Приложение 2.4
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.04 Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной
школе»
Обязательный профессиональный блок
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.04 Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной
школе»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности «преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла
в начальной школе» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 4
ПК 4.1
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной
школе
Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения
дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной школе на основе
федеральных государственных образовательных стандартов, примерных
основных образовательных программ начального общего образования
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть
навыками
Уметь
Показатель освоения компетенции
проектирования, организации и контроля процесса изучения дисциплин
художественно-эстетического цикла в начальной школе на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
примерных
основных
образовательных программ начального общего образования
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом
особенностей
предметов
художественно-эстетического
цикла,
возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
Знать
образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
обучающихся;
формулировать различные виды учебных задач и организовывать их
решение в процессе освоения дисциплин художественно-эстетического
цикла в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс
предметной и метапредметной составляющей их содержания;
разрабатывать и реализовывать программы развития универсальных
учебных действий в процессе освоения дисциплин художественноэстетического цикла;
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за
рамки учебных занятий;
проектировать
и
реализовывать
проектно-исследовательскую
деятельность в начальной школе при изучении дисциплин
художественно-эстетического цикла;
формирование технологического мышления обучающихся в процессе
изучения дисциплин художественно-эстетического цикла
Уметь ориентироваться в пространстве, координировать свои
действия при выполнении танцевальных движений
теоретические основы методики обучения предметов художественноэстетического цикла в начальной школе;
система обучения предметов художественно-эстетического цикла в
начальной школе;
цели, содержание, принципы, методы и средства обучения предметов
художественно-эстетического цикла в начальной школе;
концептуальные основы УМК начальной школы, включая предметы
художественно-эстетического цикла;
типы, виды уроков художественно-эстетического цикла, технология их
проведения в начальной школе;
современные технологии обучения предметам художественноэстетического цикла
Основные танцевальные движения: поклон, шаги, бег, прыжки,
притопы, хлопки, элементы танцевальных движений, музыкальноритмических упражнений для младших школьников.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 308 __________________________
в том числе в форме практической подготовки 238_________________
Из них на освоение МДК 188_________________
в том числе самостоятельная работа 4__________
практики, в том числе учебная 36_________________
производственная 72___________
Промежуточная аттестация 12_____
В т.ч. в форме практической
подготовки
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Наименования разделов
профессионального модуля
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические и
методические
основы
преподавания музыки в
начальной школе
Раздел 2. Теоретические и
методические основы
преподавания
изобразительного искусства
в начальной школе
Раздел 3. Практикум по
изобразительной
деятельности
Раздел 4. Вокальный класс
Раздел 5. Практикум по
ритмике
Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего:
40
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
Всего
Обучение по МДК
В том числе
Практики
Лабораторных
и практических
занятий
Самостоятельная
работа
Промежуточная
аттестация
Коды
профессиональных
и общих
компетенций
Объем профессионального модуля, ак. час.
5
6
7
8
26
40
22
2
8
40
26
40
22
2
36
22
36
22
0
0
36
36
22
22
36
36
22
22
0
0
0
0
36
72
12
308
36
72
12
238
Всего, час.
Учебная Производственная
9
10
36
72
188
110
4
36
72
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Объем, акад. ч /
Наименование разделов
в том числе
и тем
Содержание учебного материала,
в форме
профессионального
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
практической
модуля (ПМ),
учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
междисциплинарных
подготовки,
курсов (МДК)
акад. ч
1
2
3
МДК.04.01. Теоретические и методические основы преподавания дисциплин художественно72/44
эстетического цикла в начальной школе
Раздел 1. Теоретические и методические основы преподавания музыки в начальной школе
34/22
Тема 1.1.
Содержание
6/2
Основы теории музыки
Музыка как вид искусства: содержательные аспекты.
4
Средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
Жанры народной и профессиональной музыки.
Певческие голоса. Хор. Виды хора.
Музыкальные инструменты. Оркестр. Виды оркестров.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие 1. Слуховое восприятие и определение
2
музыкальной формы, ее характеристика.
Тема 1.2. Организация
Содержание
14/10
обучения музыке в
Цель и программное обеспечение учебного предмета «Музыка» в
4
начальной школе
начальной школе.
Построение урока музыки в начальной школе. Соблюдение СанПиН и
техники безопасности на уроке.
Технологии, методы и формы преподавания музыки в начальной школе.
Организация учебной проектно-исследовательской деятельности на
уроках музыки в начальной школе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» в
начальной школе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
10
Практическое занятие 2. Проектирование обучения музыке.
2
Тематическое планирование. Поурочное планирование.
Код ПК, ОК
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
Практическое занятие 3. Виды музыкальной деятельности
обучающихся начальных классов на уроках музыки.
Практическое занятие 4. Этапы работы над музыкальным
произведением. Основные этапы ознакомления с музыкальным
произведением в процессе слушания музыки.
Практическое занятие 5. Хоровое пение. Методика разучивания песен.
Практическое занятие 6. Контроль и оценка образовательных
результатов обучающихся на уроках музыки Методика определения
музыкального развития школьников.
Практическое занятие 7. Музыкальное воспитание во внеурочное
время.
Тема 1.3. Методики
Содержание
изучения отдельных
Слушание музыки как самостоятельный вид деятельности.
видов деятельности
Методика ознакомления детей с детской инструментальной классикой.
Методика проведения бесед о музыкальных инструментах.
Технология формирования певческой культуры учащихся.
Хоровое пение как вид исполнительского искусства.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Основные этапы ознакомления с
музыкальным произведением в процессе слушания музыки.
Практическое занятие 9. Технология использования музыкальноритмических движений на уроке музыки.
Практическое занятие 10. Музыкально-творческая деятельность детей
– импровизация.
Практическое занятие 11. Освоение приёмов игры на детских
музыкальных инструментах.
Практическое занятие 12. Методика разучивания и исполнения
произведений на детских музыкальных инструментах.
Практическое занятие 13. Основные вокально-хоровые навыки и
методика их формирования у обучающихся начальных классов.
Раздел 2. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в
начальной школе
МДК 04.01. Теоретические и методические основы преподавания дисциплин художественноэстетического цикла в начальной школе (изобразительное искусство)
1
2
2
1
2
14/10
4
10
2
1
1
2
2
2
34/22
34/22
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
Тема 2.1.
Основы теории
изобразительного
искусства
Тема 2.2 Организация
обучения
изобразительному
искусству в начальной
школе
Тема 2.3. Методики
изучения отдельных
Содержание
Введение в теорию и методику изобразительного искусства.
Основные понятия изобразительного искусства.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Упражнения по освоению выразительных
средств.
Практическое занятие 2. Последовательность выполнения рисунка.
Содержание
Цель и программное обеспечение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в начальной школе.
Построение урока изобразительного искусства в начальной школе.
Соблюдение СанПиН и техники безопасности на уроке.
Технологии, методы и формы преподавания изобразительного искусства
в начальной школе.
Организация учебной проектно-исследовательской деятельности на
уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«Изобразительное искусство» в начальной школе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Проектирование обучения изобразительному
искусству. Тематическое планирование. Поурочное планирование.
Практическое занятие 4.Основы изобразительной грамоты.
Практическое занятие 5. Рисование с натуры, по памяти, по
представлению.
Практическое занятие 6. .Выполнение творческих работ с
использованием различных художественных материалов.
Практическое занятие 7. Контроль и оценка образовательных
результатов обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Содержание
Методика обучения декоративному рисованию.
6/4
2
4
2
2
16/10
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
ПК 4.1,
ОК 02,
ОК 05,
ПК 4.1
ПК 4.1,
ОК 02,
ОК 05,
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 04,
ОК 09,
ОК 01,
ОК 04,
ОК 09,
6
10
2
2
2
2
2
12/8
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
видов деятельности
(отдельных тем)
Методика ознакомления с видами и жанрами изобразительного
искусства.
Методические аспекты обучения графике в начальной школе.
Методические аспекты обучения живописи в начальной школе.
Методика обучения лепке в начальной школе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Методы и приемы работы с живописными
материалами (акварель и гуашь).
Практическое занятие 9.Художественные промыслы России.
Практическое занятие 10. Методика работы над тематической
декоративной композицией.
Практическое занятие 11. Методика обучения изображению
иллюстраций.
Практическое занятие 12. Методические аспекты обучения дизайну в
начальной школе.
Практическое занятие 13. Методы и приемы использования различных
художественных материалов.
Практическое занятие 14. Разработка конспекта урока по
изобразительному искусству с презентацией с технологической картой.
Раздел 3. Практикум по изобразительной деятельности
ПМ 04 МДК Практикум по изобразительной деятельности
Тема 1.1.
Содержание
Изобразительное
Искусство. Виды. Пластические виды искусств. Жанры
искусство
Связь искусства с изобразительной деятельностью детей младшего
школьного возраста
Тема 1.2. Основы
изобразительной
грамоты. Графика
Содержание
Графика. Виды. Жанры. Художественные средства выразительности.
Последовательность выполнения рисунка
Рисование плоских и объемных предметов. Линейная перспектива.
Рисование натюрмортов.
Рисование лица и фигуры человека
В том числе практических занятий и лабораторных работ
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
8
1
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
1
1
1
1
1
36/22
2/0
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
8/5
3
5
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
Тема 1.3. Основы
изобразительной
грамоты. Живопись
Тема 1.4. Скульптура.
Лепка
Практическое занятие 1. Упражнения в штриховке, тушевке.
Рисование цветным штрихом. Увеличение по клеточкам
Практическое занятие 2. Рисование плоских предметов (осенние
листья, бабочка)
Практическое занятие 3.Рисование объемных предметов, натюрмортов
Практическое занятие 4.Упражнения по рисованию фигуры и лица
человека
Практическое занятие 5. Художественно-оформительская графика.
ИКТ.
Содержание
Основы живописи. Живопись. Жанры. Основы цветоведения.
Световоздушная
перспектива.
Разновидности
художественных
материалов и техник.
Традиционные и нетрадиционные техники рисования
Последовательность выполнения рисунка гуашью, акварелью.
Рисование натюрмортов, пейзажей
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Упражнения в рисовании гуашью и
акварелью. Контрасты и нюансы: светлый-темный, холодный-теплый,
глухие-звонкие, цветовой спектр. ИКТ.
Практическое занятие 7. Упражнения по выполнению нетрадиционных
техник рисования
Практическое занятие 8.Упражнения в выполнении рисунков
традиционными техниками (натюрморт, пейзаж)
Содержание
Скульптура. Виды: по величине, по способу осмотра, по способу
изготовления. Лепка. Материалы и оборудование. Виды лепки, способы
и приемы работы с пластическими материалами.
Пластилинография. Лепка на каркасе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Упражнения в лепке конструктивным
способом (предметы, посуда, фигурки животных, человека для разных
возрастных групп), пластическим (скульптурным: птицы, животные,
фигурки человека)
1
1
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
1
1
1
8/6
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
6
2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
2
6/4
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
4
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
Тема 1.5. Декоративноприкладное искусство
Тема 1.6. Архитектура
Тема 1.7.
Художественная
фотография
Практическое занятие 10. Выполнение творческой работы в технике
пластилинографии
Практическое занятие 11. Выполнение учебной работы лепки фигуры
человека или животного на каркасе.
Содержание
Основы декоративно-прикладного искусства. Декоративное рисование.
Орнамент.
Декоративно-прикладное искусство России, Урала.
Народные
художественные промыслы
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
12.
Упражнения
по
выполнению
геометрического орнамента (открытый, закрытый)
Практическое занятие 13. Рисование пособия по дымковской игрушке
Практическое занятие 14. Рисование городецкой росписи
Практическое занятие 15..Рисование урало-сибирской росписи
Содержание
Архитектура, виды, стили.
Деревянное зодчество России
1
1
6/4
2
4
1
1
1
1
4/2
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Рисование архитектурных сооружений
2
1
Практическое занятие 17. Конструирование архитектурных
сооружений
Содержание
Фотография. История возникновения. Виды. Жанры. Средства
выразительности. Работа по созданию фотографии
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. Упражнения по фотографированию
натюрморта, пейзажа, портрета. Обработка фотографии, подготовка для
выставки.
1
Раздел 3. Вокальный класс
Содержание
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
2/1
1
1
1
36/22
6/2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09,
ПК 4.1
Тема 1.1.
Физиологические
особенности певческого
процесса
Тема 1.2
Первоначальные
певческие установки в
вокальном
исполнительстве
Тема 1.3 Основы
музыкальной грамоты
Изучение строения голосового аппарата и певческой установки.
Анатомия и гигиена певческого аппарата.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1.Упражнения на развитие вокально-хоровых
навыков: а) комплекс вокальных упражнений
Практическое занятие 2. Упражнения на развитие вокально-хоровых
навыков: б) развитие дикции
Содержание
Знакомство с особенностями певческого дыхания
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Отработка правильного дыхания – вдоха,
выдоха, удерживания дыхания
Содержание
Название нот. Понятия: мажор, минор, интервал, трезвучие.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Форма вокального произведения (русская народная песня, современная
детская песня). Элементы формы (мотив, фраза, количество фраз,
повторность фраз)
Средства музыкальной выразительности. Их роль в исполнении детский
песни.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Запоминание и воспроизведение небольшой
мелодической фразы. Разучивание наизусть попевок, песен (со словами
и нотами). Пение детских песен по нотам и со словами. Анализ
прослушанного вокального произведения, его жанровых особенностей,
характера, формы (количество фраз, репризность), лада, размера, темпа,
ритмических особенностей, динамических оттенков.
Практическое занятие 5. Запись ритмического рисунка детских
попевок, песен. Составление ритмической партитуры и исполнение с
музыкальными инструментами детского шумого оркестра.
Содержание
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
1
1
4/2
2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
10/4
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
2
4
2
2
16/14
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
Жанровые и стилевые особенности отечественной детской песни.
Особенности исполнения героико-романтической, лирической и
шуточно-игровой детской песни.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Групповое прослушивание исполнения
героико-романтических, лирических и шуточно-игровых детских песен
и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Практическое занятие 7. Режиссура песни. Аранжировка. Чувство
сцены.
Тема 1.4 Жанры
современной детской
Практическое занятие 8. Выразительное исполнение различных по
песни. Манера
характеру детских песен
исполнения.
Практическое занятие 9. Определение характера песни, темпа, размера,
ритма. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы,
проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам).
Изучение слов. Работа над интонированием и дыханием. Работа над
дикцией.
Практическое занятие 10. Разучивание мелодии по фразам и
предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над
дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным
слухом. Правильное исполнение произведения.
Раздел 5. Практикум по ритмике
МДК 04.01 Теоретические и методические основы преподавания дисциплин художественноэстетического цикла в начальной школе
Тема 1.1 Организация
Содержание
музыкальноПринципы, определяющие содержание музыкально- ритмической
ритмической
деятельности детей в начальной школе. Инновационные технологии в
деятельности с
методике музыкально- ритмического воспитания детей младшего
младшими
школьного возраста.
школьниками
Тема 1.2 Элементы
Содержание
музыкальной грамоты
Введение
новых
понятий:
такт,
затакт.
Установление
последовательности, чередования, повторности крупных и мелких
подразделений в музыке (частей и фраз). Умение анализировать
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
14
2
2
2
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
4
36/22
36/22
2/0
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
4/2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
Тема 1.3 Основные виды
ходьбы и бега
Тема 1.4 Построения и
перестроения
Тема 1.5 Элементы
классического танца
предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный
размер, строение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Музыкально – ритмические упражнения:
Л. Бетховен. Шесть контрдансов. Контрданс №1.
А. Лядов. Музыкальная табакерка. Вальс № 1.
Н. Римский- Корсаков. Хороводные песни из оперы «Садко».
Ф Шуберт. Сентиментальный вальс Р. Глиэр. Вальс. Соч. 31, №6. Л.
Бетховен. Экосез. Ф. Шуберт. Лендлер №3. Двенадцать лендлеров. Ф.
Шуберт. Вальс. Соч. 9, тетрадь 2, №11. П. И. Чайковский. Вальс из оперы
«Евгений Онегин». П. И. Чайковский. Экосез из оперы «Евгений
Онегин». А. Хачатурян. Андантино.
Содержание
Совершенствование техники исполнения различных видов ходьбы и
бега. Методика их разучивания с детьми.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2.Танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг с
высоким подниманием колен вперед на полупальцах; спортивная ходьба,
делая маховые движения руками; бег, вынося прямые ноги вперед и
назад.
Содержание
Построение в колонну, шеренгу. Основные фигуры в русском танце
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3.«Звездочка», «Карусель», «Плетень»,
«Корзиночка», построения из одного круга в два или три
концентрических, двигающихся в разные стороны и др.
Содержание
Комбинаций у станка и на середине зала.
Прыжки.
Методика изучения движений с детьми.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
4/2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
2
4/2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
6/4
2
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
Тема 1.6 Элементы
народных танцев
Практическое занятие 4. Выполнение упражнений:
1.
Полуприседания по 1, 2,3 позициям
2.
Battement tendu вперед и в сторону из 3 позиции.
3.
Battement tebdu jete вперед и в сторону из 3 позиции.
4.
Releve на полупальцы из 3 позиции.
5.
Pas de gaje по 2 и 3 позиции.
6.
Положения epaulement и en face.
7.
Прыжки на двух ногах по 1, 2, 3 позициям, changement de pied по
3 позиции.
Содержание
Техника и манера исполнения элементов народного танца.
Методика изучения с детьми отдельных элементов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Раскрывание рук вперед в сторону из
положения на поясе, в характере русского танца.
Переменный ход в сочетании с руками.
«Припадание», «Ковырялочка», «Простая и сложная дробуша»
«Моталочка», «Молоточки» и др.
Тема 1.7 Элементы
Содержание
современного танца
Возникновение современного танца. Особенности современного
эстрадного танца. Основные разделы урока эстрадного танца.
Постановка рук, ног и корпуса в эстрадном танце.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Позиции рук и ног. Разогрев на середине зала.
Изоляция. Упражнения на координацию. Партер. Контракшн, Релиз.
Stretch. Упражнения для позвоночника. Кросс: шаги, прыжки, вращения.
Практическое занятие 7. Последовательность исполнения движений.
Работать над техникой исполнения. Работать над координацией
движений.
Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела Теоретические и
методические основы преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в
начальной школе:
1.
Написание эссе на тему «Роль музыки в развитии личности младшего школьника».
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
6/4
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
4
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
10/8
2
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
8
6
2
4
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
ПК 4.1, ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2.
Разработка фрагмента урока по слушанию музыки с применением электронной презентации.
3.
Создание презентации на тему «Ознакомление дошкольников с видом искусства» (выбор
искусства – по выбору).
Учебная практика:
Виды работ
Посещение уроков музыки в школе с целью наблюдения за уроком.
Изучение и анализ образовательных программ по музыке.
Моделирование занятия по разучиванию вокально-хоровых произведений для обучающихся
начальных классов.
Проведение с сокурсниками ролевой игры с целью отработки навыков распевания и упражнений для
развития певческого голоса детей младшего школьного возраста.
Моделирование фрагмента занятия по разучиванию музыкального произведения с использованием
детских музыкальных инструментов с целью определения этапов работы и технических приёмов
обучения ансамблевому музицированию обучающихся начальных классов.
Проведение с сокурсниками занятия, моделирующего возможности подбора аккомпанемента
сольному и ансамблевому пению на различных детских музыкальных инструментах.
Организация занятия по отработке подбора по слуху и чтения с листа легких аккомпанементов
детских песен и мелодий.
Наблюдение и анализ исполнения музыкального репертуара на музыкальных занятиях и музыкальнодосуговых мероприятиях в образовательной организации.
Выбор репертуара для исполнения на музыкальном инструменте в соответствии с возрастными
особенностями, возможностями детей младшего школьного возраста.
Музыкальный репертуар по программам музыкального образования для начальной школы.
Подбор и освоение музыкального репертуара для ансамблевого музицирования, целесообразного для
работы с детьми младшего школьного возраста.
Составление последовательности занятий на примере музыкальных произведений, в ходе которых
педагог обучает игре на различных детских музыкальных инструментах.
Изучение и анализ образовательных программ по изобразительному искусству.
Посещение уроков изобразительного искусства в начальной школе – анализ и наблюдение.
Анализ учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.
Анализ предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе с точки зрения
методического оснащения.
Разработка конспектов уроков в начальной школе, предполагающих рисование с натуры, по памяти,
по представлению.
72
Разработка конспектов уроков, предполагающих выполнение творческих работ с использованием
различных художественных материалов и средств художественной выразительности
изобразительного искусства.
Разработка конспектов уроков по ознакомлению обучающихся с художественными промыслами
России.
Моделирование урока по изобразительному искусству для обучающихся начальных классов по
изучаемым в курсе начальной школы темам.
Проведение с сокурсниками ролевой игры с целью отработки навыков изобразительной деятельности.
Наблюдение и анализ досуговых (внеурочных) мероприятий по изобразительному искусству в
образовательной организации.
Обзор и анализ педагогического опыта по организации проектной деятельности учащихся начальной
школы на уроках изобразительной деятельности и вне уроков.
Разработка модели предметно-развивающей среды в кабинете изобразительной деятельности для
начальных классов.
Разработка учебно-методических материалов для уроков изобразительного искусства в начальной
школе.
Производственная практика раздела 1
Виды работ
Проведение уроков музыки в начальной школе.
Посещение и анализ уроков музыки сокурсников.
Разработка технологической карты (конспекта) урока.
Разработка учебно-методических материалов к урокам музыки.
Организация и проведение урока изобразительного искусства по различному содержанию работы на
уроке (согласно календарно-тематическому планированию, в котором проходит практика).
Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на уроках изобразительного
искусства.
Анализ учебно-методических комплектов, вариативных (авторских программ).
Разработка, учебно-методического плана, технологической карты урока изобразительного искусства.
Оформление педагогических разработок в виде отчетов.
Подготовка предложений по совершенствованию предметно-развивающей среды в кабинете
начальных классов.
Посещение и анализ уроков изобразительного искусства сокурсников.
Разработка учебно-методических материалов к урокам изобразительного искусства.
Ведение дневника по практике.
108
Анализ и оценка результатов собственной деятельности.
Курсовой проект (работа)
Тематика курсовых проектов (работ)1
1.
Народная песня и ее роль в патриотическом воспитании младших школьников.
2.
Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки
средствами компьютерных технологий.
3.
Музыкальная игра как средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего
школьного возраста.
4.
Формирование экологической культуры младших школьников средствами музыкального
искусства.
5.
Внеклассная музыкальная работа как средство формирования музыкальной культуры младших
школьников.
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
1. …
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)2
1. …
Учебная практика
Виды работ
1. Наименование темы»
Производственная практика
Виды работ
1. Наименование темы
Всего
1
308
Указать, является ли выполнение курсового проекта (работы) по модулю обязательным или обучающийся имеет право выбора: выполнять курсовой проект по
тематике данного или иного профессионального модуля(ей) или общепрофессиональной дисциплине(-ам)
2
Указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных
источников, проведение исследования
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Методики обучения продуктивным видам деятельности», оснащенный
оборудованием в соответствии с п. 6.1.2.1 основной образовательной программы по данной
специальности.
Лаборатория «Информатики и информационно-коммуникационных технологий»,
оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3 основной образовательной программы по данной
специальности.
Мастерская «Кабинет проектно-исследовательской деятельности для начальных
классов», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.4 основной образовательной программы по
данной специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 основной образовательной
программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Байбородова, Л. В. Преподавание музыки в начальной школе : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова, О. М. Фалетрова,
С. А. Томчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с.
2. Галямова Э.М. Методика обучения продуктивным видам деятельности с
практикумом: учеб. для студ. Учреждений сред. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В.
Выгонов, Ж.А.Першина; под ред. Э.М.Галямовой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2021.
3. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник
для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н.М. Сокольникова. – 9-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2019.
4. Цыпин, Г. М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника : учебник
для среднего профессионального образования / Г. М. Цыпин. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Байбородова, Л. В. Преподавание музыки в начальной школе : учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
Л. В. Байбородова,
О. М. Фалетрова,
С. А. Томчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. —
(Профессиональное
образование). —
ISBN 978-5-534-07577-9.
—
URL
:
https://urait.ru/bcode/491952
2. Власова, Т. И. Общая педагогика: традиции и инновации в предметной дидактике :
учебное пособие : [12+] / Т. И. Власова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 104 с. : ил.,
табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575701
3. Воскобойникова, Э. Г. Теория и методика музыкального воспитания:
общеразвивающее и предпрофессиональное обучение (фортепиано) : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Э. Г. Воскобойникова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 200 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407023-1. — URL : https://urait.ru/bcode/493793
4. Дубровин, В. М. Основы изобразительного искусства : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. М. Дубровин ; под научной редакцией
В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 360 с. —
(Профессиональное
образование). —
ISBN 978-5-534-11430-0.
—
URL
:
https://urait.ru/bcode/495797
5. Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся
в системе СПО : [12+] / Б. Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа,
2021. – 294 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. –
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616196
6. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для
среднего профессионального образования / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей
редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 293 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09284-4. — URL :
https://urait.ru/bcode/494617
7. Цыпин, Г. М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника : учебник
для среднего профессионального образования / Г. М. Цыпин. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-07920-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/491217 (дата обращения: 06.07.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Андрющенко В.П. Формирование готовности будущих учителей к музыкальноэстетической деятельности [Электронный ресурс] : методические рекомендации / В.П.
Андрющенко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018.
2. Бакланова Т.И. Русские народные праздники в школе [Электронный ресурс] :
учебное пособие для студентов, учителей и организаторов внеурочной деятельности / Т.И.
Бакланова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016.
3. Кислова О. Н.. Музыкальный фольклор – основа репертуара при обучении детей
народному пению : учебно-методическое пособие для средних специальных учебных
заведений культуры и искусства [Электронный ресурс] / Москва|Берлин:Директ-Медиа,2019.
4. Клинова С. А., Новак С. Г.. Вокально-хоровые распевки на основе народных песен:
дидактическое пособие [Электронный ресурс] / Москва|Берлин:Директ-Медиа,2019.
5. Конструктор рабочих программ – URL: https://edsoo.ru/constructor/
6. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской
деятельности
в
образовательных
организациях
–
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi
_deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
7. Павлова Н.А. Организация деятельности младших школьников на занятиях по
технологии и изобразительному искусству [Электронный ресурс] : методические
рекомендации по работе с различными видами бумаги и картона (наблюдения и опыты) / Н.А.
Павлова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский
государственный педагогический университет, 2016.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации
и информационные
технологии
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.
Критерии оценки
Методы оценки
знание более одного
способа решения
профессиональной задачи;
Аргументация выбора
конкретного способа
Решение педагогических
ситуаций
Кейс-задачи
Устный опрос
Защита методического
портфолио
Экспертное наблюдение за
профессиональным поведением
обучающегося в ходе
педагогической практики
Оценка педагогами (учителями)
карты анализа и самоанализа
урока
Устные выступления с
презентацией
Защита проектов
Защита траектории
профессионального роста
Представление наиболее
эффективных практик
преподавания дисциплин
художественно-эстетического
цикла
Соответствие найденной
информации заданной
теме (задаче).
-владение разными
способами представления
информации
- результативность и
оперативность поиска
информации,
необходимой для
постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития;
- объективный анализ
найденной информации;
- использование широкого
спектра современных
источников информации,
в том числе Интернета при
решении
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития
Демонстрация результатов
деятельности в условиях
коллективной и
командной работы в
соответствии с заданной
задачей.
Экспертное наблюдение за
обучающимся в ходе
выполнения практических
(проектных,
исследовательских) парных
(групповых) заданий;
ОК
05.
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.
ПК 4.1. Проектировать,
организовывать и
контролировать процесс
изучения дисциплин
художественно-
Объективность оценки
собственного вклада в
достижение командного
результата
- успешность применения
коммуникационных
способностей на практике;
- соблюдение принципов
профессиональной этики;
- владение способами
бесконфликтного общения
и саморегуляции в
коллективе
- использование
вербальных и
невербальных способов
коммуникации на
государственном языке с
учетом особенностей и
различий социального и
культурного контекста; соблюдать нормы
самостоятельность выбора
стиля монологического
высказывания в
зависимости от его цели и
целевой аудитории и с
учетом особенностей и
различий социального и
культурного контекста;
- эффективность поиска
необходимой информации
в российских и
зарубежных источниках:
нормативно- правовой
документации, стандартах
- объективность анализа и
эффективность
применения в
профессиональной
деятельности
информации,
содержащейся в
документации
профессиональной
области
точность формулировки
целей и задач урока;
Самоанализ и самооценка
деятельности в паре, группе,
команде
Оценка практических
(проектных,
исследовательских) парных
(групповых) заданий
Оценка по итогам наблюдения
за участием и поведением
обучающегося в ролевой игре
Экспертное наблюдение за
выполнением работ
Экспертное наблюдение за
выполнением работ
Оценка соблюдения правил
оформления документов и
построения устных сообщений
на государственном языке
Российской Федерации
решение кейс-задач
экспертная
оценка
учет
требований аналитических
умений
на
санитарно-гигиенических педагогической практике;
эстетического цикла в
начальной школе на основе
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
примерных
основных образовательных
программ
начального
общего образования
норм, ФГОС НОО;
экспертная
оценка
разработанных методических
оптимальность выбора
материалов и документации;
различных видов учебных
задач в соответствии с экспертная
оценка
уровнем познавательного практической деятельности по
и личностного развития выбору и анализу методических
детей младшего возраста; материалов;
обоснованность
использования форм и
методов обучения, в том
числе выходящими за
рамки учебных занятий;
самооценка, педагогическая
рефлексия сформированности
ПК;
защита кейса проектноисследовательских работ на
эффективность
уроках
музыки
и
организации
проектно- изобразительного искусства
исследовательской
деятельности в начальной - письменный и творческий
школе
при
изучении отчет по итогам педагогической
практики;
дисциплин
художественно- защита проекта предметноэстетического цикла;
развивающей среды кабинета;
- контрольная работа;
- тестирование
- открытые защиты портфолио,
творческих и проектных работ;
- карта анализа и самоанализа
урока