ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе КР

Приложение 2.3
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство»
Обязательный профессиональный блок

2023 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности «педагогическая деятельность по проектированию и
реализации процесса обучения в начальном общем образовании» и соответствующие ему
общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
ОК 04
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
ОК 06
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 3
Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство
ПК 3.1
Проектировать и реализовывать современные программы воспитания на
основе ценностного содержания образовательного процесса
ПК.3.2
Анализировать процесс и результаты реализации программы воспитания
ПК.3.3
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования с позиции
эффективности их применения в области воспитания обучающихся
ПК 3.4
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов
анализа эффективности воспитательной деятельности и самоанализа
ПК. 3.5 Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей
обучающихся (их законных представителей)
ПК. 3.6 Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для
решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными

представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта,
здравоохранения и т.п.)
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть
навыками

Показатель освоения компетенции
создания, поддержания уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации;
помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов
самоуправления;
определения целей и задач, планирования воспитательной деятельности на
основе программ воспитания федерального и иного уровня;
разработки плана воспитательной работы в классе на основе программы
воспитания;
проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка);
планировании, организации и проведения воспитательных мероприятий,
акций;
реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы планирования, организации и проведения
воспитательных мероприятий с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей;
регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды в процессе воспитательной работы;
проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с
психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей
адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе;
соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики в воспитательной работе
педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации результатов
процесса воспитания
анализа планов воспитательной работы, методов, приемов и технологий
организации
деятельности
классного
руководителя,
разработки
предложений по их коррекции;
систематизации педагогического опыта в области воспитания обучающихся;
оценки эффективности применения образовательных технологий в области
воспитания обучающихся
построения траектории профессионального роста на основе результатов
анализа эффективности процесса воспитания, самоанализа деятельности в
области воспитания обучающихся
определения целей и задач работы с семьей на основе результатов
наблюдений за ребенком и изучения особенностей семейного воспитания;
составления социального паспорта класса и психолого-педагогической
характеристики (портрета) личности обучающегося
организации и проведения мероприятий за пределами территории
образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);
проявления толерантного отношения к представителям разных
мировоззрений и культурных традиций;
проектирования сетевого воспитательного пространства;

Уметь

планирования взаимодействия в рамках сетевого воспитательного
пространства;
организации целенаправленного и содержательного взаимодействия с
учетом
возраста
и
уровня
профессионально-педагогической
подготовленности целевой аудитории
самостоятельного применения конструктивных способов разрешения
межличностных конфликтов различных видов
определения структуры детского коллектива и социально-психологического
климата в нем
применения активных методов привлечения семьи к решению проблем
семейного воспитания
находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать
его понимание и переживание обучающимися проектирование ситуаций и
событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
формировать и реализовывать образцы и ценности социального поведения,
навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
позитивные образцы поликультурного и толерантного общения;
использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для
решения воспитательных задач;
проявлять толерантное отношение к представителям разных мировоззрений
и культурных традиций;
организовать деятельность детей по социальному проектированию;
формулировать цели и задачи воспитания классного коллектива и отдельных
обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
планировать воспитательную деятельность;
разрабатывать программу воспитания на основе примерных программ;
оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к
условиям образовательной организации;
создавать условия для самоорганизации обучающихся в воспитательной
деятельности, использовать разнообразные методы, формы, средства
воспитания при проведении воспитательных мероприятий, акций, детских
социально значимых инициатив;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды
общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
создавать условия для развития ученического самоуправления,
формирования благоприятного психологического микроклимата и
сотрудничества обучающихся в классе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
использовать воспитательные возможности различных видов деятельности
ребёнка
диагностировать результаты реализации программы воспитания;
анализировать результаты реализации программы воспитания
находить и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой
(цифровой) образовательной среды, необходимые для воспитательной
работы с младшими школьниками;
систематизировать полученные знания в ходе изучения передового
педагогического опыта воспитательной работы с младшими школьниками;
применять и оценивать эффективность образовательных технологий,
используемых в процессе воспитания обучающихся

Знать

анализировать эффективность воспитательного процесса;
осуществлять самоанализ при организации воспитательного процесса;
осуществлять мониторинг и анализ современных психолого-педагогических
и методических ресурсов для профессионального роста в организации
воспитательной деятельности;
проектировать траекторию профессионального роста
организовывать взаимодействие с семьей и коллегами в разнообразных
формах (родительские собрания, педагогические советы, методические
совещания, беседы, консультации и т.д.);
консультировать родителей по вопросам семейного воспитания,
социального, психического и физического развития ребенка;
организовывать разнообразные формы взаимодействия с семьей
(родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать родителей
к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания обучающихся
формировать навыки толерантного поведения в изменяющейся
поликультурной среде;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей проектировать сетевое
воспитательное пространство;
планировать взаимодействие в рамках сетевого воспитательного
пространства;
организовать целенаправленное и содержательное взаимодействие с учетом
возраста и уровня профессионально-педагогической подготовленности
целевой аудитории;
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с
членами педагогического коллектива, представителями администрации по
вопросам воспитания обучающихся класса;
создавать детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников школы, учреждений
дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для
решения воспитательных задач;
организовывать взаимодействие с семьей и коллегами в разнообразных
формах (родительские собрания, педагогические советы, методические
совещания, беседы, консультации и т.д.);
транслировать передовой педагогический опыт посредством различных
форм интерактивного взаимодействия;
проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную
среду
определять условия, способы и приемы предупреждения конфликтов
выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения
оценивать целесообразность и эффективность использования различных
переговорных и посреднических процедур в ходе разрешения конфликтов
определять актуальное состояние семьи как субъекта образования,
выявлять причины возможных нарушений семейного воспитания, выявлять
отклонения и причины неблагополучия семейного воспитания
примерные программы воспитания и социализации обучающихся для
начального общего образования;
закономерности проектирования и реализации воспитательных программ;

нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций
и т.п.);
современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной
работы;
способы защиты достоинства и интересов обучающихся, оказавшихся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
теоретические и методические основы деятельности классного
руководителя;
образцы и ценности социального поведения, поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях;
основы методики воспитательной работы;
основные принципы деятельностного подхода в воспитании;
современные технологии воспитания;
особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего
образования;
возрастные особенности обучающихся на ступени начального общего
образования;
условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной
организации;
условия формирования благоприятного психологического микроклимата и
сотрудничества обучающихся в классе;
способы формирования коллектива класса и роль классного руководителя в
этом процессе;
педагогические и гигиенические требования к организации и проведению
различных видов воспитательной работы
методика педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных
результатов и формы их представления;
способы диагностики результатов воспитательной работы
способы систематизации и оценки педагогического опыта с позиции его
эффективности в организации воспитательной деятельности в начальном
общем образовании;
способы анализа и оценки эффективности образовательных технологий в
области воспитания обучающихся;
критерии эффективности применения педагогического опыта и
образовательных технологий в области воспитания обучающихся;
способы анализа и самоанализа профессионального саморазвития;
способы проектирования траектории профессионального и личностного
роста;
способы осуществления деятельности в соответствии с выстроенной
траекторией профессионального роста;
образовательные запросы общества и государства в области воспитания
обучающихся
особенности планирования, содержание, формы, методы и технологии
взаимодействия
с
родителями
обучающихся
(их
законными
представителями)
особенности социальной ситуации развития и воспитания в условиях
неопределенности;
особенности сетевого социального проектирования;
технологии сетевого взаимодействия;

технологии интерактивного взаимодействия с партнерами и коллегами;
задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия
с коллегами и социальными партнерами (организациями образования,
культуры, родителями, лицами их заменяющими) по вопросам воспитания
учащихся;
основы делового общения;
цели и специфику детских общественных организаций и объединений
федерального, регионального и иного уровня;
способы сотрудничества с другими педагогическими работниками и
другими специалистами в решении воспитательных задач;
задачи и содержание семейного, общественного и государственного
воспитания;
особенности современной семьи;
основы конфликтологии, психологии общения
теоретические основы и закономерности возникновения, предупреждения и
регулирования конфликтов различных видов
особенности протекания конфликтов в образовательной организации
особенности педагогических работников и родителей как участников
конфликтов в образовательной организации
базовые теории и понятия психологии семьи и семейного воспитания
специфику семьи как объект социокультурной среды развития ребенка,
субъекта образования

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 416 __________________________
в том числе в форме практической подготовки 332_________________
Из них на освоение МДК 224_________________
в том числе самостоятельная работа 4__________
практики, в том числе учебная 72_________________
производственная 108___________
Промежуточная аттестация 12____________

Наименования разделов
профессионального модуля

1

2

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09

Всего, час.

Объем профессионального модуля, ак. час.

Всего

Обучение по МДК
В том числе

Практики

Лабораторных
и практических
занятий

Самостоятельная
работа

Промежуточная
аттестация

Коды
профессиональных
и общих
компетенций

В т.ч. в форме практической
подготовки

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля

3

4

5

6

7

8

МДК.03.01. Современные
программы и технологии
воспитания обучающихся
начальных классов

72

44

72

44

0

0

МДК.01.02. Теоретические и
методические основы
деятельности классного
руководителя

80

52

80

44

4

8

МДК.В.03.03. Основы
конфликтологии

36

22

36

22

0

0

Учебная Производственная

9

10

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09

МДК.В.03.04. Психология
семьи и семейного
воспитания

36

22

Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего:

72
108
12
416

72
108
12
332

36

22

0

0

72
108
224

132

4

8

72

108

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)1
Наименование разделов
Объем, акад. ч / в
и тем
том числе
Содержание учебного материала,
профессионального
в форме
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
модуля (ПМ),
практической
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
междисциплинарных
подготовки, акад.
курсов (МДК)
ч
1
2
3
часы / часы
Раздел 1. Современные программы и технологии воспитания обучающихся начальных классов
72/44
МДК 03.01. Современные программы и технологии воспитания обучающихся начальных классов
22/16
Тема 1.1. Современные Содержание
6
программы воспитания Требования Федерального государственного образовательного стандарта к
организации ценностного содержания образовательного процесса. Ценности
на основе ценностного
и приобретение первоначального опыта деятельности младшим школьником
содержания
в части гражданско-патриотического воспитания духовно-нравственного
образовательного
воспитания; эстетического воспитания; физического воспитания;
процесса
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия;
трудового воспитания; экологического воспитания; ценности научного
познания.
Научно-методическое сопровождение ФГОС на едином информационном
ресурсе edsoo.ru.
Примерная программа воспитания: 1) личностное развитие младшего
школьника, 2) особенности организуемого в образовательной организации
воспитательного процесса, 3) виды, формы и содержание деятельности, 4)
основные направления самоанализа воспитательной работы
Примерная основная образовательная программа, одобренной решением
федерального научно-методического объединения, протокол 1/22 от
18.03.2022г.
Календарный план воспитательной работы образовательной организации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
16
1

Код ПК, ОК

4

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

По каждому разделу указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в
дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий. Тематика самостоятельной работы может приводиться
по выбору образовательной организации по разделу или по теме, при условии необходимости выделения части нагрузки для самостоятельного освоения, если такие
виды работ не являются обязательными, самостоятельные работы не указываются. Подробно перечисляются виды работ учебной и (или) производственной
практики. Если по профессиональному модулю предусмотрены курсовые проекты (работы), приводятся их темы, указывается содержание обязательных учебных
занятий и самостоятельной работы обучающихся

Тема 1.2. Организация
воспитательного
процесса в начальной
школе на основе
ценностного
содержания
образовательного
процесса

Практическое занятие 1. «Ценностное содержание образовательного
процесса»
Практическое занятие 2. «Изучение Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021г.
«Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта»)»
Практическое занятие 3. «Изучение методических материалов на едином
информационном ресурсе edsoo.ru»
Практическое занятие 4. «Изучение Примерной программы воспитания,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)
Практическое занятие 5 «Проектирование воспитательной программы для
начальной школы»
Содержание
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. Цель и
задачи воспитания, целевые приоритеты, целевые приоритеты в воспитании
обучающихся начальных классов. Единство учебной и воспитательной
деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. Направления
воспитательной деятельности в школе: «Ключевые общешкольные дела» вне
организации, на уровне образовательной организации, на уровне классов, на
уровне обучающихся; «Классное руководство»; «Курсы внеурочной
деятельности» (познавательная деятельность, художественное творчество,
проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность,
спортивно-оздоровительная деятельность, трудовая деятельность, игровая
деятельность);
«Школьный
урок»;
«Самоуправление»;
«Детские
общественные объединения»; «Экскурсии, экспедиции, походы»;
«Профориентация»; «Школьные медиа»; «Организация предметноэстетической среды»; «Работа с родителями»
Самоанализ воспитательной работы в общеобразовательной организации.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы. Основные
направления самоанализа воспитательной работы: результаты воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся; состояние организуемой в
школе совместной деятельности обучающихся и взрослых

2

2

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

4
4
4
26/12
14

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

Реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел,
поддержка традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе
Реализация потенциала классного руководства в воспитании обучающихся,
поддержка активное участие классных сообществ в жизни школы
Использование в воспитании обучающихся возможностей школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися
Инициирование и поддержка ученического самоуправления на уровне
школы и уровне классных сообществ
Совместная деятельность организаций по воспитанию обучающихся
начальных классов. Деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций
Организация для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализация
их воспитательного потенциала
Организация профориентационной работы с обучающимися
Организация работы школьных медиа, реализация их воспитательного
потенциала
Развитие предметно-эстетической среды школы и реализация ее
воспитательных возможностей
Личностное развитие обучающихся начальных классов. Организация работы
с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся
Принципы взаимодействия педагогических работников и обучающихся.
Основные традиции воспитания в образовательной организации
Воспитательные дела, события, мероприятия в начальной школе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6 «Разработка календарного плана воспитательной
работы в начальной школе»
Практическое занятие 7. «Решение кейсов по вопросам организации
воспитательной работы в начальной школе»
Практическое занятие 8. «Воспитательный потенциал современного урока»
Содержание

12
4
4
4
24/16

Тема 1.3. Современные
технологии воспитания
обучающихся
начальных классов

Воспитательные технологии и системы. Технология проектирования
воспитательного процесса. Воспитательная система школы: система
гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского; воспитательная
система А.С. Макаренко; воспитательная система Караковского. Школа
самоопределения и др.
Воспитательные дела: социально-ориентированные воспитательные дела,
этические воспитательные дела, эстетические и физкультурные
воспитательные дела, экологические и трудовые воспитательные дела.
Формы
воспитывающей
деятельности.
Методы
воспитывающей
деятельности.
Технологии воспитания: технология коллективных творческих дел Иванова
К.Д.; личностно-ориентированная технология; технология сотрудничества;
технология здоровьесбережения; технология проектного обучения;
технология
проблемного
обучения
в
воспитании;
технология
интерактивного воспитания; технология социального воспитания
подрастающего поколения; технология учебной деловой игры; технология
развития критического мышления; тьюторство – технология педагогической
поддержки; технология учебных дискуссий; технология создания ситуации
успеха; технология личностно-разевающего диалога; технология
индивидуального воспитания; технология группового воспитания; арттехнология; шоу-технология; игровые технологии; технология «Портфолио»
Методика работы с детским коллективом

8

В том числе практических занятий и лабораторных работ

16

Практическое
мероприятия»

4

занятие

9.

«Разработка

сценария

воспитательного

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

Практическое занятие 10 «Проектирование воспитательного процесса»

4

Практическое занятие
мероприятия»

4

11

«Наблюдение

и

анализ

воспитательного

Практическое занятие 12. «Решение педагогических задач»

Раздел 2. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
МДК 03.02. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Содержание
Классный руководитель как личность и профессионал

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

4

80/44
80/44
10/8
2

Нормативные документы, определяющие деятельность классного
руководителя
Общая характеристика деятельности классного руководителя. Функции,
права и критерии оценки деятельности классного руководителя Сущность и
значимость деятельности классного руководителя. Профессиональные и
личностные качества классного руководителя. Общая характеристика
деятельности классного руководителя.
Внеклассная воспитательная деятельность. Особенности, направления
организации внеклассной работы в деятельности классного руководителя.
Классный руководитель начальных классов в системе управления
воспитательной работы в школе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Изучение нормативных документов,
определяющих деятельность классного руководителя»
Тема 2.1. Общая
Практическое занятие 2. «Соотнесение компонентов педагогической
характеристика
деятельности классного деятельности с содержанием деятельности классного руководителя»
руководителя
Практическое занятие 3. «Задачи и формы взаимодействия классного
руководителя с различными специалистами в организации целостного
педагогического процесса»
Практическое занятие 4. Понятия внеурочной, внеклассной, урочной,
учебно-воспитательной деятельности: сходство, отличительные черты,
взаимосвязь
Практическое занятие 5. «Изучение методика работы учителя, позволяющей
ему ориентировать свои уроки на воспитание, на обеспечение личностных
результатов ребенка
Практическое занятие 6. «Самообразование в профессиональной
деятельности классного руководителя начальных классов»
Практическое занятие 7 «Проектирование модели ученического
самоуправления в начальной школе»
Практическое занятие 8. «Решение педагогических задач»
Тема 2.2. ПсихологоСодержание
педагогические основы Коллектив, формирование коллектива. Реализация воспитательных функций
деятельности классного коллектива. Стадии развития коллектива. Организация работы с детским
руководителя
коллективом.

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

8
1
1
1

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

1

1
1
1
1

34/26
8

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6

Комплексный подход и принципы соуправдения и самоуправления. Условия
развития ученического самоуправления в начальной школе.
Социализация младшего школьника. Условия успешной социализации.
Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.
Школьная дезадаптация. Особенности работы классного руководителя с
социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми
Особенности формирования благоприятного социально-психологического
микроклимата и сотрудничества обучающихся
Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с семьей
воспитанника. Характеристика и тенденции развития современной семьи.
Современные подходы взаимодействия классного руководителя с семьей
воспитанника. Методы изучения семьи. Организация совместной
деятельности с семьей. Алгоритм взаимодействия «школа – семья»
Основы делового общения в профессиональной деятельности классного
руководителя.
Методика работы классного руководителя с педагогическим коллективом
школы. Методика работы классного руководителя с родителями и лицами их
заменяющими
Интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей.
Социальная защита детей в деятельности классного руководителя.
Особенности планирования, содержание, формы и методы работы с
родителями (лицами их замещающими)
Конфликты, способы их профилактики и разрешения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. «Разработка и проведение интерактива с коллегами
по предложенной теме»
Практическое занятие 10. Способы формирования коллектива класса в
условиях инклюзивного образования.
Практическое занятие 11. «Способы развития способностей обучающихся
начальных классов через систему воспитательных мероприятий»
Практическое занятие 12. «Приемы педагогического воздействия на
обучающихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении,
воспитании и социализации»

ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

26
2
1
1
1

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

Практическое занятие 13 Способы профилактики формирования у
обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной
тревожности»
Практическое занятие 14. «Способы формирования ценности здоровья и
безопасного образа жизни»
Практическое занятие 15. «Способы сохранения и укрепления
психологического благополучия и психического здоровья обучающихся»
Практическое занятие 16. «Поддержка и сопровождение детскородительских отношений»
Практическое занятие 17. «Дифференциация и индивидуализация
воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития
обучающихся»
Практическое занятие 18. «Формирование коммуникативных навыков в
разновозрастной среду и среде сверстников»
Практическое занятие19. «Формирование психологической культуры
обучающихся в информационной среде»
Практическое занятие 20. «Разработка и проведение родительского собрания
по предложенной теме»
Практическое занятие 21. «Разнообразие форм взаимодействия с
родителями»
Практическое занятие 22. «Разработка мероприятия совместных семьей
воспитанника»
Практическое занятие 23. «Разработка сценария классно часа»
Практическое занятие 24 «Разработка и демонстрация интерактива с
родителями по предложенной теме»
Практическое занятие 25. Решение педагогических задач
Тема 2.3. Методические Содержание
основы деятельности
Социально-педагогическое сопровождение учащихся в деятельности
классного
классного руководителя.
руководителя.
Организационные основы деятельности классного руководителя.
Планирование
Проектирование
деятельности
классного
руководителя.
Формы
воспитательной работы воспитательной работы классного руководителя.
Примерный календарный план воспитательной работы
Планирование воспитательной работы. Назначение и функции плана.
Метод проектов воспитательной работе со школьниками

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
12/4

8

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного
процесса. Программа педагогического мониторинга
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление,
поддержка и сопровождение одаренных детей
Анализ воспитательной работы. Методика анализа форм воспитательной
работы
Документация классного руководителя
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 26. «Разработка плана воспитательной работы в
классе»
Практическое занятие 27. «Решение педагогических задач»
Практическое занятие 28. «Составление плана работы с родителями»

4
2
1
1

Тема 2.4. Результаты
воспитания,
социализации и
саморазвития
обучающихся

Содержание
1. Формирование у обучающихся основ российской гражданской
идентичности. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию
3. Формирование мотивации к познанию и обучению
4.Формирование ценностных установок и социально значимых качеств
личности
5.Стимулирование активного участия обучающихся в социально значимой
деятельности
Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальных классов.
Особенности духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
начальных классов. Методика организации духовно-нравственного
воспитания и развития в начальной школе.
Эстетическое воспитание обучающихся начальных классов. Методика
организации эстетического воспитания
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Трудовое воспитание. Профориентация в начальной школе.
Экологическое воспитание. Методика организации экологического
воспитания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

12/6
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

6

6

Практическое занятие 29. «Разработка сценария воспитательных
мероприятий гражданско-патриотического содержания»
Практическое занятие 30. «Разработка сценария воспитательных
мероприятий интеллектуального содержания»»
Практическое занятие 31. «Разработка сценария воспитательных
мероприятий духовно-нравственного содержания»»
Практическое занятие 32. «Разработка сценария воспитательных
мероприятий эстетического содержания»
Практическое занятие 33. «Разработка сценария воспитательных
мероприятий экологического содержания»»
Практическое занятие 34. «Разработка сценария воспитательных
мероприятий профориентационного содержания»

занятий
занятий
занятий
занятий
занятий

1
1
1
1
1

занятий
1

Раздел 3. Основы конфликтологии
МДК.В.03.03. Основы конфликтологии
Тема
3.1. Содержание
Теоретические основы Характеристика конфликта как социального явления. Основные понятия.
конфликтологии
Функции конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта.
Основные модели поведения личности в конфликте. Типы конфликтных
личностей. Классификация типов конфликтных личностей.
Основные типы конфликтов. Механизмы возникновения случайных и
неслучайных конфликтов. Конфликтогены. Правила бесконфликтного
поведения.
Типы конфликтов по составу противоборствующих сторон.
Межличностные
конфликты.
Внутригрупповые
конфликты.
Межгрупповые
конфликты.
Понятия,
причины,
последствия.
Внутриличностные конфликты. Понятие. Типология внутриличностных
конфликтов.
Стратегии поведения личности в конфликте. Основные стили поведения
личности в конфликте. Выбор конкретного стиля. Определение
собственного стиля.
Искусство критики в предотвращении конфликтов. Понятие критика.
Деструктивная и конструктивная критика. Признаки, мотивы. Правила

36/22
28/16
12

ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6
ОК 01, ОК 02,
ОК03, ОК 04, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

Тема
Педагогическая
конфликтология

конструктивной критики. Виды критических оценок. Искусство критики.
Убеждение как средство предотвращения и предупреждения конфликтов.
Убеждение, принуждение, компромисс. Правила убеждения в
конфликтном взаимодействии. Переговоры как средство разрешения
конфликтов.
Ассертивные техники в изложении своей позиции в условиях конфликта.
Ассертивный спор. Ассертивная защита своих прав. Ассертивная
просьба. Ассертивный спор. Медиация как способ разрешения
конфликтов. Способы и техники отстаивания своей позиции в
переговорном процессе. Способы и техники управления эмоциональным
состоянием в конфликте.
Управление конфликтами. Предупреждение конфликтов приемами
общения. Метод упреждающего комплимента. Эффективные приемы
слушания. Визуальный конфликт. Межличностное расстояние.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Анализ основных поведенческих характеристик
конфликтных личностей».
Практическое занятие 2. «Составление опорных схем основных категорий
конфликтов».
Практическое занятие 3. «Составление таблицы «Стратегии поведения
личности в конфликте».
Практическое занятие 4. «Составление правил по предупреждению
конфликтов».
Практическое
занятие
5.
«Составление
таблицы
факторов,
обуславливающих эффективность общения».
Практическое занятие 6. «Разнообразие форм и методов психологических
работ по предупреждению конфликта».
Практическая работа 7. «Составление правил эффективного общения и
рационального поведения в конфликтах».
Практическое занятие 8. «Решение ситуационных задач».
3.2. Содержание
Понятие и особенности педагогического конфликта. Причины
педагогических
конфликтов.
Проблема
ответственности
в
педагогическом конфликте. Алгоритм анализа педагогического
конфликта. Позиция педагога в конфликте. Позиция родителей в

16
2
2
2
2
2
2
2
2
8/6
2

конфликте. Позиция руководителя в конфликте. Правила общения
педагога в конфликте.
Условия конструктивного разрешения конфликтов в педагогическом
процессе. Типы конфликтных личностей. Особенности работы с ними.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. «Изучение особенностей управления
конфликтами в образовательной организации».
Практическое занятие 10. «Решение ситуационных задач».
Практическое занятие 11. Самооценка готовности к конструктивному
взаимодействию в образовательной организации.
Раздел 4. Психология семьи и семейного воспитания
МДК.В.03.04. Психология семьи и семейного воспитания
Тема 4.1. Семья как Содержание
субъект образования
Семья как объект научного исследования, социокультурная среда
развития ребенка, субъект образования. Динамика представлений о семье
и ее образовательных возможностях. Психологическая характеристика
современной семьи как субъекта образования. Законодательная база
современной семьи. Первостепенность семьи в формировании личности
ребенка. Семья и другие социальные институты образования. Понятие о
воспитательном потенциале семьи.
Цели, задачи, принципы семейного воспитания. Содержание семейного
воспитания. Основные механизмы семейного воспитания: подкрепление,
идентификация, понимание. Меры воздействия в семейном воспитании.
Методы воспитания: метод внушения, метод убеждения, практикование,
методы поощрения и наказания. Типы семейного воспитания. Факторы,
определяющие эффективность семейного воспитания. Типичные ошибки
семейного воспитания. Причины нарушений в поведении ребенка.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Разработка карты психолого-педагогического
обследования семьи
Практическое занятие 2. Составление характеристики семьи на основе
данных анкеты.
Практическое занятие 3. Разработка рекомендаций для родителей по
укреплению детско-родительских отношений.

6
2
2
2

36/22
16/12
4

12
2
2
2

Тема 4.2. Личность
родителя как важнейшее
условие
реализации
семейного воспитания.

Тема 4.3. Конфигурация
семьи и ее влияние на
процесс и результат
семейного воспитания

Тема
4.4.
Методы
изучения
эффективности
семейного воспитания

Практическое занятие 4. Разработка памятки для родителей «Ошибки
семейного воспитания».
Практическое занятие 5. Разработка буклета для родителей «Воспитание
ребенка начинается в семье».
Практическое занятие 6. Решение ситуационных задач.
Содержание
Понятие о родительстве. Формирование родительской позиции в период
ожидания ребенка. Родительское отношение. Родительское отношение к
ребенку от рождения до 1 года, раннем и дошкольном возрасте.
Специфика родительского отношения к ребенку в младшем школьном,
подростковом и юношеском возрасте. Понятие о родительском
авторитете. Типы родительского авторитета. Разновидности ложного
родительского авторитета. Воспитательная компетентность родителей.
Мать как субъект воспитания. Отец как субъект воспитания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Анализ функций родителей и функций ребенка
в семьях с детьми раннего, дошкольного, младшего школьного,
подросткового и юношеского возраста с оформлением данных в таблицу.
Содержание
Понятие о конфигурации семьи. Воспитательные роли прародителей в
современной семье. Воспитательная ситуация в неполной семье.
Особенности семейного воспитания в семьях с разным количеством детей
(однодетной, двухдетной семье, многодетной). Специфика воспитания
близнецов. Гендерный аспект в семейном воспитании. Особенности
семейного воспитания в семьях «риска». Дисфункциональные семьи и
воспитание детей. Особенности семейного воспитания в приемной семье.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Разработка картотеки методов и приемов
семейного воспитания
Содержание
Общие требования к диагностике эффективности семейного воспитания.
Диагностика типов (стилей) семейного воспитания: опросник АСВ Э.Г.
Эйдемиллера и В. Юстицкиса, методика PARI (parental attitude research
instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, опросник для исследования

2
2
2
6/2
4

2
2
4/2
2

2
2
4/2
2

эмоциональной
стороны
детско-родительского
взаимодействия
Е.И.Захаровой, опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М.
Марковской и др. Методы исследования личности родителя: техники
репертуарных решеток Д. Келли для, методика исследования ролевых
паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП) Ю. В.
Александровой, опросник исследования самоотношения личности С.Р.
Пантилеева, опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина;
стандартизированный многофакторный метод исследования личности
(СМИЛ) Л.Н. Собчик), методика «Особенности самосознания матери»
Н.Н. Васягиной и др. Проективные методы исследования особенностей
семейного воспитания: тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.
Бернса и С. Кауфмана, методика «родительское сочинение» О.А.
Карабановой, методика Рене Жиля и др.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Подбор и оформление комплекса методов
диагностики для изучения семьи и особенностей семейного воспитания.
Тема 5. Психолого- Содержание
педагогические
Понятие о психолого-педагогическом сопровождении семьи как субъекта
технологии
образования. Роль психолога в повышении воспитательного потенциала
оптимизации семейного семьи. Зарубежные технологии и программы психолого-педагогического
воспитания
сопровождения семьи: родительские группы (А. Адлер, Т. Гордон, Р.
Дрейкус, Х. Джайнотт и др.). Опыт отечественных психологов психологопедагогического сопровождения родителей: диалогический подход (О.Е.
Смирнова, М.Ю. Колпакова, Е. А. Тетерлева и др.) когнитивноповеденческий подход (А.С. Спиваковская И.М. Марковская и др.),
субъектно-деятельностный подход (Н.Н. Васягина, Р.В. Овчарова и др.).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Разработка методических рекомендаций
«Педагогическое сопровождение семейного воспитания».
Практическое занятие 11-12. Решение ситуационных задач.
Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела МДК.01.02. Теоретические и
методические основы деятельности классного руководителя:
1.
Разработка воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия семьи,
образовательных и иных организаций.

2
2
6/4
2

4
2
2
8

.

Учебная практика МДК 03.02
Виды работ

Планирование деятельности классного руководителя

Анализ процесса и результатов проведения внеклассного мероприятия (на основе
видеоматериалов)

Планирование внеклассных мероприятий (тематический классный час, организованный
досуг)

Проведение фрагментов внеклассных мероприятий

Подбор методов педагогической диагностики

Составление плана работы с родителями

Анализ результатов работы с родителями

Разработка воспитательных мероприятий

Разработка сценария классного часа

Разработка интерактива с коллегами

Разработка интерактива с родителями

Разработка сценария родительского собрания
Производственная практика МДК 03.02
Виды работ

Анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка
предложений по их коррекции.

Планирование внеклассных мероприятий (разработка конспекта классного часа /
организованного досуга).

Организация и проведение внеклассных мероприятий.

Наблюдение, анализ, самоанализ воспитательных занятий, воспитательных мероприятий.

Проведение педагогической диагностики отдельно взятого ребенка. Проведение
педагогического наблюдения за отдельно взятым ребенком. Интерпретация результатов
педагогической диагностики отдельно взятого ребенка.

Определение целей и задач, планирование работы с отдельно взятой семьей по результатам
наблюдения за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания.

72

108


Участие в организации и проведении родительских встреч, бесед, консультаций.

Участие в организации общешкольных мероприятий.

Планирование внеклассных мероприятий.

Наблюдение за детьми, проведение педагогической диагностики временного детского
коллектива

Составление психолого-педагогической характеристики временного детского коллектива.
Курсовой проект (работа)
Тематика курсовых проектов (работ)2
1.
Формирование у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
2.
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания младших школьников.
3.
Коллективно-творческая деятельность как средство гражданского воспитания младших
школьников.
4.
Технология коллективно-творческого дела как средство формирования духовнонравственных качеств личности младших школьников.
5.
Проектная деятельность как средство формирования личностных результатов младших
школьников.
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
1. …
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)3
1. …
Учебная практика
Виды работ
1. Наименование темы»
Производственная практика
Виды работ
1. Наименование темы
Всего

2

416

Указать, является ли выполнение курсового проекта (работы) по модулю обязательным или обучающийся имеет право выбора: выполнять курсовой проект по
тематике данного или иного профессионального модуля(ей) или общепрофессиональной дисциплине(-ам)
3
Указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных
источников, проведение исследования

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности.
Лаборатории «Информатики и информационно-коммуникационных технологий,
оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной программы по специальности.
Мастерские Мастерская по компетенции «Преподавание в младших классах»,
оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.4 образовательной программы по данной специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов
П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.
2. Классное руководство: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
под ред. В.П. Сергеевой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,
2019. – 320 с.
3. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе:
учебник для учреждений СПО / Шашенкова Е.А., Никитина Э.К., Воробьева Н.А. и др. – М.:
Издательский центр «Академия», 2022. – 256 с.
4. Работа с детьми особых образовательных потребностей. Методические
рекомендации под ред. Н.Ф. Виноградовой. – Москва, 2021.
5. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Теория и методика воспитания детей младшего
школьного возраста: учебное пособие для учреждений СПО. – 4-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2020. – 320 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бунтовская,
Л. Л. Конфликтология:
учебное
пособие
для
среднего
профессионального образования / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 144 с.
2. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для среднего
профессионального образования / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 291 с.
3. Классное руководство: учебное пособие для среднего профессионального
образования / И.Ф.Исаев [и др.]; под ред. И.С. Исаева. – 2 изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2023 г. – 342 с.
4. Леонов, Н. И. Конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. И. Леонов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. –
395 с.
5. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова. – 2-е изд., испр. и
доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.
6. Чернова, Г. Р. Конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2023. – 203 с.

3.2.3. Дополнительные источники
1. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве:
практическое пособие / Н. Е. Щуркова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2023. – 165 с.
Щуркова, Н. Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Н. Е. Щуркова. – 5-е изд., испр. и
доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 167 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по

Критерии оценки

Знание более одного
способа решения
профессиональной задачи.
Аргументация выбора
конкретного способа

Соответствие найденной
информации заданной теме
(задаче).
-владение разными
способами представления
информации
- результативность и
оперативность поиска
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития;
- объективный анализ
найденной информации;
- использование широкого
спектра современных
источников информации, в
том числе Интернета при
решении профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития
- глубина интереса к
самообразованию,
повышению квалификации
в контексте
профессионального
развития;
- полнота и адекватность
самоанализа и самооценки

Методы оценки

Решение педагогических
ситуаций
Кейс-задачи
Устный опрос
Защита проекта программы
воспитания
Защита методического
портфолио
Экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе педагогической
практики
Устные выступления с
презентацией
Защита проектов
Защита траектории
профессионального роста
Представление наиболее
эффективных практик
воспитательной работы

Защита траектории
профессионального роста
Экспертная оценка
выбранного способа
профессионального развития
Проект социального
партнерства

финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

- обоснованность целей
собственного
профессионального и
личностного развития;
- полнота информации,
отобранной для
профессионального и
личностного развития;
- целесообразность
выбранных форм и методов
саморазвития и
самообразования,
повышения квалификации

Демонстрация результатов
деятельности в условиях
коллективной и командной
работы в соответствии с
заданной задачей.
Объективность оценки
собственного вклада в
достижение командного
результата
- успешность применения
коммуникационных
способностей на практике;
- соблюдение принципов
профессиональной этики;
- владение способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в коллективе
ОК 0.5 Осуществлять устную - использование вербальных
и письменную
и невербальных способов
коммуникацию на
коммуникации на
государственном языке
государственном языке с
Российской Федерации с
учетом особенностей и
учетом особенностей
различий социального и
социального и культурного
культурного контекста; контекста
соблюдать нормы
самостоятельность выбора
стиля монологического
высказывания в
зависимости от его цели и
целевой аудитории и с
учетом особенностей и
различий социального и
культурного контекста;
ОК 06. Проявлять
- осознанность и глубина
гражданско-патриотическую проявления гражданскопозицию, демонстрировать
патриотических чувств и
осознанное поведение на
позиции в ходе
основе традиционных

Экспертное наблюдение за
обучающимся в ходе
выполнения практических
(проектных,
исследовательских) парных
(групповых) заданий;
Самоанализ и самооценка
деятельности в паре, группе,
команде
Оценка практических
(проектных,
исследовательских) парных
(групповых) заданий

Экспертное наблюдение за
выполнением работ
Портфолио.
Реферат.
Эссе.
Отчет по проектноисследовательской работе
студентов.

Отражение ценностного
содержания в разработанных
конспектах уроков и
внеурочных занятий,
родительских собраний,

общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

профессиональной
деятельности;
- полнота и осознанность
социальной значимости
педагогической профессии;
- сформированность и
осознанность системы
материально-духовных
ценностей;
- точность соблюдения норм
поведения, принятых в
обществе.

консультаций для
обучающихся и их
родителей (законных
представителей),
воспитательных
мероприятий.
Анализ воспитательного
потенциала урока и
внеурочного занятия.
Экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе занятий, учебной и
производственной практики

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

- сохранение окружающей
среды и соблюдения норм
экологической
безопасности;
- определение направлений
ресурсосбережения в
рамках профессиональной
деятельности;
- соблюдение правил
экологической безопасности
при ведении
профессиональной
деятельности;
- определение путей
обеспечения
ресурсосбережения;
- выбора действий и форм
поведения в чрезвычайных
ситуациях;
- соблюдение требований
безопасности
жизнедеятельности, охраны
труда при организации
образовательного процесса.
- эффективность поиска
необходимой информации в
российских и зарубежных
источниках: нормативноправовой документации,
стандартах
- объективность анализа и
эффективность применения
в профессиональной
деятельности информации,
содержащейся в
документации
профессиональной области

Кейс-метод.
Проектные задания.
Реферат.
Презентация.

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Экспертное наблюдение за
выполнением работ
Оценка соблюдения правил
оформления документов и
построения устных
сообщений на
государственном языке
Российской Федерации
Реферат.
Отчет по проектной работе
студентов.
Кейс-метод.

ПК 3.1 Проектировать и
реализовывать современные
программы воспитания на
основе ценностного
содержания
образовательного процесса

Учет требований ФГОС,
примерной образовательной
программы и примерной
программы воспитания при
проектировании рабочей
программы воспитания.
Обоснованность выделения
ценностного аспекта
учебного знания и
информации
Конкретность,
диагностичность,
достижимость цели
воспитания при
проектировании программы
воспитания и
воспитательных
мероприятий
Адекватность выбранных
методов и средств
воспитания для реализации
программы

Защита проекта «Традиции
образовательной
организации»
Защита проекта
«Ученическое
самоуправление в школе»
Аналитический обзор
программ воспитания
Контрольная работа
Защита проекта рабочей
программы воспитания по
инвариантным
направлениям: урочная
деятельность; внеурочная
деятельность, классное
руководство, основные
школьные дела,
внешкольные мероприятия;
организация предметнопространственной среды;
взаимодействие с
родителями (законными
представителями);
самоуправление;
профилактика и
безопасность; социальное
партнерство;
профориентация.
Анализ воспитательного
потенциала содержания
обучения в начальной школе
Творческое представление
плана воспитательной
работы (для обучающихся и
для родителей (законных
представителей)
обучающихся)
Защита методического
портфолио по инвариантным
направлениям
воспитательной работы.
Аналитический обзор
воспитательных систем в
образовательной
организации
Творческое представление
проекта воспитательной
системы школы
Демонстрация приемов
организации различных
видов общественнополезной деятельности

Экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе занятий, учебной и
производственной практики
Проект включения в рабочие
программы по учебным
предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров
результатов воспитания, их
учёт в определении
воспитательных задач
уроков, занятий;
Анализ программ
внеурочной деятельности с
точки зрения их
соответствия целевым
ориентирам воспитания
Демонстрация варианта
разработки правил
поведения в классе
совместно с обучающимися
Демонстрация приемов
технологии установления
доверительных отношений в
классе
Демонстрация фрагмента
мини-педсоветов для
решения конкретных
проблем класса, интеграции
воспитательных влияний
педагогов на обучающихся,
привлечение учителейпредметников к участию в
классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать
и понимать обучающихся,
общаясь и наблюдая их во
внеучебной обстановке,
участвовать в родительских
собраниях класса
Решение кейс-задач,
решение педагогических
ситуаций
Защита методического
портфолио «Нормативноправовое и методическое
обеспечение деятельности
классного руководителя»
ПК 3.2 Анализировать
процесс и результаты

Анализ
воспитательного Составление
процесса осуществляется в педагогического

карты

реализации программы
воспитания

соответствии с целевыми
ориентирами
результатов
воспитания, личностными
результатами обучающихся
на
уровнях
начального
общего
образования,
установленными
соответствующим ФГОС.

ПК 3.3 Систематизировать и
оценивать педагогический
опыт и образовательные
технологии в области
начального общего
образования с позиции
эффективности их
применения в области
воспитания обучающихся

- полнота и точность
анализа педагогического
опыта и образовательных
технологий
- предложения по
усовершенствованию
эффективности внеурочной
деятельности в
соответствии с
педагогическими,
гигиеническими,
специальными
требованиями.

ПК 3.4 Выстраивать
траекторию
профессионального роста на

Осуществляет анализ
внеурочного занятия,
самоанализ деятельности

наблюдения
Проект
индивидуальной
работы с обучающимися
класса по ведению личных
портфолио, в которых они
фиксируют свои учебные,
творческие,
спортивные,
личностные достижения;
Оценка
динамики
личностного развития
Анализ
воспитательного
мероприятия
Экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе занятий, учебной и
производственной практики
Заполнение диагностической
карты
и
построение
индивидуальной программы
сопровождения
для
обучающихся
Составление характеристики
обучающегося
Устные выступления с
презентацией
Защита проектов
Представление наиболее
эффективных практик
организации воспитательной
деятельности
Оценка выполнения
практических работ
Защита методического
портфолио
Экспертная оценка решения
кейс-задач
Творческое представление
образовательной технологии
(видеофильм, деловая игра,
мультфильм и т.п.)
Круглый стол
Участие в проблемном
семинаре
Экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе занятий, учебной и
производственной практики.
Письменный отчет по
итогам педагогической
практики.

основе результатов анализа
эффективности
воспитательной
деятельности и самоанализа

ПК 3.5 Осуществлять
педагогическое просвещение
и сопровождение родителей
обучающихся (их законных
представителей)

ПК 3.6 Организовывать
взаимодействие с
субъектами
образовательного процесса
для решения задач
воспитания (родителями
обучающихся (их законными
представителями),
коллегами, представителями
учреждений культуры,
спорта, здравоохранения и
т.п.)

при подготовке и
проведении внеурочного
занятия.
Траектория
профессионального роста
связана с результатами
анализа и самоанализа
деятельности.
Обоснованность выбора
содержания
просветительской работы.
Разнообразие методов, форм
и средств педагогического
просвещения.

Обоснованность выбора
социального партнера для
решения задач воспитания.
Соответствие цели и
содержания социального
партнерства целевым
ориентирам программы
воспитания.

Карта анализа и самоанализа
занятия
Защита траектории
профессионального роста
Самодиагностика,
тестирование.

Разработка
содержания
регулярных
родительских
собраний
Проект
создания
и
организации
работы
родительского
комитета
класса,
Проект
привлечения
родителей
(законных
представителей),
членов
семей
обучающихся
к
организации и проведению
воспитательных
дел,
мероприятий в классе и
общеобразовательной
организации;
Демонстрация фрагментов
родительских
собраний
просветительского характера
Демонстрация
фрагмента
консультации для родителей
Экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе занятий, учебной и
производственной практики.
Паспорт проекта сетевого
воспитательного
взаимодействия
Анализ и обобщение опыта
социального партнерства в
решении задач воспитания
Творческая защита паспорта
социального партнерства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».