ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии

Приложение 3.34
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии»

2023 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии»
является обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.2, ПК 1.8
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Дисциплинарные результаты
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.2.
ПК 1.8

 применять
на
практике
теоретические знания по воспитанию и
обучению детей с отклонениями в
развитии;
 определять приемы и содержание
коррекционно-педагогической работы
с учетом типичных затруднений и
индивидуальных особенностей детей с
отклонениями в развитии;
анализировать
специальную
литературу
 подбирать формы, дидактические
средства
коррекционнопедагогической работы с учетом
знаний индивидуальных особенностей
детей с отклонениями в развитии;
 применять методы изучения детей
с отклонениями в развитии;

- осуществлять объективную оценку
достижения
образовательных
результатов обучающихся с сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями здоровья на основе
тестирования и других методов
контроля с учетом их возможностей,
неравномерности
индивидуального
психического развития
- составлять (совместно с психологом и
другими специалистами) психологопедагогическую
характеристику
обучающегося
с
ограниченными
возможностями здоровья.

 историю становления и развития
теории и практики воспитания и
обучения детей с отклонениями в
развитии;
 особенности
психического
развития детей младшего школьного
возраста при нарушенном развитии;

 цели, задачи, принципы, формы,
методы и содержание специальной
педагогики;

 законодательные
акты
и
нормативно-правовые документы по
организации и функционированию
специализированных ОО;
 особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья;

-содержание программ обучения и
воспитания детей с нарушениями
интеллекта, речи, зрения, слуха,
опорно-двигательного
аппарата,
эмоционально-личностных

- использовать специальные подходы в
обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья
- применять методы и приемы работы с
одаренными детьми и имеющими
выдающиеся способности
организовывать
урочную
и
внеурочную деятельность с детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья в соответствии с нормами и
правилами

отношений и поведения, задержкой
психического
развития
в
специализированном ОО
 организацию
и
условия
проведения
коррекционнопедагогической работы;
- способы профилактики возможных
трудностей адаптации обучающихся

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия (если предусмотрено)

16

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

0
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Общие вопросы специальной педагогики
Тема 1.1. Основные
Содержание
термины и понятия
1. Понятийный аппарат специальной педагогики. Объект, предмет,
специальной
цель и задачи специальной педагогики. Принципы и методы
педагогики
специальной педагогики: основные направления коррекционнопедагогической деятельности. Предметные области специальной
педагогики.
2. Основные задачи специальной педагогики и специальной
психологии. Предметные области специальной педагогики и
психологии. Связь специальной педагогики и специальной психологи
с другими науками
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие 1. Анализ сложившихся и
формирующихся отраслей коррекционной педагогики.
2. Практическое занятие 2. Современные подходы к построению
системы коррекционной помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом
(анализ статей журналов и составление тезисов по проблеме
организации коррекционно-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии).
Тема 1.2.
Содержание
Специальное
Понятие о «норме» и «отклонении». Этиология и патогенез
образование лиц с
отклоняющегося развития.
Структура нарушенного развития.
особыми
Первичные и вторичные отклонения в развитии. Общие и
специфические
закономерности
отклоняющегося
развития.

Объем, акад. ч / в
том числе
в форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
12/7
4/2

1

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК 1.2,
ПК 1.8

1
2
1

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06

1
6/4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

образовательными
потребностями

Классификация основных видов дизонтогенеза. Понятия коррекции,
компенсации, реабилитации, абилитации. Формы организации
специального обучения. Средства обеспечения коррекционнообразовательного процесса в системе специального образования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Изучение содержания диагностических
карт для обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализ
продуктов деятельности детей с ОВЗ разных нозологических групп.
Практическое занятие 4. Методы психолого-педагогического
исследования детей с ограниченными возможностями здоровья
(изучение специфики применения методов при психологопедагогическом
исследовании
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья разных нозологических групп).
Тема 1.3.
Содержание
Современная система
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь.Опыт
специальных
организации ранней помощи за рубежом и в России. Перспективы
образовательных
развития коррекционного образования. Создание государственной
услуг
системы ранней помощи лицам с ограниченными возможностями
здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Решение проблемы подготовки к
обучению в школе и преемственности дошкольного и начального
общего образования детей с отклонениями в развитии в современной
системе образовательных учреждений.
Раздел 2. Современные педагогические системы образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью
Тема 2.1. Специальное Содержание
образование детей с
Умственная отсталость: понятие, классификация, особенности
задержкой
психического развития детей.
ЗПР: понятие, классификация,
психического развития особенности психического развития детей.
и с нарушением
Особые образовательные потребности детей с умственной
умственного развития отсталостью и ЗПР.

4
2

2
2/1

1

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

1
1
24/11
5/1
2
1

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

Особенности организация коррекционно-развивающего обучения
детей с умственной отсталостью и ЗПР. Дифференциальная
диагностика умственной отсталости и ЗПР.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Характеристика основных направлений
коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми 1
дошкольниками, с детьми младшего школьного возраста.
Тема
2.2. Содержание
Педагогическая
Причины и виды речевых нарушений.
помощь
детям
с Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
тяжелыми
Нарушение речи, классификация речевых нарушений у детей.
нарушениями речи
Особенности психического развития детей с нарушением речи.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Составление схемы клиникопедагогической и психолого-педагогической классификации
нарушений речи.
Практическое занятие 8. Составление рекомендаций для учителя на
тему «Обучение детей с проблемами овладения письмом и чтением».
Тема 2.3. Специальное Содержание
образование лиц с
Типы специальных образовательных учреждений для детей с
нарушением слуха
нарушением слуха.
Бисенсорная система обучения детей с нарушением слуха.
Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми с
нарушением слуха. Нарушение слуха: понятие, классификация,
особенности психического развития детей. Особые образовательные
потребности детей с нарушением слуха.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
9.
Психолого–педагогическая
характеристика детей с нарушением слуховой функции.
Практическое занятие 10. Педагогические условия профилактики и
коррекции вторичных отклонений в развитии.
Содержание

1
1

4/2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
1
3
1
1
3/2

1

2
1
1
4/3

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

Тема 2.4.
Педагогические
системы образования
лиц с нарушением
зрения

Тема 2.5. Система
специализированной
помощи детям с
нарушением опорнодвигательного
аппарата

Тема 2.6.
Коррекционнопедагогическая
помощь детям с
недостатками
эмоциональноличностных

Причины и последствия нарушения зрения, способы компенсации.
Типы специальных образовательных учреждений для незрячих и
слабовидящих детей.
Индивидуальный подход к детям с нарушением зрения в условиях
массовых образовательных учреждений. Нарушение зрения: понятие,
классификация, особенности психического развития детей. Особые
образовательные потребности детей с нарушением зрения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Составление схемы «Врожденные и
приобретенные причины нарушений зрения». Составление
рекомендаций по предупреждению нарушений зрения.
Практическое занятие 12. Психолого–педагогическая
характеристика детей с нарушением зрительной функции.
Содержание
Сеть специализированных учреждений для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата. Задачи и основные направления
психолого–педагогической помощи детям с ДЦП.
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Структура
двигательного
дефекта.
Детский
церебральный
паралич:
классификация параличей, особенности психического развития детей
с ДЦП. Особые образовательные потребности детей с НОДА
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Анализ «Индивидуальной программы
реабилитации ребенка с нарушением опорно–двигательного
аппарата».
Содержание
Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических
чертах личности. Причины аутизма. Возможности развития,
образования и социализации детей с РАС. Коррекционнопедагогическая помощь при РАС.
Расстройства аутистического спектра (РАС) как вид искаженного
развития. Особенности психического развития детей с РАС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

2
1

1
2/1
1

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,

1
1

3/2
1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

Практическое занятие 13. Характеристика основных зарубежных и
отечественных подходов к коррекции РАС.
Практическое занятие 14. Изучение практических рекомендаций,
разработанных А.В. Хаустовым: «Формирование коммуникативных
навыков у детей с аутизмом». Разработка и представление
побуждающих к вербальной имитации и вербальной
самостоятельности ситуаций детей с РАС.
Тема 2.7. Специальное Содержание
образование детей с
Система коррекционной помощи детям со сложными нарушениями
тяжелыми и
развития. Система государственной поддержки детей с тяжелыми и
множественными
множественными нарушениями.
нарушениями
отношений и
поведения

Промежуточная аттестация
Всего

1
1

3/0
3

2
36/18

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией
Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. —
285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00393-2. — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/490616 (дата обращения: 13.08.2022).
2. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование
образовательных программ: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12535-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/498974 (дата обращения: 13.08.2022).
3. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.метод, комплекс / Т.Г. Неретина. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 376 с. - ISBN
978-5-9765-0127-0.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1040130 (дата обращения: 13.08.2022). – Режим доступа:
по подписке.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
 применять на практике теоретические знания по
воспитанию и обучению детей с отклонениями в
развитии; - составлять (совместно с психологом и другими
специалистами)
психолого-педагогическую
характеристику
обучающегося
с
ограниченными
возможностями здоровья.
 определять приемы и содержание коррекционнопедагогической работы с учетом типичных затруднений и
индивидуальных особенностей детей с отклонениями в
развитии;
анализировать специальную литературу
 подбирать
формы,
дидактические
средства
коррекционно-педагогической работы с учетом знаний
индивидуальных особенностей детей с отклонениями в
развитии;
 применять методы изучения детей с отклонениями в
развитии;
- осуществлять объективную оценку достижения
образовательных результатов, обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов контроля с учетом
их возможностей, неравномерности индивидуального
психического развития
- использовать специальные подходы в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья
- применять методы и приемы работы с одаренными
детьми и имеющими выдающиеся способности

Критерии оценки

Методы
оценки
демонстрирует
Устный
знание психолого- опрос
педагогических
Экспертная
основ
оценка на
педагогического
практическом
мастерства,
его занятиях
компонентов
и Тестирование
элементов
педагогической
техники; основных
понятий,
особенностей
приемов
педагогического
воздействия

Оценка
Демонстрирует
результатов
- организовывать урочную и внеурочную деятельность с умение:
выполнения
детьми с ограниченными возможностями здоровья в анализировать
уровень
своих практической
соответствии с нормами и правилами
работы
способностей,
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
личностных
и
Экспертное
 историю становления и развития теории и практики профессиональных
наблюдение
воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; качеств,
за
ходом
 особенности психического развития детей младшего оперировать
выполнения
знаниями
в
школьного возраста при нарушенном развитии;
практической
 цели, задачи, принципы, формы, методы и практической
работы
ситуации,
развивать
содержание специальной педагогики;
Оценка
 законодательные акты и нормативно-правовые навыки
результатов
самоконтроля,
документы по организации и функционированию
выполнения
самоанализа;
специализированных ОО;
практической
анализировать
 особые образовательные потребности обучающихся с
различные
подходы
работы
ограниченными возможностями здоровья;
к
-содержание программ обучения и воспитания детей с учёных
Экспертное
определению
нарушениями интеллекта, речи, зрения, слуха, опорнонаблюдение
двигательного аппарата, эмоционально-личностных понятия
за
ходом

отношений и поведения, задержкой
развития в специализированном ОО

психического «педагогическое
выполнения
мастерство»;
практической
работы
использовать
вербальные
и
невербальные
способы
при
взаимодействии с
детьми;
находить
пути
самообразования и
самосовершенствов
ания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».