Приложение 3.21
к ООП СПО по специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00CFF056353E2E5C2428B43DDD9F7201F9
Владелец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Действителен: с 16.08.2023 до 08.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МиЕН.01 МАТЕМАТИКА
Разработчик:
Пикулева Нина Александровна,
преподаватель
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2
стр.
3
5
10
12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Математика»
является
обязательной
частью
естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии учитель начальных классов и учитель начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
Учебная
дисциплина
«Математика»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.4,
ОК.09 и ПК.1.1, ПК.1.4, ПК. 1.5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
ПК, ОК
ОК.01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК.02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК.03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие
Умения
распознавать
задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части;
определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять план действия;
определить необходимые ресурсы
определять задачи для поиска
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
определять актуальность нормативно-правовой документации в
профессиональной деятельности;
применять современную научную профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
3
Знания
основные
источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
алгоритмы
выполнения
работ в профессиональной и
смежных областях
приемы структурирования
информации;
формат
результатов
информации
содержание
оформления
поиска
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального развития и
самообразования
ОК.04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами
ОК.09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ПК.1.1. Проектировать
образовательный процесс на основе федеральных государственных
образовательных
стандартов, примерных
основных и примерных
адаптированных основных
образовательных
программ
начального
общего образования с
учетом
особенностей
развития обучающихся
ПК.1.4.
Формировать
предметные, метапредметные и личностные
компетенции,
универсальные учебные действия в процессе освоения учебных предметов,
курсов, реализовывать
индивидуальный образовательный маршрут
ПК.1.5. Осуществлять
педагогический
контроль, анализ эффективности образовательного
процесса и, оценку результатов обучения
содержание актуальной норма-
тивно-правовой документации;
современная научная и профессиональная терминология;
возможные траектории профессионального развития и самообразования
применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное обеспечение
организовывать образовательный
процесс на основе ФГОС,
примерных образовательных
программ с учетом особенностей
развития обучающихся
психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности;
основы
проектной
деятельности
современные
средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности
содержание ФГОС, примерных
основных и примерных
адаптированных основных
образовательных программ
начального общего, в том
числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования с учетом
особенностей развития
обучающихся
овладевать
личностными
компетенции,
универсальными
учебными действиями в процессе
освоения учебного предмета;
выстраивать индивидуальный
образовательный маршрут
сущность
предметных,метапредметных и
личностных компетенций,
универсальных учебных
действий
оценивать и анализировать
результат образовательного
процесса
критерии оценивания
образовательного процесса
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
в том числе промежуточная аттестация
Объем часов
36
18
16
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Объем часов
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
1
2
Содержание учебного материала
Тема 1.
Этапы развития понятий натурального числа и нуля. Понятие системы
Система
1. счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Правила
счисления
записи чисел в римской нумерации.
Запись числа в десятичной системе счисления. Позиционные системы
2. счисления, отличные от десятичной.
от записи чисел в одной системе счисления к записи чисел в
3. Переход
другой
Практические занятия
Составление таблиц сложения и умножения в системах счисления,
1. отличных от десятичной, выполнение действий по алгоритму
Создание презентаций на тему «Возникновение способов записи чисел у
2. разных
народов»
Контрольные работы
1. Системы счисления
Содержание учебного материала
Тема 2.
Метод математического моделирования. Виды моделей, этапы
Математическое 1. математического моделирования
моделирование 2. Метод решения задач
3. Аксиоматический метод
Практические занятия
1. Составление различных моделей к текстовым задачам
Математические методы, применяемые в педагогических исследованиях:
2. регистрация,
ранжирование, шкалирование
Контрольные работы (домашняя контрольная работа)
1. Тест «Моделирование при решении практических задач»
Содержание учебного материала
Теор.
Практ.
3
2
4
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ОК.02
ОК.04
ОК.09
ПК.1.4
1
1
2
2
ОК.02
ОК.03
ПК.1.1
ПК.1.5
2
2
ОК.02
6
Тема 3.
Множества
Тема 4.
Свойства
геометрических
фигур на
плоскости и в
пространстве
Тема 5.
Величины и их
измерения
Тема 6.
Приближенные
элемент множества, способы задания множеств. Отношения
1. Множество,
между множествами.
и объединение множеств, их свойства. Вычитание множеств.
2. Пересечение
Дополнение множества
3. Классификация. Декартово произведение множеств
Практические занятия
1. Операции над множествами
2. Понятие разбиения множества на классы
элементов в объединении и разности конечных множеств, в
3. Число
декартовом произведении множеств.
Контрольные работы
1. Множества и операции над ними
Содержание учебного материала
возникновения и развития геометрии. Геометрические понятия,
1. История
изучаемые в школе.
Свойства геометрических фигур на плоскости: углы, параллельные и
2. перпендикулярные прямые, треугольники, четырехугольники,
многоугольники, окружность
Свойства геометрических фигур в пространстве: параллельность и
3. перпендикулярность прямых и плоскостей, многогранник, пирамида,
призма, параллелепипед, цилиндр, конус, шар
Практические занятия
1. Решение задач на построение
2. Геометрические понятия, изучаемые в курсе математики начальной школы
Контрольные работы
1. Свойства геометрических фигур на плоскости
Содержание учебного материала
1. Понятие величины. Измерение величин
развития системы мер. Метрология. Длина отрезка. Площадь
2. История
фигуры. Объем тела. Величина угла.
3. Зависимости между величинами
4. Действия над именованными числами
Практические занятия
1. Измерение и вычисление объемов и площадей
2. Создание презентаций на тему «История развития измерения величин»
Контрольные работы
1. Величины и их измерения
Содержание учебного материала
и приближенные числа. Абсолютная и относительная погрешности
1. Точные
приближенного числа
ОК.04
ОК.09
ПК.1.4
2
2
ОК.02
ОК.03
ПК.1.1
ПК.1.5
1
1
2
ОК.02
ОК.04
ОК.09
ПК.1.4
1
1
4
ОК.02
7
вычисления
Правила округления чисел. Арифметические действия над
2. приближенными числами: сложение, вычитание, умножение, деление,
возведение в степень
3. Применение приемов округления при вычислениях в начальной школе
Практические занятия
1. Измерение и вычисление объемов и площадей
2. Арифметические действия над приближенными числами: сложение,
вычитание, умножение, деление, возведение в степень
Контрольные работы
1. Приближенные вычисления
Содержание учебного материала
Тема 7.
1. Математическая статистика
Методы
2. Совокупность и отбор исследуемых объектов
математической 3. Способы представления результатов исследований
статистики
4. Методы статистической обработки результатов исследований
5. Методы первичной статистической обработки
вторичной статистической обработки
6. Методы
Зачет
Практические занятия
1. Способы представления результатов исследований
2. Статистические методы, применяемые в педагогических исследованиях
«Выполнение статистических исследований по предложенным
3. Проект
темам»
Контрольные работы
1. Методы математической статистики
Промежуточная аттестация
Всего:
ОК.04
ОК.09
ПК.1.4
2
4
ОК.02
ОК.04
ОК.09
ПК.1.4
ПК.1.5
2
18
2
18
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Математика» требует наличия учебного кабинета
математики
Оборудование учебного кабинета:
- таблицы по геометрии;
- портреты выдающихся деятелей математики;
- видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц;
- комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник
0
(45 , 450), циркуль;
- комплект стереометрических тел (демонстрационный, раздаточный);
- набор планиметрических фигур.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедиа проектор;
- средства телекоммуникации;
- диапроектор или графопроектор (оверхэд);
- экран (на штативе или навесной).
1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным
разделам учебной дисциплины «Математика».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых
литературы
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
3.2.1. Печатные издания:
1. Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/Ю.М. Колягин и др. – 5-е изд. – М.: Мнемозина, 2018.
2. Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/Ю.М. Колягин и др. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.
3. Геометрия 10-11 кл. (базовый и профильный уровни) /Л.С. Атанасян и др. – 16-е изд. – М.:
Просвещение, 2008.
4. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник. – 5-е изд., стер. – М.:
Академия, 2008.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Виртуальная школа юного математика (Режим доступа): URL: www.math.ournet.md(дата
обращения: 14.09.2018).
2. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа [Электронный
ресурс]// (Режим доступа): URL: www.bvmath.nct.(дата обращения: 06.09.2018).
3. Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» [Электронный ресурс]//
(Режим доступа): URL: www.mat.september.ru.(дата обращения: 06.09.2018).
4. Кацман, Ю. Я. Теория вероятностей и математическая статистика. Примеры с решениями: учебник для СПО / Ю. Я. Кацман. [Электронный ресурс.]— М.: Издательство Юрайт, 2017.
(Режим доступа): URL: https://biblio-online.ru/book/teoriya-veroyatnostey-i-matematicheskaya9
statistika-primery-s-resheniyami-398940 (дата обращения: 14.09.2018).
5. Математика в Открытом колледже (Режим доступа): URL: www.mathematics.ru(дата обращения: 14.09.2018).
6. Материалы по математике в Единой коллекции и цифровых образовательных ресурсов
[Электронный
ресурс]//
(Режим
доступа):
URL:
htth://schooloUection.edu.ni/collection/matematika/ (дата обращения: 14.09.2018).
7. Образовательный математический сайт (Режим доступа): URL: www.exponenta.ru(дата
обращения: 14.09.2018).
8. Общероссийский математический портал (Режим доступа): URL: www.mathnet.ru.(дата
обращения: 14.09.2018).
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.В. и др. «Алгебра и начала анализа 10-11» Москва. Просвещение
2007 г.
2. Бутузов В.Ф., Саакян С.М. «Изучение геометрии в 10-11 классе. Методические
рекомендации к учебнику» Москва. «Просвещение», 2008.
3. Зив В.Г. «Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. Москва.
Просвещение, 2007.
4. Ивлев Б.М., Саакян С.М. «Алгебра и начала анализа 10-11. Дидактические
материалы. Москва. Просвещение, 2006 г.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины «Математика»:
основные источники информа- перечисляет основные источники устный опрос
ции и ресурсы для решения заинформации и ресурсы для решедач и проблем в профессиония задач и проблем в профессиональном и/или социальном
нальном и/или социальном конконтексте;
тексте;
алгоритмы выполнения работ в применяет алгоритмы в профес- контрольная работа
профессиональной и смежных
областях;
приемы структурирования ин-
сиональной и смежных областях;
владеет приемами
вания информации;
структуриро- творческие
индивидуальные задания
формации;
формат оформления результа-
оформляет результаты поиска ин- творческие
формации в нужном формате;
индивидуальные задания
тов поиска информации;
содержание актуальной норма- владеет содержанием актуальной устный опрос
нормативно-правовой документации;
тивно-правовой документации;
современная научная и профессиональная терминология;
владеет современной научной и контрольная работа,
профессиональной терминологи- промежуточная
ей;
аттестация
возможные траектории профес-
сионального развития и самообразования;
выстраивает собственную траек- промежуточная
торию профессионального разви- аттестация
тия и самообразования;
проектная деятельность;
основы проектной деятельно- осуществляет проектную деятельность;
сти;
содержание ФГОС, примерных
–
основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального
общего, в том числе компенсирующего и коррекционноразвивающего образования с
учетом особенностей развития
обучающихся;
владеет содержанием примерных устный опрос
основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего,
в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования с учетом особенностей
развития обучающихся в соответствии с ФГОС;
устный опрос
раскрывает сущность
предметных, метапредметных и
предметных и личностных
личностных компетенций,
компетенций, универсальных
универсальных учебных
учебных действий;
действий;
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины «Математика»:
распознавать задачу и/или про- умеет поставить задачу и и/или контрольная работа,
сущность предметных, мета-
–
11
блему в профессиональном и/или
социальном контексте;
проблему в профессиональном промежуточная
и/или социальном контексте;
аттестация
анализировать задачу и/или про- дает оценку задаче и/или проблеме контрольная работа,
и умеет выделять её составные ча- промежуточная
сти; планировать этапы решения за- аттестация
дачи;
блему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи;
выявлять и эффективно искать применяет информацию, необходи- творческие
мую для решения задачи и/или про- индивидуальные задания,
практическая работа
блемы;
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; опре- планирует действия; определяет не- творческие
определять задачи для поиска –
информации; планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска;
–
терминоло-
анализирует полученную инфор- творческие
мацию;
индивидуальные задания
учитывает требования к оформле- реферативная работа,
применять современную научную –
профессиональную
гию;
индивидуальные задания,
практическая работа
определяет задачи для поиска ин- творческие
формации; планирует процесс по- индивидуальные задания
иска;
обходимые ресурсы;
делить необходимые ресурсы;
нию результатов поиска;
проектная деятельность;
использует современную научную устный опрос,
профессиональную
терминоло- контрольная работа,
гию;
промежуточная
аттестация;
применять средства информаци- эффективно
применяет средства творческие
информационных технологий для индивидуальные
решения профессиональных задач;
задания;реферативная
работа, проектная
овладевать личностными компе- владеет личностными компетенции, деятельность
тенциими,
универсальными
универсальными учебными дей- промежуточная
учебными действиями в процессе
ствиями в процессе освоения учеб- аттестация
освоения учебного предмета
ного предмета
онных технологий для решения
профессиональных задач;
12