Приложение 3.22
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Аннотация
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП 02. Основы педагогики»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП 02. Основы педагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.02 Основы педагогики» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 09
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
находить и анализировать информацию,
необходимую
для
решения
профессиональных
педагогических
проблем,
повышения эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального самообразования и
саморазвития.
ориентироваться
в
современных
проблемах образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования.
Проектировать цели и задачи обучения,
воспитания.
определять педагогические возможности
различных методов, приемов, форм
организации обучения, воспитания.
взаимосвязь педагогической науки и
практики, тенденции их развития
значение и логику целеполагания в
обучении и педагогической деятельности
принципы обучения и воспитания
особенности содержания и организации
педагогического процесса в условиях
разных
типов
образовательных
организаций на различных уровнях
образования
формы, методы и средства обучения и
воспитания,
их
педагогические
возможности и условия применения
психолого-педагогические
условия
развития мотивации и способностей в
процессе
обучения,
основы
развивающего
обучения,
дифференциации и индивидуализации
обучения и воспитания
педагогические условия предупреждения
и коррекции социальной и школьной
дезадаптации
понятие нормы и отклонения, нарушения
в
соматическом,
психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии
человека
(ребенка),
их
систематику и статистику;
особенности работы с одаренными
детьми,
детьми
с
особыми
образовательными
потребностями,
девиантным поведением
приемы привлечения учащихся к
целеполаганию, организации и анализу
процесса и результатов обучения
средства контроля и оценки качества
образования, психолого-педагогические
основы оценочной деятельности педагога
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
78
в т.ч. в форме практической подготовки
42
в т. ч.:
теоретическое обучение
34
практические занятия
36
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
2
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности.
Мастерская по компетенции «Дошкольное образование», оснащенная необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Л. С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 246 с.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2020. – 377 с.
2. История педагогики и образования: учебник для среднего профессионального
образования / А.И. Пискунов и др.; под общ. ред. А.И. Пискунова. – 4-е изд., перераб. и доп.
– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 452 с.
3. Левшунова Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное образование:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.А. Левшунова и др. –
Красноярск – Лесосибирск, 2017. – 114 с.
4. Педагогический словарь/ Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: учебник для среднего профессионального
образования / И.П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. –
576 с.
6. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ.
учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов, Э.В. Онищенко. - М.: Издательский
центр «Академия», 2016. – 368 с.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.
Издательский центр «Академия», 2013. – 496с.
8. Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т.В. Фуряева. – 2-е изд. – М.: Издательство
Юрайт, 2020. – 176 с.
9.
Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.
/ А.В. Хуторской. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
Находить и анализировать
информацию, необходимую
для
решения
профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической деятельности,
профессионального
самообразования
и
саморазвития.
Ориентироваться
в
современных
проблемах
образования, тенденциях его
развития и направлениях
реформирования.
Проектировать цели и задачи
обучения, воспитания.
Определять
педагогические
возможности
различных
методов,
приемов,
форм
организации
обучения,
воспитания.
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
Критерии оценки
Методы оценки
Умение
анализировать
информацию.
Владение приемами составления
планов
профессионального
самообразования и саморазвития.
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям.
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практической
работы.
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности и
навыков получения
нового знания
каждым
обучающимся.
Оценка ответов в
устной/письменной
форме.
Экзамен.
Владение
навыком
ориентирования в современных
проблемах образования.
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям.
Формулирует цели и задачи
обучения с учетом заданных
условий (возраст обучающихся,
тема, содержание материала,
направление
воспитания
и
доминирующие
культурные
потребности) .
Выделяет
педагогические
возможности различных методов,
приемов, форм организации
обучения и воспитания с учетом
заданных условий.
Экспертное
взаимосвязь педагогической Знание взаимосвязей
науки и практики, тенденции педагогической науки и практики наблюдение за ходом
выполнения
их развития
практической
значение
и
логику Знание значения и логики
работы.
целеполагания в обучении и целеполагания в обучении
Мониторинг роста
педагогической деятельности
уровня
самостоятельности и
принципы
обучения
и Знание принципов обучения и
навыков получения
воспитания
воспитания
нового знания
особенности содержания и Знание особенностей
каждым
организации педагогического организации педагогического
обучающимся.
процесса в условиях разных процесса в условиях разных
Оценка ответов в
типов
образовательных типов образовательных
устной/письменной
организаций на различных организаций
форме.
уровнях образования
формы, методы и средства Знание форм, методов и средств
обучения и воспитания, их обучения и воспитания
педагогические возможности
и условия применения
психолого-педагогические
условия развития мотивации и
способностей
в
процессе
обучения,
основы
развивающего
обучения,
дифференциации
и
индивидуализации обучения и
воспитания
педагогические
условия
предупреждения и коррекции
социальной
и
школьной
дезадаптации
понятие нормы и отклонения,
нарушения в соматическом,
психическом,
интеллектуальном, речевом,
сенсорном развитии человека
(ребенка), их систематику и
статистику;
особенности
работы
с
одаренными детьми, детьми с
особыми образовательными
потребностями, девиантным
поведением
Знание основ развития
мотивации.
Знание основ развивающего
обучения
Знание педагогических условий
школьной дезадаптации
Знание норм, отклонений,
нарушений в соматическом,
психическом, речевом,
интеллектуальном развитии
ребенка
Знание особенностей работы с
одаренными детьми.
Знание особенностей работы с
детьми с особыми
образовательными
потребностями.
Знание особенностей работы с
детьми с девиантным поведением
приемы
привлечения Знание приемов привлечения
учащихся к целеполаганию, учащихся к целеполаганию
организации
и
анализу
процесса
и
результатов
обучения
средства контроля и оценки Знание средств контроля и
качества
образования, оценки
психолого-педагогические
основы
оценочной
деятельности педагога
Экзамен.