Приложение 3.25
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
Дисципилинарные результаты
Умения
анализировать педагогические
ситуации, применяя знания об
общих
и
индивидуальных
особенностях,
факторах
психического
развития,
психологических механизмах
педагогического процесса;
применять имеющиеся знания
для решения педагогических
задач.
Знания
предмет,
задачи,
психологии
методы
возрастной
предпосылки и условия психического
развития, социальная ситуация развития
взаимосвязь развития и деятельности,
развития и обучения, ведущая деятельность,
зона ближайшего развития;
периодизация
психического
развития;
критические и литические периоды развития
особенности психического развития на
разных возрастных этапах онтогенеза;
предмет, проблемы и методы педагогической
психологии;
психология обучения
концепция
развивающего
обучения
Л. В. Занкова
Гипотеза П. Я. Гальперина о поэтапном
формировании умственных действий.
концепция В. В. Давыдова о содержательных
обобщениях в обучении
психология воспитания. цели, средства,
методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социально-психологические
аспекты воспитания
психология педагогической деятельности.
личность педагога. общие и специальные
способности педагога
индивидуальный
стиль
деятельности
педагога. пути и средства самообразования.
руководство
детскими
группами
и
коллективами
руководство педагогическим коллективом.
предупреждение и устранение конфликтов в
работе педагогического коллектива.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Возрастная психология
Тема 1.1.
Содержание
Предмет и
1. Возрастная психология как особая область психологических знаний. Структура
задачи
возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной психологии с другими науками.
возрастной
2. Основные методологические положения возрастной психологии: методологические
принципы возрастной психологии (принцип детерминизма, принцип системности,
психологии
Тема 1.2.
Предпосылки
и условия психического развития. Социальная ситуация развития
Тема 1.3.
Взаимосвязь
развития и
принцип развития), основные категории возрастной психологии, механизмы развития
личности в онтогенезе.
3. Методы исследования психики в онтогенезе. Характеристика основных и
вспомогательных методов исследования.
Содержание
1. Биологические и социальные факторы психического развития. Современные
подходы к проблеме взаимосвязи наследственности и среды.
2. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Фактор
места и социальная ситуация развития. Современное понимание социальной ситуации
развития в отечественной психологии. Социальные контексты развития в
современной зарубежной психологии.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Применение знаний о предпосылках и условиях психического развития при решении педагогических задач.
Содержание
1. Движущие силы развития психики. Деятельность как фактор психического
развития. Деятельность как источник и движущая сила развития психики. Ведущая
деятельность.
Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
23/11
1
1
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
2/1
1
ОК 01; ОК 02
4
ОК 01; ОК 02
1
1
2/1
1
ОК 01; ОК 02
деятельности,
развития и
обучения
Тема 1.4.
Периодизация
психического
развития
Тема 1.5. Младенчество
Тема 1.6. Раннее детство
2. Обучение как фактор психического развития. Содержание и форма обучения.
Уровни развития. «Зона ближайшего развития» ребенка.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Применение знаний о взаимосвязи развития и деятельности, развития и обучения при решении педагогических задач.
Содержание
1. Генетическая и функциональная периодизация. Критерии деления жизненного
пути на периоды.
2. Первые возрастные периодизации психического развития: П. П. Блонский, Ш.
Бюлер. Периодизация Л. С. Выготского. Понятие о критических и литических
периодах.
3. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы. Периодизации З.
Фрейда, Э. Эриксона. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже.
4. Отечественные периодизации психического развития: периодизации Д.Б.
Эльконина, А.В. Петровского.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Изучение современного состояния проблемы периодизации
психического развития.
Содержание
1. Пренатальное развитие, его особенности. Психологическая характеристика акта
рождения. Общая характеристика периода новорожденности.
2. Психическое развития в младенчестве: характеристика социальной ситуации
развития, ведущая деятельность в младенчестве, характеристика психического
развития в первой и второй половине младенчества. Кризис 1 года (причины,
особенности протекания, следствия), основные новообразования младенчества.
3. Проблема депривации в младенчестве, ее последствия для психического развития.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Применение знаний об особенностях психического развития в младенчестве при решении педагогических задач.
Содержание
1. Психическое развитие в раннем детстве: характеристика социальной ситуации
развития, ведущая деятельность в раннем детстве (орудийная и предметная
1
1
2/1
1
ОК 01; ОК 02
1
1
2/1
1
ОК 01; ОК 02
1
1
2/1
1
ОК 01; ОК 02
Тема 1.7. Дошкольное детство
Тема 1.8.
Младший
школьный
возраст
Тема 1.9.
деятельность, этапы развития предметной деятельности).
2. Развитие познавательной сферы в раннем детстве
3. Становление эмоциональной сферы, распознавание эмоций окружающих
4. Становление самосознания и индивидуальности в раннем детстве. Обща
характеристика кризиса 3 лет
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Применение знаний об особенностях психического развития в раннем детстве при решении педагогических задач.
Содержание
1. Психическое развития в дошкольном детстве: характеристика социальной ситуации
развития, сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.
2. Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
3. Эмоциональное развитие и развитие личности дошкольника.
4. Психологическая готовность к школьному обучению. Характеристика кризиса 7
лет. Новообразования дошкольного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Применение знаний об особенностях психического развития в дошкольном детстве при решении педагогических задач.
Практическое занятие 7. Изучение психологической готовности дошкольников к
обучению в школе.
Содержание
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном
возрасте. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Стили
общения учителя и их влияние на адаптацию детей к школе и формирование
познавательной мотивации.
2. Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте. Развитие
произвольности поведения, внимания и памяти в младшем школьном возрасте.
3. Развитие личности младшего школьника.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Применение знаний об особенностях психического развития в младшем школьном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание
1
1
3/1
2
ОК 01; ОК 02
1
0,5
0,5
2/1
1
ОК 01; ОК 02
1
1
2/1
ОК 01; ОК 02
Подростковый
возраст
Тема 1.10.
Юношеский
возраст
Тема 1.11.
Психология
зрелости
Тема 1.12. Пси-
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Подростковый кризис и детско-родительские отношения: возрастной кризис
отрочества, роль взрослого в психическом развитии подростка.
2. Развитие познавательных психических процессов и учебная деятельность
подростков. Становление формальных операций и развитие мышления в отрочестве.
3. Развитие самосознания подростка: структура самосознания подростка, самооценка
подростков, развитие самосознания в подростковом возрасте. Моральное развитие
подростка. Общение со сверстниками. Социализация подростков. Рисковое поведение
подростков и маргинальность подростковой субкультуры. Основные достижения
подросткового возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Применение знаний об особенностях психического развития в подростковом возрасте при решении педагогических задач.
Содержание
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте.
Когнитивное развитие, становление индивидуального когнитивного стиля.
2. Развитие
личности,
проблема
самореализации
и
самоопределения.
Психологические особенности выбора профессии.
3. Половая идентификация. Отношения между сверстниками, любовь в юношестве.
Феномен юношеской субкультуры. Формальные и неформальные группы, их роль в
развитии и социальной идентичности юношества. Основные достижения юношеского
возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Применение знаний об особенностях психического развития в юношеском возрасте при решении педагогических задач.
Содержание
1. Понятие зрелости в психологии, виды зрелости. Периодизация зрелого возраста.
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в зрелом возрасте.
2. Особенности психического развития в зрелом возрасте: познавательное развитие и
творчество в зрелом возрасте. Развитие интеллекта.
3. Проблема развития личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого возраста.
Содержание
1
1
1
3/1
2
ОК 01; ОК 02
1
1
1
1
ОК 01; ОК 02
1
ОК 01; ОК 02
хология пожилого возраста
1. Психологическая характеристика процесса старения. Понятия «старость» и
«старение». Кризис пожилого возраста.
2. Познавательное развитие в пожилых и старых людей. Общие тенденции
интеллектуального развития пожилых людей. Компенсаторные механизмы в период
старения.
3. Развитие личности в позднем возрасте. Психометрические параметры личности и
стабильность «Я-концепции». Роль общения в пожилом возрасте. Проблемы
обучаемости в течение жизни.
Раздел 2. Педагогическая психология
Тема 2.1.
Содержание
Предмет,
1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Связь с другими науками.
проблемы и
Проблема связи педагогического воздействия и развития ребенка. Проблема
соотношения обучения и воспитания. Проблема системного характера развития и
методы
педагогической комплексности педагогических воздействий.
2. Общие и специальные методы педагогической психологии. Методы исследования,
психологии
консультирования и педагогической коррекции. Организационные, процедурные и
оценочные методы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Оптимальная педагогическая подготовка воспитателя.
Тема 2.2.
Содержание
Психология
1. Исходные понятия психологии обучения. Основные психологические проблемы
обучения
традиционного обучения. Психологическая сущность программированного обучения.
Сущность и организация проблемного обучения.
2. Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова. Гипотеза П. Я. Гальперина о
поэтапном формировании умственных действий. Концепция В. В. Давыдова о
содержательных обобщениях в обучении.
3. Контроль процесса обучения и проблемы его формирования. Психологические
вопросы педагогической отметки и оценки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Анализ и решение педагогических ситуаций обучения дошкольников (совершенствование восприятия, памяти, мышления, подготовка к обучению в школе).
1
11/7
3/2
1
2
2
3/2
1
2
1
ОК 01; ОК 02
ОК 01; ОК 02
Практическое занятие 13. Подбор и разработка игр для детей дошкольного возраста,
направленных на развитие познавательных психических процессов.
Тема 2.3.
Содержание
Психология
1. Теоретические вопросы воспитания. Цели воспитания. Зависимость целей
воспитания
воспитания от состояния и перспектив развития общества. Средства как способы
психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения
человека. Методы воспитания. Инструменты воспитания.
2. Социально-психологические аспекты воспитания. Общение и его роль в
воспитании. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание. Формирование и
изменение социальных установок. Фазы психологического воздействия на социальны
установки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания
дошкольников в игровой деятельности.
Практическое занятие 15. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания
дошкольников в трудовой деятельности.
Тема 2.4.
Содержание
Психология
1. Личность педагога. Общие и специальные способности педагога. Индивидуальный
педагогической стиль деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
деятельности
2. Совершенствование педагогической деятельности. Основные пути и средства
самообразования. Стимулирование психологического образования воспитателя.
Психология педагогической саморегуляции.
3. Руководство детскими группами и коллективами. Управление межличностными
отношениями в детских группах и коллективах. Организация детской групповой
деятельности.
4. Руководство педагогическим коллективом. Стиль и методы руководства
коллективом. Пути повышения мотивации педагогической деятельности.
Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Диагностика личностных качеств и способностей (тесты
«Профессиональная мотивация», «Художник или мыслитель?», «Психологический
тип», «Три я» и др.).
Практическое занятие 17. Составление профессиограммы и индивидуального порт-
1
2/1
1
ОК 01; ОК 02
1
1
3/2
1
2
2
ОК 01; ОК 02
рета воспитателя.
Практическое занятие 18. Анализ конфликтных ситуаций в педагогической деятельности воспитателя. Разрешение конфликтов в педагогической деятельности.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1 образовательной
программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Возрастная и педагогическая психология : учебник для среднего
профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией
Б. А. Сосновского. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2023. —
359 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00052-8. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513567 (дата
обращения: 21.12.2022).
2.
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и
практикум для СПО [Текст]/ Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общ. ред. Т. В.
Скляровой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.— (Профессиональное образование).—
ISBN 978-5-534-00052-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452619
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева,
Е. А. Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2.
Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] /
С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2018. – 234 с.
3.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО [Текст] / под
ред. Б.А. Сосновского. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
4.
Шапошникова, Т. Е. Возрастная психология и педагогика : учебник и
практикум для СПО [Текст] / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. –
2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. –(Серия :
Профессиональное образование).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
предмет, задачи, методы
возрастной психологии
предпосылки и условия
психического
развития,
социальная ситуация развития
взаимосвязь развития и
деятельности,
развития
и
обучения, ведущая деятельность,
зона ближайшего развития;
периодизация
психического
развития;
критические
и
литические
периоды развития
особенности
психического
развития
на
разных
возрастных
этапах
онтогенеза;
предмет, проблемы и
методы
педагогической
психологии;
психология обучения.
концепция развивающего
обучения
Л.
В.
Занкова.
Гипотеза П. Я. Гальперина о
поэтапном
формировании
умственных
действий.
Концепция В. В. Давыдова о
содержательных обобщениях в
обучении
психология воспитания.
цели,
средства,
методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социальнопсихологические
аспекты
воспитания.
психология
педагогической
деятельности.
личность педагога. общие и
специальные
способности
педагога. индивидуальный стиль
деятельности педагога. пути и
средства
самообразования.
руководство детскими группами
и коллективами.
предупреждение и
знание предмета, задач,
методов возрастной психологии
понимание предпосылок и
условий психического развития
анализ
социальной
ситуации развития на разных
этапах онтогенеза
понимание
взаимосвязи
развития
и
деятельности,
развития и обучения, понимание
значения ведущей деятельности в
психическом развитии человека
на разных возрастных этапах;
понимание
значения
зоны
ближайшего
развития
для
психического развития человека
знание
различных
подходов
к
периодизации
психического развития;
понимание
значения
критических
и
литических
периодов
для
психического
развития
знание
особенностей
психического развития на разных
возрастных этапах онтогенеза
знание предмета, проблем
и
методов
педагогической
психологии
знание
и
сравнение
различных концепций обучения
знание целей, средств,
методов, инструментов,
социально-психологических
аспектов воспитания
анализ и оценка
решения тестовых
заданий
анализ
и
оценка
решения
ситуационных
задач
анализ
и
оценка
презентации
по
выбранной теме
анализ
и
оценка
решения
ситуационных
задач
устранение конфликтов в работе
педагогического коллектива.
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
анализировать
педагогические
ситуации,
применяя знания об общих и
индивидуальных особенностях,
факторах
психического
развития,
психологических
механизмах
педагогического
процесса;
применять
имеющиеся
знания
для
решения
педагогических задач.
поиск, выбор решения
педагогических ситуаций на
основе применения знаний об
общих
и
индивидуальных
особенностях,
факторах
психического
развития,
психологических
механизмах
педагогического процесса;
использование
знаний
возрастной и педагогической
психологии
при
решении
педагогических задач
экспертное
наблюдение
за
ходом выполнения
практической
работы
оценка
результатов
выполнения
практической
работы