ОП.07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Приложение 3.27
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

2023 г.

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02; ОК
08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 08

Дисциплинарные результаты
Умения

Знания


определять
топографическое
расположение и строение органов и частей
тела;

определять возрастные особенности
строения организма человека;

применять знания по анатомии,
физиологии и гигиене при изучении
профессиональных
модулей
и
профессиональной деятельности;

использовать
элементарные
антропометрические
исследования
для
оценки физического развития ребенка;

оценивать факторы внешней среды с
точки
зрения
их
влияния
на
функционирование и развитие организма
человека в различные возрастные периоды;

определять
типологические
особенности высшей нервной деятельности
детей и подростков;

 основные
положения
и
терминологию анатомии, физиологии
и гигиены человека;
 топографическое
расположение
органов и частей тела;
 основные закономерности роста и
развития организма человека;

 методы возрастной анатомии и
физиологии;
 строение и функции
органов здорового человека;

систем

 физиологические характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;

учитывать особенности физической  возрастные
анатомоработоспособности и закономерности ее физиологические особенности детей
изменения в течение различных интервалов раннего и дошкольного возраста;
времени (учебный год, четверть, месяц,
неделя, день, занятие) при проектировании и
реализации образовательного процесса;

применять знания о гигиене в  типологические особенности ВНД
практической деятельности;
детей;

проводить
под
руководством  влияние
процессов
медицинского работника мероприятия по физиологического
созревания
и
профилактике заболеваний детей раннего и развития ребенка на его физическую
дошкольного возраста;
и психическую работоспособность,
поведение;

обеспечивать
соблюдение  основы гигиены;
гигиенических требований в группе при
организации обучения и воспитания детей
раннего и дошкольного возраста.
 гигиенические нормы, требования
и правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;

 гигиенические
требования
к
образовательному процессу в ДОО.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

80

в т.ч. в форме практической подготовки

44

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия

36

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2
8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Ведение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое.
Тема 1.1. Введение в Содержание
возрастную анатомию, 1.
Анатомия и физиология как науки о строении человека. Значение этих наук в развитии
физиологию и гигиену педагогики, психологии, физиологии питания, гигиены и других дисциплин. Гигиена, как
человека.
Предмет, наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Возрастная анатомия, физиология и
содержание и задачи гигиена.
дисциплины
Уровни 2.
Органы и системы органов. Топографическое расположение органов и частей тела.
организации жизни
Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Основные плоскости, оси тела человека и условные линии,
определяющие положение органов и их частей в теле».
Тема 1.2. Основные
Содержание
закономерности роста и
1.
Онтогенез. Периоды онтогенеза: пренатальный, натальный, постнатальный. Возрастная
развития организма
периодизация. Исторический характер возрастной периодизации. Критерии возрастных этапов
человека
развития. Различные классификации периодизаций детского возраста. Критические периоды.
2.
Понятие роста и развития. Рост и развитие и их связь с объективно существующими
законами биологических систем и организма в целом; генетическая обусловленность роста и
развития; влияние среды: закон прогрессивного дифференцирования (И.И. Шмальгаузен);
обусловленность роста и развития полом ребёнка (половой диморфизм). Характерные
особенности роста и развития: гетерохронность, этапность. Функциональные свойства
организма: резистентность, реактивность, адаптация. Факторы, влияющие на рост и развитие
детей. Понятие акселерации, её значение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Характеристика возрастных периодов»
Практическое занятие 3. «Оценка морфофункционального типа конституции, как проявления
взаимоотношений организма и среды»

Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
3
16/8
4/2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01.ОК 02.ОК
08

2

2
2
8/4

4

4
2
2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

Тема 1.3. Методы
возрастной анатомии и
физиологии

Содержание
1.
Методы возрастной анатомии и физиологии. Общие методы анатомии и физиологии.
Специальные
методы.
Медицинские
методы.
Общая
характеристика
методик
антропометрических исследований детей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. «Определение антропометрических показателей для оценки
физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Раздел 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков
Тема 2.1. Нервная
Содержание
регуляция функций
1.
Общая характеристика нервной системы. Значение нервной системы, её развитие,
организма и ее
методы исследования. Основные структуры нервной ткани: нейрон и нейроглия, их
возрастные особенности функциональное значение. Виды нейронов, раздражимость и возбудимость как свойство
нервной ткани, нервные волокна и их свойства, нервные центры. Синапс.
2.
Понятие рефлекса. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Соматическая
нервная система, вегетативная нервная система.
Тема 2.2. МорфоСодержание
функциональные
1.
Центральная нервная система. Спинной мозг: строение и функции. Рефлексы спинного
особенности
мозга, возрастные особенности спинномозговых рефлексов.
центральной нервной
2.
Головной мозг: отделы головного мозга, кора больших полушарий, локализация
системы
функций в коре больших полушарий. Гипоталамо-гипофизарная система Лимбическая
система. Асимметрия полушарий головного мозга.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. «Исследование основных видов рефлексов человека»
Тема 2.3 Возрастные
Содержание
анатомо1.
Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общее строение анализатора:
физиологические
периферическая, проводниковая и центральная части. Современное учение о сенсорных
особенности
системах.
анализаторов
2.
Зрительный и слуховой анализатор. Общее строение зрительной и слуховой сенсорной
системы. Особенности их развития у детей и подростков. Особенности развития в различные
возрастные периоды, их значение для развития речевой и психической деятельности. Значение
зрительной сенсорной системы и особенности развития. Особенности строения глазного
яблока. Оптическая система глаза. Аккомодация. Рефракция глаза. Бинокулярное зрение.
Световоспринимающий аппарат глаза. Цветоощущение. Возрастные особенности зрительных
рефлекторных реакций. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий аппарат глаза.
Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Значение зрения для развития
речи. Значение слуховой сенсорной системы и особенности развития. Анатомические

4/2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

2
2
2
47/25
2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

2

4/2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

2
2
2
4/2

2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

особенности в различные возрастные периоды. Возрастные особенности слухового и
вестибулярного анализаторов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. «Исследование и описание физиологических характеристик
зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов».
Тема 2.4. Гигиена
зрения и слуха.

Тема 2.5. Возрастные
анатомофизиологические
особенности опорнодвигательной системы

Тема 2.6. Профилактика

2
2

Содержание
1.
Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы. Значение гигиены занятий в
детском саду и школе с учётом возрастных анатомо- физиологических особенностей
сенсорных систем.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. «Разработка консультации для родителей о профилактике
нарушений зрения и слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

3/2

Содержание
1.
Общая характеристика опорно-двигательной системы. Костная система. Пассивная
часть ОДС. Состав ОДС, функции скелета. Строение костной ткани, строение костей, стадии
развития костей, ядра окостенения, факторы, влияющие на рост и развитие кости. Виды
соединения костей. Строение и значение сустава. Возрастные и функциональные изменения
костей. Строение осевого скелета: позвоночник, грудная клетка, череп. Возрастные
особенности. Строение добавочного скелета: скелет верхних и нижних конечностей.
Возрастные особенности.
2.
Мышечная система. Активная часть ОДС. Строение мышц. Виды мышечной ткани.
Работа мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Развитие и усложнение координации
движений, показатели работы двигательного аппарата: силы, скорости, выносливость, влияние
физической активности на развитие двигательного аппарата в целом.
Гиподинамия,
гипокинезия, её последствия.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. «Определение топографического расположения костей и суставом с
использованием скелета человека, дидактического материала»

4/2

Практическое занятие 9. «Определение мышечного утомления»
Содержание

2
4/3

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1
2
2
ОК 01.ОК 02.ОК
08

2

2
2

нарушений опорнодвигательной системы

Тема 2.7. Внутренняя
среда организма.
Кровь.

Тема 2.8. Возрастные
анатомофизиологические
особенности сердечнососудистой системы.
Работа сердца.

Тема 2.9. Иммунитет

1.
Осанка, её нарушения. Профилактика нарушений осанки. Гигиенические требования к
детской мебели, портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям для детей, к размеру
детской обуви и одежды. Плоскостопие. Значение физических упражнений в укреплении
свода стопы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. «Определение типа осанки и факторов среды, влияющих на ее
формирование»
Практическое занятие 11. «Подбор и проведение комплекса физических упражнений для
детей дошкольного и младшего школьного возраста на сохранение правильной осанки»
Содержание
Общая характеристика сердечно-сосудистой системы.
1.
Внутренняя среда организма, ее компоненты. Состав и свойства внутренней среды
организма. Гомеостаз. Общая схема кровообращения. Лимфа и лимфообращение. Кровь:
функции, состав и физиологические свойства. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты, их функции. Плазма крови. Свёртываемость крови, группы крови,
резус – фактор, переливание крови.
Содержание
1.
Кровеносные сосуды, их виды. Сердце: строение, возрастные особенности. Работа
сердца. Цикл сердечной деятельности, регуляция работы сердца. Понятие «систола»,
«диастола», «пауза». Особенности сокращений сердца у плода и новорожденных.
Систолический и минутный объемы крови. Движение крови по сосудам, кровяное давление,
круги кровообращения. Частота сердечных сокращений в различные возрастные периоды.
Механизм непрерывного движения крови по сосудам. Гуморальная и нервная регуляции
кровообращения. Кровяное давление его особенности в детском возрасте. Влияние нагрузки
на кровеносную систему. Тренировка сердца ребёнка.
2.
Лимфатическая система: функции, сосуды и лимфоузлы. Механизм образования
лимфы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. «Определение АД и пульса»
Практическое занятие 13. «Анализ опыта Данини – Ашнера»
Практическое занятие 14. «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную
физическую нагрузку»
Содержание
1.
Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический.
Вакцинация. Органы иммунной системы. Причины сниженного иммунитета. Проявления
сниженного иммунитета.

1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

3
1
2
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1

4/2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

2

2
1
1
1
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

Тема 2.10. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
дыхательной системы

Тема 2.11. Гигиена
дыхания

Тема 2.12. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
пищеварительной
системы

Содержание
1.
Общая характеристика дыхательной системы. Значение дыхания в жизнедеятельности и
развитии организма. Химический состав атмосферного воздуха и его значение для здоровья.
Особенности дыхания в пре - и постнатальном периодах. Воздухоносные пути: носовая
полость, гортань, трахея, бронхи, их возрастные особенности. Особенности строения гортани
и голосового аппарата у детей. Лёгкие. Положение лёгких в грудной клетке, плевральная
полость.
2.
Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания. Жизненная
емкость лёгких, частота и глубина дыхания. Газообмен в лёгких, в тканях. Типы дыхания в
различные возрастные периоды. Особенности дыхания новорожденного (диафрагмальный
тип). Связь типа дыхания с началом хождения (грудное, грудобрюшное). Половые различия
дыхания (грудной и брюшной типы).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. «Определение топографии органов дыхательной системы на
таблицах, муляжах».
Практическое занятие 16. «Методы определения показателей дыхательной системы».
Содержание
1.
Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат. Гигиена
дыхания детей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17. «Анализ микроклимата учебного кабинета»
Самостоятельная работа 1. Профилактика ОРВИ и гриппа
Содержание
1.
Общая характеристика пищеварительной системы. Значение и строение органов
пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях органов
пищеварения.
2.
Строение органов пищеварения. Органы пищеварительной системы: ротовая полость,
строение зубов, желудок, кишечник. Пищеварительные железы.
3.
Процесс пищеварения. механическая и химическая обработка пищи на всех этапах
пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Приспособление их функций к
характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом
кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Возрастные особенности
пищеварения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. «Определение топографического расположения органов
пищеварительной системы с использованием дидактических материалов»

3/1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

2

1
1
2/1
1
1
1
2
4/2

2

2
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

ОК 01.ОК 02.ОК
08

Тема 2.13. Обмен
веществ и энергии

Тема 2.14. Гигиена
питания

Тема 2.15. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
выделительной
системы. Почки.
Тема 2.16. Кожа.
Гигиена кожи.

Практическое занятие 19. «Характеристика возрастных особенностей пищеварения»
Содержание
1.
Понятие обмена веществ. Возрастные особенности, виды обмена веществ. Витамины:
классификация, роль в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Этапы обмена веществ.
Энергетический обмен, суточные затраты энергии у детей и взрослых. Пища как источник
веществ и энергии в организме.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. «Вычисление основного обмена по таблицам и по формуле Рида»
Практическое занятие 21. «Представление и анализ меню для детей дошкольного и
младшего школьного возраста на один день с учётом возраста и необходимой калорийности
Содержание
1.
Гигиена питания.
Физиологические основы рационального, сбалансированного
питания, витамины и их роль в обмене веществ. Понятие здорового питания и профилактика
пищевых отравлений. Санитарно-гигиенические требования к организации питания детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. «Составление рекомендаций по рациональному питанию детей
дошкольного и младшего школьного возраста, с целью обеспечения здоровья детей и
профилактики заболеваний пищеварительной системы»
Содержание
1.
Общая характеристика мочевыделительной системы. Строение и функции органов
мочевыделительной системы. Возрастные особенности мочевыделительной системы.
Мочеобразование. Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения. Развитие
регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания.
Содержание
1.
Общая характеристика кожи. Производные эпидермиса. Физиологическое значение и
строение кожи: эпидермис, дерма, подкожно-жировая клетчатка. Производные эпидермиса.
Возрастные особенности кожи. Особенности терморегуляции у детей.

1
3/2
1
2
1
1
2/1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1
1
1
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1
4/3

1
2.
Личная гигиена детей и подростков. Уход за кожей, ногтями и волосами детей.
Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Гигиенические требования к
одежде и обуви детей. Закаливание. Принципы закаливания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 23. «Исследование кожной рецепции. Адаптация рецепторов»

ОК 01.ОК 02.ОК
08

3
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

Тема 2.17. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
репродуктивной
системы

Практическое занятие 24. «Изучение и анализ методик проведения закаливающих процедур
детей».
Содержание
1.
Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов
репродуктивной системы. Половое созревание. Понятие физиологической, психологической и
социальной зрелости.

Раздел 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую
работоспособность, поведение
Тема 3.1. Возрастные анатомоСодержание
физиологические особенности
1.
Общая характеристика эндокринной системы. Строение желёз внутренней
эндокринной системы
секреции. Общие признаки эндокринных желёз, значение и структура гормонов,
особенности их физиологической активности. Классификация гормонов. Возрастные
особенности эндокринной системы. Процессы функционирования эндокринных
желёз в дошкольном и младшем школьномвозрасте.
Тема 3.2. Высшая нервная
Содержание
деятельность детей и подростков
1.
Высшая нервная деятельность. Значение работ И.М. Сеченова и И.П.
Павлова в изучении функции коры головного мозга. Учение о высшей нервной
деятельности. Условные и безусловные рефлексы, их различия и значение.
Выработка условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов и их особенности в детском и подростковом
возрасте. Динамический стереотип, как основа привычек и навыков. Механизм его
формирования.
Тема 3.3. Типологические
Содержание
особенности высшей нервной
1.
Типология ВНД. Характеристика основных типов высшей нервной
деятельности детей.
деятельности животных и человека. Критерии И.П. Павлова для типологических
свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их
уравновешенность, подвижность). Основные типы высшей нервной деятельности
животных и человека. Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) и
соотношение их с учением о темпераментах (Гиппократ). Основные положения по
формированию типологических особенностей. Зависимость формирования
типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и
обучения. Пластичность типов ВНД.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

2
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1

9/3
1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1
2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

2

3/1

2

1

ОК 01.ОК 02.ОК
08

Практическое занятие 25. «Выявление типологических особенностей ВНД детей и
подростков»
Тема 3.4. Психическая
Содержание
деятельность. Первая и вторая
1.
Физиологические основы психических процессов человека. Асимметрия
сигнальные системы
мозга. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности.
Становление в процессе развития ребёнка сенсорных и моторных механизмов речи.
Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Речь
и её функции. Развитие речи у ребёнка. Память. Физиологические основы памяти.
Внимание. Физиологические основы внимания.
2.
Физиологические основы утомления и переутомления. Признаки,
характеристика, особенности возникновения у детей. Гигиена учебновоспитательной работы. Значение режима дня. Периодичность физиологических
функций и умственной работоспособности. Физиология сна.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 26. «Выявление межполушарной асимметрии»
Практическое занятие 27. «Определение школьной зрелости по тексту Керна –
Ирасека»
Раздел 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ДОО
Тема 4.1. Гигиенические
Содержание
требования к условиям и
1.
Предмет и задачи гигиены детей. История развития гигиены детей как науки
организации обучения в
и учебной дисциплины. Нормирование в гигиене детей. Принципы нормирования.
общеобразовательных
2.
Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы, требования
учреждениях
и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.
3.
Работоспособность. Фазы работоспособности. Особенности физической
работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов
времени. Гигиенические требования к помещениям образовательной организации,
режиму дня.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 28. «Определение работоспособности детей и учет ее
динамики при проектировании занятий по образовательным программам»
Практическое занятие 29. «Планирование мероприятий по профилактике
заболеваний детей под руководством медицинского работника образовательной
организации».
Практическое занятие 30. «Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей»
Промежуточная аттестация

1
3/2

ОК 01.ОК 02.ОК
08

1

2
1
1
5/3

2

3
1
1
1
8

ОК 01.ОК 02.ОК
08

Всего:

80

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Физиологии, анатомии и гигиены», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма/ М.Р. Сапин. – Москва: Академия, 2021. – 384 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00684-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491232 (дата обращения: 22.06.2022).
2. Замараев, В. А. Анатомия : учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 268 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07846-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/491899 (дата обращения: 22.06.2022).
3. Кабанов, Н. А. Анатомия человека : учебник для среднего профессионального
образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 464 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494793 (дата
обращения: 22.06.2022).
4. Цехмистренко, Т. А. Анатомия человека : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Т. А. Цехмистренко, Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 287 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-15569-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508832 (дата обращения:
22.06.2022).
1.

3.2.3. Дополнительные источники
1. Анатомия. / Учебное пособие / под ред. Сонина Н.И., Сапина М.Р., М.:
ДРОФА, 2009, 1СД-ROM.
2. Анатомия, физиология и гигиена / Электронный атлас для школьника.
Издательство «Новый диск», 2009, 1СД-ROM.
3. Анатомия. Курс лекций: Федеральный портал «Российское образование»
(Режим доступа): URL: http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm (дата обращения:
21.06.2018).
4. Атлас анатомии человека: учебное пособие. Издательский дом «Равновесие»,
2008, 1СД-ROM.
5. Атлас морфологии человека /Система наглядных атласов. Издательство
«Новый диск», 2009, 1СД-ROM.
6. Внутренняя среда организма. – URL: http://www.fiziolog.isu.ru/page KSYS.htm.
7. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебнометодическое пособие Единое окно доступа к информационным ресурсам (Режим
доступа): URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40358
8. Информационный сайт - справочник по биологии и физиологии.–URL:
http://sbio.info/index.php.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
 основные
положения
и
терминологию
анатомии,
физиологии
и
гигиены
человека;
 топографическое
расположение органов и частей
тела;
 основные
закономерности
роста и развития организма
человека;
 методы возрастной анатомии
и физиологии;
 строение и функции систем
органов здорового человека;
 физиологические
характеристики
основных
процессов жизнедеятельности
организма человека;
 возрастные
анатомофизиологические особенности
детей раннего и дошкольного
возраста;
 типологические особенности
ВНД детей;
 влияние
процессов
физиологического созревания и
развития ребенка на его
физическую и психическую
работоспособность, поведение;
 основы гигиены;
 гигиенические
нормы,
требования
и
правила
сохранения
и
укрепления
здоровья на различных этапах
онтогенеза;

гигиенические
требования к образовательному
процессу в ДОО.

Критерии оценки

 точно формулирует определения
основных
понятий
анатомии,
физиологии и гигиены человека;
 описывает
топографическое
расположение органов и частей тела,
используя понятия принятые в анатомии
понятия;
 характеризует
основные
закономерности роста и развития
организма человека;
 характеризует методы возрастной
анатомии и физиологии с точки зрения
применения в практической
деятельности педагога ДОО;
 описывает строение и функции
систем органов здорового человека;
 объясняет
физиологические
характеристики основных процессов
жизнедеятельности организма человека;
 дает характеристику возрастным
анатомо-физиологическим
особенностям
детей
раннего
и
дошкольного возраста;
 определяет
типологические
особенности ВНД детей;
 описывает
влияние
процессов
физиологического
созревания
и
развития ребенка на его физическую и
психическую
работоспособность,
поведение;
 характеризует принципы гигиены
систем органов;
 анализирует гигиенические нормы,
требования и правила сохранения и
укрепления здоровья на различных
этапах онтогенеза;

дает описание гигиенических
требований к образовательному
процессу, зданию и помещениям
дошкольной образовательной
организации в соответствии с
нормативными документами.
Перечень умений, осваиваемых в 
точно показывает на муляжах и
рамках дисциплины:
иллюстрациях, называет органы и части

определять
тела в соответствии с принятыми в
топографическое расположение анатомии названиями;
и строение органов и частей 
согласно
возрастной
тела;
периодизации объясняет возрастные

Методы оценки

устный опрос
по темам,

проверочные;


анализ
и
оценка
решения
тестовых заданий;


оценка
результатов
выполнения
практической
работы


определять возрастные
особенности
строения
организма детей;

использовать
элементарные
антропометрические
исследования
для
оценки
физического развития ребенка;

оценивать
влияние
факторов внешней среды на
физиологические
процессы
организма человека;

определять
типологические
особенности
высшей нервной деятельности
детей и подростков;

учитывать особенности
физической работоспособности
и закономерности ее изменения
в
течение
различных
интервалов времени (учебный
год, четверть, месяц, неделя,
день,
занятие)
при
проектировании и реализации
образовательного процесса;

применять знания о
гигиене
в
практической
деятельности;

проводить
под
руководством
медицинского
работника мероприятия по
профилактике
заболеваний
детей раннего и дошкольного
возраста;

обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований в группе при
организации
обучения
и
воспитания детей раннего и
дошкольного возраста.

особенности строения организма детей;

определяет
с
помощью
соответствующего
инструментария
антропометрические
показатели
и
оценивает их с учетом возраста и пола
ребенка;

проводит анализ и оценку
влияния факторов внешней среды на
физиологические процессы организма
человека с помощью простых методик;

анализирует и точно соотносит
имеющиеся характеристики типов ВНД
с имеющейся характеристикой ребенка;

оценивает
особенности
физической работоспособности ребенка
в течение образовательного процесса;

демонстрируют
умение
применять знания о гигиене систем
органов
при
разработке
информационных материалов;

предлагает
меры
профилактического воздействия для
детей дошкольного возраста;

составляют рекомендации по
профилактике заболеваний детей

обеспечивает
соблюдение
гигиенических требований в группе
согласно СанПиН при организации
обучения и воспитания детей раннего и
дошкольного возраста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».