред. Г.Ф. Кумариной. — 2-е изд., пер. и
доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:www.biblioonline.ru/book/18A9F146-A0E7-42AA-8F1D-7ABCDE0661D3. (дата обращения: 06.09.2018)
3. Особенности обучения детей с нарушенным зрением. Описание особенностей детей с
разной степенью нарушений зрения. Общие принципы их обучения, в том числе обучения
совместно со зрячими детьми. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://delo.teolog.ru/deloN4001(дата обращения: 06.09.2018).
4. Материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line,
методические рекомендации и пр. [Электронные ресурсы]// (Режим доступа): URL:
(http://www.kidsolr.com/specialeducation/(дата обращения: 06.09.2018).
5. Обучение детей-инвалидов. Законодательная база по обучению детей-инвалидов в РФ:
условия приема в учебные заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений
образовательных учреждений и т.п. [Электронные ресурсы]// (Режим доступа): URL:
(http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm(дата обращения: 06.09.2018).
6. Слабовидящий ребенок в учебном коллективе. Информация о личностных особенностях и
проблемах интеграции слепых и слабовидящих учащихся в коллективы сверстников.
Описание задач тифлопедагогов и специалистов-психологов, работающих в
11

специализированных учебных заведениях для слепых и слабовидящих детей, а также
возможностей и модели интеграции.[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm(дата обращения: 06.09.2018).
7. Институт коррекционной педагогики: Консультационно-диагностический центр, из
истории института, архив публикаций сотрудников института, современное состояние
коррекционной педагогики, словарь, а так же информация о видеофильмах, в которых
поднимаются вопросы о судьбе людей с проблемами в развитии или с нарушениями
слуха, зрения, речи и т.д. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.ise.iip.net(дата обращения: 06.09.2018).
8. Дефектолог.ру: материалы для родителей. Рекомендации по обучению и воспитанию
детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой
развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии
и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога.
Сборник развивающих игр.[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.defectolog.ru(дата обращения: 06.09.2018).
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов / Е.В. Змановская - М.:
Академия, 2004. - 288 с.
2. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов / Л.В.
Кузнецова. - М.: Академия, 2007. – 480 с.
3. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство I.
Стратегия и методы [Текст] / Г.В. Лаут. - М.: Академия, 2005. – 224 с.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Результаты обучения
В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
основные
положения
терминологию
анатомии,
физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста
и развития организма человека;
норму развития и отклонения от
нормы;
роль
конституции
и
наследственности в патологии;
общую характеристику типовых
патологических процессов;
строение и функции систем
органов здорового человека;
физиологические
характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма человека;
возрастные
анатомофизиологические
особенности
детей и подростков;
влияние
процессов
физиологического созревания и
развития
ребенка
на
его
физическую и психическую
работоспособность, поведение;
основы
гигиены
детей
и
подростков;
гигиенические
нормы,
требования
и
правила
сохранения
и
укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;
основы
профилактики
инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к
образовательному
процессу,
зданию и помещениям школы
В
результате
изучения
обязательной
части
цикла
обучающийся должен уметь:
применять знания по анатомии,
физиологии и гигиене при
изучении
профессиональных
модулей и в профессиональной
деятельности;

Критерии оценки
демонстрирует знания

Методы оценки
работа с электронными
пособиями, учебниками,
текущий контроль
в
форме
тестирования,
терминологический
контрольная
и зачет,
работа по разделу.

терминологии;
понятийного аппарата;
закономерностей
процессов
роста
развития;
закономерностей
возрастных
морфофункциональных
особенностей детей и
подростков;
требований к организации
и
созданию
здоровье
сохраняющего
образовательного
процесса;
условий сохранения и
укрепления
здоровья
обучающихся.
основ
профилактики
инфекционных
заболеваний;

демонстрирует умения
применять
и
аргументировать
применение теоретических
знаний при выполнении
практического задания;
решать
педагогические
задачи, направленные на

экспертная оценка на
практическом занятиях
тестирование
семинарские занятия

работа с атласом и
демонстрационными
таблицами
текущий контроль
в
форме
тестирования,
терминологический
зачет,контрольная работа
по разделу, решение
13

оценивать факторы внешней
среды с точки зрения влияния на
функционирование и развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;
правильно интерпретировать и
применять основные понятия
общей патологии при работе с
обучающимися
проводить под руководством
медицинского
работника
мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
обеспечивать
соблюдение
гигиенических требований в
кабинете
при
организации
обучения
младших
школьников;
учитывать
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса.

создание
условий
сохранения и укрепления
здоровья обучающихся;
учитывать
возрастные
особенности обучающихся
при
организации
и
осуществлении
образовательного процесса
в начальной школе

практических задач.
экспертная оценка на
практическом занятии
оценка
результатов
выполнения
практической работы
самооценка, рефлексия
сформированности ОК и
ПК.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».