Приложение 3.30
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Педагогическая психология»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Педагогическая психология»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.10 Педагогическая психология» является обязательной
частью общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК
Дисциплинарные результаты
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.7
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 3.5
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Умения
Знания
применять
знания
в
контексте
своей
профессиональной
деятельности;
формулировать проблемы
педагогической
психологии и предлагать
способы их разрешения;
особенности педагогической психологии как науки,
предмет и задачи педагогической психологии,
основные проблемы, теории и концепции, сферы
применения психолого-педагогических знаний;
этапы развития педагогической психологии как
науки, наиболее значимый вклад отечественных и
зарубежных учёных в развитие науки, основные
направления, течения и школы в данной области,
перспективы развития науки в современный период;
принципы и правила методов педагогической
психологии, многообразие классификаций, группы
методов, основные параметры характеристики
методов,
значение
использования
методов
педагогической психологии в педагогической
деятельности;
значение обучения в развитии и созревании
личности, особенности развития на каждом
возрастном
этапе,
структурные
компоненты
обучения, виды, принципы обучения, проблемы
дифференциации и индивидуализации обучения,
особенности учебной ситуации, подходы в
организации процесса обучения;
компоненты учебной деятельности, виды, принципы
организации, условия успешности, особенности
организации на разных возрастных этапах, виды и
способы оценки учебной деятельности;
особенности формирования мотивационной сферы,
специфику учебной мотивации, виды, уровни и
характеристики учебных мотивов, связь мотивации с
уровнем
психического
развития
ребёнка,
разнообразие подходов к формированию учебных
мотивов, способы формирования устойчивости
учебной мотивации;
понятие и особенности образовательной технологии,
какие технологии наиболее востребованы в
современной школе, психологические основы
каждой теории;
цели и задачи воспитания, классификации методов и
приёмов воспитания, принципы и средства
воспитания, структуру и способы организации
воспитательного процесса;
выдвигать и защищать
аргументы, основываясь
на теориях обучения и
воспитания;
диагностировать
готовность к обучению в
школе, обученность и
воспитанность учащихся и
использовать
основные
методы педагогической
психологии;
владеть
технологиями
обучения и воспитания;
учитывать
социальный
контекст
обучения
и
развития личности;
управлять
учебной
деятельностью
школьников на уроке.
разные подходы к пониманию воспитания личности,
психологические основы воспитания в разные
возрастные
периоды,
особенности
каждого
возрастного периода, критерии воспитанности в
каждом возрасте;
психологию личности учителя и обучаемого.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
Раздел 1. Методологические проблемы педагогической психологии
3/1
Тема 1.1.
Педагогическая
психология как
отрасль психологии
2/1
Содержание
История становления педагогической психологии. Педагогическая психология как
научная дисциплина. Методы исследований в педагогической психологии.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Составление плана обследования ученика с помощью
методов педагогической психологии.
Тема 1.2. Основы Содержание
психологии
Проблема развития в психологии.
развития личности
Проблема генотипической и средовой детерминации развития личности.
в образовательной
среде
Раздел 2. Психология учения
Тема 2.1. История
Содержание
развития основных
Научные теории в педагогической психологии. Ассоциативные теории учения.
психологических
Психологические теории учения конца ХIХ века. Истоки бихевиоризма и
теорий учения
образовательная практика. Научная революция в педагогической психологии начала
ХХ века. Концепция обучения и развития Л. С. Выгодского. Теория детского развития
Жана Пиаже.
Тема 2.2.
Содержание
Психологические
Теория деятельности как фундамент теории учения. Теория научения
теории учения
необихевиористов. Теория поэтапного формирования умственных действий.
второй половины
Психологические основы проблемного обучения. Концепции развивающего обучения.
ХХ века
Когнитивная психология и образование. Гуманистическая психология и современное
образование. Психологические основы исследовательского обучения.
1
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ПК 1.3, ПК 1.4
1
1
1/0
ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06
1
16/8
1/0
ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06
1
2/0
2
ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 06
Тема 2.3. Обучение
и когнитивное
развитие
Тема 2.4.
Психодиагностика
в образовании
Тема 2.5.
Психология
познавательной и
учебной
деятельности
Тема 2.6.
Психологические
основы разработки
содержания
образования
Тема 2.7.
Психологические
основы разработки
форм организации
Содержание
Основные подходы к проблеме обучения и развития. Раннее когнитивное развитие
и обучение. Развитие креативности в образовательной среде.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Составление рекомендаций развития креативности ребенка
на основе анализа средовых факторов.
Содержание
Особенности психодиагностики в образовании. Диагностика когнитивной сферы
личности. Диагностика психосоциального развития как проблема образования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Анализ диагностических методик когнитивной сферы
личности младшего школьника.
Практическое занятие 4. Анализ диагностических методик психосоциального
развития младшего школьника.
Содержание
Мотивация учения. Психология усвоения. Дифференциация и индивидуализация
обучения. Когнитивные стили в учебной деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Способы формирования учебных мотивов.
Практическое занятие 6. Формирование учебной деятельности. Анализ описания
неуспевающих учащихся для определения тех учебных действий, которые у них не
сформированы.
Практическое занятие 7. Анализ примеров дифференциации и индивидуализации
обучения в начальной школе.
Содержание
Образовательная среда как фактор развития личности. Содержание образования и
когнитивное развитие личности. Психологические аспекты разработки содержания
школьного образования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Анализ документов, определяющих содержание
школьного образования: учебных планов, учебных программ, учебников, учебных
пособий.
Содержание
Формы организации образовательной деятельности как проблема педагогической
психологии. Психологические основы совместного обучения. Психологические
основания методов обучения.
2/1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
1
1
3/2
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ПК1.3,
ПК 1.4., ПК 2.3.
2
1
1
4/3
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК 1.2, ПК 2.2.
3
1
1
1
2/1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 1.2.
1
1
2/1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК1.4.
и методов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
образовательной
Практическое занятие 9. Анализ фрагментов уроков в начальной школе с точки
деятельности
зрения целесообразности применения учителем форм и методов обучения.
Раздел 3. Психология воспитания
Тема
3.1. Содержание
Воспитание
и
Эволюция представлений о психосоциальном развитии личности. Психологические
развитие
теории формирования моральных установок. Психологические основы воспитания
обучающихся начальных классов. Семейное воспитание.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Анализ психологических теорий формирования
моральных установок.
Практическое занятие 11. Анализ стилей семейного воспитания и их связи с
психическим развитием ребёнка. Составление рекомендаций для родителей
обучающихся.
Тема 3.2.
Содержание
Психологические
Психология
нравственного,
эстетического,
физического
воспитания.
основы содержания, Эмоциональный интеллект и социальная компетентность. Психология гендерных
форм
различий в воспитании и обучении.
организации и
В том числе практических занятий и лабораторных работ
методов воспитания
Практическое занятие 12. Обоснование целей, эффективных методов и форм
воспитательных воздействий по выбранному виду воспитания.
Практическое занятие 13. Составление плана «Пути формирования нравственных
качеств личности младшего школьника».
Практическое занятие 14. Учет различий в когнитивной и психосоциальной сфере
учащихся разного пола в воспитательном процессе.
Раздел 4. Психология педагогической деятельности
Тема 4.1.
Содержание
Педагогическая
Общая характеристика педагогической деятельности. Стиль педагогической
деятельность
деятельности. Мотивация педагогической деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Анализ примеров, в которых наиболее ярко проявляется
индивидуальный стиль деятельности учителя.
Тема 4.2.
Содержание
Профессиональная
Теоретические модели подготовки педагога. Педагогические способности.
подготовка и
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Диагностика педагогических способностей.
1
1
7/5
3/2
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК 3.5.
2
1
1
4/3
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК 2.2.
3
1
1
1
4/2
2/1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06
1
1
2/1
1
1
1
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ПК 1.7, ПК 2.6
Разработка плана личного и профессионального развития в сфере педагогической
личностное
деятельности.
развитие
Промежуточная аттестация
Всего:
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Педагогическая психология: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. А. Гуружапов [и др.]; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2023. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-15257-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/518238 (дата обращения: 15.01.2023).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего
профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А.
Сосновского. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 359 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00052-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491505 (дата обращения:
12.08.2022).
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего
профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 317 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10232-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/517661 (дата обращения: 15.01.2023).
3. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего
профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 186 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10235-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/517663 (дата обращения: 15.01.2023).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
Характеристики
демонстрируемых умений:
применять знания в контексте
своей
профессиональной
деятельности;
формулировать
проблемы
педагогической психологии и
предлагать
способы
их
разрешения;
выдвигать
и
защищать
аргументы, основываясь на
теориях обучения и воспитания;
диагностировать готовность к
обучению в школе, обученность
и воспитанность учащихся и
использовать основные методы
педагогической психологии;
владеть технологиями обучения
и воспитания;
учитывать социальный контекст
обучения и развития личности;
управлять
учебной
деятельностью школьников на
уроке.
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
особенности
педагогической
психологии как науки, предмет
и
задачи
педагогической
психологии,
основные
проблемы, теории и концепции,
сферы применения психологопедагогических знаний;
этапы развития педагогической
психологии как науки, наиболее
значимый вклад отечественных
и зарубежных учёных в развитие
науки, основные направления,
течения и школы в данной
области, перспективы развития
науки в современный период;
принципы и правила методов
педагогической
психологии,
многообразие классификаций,
группы методов, основные
параметры
характеристики
методов,
значение
использования
методов
педагогической психологии в
педагогической деятельности;
применяет знания в контексте
своей
профессиональной
деятельности;
формулирует
проблемы
педагогической психологии и
предлагать
способы
их
разрешения;
выдвигает и защищает аргументы,
основываясь на теориях обучения
и воспитания;
диагностирует
готовность
к
обучению в школе, обученность и
воспитанность учащихся и
использует основные методы
педагогической психологии;
владеет технологиями обучения и
воспитания;
учитывает социальный контекст
обучения и развития личности;
управлять учебной деятельностью
школьников на уроке.
Оценка
результатов
выполнения
практической работы
Демонстрирует знание:
особенности
педагогической
психологии как науки, предмет и
задачи
педагогической
психологии, основные проблемы,
теории и концепции, сферы
применения
психологопедагогических знаний;
этапы развития педагогической
психологии как науки, наиболее
значимый вклад отечественных и
зарубежных учёных в развитие
науки, основные направления,
течения и школы в данной
области, перспективы развития
науки в современный период;
принципы и правила методов
педагогической
психологии,
многообразие
классификаций,
группы
методов,
основные
параметры
характеристики
методов, значение использования
методов
педагогической
психологии в педагогической
деятельности;
значение обучения в развитии и
созревании личности, особенности
Устный опрос
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
Дифференцированный
зачет
Экспертная оценка на
лабораторном и
практическом занятиях
Тестирование
Дифференцированный
зачет
значение обучения в развитии и
созревании
личности,
особенности
развития
на
каждом
возрастном
этапе,
структурные
компоненты
обучения, виды, принципы
обучения,
проблемы
дифференциации
и
индивидуализации
обучения,
особенности учебной ситуации,
подходы
в
организации
процесса обучения;
компоненты
учебной
деятельности, виды, принципы
организации,
условия
успешности,
особенности
организации
на
разных
возрастных этапах, виды и
способы
оценки
учебной
деятельности;
особенности
формирования
мотивационной
сферы,
специфику учебной мотивации,
виды, уровни и характеристики
учебных
мотивов,
связь
мотивации
с
уровнем
психического развития ребёнка,
разнообразие
подходов
к
формированию
учебных
мотивов,
способы
формирования
устойчивости
учебной мотивации;
понятие
и
особенности
образовательной
технологии,
какие технологии наиболее
востребованы в современной
школе, психологические основы
каждой теории;
цели и задачи воспитания,
классификации
методов
и
приёмов воспитания, принципы
и
средства
воспитания,
структуру
и
способы
организации воспитательного
процесса;
разные подходы к пониманию
воспитания
личности,
психологические
основы
воспитания в разные возрастные
периоды, особенности каждого
возрастного периода, критерии
воспитанности
в
каждом
возрасте;
психологию личности учителя
и обучаемого.
развития на каждом возрастном
этапе, структурные компоненты
обучения,
виды,
принципы
обучения,
проблемы
дифференциации
и
индивидуализации
обучения,
особенности учебной ситуации,
подходы в организации процесса
обучения;
компоненты
учебной
деятельности, виды, принципы
организации, условия успешности,
особенности
организации
на
разных возрастных этапах, виды и
способы
оценки
учебной
деятельности;
особенности
формирования
мотивационной сферы, специфику
учебной мотивации, виды, уровни
и
характеристики
учебных
мотивов, связь мотивации с
уровнем психического развития
ребёнка, разнообразие подходов к
формированию учебных мотивов,
способы
формирования
устойчивости учебной мотивации;
понятие
и
особенности
образовательной
технологии,
какие
технологии
наиболее
востребованы в современной
школе, психологические основы
каждой теории;
цели и задачи воспитания,
классификации методов и приёмов
воспитания, принципы и средства
воспитания, структуру и способы
организации
воспитательного
процесса;
разные подходы к пониманию
воспитания
личности,
психологические
основы
воспитания в разные возрастные
периоды, особенности каждого
возрастного периода, критерии
воспитанности в каждом возрасте;
психологию личности учителя и
обучаемого.