ОП.05 Возрастная анатомия, ФиГ

Приложение 3.25
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

2023 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1
ПК 1.2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
– применять знания по анатомии,
физиологии
и
гигиене
при
изучении
профессиональных
модулей и в профессиональной
деятельности;
– оценивать факторы внешней среды
с точки зрения влияния на
функционирование и развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;
– правильно интерпретировать и
применять
основные
понятия
общей патологии при работе с
обучающимися;
– проводить
под
руководством
медицинского
работника
мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
– обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете
при
организации
обучения обучающихся;
– учитывать
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса

– основные положения терминологию
анатомии, физиологии и гигиены
человека;

– основные закономерности роста и
развития организма человека;

– норму развития и отклонения от
нормы

– роль
конституции
наследственности в патологии;

– общую характеристику
патологических процессов;

и

типовых

– строение и функции систем органов
здорового человека;

– физиологические
основных
жизнедеятельности
человека;
– возрастные

характеристики
процессов
организма
анатомо-

физиологические особенности детей и
подростков;
– влияние
процессов
физиологического
созревания
и
развития ребенка на его физическую и
психическую
работоспособность,
поведение;
 основы гигиены детей и подростков;
 гигиенические нормы, требования и
правила сохранения и укрепления
здоровья
на
различных
этапах
онтогенеза;
 основы
профилактики
инфекционных заболеваний;
 гигиенические
требования
к
образовательному процессу, зданию и
помещениям школы

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

80

в т.ч. в форме практической подготовки

44

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия

34

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена

2
8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Ведение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое.
Тема 1.1. Введение в Содержание
возрастную анатомию,
1. Анатомия и физиология как науки о строении человека. Значение этих наук в
физиологию и гигиену
развитии педагогики, психологии, физиологии питания, гигиены и других
человека.
Предмет,
дисциплин. Гигиена, как наука о сохранении и укреплении здоровья человека.
содержание и задачи
Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
дисциплины Уровни
2. Органы и системы органов. Топографическое расположение органов и частей
организации жизни
тела. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены
человека.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Основные плоскости, оси тела человека и условные линии,
определяющие положение органов и их частей в теле».
Тема 1.2. Основные
Содержание
закономерности роста
1. Онтогенез. Периоды онтогенеза: пренатальный, натальный, постнатальный.
и развития организма
Возрастная периодизация. Исторический характер возрастной периодизации.
человека
Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации
периодизаций детского возраста. Критические периоды.
2. Понятие роста и развития. Рост и развитие и их связь с объективно
существующими законами биологических систем и организма в целом;
генетическая обусловленность роста и развития; влияние среды: закон
прогрессивного дифференцирования (И.И. Шмальгаузен); обусловленность
роста и развития полом ребёнка (половой диморфизм). Характерные
особенности роста и развития: гетерохронность, этапность. Функциональные
свойства организма: резистентность, реактивность, адаптация.
Факторы,
влияющие на рост и развитие детей. Понятие акселерации, её значение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Характеристика возрастных периодов»

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
3
15/7
6/2

4

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

2
2
6/3

3

3
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

Практическое занятие 3. «Оценка морфофункционального типа конституции, как
проявления взаимоотношений организма и среды»
Тема 1.3. Методы
Содержание
возрастной анатомии
1. Методы возрастной анатомии и физиологии. Общие методы анатомии и
и физиологии
физиологии. Специальные методы. Медицинские методы. Общая
характеристика методик антропометрических исследований детей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. «Определение антропометрических показателей для оценки
физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Раздел 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков
Тема 2.1. Нервная
Содержание
регуляция функций
1. Общая характеристика нервной системы. Значение нервной системы, её
организма и ее
развитие, методы исследования. Основные структуры нервной ткани: нейрон и
возрастные
нейроглия, их функциональное значение. Виды нейронов, раздражимость и
особенности
возбудимость как свойство нервной ткани, нервные волокна и их свойства,
нервные центры. Синапс.
2. Понятие рефлекса. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
Соматическая нервная система, вегетативная нервная система.
Тема 2.2. МорфоСодержание
функциональные
1. Центральная нервная система. Спинной мозг: строение и функции. Рефлексы
особенности
спинного мозга, возрастные особенности спинномозговых рефлексов.
центральной нервной
2. Головной мозг: отделы головного мозга, кора больших полушарий,
системы
локализация функций в коре больших полушарий. Гипоталамо-гипофизарная
система Лимбическая система. Асимметрия полушарий головного мозга.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. «Исследование основных видов рефлексов человека»
Тема 2.3 Возрастные
Содержание
анатомо1. Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общее строение
физиологические
анализатора: периферическая, проводниковая и центральная части.
особенности
Современное учение о сенсорных системах.
анализаторов
2. Зрительный и слуховой анализатор. Общее строение зрительной и слуховой
сенсорной системы. Особенности их развития у детей и подростков.
Особенности развития в различные возрастные периоды, их значение для
развития речевой и психической деятельности. Значение зрительной сенсорной
системы и особенности развития. Особенности строения глазного яблока.
Оптическая система глаза. Аккомодация. Рефракция глаза. Бинокулярное
зрение. Световоспринимающий аппарат глаза. Цветоощущение. Возрастные

2
3/2
1
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

2
47/25
4/0

4

3/1

2
1
1
4/2

2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

особенности зрительных рефлекторных реакций. Бинокулярное зрение.
Световоспринимающий аппарат глаза. Возрастные особенности зрительных
рефлекторных реакций. Значение зрения для развития речи. Значение слуховой
сенсорной системы и особенности развития. Анатомические особенности в
различные возрастные периоды. Возрастные особенности слухового и
вестибулярного анализаторов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. «Исследование и описание физиологических характеристик
зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов».
Тема 2.4. Гигиена
Содержание
зрения и слуха.
1. Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы. Значение гигиены занятий
в детском саду и школе с учётом возрастных анатомо- физиологических
особенностей сенсорных систем.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. «Разработка консультации для родителей о профилактике
нарушений зрения и слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Тема 2.5. Возрастные
Содержание
анатомо1. Общая характеристика опорно-двигательной системы. Костная система.
физиологические
Пассивная часть ОДС. Состав ОДС, функции скелета. Строение костной ткани,
особенности опорностроение костей, стадии развития костей, ядра окостенения, факторы,
двигательной системы
влияющие на рост и развитие кости. Виды соединения костей. Строение и
значение сустава. Возрастные и функциональные изменения костей. Строение
осевого скелета: позвоночник, грудная клетка, череп. Возрастные особенности.
Строение добавочного скелета: скелет верхних и нижних конечностей.
Возрастные особенности.
2. Мышечная система. Активная часть ОДС. Строение мышц. Виды мышечной
ткани. Работа мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Развитие и
усложнение координации движений, показатели работы двигательного
аппарата: силы, скорости, выносливость, влияние физической активности на
развитие двигательного аппарата в целом. Гиподинамия, гипокинезия, её
последствия.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. «Определение топографического расположения костей и
суставом с использованием скелета человека, дидактического материала»
Практическое занятие 9. «Определение мышечного утомления»
Содержание

2
2
3/2
1
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

2
4/2
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.
2

2
1
1
5/4

Тема 2.6.
Профилактика
нарушений опорнодвигательной системы

Тема 2.7. Внутренняя
среда организма.
Кровь.

Тема 2.8. Возрастные
анатомофизиологические
особенности сердечнососудистой системы.
Работа сердца.

Тема 2.9. Иммунитет

1. Осанка, её нарушения. Профилактика нарушений осанки. Гигиенические
требования к детской мебели, портфелям, школьным ранцам и аналогичным
изделиям для детей, к размеру детской обуви и одежды. Плоскостопие.
Значение физических упражнений в укреплении свода стопы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. «Определение типа осанки и факторов среды, влияющих на
ее формирование»
Практическое занятие 11. «Подбор и проведение комплекса физических упражнений
для детей дошкольного и младшего школьного возраста на сохранение правильной
осанки»
Содержание
Общая характеристика сердечно-сосудистой системы.
1. Внутренняя среда организма, ее компоненты. Состав и свойства внутренней
среды организма. Гомеостаз. Общая схема кровообращения. Лимфа и
лимфообращение. Кровь: функции, состав и физиологические свойства.
Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их
функции. Плазма крови. Свёртываемость крови, группы крови, резус – фактор,
переливание крови.
Содержание
1. Кровеносные сосуды, их виды. Сердце: строение, возрастные особенности.
Работа сердца. Цикл сердечной деятельности, регуляция работы сердца.
Понятие «систола», «диастола», «пауза». Особенности сокращений сердца у
плода и новорожденных. Систолический и минутный объемы крови. Движение
крови по сосудам, кровяное давление, круги кровообращения. Частота
сердечных сокращений в различные возрастные периоды. Механизм
непрерывного движения крови по сосудам. Гуморальная и нервная регуляции
кровообращения. Кровяное давление его особенности в детском возрасте.
Влияние нагрузки на кровеносную систему. Тренировка сердца ребёнка.
2. Лимфатическая система: функции, сосуды и лимфоузлы. Механизм
образования лимфы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. «Определение АД и пульса»
Практическое занятие 13. «Анализ опыта Данини – Ашнера»
Практическое занятие 14. «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на
дозированную физическую нагрузку»
Содержание

1
4

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

2
2
1/0

1

4/2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

2

2
1
1
1/0

ПК 1.1, ПК 1.2.

1. Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический.
Вакцинация. Органы иммунной системы. Причины сниженного иммунитета.
Проявления сниженного иммунитета.
Тема 2.10. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
дыхательной системы

Тема 2.11. Гигиена
дыхания

Тема 2.12.
Возрастные анатомофизиологические
особенности
пищеварительной
системы

Содержание
1. Общая характеристика дыхательной системы. Значение дыхания в
жизнедеятельности и развитии организма. Химический состав атмосферного
воздуха и его значение для здоровья. Особенности дыхания в пре - и
постнатальном периодах. Воздухоносные пути: носовая полость, гортань,
трахея, бронхи, их возрастные особенности. Особенности строения гортани и
голосового аппарата у детей. Лёгкие. Положение лёгких в грудной клетке,
плевральная полость.
2. Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания. Жизненная
емкость лёгких, частота и глубина дыхания. Газообмен в лёгких, в тканях. Типы
дыхания в различные возрастные периоды. Особенности дыхания
новорожденного (диафрагмальный тип). Связь типа дыхания с началом
хождения (грудное, грудобрюшное). Половые различия дыхания (грудной и
брюшной типы).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. «Определение топографии органов дыхательной системы
на таблицах, муляжах».
Практическое занятие 16. «Методы определения показателей дыхательной системы».
Содержание
1. Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат. Гигиена
дыхания детей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17. «Анализ микроклимата учебного кабинета»
Самостоятельная работа 1. Профилактика ОРВИ и гриппа
Содержание
1. Общая характеристика пищеварительной системы. Значение и строение
органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о
функциях органов пищеварения.
2. Строение органов пищеварения. Органы пищеварительной системы: ротовая
полость, строение зубов, желудок, кишечник. Пищеварительные железы.
3. Процесс пищеварения. механическая и химическая обработка пищи на всех
этапах пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез.
Приспособление их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в

1
2/1

ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

1

1
1
2/1
1
1
0,5
0,5
3/2

1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

Тема 2.13. Обмен
веществ и энергии

Тема 2.14. Гигиена
питания

Тема 2.15. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
выделительной
системы. Почки.
Тема 2.16. Кожа.
Гигиена кожи.

ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Всасывание.
Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Возрастные особенности
пищеварения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. «Определение топографического расположения органов
пищеварительной системы с использованием дидактических материалов»
Практическое занятие 19. «Характеристика возрастных особенностей пищеварения»
Содержание
1. Понятие обмена веществ. Возрастные особенности, виды обмена веществ.
Витамины: классификация, роль в организме. Ассимиляция и диссимиляция.
Этапы обмена веществ. Энергетический обмен, суточные затраты энергии у
детей и взрослых. Пища как источник веществ и энергии в организме.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. «Вычисление основного обмена по таблицам и по формуле
Рида»
Практическое занятие 21. «Представление и анализ меню для детей дошкольного и
младшего школьного возраста на один день с учётом возраста и необходимой
калорийности
Содержание
1. Гигиена питания. Физиологические основы рационального, сбалансированного
питания, витамины и их роль в обмене веществ. Понятие здорового питания и
профилактика пищевых отравлений. Санитарно-гигиенические требования к
организации питания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. «Составление рекомендаций по рациональному питанию
детей дошкольного и младшего школьного возраста, с целью обеспечения здоровья
детей и профилактики заболеваний пищеварительной системы»
Содержание
1. Общая характеристика мочевыделительной системы. Строение и функции
органов
мочевыделительной
системы.
Возрастные
особенности
мочевыделительной системы.
2. Мочеобразование. Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения.
Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания.
Содержание
1. Общая характеристика кожи. Производные эпидермиса. Физиологическое
значение и строение кожи: эпидермис, дерма, подкожно-жировая клетчатка.

2
1
1
3/2
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

2
1
1
2/1
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

1
1
1/0
1

4/3
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК

Производные эпидермиса. Возрастные особенности кожи. Особенности
терморегуляции у детей.
2. Личная гигиена детей и подростков. Уход за кожей, ногтями и волосами детей.
Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Гигиенические
требования к одежде и обуви детей. Закаливание. Принципы закаливания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 23. «Исследование кожной рецепции. Адаптация рецепторов»
Практическое занятие 24. «Изучение и анализ методик проведения закаливающих
процедур детей».
Содержание
1. Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов
репродуктивной системы. Половое созревание. Понятие физиологической,
психологической и социальной зрелости.

Тема 2.17. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
репродуктивной
системы
Раздел 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и
психическую работоспособность, поведение
Тема 3.1. Возрастные
Содержание
анатомо1. Общая характеристика эндокринной системы. Строение желёз внутренней
физиологические
секреции. Общие признаки эндокринных желёз, значение и структура
особенности
гормонов, особенности их физиологической активности. Классификация
эндокринной системы
гормонов. Возрастные особенности эндокринной системы. Процессы
функционирования эндокринных желёз в дошкольном
и младшем
школьномвозрасте.
Тема 3.2. Высшая
Содержание
нервная деятельность
1. Высшая нервная деятельность. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова в
детей и подростков
изучении функции коры головного мозга. Учение о высшей нервной
деятельности. Условные и безусловные рефлексы, их различия и значение.
Выработка условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов и их особенности в детском и подростковом
возрасте. Динамический стереотип, как основа привычек и навыков. Механизм
его формирования.
Тема 3.3.
Содержание
Типологические
1. Типология ВНД. Характеристика основных типов высшей нервной
особенности высшей
деятельности животных и человека. Критерии И.П. Павлова для
нервной деятельности
типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и
детей.
торможения, их уравновешенность, подвижность). Основные типы высшей

05. ОК 06. ОК
09.

3
1
2
1/0

1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

9/3
1/0

1

2/0

2

3/1
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

нервной деятельности животных и человека. Типы высшей нервной
деятельности (И.П. Павлов) и соотношение их с учением о темпераментах
(Гиппократ). Основные положения по формированию типологических
особенностей. Зависимость формирования типологических особенностей от
социальных факторов, процессов воспитания и обучения. Пластичность типов
ВНД.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 25. «Выявление типологических особенностей ВНД детей и
подростков»
Тема 3.4.
Содержание
Психическая
1. Физиологические основы психических процессов человека. Асимметрия мозга.
деятельность. Первая
Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности.
и вторая сигнальные
Становление в процессе развития ребёнка сенсорных и моторных механизмов
системы
речи. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных
систем. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка. Память. Физиологические
основы памяти. Внимание. Физиологические основы внимания.
2. Физиологические основы утомления и переутомления. Признаки,
характеристика, особенности возникновения у детей. Гигиена учебновоспитательной
работы.
Значение
режима
дня.
Периодичность
физиологических функций и умственной работоспособности. Физиология сна.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 26. «Выявление межполушарной асимметрии»
Практическое занятие 27. «Определение школьной зрелости по тексту Керна –
Ирасека»
Раздел 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ДОО
Тема 4.1.
Содержание
Гигиенические
1. Предмет и задачи гигиены детей. История развития гигиены детей как науки и
требования к
учебной дисциплины. Нормирование в гигиене детей. Принципы
условиям и
нормирования.
организации обучения
2. Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы, требования и
в
правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.
общеобразовательных
3. Работоспособность. Фазы работоспособности. Особенности физической
учреждениях
работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных
интервалов
времени.
Гигиенические
требования
к
помещениям
образовательной организации, режиму дня.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

1
1
3/2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

1

2
1
1
5/3
5/3

2

3

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК
03. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК
09.

Практическое занятие 28. «Определение работоспособности детей и учет ее динамики
при проектировании занятий по образовательным программам»
Практическое занятие 29. «Планирование мероприятий по профилактике
заболеваний детей под руководством медицинского работника образовательной
организации».
Практическое занятие 30. «Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей»
Промежуточная аттестация
Всего:

1
1
1
8
72/36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
««Физиологии,
анатомии
и
гигиены»,
оснащенный
в
соответствии
с п. 6.1.2.1 основной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Дробинская, А.О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400684-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452350 (дата обращения: 13.08.2022).
2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма) / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов - – 14-е изд., стер. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 384 с.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология: Основы профилактики и коррекции
нарушений в развитии детей: Учеб. пособ. для СПО. – М.: Владос, 2013.
2. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: Учеб. пособ. – М.: Мир и образование, 2015.
3. Соловьева Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Л.А. Соловьева. – 1-е изд. – М. : Издательский центр
«Академия», 2017. – 288 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
педагогические
теории
К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко,
В.А.
Сухомлинского,
Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика,
Ю.П.
Азарова
и
др.
о педагогическом мастерстве;
психолого-педагогические основы,
способствующие
становлению
педагога-мастера;
компоненты, составляющие основы
педагогического мастерства и их
характеристики;
профессионально-личностные
и
общепедагогические
качества,
способствующие
становлению
педагога-мастера;
элементы педагогической техники и
пути
овладения
педагогической
техникой;
основные понятия: педагогическое
мастерство,
педагогические
способности,
педагогическая
технология, педагогическая техника,
пантомимика,
педагогическое
общение, педагогическая оценка,
педагогическое
требование,
конфликты
и
конфликтность,
феномен, авторитет, тренинг;
особенности
приёмов
педагогического воздействия;
особенности тактики педагога в
отношении
детей,
занимающих
разное положение в группе;
цели, задачи учебной работы и
способы их реализации;
виды технических средств обучения
(ТСО);
структурные элементы игры;
пути
к
совершенствованию
педагогического мастерства;
условия
профессиональноличностной мотивации в достижении
педагогического мастерства;
пути
самосовершенствования,
самореализация.

Критерии оценки
Оценка «5» - глубокое
знание изученного
вопроса, знание
понятийного аппарата,
умение применять
теоретические знания при
выполнении
практического задания;
Оценка «4» - полное
знание изученного
материала, умение в целом
применять теоретические
знания, но не всегда точно
аргументировать
теоретических знаний при
выполнении
практического задания.
Оценка «3» поверхностное знание
изученной темы, не всегда
может применять
теоретические знания при
выполнении
практического задания.
Оценка «2» существенные проблемы в
содержании
теоретического материала,
не умение применять
теоретические знания при
выполнения
практического задания.
Критерии оценки
демонстрируемых знаний
при выполнении тестовых
заданий:
оценка «5» - 85 – 100 %
оценка «4» - 71 – 85 %
оценка «3» - 51 – 70 %
оценка «2» - 0 – 50 %

Методы оценки
Устный опрос
Экспертная оценка на
лабораторном и
практическом
занятиях
Тестирование
Экзамен

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных качеств;
заменять недостающие способности и
умения другими, имеющимися у себя;
переносить знания в новые условия
своей деятельности;
оперировать
знаниями
в
практической ситуации, развивать
навыки самоконтроля, самоанализа и
устранять допущенные ошибки и
недочеты;
создавать новые сочетания средств и
способов
педагогической
деятельности;
анализировать различные подходы
учёных к определению понятия
«педагогическое мастерство»;
использовать
вербальные
и
невербальные
способы
при
взаимодействии с детьми;
находить пути самообразования и
самосовершенствования;
раскрывать социальное значение
норм поведения в процессе общения и
проявлять личностное отношение к
социальным нормам поведения

Характеристики
демонстрируемых умений:
оценка «5» - умение
применять теоретические
знания при выполнении
практического задания;
оценка «4» - умение в
целом
применять
теоретические знания, но
не всегда точно давать
аргументацию
теоретических знаний при
выполнении
практического задания.
оценка «3» - не всегда
может
применять
теоретические знания при
выполнении
практического задания.
оценка «2» - не умение
применять теоретические
знания при выполнения
практического задания.

Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практической работы
Экзамен


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».