ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в ПС

Приложение 3.26
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере»

2023 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной
сфере»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в
профессиональной сфере» является обязательной частью общепрофессионального цикла
ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Дисциплинарные результаты
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01 анализировать исследовательские логика исследования, структуру и этапы
ОК 02 работы с точки зрения логики выполнения учебно-исследовательской
ОК 03 исследования;
работы;
ОК 04 обосновывать актуальность темы способы и принципы обоснования
ПК 1.7; исследования;
актуальности темы исследования;
ПК 2.6; определять методы для организации характеристика
исследовательских
ПК 3.4. собственного исследования;
методов;
определять
методологический компоненты
методологического
аппарат исследования;
аппарата исследования;
разрабатывать
план
учебно- основные
виды
учебноисследовательской работы;
исследовательской
деятельности
студентов колледжа;
выделять
понятийно- способы
фиксации
изученного
категориальный
аппарат материала;
исследования;
работать
с
психолого- понятие
о
педагогическом
педагогической,
методической, эксперименте, виды и этапы проведения
нормативной
литературой
по эксперимента;
проблеме исследования;
использовать
элементы способы интерпретации результатов и
педагогического эксперимента в формулирования выводов по теме
исследования;
собственном исследовании;
обобщать
и
анализировать основные
формы
представления
результаты исследования;
данных: описание, таблицы, схемы,
графики, диаграммы и т.п.;
оформлять
учебно- требования
к
оформлению
и
исследовательскую работу;
представлению результатов работы;
использовать
приемы
защиты теоретические аспекты педагогического
результатов исследования.
проектирования;
разрабатывать
педагогический структура педагогического проекта;
проект;
оформлять педагогический проект. технология
педагогического
проектирования

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

16

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Теоретические основы исследовательской деятельности
Тема 1.1.
Содержание
Методологические 1.
Наука и научное исследование Понятие о науке как специфической
и методические
сфере человеческой деятельности, направленной на получение, обоснование
основы
и систематизацию объективных знаний о мире. Понятие о научном
исследовательской исследовании как особой форме процесса познания. Классификации научных
деятельности

исследований по целевому назначению (фундаментальные, прикладные,
разработки, поисковые), по срокам выполнения (долгосрочные.
краткосрочные, экспресс-исследования). Междисциплинарный характер
современной науки. Взаимосвязь науки и практики.
2.
Методология исследования Понятие о методологии научного знания
как системе принципов, способов организации и построения теоретической и
практической деятельности. Компоненты методологического знания:
общетеоретические законы и закономерности, более частные законы,
принципы и методы исследования. Методологический аппарат исследования:
объект, предмет, цель, гипотеза, задачи (общее представление).
3.
Методика исследования Методика исследования как совокупность
приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и
интерпретацию полученных с их помощью результатов. Понятие о методах
исследования как совокупности приемов и операций, направленных на
изучение проблем. Система методов исследования. Характеристика
исследовательских методов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
18/9
4/1

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ПК 1.2; ПК
1.7; ПК 2.6; ПК 3.4.

3

1

Практическое
Тема 1.2.
Технология
исследовательской
деятельности

Тема 1.3. Учебноисследовательская
деятельность
студентов

занятие

исследования. Логическая
исследования»
Содержание

1. «Определение методологического
схема взаимосвязи методологического

аппарата
аппарата

1.
Алгоритм исследовательской работы: определение проблемы,
предмета и объекта исследования; сбор и изучение информации по проблеме,
уточнение основных понятий, определение темы исследования;
формулировка цели, задач и гипотезы исследования, выбор соответствующих
методов исследования; подготовка и проведение исследовательской части
работы (в том числе эмпирической); обработка результатов исследования;
интерпретация полученных данных; формулирование выводов; оформление
работы; защита.
2.
Эксперимент как общенаучный метод исследования. Виды
экспериментов. Основные этапы проведения эксперимента, содержание
работы на каждом этапе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Технология сбора и анализа информации по актуальной
теме исследования»
Практическое занятие 3. «Формулировка объекта, предмета, цели, гипотезы и
составление предварительного плана исследования».
Практическое занятие 4. «Сбор и первичная систематизация эмпирического
материала»
Практическое занятие 5. «Интерпретация, оформление, представление результатов
и формулирование выводов исследования».
Содержание

1.
Особенности учебно-исследовательской деятельности Сравнительная
характеристика научно-исследовательской и учебно-исследовательской
деятельности. Особенности научного стиля изложения.
2.
Виды учебно-исследовательской деятельности студентов. Основные
виды учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа: курсовая
работа и выпускная квалификационная работа, их сходство и различие.
Содержательное
разнообразие
курсовых
работ
(реферативного,
практического,
опытно-экспериментального
характера),
выпускных

6/4

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ПК 1.2; ПК
1.7; ПК 2.6; ПК 3.4.

2

4
1
1
1
1
8/4

4

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04
ЛР 14; ЛР 15;

квалификационных
работ
(опытно-практического,
опытноэкспериментального, теоретического, проектного характера).
3.
Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе.
Структура. Методологический аппарат. Теоретические и эмпирические
методы исследования в курсовой и выпускной квалификационной работе.
Рубрикация как выражение композиционной структуры текста. Требования к
оформлению структурных частей курсовой работы и выпускной
квалификационной работы.
4.
Защита курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Возможные варианты защиты курсовой работы. Критерии оценки курсовой
работы. Отзыв научного руководителя.
Выпускная квалификационная работа как вид государственной итоговой
аттестации выпускников. Цель защиты выпускной квалификационной работы.
Особенности процедуры предварительной защиты результатов выпускной
квалификационной работы. Допуск студента к защите ВКР: сроки сдачи
работы, составление отзыва научного руководителя, рецензии. Подготовка
выпускной квалификационной работы к защите: составление текста
выступления студента; подготовка ответов на замечания и пожелания,
высказанные в отзыве и рецензии; подготовка раздаточного материала,
презентации. Процедура защиты выпускной квалификационной работы.
Критерии оценки ВКР.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Обоснование актуальности темы исследования.
Практическое занятие 7. «Составление библиографического описания, составление
тезисов и запись цитаты»
Практическое занятие 8. «Составление программы опытно-экспериментальной
работы при организации исследования по теме»
Практическое занятие 9. «Наблюдение и анализ видеозаписи процедуры защиты
выпускной квалификационной работы»
Раздел 2. Теоретические основы проектной деятельности
Тема 2.1.
Содержание
Проектная
1.
Понятия проектной деятельности и педагогического проектирования.
деятельность:
Различие проектной и исследовательской деятельности. Принципы проектной
понятие, основные деятельности. Общие признаки, отличающие проект от других видов

4
1
1
1
1
18/9
4/1
2

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ПК 1.2; ПК
1.7; ПК 2.6; ПК 3.4.

характеристики
проектной
деятельности,
классификация
проектов

Тема 2.2.
Организация
проектной
деятельности:
этапы и
содержание
деятельности

деятельности: 1) направленность на достижение конкретных целей с
определенным началом и концом; 2) ограниченная протяженность по срокам,
стоимости и ресурсам; 3) неповторимость и уникальность (в определенной
степени); 4) комплексность — наличие большого числа факторов, прямо или
косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта; 5) правовое и
организационное обеспечение — создание специфической организационной
структуры на время реализации проекта. Проектная культура педагога.
2.
Виды педагогических проектов. По срокам реализации: краткосрочные
(до одной недели); среднесрочные (от недели до месяца); долгосрочные (от
одного
месяца
и
больше);
по
доминирующей
деятельности:
исследовательские;
творческие;
практико-ориентированные;
информационные; приключенческие; игровые; телекоммуникационные; по
количеству участников проекта: индивидуальные; групповые.Учебные
проекты. Досуговые проекты. Проекты в системе профессиональной
подготовки. Социально-педагогические проекты. Проекты личностного
становления. Сетевые проекты. Международные проекты
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Виды педагогических проектов в практике начального
общего образования.
Содержание

Организация
проектной
деятельности.
Этапы
проектирования.
Предпроектный этап. Выбор формата проекта. Логика организации
педагогического проекта. Этап реализации проекта, рефлексивный этап,
послепроектный этап.Технология разработки проектов. Педагогический
проект как документ: основные требования к составлению. Принципы
разработки
педагогического
проекта.
Алгоритм
педагогического
проектирования. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния
объекта. Выявление потребности в изменениях (в проекте). Определение
целей, задач и ожидаемых результатов. Моделирование объекта в
соответствии с поставленными целями. Определение ресурсов и технологий
реализации проекта. Результаты проектной деятельности. Оценка результатов
проектной деятельности. Требования к написанию проекта. Критерии

1
1
14/8

6

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ПК 1.2; ПК
1.7; ПК 2.6; ПК 3.4.

результативности проекта. Особенности написания курсовых работ и ВКР
проектного характера.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. «Разработка проектов личностного и профессионального
роста»
Практическое занятие 12. «Разработка учебных проектов»
Практическое занятие 13. «Разработка социально-педагогических и досуговых
проектов»
Практическое занятие 14. «Практика оценки результатов проектной деятельности»
Практическое занятие 15-16 «Организационно-деятельностная игра по
педагогическому проектированию»
Промежуточная аттестация
Всего:

8
1
2
2
1
2
6
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова,
Л. И. Уколова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10342-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495277 (дата обращения:
22.06.2022).
2. Байбородова, Л. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное
пособие
для
среднего
профессионального
образования /
Л. В. Байбородова,
А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. —
221 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10316-8. — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/495278 (дата обращения: 22.06.2022).
3. Байкова, Л. А. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-12527-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495558 (дата обращения:
22.06.2022).
4. Коржуев, А. В. Основы учебно-исследовательской деятельности в педагогике:
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коржуев,
Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11374-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495245 (дата обращения:
22.06.2022).
5. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко,
И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491765 (дата
обращения: 22.06.2022).
6. Образцов, П. И. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 156 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10315-1. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495279 (дата обращения:
22.06.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Методические
рекомендации
по
организации
учебной
проектноисследовательской деятельности в образовательных организациях. (Режим доступа):
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatels
koi_deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
2. Российский
общеобразовательный
портал.
(Режим
доступа):
URL:
http://www.pedsovet.org.

3. Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: http //
www.school.edu.ru
4. Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: // http
www.edu-all.ru;
5. Педагогическая библиотека: (Режим доступа): URL: http // www.pedlib.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, формируемых в рамках дисциплины
логика
исследования,
структуру
и
этапы
выполнения
учебноисследовательской работы;
способы
и
принципы
обоснования
актуальности
темы исследования;
характеристика
исследовательских методов;
компоненты
методологического аппарата
исследования;
основные
виды
учебноисследовательской
деятельности
студентов
колледжа;
способы
фиксации
изученного материала;
понятие о педагогическом
эксперименте, виды и этапы
проведения эксперимента;
способы
интерпретации
результатов
и
формулирования выводов по
теме исследования;
основные
формы
представления
данных:
описание, таблицы, схемы,
графики, диаграммы и т.п.;
требования к оформлению и
представлению результатов
работы;
теоретические
аспекты
педагогического
проектирования;
структура педагогического
проекта;
технология педагогического
проектирования

перечисляет и характеризует
этапы
выполнения
учебноисследовательской
работы
в
соответствии
с
логикой
исследования;
перечисляет способы обоснования
актуальности темы исследования;
знает сущность понятия «методы
психолого-педагогического
исследования»;
правильно
перечисляет
компоненты методологического
аппарата исследования, принципы
их
формулирования,
верно
указывает его логическую связь с
планом
учебноисследовательской работы;
дает характеристику основным
видам
исследовательской
деятельности студентов;
перечисляет способы фиксации
материала в соответствии с
правилами и требованиями при
работе с литературой по проблеме
исследования;
правильно перечисляет этапы и
дает характеристику содержания
этапов
проведения
педагогического
эксперименты
при
выполнении
исследовательской работы;
называет правила изложения
результатов
по
проблеме
исследования;
знает
основные
формы
представления данных и их
оформление в соответствии с
требованиями;
описывает
требования
к
оформлению и представлению
результатов работы;
обосновывает
сущность
педагогического проектирования;
перечисляет этапы и технологию
педагогического проекта.

анализ и оценка
решения тестовых
заданий;
анализ и оценка
решения
устного
опроса;
анализ и оценка
решения
письменного
опроса.

Перечень умений, формируемых в рамках дисциплины
анализировать
проводит
анализ оценка выполнения
исследовательские работы с исследовательских работ с точки практических
точки
зрения
логики зрения логики исследования в заданий (работ).
исследования;
зависимости от вида работы;
обосновывать актуальность обосновывает актуальность темы
темы исследования;
в
соответствии
принятыми
определять
методы
для способами
и
принципами
организации
собственного обоснования актуальности;
исследования;
определяет
методы
для
определять
организации
исследования
в
методологический аппарат соответствии с темой и видом
исследования;
учебно-исследовательской
разрабатывать план учебно- работы;
исследовательской работы;
правильно
формулирует
выделять
понятийно- методологический
аппарат
категориальный
аппарат исследования в соответствии с
исследования;
темой учебно-исследовательской
работать
с
психолого- работы;
педагогической,
правильно разрабатывает план
методической, нормативной учебно-исследовательской работы
литературой по проблеме в
соответствии
с
исследования;
методологическим аппаратом и
использовать
элементы видом учебно-исследовательской
педагогического
работы;
эксперимента в собственном точно определяет понятийноисследовании;
категориальный
аппарат
обобщать и анализировать исследования в соответствии с
результаты исследования;
темой учебно-исследовательской
оформлять
учебно- работы;
исследовательскую работу;
правильно использует способы
использовать приемы защиты фиксации материал при работе с
результатов исследования.
литературой
по
проблеме
разрабатывать
исследования в соответствии с
педагогический проект;
требованиями,
нормами,
оформлять педагогический
правилами;
проект.
составляет программу опытноэкспериментальной работы при
организации исследования по теме
в соответствии с принятой
структурой;
делает
выводы
на
основе
качественной и количественной
обработки
материалов
исследования;
оформляет
и
представляет
полученные в ходе исследования
данные
в
соответствии
с
требованиями;
оформляет
свою
работу
в
соответствии с требованиями;
демонстрирует приемы защиты

результатов
исследования
в
соответствии
с
принятыми
требованиями.
демонстрирует умение определять
этапы педагогического проекта в
соответствии с поставленными
целями и задачами.
демонстрирует умение оформлять
педагогический
проект
в
соответствии с заданной структурой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».