СГ.03 Безопасность жизнедеятельности

Приложение 3.18
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.03 Безопасность жизнедеятельности»

2023 г.

Содержание
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.03 Безопасность
жизнедеятельности» ................................................................................................................................... 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................... 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.03 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК,
ОК
ОК
07

Дисциплинарные результаты
Умения

Знания

составлять алгоритм действий по защите от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, при возникновении угроз военного
характера;
разрабатывать профилактические меры для о государственной системе защиты населеснижения уровня опасностей различного ния от опасных и чрезвычайных ситуаций;
рода и их последствий в быту;
составлять структуру гражданской обороны об организации защиты и жизнеобеспечедля объекта экономики;
ния населения в чрезвычайных ситуациях;
использовать приёмы учебной эвакуации; предназначение, структуру, задачи гражалгоритм поведения в коллективных данской обороны;
средствах защиты населения от оружия
массового
поражения (бомбоубежище,
подвал, чердак);
применять использование СИЗ;
о первой помощи при травмах и несчастных случаях;
использовать
приемы
первичного о здоровье и здоровом образе жизни
пожаротушения
(подручные
средства,
профессиональные огнетушители);
оказывать первую (доврачебную) помощь истории создания Вооружённых Сил Роспри кровотечениях и ранах, травмах опорно- сийской Федерации;
двигательного аппарата, при отравлениях;
выполнять строевые приёмы в соответствии организационной структуры Вооруженсо Строевым уставом ВС РФ
ных Сил РФ;
понятий воинской обязанности (виды
службы, подготовка к службе, воинская
дисциплина, качества личности военнослужащего и других);
боевых традиций, символов, ритуалов Вооруженных Сил России.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

в т.ч. в форме практической подготовки

36

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

практические занятия

34

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный заяет)

4
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Объем, акад.
ч / в том
числе в
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
форме
разделов и тем
обучающихся
практической
подготовки,
акад. ч
1
2
3
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населе24/6
ния
Тема 1.
Содержание учебного материала
10/1
Чрезвычайные си- Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
9
туации мирного и характера, источники их возникновения.
военного времен
Классификации чрезвычайных ситуаций: по масштабам их распространения,
по тяжести последствий, по скорости распространения, по очагам
возникновения
Чрезвычайные ситуации военного характера.
Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера –
современные средства поражения: химические, ядерные, бактериологические.
Безопасное поведение человека при чрезвычайных ситуациях военного
характера.
Прогнозирование
чрезвычайных
ситуаций.
Теоретические
основы
прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование природных и
техногенных катастроф. Порядок выявления и оценки обстановки.
Классификация природных чрезвычайных ситуаций: гидродинамические,
метеорологические, геофизические, геотермальные. Уровни воздействия и
сила катастроф.
Наводнения, оползни, эрозионные процессы, извержение вулканов,
землетрясения, цунами, тайфуны и торнадо, водные нагоны, затопления,
морозы и др. Безопасное поведение человека при чрезвычайных ситуациях
природного характера.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК 07

В том числе практических и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Характеристика чрезвычайных ситуаций различного происхождения».
Тема 2.
Содержание учебного материала
Организация заЕдиная государственная система по предупреждению и ликвидации
щиты населения и чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания и основные задачи
территорий в
РСЧС по защите населения от ЧС, силы и средства ликвидации ЧС.
условиях чрезвыМЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и
чайных ситуаций
территорий от ЧС. История возникновения и развития, структура МЧС РФ.
Основные задачи, силы и средства ликвидации ЧС.
Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий. Инженерная защита от ЧС. Средства индивидуальной защиты.
Эвакуационные мероприятия.
В том числе практических и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения».
Практическое занятие 3. «Использование средств индивидуальной защиты
(противогазы, ОЗК)».
Практическое занятие 4. «Использование инженерных сооружений от оружия
массового поражения».
Практическое занятие 5. «Отработка навыков эвакуации из здания».
Тема 3.
Содержание учебного материала
Устойчивость объ- Общие понятия об устойчивости объектов экономики в ЧС. Факторы,
ектов экономики в определяющие устойчивость работы объектов экономики. Основные
условиях чрезвымероприятия, обеспечивающие и повышающие устойчивость объектов
чайных ситуаций
экономики в ЧС.
Обеспечение надёжной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности
инженерно-технического комплекса, обеспечение надёжности и оперативности
управления производством, подготовка объектов к переводу на аварийный
режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства.
Расследование травм на производстве. Комиссия по расследованию, порядок
действий.

1
1
10/4
6

ОК 07

4
1
1
1
1
4/1
3

ОК 07

В том числе практических и лабораторных работ
Практическое занятие 6. «Разработка и составление профилактических мер
для снижения уровня опасностей различного рода и их последствий в быту».
Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки
Модуль «Основы военной службы» (для юношей)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основы военной
1. Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российбезопасности Рос- ской Федерации, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы
сийской Федераграждан
ции
2. Организация обороны Российской Федерации
В том числе практических занятий
Практическое занятие 7. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания, их основные задачи
Практическое занятие 8. Общая физическая и строевая подготовка
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Вооруженные
1. Русская военная сила – от княжеских дружин до ракетно-космических
Силы Российской войск. Назначение и задачи Вооруженных Сил
Федерации
2. Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами
3. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 гг
В том числе практических занятий
Практическое занятие 9. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания, их основные задачи
Практическое занятие 10. Общая физическая и строевая подготовка
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Воинская обязан1. Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет граждан. Приность в Российзыв граждан на военную службу
ской Федерации
2. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
3. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе

1
1
48/12
48/12
10/3

ОК 07

7
3
1
2
–
10/3

ОК 07

7
3
1
2
–
8/1

7

ОК 07

В том числе практических занятий
Практическое занятие 11. Обязательная подготовка граждан к военной службе
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Символы воин1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевые
ской чести. Боетрадиции Вооруженных сил РФ
вые традиции Во2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военоруженных Сил
ной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
России
3. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество
В том числе практических занятий
Практическое занятие 12. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Практическое занятие 13. Общая физическая и строевая подготовка
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Организационные
1. Военная служба – особый вид государственной службы. Воинские должи правовые осности и звания военнослужащих. Правовой статус военнослужащих
новы военной
2. Права и обязанности военнослужащих. Социальное обеспечение военнослужбы в Россий- служащих. Начало, срок и окончание военной службы. Увольнение с военной
ской Федерации
службы
3. Прохождение военной службы по призыву. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба
В том числе практических занятий
Практическое занятие 14. Ответственность военнослужащих. Общевоинские
уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
Практическое занятие 15. Общая физическая и строевая подготовка
Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Общие правила
1. Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика поражений ороказания первой
ганизма человека от воздействия опасных факторов. Общие правила и порядок
помощи
оказания первой медицинской помощи
2. Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма

1
1
–
10/3

ОК 07

7

3
1
2
–
10/2

ОК 07

8

2
1
1
48/12
24/6
18

ОК 07

3. Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при
различных повреждениях
В том числе практических занятий
Практическое занятие 7. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
Практическое занятие 8. Первая помощь при отсутствии сознания, при остановке дыхания и отсутствии кровообращения (остановке сердца)
Практическое занятие 9. Первая помощь при наружных кровотечениях, при
травмах различных областей тела
Практическое занятие 10. Первая помощь при ожогах и воздействии высоких
температур, при воздействии низких температур
Практическое занятие 11. Первая помощь при попадании инородных тел в
верхние дыхательные пути, при отравлениях
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Профилактика ин1. Из истории инфекционных болезней. Классификация инфекционных зафекционных забо- болеваний. Общие признаки инфекционных заболеваний
леваний
2. Воздушно-капельные инфекции. Желудочно-кишечные инфекции. Пищевые отравления бактериальными токсинами
3. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний
В том числе практических занятий
Практическое занятие 12. Правила госпитализации инфекционных больных
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Обеспечение здо1. Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ жизни и его сорового образа
ставляющие
жизни
2. Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки. Факторы риска. Понятие об иммунитете и его видах
В том числе практических занятий
Практическое занятие 13. Показатели здоровья и факторы, их определяющие
Практическое занятие 14. Оценка физического состояния
Практическое занятие 15. Составление индивидуальных карт здоровья с режимом дня, графиком питания с возможностью отслеживать свои показания
Промежуточная аттестация
ВСЕГО

6
2
1
1
1
1
12/2

ОК 07

10
2
2
12/4
8
4
1
1
2
72

ОК 07

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Безопасность жизнедеятельности», оснащенный оборудованием в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Безопасность жизнедеятельности/ Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А.
Прокопенко, Г. В. Гуськов – 18-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2020. - 173 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Сапронов Ю.Г., Занина И.А. Безопасность жизнедеятельности: электронный
учебно-методический комплект. – М.: Издательский центр «Академия».
2. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04629-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 06.07.2022)
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12
декабря 1993 г.
2. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ
3. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998
N 53-ФЗ
4. Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N
113-ФЗ
5. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ
6. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 22.01.2018) "Об утверждении
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом
внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб
Вооруженных Сил Российской Федерации")
7. Первая
медицинская
помощь
[Электронный
ресурс]
https://lifehacker.ru/2013/12/24/first-aid/
3. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс] http://www.school-obz.org
8. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] - http://0bj.ru/
9. Все о пожарной безопасности [Электронный ресурс] - http://www.0-1.ru
10. Первая медицинская помощь [Электронный ресурс] - http://www.meduhod.ru
11. Портал детской безопасности [Электронный ресурс] - http://www.spasextreme.ru
12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] - http://www.rospotrebnadzor.ru
13. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
[Электронный ресурс] - http://www.gosnadzor.ru
14. МЧС России. [Электронный ресурс] - http://www.mchs.gov.ru./

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, формируемых в рамках дисциплины
о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера, при возникновении угроз
военного характера;
о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
об организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
предназначение, структуру, задачи гражданской обороны;
о первой помощи при травмах и
несчастных случаях;
о здоровье и здоровом образе
жизни;
истории создания Вооружённых
Сил Российской Федерации;
организационной структуры Вооруженных Сил РФ;
понятий воинской обязанности
(виды службы, подготовка к
службе, воинская дисциплина,
качества личности военнослужащего и других);
боевых традиций, символов, ритуалов Вооруженных Сил России.

в соответствии с установленными
называют правила безопасного
поведения человека в опасных ЧС
различного характера (поведение
при пожаре, наводнении, сильных
морозах,
вооружённых
конфликтах);
правильно перечисляют задачи ГО,
называют
примерную
схему
структуры
ГО
для
объекта
экономики (учебное заведение);
поясняют
задачи
РСЧС,
определяют действия по сигналу
«Внимание всем», «Радиационная
опасность»,
«Химическая
и
биологическая опасность»;
правильно
определяют
предназначение, структуру, задачи
гражданской обороны;
правильно, в соответствии
с
принятыми, перечисляют приемы
оказания первой (доврачебной)
помощи;
дают
точные
определения
понятиям;
правильно перечисляют этапы
создания ВС РФ;
дают описание организационной
структуры ВС РФ;
показывают
знания
основных
понятий воинской обязанности;
при устном опросе рассказывают о
боевых
традициях,
ритуалах,
символах ВС РФ.
Перечень умений, формируемых в рамках дисциплины
составлять алгоритм действий при выполнении практической
по защите от негативных воз- работы
составляют
алгоритм
действий чрезвычайных ситуа- поведения,
обучающегося при
ций природного и техногенного
возникновении
чрезвычайной
характера;
ситуации
природного
или
разрабатывать
техногенного
характера,
которая
профилактические меры для

анализ и оценка
решения тестовых
заданий;
анализ и оценка
решения устного
опроса;
анализ и оценка
решения
письменного
опроса.

оценка
выполнения
практических
заданий (работ).

снижения уровня опасностей
различного рода и их
последствий в быту;
составлять
структуру
гражданской обороны для
объекта экономики;
использовать
приёмы
учебной эвакуации; алгоритм
поведения в коллективных
средствах защиты населения
от
оружия
массового
поражения (бомбоубежище,
подвал, чердак);
применять
использование
СИЗ;
использовать
приемы
первичного пожаротушения
(подручные
средства,
профессиональные
огнетушители);
оказывать
первую
(доврачебную) помощь при
кровотечениях
и
ранах,
травмах
опорнодвигательного аппарата, при
отравлениях;
выполнять строевые приёмы
в соответствии со Строевым
уставом ВС РФ

возникла в момент проведения
тренировочного (другого учебного)
занятия;
при выполнении практической
работы точно и верно составляют
алгоритм действий при ЧС (пожар,
обрушение зданий);
при выполнении практической
работы точно и верно составляют
перечень мер по профилактике
опасностей различного рода в быту
(в лифте, на улице, при встрече с
собакой,
при
использовании
пиротехники, при пожаре и прочее);
при выполнении практической
работы
составляют
структуру
гражданской
обороны
для
образовательной
организации
исходя из общих принципов
организации ГО;
при выполнении практической
работы
использует
СИЗОД
(противогаз,
самоспасатель,
респиратор,
маску)
согласно
правилам
их
использования,
определяют алгоритм поведения в
СКЗ;
при выполнении практической
работы точно определяют виды
огнетушителей и перечисляют
алгоритм их использования;
при выполнении практической
работы в соответствии с принятыми
правилами накладывают повязки,
шины, жгут, проводят сердечнолёгочную реанимацию;
при выполнении практической
работы умеют ходить строевым
шагом, выполнять повороты на
месте и в движении; умеют
выходить из строя и возвращаться
обратно, знают форму доклада при
обращении
к
командиру
(начальнику).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».