Приложение 3.34
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.14 Основы специальной педагогики и психологии»
является обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.2, ПК 1.8
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Дисциплинарные результаты
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 1.2.
ПК 1.8
применять
на
практике
теоретические знания по воспитанию и
обучению детей с отклонениями в
развитии;
определять приемы и содержание
коррекционно-педагогической работы
с учетом типичных затруднений и
индивидуальных особенностей детей с
отклонениями в развитии;
анализировать
специальную
литературу
подбирать формы, дидактические
средства
коррекционнопедагогической работы с учетом
знаний индивидуальных особенностей
детей с отклонениями в развитии;
применять методы изучения детей
с отклонениями в развитии;
- осуществлять объективную оценку
достижения
образовательных
результатов обучающихся с сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями здоровья на основе
тестирования и других методов
контроля с учетом их возможностей,
неравномерности
индивидуального
психического развития
- составлять (совместно с психологом и
другими специалистами) психологопедагогическую
характеристику
обучающегося
с
ограниченными
возможностями здоровья.
историю становления и развития
теории и практики воспитания и
обучения детей с отклонениями в
развитии;
особенности
психического
развития детей младшего школьного
возраста при нарушенном развитии;
цели, задачи, принципы, формы,
методы и содержание специальной
педагогики;
законодательные
акты
и
нормативно-правовые документы по
организации и функционированию
специализированных ОО;
особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
-содержание программ обучения и
воспитания детей с нарушениями
интеллекта, речи, зрения, слуха,
опорно-двигательного
аппарата,
эмоционально-личностных
- использовать специальные подходы в
обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья
- применять методы и приемы работы с
одаренными детьми и имеющими
выдающиеся способности
организовывать
урочную
и
внеурочную деятельность с детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья в соответствии с нормами и
правилами
отношений и поведения, задержкой
психического
развития
в
специализированном ОО
организацию
и
условия
проведения
коррекционнопедагогической работы;
- способы профилактики возможных
трудностей адаптации обучающихся
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия (если предусмотрено)
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
0
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Общие вопросы специальной педагогики
Тема 1.1. Основные
Содержание
термины и понятия
1. Понятийный аппарат специальной педагогики. Объект, предмет,
специальной
цель и задачи специальной педагогики. Принципы и методы
педагогики
специальной педагогики: основные направления коррекционнопедагогической деятельности. Предметные области специальной
педагогики.
2. Основные задачи специальной педагогики и специальной
психологии. Предметные области специальной педагогики и
психологии. Связь специальной педагогики и специальной психологи
с другими науками
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие 1. Анализ сложившихся и
формирующихся отраслей коррекционной педагогики.
2. Практическое занятие 2. Современные подходы к построению
системы коррекционной помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом
(анализ статей журналов и составление тезисов по проблеме
организации коррекционно-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии).
Тема 1.2.
Содержание
Специальное
Понятие о «норме» и «отклонении». Этиология и патогенез
образование лиц с
отклоняющегося развития.
Структура нарушенного развития.
особыми
Первичные и вторичные отклонения в развитии. Общие и
специфические
закономерности
отклоняющегося
развития.
Объем, акад. ч / в
том числе
в форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
12/7
4/2
1
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК 1.2,
ПК 1.8
1
2
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06
1
6/4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
образовательными
потребностями
Классификация основных видов дизонтогенеза. Понятия коррекции,
компенсации, реабилитации, абилитации. Формы организации
специального обучения. Средства обеспечения коррекционнообразовательного процесса в системе специального образования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Изучение содержания диагностических
карт для обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализ
продуктов деятельности детей с ОВЗ разных нозологических групп.
Практическое занятие 4. Методы психолого-педагогического
исследования детей с ограниченными возможностями здоровья
(изучение специфики применения методов при психологопедагогическом
исследовании
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья разных нозологических групп).
Тема 1.3.
Содержание
Современная система
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь.Опыт
специальных
организации ранней помощи за рубежом и в России. Перспективы
образовательных
развития коррекционного образования. Создание государственной
услуг
системы ранней помощи лицам с ограниченными возможностями
здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Решение проблемы подготовки к
обучению в школе и преемственности дошкольного и начального
общего образования детей с отклонениями в развитии в современной
системе образовательных учреждений.
Раздел 2. Современные педагогические системы образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью
Тема 2.1. Специальное Содержание
образование детей с
Умственная отсталость: понятие, классификация, особенности
задержкой
психического развития детей.
ЗПР: понятие, классификация,
психического развития особенности психического развития детей.
и с нарушением
Особые образовательные потребности детей с умственной
умственного развития отсталостью и ЗПР.
4
2
2
2/1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
1
1
24/11
5/1
2
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
Особенности организация коррекционно-развивающего обучения
детей с умственной отсталостью и ЗПР. Дифференциальная
диагностика умственной отсталости и ЗПР.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Характеристика основных направлений
коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми 1
дошкольниками, с детьми младшего школьного возраста.
Тема
2.2. Содержание
Педагогическая
Причины и виды речевых нарушений.
помощь
детям
с Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
тяжелыми
Нарушение речи, классификация речевых нарушений у детей.
нарушениями речи
Особенности психического развития детей с нарушением речи.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Составление схемы клиникопедагогической и психолого-педагогической классификации
нарушений речи.
Практическое занятие 8. Составление рекомендаций для учителя на
тему «Обучение детей с проблемами овладения письмом и чтением».
Тема 2.3. Специальное Содержание
образование лиц с
Типы специальных образовательных учреждений для детей с
нарушением слуха
нарушением слуха.
Бисенсорная система обучения детей с нарушением слуха.
Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми с
нарушением слуха. Нарушение слуха: понятие, классификация,
особенности психического развития детей. Особые образовательные
потребности детей с нарушением слуха.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
9.
Психолого–педагогическая
характеристика детей с нарушением слуховой функции.
Практическое занятие 10. Педагогические условия профилактики и
коррекции вторичных отклонений в развитии.
Содержание
1
1
4/2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
1
3
1
1
3/2
1
2
1
1
4/3
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
Тема 2.4.
Педагогические
системы образования
лиц с нарушением
зрения
Тема 2.5. Система
специализированной
помощи детям с
нарушением опорнодвигательного
аппарата
Тема 2.6.
Коррекционнопедагогическая
помощь детям с
недостатками
эмоциональноличностных
Причины и последствия нарушения зрения, способы компенсации.
Типы специальных образовательных учреждений для незрячих и
слабовидящих детей.
Индивидуальный подход к детям с нарушением зрения в условиях
массовых образовательных учреждений. Нарушение зрения: понятие,
классификация, особенности психического развития детей. Особые
образовательные потребности детей с нарушением зрения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Составление схемы «Врожденные и
приобретенные причины нарушений зрения». Составление
рекомендаций по предупреждению нарушений зрения.
Практическое занятие 12. Психолого–педагогическая
характеристика детей с нарушением зрительной функции.
Содержание
Сеть специализированных учреждений для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата. Задачи и основные направления
психолого–педагогической помощи детям с ДЦП.
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Структура
двигательного
дефекта.
Детский
церебральный
паралич:
классификация параличей, особенности психического развития детей
с ДЦП. Особые образовательные потребности детей с НОДА
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Анализ «Индивидуальной программы
реабилитации ребенка с нарушением опорно–двигательного
аппарата».
Содержание
Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических
чертах личности. Причины аутизма. Возможности развития,
образования и социализации детей с РАС. Коррекционнопедагогическая помощь при РАС.
Расстройства аутистического спектра (РАС) как вид искаженного
развития. Особенности психического развития детей с РАС.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
2
1
1
2/1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
1
1
3/2
1
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
Практическое занятие 13. Характеристика основных зарубежных и
отечественных подходов к коррекции РАС.
Практическое занятие 14. Изучение практических рекомендаций,
разработанных А.В. Хаустовым: «Формирование коммуникативных
навыков у детей с аутизмом». Разработка и представление
побуждающих к вербальной имитации и вербальной
самостоятельности ситуаций детей с РАС.
Тема 2.7. Специальное Содержание
образование детей с
Система коррекционной помощи детям со сложными нарушениями
тяжелыми и
развития. Система государственной поддержки детей с тяжелыми и
множественными
множественными нарушениями.
нарушениями
отношений и
поведения
Промежуточная аттестация
Всего
1
1
3/0
3
2
36/18
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05,
ПК 1.2,
ПК 1.8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией
Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. —
285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00393-2. — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/490616 (дата обращения: 13.08.2022).
2. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование
образовательных программ: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12535-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/498974 (дата обращения: 13.08.2022).
3. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.метод, комплекс / Т.Г. Неретина. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 376 с. - ISBN
978-5-9765-0127-0.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1040130 (дата обращения: 13.08.2022). – Режим доступа:
по подписке.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
применять на практике теоретические знания по
воспитанию и обучению детей с отклонениями в
развитии; - составлять (совместно с психологом и другими
специалистами)
психолого-педагогическую
характеристику
обучающегося
с
ограниченными
возможностями здоровья.
определять приемы и содержание коррекционнопедагогической работы с учетом типичных затруднений и
индивидуальных особенностей детей с отклонениями в
развитии;
анализировать специальную литературу
подбирать
формы,
дидактические
средства
коррекционно-педагогической работы с учетом знаний
индивидуальных особенностей детей с отклонениями в
развитии;
применять методы изучения детей с отклонениями в
развитии;
- осуществлять объективную оценку достижения
образовательных результатов, обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов контроля с учетом
их возможностей, неравномерности индивидуального
психического развития
- использовать специальные подходы в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья
- применять методы и приемы работы с одаренными
детьми и имеющими выдающиеся способности
Критерии оценки
Методы
оценки
демонстрирует
Устный
знание психолого- опрос
педагогических
Экспертная
основ
оценка на
педагогического
практическом
мастерства,
его занятиях
компонентов
и Тестирование
элементов
педагогической
техники; основных
понятий,
особенностей
приемов
педагогического
воздействия
Оценка
Демонстрирует
результатов
- организовывать урочную и внеурочную деятельность с умение:
выполнения
детьми с ограниченными возможностями здоровья в анализировать
уровень
своих практической
соответствии с нормами и правилами
работы
способностей,
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
личностных
и
Экспертное
историю становления и развития теории и практики профессиональных
наблюдение
воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; качеств,
за
ходом
особенности психического развития детей младшего оперировать
выполнения
знаниями
в
школьного возраста при нарушенном развитии;
практической
цели, задачи, принципы, формы, методы и практической
работы
ситуации,
развивать
содержание специальной педагогики;
Оценка
законодательные акты и нормативно-правовые навыки
результатов
самоконтроля,
документы по организации и функционированию
выполнения
самоанализа;
специализированных ОО;
практической
анализировать
особые образовательные потребности обучающихся с
различные
подходы
работы
ограниченными возможностями здоровья;
к
-содержание программ обучения и воспитания детей с учёных
Экспертное
определению
нарушениями интеллекта, речи, зрения, слуха, опорнонаблюдение
двигательного аппарата, эмоционально-личностных понятия
за
ходом
отношений и поведения, задержкой
развития в специализированном ОО
психического «педагогическое
выполнения
мастерство»;
практической
работы
использовать
вербальные
и
невербальные
способы
при
взаимодействии с
детьми;
находить
пути
самообразования и
самосовершенствов
ания