ОП.01 Основы педагогики

Приложение 3.21
к ОПОП-П по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 01 Основы педагогики»

2023 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 01 Основы педагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.01 Основы педагогики» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 09,
ПК 1.6,
ПК 2.5,
ПК 3.3.

Дисциплинарные результаты
Умения
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию,
необходимую
для
решения задачи и/или проблемы;
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных
сферах;
определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые
источники информации; планировать
процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое в перечне информации;

Знания
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;

основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах;

структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач
профессиональной
деятельности
оценивать практическую значимость номенклатура
информационных
результатов
поиска;
оформлять источников,
применяемых
в
результаты поиска, применять средства профессиональной деятельности;
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
понимать
общий
смысл
четко правила построения простых и
произнесенных
высказываний
на сложных
предложений
на
известные темы (профессиональные и профессиональные темы;
бытовые), понимать тексты на базовые
профессиональные темы;
находить
и
использовать способы систематизации и оценки
методическую литературу, ресурсы педагогического опыта с позиции
сетевой (цифровой) образовательной эффективности его применения в
среды, необходимые для организации процессе обучения обучающихся;
процесса обучения обучающихся;

систематизировать полученные знания
в
ходе
изучения
передового
педагогического опыта в организации
обучения обучающихся;
применять и оценивать эффективность
образовательных
технологий,
используемых в начальной школе в
процессе обучения обучающихся
находить
и
использовать
методическую литературу, ресурсы
сетевой (цифровой) образовательной
среды, необходимые для организации
внеурочной
деятельности
обучающихся;
систематизировать полученные знания
в
ходе
изучения
передового
педагогического опыта организации
внеурочной деятельности с младшими
школьниками;
применять и оценивать эффективность
образовательных
технологий,
используемых
во
внеурочной
деятельности в начальной школе
находить
и
использовать
методическую литературу, ресурсы
сетевой (цифровой) образовательной
среды,
необходимые
для
воспитательной работы с младшими
школьниками;
систематизировать полученные знания
в
ходе
изучения
передового
педагогического опыта воспитательной
работы с младшими школьниками;
применять и оценивать эффективность
образовательных
технологий,
используемых в процессе воспитания
обучающихся

способы
анализа
и
оценки
эффективности
образовательных
технологий в процессе обучения
обучающихся;
критерии эффективности применения
педагогического
опыта
и
образовательных
технологий
в
обучении обучающихся
способы систематизации и оценки
педагогического опыта с позиции его
эффективности
в
организации
внеурочной
деятельности
в
начальном общем образовании;
способы
анализа
и
оценки
эффективности
образовательных
технологий в области внеурочной
деятельности обучающихся;
критерии
эффективности
педагогического опыта и применения
образовательных
технологий
во
внеурочной
деятельности
обучающихся
способы систематизации и оценки
педагогического опыта с позиции его
эффективности
в
организации
воспитательной
деятельности
в
начальном общем образовании;
способы
анализа
и
оценки
эффективности
образовательных
технологий в области воспитания
обучающихся;
критерии эффективности применения
педагогического
опыта
и
образовательных
технологий
в
области воспитания обучающихся;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

в т.ч. в форме практической подготовки

36

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия (если предусмотрено)

34

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2
8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1.1 Педагогика
Содержание
как наука
1. Объект, предмет, задачи, методы педагогики как науки
2. Структура педагогики
3. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
4. Источники педагогики
5. Этапы возникновения и развития педагогики
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 1-2 Составление тезауруса категорий
педагогики. Анализ учебных материалов о роли педагогического
знания в жизни человека
Практическое занятие 3-4. Анализ учебных материалов и разработка
логических схем «Система педагогических наук», «Связь педагогики
с другими науками».
Составление таблицы этапов развития педагогики, формулировка
выводов.
Тема 1.2 Основные
Содержание
понятия педагогики
Категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогический
процесс,
педагогическое
взаимодействие,
педагогическая система, развитие, формирование, педагогическая
технология
Тема 1.3 Педагог как
Содержание
субъект
1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
2. Профессионально-личностные качества и способности педагога.

Объем, акад. ч /
в том числе
в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
36/20
6/4
2

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3.

4
2

2
2/2
10/6
2

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3.

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3.

образовательного
процесса

Тема 1.4 Ребенок как
субъект
образовательного
процесса

3. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога профессионала.
4. Характеристика педагогической деятельности.
5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель):
характеристика основных положений.
6. Аттестация и повышение квалификации педагогических
работников.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 5. Анализ Профессионального стандарта
педагога.
Практическое занятие 6. Определение уровня развития собственных
профессионально-личностных
качеств
и
педагогических
способностей.
Разработка
рекомендаций
собственного
профессионального роста.
Практическое
занятие
7-8.
Ознакомление
с
сайтами
образовательных организаций, образовательными платформами по
дополнительному профессиональному образованию педагогов.
Содержание
1. Понятия: личность, индивид, развитие.
2. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка.
3. Общение и деятельность как факторы развития личности.
4. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
5. Педагогическая возрастная периодизация.
6.
Дифференцированный
и
индивидуальный
подход
в
образовательном процессе.
7. Инклюзивное образование: понятие, задачи, принципы и формы
инклюзии в образовательной организации. Современные проблемы
внедрения инклюзивного образования и пути их решения.
8. Обзор технологий инклюзивного образования (А.Г. Ривина, И.Унт,
А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова и др.)
В том числе практические занятия и лабораторные работы

6
2

2

2
6/2

4

2

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

Тема 1.5
Педагогическое
исследование

Тема 1.6 Целостный
педагогический
процесс

Тема 1.7
Образовательная
среда

Практическое занятие 9-10. Применение знаний о роли факторов в
развитии личности ребенка, возрастной периодизации в практических
ситуациях.
Анализ методов и условий построения образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей ребенка. Решение
педагогических задач на определение цели и вариантов
дифференцированного подхода в образовании, в том числе в
отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
1. Понятие педагогического исследования
2. Этапы педагогического исследования
3. Методы педагогического исследования
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 11. Выбор методов исследования в
соответствии с параметрами методологического аппарата. Подбор
отдельных методов педагогического исследования на основе
практических ситуаций
Содержание
1. Сущность целостного педагогического процесса
2. Закономерности целостного педагогического процесса
3. Принципы построения целостного педагогического процесса
4. Структура педагогического процесса
5. Этапы педагогического процесса
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 12-13. Анализ проявления закономерностей
педагогического процесса на основе практических ситуаций. Анализ
практических ситуаций педагогического процесса в разных видах
образовательных организаций
Содержание
1. Сущность образовательной среды
2. Функции образовательной среды
3. Компоненты образовательной среды
В том числе практические занятия и лабораторные работы

2

4/2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

2
2

6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

2

4
4
4/2
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

Практическое занятие 14. Анализ развивающей предметнопространственной среды образовательной организации на примере
конкретной образовательной организации.
Раздел 2. Дидактика (Теория обучения)
Тема 2.1
Содержание
Теоретические
1. Сущность дидактики как науки об обучении
основы обучения
2. Закономерности обучения
3. Принципы обучения
4. Современные дидактические концепции
Тема 2.2. Содержание Содержание
и организация
1. Цели обучения
обучения
2. Содержание обучения
3. Средства обучения
4. Методы обучения
5. Формы обучения
6. Понятие контроля процесса обучения
7. Виды контроля обучения и формы его организации
8. Способы оценки учебных достижений детей как показателя
качества обучения
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 15. Анализ таксономии Б. Блума. Постановка
целей и задач обучения по заданной теме и содержанию обучения в
соответствии с теорией образовательного целеполагания А.В.
Хуторского
Практическое занятие 16. Анализ ФГОС НОО, учебного плана,
программы, учебника, учебно-методических пособий
Практическое занятие 17-18. Реализация обучения в практике
педагога через решение педагогических задач. Использование форм и
методов обучения в практике педагога в практических ситуациях
Раздел 3. Теория воспитания
Содержание
1. Сущность процесса воспитания

2
14/6
4/4
10/6

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

4

6
2

2
2
14/8
2/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

Тема 3.1
Теоретические
основы воспитания
Тема 3.2 Содержание
и организация
воспитания

2. Закономерности воспитания
3. Принципы воспитания
4. Структура процесса воспитания
Содержание
1. Цель и задачи воспитания
2. Содержание воспитания
3. Средства воспитания
4. Методы воспитания
5. Формы организации воспитания
6. Оценка уровня воспитанности детей
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 19. Реализация содержания воспитания в
практике педагога через решение педагогических задач.
Практическое занятие 20. Использование средств и методов
воспитания через решение педагогических задач
Практическое занятие 21. Использование форм организации
воспитания через решение педагогических задач
Практическое занятие 22. Анализ педагогических ситуаций, подбор
способов оценки воспитанности детей и разработка рекомендаций по
воспитанию
Раздел 4. Управление образовательными системами
Тема 4.1 Система
Содержание
образования в РФ.
1. Структура системы образования в РФ
Непрерывность
2. Принципы государственной политики в области образования в РФ
образования как
3. Непрерывное образование как принцип государственной политики
принцип
4. Права, обязанности и академические свободы педагогических
государственной
работников в сфере профессиональной деятельности, гарантии их
политики.
реализации. Ответственность педагогических работников
5. Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации. Вариативное образование в РФ
6. Реализация приоритетных направлений на уровне региона:
региональные программы и проекты

12/8

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

4

8
2
2
2
2
6/2
4/2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическое занятие 23 Анализ положений ФЗ № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Практическое занятие 24. Анализ одной из программ или проектов
в области образования, относящихся к приоритетным направлениям
развития образования.
Содержание
1. Факторы и условия функционирования образовательной
организации как педагогической системы
2. Структурные и функциональные компоненты управления
образовательной организацией

Тема 4.2.
Образовательная
организация как
педагогическая
система и объект
управления
Самостоятельная работа обучающихся
1. Эссе на тему «Значение истории педагогики в становлении будущего специалиста».
Промежуточная аттестация
Всего:

2
1
1
2/-

2

2
8
80

ОК 01, ОК 02, ОК 09,
ПК 1.6, ПК 2.5, ПК
3.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности.
Мастерская по компетенции «Преподавание в младших классах», оснащенная
необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием,
приведенным в п. 6.1.2.3 образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Л. С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 246 с.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2020. – 377 с.
2. История педагогики и образования: учебник для среднего профессионального
образования / А.И. Пискунов и др.; под общ. ред. А.И. Пискунова. – 4-е изд., перераб. и доп.
– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 452 с.
3. Левшунова Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное образование:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.А. Левшунова и др. –
Красноярск – Лесосибирск, 2017. – 114 с.
4. Педагогический словарь/ Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: учебник для среднего профессионального
образования / И.П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. –
576 с.
6. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ.
учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов, Э.В. Онищенко. - М.: Издательский
центр «Академия», 2016. – 368 с.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.
Издательский центр «Академия», 2013. – 496с.
8. Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т.В. Фуряева. – 2-е изд. – М.: Издательство
Юрайт, 2020. – 176 с.
9.
Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.
/ А.В. Хуторской. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:

Критерии оценки

оценивать постановку цели и
задач
уроков,
внеурочных
мероприятий
и
занятий,
определять
педагогические
возможности и эффективность
применения различных методов,
приемов,
методик,
форм
организации
обучения
и
воспитания
анализировать педагогическую
деятельность,
педагогические
факты и явления

Владение
техниками
постановки целей и задач
урока.
Владение методами, приемами,
методиками,
формами
организации
обучения
и
воспитания.
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям.

находить
и
анализировать
информацию, необходимую для
решения
профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития
ориентироваться в современных
проблемах
образования,
тенденциях его развития и
направлениях реформирования

Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы.
Мониторинг роста уровня
самостоятельности и
навыков получения
нового знания каждым
обучающимся.
Оценка ответов в
устной/письменной
технологиями форме.
Экзамен.

Владение
анализа.
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям.
Умение
анализировать
информацию.
Владение
приемами
составления
планов
профессионального
самообразования
и
саморазвития.
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям.
Владение
навыком
ориентирования в современных
проблемах образования.
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям.

Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
взаимосвязь
педагогической Знание
науки и практики, тенденции их педагогической
практики.
развития
значение и логику целеполагания
в обучении и педагогической
деятельности
принципы обучения и воспитания
особенности
содержания
и
организации
педагогического
процесса в условиях разных типов
образовательных организаций на
различных уровнях образования

Методы оценки

взаимосвязей Экспертное наблюдение
науки
и за ходом выполнения
практической работы.
Мониторинг роста уровня
Знание значения и логики самостоятельности
и навыков получения
целеполагания в обучении.
нового знания каждым
обучающимся.
Знание принципов обучения и Оценка ответов
воспитания.
в устной/письменной
Знание
особенностей форме.
организации педагогического Экзамен.
процесса в условиях разных
типов
образовательных
организаций.

формы, методы и средства Знание форм, методов и
обучения и воспитания, их средств обучения и воспитания.
педагогические возможности и
условия применения
психолого-педагогические
условия развития мотивации и
способностей
в
процессе
обучения, основы развивающего
обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и
воспитания
педагогические
условия
предупреждения и коррекции
социальной
и
школьной
дезадаптации
понятие нормы и отклонения,
нарушения
в
соматическом,
психическом, интеллектуальном,
речевом, сенсорном развитии
человека
(ребенка),
их
систематику и статистику
особенности
работы
с
одаренными детьми, детьми с
особыми
образовательными
потребностями,
девиантным
поведением

Знание
основ
развития
мотивации.
Знание основ развивающего
обучения.

Знание
педагогических
условий
школьной
дезадаптации.
Знание норм, отклонений,
нарушений в соматическом,
психическом,
речевом,
интеллектуальном
развитии
ребенка.

Знание особенностей работы с
одаренными детьми.
Знание особенностей работы с
детьми
с
особыми
образовательными
потребностями.
Знание особенностей работы с
детьми
с
девиантным
поведением.
приемы привлечения учащихся к Знание приемов привлечения
целеполаганию, организации и учащихся к целеполаганию.
анализу процесса и результатов
обучения
средства контроля и оценки Знание средств контроля и
качества образования, психолого- оценки.
педагогические
основы
оценочной
деятельности
педагога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».