Приложение 3.23
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными
потребностями»
2023г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными
потребностями» является обязательной частью общепрофессионального цикла ОПОП-П в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Дисциплинарные результаты
Умения
применять формы, методы и средства
организации
учебной
и
воспитательной
деятельности
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями в
условиях инклюзивного образования;
учитывать
особенности
психофизического
развития
обучающихся
с
ООП
при
организации индивидуальной работы
с обучающимися;
учитывать особенности социального
статуса детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации при организации
индивидуальной
работы
с
обучающимися;
разрабатывать
индивидуальные
образовательные
траектории
различных категорий обучающихся с
особыми
образовательными
потребностями на разных этапах
социализации.
использовать
и
апробировать
специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательной
процесс всех обучающихся, в том
числе
с
ООП,
обучающиеся
проявивших
выдающихся
способности, обучающихся, для
которых русский язык не является
родным, обучающихся с ОВЗ
Знания
принципы
организации
образовательной
деятельности
в
условиях
включения
в
образовательный
процесс
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями;
основы
оказания
коррекционноразвивающей и социально-психологопедагогической помощи обучающимся
с
особыми
образовательными
потребностями;
содержание
понятия
«особые
образовательные
потребности»,
основные
причины
нарушений
развития и поведения детей;
требования ФГОС для обучающихся с
ОВЗ, основы проектирования АОП для
различных категорий обучающихся с
ОВЗ;
социокультурные
и
философскометодологические аспекты инклюзии в
образовании;
основные принципы организации,
специальные условия воспитательной
работы,
психолого-педагогического
сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия (если предусмотрено)
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
0
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Обучение и воспитание детей с ООП в научных дисциплин и сфер
общественной практики
Тема 1. Понятие «дети Содержание
с особыми
1. Понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации.
образовательными
Формы организации специального обучения.
потребностями»
2. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в
системе специального образования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Составление словаря основных понятий и
категорий специальной педагогики и специальной психологии
Объем, акад. ч /
в том числе
в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
4
21/11
3/2
1
2
2
Тема 2. Дети с
Содержание
отклоняющимся
1. Дети с отклоняющимся развитием поведением. Различные
развитием поведением
варианты психического дизонтогенеза (В. В. Ковалев, В.В.
Лебединский).
2. Одаренные дети. Диагностика, направленная на выявление
одаренности обучающихся. Групповые развивающие занятия по
развитию
креативности,
познавательной
сферы,
коммуникативных навыков и т.д
Консультации для классных руководителей по выявлению
познавательной и творческой одаренности обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
7/4
1
1
ОК 01, ОК 02
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
ПК 1.2, ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
3. Дети с девиантным поведением. Проявление девиантного
поведения у детей. Профилактика и коррекция девиации в
условиях образовательного учреждения. Общее понятие
девиантности. Причины девиантного поведения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Изучение содержания диагностических
карт для обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализ
продуктов деятельности детей с ОВЗ разных нозологических групп.
Практическое занятие 3. Определение отличий урока в специальной
школе от урока в массовой общеобразовательной школе.
Тема 3. Дети с
отклонениями в
психоэмоциональном
и речевом развитии
Содержание
1. Дети с СДВГ. Характеристика особенностей синдрома дефицита
внимания и гиперактивности. Актуальность и степень изученности
проблемы. Теория Стигм Ирвинга Гоффмана. Типы нарушения
развития координации движений среди детей, которые относятся к
категории «неуклюжих». Подходы в воспитании и обучении ребенка
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2. Дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями. Понятие
нарушения развития в психологии. Виды, особенности и причины
эмоционально-поведенческих нарушений дошкольников, выявление
основных путей их коррекции. Эмоционально-поведенческие
нарушения. Виды и особенности проявления эмоциональноповеденческих нарушений в дошкольном возрасте.
Причины
возникновения эмоционально-поведенческих нарушений
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Характеристика основных групп
технических средств обучения и компенсации нарушений в
специальном образовании.
Тема 4. Педагогически Содержание
запущенные дети
1. Социально не защищённые дети. «Особенности и проблемы
социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения
родителей. Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения
1
4
2
2
4/2
1
1
ПК 1.2, ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
2
2
4/1
1
ПК 1.2, ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02
родителей. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, и лиц из их числа. Социальная поддержка
детей-сирот
2. Социально запущенные дети. Различные подходы к проблеме
исследования педагогической запущенности. Социально-запущенные
дети, особенности их воспитания и обучения в условиях современной
школы. Проблемы социокультурной среды семьи, закладывающие
основы социального развития, социализации ребёнка. Социальный и
педагогический аспекты запущенности.
3. Билингвы и инофоны. Терминологический аппарат исследования
проблемы билингвизма. Лингвистические основы проблемы
билингвального обучения. Психолого-педагогические аспекты
исследования проблемы билингвального обучения русскому языку.
Проблемы школьного обучения в полиэтническом классе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5: составление методических рекомендаций
для педагогов по созданию условий для обучения детей
Тема 5. Структура
Содержание
современной системы 1. Стратегия комплексного подхода и ранней помощи детям с
образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Система организации
ограниченными
дошкольного, школьного и профессионального образования для лиц
возможностями
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Организация
здоровья в РФ и
коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в
перспективы ее
развитии в условиях образовательных учреждений общего
развития
назначения (инклюзивное образование).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Анализ адаптированных образовательных
программ для детей с ОВЗ разных нозологических групп.
Раздел 2. Организация коррекционного-развивающего обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Тема 2. 1
Содержание
Теоретические основы Цель, задачи и принципы коррекционно-развивающего обучения.
обучения и
Сущность и содержание коррекционно-развивающего обучения.
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
1
1
1
1
3/2
1
ПК 1.2, ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
2
2
15/7
8/2
6
ПК 1.2, ПК 3.2
ПК 4.1
воспитания детей с
ограниченными
возможностями
здоровья и особыми
образовательными
потребностями
Тема 2.2 Психологопедагогическая
поддержка субъектов
инклюзивного
образования
Тема 2.3.
Формирование
профессиональных
компетенций педагога
Методы обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Формы организации обучения. Основные
направления психолого-педагогической коррекции.
ОК 01, ОК 02
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Анализ статей журналов по проблеме
использования в коррекционно-развивающем процессе различных
методов, средств и технологий обучения и воспитания детей с
особыми образовательными потребностями
2
Содержание
Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного
образования.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, участвующих в
образовательном процессе детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Новые подходы к организации помощи
семьям, воспитывающим проблемных детей.
Практическое занятие 10. Взаимодействие школы и семьи при
организации
инклюзивного
обучения.
Просветительская
деятельность школы в отношении детей с особыми образовательными
потребностями.
Практическое занятие 11. Основные направления психологопедагогического сопровождения педагогов, участвующих в
образовательном процессе детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Содержание
Профессиональные
компетенции
педагога
инклюзивного
образования. Требования профессионального стандарта педагога к
знаниям, умения и навыкам современного педагога в области
4/3
2
1
3
1
1
ПК 1.2, ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02
ОК 03. ОК 04
ОК 05, ОК 06
ОК 09
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
1
3/2
1
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
инклюзивного
образования
обучения, воспитания и развития различных категорий обучающихся.
Предупреждение профессионального выгорания у специалистов,
работающих в условиях инклюзии.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Анализ методов и технологий
предупреждения профессионального выгорания у специалистов,
работающих в условиях инклюзии.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
2
36/18
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные печатные и электронные издания
1. Богданова, Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Сурдопсихология : учебник для среднего профессионального образования / Т. Г. Богданова.
— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09112-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493619 (дата
обращения: 22.06.2022).
2. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А.
Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. — Москва : ИНФРА-М, 2022.
— 335 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/20170. - ISBN 978-5-16011182-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1864193 (дата
обращения: 22.06.2022). – Режим доступа: по подписке.
3. Бойков, Д. И. Обучение и организация различных видов деятельности общения
детей с проблемами в развитии : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13325-7. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/495971 (дата обращения: 22.06.2022).
4. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494823 (дата обращения: 22.06.2022).
5. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Глухов.
— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09326-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494822 (дата
обращения: 22.06.2022).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
применять на практике теоретические знания по
воспитанию и обучению детей с отклонениями в
развитии; - составлять (совместно с психологом и другими
специалистами)
психолого-педагогическую
характеристику
обучающегося
с
ограниченными
возможностями здоровья.
определять приемы и содержание коррекционнопедагогической работы с учетом типичных затруднений и
индивидуальных особенностей детей с отклонениями в
развитии;
анализировать специальную литературу
подбирать
формы,
дидактические
средства
коррекционно-педагогической работы с учетом знаний
индивидуальных особенностей детей с отклонениями в
развитии;
применять методы изучения детей с отклонениями в
развитии;
- осуществлять объективную оценку достижения
образовательных результатов, обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов контроля с учетом
их возможностей, неравномерности индивидуального
психического развития
- использовать специальные подходы в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья
- применять методы и приемы работы с одаренными
детьми и имеющими выдающиеся способности
- организовывать урочную и внеурочную деятельность с
детьми с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с нормами и правилами
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
историю становления и развития теории и практики
воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
особенности психического развития детей младшего
школьного возраста при нарушенном развитии;
цели, задачи, принципы, формы, методы и
содержание специальной педагогики;
законодательные акты и нормативно-правовые
документы по организации и функционированию
специализированных ОО;
особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
-содержание программ обучения и воспитания детей с
нарушениями интеллекта, речи, зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, эмоционально-личностных
отношений и поведения, задержкой психического
развития в специализированном ОО
Критерии оценки
Методы
оценки
демонстрирует
Устный
знание психолого- опрос
педагогических
Экспертная
основ
оценка на
педагогического
практическом
мастерства,
его занятиях
компонентов
и Тестирование
элементов
педагогической
техники; основных
понятий,
особенностей
приемов
педагогического
воздействия
Демонстрирует
умение:
анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных
качеств,
оперировать
знаниями
в
практической
ситуации, развивать
навыки
самоконтроля,
самоанализа;
анализировать
различные подходы
учёных
к
определению
понятия
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение
«педагогическое
мастерство»;
использовать
вербальные
и
невербальные
способы
при
взаимодействии с
детьми;
находить
пути
самообразования и
самосовершенствов
ания
за
ходом
выполнения
практической
работы