ОП.04 Основы психологии

Приложение 3.24
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Основы психологии»

2023 г.

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Основы психологии»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.04 Основы психологии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
ОК 01
применять знания психологии предмет, задачи и методы психологии;
ОК 02
при решении педагогических развитие психологии как науки;
ОК 09
задач;
психика и ее развитие;
выявлять
индивидуальные сознание и самосознание;
особенности
познавательной деятельность,
ее
психологическая
сферы,
индивидуально- структура, виды деятельности;
типологические и личностные познавательные психические процессы:
особенности.
ощущение,
восприятие,
внимание,
память, мышление, речь, воображение;
эмоционально-волевые процессы;
индивидуально-психологические
особенности человека: темперамент,
характер, задатки, способности
человек как индивид, субъект, личность,
индивидуальность;
структура личности; формирование
личности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

76

в т.ч. в форме практической подготовки

42

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

практические занятия

36

Самостоятельная работа

2
4

Промежуточная аттестация

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Предмет Содержание
и задачи
1. Предмет и задачи психологии как науки. Сравнительная
психологии
характеристика научной и житейской психологии.
2. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками. Связь
психологии с педагогической наукой и практикой
Тема 1.2. Методы Содержание
изучения психики 1. Понятие о методе научного познания в психологии. Методы
психологии на разных этапах ее развития: метод интроспекции,
объективные методы, психоанализ, методы психологической помощи.
2. Основные методы психологических исследований. Классификация
Б.Г. Ананьева.
Тема 1.3. Психика Содержание
и ее развитие
1. Понятие о психике. Возникновение и развитие психики. Гипотеза А.
Н. Леонтьева о чувствительности. Эволюция психики. Основные стадии
развития психики животных. Общее представление о формах поведения:
инстинкт, научение, навык, интеллект.
2. Физиологические основы психики человека
Тема 1.4.
Содержание
Сознание
1. Сознание как высшая форма отражения человеком действительности.
человека
Структура сознания.
2. Культурно-историческая концепция развития психики человека.
Понятие высшей психической функции. Основные источники развития

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
9/2
1/-

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
1/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
1/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
2/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

высших психических функций у человека. Сравнение психики человека
и животных.
3. Сознание и бессознательное. Общая характеристика неосознаваемых
психических процессов.
Тема 1.5.
Содержание
Деятельность
Основные
понятия
психологической
теории
деятельности.
Макроструктура деятельности. Соотношение внешней и внутренней
деятельности. Освоение деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Решение психологических задач по теме
«Деятельность»
Раздел 2. Познавательные психические процессы
Тема 2.1.
Содержание
Ощущения
1. Понятие об ощущениях, функции ощущений. Физиологические
механизмы ощущений. Классификация видов ощущений
2. Основные свойства ощущений: (чувствительность, адаптация,
контраст ощущений, сенсибилизация, синестезия).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Исследование взаимодействий ощущений и
компенсаторных возможностей ощущений
Практическое занятие 3. Решение психологических задач по теме
«Ощущения»
Тема 2.2.
Содержание
Восприятие
1. Понятие о восприятии, свойства восприятия: предметность,
целостность, константность и осмысленность восприятия. Зависимость
восприятия от характера деятельности. Роль моторных компонентов в
восприятии.
2. Классификация видов восприятия.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Иллюзии зрительного восприятия
Практическое занятие 5. Решение психологических задач по теме
«Восприятие»
Содержание

4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
2
33/20
4/3

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
3
2
1
4/3

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
3
2
1
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Тема 2.3.
Внимание

Тема 2.4. Память

Тема 2.5.
Воображение

Тема 2.6.
Мышление

1. Понятие о внимании, функции внимания. Свойства внимания:
устойчивость, объем внимания, переключение, сосредоточенность,
распределение внимания. Рассеянность и ее виды.
2. Виды внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное
внимание. Развитие внимания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Изучение свойств внимания по результатам
диагностического исследования.
Практическое занятие 7. Решение психологических задач по теме
«Внимание»
Содержание
1. Определение и общая характеристика памяти. Понятие об
ассоциациях, виды ассоциаций. Процессы памяти. Свойства и виды
памяти.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Исследование индивидуальных особенностей
памяти. Развитие памяти. Мнемотехника.
Практическое занятие 9. Решение психологических задач по теме
«Память»
Содержание
Понятие о воображении, функции воображения. Виды воображения.
Приемы воображения.
Воображение и творчество. Понятие о креативности. Развитие
воображения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Решение психологических задач по теме
«Воображение»
Содержание
1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной
деятельности. Виды мышления. Предметно-действенное, нагляднообразное, словесно-логическое мышление.
2. Операции мышления. Процесс решения мыслительных задач. Формы
мышления: понятие, суждение, умозаключение.

2
2
1
1
5/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
2
2
2
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

1
1
2
2
8/4

4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

3. Развитие мышления
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Исследование особенностей мышления на
основе результатов диагностического исследования.
Практическое занятие 12. Решение психологических задач по теме
«Мышление»
Тема 2.7. Речь
Содержание
1. Речь и ее функции. Речь как средство общения (коммуникация) и
обобщения (мышления). Отличие речи от языка. Значение и смысл.
2. Соотношение мышления и речи. Представление о внутренней речи, ее
структура и значение. Эгоцентрическая речь. Развитие речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Решение психологических задач по теме
«Речь»
Раздел 3. Личность. Индивидуальные особенности личности
Тема 3.1. Человек Содержание
как субъект,
1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», их
личность и
соотношение. Понятие о человеке как субъекте и личности. Структура
индивидуальность личности. Самосознание личности. Я-концепция. Механизмы
психологической защиты.
2. Направленность личности, формы ее проявления.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13-14. Решение психологических задач по теме
«Личность»
Тема 3.2.
Содержание
Эмоционально1. Общая характеристика эмоций. Физиологическая основа эмоций.
волевая сфера
Функции и виды эмоций. Высшие чувства. Развитие эмоций.
личности
2. Воля: понятие, значение. Структура волевого акта. Мотивация и
волевая активность. Волевые качества человека и их развитие.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Психологические состояния и их регуляция.
Практическое занятие 16. Исследование волевых качеств личности.

4
2
2
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
2
2
30/20
4/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
2
2
8/6
2
6
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Практическое занятие 17. Решение психологических задач по теме
«Эмоционально-волевая сфера личности»
Тема 3.3.
Содержание
Темперамент
1. Понятие
о
темпераменте.
Физиологические
основы
и
психологические характеристики темперамента.
2. Типологии темперамента.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. Исследование типов темперамента.
Практическое занятие 19. Решение психологических задач по теме
«Темперамент»
Тема 3.4.
Содержание
Характер
1. Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера.
2. Типологии характера. Формирование характера.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. Исследование типа характера на основе
самодиагностики.
Практическое занятие 21. Решение психологических задач по теме
«Характер»
Тема 3.5.
Содержание
Способности
1. Понятие о способностях. Задатки и способности. Врожденное и
приобретенное.
2. Виды способностей. Развитие способностей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. Исследование творческих способностей.
Практическое задание 23. Решение психологических задач по теме
«Способности»
Промежуточная аттестация
Всего:

2
6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
4
2
2
6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

2
4
2
2
6/4
2
4
2
2
4
76

ОК 01, ОК 02, ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии п. 6.1.2.1
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 1. Ощущения и
восприятие : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 302 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10265-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517648 (дата
обращения: 21.12.2022).
2. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 261 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10268-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517650 (дата
обращения: 21.12.2022).
3. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 3. Воображение и
мышление : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10269-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517651 (дата
обращения: 21.12.2022).
4. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для среднего
профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 185 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00903-3. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/490034 (дата обращения: 12.08.2022).
5. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов /
А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
317 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02105-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491042 (дата
обращения: 12.08.2022).
6. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-59916-6288-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490180 (дата обращения: 12.08.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева,
Е. А. Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2.
Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] / С. В.
Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : Издательство
Юрайт, 2018. – 234 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых рамках дисциплины
применять знания общей использование
знаний оценка
результатов
психологии при решении психологии
при
решении выполнения
психологических задач;
психологических задач;
практической работы;
выявлять
индивидуальные поиск, выбор и применение
экспертное
особенности познавательной методик для определения
наблюдение за ходом
сферы,
индивидуально- индивидуальных особенностей выполнения
типологические
и познавательной сферы,
практической работы.
личностные особенности
индивидуальнотипологических и личностных
особенностей.
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
предмет, задачи и методы знание предмета, задач и
анализ и оценка
психологии;
методов психологии как науки; решения тестовых
развитие психологии как
этапов развития психологии
заданий;
науки;
как науки;
анализ и оценка
психика и ее развитие;
понимание возникновения и
решения
сознание и самосознание;
развития психики, сравнение
ситуационных задач;
деятельность, ее
психики животных и человека; анализ и оценка
психологическая структура,
понимание сознания как
презентации по
виды деятельности;
формы отражения человеком
выбранной теме
познавательные психические действительности
процессы: ощущения,
знание понятия деятельность,
восприятие, внимание,
структуры деятельности, видов
память, мышление, речь,
деятельности;
воображение;
анализ закономерностей
человек как индивид,
формирования различных
субъект, личность,
видов деятельности;
индивидуальность,
знание понятия, видов
структура личности;
различных познавательных
самосознание, Я-концепция; психических процессов;
направленность личности;
понимание значения
эмоции, чувства, воля,
познавательных психических
темперамент;
процессов в жизни человека;
индивидуальносравнение познавательных
типологические особенности психических процессов;
человека: характер, задатки,
знание проекций человека в
способности.
психологии (человек, как
индивид, субъект, личность,
индивидуальность), структуры
личности;
знание самосознания,
структуры самосознания,
направленности личности,
понимание Я-концепции;

оценка механизмов
психологической защиты
личности;
понимание значения эмоций,
чувств и воли в жизни
человека;
знание основных типов
темперамента;
понимание значения
темперамента в жизни
человека, оценка влияния типа
темперамента на деятельность
человека;
знание индивидуальнотипологических особенностей
человека (характер, задатки,
способности);
понимание значения их в
жизни человека, оценка
влияния характера и
способностей на деятельность
человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».