Приложение 2.1
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья
и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста»
Обязательный профессиональный блок
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья
и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной
вид деятельности «организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое
развитие детей раннего и дошкольного возраста» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 1
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
Наименование профессиональных компетенций
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое
развитие детей раннего и дошкольного возраста
Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного
образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Создавать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую
обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного
возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья детей раннего и
дошкольного возраста, своевременно информировать медицинского работника об
изменениях в их самочувствии.
Организовать процесс воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
в соответствии с санитарными нормами и правилами
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть
навыками
Уметь
Знать
моделирование проведения фрагментов режимных моментов, фрагментов
мероприятий двигательного режима, направленных на укрепление здоровья
ребенка и его физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте
составление календарно-тематического плана проведения режимных
моментов в I и во II половины дня для своей возрастной группе на практике
разработка конспекта проведения утренней гимнастики (зарядки), гимнастики
после дневного сна для своей возрастной группы на практике
разработка конспекта проведения физкультурного занятия смешанного типа,
сюжетного физкультурного занятия для своей возрастной группы на практике
разработка конспекта проведения дневной (вечерней) прогулки для своей
возрастной группы на практике
разработка сценария физкультурного досуга для своей возрастной группы на
практике
планирование обучения спортивным упражнениям, индивидуальной работы
по развитию движений, руководства самостоятельной двигательной
деятельностью детей в 1 и 2 половину дня для своей возрастной группы на
практике
наблюдение и анализ проведения закаливающих процедур с детьми в
соответствии с возрастом и особенностями в состоянии здоровья
определять цели, задачи, содержание и методы организации мероприятий,
направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и
дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивного образования
в соответствии с целью и задачами планировать содержание мероприятий,
направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и
дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивного образования
разрабатывать и оформлять документацию, обеспечивающую организацию
мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие
детей раннего и дошкольного возраста
применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на
укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного
возраста
оформлять настольно-печатные материалы, документы на ИКТ-оборудовании
по итогам наблюдения оценивать степень соответствия содержания,
эффективность выбранных методов и приёмов в процессе организации и
проведения режимных мероприятий в I и II половину дня организуемых
воспитателем режимных мероприятий в I и II половине дня
по итогам наблюдения выявлять трудности и причины, возникшие при
подготовке и проведении режимных мероприятий в I и II половину дня
по итогам наблюдения определять действенные способы исправления ошибок,
допущенных воспитателем при подготовке и проведении режимных
мероприятий в I и II половину дня
определять способы педагогической поддержки воспитанников и их
родителей
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования,
федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и
начального общего образования
содержание
вариативных
примерных
образовательных
программ
дошкольного образования по образовательной области «Физическое
развитие»
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их
психодиагностики
законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития
теоретические основы режима дня
общие закономерности физического развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте
основы теории и методики физического воспитания и развития детей раннего
и дошкольного возраста
основные
психологические
подходы:
культурно-исторический,
деятельностный и личностный, способы их применения в процессе
организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и
физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов ____392______________________
в том числе в форме практической подготовки__278_______________
Из них на освоение МДК_____272____________
в том числе самостоятельная работа___4_______
практики, в том числе учебная _____36____________
производственная ____72_______
Промежуточная аттестация ______12______
Объем профессионального модуля, ак. час.
Обучение по МДК
В том числе
Наименования разделов
профессионального модуля
1
2
3
4
5
6
МДК
01.01.
Медикобиологические
основы
здоровья
МДК 01.02. Теоретические
и методические основы
физического воспитания и
развития детей раннего и
дошкольного возраста
МДК 01.03. Практикум по
совершенствованию
двигательных умений и
навыков
Учебная практика
Производственная практика
108
66
108
66
2
80
52
80
44
2
84
52
84
52
36
72
36
72
Промежуточная аттестация
Всего:
12
392
278
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04,
09
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04,
09
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04,
09
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04,
09
Всего, час.
Всего
Практики
Коды
профессиональных
и общих
компетенций
Лабораторных
Курсовых
и
Самостоятель
работ
практических
ная работа
(проектов)
занятий
7
8
Промежуточная
аттестация
В т.ч. в форме
практической подготовки
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
9
Учебная Производственная
10
11
8
36
72
272
162
-
4
8
36
72
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
профессионального
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
модуля (ПМ),
учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
2
Раздел 1. Медико-биологические основы здоровья
МДК 01.01. Медико-биологические основы здоровья
Тема 1.1. МедикоСодержание
биологические основы 1. Понятие «здоровье», факторы, определяющие здоровье. Основные
здоровья
факторы риска в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Критерии и группы здоровья детей.
2. Оздоровительно-профилактическая работа в ДОО: закаливание,
лечебно-профилактическая
работа,
физкультурно-оздоровительная
работа.
3. Детские болезни и их профилактика. Инфекционные болезни.
Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика.
Воздушно-капельные инфекции. Кишечные инфекции. Кожные
инфекции. Наиболее распространенные детские болезни: болезни
органов дыхания; болезни органов пищеварения; сердечно-сосудистой
системы; аллергические состояния; болезни почек и мочевыводящих
путей.
4. Особенности детского травматизма и его профилактика. Понятие о
детском травматизме, его виды. Профилактика детского травматизма.
Первая помощь при травмах, ранениях, кровотечениях, несчастных
случаях, внезапных заболеваниях и неотложных состояниях.
5. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Способы
введения ребенка в условия дошкольной образовательной организации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Объем, акад. ч /
в том числе
в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
108/66
108 / 66
10
Код ПК, ОК
4
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04, 09
12
Тема 1.2.
Мероприятия,
направленные на
укрепление здоровья
ребенка
Практическое занятие 1. Анализ и оценка методов и приёмов
организации и проведения закаливающих процедур в группах детей
раннего и дошкольного возраста.
Практическое занятие 2. Анализ и оценка критериев и показателей
успешной адаптации ребенка к условиям ДОО.
Практическое занятие 3. Заполнение таблицы «Определение основных
видов неотложных состояний по внешним признакам.
Практическое занятие 4. Организация безопасной среды в условиях ДОО.
Содержание
1. Теоретические основы режима дня детей. Требования к режиму дня
детей раннего и дошкольного возраста. Особенности режима дня детей
разного возраста. Планирование режимных моментов. Педагогические
условия проведения режимных моментов (умывания, одевания, питания,
организации сна) в соответствии с возрастом детей. Методика
организации и проведения режимных моментов в соответствии с
возрастом детей. Санитарно-гигиенических нормы проведения
режимных моментов. Воспитание культурно-гигиенических навыков у
детей раннего и дошкольного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Изучение санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов
(СанПиН) к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных образовательных организациях.
Практическое занятие 6. Анализ и оценка объёма культурногигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста.
Практическое занятие 7. Разработка календарно-тематического плана
организации и проведения режимных моментов в первую половину дня
в группах детей раннего и дошкольного возраста.
Практическое занятие 8. Демонстрация методов и приёмов
организации и проведения режимных моментов в первую и вторую
половину дня в группа детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
3
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04, 09
3
3
3
8
8
8
2
2
2
2
8
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04, 09
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04, 09
Тема 1.3. Социальные
основы здоровья
1. Понятия «психологическое благополучие» и «психологическое
неблагополучие» ребенка. Поведение ребенка при психологическом
благополучии или неблагополучии. Педагогический контроль за
состоянием физического и психического благополучия детей». Методы
и приёмы создания физического и психического благополучия детей в
группе ДОО.
2. Просветительская работа в ДОО: содержание, формы работы с
персоналом и родителями (законными представителями) воспитанников.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Организация, обсуждение и решение
проблемных ситуаций, связанных с поведением ребенка при психическом
благополучии и неблагополучии.
Практическое занятие 10. Организация и проведение наблюдений за
изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в
образовательном учреждении (на практике);
Практическое занятие 11. Комплексная оценка физического развития
ребенка;
Практическое занятие 12. Система контроля за нервно-психическим
развитием детей;
Вариативный раздел. Практикум по оказанию первой помощи
Тема 1.4. Правовые
Содержание
нормы оказания
1. Первая помощь и первая медицинская помощь, содержание, объем,
первой помощи
отличия. Оказание первой доврачебной помощи детям и подросткам.
Правовые основы оказания первой помощи. Значение первой помощи.
Права и обязанности участников оказания первой помощи.
Категорические запреты при оказании помощи пострадавшему.
2. Общие принципы оказания первой помощи. Общие правила оказания
первой помощи. Правила соблюдения личной безопасности. Краткие
анатомо-физиологические сведения об организме человека.
3. Средства для оказания первой помощи. Аптечка первой помощи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Анализ нормативных документов, регламентирующих оказание первой
доврачебной помощи.
4
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04, 09
4
24
24
3
1
ПК 1.1–1.4.
ОК 01, 02, 04, 09
ПК 05.03
ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09
КК 04
1
1
2
2
ПК 05.03
Тема 1.5. Порядок
оказывается первой
помощь
Тема 1.6.
Мероприятия по
оказанию первой
помощи детям и
подросткам
Содержание
1. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния
пострадавшего.
2. Оценка обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания
первой помощи (определение угрожающих факторов для собственной
жизни и здоровья, и угрожающих факторов для пострадавшего,
устранение угрожающих факторов, оценка количества пострадавших,
перемещение пострадавшего).
3. Порядок вызова скорой помощи и номера телефонов. Передача
пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи и другим
специальным службам.
4. Виды транспортировки пострадавших при различных повреждениях
без использования вспомогательных средств и с применением подручных
материалов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.Анализ ситуаций по определению обстановки, угрожающих факторов,
обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи.
2. Отработка различных способов организации транспортировки
пострадавших при различных повреждениях без использования
вспомогательных средств и с применением подручных материалов.
Содержание
1. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечения. Наложение повязок и
транспортировка. Виды ран, виды и способы наложения повязок.
2. Терминальные состояния и основы реанимации. Искусственное
дыхание и наружный массаж сердца. Сердечно-легочная реанимация.
Искусственная вентиляция легких. Техника наружного массажа сердца.
3. Первая помощь при ушибах, переломах и вывихах, травматическом
шоке. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при ушибах,
3
1
1
ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09
КК 04
ПК 05.03
ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09
КК 04
1
8
4
4
10
2
2
2
ПК 05.03
ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09
КК 04
ПК 05.03
ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09
КК 04
растяжении, сдавлении и вывихах. Первая помощь при переломах.
Иммобилизация. Первая помощь при травматическом шоке, коме и
обмороке.
4. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Тепловой и солнечный
удар. Термические ожоги кожи. Химические ожоги. Обморожения.
Общее переохлаждение.
5. Первая помощь при асфиксии, утоплении, электротравме, поражении
молнией. Первая помощь при асфиксии, помощь при утоплении.
Обеспечение собственной безопасности при оказании первой помощи
пострадавшему от электрического тока. Освобождение от действия
электрического тока. Понятие шагового напряжения. Воздействие
электрического тока на организм человека. Оказание первой помощи.
6. Первая помощь при аллергических реакциях, отравлении ядовитыми
веществами, укусах насекомых и животных. Первая помощь при укусах
пчел, ос, шершней и клещей. Первая помощь при укусах различных
животных. Действия при наступлении аллергической реакции в
различных ситуациях. Действия при различных отравлениях.
7. Первая помощь при сочетанных и комбинированных поражениях. При
каких условиях возникают комбинированные поражения. Виды
комбинированных поражений. Принципы диагностики и оказания
первой помощи, перед лечением комбинированных поражений.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Оказание первой доврачебной помощи детям. Отработка действий при
выведении ребенка из состояния шока; реанимации ребенка при
остановке сердечной деятельности и дыхания; при наступлении
аллергических реакций; при различных видах ожогах; при различных
видах травм и кровотечений; при комбинированных поражениях.
3. Определение основных видов травм по внешним признакам.
4. Отработка методов остановки кровотечений.
5. Определение основных видов неотложных состояний по внешним
признакам.
6. Освоение основных методов оказания первой помощи при
неотложных состояниях.
1
1
1
1
12
6
6
ПК 05.03
ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09
КК 04
7. Решение ситуационных задач.
Раздел 2. Теоретические основы физической культуры дошкольников
МДК. 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного возраста
Тема 2.1.
Содержание
Теоретические основы 1. Физическое воспитание как общественное явление. Основные
физической культуры причины возникновения и развития физического воспитания. Специфика
детей раннего и
учебной дисциплины.
дошкольного возраста 2. Основные понятия и термины теории и методики физического
воспитания. Место теории и методики физического воспитания в системе
естественных и гуманитарных наук.
3. Закономерности развития детского организма. Обусловленность задач
физического воспитания детей общей целью образования дошкольников
в области физической культуры.
4. Характеристика оздоровительных, образовательных, воспитательных
задач, комплексный подход к их решению.
Содержание
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тема 2.2. Развитие
Практическое занятие 10. Анализ современных образовательных
произвольных
программ по физической культуре
движений ребёнка от
рождения до 7 лет
Тема 2.3. Средства
Содержание
физического
1.
Понятие «средства физического воспитания». Комплексное
воспитания и
использование средств как необходимое условие успешного решения
развития ребенка
задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
раннего и
Естественные силы природы как средство укрепления здоровья,
дошкольного возраста закаливания и повышения работоспособности организма ребёнка.
в процессе
Гигиенические факторы как условие предупреждения заболеваний и
выполнения
укрепления здоровья детей. Физические упражнения – основное,
двигательного режима специфическое средство физического воспитания. Характеристика
физических
упражнений.
Пространственные,
временные,
80/52
80 / 52
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
0
6
6
ОК 01,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2,
ПК 1.4
ОК
ОК
ОК
ОК
ПК
ПК
02,
05,
06,
08,
1.1,
1.3,
ОК 01,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2,
ПК 1.4
ОК
ОК
ОК
ОК
ПК
ПК
02,
05,
06,
08,
1.1,
1.3,
4
Тема 2.4. Основы
обучения ребенка
двигательным
умениям и навыкам
Тема 2.5. Основы
развития
психофизических
качеств и
формирования
двигательных
действий
Тема 2.6. Диагностика
физической
подготовленности
детей дошкольного
возраста
Тема 2.7. Методы
обучения детей
движениям
пространственно- временные, динамические характеристики движений.
Физическая нагрузка для детей дошкольного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Анализ и оценка требований к подбору
физических упражнений для детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
1. Понятия о двигательных навыках и умениях. Закономерности
формирования двигательных навыков. Этапы обучения физическим
упражнениям.
2. Условия формирования двигательных навыков и умений у детей.
Общепедагогические задачи формирования двигательных навыков у
детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Содержание
1.
Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста:
ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость
4
4
4
4
Содержание
1.
Понятия
«диагностика»,
«мониторинг».
Диагностика
двигательных навыков и умений у детей дошкольного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Разработка протоколов обследования уровня
физической подготовленности детей дошкольного возраста
1
Содержание
1.
Классификация и общая характеристика методов и приёмов
обучения физическим упражнениям: наглядных, словесных,
практических. Особенности использования различных методов на
разных этапах овладения двигательным действием.
1
4
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
Раздел 2. Теоретические основы и методика работы воспитателя по физическому воспитанию
Тема 2.8.
Содержание
Теоретические основы В том числе практических занятий и лабораторных работ
двигательной
Практическое занятие 13. Анализ моделей двигательных режимов
активности детей
разных возрастных групп ДОО
раннего и
Практическое занятие 14. Составление двигательного режима для
дошкольного возраста одной из возрастных групп ДОО
Тема 2.9. Организация Содержание
развивающей
1. Развивающая предметно-пространственная среда по физическому
предметновоспитанию в ДОО. Принципы создания РППС. Создание РППС в группе,
пространственной
в физкультурном зале, на спортивно-игровой площадке ДОО.
среды в ДОО
Классификации спортивного оборудования. Характеристика, требования
к размещению, методика использования в разных формах работы по
физическому воспитанию.
2. Современное спортивное оборудование: тренажеры, сухие бассейны,
батуты. Методика использования тренажеров и сухого бассейна с детьми
дошкольного возраста.
Тема 2.10. Формы
Содержание
организации занятий
1. Физкультурные занятия. Значение и место физкультурных занятий в
физическими
режиме дня дошкольного учреждения. Задачи, содержание и структура
упражнениями с
физкультурного занятия. Организационное обеспечение занятий:
детьми раннего и
организация материально технических условий занятия; размещение и
дошкольного возраста перемещение детей для выполнения очередных заданий; организация
общего порядка деятельности детей на занятии. Классификация занятий.
Подготовка педагога к проведению занятия.
2. Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных
возрастных групп: с детьми раннего возраста; в смешанной по возрасту
группе.
3. Утренняя гимнастика. Значение, структура, задачи каждой части.
Требования к подбору упражнений. Методика проведения утренней
гимнастики с детьми разных возрастных групп: организация детей,
приёмы проведения физических упражнений, специфика исправления
0
6
2
4
2
8
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ошибок, приёмы регулирования дыхания, дозировка физической
нагрузки, длительность утренней гимнастики с детьми разных
возрастных групп. Подбор музыкального сопровождения для проведения
утренней гимнастики. Сочетание утренней гимнастики с закаливающими
и гигиеническими процедурами. Профилактика травматизма.
4. Физкультурные досуги и праздники. Физкультурные досуги - форма
активного отдыха. Место в режиме дня, особенности организации и
проведения. Варианты физкультурных досугов и их содержание.
Физкультурные праздники – форма активного отдыха и подведения
итогов работы с детьми за определённый период. Виды спортивных
праздников (сезонные, тематические, с родителями и др.) подготовка
физкультурного праздника. Организация и проведение физкультурного
праздника.
5. Гимнастика после дневного сна. Значение, части гимнастики (в
постели и в групповой комнате, или физкультурном зале). Формы
проведения, длительность. Требования к подбору упражнений с учётом
состояния здоровья, физического и психического развития,
подготовленности, личностных особенностей детей. Использование
музыкального сопровождения. Приёмы руководства в разных возрастных
группах. Использование “дорожек здоровья”.
6. Подвижные игры и упражнения на прогулке. Оздоровительное,
воспитательное, образовательное значение прогулки. Содержание
прогулки и её связь с учебным материалом физкультурных занятий.
Подбор движений в соответствии с временем года, погодой, уровнем
физической подготовленности детей, их двигательной активности, с
учётом интересов детей, условий проведения прогулки. Руководство
воспитателем двигательной активностью детей в разных возрастных
группах.
7. Дни здоровья, каникулы. Значение, методика работы, содержание,
планирование.
8. Индивидуальные занятия физическими упражнениями с детьми действенное средство реализации личностно-ориентированного подхода
в физическом воспитании дошкольников. Место в режиме дня, методика
и длительность индивидуальной работы с ребёнком.
9. Самостоятельная двигательная активность детей. Значение для
развития ребёнка, её место в режиме дня. Уровни двигательной
активности детей. Развитие самостоятельности и творчества в
физических упражнениях. Организация обстановки, побуждающей детей
к двигательной активности в групповой комнате, физкультурном зале, на
участке.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
15.
Определение
качественных
и
количественных
характеристик
физкультурного
занятия
(хронометрирование, построение физиологической кривой нагрузки).
Практическое занятие 16. Педагогический анализ физкультурных
занятий разных типов.
Практическое занятие 17. Составление конспектов на проведение
физкультурного занятия классического вида для детей дошкольного
возраста.
Практическое занятие 18. Составление конспектов на проведение
утренней гимнастики для детей разных возрастных групп ДОО
Практическое занятие 19. Педагогический анализ физкультурного
досуга для одной из возрастных групп дошкольного образования
Практическое занятие 20. Педагогический анализ проведения
гимнастики после дневного сна одной из возрастных групп дошкольного
образовательного учреждения
Практическое занятие 21. Организация и проведение физкультминуток
и физкультпауз
Практическое занятие 22. Организация и проведение гимнастики для
кистей и пальцев рук
Практическое занятие 23. Разработка комплексов подвижных игр и
физических упражнений для организации и проведения на воздухе
Практическое занятие 24. Анализ и оценка РППС в разных возрастных
группах ДОО
Содержание
28
2
2
6
4
2
2
2
2
4
2
0
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
Тема 2.11.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Теоретические основы Практическое занятие 25. Составление перспективного и календарного
и методика
плана работы для одной из возрастных групп дошкольного
планирования
образовательного учреждения
мероприятий по
физическому
воспитанию и
развитию детей
раннего и
дошкольного возраста
МДК. 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Тема 3.1. Гимнастика, Содержание
её значение в
Гимнастика для детей дошкольного возраста. Гимнастика как средство и
физическом
метод физического воспитания. Виды гимнастики и их краткая
воспитании детей
характеристика
Методика проведения утренней гимнастики
Основная гимнастика и методика обучения: строевые упражнения;
общеразвивающие упражнения; основные виды движений.
Спортивные упражнения
Классификация методов и приёмов основных видов движения
Характеристика спортивных упражнений и методика обучения:
скольжение по ледяным дорожкам; ходьба на лыжах; катание на
коньках; катание на санках; катание на роликовых коньках; катание на
велосипеде; катание на самокате; катание на качелях, качалках,
карусели; обучение плаванию.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 26. Демонстрация обучающимися методики
обучения строевым упражнениям детей дошкольного возраста
Практическое занятие 27. Анализ и оценка методов и приёмов обучения
основным движениям детей дошкольного возраста
Практическое занятие 28. Отработка элементов техники основных
видов движений, используемых в работе с детьми дошкольного возраста
4
4
84/52
16
2
4
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2,
ПК 1.4
ОК
ОК
ОК
ОК
ПК
ПК
02,
05,
06,
08,
1.1,
1.3,
2
2
2
26
6
4
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
Тема 3.2. Подвижная
игра: методика
организации и
проведения
Тема 3.3.
Педагогические
технологии в области
физической культуры
дошкольников
Тема 3.4. Спортивные
игр и упражнения
Практическое занятие 29. Выполнение, анализ и оценка методов и
приёмов организации и проведения комплексов общеразвивающих
упражнений, используемых в работе с детьми раннего и дошкольного
возраста
Практическое занятие 30. Демонстрация обучающимися методики
организации и проведения комплексов общеразвивающих упражнений,
используемых в работе с детьми дошкольного возраста
Содержание
Методика проведения и организация подвижной игры для детей
дошкольного возраста
Подвижные игры. Их значение в режиме дня.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 31. Демонстрация обучающимися методики
организации и проведения подвижных игр, используемых в работе с
детьми раннего и дошкольного возраста
Содержание
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к
дошкольникам в области физического воспитания.
Организация физического развития детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья: нарушения интеллекта, зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, нарушения речи.
Лечебная физкультура в ДОО.
Особенности музыкально-ритмической гимнастики для детей
дошкольного возраста
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 32. Выполнение, анализ и оценка упражнений
фитбол-гимнастики
Практическое занятие 33. Выполнение, анализ и оценка упражнений
музыкально-ритмической гимнастики
Практическое занятие 34. Составление и представление комплексов
музыкально-ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста
Содержание
Классификация спортивных игр и упражнений
4
6
4
2
2
4
4
8
2
2
2
ОК 01,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 07,
ОК 09,
ПК 1.2,
ПК 1.4
ОК
ОК
ОК
ОК
ПК
ПК
02,
05,
06,
08,
1.1,
1.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
2
14
4
4
6
4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
Обучение элементам спортивных игр.
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 35. Выполнение, анализ и оценка элементов
техники спортивных игр и упражнений, предназначенных к выполнению
детьми дошкольного возраста
Практическое занятие 36. Демонстрация обучающимися методики
организации и проведения игр-эстафет с элементами техники спортивных
игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста
Учебная практика
Виды работ
1.
Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению режимных
моментов в 1 и 2 половину дня (утренний прием, умывание, питание, одевание, сон, подъем после
сна), закаливающих мероприятий в разных возрастных группах.
2.
Наблюдение и анализ деятельности воспитателя по организации и проведению прогулки в
разных возрастных группах
3.
Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики (зарядки), гимнастики после
дневного сна, физкультминуток и физкультурных пауз, спортивных игр и упражнений для детей
разных возрастных групп
4.
Наблюдение и анализ проведения подвижных игр в режиме дня, на прогулке
5.
Наблюдение и анализ проведения различных типов физкультурных занятий, физкультурного
досуга;
6.
Диагностика и анализ объема культурно-гигиенических навыков детей в соответствии с
возрастом;
7. Моделирование проведения фрагментов режимных моментов, фрагментов мероприятий
двигательного режима, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в
раннем и дошкольном возрасте
8.
Знакомство с организацией оздоровительной работы в ДОО;
9. Наблюдение и анализ проведения закаливающих процедур с детьми в соответствии с возрастом
и особенностями в состоянии здоровья;
8
4
4
36
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.4
10. Изучение особенностей представлений о здоровье и культурно-гигиенических навыках у детей
младшего и среднего дошкольного возраста;
11. Изучение особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни,
особенности знаний детей о здоровье человека
12.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей обеспечить
разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста в групповой
комнате детского сада, физкультурном зале, на спортивной площадке ДОО
Производственная практика
Виды работ
1. Составление календарно-тематического плана проведения режимных моментов в I половину
дня для своей возрастной группе на практике;
2. Составление календарно-тематического плана режимных мероприятий во II половину дня для
своей возрастной группы на практике;
3. Разработка конспекта проведения утренней гимнастики (зарядки) для своей возрастной группы
на практике;
4. Разработка конспекта проведения гимнастики после дневного сна для своей возрастной группы
на практике;
5. Разработка конспекта проведения физкультурного занятия смешанного типа для своей
возрастной группы на практике;
6. Разработка конспекта проведения сюжетного физкультурного занятия для своей возрастной
группы на практике;
7. Разработка конспекта проведения дневной (вечерней) прогулки для своей возрастной группы на
практике
8. Разработка сценария физкультурного досуга для своей возрастной группы на практике.
9. Планирование обучения спортивным упражнениям, индивидуальной работы по развитию
движений, руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей в 1 и 2 половину дня
для своей возрастной группы на практике
10. Самоанализ проведения в своей возрастной группе на практике физкультурных занятий разных
типов, утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, физкультурного досуга, подвижных
игр
11. Организация и проведение режимных моментов в I половину дня (утренний прием, умывание,
организация завтрака и обеда, одевание и выход на прогулку, организация сна);
72
12. Организация и проведение режимных моментов во II половину дня (подъем, организация
полдника, организация свободной совместной с элементами самостоятельной деятельности
воспитателя с детьми);
13. Организация и проведение утренней гимнастики;
14. Организация и проведение гимнастики после дневного сна;
15. Организация и проведение комплексов ритмической гимнастики в режимных моментах;
16. Проведение подвижных игр на разных этапах разучивания, с элементами соревнования, с целью
развития физических качеств;
17. Проведение работы по обучению элементам спортивных игр или спортивных упражнений (в
зависимости от степени подготовленности детей и наличия оборудования в конкретном ДОО)
18. Организация и проведение физкультурных занятий, физкультурного досуга; физминуток,
индивидуальной работы с детьми, самостоятельной двигательной деятельности на участке и в
центре физической культуры одной возрастной группы
19. Определение уровня физической нагрузки и двигательной активности на физкультурном
занятии.
20. Проведение тестирования по диагностике двигательного навыка или двигательного качества.
21. Проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей своей возрастной группы на
практике во время их пребывания в ДОО;
22. Проведение санитарно-просветительской работы среди персонала и родителей (законных
представителей) детей раннего и дошкольного возраста
23. Формирование РППС, позволяющей обеспечить разнообразную двигательную активность
детей раннего и дошкольного возраста (для организованной и самостоятельной двигательной
деятельности)
Курсовой проект (работа)
Тематика курсовых проектов (работ)
1. Бодрящая гимнастика и ее использование в работе с детьми дошкольного возраста
2. Технология физического воспитания детей среднего дошкольного возраста
3. Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей дошкольного
возраста
4. Ритмическая гимнастика как средство развития координации движения у детей старшего
дошкольного возраста
5. Развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста с использованием «стретчинга» на
физкультурных занятиях
Всего
392
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Теории и методики физического воспитания», оснащенный в соответствии
с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 44.02.01
Мастерская «Дошкольное воспитание», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.4
образовательной программы по данной специальности 44.02.01
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы
по специальности 44.02.01
3.2.1. Основные печатные издания
1. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка
дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.
П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 350 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка
дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.
П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.
— 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11219-1. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/495704 (дата обращения: 13.06.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Гамова, С. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка:
метод. рекомендации к выполнению контрол. работ для студентов заоч. формы обучения /
С. Н. Гамова. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2017.– 77 с.
2. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / [С.О.
Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 2-е изд.,
стер. – Москва: Академия, 2010. – 224 с.
3. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Практикум: учеб. пособие /
[С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 1-е изд.
– Москва: Академия, 2010. – 176 с.
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и на именование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 1.1. Осуществлять
педагогическую
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного
образования в области
физического
развития
детей
раннего
и
дошкольного возраста.
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Критерии оценки
Методы оценки
соответствие формулировки цели, задач
планируемого мероприятия принципу
диагностичного целеполагания;
соответствие содержания целям и задачам
планируемого мероприятия;
соответствие
методов
и
приёмов
организации и проведения мероприятия
возрасту воспитанников, особенностям
здоровья, физического развития, уровня
физической
подготовленности
детей
раннего и дошкольного возраста;
содержание
материала
представлено
логично
и
последовательно,
с
использованием;
терминологии, характерной для теории и
методики физического воспитания детей
раннего и дошкольного возраста;
оформление содержания мероприятия по
физической культуре дошкольников в
технологической карте;
соблюдение правил техники безопасности
при
проведении
мероприятия
двигательного режима дошкольников;
соблюдение
санитарно-гигиенические
норм в процессе проведения мероприятий
(в частности, подбор и чередование,
дозировка физических упражнений, их
соответствие
возрасту,
состоянию
здоровья,
уровню
физической
подготовленности воспитанников);
соответствие структуры и длительности
мероприятия заявленной форме занятия
физическими упражнениями;
соответствие содержания мероприятия:
возрастным
особенностям,
уровню
физической подготовленности, состоянию
здоровья детей раннего и дошкольного
возраста;
соответствие
показа
и
объяснения
физического
упражнения:
виду
физического
упражнения;
этапу
формирования двигательного навыка;
особенностям восприятия физического
упражнения детьми раннего и дошкольного
возраста;
соответствие команд и распоряжений
содержанию
и
форме
физических
взаимоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
самоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
оценка
выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
ПК
1.2.
Создавать
развивающую
предметнопространственную среду,
позволяющую
обеспечить
разнообразную
двигательную активность
детей
раннего
и
дошкольного возраста, в
том числе детей с
ограниченными
возможностями здоровья.
ПК 1.3. Осуществлять
педагогическое
наблюдение
за
состоянием
здоровья
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
своевременно
информировать
медицинского работника
об изменениях в их
самочувствии.
ПК
1.4.
Соблюдать
технику безопасности и
требования охраны труда
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими
правилами.
упражнений, выполняемых детьми раннего
и (или) дошкольного возраста;
соответствие способов организации детей
на мероприятии количеству воспитанников,
форме
и
содержанию
физических
упражнений;
соответствие
характера
общения
воспитателя
с
детьми
возрастным
особенностям
последних
соблюдение
алгоритма при самоанализе проведенного
мероприятия
двигательного
режима,
режимных мероприятий, проводимых в I и
II половину дня.
соответствие РППС в спортивном зале виду
проводимого мероприятия двигательного
режима, теме, цели, задачам, планируемым
результатам;
соответствие РППС групповой комнаты
ДОО организуемой педагогом характеру
двигательной активности детей раннего
возраста и дошкольного возраста в
зависимости от образовательной ситуации,
темы образовательной деятельности, цели,
задач, планируемых результатов;
использование спортивного инвентаря в
различных видах детской деятельности.
осуществляет
физкультурнооздоровительную работу в соответствии с
режимом двигательной активности и
комплексом
профилактических
мероприятий, предусмотренных для данной
возрастной группы на практике в ДОО;
учитывает особенности состояния здоровья
детей своей возрастной группы на практике
при
организации
образовательного
процесса;
соблюдает рекомендациями медицинского
персонала и других специалистов ДОО по
работе с детьми своей возрастной группы
на практике;
регулирует физическую нагрузку в
процессе
выполнения
физических
упражнений детьми в зависимости от их
самочувствия (в частности, ориентируется
на внешние признаки утомления);
использует
разнообразные
способы
педагогической поддержки воспитанников,
ориентируясь на их психо-эмоциональное
состояние и самочувствие;
соблюдение
санитарно-гигиенические
норм в процессе проведения мероприятий
(в частности, подбор и чередование,
дозировка физических упражнений, их
соответствие
возрасту,
состоянию
здоровья,
уровню
физической
подготовленности воспитанников);
взаимоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
самоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
взаимоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
самоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
соблюдение
безопасности.
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
правил
пожарной
обоснованность выбора методов и приёмов
взаимодействия с детьми проводимому
мероприятию;
соответствие самоанализа результатов
собственной деятельности экспертной
оценке;
рациональное распределение времени на
все
этапы
решения
задачи
профессиональной деятельности.
обоснованность выбора и оптимальность
состава источников, необходимых для
решения поставленной задачи;
рациональность распределения времени на
все этапы решения задачи;
совпадение результатов самоанализа и
экспертного анализа профессиональной
деятельности.
соблюдение норм делового общения и
деловой этики во взаимодействии с
обучающимися, с руководством, коллегами
и социальными партнерами;
аргументированная трансляция своей точки
зрения;
точное и своевременное выполнение
поручений руководителя;
эффективность организации коллективной
(командной) работы в профессиональной
деятельности;
объективность
анализа
успешности
коллективной (групповой) работы, путей ее
совершенствования.
грамотное использование нормативноправовых документов, регламентирующих
деятельность в вопросах организации и
проведения
мероприятий
с
детьми
дошкольного возраста;
соблюдение
правовых
норм
в
профессиональной деятельности.
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.
оценка выполнения
практических работ в
процессе учебной и
производственной
практики.