Приложение 3.29
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Информатика и информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Информатика и информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Информатика и информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02;
ОК 05; ОК 09
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 09
ПК 3.4
ПК 5.3
Умения
Знания
выявлять и эффективно искать ин- основные источники информации и
формацию, необходимую для ре- ресурсы для решения задач и прошения задачи и/или проблемы
блем в профессиональном и/или социальном контексте;
определять задачи для поиска ин- алгоритмы выполнения работ;
формации;
определять необходимые источни- перечень информационных источки информации;
ников, применяемых в профессиональной деятельности;
планировать
процесс
поиска; приемы структурирования инфорструктурировать получаемую ин- мации;
формацию;
выделять наиболее значимое в пеформат оформления результатов
поиска информации, современные
речне информации;
средства и устройства информатизации;
оценивать практическую значипорядок их применения и программное обеспечение в профессимость результатов поиска;
ональной деятельности в том числе
с
использованием
цифровых
средств;
оформлять результаты поиска,
правила техники безопасности и
применять средства информацион- санитарно-эпидемиологические
ных технологий для решения протребования при организации
фессиональных задач;
процесса обучения;
использовать современное проправила охраны труда и требования
граммное обеспечение;
к безопасности образовательной
среды;
использовать различные цифровые современные образовательные
средства для решения профессиотехнологии, в том числе
нальных задач;
информационнокоммуникационные;
содержание актуальной норматив использовать современные
но-правовой документации;
возможности цифровой
образовательной среды при
реализации образовательных
программ дошкольного
образования;
использовать ресурсы сетевой
(цифровой) образовательной среды
для решения воспитательных задач
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
правила оформления документов и
построения устных сообщений;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
20
в т. ч.:
теоретическое обучение
16
практические занятия
18
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
1
2
3
Раздел 1. Теоретико-прикладные аспекты информатики и ИКТ
Тема 1.1.
Понятие информации. Операционные
системы.
Тема 1.2.
Прикладные программные средства
Содержание
Понятия информации, ее виды. Способы представления информации. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Общий состав персонального компьютера. Операционные системы. Основные функции операционных систем. Файловая
система. Рабочий стол.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическая работа 1. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при
техническом (алфавитном) подходе. Интерфейс ОС. Свойства Рабочего стола. Панель задач.
Настройки.
Практическая работа 2. Файловая система. Проводник. Работа с файлами и папками (создание, копирование, перемещение, переименование, архивирование). Прикладное программное
обеспечение. Работа в многооконном режиме.
Содержание
Требования к оформлению документации. Текстовые редакторы: основные возможности и базовые инструменты. Форматы текстовых файлов. Организация и работа с табличными данными. Основы графического дизайна и инфографики.
Виды компьютерной графики. Графические редакторы. Создание, форматирование, сохранение текстового документа. Требования к оформлению документации. Форматирование многостраничного документа. Гиперссылка в текстовом редакторе. Стили форматирования. Созда-
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
16/10
2/1
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
ПК 3.4, ПК 5.3
1
0,5
0,5
8/5
3
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
ПК 3.4, ПК 5.3
ние автособираемого оглавления. Создание дидактических материалов средствами MS Word.
Абсолютная и относительная адресация в электронных таблицах. Арифметические операции в
электронных таблицах
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Тема 1.3. Облачные
сервисы и мобильные
технологии
Практическая работа 3. Подготовка документов средствами текстового редактора. Знакомство с интерфейсом программы, панелями инструментов и командами, возможностями
настройки интерфейса. Обзор основных приёмов и базовых инструментов редактирования текста. Настройка полей, колонтитулов, нумерации страниц. Создание списков и стилей. Вставка
и редактирование рисунков, таблиц, диаграмм, фигур и смарт-объектов. Подготовка многостраничного документа к печати.
Практическая работа 4. Знакомство с интерфейсом и базовыми функциональными возможностями табличного редактора. Ввод, редактирование и отображение данных. Форматирование
ячеек. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Выполнение расчетов с помощью формул
и функций. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Разметка страницы и
вывод на печать результатов работы.
Практическая работа 5. Создание и оформление презентации. Добавление слайдов и выбор
макета. Редактирование текстовых областей и добавление новых шрифтов. Вставка и настройка рисунков, фигур, таблиц, диаграмм, аудио и видео файлов. Выравнивание и расположение
объектов на слайде. Добавление и настройка анимационных эффектов. Использование триггеров для создание интерактивной презентации. Создание и изменение гиперссылок. Использование режима докладчика при демонстрации презентации. Сохранение презентации в различных форматах.
Содержание
Сервисы, предоставляемые облачными платформами. Сравнительная характеристика облачных
хранилищ. Онлайн-сервисы образовательного назначения. Специализированные образовательные онлайн-ресурсы. Сервисы для организации работы преподавателя.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическая работа 6. Файловые хостинги для виртуального резервного копирования и обмена файлами. Регистрация в системе. Ознакомление с веб-интерфейс сервиса. Работа с облачным диском.
Загрузка, размещение и сохранение файлов в облачных хранилищах.
Предоставление доступа к файлам. Настройка уровней доступа к разным данным. Совместная
обработка файлов и папок, имеющихся на диске. Синхронизация и автоматическая загрузка
файлов. Сравнение облачных хранилищ.
Практическая работа 7. Облачные сервисы для загрузки видео файлов и их просмотра другими пользователями. Регистрация на видеохостинге. Создание и настройка канала. Оформление
6
1
2
2
6/4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
ПК 3.4, ПК 5.3
4
1
1
канала. Загрузка и оптимизация видео. Настройка режима доступа. Просмотр статистики и
аналитики канала. Создание плейлиста и добавление в него видео. Работа с фонотекой. Встраивание ролика или плейлиста на сторонний ресурс. Методы продвижения. Ключевые слова и
хештеги.
Практическая работа 8. Онлайн-сервисы для создания форм обратной связи, онлайнтестирований и опросов. Создание пустой формы и связывание ее с таблицей ответов. Добавление модулей для вопросов, текста, изображений, видео и разделов. Выбор и настройки типов
вопроса. Добавление изображений к вопросу и ответу. Настройка темы оформления. Работа в
режиме предпросмотра. Выбор правильных ответов и установка баллов. Создание ссылки для
доступа к форме. Просмотр аналитики ответов.
Раздел 2. Использование средств ИКТ в профессиональной деятельности
Тема 2.1.
Теоретические основы цифровизации образования
Тема 2.2.
Сетевые технологии
обработки информации и защита информации
Тема 2.3.
Интерактивные средства обучения, применяемые в профес-
Содержание
Цифровая образовательная среда современной образовательной организации. Нормативноправовые документы, регламентирующие применение ИКТ в образовательном процессе. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в
образовательном процессе Информационная безопасность ребенка.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическая работа 9. Создание проекта «Безопасная образовательная среда» или информационного стенда по технике безопасности, используя различные средства ИКТ
Содержание
2
20/10
4/2
2
ПК 3.4, ПК 5.3
2
2
4/2
Виды коммуникаций. Возможности и преимущества сетевых технологий. Виды сетей. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Адресация в Интернете. Протоколы. Протокол передачи данных ТСР/IР. Адресация в Интернет. Доменная система имен. Службы Интернет. Защита информации в Интернете.
2
В том числе практические занятия и лабораторные работы
2
Практическая работа 10. Знакомство с глобальной сетью Интернет. Поиск информации в Интернет. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. Использование тестирующих систем в профессиональной деятельности.
Содержание
2
Использование мультимедийной дидактики в образовательном процессе. Типы интерактивных
упражнение. Технологические приемы мультимедийной дидактики. Оборудование современной мультимедийной интерактивной аудитории. Виды интерактивных систем голосования.
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
10/4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
ПК 3.4, ПК 5.3
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
ПК 3.4, ПК 5.3
сиональной деятельности
Понятие обучающих программ. Требование к обучающим программам. Отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся. Возможности интерактивной доски для обеспечения образовательного процесса.
Технология сайтостроения. Основы сайтостроения. Современные технологии создания сайтов
Службы Интернета. Электронная почта.
В том числе практические занятия и лабораторные работы
Практическая работа 11. Подключение и калибровка интерактивной доски. Знакомство с базовыми возможностями оборудования. Создание упражнений для интерактивной доски используя технологический приемы: доска объявлений, шторка, мельница, закладка, волшебный
экран, интерактивная карта.
Практическая работа 12. Знакомство с Документ-камерой. Возможности Документ-камеры
для обеспечения образовательного процесса. Обзор оборудования, используемого в системе
интерактивного голосования. Создание вопросов для тестов и опросов. Проверка правильности
выполнения задания и мониторинг активности.
Практическая работа 13. Конструкторы сайтов. Создание структуры сайта. Работа с меню
редактора. Наполнение сайта образовательным контентом. Работа с интерактивными элементами сайта.
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
4
1
1
2
2
36/18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрена Лаборатория
информатики и ИКТ.
Оборудование:
Каб. №21 - компьютер (10 рабочих мест), мультимедийный проектор, интерактивная доска, мобильная стойка с интерактивным дисплеем, документ-камера, флипчарт, гарнитура (10 шт.), веб-камера (10 шт.), МФУ цветное, МФУ чёрно-белое, демонстрационные
учебные таблицы словари, справочники, энциклопедии для учителей и учеников, видеофильмы, интерактивные плакаты, наборы конструкторов, позволяющие создавать управляемые модели с обратной связью.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности
[Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева,
О.И. Титова. – Москва: Издательский центр "Академия", 2021. - 384 с.
Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной
деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В.
Михеева. – Москва: Издательский центр "Академия", 2021. - 256 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб.
и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489603 (дата обращения: 22.06.2022).
Куприянов, Д. В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности:
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Куприянов. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 255 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00973-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490839 (дата обращения: 22.06.2022).
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446277
3.2.3. Дополнительные источники
1. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. URL: http://www.klyaksa.net
2. Мир информатики. - URL: http://jgk.ucoz.ru/dir.
3. Операционные системы. - URL: http://www.krs.fio.ru/learn/18/index.htm
4. Программирование, логика, графика http://www.krs.fio.ru/learn/370/index.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, формируемых в
рамках дисциплины
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ;
перечень информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том
числе с использованием цифровых средств;
правила техники безопасности и
санитарно-эпидемиологические
требования при организации
процесса обучения;
правила охраны труда и требования к безопасности образовательной среды;
современные образовательные
технологии, в том числе информационно- коммуникационные;
содержание актуальной нормативно-правовой документации;
правила оформления документов
и построения устных сообщений;
Перечень умений, формируемых в
рамках дисциплины
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы
определять задачи для поиска
информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
Критерии оценки
Умение работать с источниками информации
Соблюдение правил техники
безопасности и гигиенических требований при использовании средств ИКТ
Использование возможностей
цифровой
образовательной
среды
для
решения
профессиональных задач
Методы оценки
Оценка результатов
практических работ
Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической
работы
Дифференцированный
зачет
Знание информационных источников
Знание правил оформления
документов
Знание правил техники безопасности и гигиенических
требований при использовании средств ИКТ
Знание
возможностей
цифровой
образовательной
среды
Оценка результатов
практических работ
Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической
работы
Дифференцированный
зачет
перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий для решения
профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение;
использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;
использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации
образовательных программ дошкольного образования;
использовать ресурсы сетевой
(цифровой) образовательной среды для решения воспитательных
задач
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем
коллективе