ОП.06 Детская психология

Приложение 3.26
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Детская психология»

2023 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Основы психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.10 Детская психология» является обязательной частью
общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 44.02.01 Детская психология.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
ОК 01
анализировать
детская психология как наука об
ОК 02
педагогические
ситуации, особенностях
психического
развития
применяя знания об общих и ребенка;
индивидуальных
особенностях,
факторах
психического развития детей
дошкольного возраста;
применять имеющиеся знания основные закономерности психического
для решения педагогических развития;
задач.
развитие
деятельности
в раннем и дошкольном возрасте (бытовая,
развитие игровой деятельности в раннем
и дошкольном возрасте;
сюжетно-ролевая игра как ведущий вид
деятельности детей дошкольного возраста;
развитие
деятельности
в раннем и дошкольном возрасте (бытовая,
трудовая, продуктивная)
развитие познавательных процессов в
раннем и дошкольном возрасте;
развитие личности в раннем и дошкольном
возрасте;
психологическая готовность к обучению в
школе.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

16

Самостоятельная работа

0
2

Промежуточная аттестация

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Общие вопросы детской психологии
Тема 1. Детская
Содержание учебного материала
психология как
1. Теоретические и практические задачи детской психологии. Исторический анализ
наука об
понятия детства. Методологические основы детской психологии. Методы детской
особенностях
психологии. Связь детской психологии с другими науками.
психического
развития ребенка
Тема 2.
Содержание учебного материала
Основные
1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка:
закономерности
предпосылки, определяющие психическое развитие; условия, определяющие
психического
психическое развитие; взаимодействие биологических и социальных факторов
развития

2. Индивидуальные особенности психического развития детей: темп психического
развития, индивидуально-психологические качества, наследственность и среда,
способности
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Применение знаний о закономерностях психического
развития ребенка при решении педагогических задач
Раздел 2. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Тема 3.
Содержание учебного материала
1

В соответствии с Приложением 3 ПОП.

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
3/1
1

Коды компетенций
и личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01; ОК 02

1

2/1
ОК 01; ОК 02

1

1
1
8/2
4/1

ОК 01; ОК 02

Развитие
игровой
деятельности в
раннем и
дошкольном
возрасте

1. Игровая деятельность. Развитие игровой деятельности в младенчестве и раннем
возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка: влияние игры на общее
развитие ребенка, влияние игры на развитие функций речи, рефлексия.
2. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного
возраста. Компоненты сюжетно-ролевой игры
3.
Роль игрушки в психическом развитии ребенка: игрушка как средство
психического развития ребенка, игрушка как средство воздействия на нравственную
сторону личности ребенка
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Применение знаний о развитии игровой деятельности в
раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Практическое занятие 3. Составление рекомендаций по подбору игрушек,
способствующих психическому развитию ребенка на разных возрастных этапах
Тема 4. Развитие Содержание учебного материала
деятельности в
1.
Развитие бытовой и трудовой деятельности в раннем и дошкольном возрасте
раннем и
2.
Развитие продуктивных видов деятельности. Развитие изобразительной
дошкольном
деятельности. Содержание детского рисунка. Конструктивная деятельность
возрасте
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Подбор и анализ диагностических методик для определения
уровня развития трудовой и продуктивной деятельностей детей дошкольного возраста
Практическое задание 5. Применение знаний о развитии деятельности в раннем и
дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Раздел 3. Развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте
Тема 5.
Содержание учебного материала
Сенсорное
1.
Сенсорное развитие в раннем и дошкольном возрасте. Сенсорные эталоны и их
развитие
усвоение дошкольниками. Развитие ориентировке в пространстве и времени.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

3

1
1
4/1
3

ОК 01; ОК 02

1
1

11/7
2/1
1
1

ОК 01; ОК 02

Тема 6. Развитие
речи

Тема 7. Развитие
мышления

Тема 8. Развитие
внимания,
памяти и
воображения

Практическое задание 6. Применение знаний об особенностях сенсорного развития
в раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1.
Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте: развитие различных сторон
речи, развитие функций речи, развитие форм речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 7. Применение знаний о развитии речи в раннем и
дошкольном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1.
Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте: проблемные ситуации,
установление причинно-следственных связей, развитие мыслительных действий,
образное мышление, предпосылки развития логических форм мышления, логическое
мышление и умственное развитие
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 8. Применение знаний развития мышления в дошкольном
возрасте при решении педагогических задач
Содержание учебного материала
1.
Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте. Развитие произвольности,
соотношение видов внимания в дошкольном возрасте
2.
Развитие памяти в раннем и дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной
памяти, развитие произвольной памяти, соотношение непроизвольного и
произвольного запоминания
3.
Развитие воображения. Условия развития воображения, соотношение
непроизвольного и произвольного воображения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Подбор и анализ диагностических методик для определения
уровня развития внимания, памяти и воображения детей дошкольного возраста

1
2/1
1

ОК 01; ОК 02

1
1
3/2
ОК 01; ОК 02

1
2
2
4/2
1

2
2

ОК 01; ОК 02

Практическое задание 10. Применение знаний о развитии внимания, памяти и
воображения в дошкольном возрасте при решении педагогических задач
Раздел 4. Развитие личности в раннем и дошкольном возрасте
Тема 9. Условия
Содержание учебного материала
развития
1.
Влияние взрослого на развитие личности ребенка. Предпосылки развития
личности
личности, притязание на признание, потребность в любви. Зависимость от других и
самостоятельность, взаимные оценки. Мальчики и девочки. Роль взрослых и половая
идентификация ребенка. Формирование образа тела.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Подбор и анализ диагностических методик для выявления
личностных особенностей воспитанников
Тема 10.
Содержание учебного материала
Развитие
1.
Содержание мотивов поведения дошкольников. Формирование системы
мотивов
мотивов. Соподчинение мотивов. Самосознание и самооценка у детей дошкольного
поведения и
возраста. Осознание себя во времени
формирования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
самосознания
Практическое задание 12. Применение знаний мотивов поведения воспитанников
ребенка в
при решении педагогических задач
дошкольном
возрасте
Тема 11.
Нравственное
развитие

Содержание учебного материала
1.
Условия нравственного развития личности ребенка. Происхождение
негативных личностных образований. Детская ложь. Эмоциональное самочувствие
ребенка в группе. Роль этических эталонов в развитии личности ребенка. Развитие
стремления к нравственному поступку. Условия развития навыка вежливости
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 13. Применение знаний о нравственном развитии
воспитанников при решении педагогических задач
Содержание учебного материала

12/6
2/1

ОК 01; ОК 02

1
1
1
2/1

ОК 01; ОК 02

1
1
1
2/1

ОК 01; ОК 02

1
1
1
2/1

ОК 01; ОК 02

Тема 12.
Эмоциональноволевое развитие

Тема 13.
Индивидуальнотипологические
особенности

Тема 14.
Психологическая
готовность к
обучению в
школе

1.
Развитие эмоций в раннем и дошкольном возрасте. Развитие чувств
дошкольника. Динамика развития эмоций и чувств
2.
Развитие воли. Возникновение воли как способности к управлению
поведением. Генезис волевых действий. Стремление к цели. Значение мотивов.
Планирование
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое задание 14. Применение знаний о эмоционально-волевом развитии
воспитанников при решении педагогических задач
Содержание учебного материала
1.
Развитие темперамента в раннем и дошкольном возрасте. Развитие характера
дошкольника. Развитие способностей у детей дошкольного возраста
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Подбор и анализ диагностических методик для выявления
индивидуально-типологических особенностей воспитанников
Практическое задание 16. Применение знаний об индивидуально-типологических
особенностях воспитанников при решении педагогических задач
Содержание учебного материала
1.
Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему
школьному возрасту. Кризис 7 лет. Характеристика компонентов психологической
готовности к школе
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17. Подбор и анализ диагностических методик для
определения психологической готовности дошкольников к школе

Промежуточная аттестация
Всего:

1

1
1
2/1

ОК 01; ОК 02

1
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02

1
1
1
2
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1 образовательной
программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие
для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08012-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491309 (дата
обращения: 21.06.2022).
2.
Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для вузов / Н. Е. Веракса,
А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 429 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-15251-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489412 (дата обращения:
21.06.2022).
3.
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией
Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10206-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498966 (дата обращения:
21.06.2022).
4.
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией
Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 240 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10203-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498967 (дата обращения:
21.06.2022).
3.2.2 Дополнительные источники
1.
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста:
учебник и практикумдля СПО [Текст] / Е. Е. Алексеева. – 2–е изд., испр. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2018. – 195 с.
2.
Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб.
пособие для СПО [Текст] / В. Н. Белкина. – 2–е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт,
2018. – 170 с.
3.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва
: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452935
4.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для
академического бакалавриата [Текст] / О. О. Гонина. – 2–е изд., испр. и доп. – М. :
Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых рамках дисциплины
анализировать
поиск,
выбор
решения экспертное
педагогические
ситуации, педагогических ситуаций на наблюдение за ходом
применяя знания об общих и основе применения знаний об выполнения
индивидуальных
общих и индивидуальных практической работы;
особенностях,
факторах особенностях,
факторах оценка
результатов
психического развития;
психического
развития, выполнения
применять
имеющиеся использование знаний детской практической работы.
знания
для
решения психологии
при
решении
педагогических задач.
педагогических задач.
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
и
оценка
предмета,
задач, анализ
детская психология как наука знание
тестовых
об
особенностях детской психологии, связи решения
психического
развития детской психологии с другими заданий;
анализ
и
оценка
науками;
ребенка;
основных решения
основные
закономерности понимание
закономерностей психического ситуационных задач;
психического развития;
и
оценка
ребенка.
анализ анализ
развитие
игровой развития
по
деятельности в раннем и социальной ситуации развития презентации
дошкольном
возрасте; в раннем и дошкольном выбранной теме.
сюжетно-ролевая игра как возрасте;
роли
игровой
ведущий вид деятельности понимание
детей дошкольного возраста; деятельности в психическом
развитие деятельности в развитии ребенка в раннем и
раннем
и
дошкольном дошкольном возрасте;
возрасте (бытовая, трудовая, знание структуры сюжетноролевой игры;
продуктивная);
развитие
познавательных оценка влияния сюжетнопроцессов в раннем и ролевой игры на психическое
развитие детей дошкольного
дошкольном возрасте;
развитие личности в раннем и возраста;
понимание роли игрушки в
дошкольном возрасте;
психологическая готовность психическом развитии детей
раннего
и
дошкольного
к обучению в школе;
возраста;
знание особенностей развития
различных видов деятельности
детей в раннем и дошкольном
возрасте. понимание значения
различных видов деятельности

в
психическом
развитии
дошкольников;
знание
особенностей
сенсорного развития детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
развития
речи,
мышления, памяти, внимания и
воображения
у
детей
дошкольного возраста;
знание особенностей развития
личности
в
раннем
и
дошкольном
возрасте.
понимание и оценка условий
развития
личности
детей
раннего
и
дошкольного
возраста;
знание социальной ситуации
развития в период перехода от
дошкольного к младшему
школьному возрасту;
оценка развития компонентов
психологической готовности
детей к школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».