Приложение 3.21
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога» является обязательной частью
общепрофессионального цикла образовательной ОПОП-П по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В
рамках
программы
учебной
дисциплины
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
Умения
обучающимися
Знания
осуществлять речевой самоконтроль, основные единицы и уровни языка, их
оценивать устные и письменные признаки и взаимосвязь;
высказывания
с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
ккоммуникативных
задач;
лексические,
применять
нормы орфоэпические,
и правила русского языка в устной и грамматические,
орфографические
письменной речи;
и
пунктуационные
нормы
современного русского литературного
языка;
находить и использовать различные
источники информации, необходимые
для подготовки к урокам (словари,
справочники);
анализировать языковые единицы с
точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
нормы
речевого
поведения
в
социально-культурной,
учебнонаучной, официально-деловой сферах
общения.
осваиваются
умения
устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения
с обучающимися;
проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
80
в т.ч. в форме практической подготовки
44
в т. ч.:
теоретическое обучение
34
практические занятия
36
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация (экзамен)
8
2.2 Тематический план
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Профессиональная педагогическая коммуникация
Тема 1.1. Язык как
средство общения и
форма существования национальной
культуры
Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
80/44
Теория 34
Практика 36
Сам раб 2
10/4
Содержание
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Понятие о языке. Основные функции языка: общение, сообщение, воздействие
(волюнтативная). Дополнительные функции языка: регулятивная, когнитивная (познавательная), аккумулятивная Связь языка с историей и культурой народа.
Понятие о русском языке, современном русском языке. Функции русского
языка. Разделы лингвистики, единицы их изучения. Русский литературный
язык как нормированная обработанная подсистема национального языка.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Входная диагностическая работа
Тема 1.2. Понятие о Содержание
речевой коммуни- Общие сведения о речи. Признаки речи. Виды речи. Язык и мышление. Язык и сокации, виды рече- знание. Понятие речевой коммуникации. Типологии коммуникации на разных основой деятельности
ваниях: по цели, по массовости, по содержанию.
Тема 1.3. ПрофесСодержание
сиональная комПонятие профессиональной коммуникации.
муникация и ее
Метаязыки профессиональных коммуникаций. Лексический уровень: терминолофункции
гия, профессионализмы. Синтаксический уровень: структура предложений.
Специфика профессиональных коммуникаций. Профессии "человек - человек" и их
особенности. Актуальность проблемы дифференциации понятий коммуникации и
общения. Коммуникация как процесс передачи и получения информации. Общение
как процесс обмена информацией, организации совместной деятельности, коллек-
4
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
тива, взаимного узнавания, взаимовлияния и воздействия. Общение как творчество.
Функции профессиональной коммуникации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Морально-нравственные (этические) основы профессиональной коммуникации. Корпоративная этика.
Раздел 2. Культура речи. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты
Тема 2.1. Общие
Содержание
аспекты культуры Понятие «культура речи». Роль культуры речи в профессиональной деятельности
речи
педагога. Аспекты (компоненты) культуры речи: нормативный, коммуникативный,
этический.
Тема 2.2. Нормы
Содержание
современного
Особенности языковой нормы и её виды.
русского
В том числе практических занятий и лабораторных работ
литературного
Практическое занятие 3. Понятие об орфоэпии как разделе языкознания.
языка
Орфоэпические нормы в области произношения отдельных звуков, грамматических
форм, слов. Орфоэпические нормы в области гласных звуков. Орфоэпические
нормы в области согласных звуков. Произношение отдельных грамматических
форм. Особенности произношения заимствованных слов. Акцентологические
нормы. Особенности ударения в русском языке.
Работа с правилами постановки ударения в современном русском языке.
Орфоэпический словарь. Вариативность постановки ударения. Трудности и
особенности русского ударения. Ударение в отдельных грамматических формах.
Практическое занятие 4. Основные правила русского литературного
произношения. Некоторые трудные случаи произношения гласных и согласных
звуков. Распространенные орфоэпические ошибки.
Практическое занятие 5. Употребление однозначных и многозначных слов.
Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Использование стилистически окрашенной лексики. Сферы и нормы использования стилистически окрашенной лексики. Использование лексических средств в профессиональной речи педагога. Происхождение лексики русского языка. Слова исконно русские
и заимствования. Причины заимствований (внутренние и внешние). Заимствования
из славянских и неславянских языков в разные периоды истории. Калькирование
как способ заимствования. Типы заимствованной лексики. Языковые признаки заимствованных слов. Заимствования конца XX – начала XXI века. Сфера употребления. Отношение к заимствованиям.
Практическое занятие 6. Работа над материалом: «Валентность» слова. Однознач-
2
26/20
1
1
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Тема 2.3.
Коммуникативный
аспект культуры
речи
Тема 2.4.
Этический аспект
культуры речи
ные и многозначные слова. Различение многозначных слов и омонимов. Стилистические ошибки: неблагозвучие речи, речевая недостаточность, речевая избыточности (плеоназм, тавтология, многословие). Правила употребления паронимов. Ошибки, связанные с неправильным построением синонимической/ антонимической пары. Свободные и ограниченные словосочетания.
Практическое занятие 7. Классификация речевых ошибок, связанных с нарушением синтаксической нормы и их исправление. Порядок слов и частей высказывания.
Согласование и управление в современном русском языке. Управление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом. Построение словосочетаний и предложений в русском языке. Выбор управляемой формы в словосочетании, согласование подлежащего и сказуемого, использование причастных и деепричастных оборотов
Практическое занятие 8. Построение некоторых типов сложных предложений.
Практическое занятие 9. Морфологический, фонетический и лексический принципы написания слов. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в простом и сложном предложении. Объяснительный диктант. Понятие орфограммы и
пунктограммы. Правописание той или иной орфограммы и постановку знаков препинания в соответствии с правилами.
Содержание
Основные качества хорошей речи. Виды правильности речи. Окказиональность
«как особая правильность» в художественном тексте. Чистота речи. Богатство речи
и способы проявления языкового богатства. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи. Уместность и доступность хорошей речи.
Логичность как основа действенного высказывания. Точность речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Выполнение обобщающих упражнений по основным
качествам хорошей речи.
Содержание
Культура общения. Этика общения и речевой этикет. История речевого этикета.
Национальные особенности речевого этикета. Функции речевого этикета: сигнализация о социально-культурных особенностях собеседника; контактноустанавливающая функция; антиконфликтная функция; функция создания благоприятной обстановки общения. Норма и традиция в этикете. Основные понятия
теории речевого этикета: этикетная ситуация, этикетная роль, этикетный жанр, этикетные речевые формулы. Коммуникативные роли и структура социума. Национальные особенности речевого поведения. Этикет ведения делового телефонного
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
разговора. Основные требования русского речевого этикета.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Выполнение обобщающих упражнений изученной теме.
Раздел 3. Функциональные стили речи
Тема 3.1. Функци- Содержание
ональные
стили Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использоварусского языка
ния элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Вторичные тексты (аннотация, конспект, реферат, тезисы), создаваемые в рамках научного стиля. Официально-деловой стиль,
сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменности. Языковые формулы официальных
документов. Правили оформления документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Анализ готовых текстов разных стилей по плану и составление текстов различных по жанро-стилевому признаку. Составление таблицы
на тему «Функциональные стили речи».
Тема 3.2. Особен- Содержание
ности официально- 1.Общие требования, предъявляемые к документу: достоверность, актуальность,
делового стиля ре- убедительность и полнота информации, лаконизм.
чи. Деловое пись- Общие функции документа: информационная, социальная, коммуникативная, кульмо. Нормы делово- турная.
го письма
2.Специальные функции документа: управленческая, правовая, функция исторического источника. Комплекс обязательных реквизитов документа. Композиция документа. Виды управленческих документов. Группы документов по функциональному
значению. Правила оформления документов. Типы реквизитов документа. Бланки
деловых писем.
3.Требования к содержанию и оформлению реквизитов документа. Общие требования к содержанию текста документа. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
документа. Распорядительные документы (общая характеристика). Виды распорядительных документов. Виды инструктивно-методических документов.
4. Заявление. Определение заявления как вида деловой бумаги. Состав заявления.
Образцы заявлений (в свою и чужую организации). Языковые особенности стиля и
2
10/6
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
оформления заявления. Данные адресата и автора. Наименование документа. Особенности указания числа. Производные предлоги (ввиду, вследствие, согласно, в
целях и др.) в тексте заявления. Понятие синтаксической компрессии. Конкретика
данных в заявлении.
5.Автобиография. Происхождение слова "автобиография". Определение автобиографии. Состав автобиографии. Особенности и последовательность указания данных об авторе. Сведения о составе семьи, образовании, трудовой деятельности. Образец автобиографии. Виды автобиографии (деловая и литературная). Языковые
особенности стиля и оформления автобиографии.
6.Резюме. Происхождение и значение слова "резюме". Резюме как вид деловой бумаги. Резюме в западноевропейских странах и его роль при устройстве на работу.
Резюме в России. Цель резюме. Международные стандарты оформления резюме.
Состав резюме. Особенности написания заглавия документа, указания данных (обратный хронологический порядок). Образцы резюме. Полезные советы при составлении резюме.
7. Доверенность. Определение доверенности. Характеристика документа. Состав
доверенности. Виды доверенности. Образец доверенности. Языковые особенности
стиля и оформления доверенности. Заверение подписи доверителя и его юридическая роль в составе документа. Языковые клише доверенности.
8. Расписка. Определение расписки. Цель ее написания. Состав документа. Случаи
необходимости заверения расписки у нотариуса. Последовательность предъявляемых в документе сведений. Образец расписки. Языковые особенности стиля и
оформления расписки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14. Официально-деловой стиль. Составление деловых бумаг
(справка, удостоверение); частных деловых бумаг (заявление, доверенность). Автобиография. Резюме.
Раздел 4. Практическая риторика
Тема 4.1. Основы Содержание
ораторского искус- Понятие об ораторском искусстве. Исторические изменения предмета риторики.
ства
Определение современной риторики. Основные понятия науки о речевом воздействии
Тема 4.2. Речевое Содержание
воздействие
Понятие эффективной коммуникации. Вербальное речевое воздействие. Невербальное речевое воздействие. Языковой паспорт говорящего.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
4
24/6
2
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Практическое занятие 15. Язык движений в публичной речи. Поза и «маневризмы». Словарь ораторских жестов.
Тема 4.3. Основы Содержание
мастерства
пуб- Нравственный долг оратора. Виды публичных выступлений. Основные требования
личного выступле- к публичному выступлению. Работа над речевой формой выступления. Подготовка
ния (оратория)
к публичному выступлению. Начало выступления. Поведение оратора в аудитории.
Поддержка внимания аудитории в ходе выступления. Завершение публичного выступления. Аргументация.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Подготовка к публичному выступлению на педагогическую тему
Тема 4.4. ПодгоСодержание
товка публичного
Сбор материала. Основные приемы поиска и записи материала. Структура речи.
выступления
Словесное оформление публичного выступления. Богатство и выразительность речи. Окончательная подготовка выступления. «Разметка» текста. Репетиция выступления. Владение собой («как говорить»). Естественность поведения оратора. Признаки неестественного поведения. Техника речи и ее составляющие. Понятие о дикции, темпе, интонационных и голосовых возможностях выступающего. Основные
принципы контакта с аудиторией.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17. Составление текста выступления на заданную тему.
Выступление на заданную тему, его анализ.
Тема 4.5. ПрофесСодержание
сионально значиМонолог: научный доклад, сообщение, защита курсовой работы, дипломного промые жанры общеекта
ния
Подготовка в экзамену. Подбор источников, структуры выступления
Самостоятельная
работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
6
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
4
2
2
2
8
80
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрен
кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный в
соответствии п. 6.1.2.1 образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва: Издательский центр
«Академия», 2022. – 320 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/491228 (дата обращения: 10.07.2023).
2. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
— 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511737
(дата обращения: 10.07.2023).
3. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно-практическое пособие для вузов / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 525 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02667-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510791 (дата обращения: 10.07.2023).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Педагогическая риторика. Практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08693-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514109 (дата обращения:
10.07.2023).
2. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под редакцией А. В. Голубевой. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 386 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510515 (дата обращения: 10.07.2023).
3. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи. Практикум: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П.
Стычишина ; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
256 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02427-2. — Текст : элек-
тронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513165
(дата обращения: 10.07.2023).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
основные единицы и уровни
языка,
их
признаки
и
взаимосвязь;
орфоэпические, лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка;
нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой
сферах общения.
называет
основные
единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь;
соблюдает орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка;
использует
нормы
речевого
поведения
в
социально-культурной,
учебно-научной,
официально-деловой сферах
общения.
осуществлять
речевой
самоконтроль,
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач
применять
нормы
и
правила русского языка в
устной и письменной речи;
находить и использовать
различные
источники
информации, необходимые для
подготовки к урокам (словари,
справочники);
анализировать языковые
единицы с точки зрения
правильности, точности и
уместности их употребления;
устанавливать
педагогически целесообразные
взаимоотношения с
обучающимися;
проводить
лингвистический анализ
текстов различных
функциональных стилей и
разновидностей языка
осуществляет
речевой
самоконтроль,
оценивать
устные
и
письменные
высказывания
с
точки
зрения
языкового
оформления, эффективности
достижения поставленных
коммуникативных задач
применяет
нормы
и
правила русского языка в
устной и письменной речи;
находит и использует
различные
источники
информации, необходимые
для подготовки к урокам
(словари, справочники);
анализирует
языковые
единицы с точки зрения
правильности, точности и
уместности
их
употребления;
тестовые задания различных
видов;
письменные и устные ответы;
домашняя
работа
(упражнения) по темам курса;
контрольные
письменные
работы;
написание
сочинений
рассуждений;
участие в обсуждении тем
патриотической направленности;
наблюдение за умением вести
дискуссию;
подбор и работа с текстами
авторов
различных
национальностей.
публичное выступление по
заданной теме;
наблюдение и оценка на
практических занятиях;
презентация сообщения;
защита проектов;
публичное
представление
самостоятельно составленного
текста по заданной теме.