Приложение 3.31
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Психология общения»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Психология общения»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.10 Психология общения» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК
Дисциплинарные результаты
Умения
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09,
ПК 1.1
Знания
применять техники и приемы взаимосвязь общения и деятельности;
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции цели, функции, виды и уровни общения;
поведения
в
процессе
роли и ролевые ожидания в общении;
межличностного общения.
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
19
практические занятия
16
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
Объем, акад. ч /
в том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
1
2
3
Раздел 1. Основы психологии общения
Тема 1.1.
Введение в
психологию
общения
Тема 1.2.
Коммуникативная
сторона общения
Содержание
1. Общение в системе межличностных и общественных отношений.
2.Подходы к определению понятия «общение». Характеристика общения.
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
26/12
6/2
1
1
3.Виды, функции, модели общения. Характеристика общения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Письменная работа «Стили общения»
Содержание
1. Психотехнические игры и упражнения: вербальная и невербальная
коммуникация. Виды слушания собеседника
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Упражнения: способы построения «Я-высказываний»,
получение обратной связи.
Практическое занятие 3. Самодиагностика: «Уровень владения невербальными
компонентами в процессе делового общения», «Определение уровня
коммуникативной толерантности» по методике В.В.Бойко, «Речевые барьеры при
общении». Анализ самодиагностики.
Практическое занятие 4. Модель коммуникативного процесса. Особенности
коммуникации.
2
2
2
6/4
Содержание
8/4
2
4
1
2
1
ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 09,
ПК 1.1
ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 09,
ПК 1.1
1.Понятие социальной перцепции. Место социальной перцепции в общении.
2.Виды социального восприятия. Психологические механизмы восприятия.
3.Атрибуция как базовый механизм межличностного познания. Понятие аттракции.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Самопрезентация. Основные стратегии самопрезентации.
Практическое занятие 6. Составление психологического автопортрета личности.
Тема 1.4.
Содержание
Интерактивная
1.Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Стратегии поведения во
сторона общения
взаимодействии. Теории межличностного взаимодействия. Основные регуляторы
взаимодействия: внушение и убеждение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Письменная работа «Взаимодействие в малых группах.
Виды малых групп. Роль и статус. Ролевые ожидания».
Раздел 2. Педагогическое общение
Тема 1.3.
Перцептивная
сторона общения
2
1
1
2
2
2
6/2
4
ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 09,
ПК 1.1
2
2
10/6
Тема 2.1.
Культура
педагогического
общения
ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 09,
ПК 1.1
Содержание
1.Характеристика педагогического общения. Понятие культуры педагогического
общения. Этика педагогического общения. Педагогический такт.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Разработка этических норм своей будущей
профессиональной деятельности.
4/2
Тема 2.2.
Содержание
Особенности
1.Развитие общения у детей младшего школьного возраста. Формы общения со
педагогического
взрослыми и со сверстниками.
общения с детьми
В том числе практических занятий и лабораторных работ
младшего
Практическое занятие 9. Упражнения/решение ситуативных задач «Особенности
школьного
общения в младшем школьном возрасте».
возраста.
Промежуточная аттестация
Всего:
6/4
2
ОК 01,
04, ОК
ПК 1.1
ОК 01,
04, ОК
ПК 1.1
ОК 02, ОК
05, ОК 09,
ОК 02, ОК
05, ОК 09,
2
2
2
4
4
2
36/18
ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 09,
ПК 1.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 437 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489728 (дата обращения: 12.08.2022).
2. Леонов, Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10454-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/494394 (дата обращения: 12.08.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб.
и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 170 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09928-7.
2. Львова, А. С. Культура речи и деловое общение педагога: учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. С. Львова. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 185 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-11542-0.
3. Панфилова А.П. Психология общения (для педагогических специальностей):
учебник для учреждений СПО: ЭУМК. – Москва: Издательский центр «Академия», 2021. –
368 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной
деятельности
использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
взаимосвязь
общения
и
деятельности
цели, функции, виды и уровни
общения
роли и ролевые ожидания в
общении
виды социальных
взаимодействий
механизмы взаимопонимания в
общении
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения
этические принципы общения
Критерии оценки
Методы оценки
Владение техниками и приемами
эффективного общения в
профессиональной
деятельности;
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Владение приемами
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Оценка результатов
выполнения упражнений
Оценка результатов
самодиагностики
Зачет
Знание взаимосвязи общения и
деятельности
Оценка
ответов
в
устной/письменной
форме
Наблюдение и экспертная
оценка обучающихся
на практических занятиях
Зачет
Знание целей, функций, видов и
уровней общения
Знание ролей и ролевых
ожиданий в общении
Знание видов социальных
взаимодействий
Знание механизмов
взаимопонимания в общении
Знание техник и приемов
общения, правил слушания,
ведения беседы, убеждения
Знание эстетических принципов
общения
источники, причины, виды и Знание источников, причин,
способы
разрешения видов и способов разрешения
конфликтов
конфликтов